Налог на имущество относится к косвенным. Чем отличаются прямые налоги от косвенных

Столь уж важна для налогов их классификация на косвенные и прямые? Да, поскольку это помогает четко понять порядок их начисления и способствует правильному определению той базы, на которую они начисляются.

Так, прямые налоги связаны с имуществом или с результатом деятельности предприятия, а косвенные – с процессами потребления. Но какие именно налоги из действующей системы считаются прямыми, а какие косвенными? Об этом данная статья.

Виды и характеристика налогов

Прежде всего, не стоит путать налоги со сборами и , как это очень часто делают:

  1. Сборы – это суммы, взимаемые только при выполнении действий, имеющих юридическую значимость. Например, госпошлины – они взимаются только, когда речь идет о , об участии в суде, и т.д.
  2. Страховые взносы – это суммы, базой для начисления которых служит ;
  3. Налоги – это платежи обязательного характера. Они связаны непосредственно с деятельностью предприятия: с реализацией товаров, с оказанием услуг, с продажей имущества и т.д.

О сущности налогов и сборов смотрите в следующем видеосюжете:

Именно налоги имеют деление на прямые и косвенные:

  1. Косвенными признаются те платежи, которые начисляются при наступлении факта потребления товара или услуги. Они включаются в стоимость реализации и подлежат компенсации конечным потребителем. Хотя фактическим плательщиком косвенного налога является продавец и (или) производитель. Очень часто косвенные налоги могут превышать по своей нагрузке цену производителя: пока товар не поступит к конечному потребителю, каждый из продавцов накрутит на него косвенный налог и свой процент . В итоге, чем меньше цепочка посредников между производителем и конечным потребителем, тем ниже цена товара;
  2. Прямыми налогами считаются те налоги, которые начисляются либо на извлеченный доход (или прибыль), либо на имущество. В первом случае, когда базой служит доход, налоги называются личными. А взимаемые с имущества – реальными.

Специфика личных налогов заключена в том, что они могут взиматься :

  • даже если налогоплательщик получил фактический убыток . Это касается, например, определяемого методом начисления: в этом случае прибыль составляют не реальные денежные потоки, а бухгалтерские записи, подтвержденные документами;
  • с меньшей величины налоговой базы , даже если налогоплательщик получил прибыли значительно больше. Например, патентная система, по которой за право заниматься предпринимательской деятельностью платится взнос, привязанный к нормативному, а не к фактическому показателю.

Более детально про классификацию налогов вы можете узнать из следующего видеоматериала:

Прямые налоги российской системы

Фактически налоговую систему РФ делят по многим критериям :

  1. на местные, региональные и федеральные налоги;
  2. на общий и специальные режимы налогового обложения;
  3. на налоги, взимаемые с предприятий, предпринимателей и граждан;
  4. на налоги, которые начисляются на имущество и доходы.

Внутри этой системы и находятся косвенные и прямые налоги, которые могут быть или федеральными, или относиться к специальным режимам, и т.д.

Прямыми налогами отечественной системы являются:

  1. Налог на прибыль. Прибыль определяется, положительным превышением доходов над расходами. Обратно явление влечет за собой убыток и полное отсутствие необходимости начислять налог. Сам налог взимается только с юридических лиц;
  2. или налог на доход физических лиц. В зависимости от вида совершенной операции различается своя налоговая база, принцип ее определения и расчета налога. В отдельных случаях налог может начисляться на полностью полученный доход, а в других – за расходов или законом установленных сумм и льгот. Налог этот платят и предприниматели со своих доходов, и обычные граждане – или сами, или за них это делает работодатель или источник дохода;
  3. – она заменяет собой сразу несколько налогов: на добавленную стоимость, на доход физического лица (исключая ту сумму, какая платится за работников), на имущество, на прибыль организаций. Данный налог исчисляется или с доходов, либо с положительной разницы доходов и расходов;
  4. Транспортный налог платят и организации, и предприниматели, и граждане, если являются собственниками транспортных средств, включая моторные лодки, суда, вертолеты, мотоциклы и т.д. Основа для начисления налога – мощность двигателя. Ставка дифференцирована исходя из мощности двигателя;
  5. Налог на землю платится всеми собственниками земельных участков. Ставка налога зависит от многих факторов, в частности, от качества земли, места ее нахождения, и иных критериев. Основа для начисления налога – кадастровая стоимость земли;
  6. Имущественный налог существует отдельно для организаций и для физических лиц. Серьезно разнятся ставки и порядок начисления и отчета по налогу. Общим является то, что основой для начисления налога является имущество, которое принадлежит налогоплательщику на праве собственности. Но облагается у организаций налогом только среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества. А у физических лиц – кадастровая оценка только недвижимости;
  7. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых платят те организации и предприниматели, которые являются пользователями недр. Налог начисляется либо на стоимость добычи, либо на ее объемы;
  8. ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог платят сельхозпроизводители – как организации, так и предприниматели. Налог начисляется на разницу, полученную в случае превышения доходов над расходами; заменяет собой такие налоги, как на имущество и на доход физических лиц (кроме тех сумм этого налога, какие должны уплачиваться работодателем), на прибыль организаций и добавленную стоимость;
  9. или единый налог на вмененный доход можно назвать условно прямым налогом, поскольку он уплачивается исходя из вмененного показателя дохода, а не реально полученного. Тоже самое можно сказать и про налог, взимаемый при патентной системе и с игорного бизнеса.

А вот система косвенных налогов не столь велика, но не менее значима.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Косвенные налоги отечественной налоговой системы

К косвенным налогам причисляют те налоги, которые начисляются на потребление, реализацию товаров или услуг, и фактически платятся потребителем.

К ним относятся:

  1. или налог на добавленную стоимость. Его платят как разницу между начисленной суммой налога покупателю и входной суммой налога от продавца. Начисляется налог по трем ставкам: 18%, 10%, 0%. Несмотря на то, что 0% многие не воспринимают, как ставку, это все-таки ставка и право ее применения необходимо подтвердить в налоговой структуре. Облагается НДС товар или услуга при реализации. Основанием для применения вычета по налогу, т.е. его уменьшения, служит счет-фактура. Этот документ выставляется поставщиком товаров, услуг;
  2. Акциз. Самыми распространенными объектами обложения этим налогом являются сигареты и алкоголь, хотя ими перечень облагаемых товаров не ограничивается. Ставки по акцизу разнятся по многим критериям, например, по виду алкогольной продукции, и т.д.

Платится и акциз, и НДС теми, кого закон к этому обязывает, т.е. организаций и предпринимателей, которые находятся на общем режиме налогообложения или же занимаются производством и реализацией подакцизной продукции.

Налоги эти служат существенной надбавкой к цене продукции или услуг.

Какую функцию выполняют налоги

Откровенно говоря, функция у налогов одна – пополнение бюджета . Строгой целевой направленности у налогов тоже нет. Например, ошибочно считать, что транспортный налог взимается с целью реконструкции дорог. Все налоги поступают в бюджет для покрытия его расходов, в которых на следующий год может быть предусмотрен ремонт дорог, а может и не быть предусмотрен.

Что касается регулирующей функции, которую часто приписывают налогам, то ее как таковой нет. Но если государство начинает усиливать налоговую нагрузку на бизнес, пытаясь его таким образом регулировать, то получает в итоге теневую экономику.

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

Налоги косвенные: что это такое?

Косвенными принято считать налоги, которые формально взимаются государством с предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица (чаще всего клиенты компаний, потребители товаров и услуг). К таковым сборам относятся НДС, акцизы, различного рода таможенные пошлины.

Как правило, косвенные налоги включаются в отпускную стоимость того или иного товара либо услуги. Продавец или субъект оказания услуги, получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или сервис, включающую НДС или иного рода сбор, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.

А что такое "прямой налог"?

Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов - налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).

Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться "оптимизированным" способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).

В свою очередь, НДС, пошлины и акцизы попадают в казну абсолютно в любом случае. Можно сказать, вне зависимости от прямого "волеизъявления" предпринимателя, зависимостей от объективного наличия или отсутствия расходов. И поэтому, как считают некоторые эксперты, НДС и тому подобные сборы - именно косвенные налоги. Они, можно сказать, существуют вне зоны контроля предпринимателя.

НДС

К косвенным налогам относится, как мы уже сказали выше, НДС. Что это за сбор? Какова его природа? Налог на добавленную стоимость, согласно общепринятой в среде российских экономистов трактовке, - сумма, подлежащая изъятию в пользу государственной казны, включенная в отпускную цену товаров или сервисов. Добавленная стоимость - это то, что приносит бизнесу выручку и прибыль. Государство облагает ее соответствующим налогом, и это норма для большинства стран мира.

НДС играет огромную роль с точки зрения формирования государственной казны. Аналогично - другие косвенные налоги. Но именно НДС дает российскому бюджету порядка 40% доходов (в федеральной части, в консолидированной - примерно 20%). Как таковые прямые налоги, если посмотреть отчеты Минфина, приносят в казну в несколько раз меньше выручки. Многие эксперты уверены: косвенные налоги - это стратегически важный компонент национальной экономики.

Основной критерий НДС - его уплачивает каждый субъект бизнеса, создающий добавленную стоимость. То есть, условно говоря, ИП Петров А.Б., владеющий оптовым складом, покупает у ИП Иванова В.Г., владеющего ткацкой фабрикой, наволочки. Государство на этой стадии возьмет НДС с производителя, то есть с ИП Иванова. В свою очередь, ИП Сидоров Д.Е., владеющий розничным магазином, покупает наволочки со склада ИП Петрова. На этой стадии государство возьмет НДС с ИП Петрова. Наконец, ИП Сидоров продает наволочки жителям своего города по розничной цене. На этой, в свою очередь, стадии, государство обложит НДС компанию Сидорова.

На каждом этапе "движения" наволочки какой-то бизнес формирует добавленную стоимость. Завод - ту, которая компенсирует издержки на изготовление и даст некоторую прибыль, оптовик - ту, которая даст рентабельность бизнесу за счет перепродажи наволочки. Розничный продавец - ту, что сможет компенсировать закупочную цену и даст прибыль, в свою очередь, магазину. На каждом этапе государство начисляет косвенный налог на товар, уплачиваемый каждым предпринимателем.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой - дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) - также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других - достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Кому не надо платить НДС

Есть, безусловно, виды бизнеса, где не платят косвенные налоги в рамках исчисленного НДС. Это, прежде всего, любые компании-экспортеры. Это фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. К таким субъектам относятся компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Это фирмы, оказывающие некоторые виды финансовых услуг. НДС не должны платить компании, реализующие продукцию собственного выпуска (в основном категории общепита). Данный вид налога не обязаны перечислять в казну образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации (получающие финансирование из государственного бюджета), учреждения культуры, медицинские организации.

Особенность применения НДС в России - в том, что перечень типов товаров (сервисов, работ), освобождаемых от уплаты данного вида налога, утверждается на общефедеральном уровне. В регионах и муниципалитетах нельзя применять свои правила, касающиеся этой сферы.

Акцизы

Какие еще виды косвенных налогов важны для государства? К таковым можно отнести акцизы. Это налоги, которые обязательно включаются в стоимость товаров, определяемых особым перечнем. Подобно тому, как это происходит с НДС, фактически плательщиком сборов в рамках акцизов является покупатель товара. Главная особенность данного типа косвенных налогов - он характерен только для производственной сферы. В некоторых случаях акцизы могут применяться и в отношении торговой деятельности (например, в тех случаях, когда подакцизный товар ввозится на территорию России с целью последующей продажи с наценкой).

Таможенные пошлины

Рассмотрим другой вид косвенных налогов - таможенные пошлины. Данного рода сборы взимаются специализированными государственными структурами на границе страны. Основание для исчисления таможенных пошлин - перемещение различных товаров из одного государства в другое. Ставки по таким сборам всегда зависят от конкретного типа товара, от страны, которая его произвела, и прочих условий, характеризующих экономическую политику властей (или межгосударственных политических структур - таких как, например, Таможенный Союз).

С какой целью страны вводят таможенные пошлины? Эксперты структурируют цели данного вида сборов в следующей совокупности:

  • поддержание баланса между экспортом и импортом в тех или иных производственных сферах;
  • создание среды для развития внутреннего производства;
  • стимулирование потребления товаров, произведенных в той или иной стране (или отечественными фабриками);
  • защита экономики государства от факторов мирового рынка.

Классифицируются таможенные пошлины следующим образом. Есть так называемые "адвалорные" сборы. Они начисляются в виде процентов к стоимости товаров (которая определяется таможенными структурами). Есть "специфические" пошлины. Их исчисление осуществляется на базе товарных единиц. Также существуют "комбинированные" таможенные пошлины (сочетающие в себе признаки двух предыдущих типов). В качестве дополнительного критерия классификации сборов может использоваться признак сезонности. То есть пошлины могут, к примеру, работать в летнее время и быть отменены зимой.

По целям таможенные сборы могут быть антидемпинговые или же компенсационные (оба вида призваны защищать национального производителя). Сборы первого типа вводятся, если компания-экспортер ввозит товар в Россию по цене ниже, чем при реализации на национальном рынке, вследствие чего отечественный производитель испытывает дискомфорт. Компенсационные пошлины призваны противодействовать активности бизнесов, которые выпустили свои товары с помощью субсидий (то есть имели заведомо более выгодное в сравнении с другими производителями положение).

Еще один критерий классификации пошлин - направление движения товаров относительно государственной границы. Есть, таким образом, сборы импортные (или ввозные). Это наиболее популярный вид пошлин (как в России, так и в мире). Менее встречаемый, но важный с точки зрения формирования государственной экономической стратегии вид сборов - экспортный. В России он применяется, в частности, при вывозе нефти и некоторых других видов сырья.

Импортные пошлины, используемые в рамках Таможенного Союза, уницифированы. Они регулируются посредством Единых тарифов. Это сделано с целью интеграции экономик государств, входящих в состав ТС.

Косвенные налоги в ТС

Как известно, российская экономика тесно интегрируется с казахстанской и белорусской. Очень многие нормы унифицируются, включая те, что регулируют косвенные налоги. Таможенный Союз - международная экономическая структура, которую образуют Россия, Беларусь и Казахстан, - требует стандартизации множества бизнес-процессов.

Изучив нормы, регулирующие сбор косвенных налогов в ТС, мы можем также получить представление о том, как регулируется работа с такого рода сборами в каждой из этих стран отдельно, в том числе и в РФ.

Косвенные налоги при экспорте

Абсолютно все экспортируемые в рамках ТС товары не облагаются НДС и акцизами (мы рассмотрели эти виды косвенных налогов выше). Правда, при одном условии - факт экспорта должен быть документально подтвержден. К такому соглашению страны ТС, однако, пришли не сразу.

К примеру, некоторые регулирующие документы, существовавшие ранее, содержали положения, по которым нулевая ставка на некоторые акцизы не распространялась на продукцию, косвенный налог при импорте которой равен нулю. Предположим, из Беларуси в РФ экспортировался кофе. Если бы ввозная пошлина на этот продукт в РФ была равна нулю, то белорусский предприниматель платил бы соответствующий сбор.

Косвенные налоги при импорте

Другой вопрос - какие косвенные налоги подразумевает импорт товаров в странах ТС? Согласно действующим соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном, функции их сбора лежат на структурах, зарегистрированных в государстве, куда товар ввозится. Касательно РФ, подробный перечень продукции, не подлежащей налогообложению при импорте, содержится в с 150-й статье НК.

Косвенные налоги для сервисов и работ

Рассмотрев особенности сбора косвенных налогов, характерных для товаров, перейдем к аспектам, касающимся работ и услуг. Главная особенность законодательного регулирования этого процесса в ТС в том, что функции по взиманию соответствующих сборов, так же, как и при импорте товаров, возложены на структуры того государства, где работы и услуги предоставляются. Законодательство государств ТС в этом отношении, как отмечают эксперты, в целом унифицировано. Выше мы перечислили основные виды услуг, которые не подлежат налогообложению в рамках НДС. В Белоруссии и Казахстане их перечень в преобладающей степени идентичен тому, что установлен для российских организаций.

Особенности косвенных налогов

Каковы ключевые особенности налогов, причисляемых к косвенным? Прежде всего это оперативность перечисления в казну. Как только предприниматель продал товар или оказал услугу, в скорейшие сроки положенная сумма налога оказывается на счетах ФНС. Если брать НДС, то в зависимости от размера выручки периодичность перечисления - один квартал или месяц.

В сопоставлении со сроками, в рамках которых переводятся в бюджет косвенные налоги, налог на прибыль перечисляется в казну, как правило, реже. Различаются также и сроки отчетности для каждого из типов сборов. Например, налоговая декларация по косвенным налогам некоторых типов (того же НДС) сдается раз в квартал. Аналогичный документ для УСН, к примеру - раз в год.

Хотя, как отмечают многие эксперты, этот фактор, по мере модернизации российского законодательства в последние годы, понемногу становится все менее значимым, так как фактические сроки уплаты всех типов сборов унифицируются. В определенных случаях тот же налог на прибыль бизнес обязан перечислять столь же часто, что и НДС, то есть раз в месяц.

Другая особенность НДС и любого другого сбора, который к косвенным налогам относится, - большая собираемость. Ввиду обязательности НДС и легкости мониторинга торговых операций практически всегда по факту реализации товара или оказания услуг, для которых установлена ставка НДС, данного вида сбор перечисляется в казну.

В свою очередь, суммы многих прямых налогов, исчисляемых бизнесами, часто занижаются (а то и вовсе сводятся к нулю). Многие бизнесы включают в базу издержек (которая во многом влияет на итоговый налог на прибыль) "косвенные" расходы. Они с точки зрения закона полностью попадают под критерии ФНС. Как результат, чистая прибыль бизнеса минимизируется. Получается, что прямой налог брать не с чего. В результате собираемость ниже, чем для НДС.

Косвенные налоги, как правило, взимаются с продаж товаров или оказания услуг массового характера. А именно: с реализации продуктов питания, электроники, парикмахерских сервисов, салонов и т.д. Бизнесы, ведущие работу в этих сферах, как правило, всегда имеют клиентов и финансовый оборот вне зависимости от экономической обстановки в стране и на мировых рынках. А это значит, что государство будет постоянно что-то получать в казну. Потому-то НДС и является одним из главных механизмов формирования доходов бюджета.

Многие экономисты считают, что косвенные налоги - один из самых эффективных каналов проведения государственной экономической политики. За счет каких признаков? Государство может в своих интересах влиять на спрос на тот или иной товар или услугу. В некоторых случаях власти могут быть, к примеру, заинтересованы в снижении покупательского интереса к импортной одежде (с целью стимулирования производства текстильной продукции внутри страны). Вследствие чего может быть установлена особого рода ввозная пошлина.

Регулирование экономики при помощи косвенных налогов, как полагают многие эксперты - процесс, в рамках которого есть минимальная вероятность навредить интересам бизнесов (как если бы вмешательство государства осуществлялось посредством корректировки ставок по прямым сборам). Некоторые экономисты отмечают: ставки НДС и акцизы - это - "чистые" косвенные налоги, не зависящие от бизнес-стратегии предпринимателя. Компании могут свободно работать над увеличением оборотов и снижением издержек, зная, что государство не вмешается в этот процесс.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. - Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения;

Поимущественный налог с населения;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

Налог на владельцев транспортных средств.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов:

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Ставка мин 12% мак 45%. Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций.

Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями.


4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Преимущества и недостатки косвенных налогов.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

Специальные режимы налогообложения.

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ.

При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривалась как специальный налоговый режим. В соответствии с Федеральным законом № 95ФЗ НК РФ не предусматривает специальных налоговых режимов для СЭЗ и ЗАТО.

Однако Федеральным законом № 116ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи, с чем специально для ОЭЗ в часть вторую НК РФ внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

По ст. 8 НК, налогом называется индивидуальный безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в форме отчуждения денежных средств, находящихся у них в хозяйственном ведении, собственности, оперативном управлении. Удержание налогов осуществляется для обеспечения деятельности органов территориального самоуправления и госвласти.

Классификация

Разные налоги по-разному действуют на те или иные группы экономических субъектов. Порядок взимания платежей также различен. В настоящее время используется несколько классификаций налогов.

В РФ действует трехуровневая налоговая система:

  • Федеральные налоги. Они устанавливаются правительством и отчисляются в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги. Их определяют органы власти субъектов.
  • Местные налоги. Они устанавливаются территориальными структурами власти и отчисляются в местные бюджеты.

В зависимости от характера обложения выделяют:

  • Пропорциональные налоги. Субъекты отчисляют определенную долю из дохода.
  • Прогрессивные налоги. С ростом дохода доля отчислений увеличивается.
  • Регрессивные. С ростом дохода доля отчислений снижается.

В зависимости от субъектов выделяют платежи:

  • Местные.
  • Центральные.

По объекту налоги делят на прямые и косвенные.

Последняя классификация представляет особый интерес. Не многие сегодня знают, платежам, а какие к косвенным. Далее в статье попробуем разобраться с этим.

Специфика классификации платежей по объекту

Все платежи, которые относятся к группе прямых налогов , взимаются непосредственно с плательщиков и удерживаются с их доходов. Косвенные отчисления взимаются с ресурсов, видов деятельности, услуг, товаров.

Налог с прибыли, НДФЛ, налог на имущество относятся к прямым платежам. НДФЛ, как правило, является прогрессивным отчислением. Чем выше доход физлица, тем большую сумму он должен направить в бюджет. Для взимания налога устанавливается прогрессивная шкала. К примеру, при доходе 50 тыс. р. субъект уплачивает 12 %, а если сумма поступлений больше этой цифры, то - 20 %. В РФ ставка НДФЛ 13 %.

Удержания с юрлиц

Так как бюджетным отчислениям, он взимается непосредственно с денежных средств, полученных организацией.

Прибылью является положительная разница между доходами и расходами. Если затраты выше суммы поступлений, предприятие терпит убыток. Соответственно, обязанность перечислять платеж в бюджет с организации снимается.

Специфика НДФЛ

Вне зависимости от того, относится налог к прямым налогам или косвенным, устанавливается ставка и определяется облагаемая база. Соответственно, принцип начисления платежей может различаться. Он определяется конкретным видом хозяйственной операции.

В некоторых случаях начисление осуществляется на весь доход, в других - за минусом затрат или льгот, предусмотренных законодательством.

НДФЛ выплачивают предприниматели и физлица. При этом последние могут осуществлять отчисления самостоятельно или через своего налогового агента - работодателя. Он осуществляет расчет, удержание и перечисление сумм в бюджет.

УСН и ЕНВД

В России действует несколько налоговых режимов: основной и специальные. УСН и ЕНВД относятся к последним.

В рамках специальных режимов плательщик избавляется от обязанности выплачивать некоторые налоги. На УСН, в частности, производятся отчисления с доходов или положительной разницы между ними и затратами. В первом случае ставка 6 %, во втором - 15 %.

ЕНВД считается условно прямым, так как он отчисляется в соответствии с вмененным доходом, а не реально полученным.

Платежи за транспорт

Транспортный налог относится к прямым налогам . Его отчисляют физлица и организации, имеющие в собственности ТС. К транспорту, в числе прочего, относятся моторные лодки, мотоциклы, вертолеты, водные суда и пр.

В качестве основы для расчета служит мощность двигателя ТС. Исходя из нее дифференцируется ставка.

Земельный налог

Он также является прямым. Его выплачивают лица, имеющие в собственности земельные участки.

На определение ставки земельного налога влияет несколько факторов. Она зависит, в частности, от качества почвы, расположения надела, прочих показателей. Основой для начисления выступает кадастровая стоимость земельного участка.

Имущество

Как выше говорилось, налог на имущество относится к прямым платежам. Его отчисляют организации и физлица. Следует отметить существенную разницу между ставками, порядком начисления и отчетом по этому платежу. Общим признаком является основа начисления - имущество, находящееся в собственности у плательщика. При этом предприятия осуществляют отчисление только со среднегодовой стоимости движимых и недвижимых вещей, а физлица - с кадастровой стоимости недвижимости.

НДПИ и ЕСХН

Предприниматели и предприятия, использующие недра в своей деятельности, выплачивают налог на добычу ископаемых. Платеж начисляется или на стоимость, или на объем добычи.

Единый сельскохозяйственный налог должны отчислять производители сельхозпродукции. Ими могут быть и организации, и физлица-предприниматели.

Платеж отчисляется с положительной разницы между доходом и затратами.

ЕСХН заменяет ряд отчислений, среди которых некоторые налоги относятся к прямым налогам , а некоторые - к косвенным. Если субъект выплачивает ЕСХН, с него не взимается НДФЛ (за исключением сумм, удерживаемых нанимателем), налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество.

Косвенные налоги

К ним относят платежи, начисляемые на потребление, реализацию услуг, товаров и фактически уплачиваемые покупателем (потребителем).

К косвенным, а не . Перечень товаров, облагаемых ими, определяется Правительством. Наиболее распространенным объектом обложения считается алкогольная и табачная продукция.

Не относятся к прямым налогам таможенные пошлины . Они представляют собой специальный взнос на транзитные, импортные и экспортные изделия.

Предприниматели и организации, деятельность которых негативно отражается на состоянии окружающей среды, обязаны отчислять экологический взнос. Он является косвенным отчислением.

Особый вид платежа

Не относится к прямым налогам налог с продаж . В настоящее время он в России не действует, однако вводился в практику дважды.

Налог с продаж взимался с покупателя при приобретении им товара или услуги. Обычно его рассчитывали как доля от их стоимости, определенная в %. В законодательстве может предусматриваться возможность освобождения части услуг/товаров от этого налога. В настоящее время этот платеж отчисляется во многих странах.

В России впервые налог с продаж ввели в 1991 г. Ставка была определена в размере 5 %. Но в конце 1991 г. одновременно с распадом Союза налоговое законодательство претерпело существенные изменения. В новой редакции Кодекса этот платеж не был предусмотрен.

Повторно налог с продаж ввели в 1998 г., придав ему статус регионального. В законодательстве было закреплено, что администрация каждого субъекта РФ должна самостоятельно принять решение о введении платежа. Региональные власти должны были также определить его ставку, в пределах максимальной (5 %). При этом в случае введения налога взимание части местных отчислений должна была прекратиться. Правительством также был утвержден перечень услуг и товаров, на которые налог не распространяется.

В период 1998-1999 гг. платеж был установлен практически во всех регионах. В большинстве субъектов была установлена максимальная ставка 5 %. С 2004 г. налог с продаж не взимается в РФ.

Функции обязательных отчислений

На практике действует требование к соотношению прямых и косвенных налогов. Оно заключается в том, что последние реализуют преимущественно фискальную, а первые - регулирующую функцию.

Фискальная функция заключается в первую очередь в пополнении бюджетной системы. Прямые налоги обеспечивают регулирование процесса воспроизводства, темпов накопления национального капитала, платежеспособности населения за счет специфических механизмов, предусмотренных законодательством.

Регулирующий эффект проявляется главным образом в дифференциации ставок, установлении льгот. Налоговое регулирование обеспечивает баланс государственных и корпоративных интересов, формирование условий для ускорения развития отдельных экономических отраслей, стимулирование увеличения количества рабочих мест.

Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса и, соответственно, на само производство. Эффективность реализации функций зависит от конкретного набора экономических инструментов, имеющихся в распоряжении у государства. В комплексе они формируют налоговый механизм, с помощью которого претворяется в жизнь налоговая политика власти.

Налоги используются как инструмент регулирования. С его помощью государство принуждает совершать какие-либо действия (размеры отчислений снижаются) или создают препятствия для осуществления тех или иных действий (налоги увеличиваются).

Государство наделяется исключительным правом использовать меры принуждения. За счет этого оно концентрирует значительные объемы средств, собранные в виде налогов.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.