Научные ресурсы мира. Их показатели, распределение по группам стран

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.

    презентация , добавлен 07.08.2013

    Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.

    тест , добавлен 28.05.2010

    Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.

    учебное пособие , добавлен 28.04.2014

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности. В состав этого ресурса входят: - предприниматели (владельцы фирм и менеджеры) - предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики) -предпринимательская этика и культура -предпринимательская этика и культура


Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира Кол-во дней для открытия нового бизнеса Стоимость открытия нового бизнеса, % от ВНД по ППС на душу населения Кол-во дней для судеб. решения по нарушению контракт. обязательств США50,5250 Бразилия15210,1546 Индия7161,7425 Китай113,4211 Россия335,0330 Армения256,4185 Казахстан248,6380 Венгрия3822,4365


Воздействие глобализации на предпринимательство 1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного) 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности


Понятие теневой экономики, ее формы Теневая экономикаэкономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы: 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность: -уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях 2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда) 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.






Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира Позитивная и негативная роль и последствия: -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики




Размах криминальной и фиктивной экономики в мире Криминальная экономика - организованная преступность - Транснационализация Фиктивная экономика -коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации - уровень этики в стране


Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.


Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте


Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов


Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек

В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.

Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-

I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.

I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.

| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-

| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-

Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.

Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей

I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы

| или организации.

| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-

Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,

Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:

  1. 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
  2. 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
  3. 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;
    численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

США
Япония
Ю. Корея
Швеция
Финляндия
Великобритания
Франция
Германия
Россия

* без технического персонала, занятого в НИОКР