Антикризисные меры правительства рф на год. Описание антикризисной программы

Министерство экономического развития РФ вынесло на рассмотрение правительства новый антикризисный план на 2017 год, который предполагает поддержку реального сектора экономики на 108,75 млрд рублей. Эта сумма более чем в 10 раз меньше, чем в нынешнем году, и в 20 раз ниже, чем в 2015-м.

Как сообщил заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев, новый антикризисный план, который в правительстве предпочитают называть планом поддержки экономики, предполагает финансирование отдельных мероприятий в автопроме, транспортном машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности. Чиновник добавил, что более детально предложения будут проработаны к маю, тогда же Минфин и определит источники финансирования, которые пока не обозначены, пишут «Известия» .

Как сказал Фомичев, план поддержки-2017 получился более емким и кратким, чем в прошлые годы, которые характеризовались кризисными явлениями, а сейчас экономика уже выходит на траекторию роста.

Между тем, из плана Минэкономразвития следует, что он все-таки дороже 108,75 млрд рублей, отмечают «Ведомости» . Документ содержит четыре раздела: приоритетные проекты правительства, стабильность на рынке труда, поддержка отраслей экономики и сбалансированное региональное развитие. Общая стоимость мероприятий плана – 278 млрд рублей, из которых в федеральном бюджете учтены только 178,9 млрд рублей, выделяемые на приоритетные проекты правительства. Оставшиеся почти 100 млрд рублей предлагается найти по итогам I квартала 2017 года.

Так или иначе, стоимость плана «поддержки экономики» в следующем году будет заметно ниже прошлых лет. В 2016 году с учетом госпомощи банкам почти 1,5 трлн рублей, в 2015-м антикризисный план стоил 2,3 трлн рублей.

Между тем, как отмечают наблюдатели, реальное финансирование мероприятий по поддержке экономики не выдерживает критики. С одной стороны, плана без финансирования быть не может, но, учитывая, как долго искали деньги и как финансируется действующий план, у будущей программы большие шансы повторить его судьбу.

Исполнение программы поддержки экономики в 2016 году ранее раскритиковала Счетная палата России. Часть денег на антикризисные меры была сокращена, а остальные – выделяются медленно и не всегда эффективно.

Как отмечали аудиторы в начале ноября, полное выполнение антикризисного плана правительства РФ, который предполагал реализацию 122 мероприятий на общую сумму почти 685 млрд рублей, оказалось под вопросом. По данным Счетной палаты, на 1 октября оставались не выполненными 19 пунктов, в том числе по импортозамещению в сельском хозяйстве и лекарственному обеспечению граждан.

При этом в 2016 году государственная докапитализация банковской системы, в рамках которой в отечественные банки было влито почти 827 млрд рублей, не переломила негативные тенденции в кредитных организациях, получивших господдержку.

Как сообщала глава Счетной палаты в начале декабря, согласно отчетности банков, за 9 месяцев 12 докапитализированных банков сгенерировали убыток в совокупном размере почти 70 млрд рублей, а восемь – продемонстрировали стабильно убыточную деятельность. При этом условие предоставление госпомощи взамен на кредитование реального сектора экономики банками выполнялось либо формально, либо вообще не выполнялось.

Антикризисный план на 2017 год, направленный в правительство РФ, был уменьшен в четыре с лишним раза по сравнению с первоначальным вариантом. Как сообщают СМИ, в нем предусмотрены меры на 107,5 млрд руб., не обеспеченных бюджетом, тогда как еще в декабре план предполагал освоение 488,7 млрд руб.

Причина сокращения в том, что большую часть предложенных мер было решено включить в комплексный план действий правительства до 2025 года, который сейчас находится в процессе разработки и должен быть представлен к маю. Таким образом, в нынешнем антикризисном плане остались только меры по поддержке некоторых отраслей промышленности.

Так, самая большая статья расходов плана — это 62,3 млрд руб. на поддержку автопрома. Остальная часть суммы распределена на субсидии в транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Небольшие субсидии выделены на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности и на легкую промышленность, так как источников для финансирования этих расходов из бюджета пока нет, и, вероятнее всего, их возьмут из резервов.

Таким образом, из антикризисного плана полностью исчезли расходы на приоритетные проекты правительства (178,9 млрд руб.) и субсидии регионам (200 млрд руб.) Так как именно от приоритетных проектов ожидают главных стимулов роста экономики РФ, средства на их финансирование уже предусмотрены в федеральном бюджете на 2017−2019 годы.

Что касается субсидий регионам, часть их также предусмотрена в бюджете, часть должна будет присутствовать в комплексной программе правительства до 2025 года.

Впрочем, сама эта программа, как и следует из названия, действительно должна быть более комплексной, чем простой ежегодный план. Выступая на Гайдаровском экономическом форуме, который прошел на прошлой неделе в Москве, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что «восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится, требуются серьезные структурные реформы».

Об этом там же говорил и бывший министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин , которому, среди прочих, поручено разрабатывать антикризисный план. По словам Кудрина, необходимы системные реформы в российской экономике, которая оказалась в застое похуже советского. Кудрин считает, что выходить из кризиса нужно путем повышения пенсионного возраста, увеличения инвестиций в сферу новейших технологий, оптимизации и модернизации госуправления и существующих процедур.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин подсчитал, что структурные реформы необходимы по семи направлениям (решение проблемы бедности, повышение инвестиционной привлекательности, уменьшение налогового бремени, детенизация и др.)

Причем хотя презентация плана намечена на май, все предложения по его доработке Минпромторга и Банка России должны быть направлены в МЭР к 23 января. После этого, по словам Орешкина, к марту будет составлена «работоспособная версия, некий промежуточный итог» программы.

Впрочем, даже если это и произойдет, раньше официального представления в мае программа вряд ли начнет выполняться. Да и тогда наверняка последуют обсуждения и поправки, которые отсрочат реализацию плана еще на несколько месяцев. Скидку нужно сделать и на неторопливость российской бюрократической машины, которой нужно время для того, чтобы начать выполнять новые указания.

Таким образом, новый план, в лучшем случае, начнет выполняться к концу года. В старом же, тем временем, остались только самые необходимые расходы. Не получится ли так, что время будет безвозвратно упущено, и некоторые регионам и предприятиям придется трудно до воплощения новой программы?

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что, несмотря на громкие заголовки, новость о сокращении антикризисного плана надумана.

— Когда экономика вышла из рецессии, а в текущем году прогнозируется рост в районе 1% ВВП, то антикризисный план, который был разработан в конце прошлого года, стал неактуальным. Наша главная задача сегодня — снятие структурных ограничений будущего роста экономики. Если мы ее не выполним, то на долгие годы окажемся заперты в коридоре 1,5−2% роста в год, что недостаточно для устойчивого развития и выполнения государством своих социальных обязанностей.

Поэтому так называемый антикризисный план плавно трансформировался в программу по ускорению экономического развития. Она предусматривает структурные реформы, средства, которые должны их подстраховывать и так далее. Как только он будет готов, станет понятно, куда должны быть направлены заложенные средства. Не исключено, что для этого будут мобилизованы дополнительные ресурсы. Равным образом деньги, оставшиеся в антикризисном плане на 2017 год, могут быть перераспределены на другие направления. Это тоже не священная корова.

Перед правительством стоит задача оценить, какие отрасли требуют большей помощи, какие меньшей. Первый квартал этого года должен дать ответы на эти вопросы. Наметившиеся восстановительные процессы в нашей экономике носят крайне неравномерный характер. Нужно понять, где у нас формируются приоритеты. Поэтому корректировка планов после первого квартала неизбежна.

«СП»: — А что с субсидиями регионам?

— С ними похожая ситуация. Проблемы в регионах остаются, проблемы очень острые, в частности, бюджетный дефицит региональных финансовых систем. Пока сделаны первые шаги для их решения, в бюджет 2017 года заложены для этого средства. После обсуждения в Госдуме соответствующие параметры были увеличены вдвое. Тем не менее, работы много, а в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, возможно перераспределение этих средств.

Требуется постоянный тщательный мониторинг за состоянием экономики и глубины проблем. Думаю, в итоге все это будет учтено в комплексном антикризисном плане.

«СП»: — Но не получится так, что на какой-то период мы останемся совсем без плана действий?

— Для того, чтобы составить этот план действий, сначала нужно понять, как мы закончили этот год, по регионам, по отраслям. В некоторых регионах инфляция меньше 4%, в других — намного больше. Первый квартал 2017 года станет ключевым. Есть надежда, что он будет позитивным, начнется рост, и мы сможем выйти на плюс квартал к кварталу. В любом случае, уже на основе этих показателей должна разрабатываться комплексная антикризисная программа.

Экономист, председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков полагает, что средства, о которых идет речь, в любом случае не принципиальны для экономики в целом.

— Пока мы не видели комплексного плана, в который должна войти часть мер, не очень понятно, что комментировать. Возможно, сокращение объема поддержки связано с не новой идеей экономии бюджетных расходов в условиях кризиса. Я убежденный противник такого подхода. Я считаю, что, напротив, необходимо наращивать государственные расходы, даже ценой увеличения государственного долга.

Понятно, что каждая копейка сейчас не помешает регионам, пострадавшим от кризиса. Но речь в антикризисном плане идет о тактической стороне дела, а никак не о стратегической. Если что-то менять, то нужно менять межбюджетные отношения, увеличивать долю налогов, которые остаются в распоряжении регионов, повышать степень их финансовой самодостаточности, давать им больше инициативы на местах в проведении экономических мероприятий.

Нужно искать новые инструменты привлечения средств в региональные проекты через механизмы государственных гарантий и выпуска региональных бондов, в том числе с привлечением международного инвестиционного сообщества. Китай вон сидит на деньгах и не знает, куда их девать. Достаточно предложить приемлемые формы работы с возможность капитализации этих инструментов не только на российской, но и на китайкой фондовой бирже, чтобы привлечь эти средства. Но этим никто не занимается. Вместо этого идет перекрой крох.

«СП»: — Крох?

— На первый взгляд суммы кажутся колоссальными — 100 или 400 миллиардов. Но ведь это миллиарды рублей. Для сравнения, строительство одной атомной электростанции приличных размеров обходится в 10−20 миллиардов долларов. Вся сумма господдержки, которую мы обсуждаем — это даже не стоимость одной крупной АЭС. Страна, в которой по паритету покупательной способности объем ВВП исчисляется 2,5−3 триллиона долларов, обсуждает антикризисную программу, которая является пшиком в масштабах страны. Перекрой этих крох ничего не меняет с точки зрения экономического состояния России. Размеры требуемых инвестиций на несколько порядков превышают суммы, которые мы с вами обсуждаем.

«СП»: — Сейчас как раз разрабатывается комплексная программа развития экономики, возможно, она будет включать все этим меры?

— «Возможно» и «будет включать» — это не одно и то же. Последний год в России идет активная дискуссия о будущем экономического развития. Причем она превратилась в борьбу персоналий за право написать некую стратегию развития РФ, в том числе исходя из пожеланий, высказанных Владимиром Путиным, чтобы страна уже в ближайшие два года показывала темпы роста, превышающие среднемировые. В противном случае доля России в мировом общественном продукте продолжит сокращаться.

Пока что идет борьба концепций. От того, какая из них победит, зависит, появится ли в этом комплексном плане то, о чем я говорил. Это вопрос в значительной мере идеологический. Тот же Алексей Кудрин еще год назад говорил, что России противоестественно развиваться со скоростью больше процента в год, это, дескать, опасно. Если такой подход восторжествует, мы не увидим в программе структурных мер. А вот если будут учтены требования по достижению роста 5−6% в год, без этих мер не обойтись, и разговор мы будем вести уже не о ста миллиардах рублей.

Министерство экономического развития РФ вынесло на рассмотрение правительства новый антикризисный план на 2017 год, который предполагает поддержку реального сектора экономики на 108,75 млрд рублей. Эта сумма более чем в 10 раз меньше, чем в нынешнем году, и в 20 раз ниже, чем в 2015-м.

Как сообщил заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев, новый антикризисный план, который в правительстве предпочитают называть планом поддержки экономики, предполагает финансирование отдельных мероприятий в автопроме, транспортном машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности. Чиновник добавил, что более детально предложения будут проработаны к маю, тогда же Минфин и определит источники финансирования, которые пока не обозначены, пишут «Известия» .

Как сказал Фомичев, план поддержки-2017 получился более емким и кратким, чем в прошлые годы, которые характеризовались кризисными явлениями, а сейчас экономика уже выходит на траекторию роста.

Между тем, из плана Минэкономразвития следует, что он все-таки дороже 108,75 млрд рублей, отмечают «Ведомости» . Документ содержит четыре раздела: приоритетные проекты правительства, стабильность на рынке труда, поддержка отраслей экономики и сбалансированное региональное развитие. Общая стоимость мероприятий плана – 278 млрд рублей, из которых в федеральном бюджете учтены только 178,9 млрд рублей, выделяемые на приоритетные проекты правительства. Оставшиеся почти 100 млрд рублей предлагается найти по итогам I квартала 2017 года.

Так или иначе, стоимость плана «поддержки экономики» в следующем году будет заметно ниже прошлых лет. В 2016 году с учетом госпомощи банкам почти 1,5 трлн рублей, в 2015-м антикризисный план стоил 2,3 трлн рублей.

Между тем, как отмечают наблюдатели, реальное финансирование мероприятий по поддержке экономики не выдерживает критики. С одной стороны, плана без финансирования быть не может, но, учитывая, как долго искали деньги и как финансируется действующий план, у будущей программы большие шансы повторить его судьбу.

Исполнение программы поддержки экономики в 2016 году ранее раскритиковала Счетная палата России. Часть денег на антикризисные меры была сокращена, а остальные – выделяются медленно и не всегда эффективно.

Как отмечали аудиторы в начале ноября, полное выполнение антикризисного плана правительства РФ, который предполагал реализацию 122 мероприятий на общую сумму почти 685 млрд рублей, оказалось под вопросом. По данным Счетной палаты, на 1 октября оставались не выполненными 19 пунктов, в том числе по импортозамещению в сельском хозяйстве и лекарственному обеспечению граждан.

При этом в 2016 году государственная докапитализация банковской системы, в рамках которой в отечественные банки было влито почти 827 млрд рублей, не переломила негативные тенденции в кредитных организациях, получивших господдержку.

Как сообщала глава Счетной палаты в начале декабря, согласно отчетности банков, за 9 месяцев 12 докапитализированных банков сгенерировали убыток в совокупном размере почти 70 млрд рублей, а восемь – продемонстрировали стабильно убыточную деятельность. При этом условие предоставление госпомощи взамен на кредитование реального сектора экономики банками выполнялось либо формально, либо вообще не выполнялось.

Москва, Анастасия Смирнова

Москва. Другие новости 13.12.16

© 2016, РИА «Новый День»

Совсем недавно на сайте правительства Российской Федерации появился план антикризисного развития страны на 2018-2019 год. В рамках этого документа описаны шаги, которые должны быть предприняты для обеспечения качественного развития экономического сектора и социальной стабильности в период сложной внешнеполитической обстановки.

Описание антикризисной программы

В 2016 году в рамках принятого плана планируется реализация мер, которые бы способствовали активизации системообразующих подразделений, сбалансированности трудового рынка, снижению уровня инфляции, а также смягчению ценовой политики для семей с низким уровнем доходов.

На ближайшие месяцы основными направлениями деятельности считаются:

  • помощь в развитии малого и среднего бизнеса за счет снижения размеров административных и финансовых издержек;
  • поддержание экспорта и импортозамещения продовольственных и непродовольственных товаров;
  • компенсация издержек инфляции самым незащищенным категориям населения (многодетные семьи, пенсионеры и т. д.);
  • поддержка эффективной занятости населения и снижение напряжения на российском рынке труда;
  • привлечение инвестиционных потоков для более важных сегментов экономики (в том числе оборонная промышленность);
  • повышение эффективности банковской системы и стабилизация национальной валюты на мировом рынке;
  • более грамотное распределение бюджетных средств путем снижения неэффективных затрат.

В представленном плане существует раздел «Активизация экономического роста», который включает в себя снижение издержек бизнеса, меры по поддержке несырьевого экспорта, различные стабилизационные меры, а также помощь среднего и малого предпринимательства.

В следующем разделе с названием «Поддержка секторов экономики» предусматривается разделение государственных, федеральных и региональных программ по приоритетности и целесообразности их проведения. Разрабатываются возможности для получения инвестиций на развитие той или иной области экономики. Кроме этого, предусматриваются шаги, связанные с жилищным строительством, сельским хозяйством, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством, а также топливным и энергетическим комплексом.

В разделе антикризисной программы «Обеспечение социальной стабильности» разрабатываются методы изменения структуры трудоустройства, реформы в области здравоохранения, социальная поддержка населения, а также увеличение поставок медикаментов и лекарственных препаратов. Помимо этого, план предусматривает контроль и постоянный мониторинг ситуации в экономическом и социальном секторе.

Несмотря на то что сейчас уже утверждена большая часть плана, авторы не считают его исчерпывающим и совершенным, что дает возможность для дальнейшего пересмотра и дополнения.

Основные положения антикризисного плана

Поддержка сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство выделит около 50 млрд. руб. на поддержку и развитие сельского хозяйства. Кроме этого, ожидается существенное денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий.

Помощь предпринимателям. На текущий год запланировано выделить 5 миллиардов рублей на спонсирование малых промышленных компаний. Отмечается, что будет упрощена процедура, в результате которой предприятие признается представителем малого или среднего бизнеса. Ожидается снижение всяческих проверок и ФАС, а также более лояльное налоговое законодательство, предусматривающее «финансовые каникулы» для всех зарегистрированных предпринимателей. В некоторых пунктах антикризисного плана идет речь о взаимодействии власти с представителями малого и среднего бизнеса.

Таким образом, регионы получат возможность снижения налога на ведение малого предпринимательства с 6 до 1%. Примечательно, что данный налог рассчитывается по упрощенной схеме, что очень сильно помогает начинающим предпринимателям. Кроме этого, регионы смогут самостоятельно снижать ставки единого налога с 15% до 7,5 процента.

Выплаты самым незащищенным слоям населения. Согласно предложенной программе, в нынешнем году семьи, которые имеют право на получение материнского капитала, смогут единовременно получить компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Что касается индексации страховых пенсий, то на это направление из государственного бюджета уже выделено 188 миллиардов руб. Для борьбы с безработицей правительство планирует выделить порядка 55 миллиардов. На разработку новых медикаментов приходится 16 млрд. руб. бюджетных средств (примечательно, что к этой категории относятся и компенсации, связанные с колебанием валютного курса при покупке иностранных лекарств).

Поддержка экспорта и импортозамещения. Уполномоченным организациям и министерствам уже поручено разработать план по замене импортных товаров отечественными аналогами. Как и в других областях, в этом направлении будут приняты финансовые меры. Так, порядка 3 миллиардов рублей будет направлено на субсидирование процентов «Росэкономбанка», а также на кредиты, выдаваемые для поддержки экспорта современной техники.

Докапитализация значимых банковских учреждений. На эти цели Агентство по социальному страхованию готово выделить 1 триллион рублей, еще 250 миллиардов будет взято из Фонда национального благосостояния. Отмечается, что 300 млрд. будет потрачено на содержание «Внешэкономбанка», еще 200 миллиардов выделяется на различные госгарантии по кредитам для крупных компаний и предприятий.

Вместе с документом антикризисной программы появилось постановление, в котором говорилось, что в течение определенного периода времени Министерство экономического развития и Министерство финансов должны разработать план создания банковского учреждения плохих долгов и отчитаться перед правительством. Создание подобного банка нужно для того, чтобы повысить стабильность и эффективность банковской системы, а также оздоровить организации реальных отраслей экономики.

Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил, что в рамках антикризисного плана создание такого заведения позволит предотвратить массовое банкротство крупных предприятий, а не для капитализации банков, как считают многие эксперты. Однако чиновник не смог ответить на вопрос о финансировании этой инициативы, что ставит под сомнение дальнейшую реализацию описанной идеи.

Сокращение расхода бюджетных средств. Для того чтобы достичь сбалансированности бюджета, необходимо на протяжении ближайших трех лет сокращать расходы государственных средств как минимум на 5%. Такие сокращения планируется обеспечить за счет исключения ненужных затрат (будут значительно урезаны пособия представителям государственного аппарата).

Какие цели должен выполнить антикризисный план?

Отмечается, что рассматриваемый документ подал глава антикризисного комитета Дмитрий Медведев. Для внедрения программы в жизнь понадобится:

  1. Около 60 законопроектов, принятых парламентом и Кабинетом министров.
  2. Огромное количество ведомственных документов.
  3. Ряд законов, инициатором которых должен выступить президент России.

Ожидается, что в ближайшее время Медведев обсудит эти вопросы с однопартийцами, а немного позднее в разговоре примут участие главы некоторых министерств. В то же время Владимир Путин, говоря о составлении антикризисного документа, подчеркнул, что этот проект в первую очередь должен опираться на социальную составляющую. Это значит, что первоочередными являются проблемы инфляции, выплаты социальным работникам, сохранение международных отношений и государственных резервов. Кроме того, глава государства сказал, что сейчас есть острая необходимость пересмотра выделения государственных средств на те или иные структуры. Ранее поступала информация о том, что для осуществления предоставленной программы понадобится порядка 1,375 триллиона рублей, часть из этих денег поступит из госбюджета, а остальные являются средствами ФНБ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Таким образом, антикризисная программа правительства имеет множество положительных моментов, которые призваны помочь различным слоям населения. Главное, чтобы ничего не помешало воплощению этого плана в жизнь.