Нормативы по электричеству на человека. Нормативы потребления электрической энергии

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области www.mgkh.mosreg.ru, 20.09.2017) (вступило в силу с 1 октября 2017 года).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации , пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества" :

1. Утвердить:

1.1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 1).

1.2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области (приложение 2).

2. Установить, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемые пунктом 1 настоящего распоряжения, определены расчетным методом и вводятся в действие с 01.06.2017.

3. Норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным 0.

4. Признать утратившими силу распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.10.2016 N 200-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области" с 01.06.2017.

5. Организационно-аналитическому управлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области организовать опубликование настоящего распоряжения в газете "Еженедельные новости. Подмосковье" и размещение на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Доркину И.С.

Министр жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
Е.А.Хромушин

Приложение 1. Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 1
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Этажность

Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения

Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения

1. Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

Разноуровневые многоквартирные дома до 9

Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16

Разноуровневые многоквартирные дома более 16

2. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на кв. метр общей площади

4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения

куб. метр в месяц на кв. метр общей лощади

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. Категории многоквартирных домов "Разноуровневые многоквартирные дома до 9 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома от 10 до 16 этажей", "Разноуровневые многоквартирные дома более 16 этажей" присваиваются разноуровневым многоквартирным домам исходя из их наибольшего количества этажей.

4. Для домов с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, применяется категория жилых помещений 1 "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".

5. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2017 года распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20 сентября 2017 года N 178-РВ)

Приложение 2. Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области

Приложение 2
к распоряжению Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства Московской области
от 22 мая 2017 года N 65-РВ

Единица измерения

Норматив потребления

1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

2. Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

кВт·ч в месяц на кв. метр

3. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период

кВт·ч в месяц на кв. метр

4. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода

кВт·ч в месяц на кв. метр

Примечание: 1. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

2. При определении размера расходов на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не должны учитываться площади чердаков, подвалов и других помещений, не указанных в пункте 1 настоящих примечаний.

3. При определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учтены показатели расходов электрической энергии при содержании и эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на освещение чердаков и подвалов.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Тарифы и нормы

Наше государство регулирует тарифы и увеличивает их в зависимости от существующей инфляции. Даже в этом случае рост цен весьма ощутим для большей части населения.

В России могут ввести нормы потребления электричества

В московском центре энергоэффективности провели свое исследование. По их данным средний житель нашей страны в день тратит 2-3 кВт. Сравним с США, получается 12,5 кВт.

По мнинею эксперта в сфере ЖКХ, мало кто сможет уложиться в норму 3 октября 2018. На днях российские власти заявили о намерениях ввести в стране лимит на потребление электроэнергии, который «поможет навести в отрасли порядок и устранить вопиющую несправедливость». Предполагается, что если потребитель не укладывается в норму, он платит по завышенному тарифу. Нововведение якобы направлено на борьбу с владельцами вилл и коттеджей, которые, несмотря на гораздо большие объемы использования ресурса, сейчас рассчитываются за него наравне с обычными гражданами.

Для кировчан такая идея не нова. Еще в 2015 году при правлении Никиты Белых в регионе таким образом хотели решить вопрос перекрестного субсидирования. Население платило меньше, чем предприятия, для которых стоимость электроэнергии была в разы больше. Получалось, что предприятия частично финансировали население. Для внедрения данной соцнормы даже была создана рабочая группа, но и итоге все отменилось.

На этом, в частности настаивал эксперт в сфере ЖКХ Андрей Воробьев, по словам которого проблем в сфере электроэнергии лимит не решит, а лишь законодательно увеличит тариф:

— Во всех развитых странах — и в Европе, и в Америке — идет тренд на повышение потребления, а нас наоборот загоняют в угол и заставляют экономить себе в ущерб. Сейчас везде устанавливаются кондиционеры, мультиварки, посудомоечные машины.

Нормативы потребления электроэнергии по СПб

А летом во многих домах нет горячей воды, из-за чего людям приходится использовать водонагреватели, а это дополнительная нагрузка. То есть нас стимулируют ничего не покупать. .

Андрей Воробьев, эксперт в сфере ЖКХ:
— По сути это выгодно только крупным сетевым компаниям, которые занимаются передачей и продажей электроэнергии. Они будут получать больше денег. Нам же придется платить больше.

Новую систему расчетов могут ввести уже летом 2019 года.

Все новости

Вопрос потребления электроэнергии сейчас волнует всех. Предстоящее введение нормы потребления электроэнергии на человека, а, следовательно, фактическое удорожание стоимости отпускаемой электроэнергии, активно обсуждается в обществе.

Норматив этот, согласно постановлению правительства, должен вводиться региональными властями, значит, в каждом субъекте Федерации будет своя норма, иногда сильно отличающаяся от соседнего региона. Для единообразия перехода на норматив потребления электроэнергии, официального обследования ни социологического, ни статистического не проводилось.

Данные о расходе электроэнергии на человека за год в развитых странах приводят специалисты Института по проблемам естественных монополий нашей страны.

Из таблицы видим, что в нашей стране потребление очень далеко от развитых стран мира, это говорит о низкой энергоемкости домов граждан России. Монополии не образовывались сами, они достались стране в наследство от СССР, где много лет строилась централизованная система производства и продажи энергии.

В настоящее время, средняя цена отпускаемой населению электроэнергии по разным регионам колеблется от 2.5 до 4 рублей за 1 кВт. Следовательно, средний россиянин за год платит примерно 2570 рублей. Многие источники отмечают, что цена эта уже выше, чем в США примерно в 1.2 раза.

Тарифы и нормы

Понятно, что наше государство ставит своей целью экономию энергоресурсов, но нужна ли она в обществе потребления.

Нормативы потребления электроэнергии без счетчика

Чем выше потребление электроэнергии на человека, тем больше доход монополий, следовательно, и государства.

Мощность любой техники написана в ее паспорте (потребление электроэнергии бытовыми приборами можно посмотреть здесь). Конечно, можно подсчитать, так ли уж необходимо покупать дополнительный холодильник или телевизор. Представьте себе семьи ваших друзей и знакомых и вспомните – у многих ли есть в доме посудомоечная машина или кондиционер? Наличие техники говорит об уровне жизни граждан страны, не отбросит ли нас далеко назад по этому показателю энергопаек?

Дата публикации: 03.04.2014

Социальная норма потребления электрической энергии – определенный объем электрической энергии, который потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии осуществляются по различным регулируемым тарифам применяется в Ростовской области с 01.09.2013

Размер социальной нормы потребления электрической энергии с 01.04.2014

(в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 05.08.2013 № 28/1 (в ред.

300 кВт по лимиту: для чего вводят норматив потребления электричества

от 25.03.2014 № 10/1))

кВт/ч в месяц

на домохозяйство

Кол-во граждан, зарегистрированных в жилом помещении (п. 12 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), ПП РФ от 22.07.2013 № 614)

Жилые помещения, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Жилые помещения, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

1 человек

2 человека

3 человека

4 человека

5 человек

* В случае если в домохозяйстве зарегистрировано более 5 человек, надбавка к социальной норме составляет 40 кВтч в месяц на человека.

** В случае если в домохозяйстве, оборудованном в установленном порядке стационарными плитами для приготовления пищи, зарегистрировано более 5 человек надбавка к соцнорме составляет 43 кВтч на человека.

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения:

— применяется социальная норма в размере 96 кВт/ч на одного члена объединения.

В случае если граждане зарегистрированы в жилом помещении, располагающемся на территории такого объединения граждан – от количества зарегистрированных.

Ж илые помещения специализированного жилищного фонда, в которых проживают граждане, не объединенные совместным ведением хозяйства:

— 29 кВт/ч на человека

Тарифы на электроэнергию, по которым осуществляется расчет платы за потребленную электроэнергию с 01.09.2013 для городского населения

(постановление РСТ РО от 27.12.2013 № 72/3)

Руб./кВт*ч

*также установлены тарифы, дифференцированные по времени суток

Размер платы рассчитывается исходя из суммы потребления электроэнергии в помещении и объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, и приходящейся на данное помещение.

Примеры расчетов

В жилом помещении, не оборудованном в установленном порядке электроплитами для приготовления пищи, с тремя зарегистрированными лицами (тариф сверх социальной нормы () = 3,89 руб./кВт*ч, (Т>сн) = 3,5 руб./кВт*ч, соц.норма=196 кВт*ч).


В жилом помещении, оборудованном в установленном порядке электроплитами для приготовления пищи, с тремя зарегистрированными лицами (тариф сверх социальной нормы (Т>сн) = 2,72 руб./кВТ*ч, тариф в пределах социальной нормы (Т<сн) = 2,45 руб./кВТ*ч, соц.норма – 325 кВт/ч).


Вопрос потребления электроэнергии сейчас волнует всех. Предстоящее введение нормы потребления электроэнергии на человека, а, следовательно, фактическое удорожание стоимости отпускаемой электроэнергии, активно обсуждается в обществе.

Норматив этот, согласно постановлению правительства, должен вводиться региональными властями, значит, в каждом субъекте Федерации будет своя норма, иногда сильно отличающаяся от соседнего региона.

Норма потребления электроэнергии на 1 человека без установленного счетчика на электричество

Для единообразия перехода на норматив потребления электроэнергии, официального обследования ни социологического, ни статистического не проводилось.

Сравнение расхода электроэнергии в разных странах

Данные о расходе электроэнергии на человека за год в развитых странах приводят специалисты Института по проблемам естественных монополий нашей страны.

Из таблицы видим, что в нашей стране потребление очень далеко от развитых стран мира, это говорит о низкой энергоемкости домов граждан России. Монополии не образовывались сами, они достались стране в наследство от СССР, где много лет строилась централизованная система производства и продажи энергии.

В настоящее время, средняя цена отпускаемой населению электроэнергии по разным регионам колеблется от 2.5 до 4 рублей за 1 кВт. Следовательно, средний россиянин за год платит примерно 2570 рублей. Многие источники отмечают, что цена эта уже выше, чем в США примерно в 1.2 раза.

Тарифы и нормы

Наше государство регулирует тарифы и увеличивает их в зависимости от существующей инфляции. Даже в этом случае рост цен весьма ощутим для большей части населения. В московском центре энергоэффективности провели свое исследование. По их данным средний житель нашей страны в день тратит 2-3 кВт. Сравним с США, получается 12,5 кВт.

Понятно, что наше государство ставит своей целью экономию энергоресурсов, но нужна ли она в обществе потребления. Чем выше потребление электроэнергии на человека, тем больше доход монополий, следовательно, и государства.

Мощность любой техники написана в ее паспорте (потребление электроэнергии бытовыми приборами можно посмотреть здесь). Конечно, можно подсчитать, так ли уж необходимо покупать дополнительный холодильник или телевизор. Представьте себе семьи ваших друзей и знакомых и вспомните – у многих ли есть в доме посудомоечная машина или кондиционер? Наличие техники говорит об уровне жизни граждан страны, не отбросит ли нас далеко назад по этому показателю энергопаек?

Электрическая энергия относится к видам наиболее дорого оплачиваемых видов коммунального обслуживания, за превышение ее потребления пользователь отдает существенно более высокую цену.

С 1 июля 2014 г. по всем регионам РФ планировалось ввести социальную норму потребления электрической энергии.
Правительство пытается сделать это, руководствуясь следующими соображениями:

  1. Стимуляция энергоэффективного использования услуг в коммунальной сфере.
  2. Уклонение от перекрестного субсидирования* и желание понизить нагрузку по тарифам крупных промышленных производителей.
  3. Повышение эффективности системы защиты граждан.

*Примечание: Перекрестное субсидирование: оплата населения за электроэнергию ниже его реальной стоимости, а оплата кВт-часа, предприятием выше стоимости электроэнергии.

Потребление электрической энергии по социальной норме устанавливается для семей и домохозяйств на основании местоположения жилья наличия электроплиты, водонагревателя, при этом владельцы коттеджей, оборудованных теплым полом, подогревом воды в бассейне и тому подобными наворотами, будут платить за потребление электричества по полной программе.

Введение оплаты по социальной нормы должно было предоставить семьям пенсионеров или одиноким пенсионерам – оплату за электроэнергию, в течение одного первого года после начала оплаты по социальной норме – сниженного тарифа.

Все субъекты РФ имеют право подхода к установлению собственного значения социальной нормы сообразно уровню благосостояния своего региона и индивидуальных особенностей региона. И решается этот вопрос каждым регионом самостоятельно.

Статистическая служба каждого региона делает анализ использования электрической энергии, за основу расчета берется 10000 граждан, которые проживают без семьи, общее количество потребленной электроэнергии делиться на 10000 и на 12 месяцев, полученный результат является социальной нормой потребления электричества. Кроме этого, учитываются климатические условия и особенности жилого фонда.

Например, норматив потребления электроэнергии, применяемый в Ростовской области составил 96кВтч, Забайкалье – 65 кВтч, Красноярский край – 100 кВтч.

Размер потребления электроэнергии по социальной норме составляет прямую зависимость от того сколько человек фактически прописано и зарегистрировано на жилой площади.

Рис №1. Норматив потребления электроэнергии по социальной норме.

На размер норматива потребления электроэнергии на человека, влияют еще некоторые факторы, это: наличие электрической печи или ее отсутствие, электрический обогрев в зимний период, состояние жилья, наличие водогрейного котла, работающего на электричестве. Местность, в которой находится жилое помещение, город или село.

Рис №2. Размер мощности потребления по социальной норме в зависимости от условий содержания жилого комплекса. Пример потребления рассмотрен по расчетному потреблению в Белгородской области.

Рис №3. Норматив потребления электроэнергии 2014 в соответствии с постановлением РСТ от 29. 04. 2014 за №17/6.

Рис № 4. Способы оплаты, требования и нормативы потребления электроэнергии в 2015 году по данным РИА НОВОСТИ на примере Москвы и Московской области.

Расчет платежей по нормам потребления электроэнергии

Порядок расчета определяется в правительственном постановлении РФ №614 от 22, 07, 2013 года.

По закону «О энергосбережении» энергосбытовые предприятия и коммунальные службы ведут политику об оснащении многоквартирных домов общедомовыми счетчиками.

Расчет потребления электроэнергии заключается в суммировании показаний индивидуального счетчика плюс показания по общедомовому счетчику энергопотребления, расчет производится в зависимости от количества проживающих в квартире людей, если проживает два человека, то они заплатят по социальной стоимости за норматив определенный в этом регионе на двух человек, пусть это будет, например, 150 кВт-ч. за 3.5 руб. за кВт-ч. все что выше оплачивается по обычной цене по региональному тарифу, например, 3,90 руб.

В том случае, когда отсутствует квартирный электросчетчик норматив потребления электроэнергии без счетчика будет значительно выше так для многоквартирных домов этот норматив вырастет на 80%, граждане, проживающие в частном секторе будут, платить еще больше.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика

Расчет социальной нормы происходит с использованием повышающего коэффициента «К» примерно 60% до 2017 года или по-другому,

«Социальная норма». В России ограничат потребление электричества

2015 г. по 31. 12. 2015 г. – 1,2,
с 1. 01. 2016 по 29. 06. 2016 г. – 1,4;
с 1. 06. 2016 г. по 31. 12. 2016г. составит 1,5;
после 2017 г. будет равен 1,6.

За не допуск к снятию проверочных показаний счетчика в течение двух или нескольких раз, стоимость платы за электроэнергию рассчитывается также с использованием повышающих коэффициентов.

Ключевой принцип распределения общедомового потребления, рассматривается исходя пропорционально площади в м2всех включительно помещений.

Важно знать: некоторые регионы так, например, Кузбасс и Липецкая область, Приморский край, не приняли пилотный проект и ввод социальной нормы, мотивом к этому послужило отсутствие во многих жилых домах электронных паспортов, что делает проведения расчета нормы необъективным и в корне неправильным, кроме этих причин министерство регионального развития не предоставило регионам методики по правильному проведению определения норм потребления.

В частности, для Кузбасса введение нормы превысит уровень 6 % роста оплаты за коммунальное обслуживание, что невозможно допустить так, как это действие повлечет социальный взрыв.

Рис №5. Нормы расчета потребления электроэнергии из чего складывается и чем руководствуются при расчете.

В правительстве задумались о введении социальной нормы потребления электроэнергии с резким повышением тарифов в случае превышения установленного лимита. Об этом во вторник сообщает .

По новому проекту социальной нормой, требующей минимальной оплаты, будет считаться месячное потребление электроэнергии на уровне 300 кВт/ч.

Если эта граница будет превышена, то вступает в силу повышенный тариф. В случае, если месячный расход превысит 500 кВт/ч, то будет применяться «экономически обоснованный тариф».

Не на человека, а на точку

При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство. В эту категорию попадают и одинокие пенсионеры, и семьи с детьми. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагают эксперты АКРА.

По данным издания, новую схему ограничения потребления электричества одобрил вице-премьер на совещании и Минэкономики, которое прошло 19 сентября. Отмечается, что министерствам и Федеральной антимонопольной службе поручено представить проекты нормативных документов к 15 января 2019 года.

По сути проекты нормативных документов предлагается внести к крещенским морозам, то есть, в самое холодное время года.

Похожую схему энергопотребления российские власти пытались ввести в 2013-2014 годах, однако впоследствии этот проект был заморожен.

В 2013 году в семи пилотных регионах установили норму в 50-190 кВт.ч в месяц на человека, с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране.

Эту норму раскритиковал президент , отметив слишком значительный рост тарифов, который потребовался бы.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», — говорил Путин в феврале 2013 года.

Понижающие коэффициенты уберут

В январе 2014 года реформу отложили на два года, а к 2016 году о ней уже не вспоминали. О соцнорме снова заговорили летом в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем «перекрестки» в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что также сочли невозможным.

Новый вариант социальной нормы будет, видимо, мягче, чем схема, которую вводили в 2013-2014 годах. Но при этом правительство может сократить список потребителей, приравненных к льготной части населения, и совсем отказаться от льгот для сельских жителей и горожан, проживающих в квартирах с электроплитами.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п. Отдельно описано «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

«4 августа был принят Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения с 1 января 2019 года размера НДС с 18% до 20%. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года», — говорилось в сообщении , поступившем в «Газету.Ru».

В министерстве отметили, что в результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост для населения.

Также в МЭР отметили, что дополнительно прорабатывают размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значения инфляции в 4%.

Эти новации относятся к действующей системе ЖКХ. А в новостройках власти решили сразу вводить интеллектуальные системы учета расхода энергоресурсов.

Отмечается, что уже направил свои предложения в . При этом ФАС дала понять, что не следует оснащать новые дома приборами учета за счет граждан. Заместитель руководителя сообщил, что ведомство не допустит включения в тарифы расходов на установку «умных» приборов учета электроэнергии.

«Правительство ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель. Это означает, что превышение того или иного параметра недопустимо. Проведенный антимонопольным ведомством анализ показал, что превышение установленных параметров зафиксировано не было», — цитировало Королева RNS.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что «умные» счетчики позволят перевести на более качественный уровень работы с платежной дисциплиной, поскольку информация о задолженности будет в онлайн-режиме поступать в энергоснабжающую организацию.

Между тем президент России Владимир Путин 27 августа заявлял, что «продавливание» роста энерготарифов недопустимо.

«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика «продавливания» необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман к конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода», — сказал Путин.

Регулярно растут, из года в год к стоимости одной единицы газа, электричества, воды и тепла прибавляется по несколько копеек. Вроде бы на первый взгляд изменения незаметны, но в пересчете на количество членов семьи и потребляемый ими объем ресурсов получается очень даже ощутимая сумма. Повышение стоимости электричества происходит не только по причине инфляции и роста налогов, существует еще один фактор.

Дело в том, что в РФ действует система перекрестного субсидирования в ценах на электроэнергию, рознящаяся в зависимости от категории потребителя. Так, физические лица, семьи, проживающие в частных домах и квартирах, оплачивают данный род услуг по относительно невысокой стоимости, тогда как юридические лица, предприниматели, организации должны платить за электричество по более высоким тарифам. Так, потребители ресурса в промышленных масштабах «доплачивают» за простое население. Если сравнивать с европейскими странами, то у них там все наоборот – льготные условия оплаты услуг ЖКХ предусмотрено для владельцев бизнеса, заводов, производства и пр.

Этот момент ощутимо тормозит предпринимателей и владельцев больших помещений, нуждающихся в постоянном энергообеспечении. Экономическая обоснованность тарифов по России была бы более правдивой, если бы средняя рыночная цена их выросла на 60% (по данным Института системного мониторинга). Если рассчитать предполагаемые показатели с учетом данного фактора, то прочие потребители смогут сэкономить в среднем 12% стоимости электричества. Так ставки для прочих потребителей бы ощутимо упали, если их потребление сохранится преимущественно на низком и среднем уровне.

Чтобы найти приемлемое решение в таком случае, когда перекрестное субсидирование на данном этапе считается огромным, а в один момент его ликвидировать не представляется возможным, правительству пришлось сформировать механизм социального нормирования энергопотребления по всей стране.

Законодательное регулирование вопроса

В конце 2012 года бывший Президент России Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации» . Данный документ регламентирует запуск в 2014 году экспериментальной программы в нескольких пилотных регионах, по итогам которой будет ясно, целесообразно ли дальнейшее применение принятой тарификации в остальных субъектах страны. Из всех коммунальных услуг первым, которое станет исчисляться на основе социальной нормы потребления, станет электричество .

Российское Правительство уверяет своих граждан, что практика выдачи энергетических пайков давно уже устоялась практически по всей Европе. Так распределяется потребление непрерывно дорожающей электроэнергии. Подорожание производства необходимого ресурса приводит к необходимости повышения цен на нее для рядовых потребителей. Учет будет вестись по типу населенного пункта, численности зарегистрированных в квартире жильцов, а также с учетом наличия электрической плиты.

Последний момент очень важен, так как в центральных регионах страны и вообще в большинстве ее субъектов готовят на газу, однако даже там есть отдельные дома, где газоснабжения не предусмотрено. К тому же здесь подразумеваются северо-восточные регионы России: Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Якутия и прочие, где готовят только на электричестве. В эту часть страны газопровод пока не проведен, поэтому отопление здесь исключительно угольное, а кухонные плиты работают от электричества.

После того, как города, поселки и другие населенные пункты опробуют действие социальных норм потребления электроэнергии, им дадут право самостоятельного решения о необходимости постоянного существования такого принципа оплаты коммунальных услуг. Так, граждане должны учитывать свои доходы, местный климат, состояние жилищного фонда и прочие критерии. По словам Дмитрия Медведева, тотального и обязательного введения этих новшеств нельзя допустить, так как программу нужно изучить, опробовать, протестировать, провести соответствующий анализ, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Бывший президент добавил, что определенные условия в этом вопросе необходимо обеспечить социально незащищенным категориям населения , в отношении которых будут введены исключения из общих правил. Это касается одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, жителей сел и граждан, проживающих в .

К слову, Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 года №1444 , в котором обозначены основы ценообразования электрической энергии для населения, утрачивает свою силу.

Назначение

Суть экспериментальной программы заключается в установлении базовых тарифов – минимального объема потребляемой электроэнергии, которой будет достаточно для жизнеобеспечения по средним показателям на одного человека.

Те, кто вложатся в данный минимум, будут оплачивать электричество по более сниженным ценам. А превысивших норму потребителей ждет 30%-ная разница , но не за весь объем, а только за разницу после нормы. Таким образом государство собирается мотивировать граждан к экономии энергетических ресурсов.

К тому же подобный путь развития экономики приведет, хоть и не сразу, пусть постепенно, фактически и окончательно к упразднению перекрестного субсидирования цен на электроэнергию. Тогда они будут формироваться по рыночному принципу .

План государства претворится в жизнь, как прогнозируют эксперты, если 70% россиян смогут уложиться в установленную норму. Тогда удастся добиться экономии ресурсов от большинства граждан, после чего можно уже будет говорить о снижении ставок. Требуется тщательное планирование уровней нормативов, так как с возникновением новых предприятий и повсеместным внедрением прогресса в быт и промышленность возрастает и потребность в энергопотреблении.

Размеры в различных регионах

В качестве пилотных регионов для внедрения программы было выбрано несколько городов с прилегающими к ним населенными пунктами. Да, в каждом конкретном случае предусмотрена своя тарифная сетка, но принцип вычисления социальной нормы потребления электроэнергии в целом везде однотипный.

Первый и самый значимый фактор при определении величины оплаты за коммунальный ресурс – это численность проживающих в жилом помещении людей. Тариф зависит именно от количества официально зарегистрированных в квартире или доме граждан.

В зависимости от данного показателя всем зарегистрированным в субъекте домохозяйствам присваиваются определенные группы :

Как правило, на одного человека тариф рознится по регионам, а для последующих групп норма возрастает сначала на 60 кВт/ч, затем по 40 на каждом пункте. Так, в Ростове минимум равен 96 кВт/ч, во Владимире и Нижнем Новгороде – 50 кВт/ч, в Красноярске – 110 кВт/ч в месяц. Базовая норма в Кубани (Краснодарский край) в 2017 года равна 250 кВт/ч на одного проживающего.

На примере Ростовской области можно рассмотреть дополнительные разъяснения и условия по введенной социальной норме потребления электроэнергии. С начала действия программы, то есть до конца 2013 года и по август 2014 одиноко проживающим пенсионерам положена норма в виде базового тарифа – 96 кВт/ч. А вот уже с 1 сентября, то есть через год функционирования программы, их норму увеличат в полтора раза, она составит 144 кВт/ч.

Такая же увеличенная в 1,5 раза социальная норма потребления электроэнергии полагается жильцам аварийных домов и высокой степенью износа (свыше 70%). Сельские жители вправе рассчитывать на надбавку в размере 90 кВт/ч на одно домохозяйство (итого 186 кВт/ч).

Квартиры, где стоят электрические плиты вместо газовых будут прибавлять по 43 кВт/ч к базовому тарифу на каждого прописанного человека. Если в доме предусмотрено исключительно электрическое отопление, то надбавка возрастет до 3000 кВт/ч в месяц, но только на отопительный сезон. Для подогрева воды электрическими устройствами полагается надбавка 300 кВт/ч на каждого человека. Под эти условия подходят дома, где приборы установлены в законном порядке, то есть зарегистрированы, подключены к общим счетчикам и т.п.

Существуют также категории потребителей электроэнергии, приравненные к населению . Сюда входят, во-первых, садоводы, их засчитывают в 1 группу домохозяйств. Гараж и погреб подходят под 6 группу. Воинские части, места заключений осужденных и религиозные организации считаются 6 группой, где норма полагается на одного гражданина.

Пилотные регионы за первый год внедрения социальных норм по электричеству показали положительную динамику. Перекрестное субсидирование сократилось в среднем на 5–15%. Это является вполне неплохим показателем, и позволяет сделать вывод, что россияне обращаются с данным видом энергетического ресурса в целом разумно.

Как рассчитать

Здесь расчеты, в принципе, несложные. Например, в квартире, расположенной в Ростове, проживают 4 человека. Жилье не признано ветхим, и никто из проживающих не относится к категории льготников, поэтому расчеты будут производиться по базовым тарифам. Итак, за месяц составили 182 кВт/ч, а социальная норма для этой семьи равна 236 кВт/ч. Следовательно, жильцы в норму уложились и оплачивать будут по льготному тарифу. Он равен 2,8 руб. за 1 энергетическую единицу. Считаем: 182 * 2,8 = 509,6 руб.

Возьмем случай посложнее. За месяц двумя людьми в ветхом доме потреблено 220 кВт/ч. Социальная норма в данном случае равна 144 кВт/ч на человека, если их двое, то прибавляем 60, получается 204. В норму данный показатель не вкладывается, ищем разницу 220 – 204 = 16. Это число – количество потребления энергии сверх нормы, а здесь тариф другой – 3,2 руб. за кВт/ч. Итак, 204 * 2,8 + 16 * 3,2 = 571,2 + 51,2 = 622,4 руб.

Мировая практика показывает, что данный опыт довольно эффективен и помогает добиться упразднения перекрестного субсидирования. Благодаря введению социальных норм энергопотребления у населения воспитывается экономичность в плане пользования электрическими приборами. А также социально уязвимые слои населения получают ощутимые льготы.

Электроэнергетика на данный момент требует интенсивных вливаний в отрасль по причине физического и морального износа. Приватизация в 90-е годы дала о себе знать: в частные предприятия государственные средства поступают в крайне мизерных размерах. Тарифы на электроэнергию хоть и растут периодически, но сравнительно медленными темпами в связи с административными ограничениями и низким уровнем доходов у населения. Рост тарифов сдерживается повышенными ставками для промышленников и предпринимателей, а это сдерживает поступление инвестиций в отрасль.

Такая ситуация толкает правительство страны на введение подобной программы. Социальная норма по электричеству в целом по стране показывает положительную динамику. Каждый год вводятся все новые и новые регионы, число участвующих в эксперименте субъектов страны растет.

О введении данной программы в Краснодарском крае смотрите в следующем видеосюжете: