Монетарные заправилы. Основные положения экономической теории монетаризма и её эволюция

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения монетаристской теории;
  • методологические принципы, используемые приверженцами монитаризма;

уметь

Определять практическую значимость данного варианта количественной теории денег;

владеть

Формами определения взаимосвязей количества денег с другими экономически м и показателя м и.

Возникновение монетаризма

Монетаризм – совокупность принципов, характеризующих влияние денег на функционирование экономики. Данная теория выступает за необходимость поддержания баланса в соотношении между количеством денег, необходимых для функционирования экономики, и производством товаров и услуг. Монетаризм уделяет большое внимание инфляции и объясняет ее чрезмерным увеличением предложения денег.

Монетаризм коренится в количественной теории денег и прежде всего в исследованиях американского экономиста-неоклассика Ирвинга Фишера и представителя кембриджской школы Артура Пигу (с его уравнением обмена MV = PQ, где М – количество денег, V – скорость их обращения, Р – средневзвешенный уровень цен, Q – количество всех товаров). Общим для них был вывод, что уровень цен зависит от количества денег (хотя следует иметь в виду, что Фишер опирается на оборот в сделках, а Пигу – на оборот конечных доходов).

Однако современный вариант количественной теории – монетаризм возник в 50-е гг. XX в., когда появились работы представителей школы во главе Милтоном Фридменом (Milton Friedman, 1912–2006), в которых количественная теория определялась как теория спроса па деньги. Причем в отличие от Кейнса Фридмен считал, что процент оказывает воздействие на спрос на деньги в незначительной степени.

В качестве основных работ, содержащих обоснование монетаристских концепций, следует назвать прежде всего статью М. Фридмена "Количественная теория денег: новая версия" (1956) в сборнике Чикагского университета и совместный с видным экономистом чикагской школы Анной Шварц (Anna Schwartz, 1915–2012) монументальный труд "Монетарная история Соединенных Штатов 1867–1960" (1963). В последней работе авторы доказывали, что изменение темпов роста денежной массы опережает циклическое изменение конъюнктуры. В результате делался вывод, что количество денег является существенным фактором, влияющим на развитие экономики. Поскольку же временные лаги непостоянны, денежно- кредитная политика должна поддерживать стабильный темп роста денежной массы, который соответствует долгосрочному росту экономики.

Основные принципы монетаристской теории

Монетаристские взгляды базируются на представлении об устойчивом и равновесном развитии хозяйства, обеспечиваемом саморегулирующимся рыночным механизмом. Первостепенную опасность для экономики они видят в резких колебаниях денежной массы и обесценении денег, которые ведут к дестабилизации положения, поскольку нарушается естественный процесс движения к равновесию с помощью конкуренции и рыночного ценообразования.

При этом денежный фактор в монетаристской трактовке выступает практически как не зависящий от процессов, идущих в других сферах экономики. Главную вину за наступление периодов экономической неустойчивости монетаристы возлагают на государство: оно, вмешиваясь в экономику, нарушает нормальную работу рыночного механизма. В связи с этим подвергаются критике кейнсианские методы регулирования и обосновывается необходимость отказа от них. В подтверждение данной позиции указывается на неэффективность бюджетного и налогового регулирования, существование временных лагов (запаздывания) в процессе достижения эффекта от государственных мероприятий, отвлечение ресурсов из частного сектора экономики.

Важно запомнить!

Фактически единственным средством регулирования по монетаристской теории является контроль за ростом денежной массы , что связано с особой трактовкой количественной теории денег.

Монетаристская концепция допускает, что количество денег воздействует не только на уровень цен, но и – в краткосрочном периоде – на объем ВНП и скорость обращения денег. Вместе с тем в долгосрочном периоде изменение массы денег признается не оказывающим влияния на величину реального ВПП. В этом монетаризм продолжает оставаться верным классическим традициям.

Пытаясь обосновать новый вариант количественной теории, монетаристы особое внимание уделяют спросу на деньги, который рассматривают в рамках портфельного подхода . При этом приходят к выводу, что функция спроса на деньги исключительно устойчива, т.е. соотношение между денежной массой и доходами изменяется весьма незначительно. Поскольку спрос на деньги стабилен, определяющее значение приобретает предложение денег, иначе говоря, размер денежной массы, зависящий от банковской системы и государственной денежной политики.

Основные положения монетаристского варианта количественной теории денег можно свести к следующим пунктам:

  • 1) рассматривает более широкий спектр активов, включающий долгосрочные правительственные облигации, акции и облигации частных фирм, срочные депозиты, активы в форме недвижимости и т.д. в рамках портфельного подхода;
  • 2) отвергает разделение спроса на деньги на основании мотивов предосторожности, трансакционных и спекулятивных мотивов;
  • 3) рассматривает богатство в различных его формах как один из определяющих факторов спроса на деньги (влияние относительной ценности различных составляющих портфеля активов);
  • 4) рассматривает более широкий круг условий, влияющих на желание населения или фирм предпочесть ликвидные, например, изменения в ожиданиях;
  • 5) учитывает наличие инфляции, которая подрывает полезность денег как средства сбережения;
  • 6) четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы;
  • 7) функция спроса на деньги:

где М / р – реальные денежные остатки; у реальный доход; rв – норма номинального дохода но облигациям; rе – норма номинального дохода по акциям; p * – темп изменения цен; W – доход от физического богатства; и – прочие факторы, воздействующие на спрос на деньги;

  • 8) автономность факторов спроса и предложения денег, а также стабильность величины спроса на них;
  • 9) существование тесной связи между изменением количества денег и изменением величины номинального дохода, причем второе следует за первым с определенным временным лагом;
  • 10) в краткосрочном периоде темпы роста денежной массы оказывают влияние главным образом на производство, а в долгосрочном – на уровень цен.
  • Подробнее см.: Моисеев С. Р. Взлет и падение монетаризма // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 92–104. URL: mirkin.ru/docs/articlcs03-004.pdf
  1. Неоклассическая школа. М.Фридмен и его теоретические подходы
  2. Денежная и экономическая политика по Фридмену
  3. Монетаризм и современная экономическая практика
  4. Рыночная система и государственная система по Фридмену

1. Неоклассическая школа. М.Фридмен и его теоретические подходы

Появление «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнса решило, казалось бы, многие проблемы современности – в работе указывались причины макроэкономической нестабильности и экономических кризисов, обосновывались способы поддержания хозяйственного роста, надлежащей организации инвестиционной и денежной политики. И даже в политическом плане кейнсианство явилось тем мостом, который надежно связывал рыночную и социалистическую экономику простым принципом «больше или меньше государства» в регулятивных процессах. Кейнсианство, таким образом, гармонично вписывалось в социально-политическую доктрину конвергенции, то есть теории постепенного сближения рыночной и социалистической системы.

Такие подходы были идеологически чуждыми и неприемлемыми для ортодоксальных сторонников «свободного рынка» с его «невидимой рукой Провидения», автоматически восстанавливающей экономическое равновесие и социальную справедливость. Последователи ранних классиков в лице А.Смита, Т.Мальтуса, Ж-Б.Сэя, а затем и их идейных продолжателей XIX и ХХ вв. – К.Менгера, О.Бем-Баверка, А.Маршалла, А.Пигу, стали активно критиковать кейнсианцев, вырабатывая при этом обновленные теоретические концепции, получившие общее название неоклассической школы.

Наиболее популярным и теоретически обоснованным является ныне чикагская экономическая школа – школа монетаризма . Второй по значимости концепцией, также набирающей силу, стала доктрина сэплай-сайд экономикс (экономика предложения), которую также без натяжек можно отнести к одному из направлений неоклассической школы. Остановимся на кратком анализе монетаризма.

Признанным лидером неоклассической школы считается Милтон Фридмен (1912-2006), лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г., профессор Чикагского университета. Выходец из семьи эмигрантов, Фридмен стал на новой родине уважаемым ученым с твердым убеждением, что свободная экономика США – лучшая в мире, где каждый может самореализоваться в соответствии с социально одобряемым девизом «self made man» (сам себя сделал). Фридмен всю жизнь посвятил отстаиванию принципов либерализма в экономической и политической жизни, а его труды проникнуты отвращением к тоталитаризму и ограничению прав человека.

Работая в Национальном бюро экономических исследований, М.Фридмен долго изучал денежную политику США и пришел к выводу, что деньги – это квинтэссенция экономической системы; фактически только они имеют значение. Отсюда и название данной экономической школы – монетаризм. Регулируя количество денег в обращении, можно добиваться изменения поведения экономических субъектов.

В основу своих рассуждений Фридмен положил базовое положение количественной теории денег И.Фишера, согласно которому изменение количества денег в обращении ведет к пропорциональному изменению цен;

М· V = P·Q ,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – средний уровень цен;

Q – количество товаров и услуг, циркулирующих в экономике.

Считается, что V и Q относительно постоянные величины, а М и Р – переменные. Если ввести в рассмотрение коэффициент k = Q/V, то можно записать:

М = kP .

Из последнего выражения следует, что масса денег в обращении и средний уровень цен находятся друг с другом в прямо пропорциональной зависимости.

Усложняя уравнение Фишера путем введения в него дополнительных экономических переменных – таких, как ставка процента по облигациям, доход по акциям, темп изменения уровня цен и некоторых других параметров, Фридмен выводил свои уравнения, которые в значительной степени отличались от трактовок кейнсианцев.

По мнению Фридмена, основной причиной изменения номинального (т.е. выраженного в деньгах) дохода служит изменение количества денег в обращении. Причем взаимосвязь между изменением количества денег и номинальным доходом проявляется с определенным временным лагом (т.е. запаздыванием). Если количество денег уменьшается, объем производства сокращается через 6-12 месяцев, затем после появления разрыва между реальными и потенциальными объемами производства следует понижение уровня цен, обычно еще через 6-12 месяцев. Таким образом, величина лага составляет от 1 до 2 лет. Такой же лаг существует и между изменением количества денег и величиной банковского процента. При этом увеличение количества денег первоначально снижает норму процента, так как владельцы «лишних» денег стремятся от них избавиться, приобретая облигации. При неизменном количестве облигаций цена на них растет при одновременном снижении банковского процента. Часть «лишних» денег будет использоваться для покупки других видов ценных бумаг, инвестиционных и потребительских товаров, что стимулирует рост деловой активности.

За адаптационный период в 1-2 года рыночная система достигает состояния динамического равновесия рынков. Возрастает деловая активность, что в свою очередь, вызывает рост товарной массы, которая поглощает излишние деньги в обращении. Из приведенных рассуждений следует, что в основе регулирования экономики лежит управление массой денег в обращении.

2.Денежная и экономическая политика по Фридмену

Исходя из количественного уравнения Фишера монетаристы выводят принцип нейтральности денег: баланс между товарной и денежной массой не создает, с одной стороны, инфляции, с другой – не сдерживает экономический рост. Иными словами, денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Даже в опережающем росте денежного предложения нет ничего страшного. Правительство может использовать программы «количественного смягчения» для стимулирования хозяйственной активности.

Деньги в обращении создаются путем государственной эмиссии банкнот, безналичных средств и путем выдачи денег в долг банками под действующую ставку процента. Причем банковская система выдает деньги заемщикам двух типов: государству и частному сектору.

Потребность государственного сектора в денежных средствах может привести или не привести к созданию новых денег. Если государство для покрытия дефицита бюджета прибегает к увеличению налогов, то деньги не создаются. Если же оно берет займы, то появляются новые деньги.

Процесс появления новых денег поясним на следующем примере (данный процесс получил название банковского мультипликатора ). Пусть в банк сделан вклад в 1000 долл. Допустим, норма обязательных резервов в Центральном банке составляет 20%. Банк, естественно, не хранит у себя деньги, а стремится дать их в кредит предпринимателям или приобрести ценные бумаги, приносящие доход. Таким образом, 200 долл. депонируются на счет обязательных резервов в ЦБ, а на 800 долл. приобретаются ценные бумаги или выдаются кредиты. Эти 800 долл., в свою очередь, попадают в другие банки, которые назовем банками второй ступени. Они также передают 20% денег в форме обязательных резервов от 800 долл. (т.е. 160 долл.), а остальные используют для коммерческих целей. Так процесс будет продолжаться, пока на 25 круге вся сумма не растворится во множестве ступеней банков:

1000 + 800 + 640 + … = 5000 долл.,

т.е. полученная величина может рассматриваться как банковский мультипликатор, который будет равен

М б = 1 / (1 – m ) ,

где m – величина, зависящая от нормы обязательных резервов; m = n – 1; n – коэффициент резервирования. При ставке обязательных резервов в 20% (n = 0,2) банковский мультипликатор будет равен

М б = 1 / (1 – 0,8) = 5.

Вторым фактором, ведущим к созданию денег, являются займы частного сектора. Определяющее воздействие на количество денег в обращении оказывает и курс обмена национальной валюты на иностранную.

Платежный баланс . Способы регулирования платежного баланса обычно сводятся к трем группам мероприятий:

  1. Прямой контроль, предполагающий экспортно-импортные квоты, таможенные тарифы, лицензии, ограничения на миграцию капитала;
  2. Инфляционные и дефляционные меры правительства наряду с изменением ставки рефинансирования;
  3. Изменение фиксированного валютного курса, т.е. девальвация или ревальвация.

Как правило, причины хронического дефицита платежного баланса (т.е. превышение импорта над экспортом, и как следствие отток валюты за границу) кроются в общей неэффективности национальной экономики и слабой конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке. Наименее эффективной мерой регулирования платежного баланса является установление прямого контроля над внешнеэкономическими операциями. В этом случае консервируется экономическая отсталость, а временное улучшение платежного баланса достигается исключительно за счет ограничительных мер.

По мнению монетаристов, дефицит платежного баланса свидетельствует о том, что национальные предприятия производят неконкурентоспособную продукцию и экономика потребляет слишком много импортных товаров. Для того, чтобы предотвратить этот процесс, необходим жесткий контроль над количеством денег в обращении. Сокращая массу денег в обращении, государство добивается того, что субъекты экономики начинают расходовать денежные средства более селективно и экономно. В таких условиях низкоконкурентная продукция практически не пользуется спросом и предприятия, производящие ее, закрываются или модернизируются. Через определенный период времени этот процесс приводит к экономическому подъему и росту экспорта. Общая эффективность экономики и внешнеэкономических связей значительно возрастет благодаря росту конкурентоспособности национальной продукции. Таким образом, хозяйственная система «очищается» от нерентабельных производств, а дефицит платежного баланса исчезает сам собой.

Дерегулирование платежного баланса помогает экономике самостоятельно избавиться от излишних денег в обращении. Благоприятным фактором оказывается введение плавающего курса обмена валют. Формирование валютного курса опирается на такие элементы экономической системы, как уровень цен, зарплаты, производительность труда и уровень занятости. В условиях рыночной экономики величина этих параметров непостоянна. В результате неизбежные отклонения фиксированного курса от реального приводят к осложнениям платежного баланса, что вынуждает правительство вводить прямой контроль над внешнеэкономическими операциями, что ведет, по Фридмену, к превращению рыночной экономики в авторитарную.

Налоги . М.Фридмен активно выступает против правительственных мер по перераспределению доходов, осуществляемых через прогрессивное налогообложение. Эти меры отталкивают людей от занятий, облагаемых высокими налогами, как правило, сопряженных со значительным риском и неудобствами финансового характера. В то же время указанные меры заставляют людей искать различные лазейки в законодательстве в целях снижения величины налогов. В результате фактические налоговые ставки оказываются значительно меньше номинальных и распределение налогового бремени становится произвольным и неравным. Лица с одним и тем же экономическим положением выплачивают совершенно различные налоги в зависимости от источника доходов и от возможностей, которыми они располагают для уклонения от налогов. Фридмен отмечает, что не находит никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода. Это представляется Фридмену типичным случаем насилия с целью отнять у одного и отдать другим, что прямо противоречит индивидуальной свободе.

Монополии . Фридмен выделяет три вида монополий:

  • Монополия в промышленности . Рассматривая экономику США, он замечает, что масштабы деятельности этих монополий незначительны. Обычно в качестве иллюстрации степени монополизма в США приводят автомобильную отрасль. Однако оптовая торговля вдвое значительнее производства автомобилей и в ней чрезвычайно трудно выделить ведущие компании. Кроме того, в этой отрасли весьма сильна конкуренция;
  • Монополизм профсоюзов . Существенное различие между промышленной и профсоюзной монополией Фридмен видит в том, что если за последние полвека тенденции к увеличению масштабов промышленной монополии практически не наблюдалось, то профсоюзная монополия продолжала расти;
  • Правительственная и поддерживаемая правительством монополия, такая, как почта, в значительной степени производство электроэнергии и др.

Фридмен выделяет три основных фактора, ведущих к возникновению монополий.

Первый из них объединяет технические соображения (например, в небольшом городе целесообразно иметь только одну систему водоснабжения). В этом случае проблема технической монополии не имеет удовлетворительного решения. Имеется выбор из трех вариантов: частной и нерегулируемой монополией; частной монополией, регулируемой государством; и монополией под контролем правительства. Фридмен считает, что меньшим злом является частная нерегулируемая монополия. Этот вывод базируется на предположении, что именно такая монополия в отличие от других видов монополий возможно будет подорвана динамичными изменениями в экономике.

Вторым источником возникновения монополий Фридмен называет прямую и косвенную правительственную поддержку. Примерами такой поддержки служат налоговые льготы, предоставление субсидий и эксклюзивных прав. Правительственная поддержка, по его мнению, ведет к неэффективному использованию капитала.

Частный сговор рассматривается в качестве третьего источника образования монополий. Складывающиеся на основе сговора частные картели , как правило, нестабильны и недолговечны, если им не удается заручиться правительственной поддержкой. В результате обязательно возникающего несовпадения интересов членов картеля всегда находится какой-либо отступник и картель распадается.

Для преодоления явлений монополизма правительство, считает Фридмен, должно решиться на ряд мер, ликвидирующих поддержку государством предпринимательской или профсоюзной монополии. И те, и другие, должны подчиняться антитрестовскому законодательству.

Инфляция . Особое место в монетаристской теории занимает проблема борьбы с инфляцией. По мнению Фридмена, инфляция – явление денежного порядка, и борьба с ней возможна лишь в сфере денежного обращения. Существует взаимосвязь между спросом на деньги и количеством денег в обращении. В случае, когда количество денег превышает спрос на них, происходит нарушение равновесия. Частный владелец будет стремиться уменьшить находящиеся у него денежные активы. Однако это стремление осуществимо лишь в том случае, если другой владелец согласиться приобрести их. Людей, стремящихся избавиться от денег, будет значительно больше, чем покупателей. Общий уровень доходов и расходов возрастет, цены вырастут при реальной стоимости наличных денег.

По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ожидает долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить количество наличности, необходимое для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейший рост цен. Так как покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов, и люди будут стараться уменьшать сумму хранимой наличности. Это поднимает цены, заработную плату и номинальные доходы. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом рост общего уровня цен может показывать разные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов.

Опираясь на такое объяснение механизма инфляции, Фридмен предлагает и ряд инструментов, позволяющих на нее воздействовать. Прежде всего необходимо уменьшить количество денег в обращении. При этом конкретные действия могут быть самыми различными в зависимости от условий: увеличение количества ценных бумаг, дерегулирование платежного баланса, снижение государственных расходов и т.д.

По мере того, как экономические субъекты приспосабливаются к новым условиям, в действие самостоятельно вступят силы, направленные на снижение темпов инфляции (силы рынка будут способствовать уравниванию денежной массы и количества товаров).

Все это должно привести к сокращению объемов производства, а затем и к снижению темпов роста цен. Наступит состояние экономического равновесия, являющееся предпосылкой начала экономического роста.

Критика кривой Филлипса . Впервые кривая появилась в 1958 г., когда английский экономист Олбан Филлипс вывел эмпирически взаимосвязь между ежегодным процентным изменением зарплаты и долей безработных в общей массе рабочей силы в Англии на протяжении 1861-1913 гг. Главный вывод из анализа кривой Филипса состоит в том, что стабильность цен и полная занятость являются несовместимыми, конфликтующими целями; уменьшение безработицы достижимо только при увеличении инфляции, а уменьшение инфляции предполагает увеличение численности безработных.

Кейнсианцы утверждали, что между выбором уровня инфляции и безработицы всегда существует разумный компромисс, который дает правительству большие возможности для выбора приемлемого курса политики (например, точку Р 3 и U 3 на рис.1).

Пусть исходному уровню безработицы соответствует темп роста цен Р 1 . Допустим также, что этот уровень безработицы рассматривается правительством страны как слишком высокий. Чтобы снизить его, необходимо, согласно кейнсианским рецептам, осуществить ряд денежно-кредитных и бюджетных мероприятий по стимулированию спроса. В результате увеличится производство и будут созданы новые рабочие места. Норма безработицы упадет до U 2 , но одновременно усилится инфляция – темп роста цен повысится до Р 2 . Обострение инфляции и обесценение денег могут вызвать тревогу финансовых и экономических кругов, и это вынудит правительство принять меры по охлаждению экономики посредством введения кредитных ограничений, сокращения бюджетных расходов и т.п. Цены упадут до Р 3 , но одновременно придется пожертвовать высокой занятостью и пойти на увеличение безработицы до U 3 .

К числу наиболее жестких критиков кейнсианской интерпретации кривой Филлипса относится и М.Фридмен, который в статье «Роль денежно-кредитной политики» отрицает существование постоянного компромисса между инфляцией и безработицей. В частности, Фридмен отвергает важнейший элемент кейнсианской доктрины – теорию «вынужденной» безработицы, которая органически вытекает из присущей капитализму нехватки эффективного спроса. Монетаристы же, исходя из своей трактовки системы, автоматически обеспечивающей максимальный уровень производства и занятости, считают, что безработица носит добровольный характер, является результатом свободного выбора людей. Они доказывают, что если уволенные люди сменили профессию, переменили место жительства или согласились на более низкую заработную плату, они бы нашли работу. Здесь мы видим типично неоклассический подход.

3.Монетаризм и современная экономическая практика

В 1970-х годах в развитых странах с рыночной экономикой произошел постепенный отход от кейнсианских методов регулирования экономики к монетаризму. Переплетение структурных, циклических и энергетических кризисов привело к возникновению ряда проблем, ответа на которые кейнсианская теория не имела. Традиционные меры по усилению государственного регулирования не давали положительного эффекта.

Государственные социальные программы способствовали возникновению парадоксальной ситуации на рынке труда, при которой размер пособия по безработице приближался к ставке минимальной заработной платы. Попытки полной ликвидации безработицы приводили к неоправданному расширению социальных программ за счет госбюджета. Высокие налоговые ставки, в свою очередь, препятствовали предпринимательской активности, вели к сокращению инвестиций.

Согласно выводам экономической теории Фридмена, динамическое равновесие, в котором экономика западных стран находилась в послевоенный период, было нарушено в результате отмены ограничений на валютные операции и ростом цен на нефть и нефтепродукты в 1973 г. Рост цен на топливо, последовавший в результате энергетического кризиса, привел к росту расходов на его покупку и одновременно к притоку огромного количества денег из стран-нефтеэкспортеров, не сумевших их инвестировать в своей экономике.

Рост общего объема денежных расходов и доходов привел к повышению цен. Вынужденно начавшаяся структурная перестройка, обеспечившая нулевые темпы экономического роста в течение длительного периода времени, привела к возникновению феномена стагфляции (т.е. инфляции с застойной экономикой).

Стагфляция, в свою очередь, повлекла за собой рост безработицы (до 12% трудоспособного населения). Для реализации социальных программ требовались значительные государственные финансовые ресурсы, которые изыскивались за счет роста государственного долга и частично за счет новой эмиссии. Ситуация обострялась тем, что масса предприятий оказалась неготовой к работе в условиях постоянной высокой инфляции и, соответственно, требовала растущих бюджетных ассигнований. В то же время прекращение их финансирования означало обострение проблемы безработицы.

В сложившейся ситуации увеличение количества денег в обращении для стимулирования темпов экономического роста означало бы усиление и так вышедшей из-под контроля инфляции. Поэтому из кризиса следовало выходить поэтапно, начиная с жесткой финансовой политики. Первоначальной антикризисной мерой было сокращение количества денег в обращении и поднятие эффективности работы предприятий путем максимально возможного лишения их государственной поддержки.

Рецепты монетаризма и сэплай-сайд экономики были опробованы в США, начиная с 1979 г., которые воплотились в экономическую политику, известную под названием «рейганомика». Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся в соответствии с моделью Фридмена в 1980 г. экономический спад сменился в конце 1982 г. подъемом экономики.

Попытки применить выводы теории монетаризма для переходных постсоциалистических экономик дали разные результаты. Так, «шоковая терапия», проводимая в Польше Л.Бальцеровичем, в целом дала положительные результаты (однако уровень безработицы в Польше во время экономических реформ достигал 18-19%). Не вполне удачными можно признать и экономические преобразования по лекалам монетаризма генералом А.Пиночетом в Чили.

Что же касается России, то попытка Е.Гайдара использовать принципы монетаристской политики при реформировании экономических отношений натолкнулась на сильное политическое противодействие. Кроме того, следует отметить, что в постсоциалистической экономике России практически полностью отсутствовали рыночные институты, монополизация и милитаризация экономики приняли тотальный характер, а у населения, привыкшего к государственной опеке, отсутствовала рыночная психология. Необходимо также подчеркнуть, что в переходных экономиках кризис принимает системный характер, т.е. взаимосвязанным оказывается целый комплекс факторов – политических, экономических, социальных.

Говоря об использовании монетаризма в мировой практике, нельзя дать однозначную оценку эффективности его использования. Существует много государств, максимально либерализовавших экономическую политику и встретивших на этом пути массу трудностей. Очевидно, что справедливо высказывание Фридмена о том, что принцип свободы предпринимательства служит необходимым, но далеко не достаточным условием экономического прогресса.

4.Рыночная система и государственная система по Фридмену

По политическим взглядам Фридмен является сторонником идеи свободного предпринимательства, справедливо считая, что существует прямая взаимосвязь между экономической свободой и свободой личности. Поэтому он выступает против государственного вмешательства в экономику, так как рынок представляет собой саморегулирующееся образование, нормальное функционирование которого нарушается всяким воздействием извне. Со взглядами Фридмена на политическую систему можно познакомиться, прочитав его книги «Капитализм и свобода», «Свобода, равенство и эгалитаризм».

Как считают представители Чикагской школы, государство не должно допускаться к созданию материальных ценностей, регулированию объемов производства, занятости и цен. По их мнению, необходимо отказаться от поддержания цен на сельскохозяйственные продукты, отменить экспортно-импортные квоты и тарифы, правительственный контроль за уровнем квартплаты, отменить законодательно установленные минимальные пределы зарплаты и максимальные лимиты цен, отказаться от детального регулирования любых областей экономической деятельности, любого контроля над радио и телевидением, отменить обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости, лицензирование любых видов трудовой деятельности, прекратить государственное жилищное строительство, отказаться от всеобщей воинской обязанности в мирное время.

Таким образом, сфера деятельности государства в экономике должна ограничиваться регулированием количества денег в обращении, борьбой с монополиями, отдельными несовершенствами рынка или же социальной помощью в вопросах, касающихся детей и недееспособных членов общества.

Электронную книгу В.Галкина «Экономика» за 50 руб. можно купить .

Возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Среди экономистов стал популярен лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины - монетаризма и "экономики предложения".

В науке стали говорить о "монетаристской контрреволюции", имея в виду восстание против "кейнсианской революции". В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912 год рождения). Его важнейшими трудами являются: "Количественная теория денег", "Капитализм и свобода".

Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие:

По мнению кейнсианцев, в этой цепи кредитно-денежная политика оказывается ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой эффективности кредитно-денежной политики. Они предлагают отличную от кейнсианцев цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности: изменение кредитной политики > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение совокупного спроса > изменение номинального ЧНП.

Монетаристы подчеркивают, что богатство, которым обладают люди, существует в различных формах: в виде денег, ценных бумаг , недвижимости и т.д. Ценность одних видов богатства увеличивается, других - падает. Каждый стремится увеличить свое богатство и решает, в какой форме его целесообразнее хранить. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью , но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит.

Зачем в обществе нужны деньги? Они служат средством обращения благ, другой мотив - желание иметь резерв.

Сколько денег желают иметь люди? Фридмен говорит, что вопрос может быть поставлен иначе: "какую часть своих портфелей люди хотят сохранить в ликвидной форме, а не в других видах активов"? Очевидно, ту часть, которая необходима для обеспечения покупок (оплаты товаров) и для кассовых резервов (минимум).

Потребность в деньгах - это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение - то количество денег, которое находится в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком.

Спрос на деньги и предложение денег - исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Оно связано с процессами, протекающими на товарном рынке.

Взаимосвязь денежного и товарного рынков рассматривается монетаристами и кейнсианцами по-разному: Кейнс не очень ценил процентную ставку как фактор, воздействующий на совокупный спрос; монетаристы придают денежному фактору и процентной ставке существенное значение - спрос на товары и инвестиции они связывают с денежным потоком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы - выше спрос на товары.

С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

Таким образом, монетаристы исходят из того, что главная функция денег - служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, "помогает" техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Монетаристы тщательно проанализировали инфляцию. Они определяют ее как чисто денежное явление. Причина инфляции - избыток денежной массы: "много денег - мало товаров".

Инфляция связана с ожиданиями того, как сложатся дела в будущем. Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на товарном рынке: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. При непредвиденной инфляции возникают различные нарушения, увеличивается безработица. Делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Нужно устранить дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы.

По мнению монетаристов, регулирование процентных ставок с целью стабилизации инвестиций - ошибочная цель, так как может раздуть пожар инфляции и сделать экономику менее устойчивой. Монетаристы считают, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения.

Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Это, по мнению монетаристов, устраняет главную причину нестабильности экономики - изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.

Теоретические споры между монетаристами и кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.

Ниже в схематизированном виде приведены различия между подходами Кейнса и Фридмена.

Монетаризм – это школа экономической мысли, которая отстаивает роль государственного контроля за количеством денег в обращении. Представители этого направления считают, что оно влияет на объем производства в краткосрочной перспективе и на уровень цен в более длительном периоде. Политика монетаризма сосредоточена на таргетировании темпов роста денежной массы. Здесь ценится долгосрочное планирование, а не принятие решений в зависимости от ситуации. Ключевым представителем направления является Милтон Фридман. В своей главной работе «Монетарная история Соединенных Штатов» он доказывал, что инфляция в первую очередь связана с необоснованным ростом денежной массы в обращении и выступал за его регулирование центральным банком страны.

Ключевые особенности

Монетаризм – это теория, которая концентрируется на макроэкономических эффектах предложения денег и деятельности центральных банков. Она была сформулирована Милтоном Фридманом. По его мнению, чрезмерное увеличение денежной массы в обращении необратимо ведет к инфляции. Задача центрального банка состоит исключительно в поддержании стабильности цен. Школа монетаризма берет свое начало из двух исторически антагонистических течений: жесткой денежной политики, которая была распространена в конце 19 столетия, и теорий Джона Мейнарда Кейнса, получивших распространение в межвоенный период после неудачной попытки восстановить золотой стандарт. Фридман же сфокусировал свои исследования на стабильности цен, которая зависит от наличия равновесия между спросом и предложением денег. Свои выводы он обобщил в совместной с Анной Шварц работе «Монетарная история Соединенных Штатов в 1867-1960 гг.».

Описание теории

Монетаризм – это теория, которая рассматривает инфляцию в качестве прямого следствия чрезмерного предложения денег. Это означает, что ответственность за нее целиком и полностью лежит на центральном банке. Первоначально Фридман предложил фиксированное монетарное правило. Согласно ему, предложение денег должно увеличиваться автоматически на k% ежегодно. Таким образом центральный банк потеряет свободу действий, а экономика станет более предсказуемой. Монетаризм, представители которого считали, что необдуманные манипуляции предложением денег не могут стабилизировать экономику, – это в первую очередь долгосрочное планирование, предупреждающее появление чрезвычайных ситуаций, а не попытки быстро отреагировать на них.

Отрицание необходимости золотого стандарта

Монетаризм – это направление, которое получило распространение после Второй мировой войны. Большинство его представителей, в том числе и Фридман, рассматривают золотой стандарт как непрактичный рудимент старой системы. Его несомненным преимуществом является существование внутренних ограничений на рост денег. Однако рост населения или увеличение торговли необратимо приводят в этом случае к дефляции и падению ликвидности, поскольку в этом случае все зависит от добычи золота и серебра.

Становление

Кларку Уорбертону приписывают первую монетарную интерпретацию колебаний деловой активности. Он описал ее в серии статей в 1945 году. Так зародились современные направления монетаризма. Однако широкое распространение теория получила после представления Милтоном Фридманом количественной теории денег в 1965 году. Она существовала задолго до него, однако доминирующее в то время кейнсианство поставило ее под вопрос. Фридман считал, что расширение денежной массы приведет не только к увеличению сбережений (при равновесии спроса и предложении люди уже сделали необходимые накопления), но и к росту совокупного потребления. А это положительный факт для национального производства. Увеличение интереса к монетаризму также связано с неспособностью кейнсианской экономики побороть безработицу и инфляцию после крушения Бреттон-Вудской системы в 1972-м и нефтяных кризисов 1973 года. Эти два негативных явления напрямую взаимосвязаны, решение одной из проблем приводит к обострению другой.

В 1979 году президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера главой Федерального резерва. Он ограничил предложение денег в соответствии с правилом Фридмана. Результатом стала стабильность цен. Тем временем в Великобритании выборы выиграла представительница консервативной партии Маргарет Тэтчер. Инфляция в тот период редко опускалась ниже 10%. Тетчер решила использовать монетаристские меры. Как результат, к 1983 году уровень инфляции уменьшился до 4,6%.

Монетаризм: представители

Среди апологетов этого направления такие выдающиеся ученые:

  • Карл Бруннер.
  • Филлип Д. Каган.
  • Милтон Фридман.
  • Алан Гринспен.
  • Девид Лейдлер.
  • Аллан Мельцер.
  • Анна Шварц.
  • Маргарет Тэтчер.
  • Пол Волкер.
  • Кларк Уорбертон.

Нобелевский лауреат М. Фридман

Можно сказать, что теория монетаризма, как бы это странно ни звучало, началась с кейнсианства. Милтон Фридман в начале своей академической карьеры был приверженцем фискального регулирования экономики. Однако позже он пришел к выводу об ошибочности вмешательства в национальное хозяйство с помощью изменения государственных расходов. В своих известных работах он доказывал, что «инфляция всегда и везде является монетарным феноменом». Он выступал против существования Федерального резерва, однако считал, что задача центрального банка любого государства состоит в поддержании спроса и предложения денег в равновесии.

«Монетарная история Соединенных Штатов»

Эта известная работа, которая стала первым масштабным исследованием с использованием методологических принципов нового направления, была написана нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом в соавторстве с Анной Шварц. В ней ученые проанализировали статистику и пришли к выводу, что предложение денег значительно повлияло на экономику США, особенно на прохождение циклов деловой активности. Это одна из самых выдающихся книг прошлого столетия. Идею ее написания предложил председатель Федерального резерва Артур Бернс. «Монетарная история Соединенных Штатов» была впервые опубликована в 1963 году.

Истоки великой депрессии

Работа над книгой «Монетарная история Соединенных Штатов» велась Фридманом и Шварц под эгидой Национального бюро экономических исследований с 1940 года. Она вышла в свет в 1963-м. Глава, посвященная великой депрессии, появилась двумя годами позже. В ней авторы критикуют Федеральный резерв за бездействие. По их мнению, он должен был поддерживать стабильное предложение денег и давать займы коммерческим банкам, а не доводить их до массового банкротства. В «Монетарной истории» используются три основных показателя:

  • Коэффициент наличности на счетах физических лиц (если люди верят в систему, то они оставляют на карточках больше).
  • Соотношение депозитов к банковским резервам (в стабильных условиях финансово-кредитные учреждения занимают больше).
  • Деньги «повышенной эффективности» (то, что служат в качестве наличности или высоколиквидных резервов).

На основе этих трех показателей можно вычислить предложение денег. Также в книге обсуждаются проблемы использования золотого и серебряного стандарта. Авторы измеряют скорость обращения денег и пытаются найти оптимальный способ вмешательства в экономику для центральных банков.

Вклад в науку

Таким образом, монетаризм в экономике – это направление, которое впервые представило логичное обоснование великой депрессии. Раньше экономисты видели ее истоки в потере доверия потребителей и инвесторов к системе. Монетаристы ответили на вызовы нового времени, предложив новый способ стабилизации национального хозяйства, когда кейнсианство уже не работало. На сегодняшний день во многих странах применяется модифицированный подход, который предполагает большее вмешательство государства в экономику для регулирования скорости обращения денег и их количества в обращении.

Критика выводов Фридмана

По мнению Алана Блайндера и Роберта Солоу, фискальная политика становится неэффективной только тогда, когда эластичность спроса на деньги равна нулю. Однако на практике такая ситуация не происходит. Причиной Великой депрессии Фридман считал бездействие Федерального резервного банка США. Однако некоторые экономисты, например, Питер Темин, не согласны с этим выводом. Он считает, что истоки великой Депрессии являются экзогенными, а не эндогенными. В одной из своих работ Пол Кругман доказывает, что финансовый кризис 2008 года показал, что государство не в состоянии контролировать «широкие» деньги. По его мнению, их предложение почти не связано с ВВП. Джеймс Тобин отмечает важность выводов Фридмана и Шварц, однако ставит под вопрос предложенные ими показатели скорости обращения денег и их влияние на циклы деловой активности. Барри Эйхенгрин доказывает невозможность активной деятельности Федерального резерва во время великой депрессии. По его мнению, увеличению предложения денег мешал золотой стандарт. Он ставит под вопрос и остальные выводы Фридмана и Шварц.

На практике

Монетаризм в экономике возник как направление, которое должно было помочь справиться с проблемами после краха Бреттон-Вудской системы. Реалистичная теория должна объяснять дефляционные волны конца 19 столетия, великую депрессию, стагфляцию после Ямайской конференции. По мнению монетаристов, скорость обращения денег напрямую влияет на колебания деловой активности. Таким образом, причиной Великой депрессии является недостаточность предложения денег, что привело к падению ликвидности. Любые крупные колебания и нестабильность цен обусловлены неправильной политикой центрального банка. Увеличение денежной массы в обращении обычно связано с необходимостью финансировать государственные расходы, поэтому нужно их сократить. Макроэкономическая теория до 1970 годов, напротив, настаивала на их расширении. Рекомендации монетаристов доказали свою эффективность на практике в США и Великобритании.

Современный монетаризм

На сегодняшний день Федеральная резервная система использует модифицированный подход. Он предполагает более широкое вмешательство государства в случае временной нестабильности в рыночной динамике. В том числе оно должно регулировать скорость обращения денег. Европейские же коллеги предпочитают более традиционный монетаризм. Однако некоторые исследователи считают, что именно эта политика стала причиной ослабления валют в конце 1990-х. С этого времени выводы монетаризма начинают ставить под вопрос. Споры о роли данной школы экономической мысли в либерализации торговли, международном инвестировании и эффективной политике центральных банков не утихают и до сих пор.

Однако монетаризм остается важной теорией, на основе которых строятся новые. Его выводы по-прежнему актуальны и заслуживают детального изучения. Работы Фридмана широко известны в научном сообществе.

В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли - кейнсианства и монетаризма. Начиная с 60-х гг. XX в., многие положения кейнсианской концепции с приоритетом фискальной политики в регулировании совокупного спроса подвергались критике.

Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, что инфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении.

Имея в качестве теоретической основы неоклассическую количественную теорию денег, монетаризм главное внимание уделяет разработке нового ее варианта, а также предложений по совершенствованию макроэкономической политики.

Термин «монетаризм» был введен в научный оборот в 1968 г. американским экономистом К. Бруннером, с тем, чтобы обозначить подход, согласно которому денежная масса является основным фактором, определяющим экономическую конъюнктуру. При более широкой трактовке монетаризм можно рассматривать не только как совокупность практических рекомендаций по решению макроэкономических проблем, выбору методов макроэкономического регулирования, но и как своего рода экономическую философию, альтернативную кейнсианству.

Взгляды монетаристов и кейнсианцев на проблемы внутренней стабильности рыночной системы и роль в этом процессе государства противоположны в своей концептуальной основе, однако данные различия не всегда четко выражены в применяемых инструментах анализа. В противовес кейнсианской концепции, согласно которой система свободного рынка без активного государственного регулирования не способна стабилизировать экономику при полной занятости и отсутствии значительной инфляции, монетаризм предполагает, что рынки в достаточной степени конкурентны для обеспечения высокой степени макроэкономической стабильности. Монетаристы считают государственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабильность, противодействовать которой, и призваны данные мероприятия.

Как кейнсианцы, так и монетаристы основывают свой анализ на уравнениях, характеризующих движение потоков доходов и расходов в экономике. Кейнсианское тождество:

Y= C+I+G+Xn , (5.3)

основное внимание уделяет анализу равенства совокупных доходов и планируемых совокупных расходов, которое определяет макроэкономическое равновесие.



В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена:

M × V = P ×Y (5.4)

Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая - общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы).

Таким образом, кейнсианское и монетаристское уравнения отражают одни и те же макроэкономические процессы, но при существовании принципиальных разногласий по поводу того, какая из двух концепций делает это адекватнее.

Основное расхождение между монетаристами и кейнсианцами заключается в ответе на вопрос: стабильна ли скорость обращения денег в экономике? Согласно классической теории, скорость обращения денег определяется техническими и институциональными факторами - уровнем развития банковской системы, сложившимися привычками индивидов и т.д. Поэтому она стабильна в том смысле, что не зависит от количества денег, находящихся в обращении. Изменение их предложения приводит лишь к изменению уровня цен (принцип «нейтральности» денег), но не влияет ни на объемы национального выпуска, ни на скорость обращения денег. Влияние предложения денег на величину ставки банковского процента непредсказуемо.

Монетаристы также считают скорость обращения денег стабильной, так как ее колебания невелики и их можно предсказать, поскольку факторы, от которых зависит скорость обращения денег в экономике, изменяются постепенно. В качестве доказательства этой стабильности монетаристы отмечают стабильность отношения между номинальным объемом национального производства и денежной массой. По их мнению, спрос на деньги не зависит от их предложения, а определяется уровнем номинального объема выпуска. Рынок в процессе установления денежного равновесия приводит к равенству величины спроса на деньги и их предложения, что обеспечивает стабильность соотношения денежной массы и номинального объема выпуска:

V = (5.5)

Стабильность скорости обращения денег означает, что предложение денег является важнейшим фактором, определяющим номинальный объем национального производства, уровень цен и занятости. Следовательно, с монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко. Для кейнсианцев, напротив, основным фактором, определяющим реальный объем выпуска, уровни занятости и цен, являются совокупные расходы, компоненты которых определяются множеством переменных и прямо не зависят от предложения денег.

Денежно-кредитная политика, по мнению монетаристов , в краткосрочном периоде может влиять на реальный уровень национального производства и занятости, но в долгосрочном периоде воздействует лишь на уровень цен, поэтому центральный банк должен стабилизировать не величину ставки процента (это ошибочная цель), а темпы роста денежного предложения. Экономическая нестабильность порождается скорее неправильной денежно-кредитной политикой, нежели внутренней нестабильностью рыночной системы.

Если у кейнсианцев воздействие изменений денежного предложения на динамику выпуска и занятости осуществляется только через изменение ставки процента (что в свою очередь влияет на уровень инвестиций частных фирм), то у монетаристов изменение денежной массы прямо воздействует на денежную величину национального выпуска, трансформируясь в рост цен, а частично (в краткосрочном периоде) - в рост реального совокупного дохода. Но такая взаимосвязь, безусловно, предполагает стабильность скорости обращения денег.

Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики.

В монетаристской концепции денежно-кредитная политика является «грозным оружием», поскольку определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Поэтому монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства. Другими словами, если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3-5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возмож­но, к дефляции и возникновению безработицы; больший - вызовет инфляцию. Законодательное установление монетарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер.

Монетаристы считают, что основная причина смещения кривой совокупного спроса - изменение количества денег в обращении. Поскольку кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде является почти вертикальной (что соответствует состоянию экономики, близкому к полной занятости), то изменение совокупного спроса окажет влияние преимущественно на уровень цен Р и слабо отразится на реальном объеме национального производства Y .

Монетарное правило связывает увеличение денежной массы с ростом реального объема выпуска. Повышение совокупного спроса должно соответствовать увеличению совокупного предложения благодаря чему средний уровень цен не изменится.

Монетаристы отвергают фискальную политику как средство макроэкономической стабилизации. Ее безрезультативность они связывают с эффектом вытеснения (замещения) частных инвестиций государственными. Когда правительство в период экономического спада идет на бюджетный дефицит, а величина денежной массы в обращении не изменяется, государственные займы приводят к росту спроса на деньги и, соответственно, росту процентной ставки, что негативно сказывается на объеме частных инвестиций - он уменьшается. (Кейнсианцы не отрицают существования эффекта вытеснения, но считают его незначительным.) Когда же бюджетный дефицит покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения не наблюдается, но в этом случае рост экономической активности есть результат не фискальной, а денежно-кредитной политики. Но и активная денежно-кредитная политика монетаристами, как показано выше, не приветствуется, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, они указывают на существование временного лага, с которым связана неопределенность периода влияния мер денежно-кредитного регулирования на экономику (от шести-восьми месяцев до двух лет). Соответственно, когда эти меры начнут действовать, возможно, ситуация в экономике будет уже иной и предпринятые ранее усилия только усугубят макроэкономическую нестабильность. И, во-вторых, процентная ставка, на регулирование которой направлена денежно-кредитная политика, полагается монетаристами ошибочной целью.