Основные средства при ликвидации предприятия. Ликвидация: что должен знать бухгалтер

Для начала рассмотрим правовые аспекты ликвидации компаний. При ликвидации у компании не образуются правопреемники, права и обязанности ни к кому не переходят.
Ликвидация бывает добровольной, то есть по решению участников или акционеров, или же принудительной - по решению суда.
Существует такой вид прекращения деятельности компании, как банкротство ликвидируемого должника. Это так называемая упрощенная процедура банкротства. Административная ликвидация - это исключение из ЕГРЮЛ недействующего должника. Мы будем говорить о добровольной ликвидации и этапах, которые необходимо пройти, чтобы ее осуществить.
В отношении ООО решение о добровольной ликвидации принимается только единогласно всеми участниками.
Акционерным обществам достаточно 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в общем собрании. Нет необходимости собирать полный состав акционеров.
Список причин, по которым компания может принять решение о добровольной организации, законодательно не ограничен. Поэтому теоретически организация может в любой момент изъявить желание прекратить свою деятельность. Вот некоторые из возможных причин ликвидации: истечение срока, на который создана компания, достижение цели, ради которой она создана, недостаточная эффективность деятельности. Нет необходимости обосновывать свое решение каким-то особым образом.
Есть ситуации, когда компания обязана принять решение о ликвидации. Например, ликвидироваться придется, если стоимость чистых активов компании останется меньше ее уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим. Безусловно, компания может предпринять срочные меры по финансовому оздоровлению. И если они увенчаются успехом, обязанности ликвидироваться нет.
Законом не установлены определенные требования по срокам ликвидации. На практике срок ликвидации составляет обычно от четырех месяцев, но ориентироваться лучше на шесть месяцев. Этот срок может быть увеличен, если затянулись расчеты с кредиторами или требуется дополнительное время для проверки отчетности и деятельности компании. Налоговая проверка также может значительно увеличить срок проведения ликвидации.

Рисковые факторы при проведении ликвидации

Я выделяю несколько моментов, которые важно учитывать при проведении ликвидации компании. Именно по ним чаще всего возникают ошибки и вопросы.
Один из главных рисков связан с кандидатурой ликвидатора или составом ликвидационной комиссии. Их надо очень тщательно выбирать. Выбор заявителя при регистрационных действиях также крайне важен. На стадии принятия решения о ликвидации и составлении промежуточного ликвидационного баланса заявителем может выступать только один из участников ООО или акционеров. На последнем этапе - только ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Обо всех этапах ликвидации я расскажу позже.
Грамотное составление документов во время ликвидации не менее важно, чем в период деятельности компании. Процедура добровольной ликвидации в части документации, выполнения регистрационных и других обязательных действий четко регламентирована. Даже незначительное нарушение порядка может привести к отказу в государственной регистрации ликвидации.
Необходимо заранее определить объем возможных к предъявлению требований кредиторов и способность компании погасить задолженность. Иначе компания не сможет рассчитатьсяпо законным требованиям кредиторов.
Проведение налоговой проверки при ликвидации - это право, а не обязанность инспекторов*. Многих бухгалтеров волнует вопрос, всегда ли в ликвидируемую компанию налоговики приходят с ревизией. Мой опыт показывает, что практически всегда инспекция проводит или камеральную, или выездную проверку. И обычно они заканчиваются доначислениями.
Пока налоговая проверка не закончена, завершать процедуру ликвидации нельзя. Советую перед началом ликвидации провести добровольный аудит, чтобы минимизировать риски от доначислений по итогам налоговой проверки.
Существует риск субсидиарной ответственности директора, участников или акционеров ликвидируемой компании. Такая угроза возникает в случае, если организация не смогла погасить все долги перед кредиторами. Но для этого должно быть соответствующее решение суда. Нужны доказательства того, что действия или бездействие конкретного человека привели к невозможности погашения долгов компании перед кредиторами.
Обращаю внимание на один очень существенный момент. Если ликвидатор или ликвидационная комиссия при наличии признаков банкротства не подадут заявление в арбитражный суд, это повлечет для них субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам перед должниками.

Десять этапов добровольной ликвидации

Я условно разделила процедуру добровольной ликвидации на десять этапов. На первом этапе принимается само решение о ликвидации. На втором - решение о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии. Если формируется комиссия, то необходимо обязательно назначить председателя. Именно он, также как и ликвидатор, с момента своего назначения становится руководителем компании. Прежний директор отстраняется от своей должности. Практика показывает, что можно включать в состав ликвидационной комиссии директора.
Третий этап - уведомление о ликвидации. Обязательно надо уведомить о решении по ликвидации регистрирующий орган и налоговую инспекцию, на учете в которой состоит компания.
Регистрирует ликвидацию тоже налоговая инспекция: не та, в которой компания стоит на учете, а та, которую принято называть регистрирующей.
Срок на подачу уведомлений - три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации. Зачастую, конечно, компании этот срок нарушают. За это предусмотрен штраф в размере 5000 руб. по статье 14.25 КоАП РФ. Сразу отмечу, что нарушение срока уведомления регистрирующего ведомства не может быть основанием для отказа в государственной регистрации.
Заявителем, который подает уведомление, может быть только один из акционеров или участников, принявших решение о ликвидации. Это принципиальный момент. Если акционеры или участники - это юрлица, то заявителями могут выступать только их директора.
Четвертый этап - публикация сообщения о ликвидации компании, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Сообщения публикуются в «Вестнике государственной регистрации». Стоит это примерно 2000 руб. Всю информацию о подаче заявления можно получить на сайте www.vestnik-gosreg.ru . Публиковать сообщения надо один раз. Рекомендую подать сообщение как можно быстрее, так как с момента этой публикации будут течь остальные сроки по ликвидации. Если компания не заинтересована в затягивании ликвидации, то, в принципе, можно опубликовать сообщение еще до уведомления регистрирующего органа.
Срок для предъявления требований кредиторов не может быть меньше двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации. В сообщении в «Вестнике государственной регистрации» нужно обязательно прописать адрес, по которому компания готова принимать требования кредиторов.
На пятом этапе ликвидатор или ликвидационная комиссия обязаны выявить всех имеющихся кредиторов и письменно уведомить каждого из них. Срок уведомления - 30 дней с даты принятия решения о ликвидации.
По мнению чиновников, публикация сообщения в «Вестнике государственной регистрации» - это еще не уведомление кредиторов. Всех кредиторов, поименованных в ликвидационном балансе в расшифровке кредиторской задолженности, как считают налоговики, нужно обязательно письменно уведомить. Копии уведомлений надо подавать в регистрирующую инспекцию.
Но суды нередко считают иначе: публикация в «Вестнике» - это уже уведомление. А кредиторы должны проявлять осмотрительность и самостоятельно следить за публикациями. В любом случае, если требования кредиторов не были предъявлены, они считаются погашенными с ликвидацией компании.
Ликвидатор или ликвидационная комиссия решают, обоснованны ли требования кредитора. Если по мнению компании требования таковыми назвать нельзя, кредитору можно отказать. Тот в свою очередь может обратиться в суд. Если суд не встал на сторону кредитора, то его требования также считаются погашенными с ликвидацией компании.
Клиенты часто задают вопрос, можно ли ликвидировать компанию с кредиторской задолженностью. Так вот, важна только «кредиторка», которая была предъявлена компании уже в процедуре ликвидации. При определении кредиторской задолженности ликвидируемой компании берутся в расчет только те требования, которые были предъявлены после сообщения о ликвидации. Эту кредиторскую задолженность компания обязана погасить.
Шестой этап - проведение сверок с налоговой инспекцией, ПФР и ФСС РФ. Этого не требует законодательство. Но я всегда советую бухгалтерам ликвидируемых компаний провести сверку, чтобы получить от чиновников подтверждение сдачи всей отчетности и уплаты налогов и взносов. Иначе любая копеечная задолженность, в том числе по пеням, может служить поводом для отказа в госрегистрации ликвидации. Регистрирующий орган перед ликвидацией будет обязательно обращаться в налоговую инспекцию и ПФР, чтобы узнать, есть ли какие-то претензии к компании.
Итак, компания собрала требования кредиторов, закончился срок на предъявление требований кредиторов. Начинается седьмой этап добровольной ликвидации: составление промежуточного ликвидационного баланса и уведомление регистрирующей инспекции о его составлении. Этот баланс нужно составлять строго после истечения срока для предъявления требований кредиторами.
В балансе отражаются сведения о составе активов, в том числе имущества. Также приводится перечень предъявленных кредиторами требований и результатов их рассмотрения. Лучше приготовить отдельное приложение к промежуточному ликвидационному балансу, в котором более подробно описать имущество и информацию о кредиторской задолженности. Приложение составляется в произвольной форме.
После составления промежуточного ликвидационного баланса его надо утвердить на общем собрании и об этом уведомить регистрирующий орган. Заявителем здесь будет выступать строго один из участников ООО или акционеров.
Переходим к восьмому этапу . После утверждения баланса надо приступать к расчетам с кредиторами. Если компания первоначально была подготовлена к ликвидации, провела инвентаризацию, то эта процедура будет несложной.
В первую очередь погашать требования по «кредиторке» надо из денежных средств компании. При их недостатке ликвидатор продает имущество компании с публичных торгов. Многие нарушают это требование и продают имущество в обычном порядке. В принципе, если требования всех кредиторов погашены, такие сделки имеют место быть. При условии, что не нарушены имущественные права участников или акционеров.
Вот очередность, по которой погашаются требования кредиторов.
1.Требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью или о компенсации морального вреда.
2.Выходные пособия, оплата труда сотрудников по трудовому договору, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
3.Уплата налогов и страховых взносов.
4.Расчеты с другими кредиторами.
Расчеты по последним двум пунктам могут быть произведены не ранее чем по истечении месяца с утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Если выясняется, что денег и имущества недостаточно для погашения всех требований, компания должна подать в суд заявление о банкротстве.
Девятый этап - составление ликвидационного баланса по завершении расчетов с кредиторами. В балансе отражаются сведения о расчетах с кредиторами и об активе, оставшемся после расчетов с кредиторами. Формируется пакет документов по списку, который приведен в статье 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации».
На этом этапе заявителем будет сам ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
Если регистрирующая инспекция не найдет нарушений в процедуре ликвидации и получит положительные ответы от налоговиков и фондов, она выдаст свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с налогового учета.
Десятый этап - завершающий. Его можно осуществить одновременно с предыдущим этапом после утверждения ликвидационного баланса. Нужно распределить оставшееся имущество. Делать это надо в следующей очередности:
1)выплата начисленных, но не выплаченных дивидендов участникам или акционерам;
2)оставшееся после выплаты дивидендов имущество распределяется между участниками или акционерами пропорционально размеру долей. Например, если осталась недвижимость, то в отношении нее устанавливается общая долевая собственность.
Если ликвидированной компании принадлежала организация, то все участники или акционеры становятся ее правопреемниками.


Основным законопроектом, который регулирует распределение имущества при ликвидации ООО, является статья 58 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Перед этапом распределения должно следовать оповещение в средствах массовой информации о закрытии организации.

Следующим действием идет процесс собрания ликвидационной комиссии, на которую возлагаются все полномочия для составления баланса на момент закрытия ООО и осуществления полных расчетов с кредиторами.

Ликвидация основных средств: налогообложение и бухгалтерский учет

Использовать в дальнейшем объект экономически не выгодно, а продать его не представляется возможным. Как быть? Руководство компании вправе принять решение о ликвидации такого объекта. Об отражении в налоговом и бухгалтерском учете операций по ликвидации основных средств и пойдет речь в статье.

Процесс ликвидации объекта основных начинается с оформления приказа о назначении ликвидационной комиссии.

Ликвидация основных средств

При ликвидации оргтехники и другой сложной техники ликвидационная комиссия не может определить текущее состояние. Надо ли заключение от лицензированной организации, что техника нецелесообразна к ремонту, для списания ОС

Заключения лицензированной организации, что техника нецелесообразна к ремонту не нужно. Достаточно обосновать списание изношенного средства, указав в акте, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

Ликвидируем основное средство: бухгалтерский и налоговый учет

Основное средство ликвидируется в том случае, если оно больше не пригодно для дальнейшего использования. Обычно это происходит вследствие физического износа объекта.

Перед тем, как проводить ликвидацию основного средства необходимо создать комиссию. В ее состав должны входить главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

О ликвидации основных средств

Решение о ликвидации основного средства принимается в том случае, если оно за время использования износилось физически или морально устарело. Конечно, не стоит забывать и о возможности восстановления, но часто в этом нет никакого смысла. Гораздо рентабельней, оказывается, демонтировать, а затем списать отработавшее оборудование, чем тратить деньги на его реабилитацию.

До 2013 года для решения вопроса о выбытии средства по такой причине в строгом порядке приказом администрации создавалась комиссия, которая и принимала решение.

Основные бухгалтерские проводки по ликвидации средств

Отметим сразу, что она происходит тогда, когда в результате эксплуатации оказываются физически или морально изношены. С точки зрения экономики фирмы их восстановление финансово неоправданно. Выполняя процедуру ликвидации можно столкнуться со множеством нюансов.

До 2013 года ликвидация основного средства производилась при создании комиссии. Это делалось в обязательном порядке.

Основные средства при ликвидации предприятия

Минфин России Приказом от 12.12.2005 N 147н внес существенные изменения в порядок учета основных средств. Этот документ изменил практически все нормы ПБУ 6/01 «Учет средств «, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Это и условие признания объектов в качестве основных средств, и порядок определения первоначальной стоимости, и выбытие основных средств и многое другое.

Памятка, которая поможет грамотно оформить и учесть ликвидацию основного средства

О ликвидации основных речь заходит, когда они в результате эксплуатации оказываются морально и физически изношены. А восстановить их либо невозможно, либо экономически неоправданно. В самой процедуре ликвидации много нюансов. О них мы и поговорим.

До этого года для ликвидации основного организация в обязательном порядке должна была создать комиссию. Такое правило содержит пункт 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г.

Списание и ликвидация основных средств

Ликвидация необоротных активов (основных средств) проводится исключительно с документальным оформлением данного события. Обратите внимание, что данная операция проводится на основе:

189.9. У разі, якщо основні виробничі або невиробничі засоби ліквідуються за самостійним рішенням платника податку, така ліквідація для цілей оподаткування розглядається як постачання таких основних виробничих або невиробничих засобів за звичайними цінами, але не нижче балансової вартості на момент ліквідації.

Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации Красова Ольга Сергеевна

3.5 Ликвидационный баланс. Расчеты с учредителями

3.5 Ликвидационный баланс. Расчеты с учредителями

На основании п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Можно выделить ситуации, при которых ликвидационный баланс необходим:

а) прекращение функционирования (деятельности) организации как субъекта гражданских правоотношений.

б) ликвидация юридического лица по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного на то учредительными документами, или суда по основаниям, предусмотренным в п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ);

в) добровольная или принудительная ликвидация юридического лица по причине несостоятельности (банкротства).

Баланс, составляемый в каждой из этих ситуаций, по сравнению с операционным бухгалтерским балансом обладает следующими особенностями :

1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, является инвентарным, т.е. формируется по данным инвентаризации. В случае ликвидации юридического лица обязательность проведения инвентаризации прямо предусмотрена в ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Баланс не должен содержать остатков по регулирующим (02, 05, 13, 16, 42, 82) и бюджетно-распределительным (31, 89) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования предприятия.

3. Статьи актива ликвидационного баланса оцениваются способами, отличными от установленных в ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т.д.), которая позволит пользователям отчетности – участникам предприятия, деловым партнерам, кредиторам – с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятный финансовый результат вследствие прекращения существования организации.

По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое должно перейти к учредителям (участникам), обладающим вещными правами на него. Если исходить из экономической сути ликвидации, то это – абсолютное прекращение деятельности, которое влечет за собой одновременное закрытие всех статей актива и пассива баланса методом двойной записи с использованием только тех счетов бухгалтерского учета, которые соответствуют статьям ликвидационного баланса.

В активе ликвидационного баланса остатки могут быть по любым строкам, если реализация имущества не произведена или произведена частично. Если же все имущество общества реализовано, то остатки средств будут только по стр. «Денежные средства» (счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета»).

В пассиве баланса не будет остатков по разделу «Долгосрочные обязательства», а в разделе «Краткосрочные обязательства» могут возникнуть остатки по следующим строкам: «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Распределение имущества ликвидируемой организации между учредителями (участниками) осуществляется в последнюю очередь. При этом сумма валюты баланса пассива за минусом остатка по строке «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» должна быть распределена между всеми учредителями (участниками) пропорционально доле в уставном капитале либо по иной методике, предусмотренной уставом или решением общего собрания участников. После этого в пассиве баланса вся сумма, учтенная на счете 75, будет отражена по стр. «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов». Эта сумма должна соответствовать стоимости активов общества, подлежащих распределению.

В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие записи:

Дебет 80, 82, 83, 84, 98, 99, Кредит 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов» – на сумму стоимости имущества, причитающегося акционеру. Если предварительно остатки по другим счетам были перенесены на счет 80, то используется только запись: Дебет 80, Кредит 75. В данном случае сосредоточение средств в уставном капитале носит чисто технический характер. Увеличения уставного капитала и его регистрации в установленном порядке не происходит, а только суммируются на одном счете средства, подлежащие распределению между учредителями (участниками) общества,

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов», Кредит 51 (50) – на сумму денежных средств, выплаченную акционеру,

Дебет 75, субсчет «Расчеты по выплате доходов», Кредит 01 – на сумму стоимости имущества, если участниками принято решение о распределении имущества вместо его реализации.

Расчеты с учредителями. После составления ликвидационного баланса имущество, которое осталось у организации после всех расчетов с кредиторами, подлежит распределению между ее учредителями.

Но сначала необходимо определить общую сумму капитала, которая будет распределяться.

Для этого необходимо рассчитать размер чистых активов и сравнить их с уставным капиталом. Если уставный капитал меньше чистых активов, то «условный уставный» капитал доводится до размера чистых активов за счет стоимости оставшегося имущества.

Имущество, которое осталось у организации после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Если по данным ликвидационного баланса у организации осталась прибыль, то данная операция отражается следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 84, субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» – отражена прибыль отчетного года;

Дебет 84, субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года», Кредит 80 – прибыль организации зачислена в уставный капитал.

Если по данным ликвидационного баланса у организации убыток, то он подлежит погашению за счет уставного капитала, при этом нераспределенный убыток прошлых лет переводится в состав убытков отчетного года.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Дебет 84, субсчет «Нераспределенный убыток отчетного года», Кредит 84, субсчет «Непокрытый убыток прошлых лет» непокрытый убыток прошлых лет переводится в состав убытка отчетного года;

Дебет 80 Кредит 84, субсчет «Непокрытый убыток отчетного года» – уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года.

Таким образом определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.

Начисление сумм, которые подлежат выплате учредителям юридического лица, отражаются следующей записью:

Дебет 80 Кредит 75 – отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между учредителями (участниками).

Распределение имущества между учредителями производится на основании акта, в котором должно быть указано, кому и что передано.

Акт обязательно подписывают все участники организации, выплата долей участникам организации оформляется в учете соответствующей записью:

Дебет 75 Кредит 50, 51 – выплачена участникам их доля уставного капитала.

Пример . ООО «Свияга» ликвидируется по решению учредителей. После удовлетворения требований кредиторов у ООО «Свияга» остались: оргтехника остаточной стоимостью 100 000 руб. (первоначальная стоимость 120 000 руб., амортизация 20 000 руб.) и денежные средства в сумме 21 000 руб. Предположим, что балансовая (остаточная) стоимость имущества соответствует его рыночной стоимости без учета НДС. Уставный капитал ООО «Свияга» 50 000 руб., в том числе:

вклад 1-го участника составляет 20 000 руб.;

вклад 2-го участника – 20 000 руб.;

вклад 3-го участника – 10 000 руб.

Все участники – физические лица.

Чистая прибыль ООО «Свияга», отраженная в ликвидационном балансе, составляет 71 000 руб.

Ликвидационный баланс ООО «Свияга» имеет следующий вид:

Оргтехника распределяется между тремя учредителями – физическими лицами общества пропорционально их вкладам в уставный капитал.

Выбытие основных средств в бухгалтерском учете отражается записями:

Дебет сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит сч. 01 – 120 000 руб.

Дебет сч. 02 Кредит сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» – 20 000 руб.

Дебет сч. 91 Кредит сч. 01 субсчет «Выбытие ОС» – 100 000 руб (40 000 + 40 000 + 20 000).

Передача имущества (за исключением денежных средств) сверх первоначального взноса облагается НДС. Имущество передается по остаточной стоимости.

Первоначальные взносы участников – 50 000 руб., стоимость передаваемого имущества сверх первоначального взноса:

100 000 – 50 000 = 50 000 руб.

Сумма НДС, начисленная при передаче: 50 000 руб. х 18% = 9000 руб.

Следовательно, стоимость передаваемого имущества с учетом НДС составит: 100 000 + 9000 = 109 000 руб.

Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками с последующим аннулированием долей участников целесообразно отражать в бухгалтерском учете с использованием сч. 81 «Собственные акции (доли)»:

Дебет сч. 81 Кредит сч. 91.1 – 109 000 руб. – отражена передача оргтехники по цене, включающей НДС

Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 68.2 – 9000 руб. – начислен НДС.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ с части стоимости основных средств, передаваемой участникам в пределах их первоначального взноса, НДС восстанавливается к уплате в бюджет – 9000 руб. (50 000 х 18%).

Дебет сч. 19 Кредит сч. 68.2 – 9000 руб. – восстановлен НДС.

Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 19 – 9000 руб. – восстановленный НДС учтен в составе расходов.

Несмотря на то что Инструкцией к Плану счетов предусмотрено закрытие сч. 91 и сч. 99 только по окончании отчетного года, в данном случае необходимо закрыть эти счета для определения суммы чистой прибыли, подлежащей распределению:

Дебет сч. 99 Кредит сч. 91.9 – 9000 руб.

Дебет сч. 84 Кредит сч. 99 – 9000 руб. – списан убыток, образовавшийся при передаче имущества.

Таким образом, сальдо по сч. 84 составило: 71 000 – 9000 = 62 000 руб. Общая стоимость собственных средств организации, подлежащих распределению, составила: 50 000 + 62 000 = 112 000 руб., в том числе 50 000 руб. – в пределах первоначальных взносов участников.

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

2. Учет собственного капитала, формирование уставного капитала, расчеты с учредителями и акционерами по вкладам в уставный капитал Формирование уставного капитала производится с целью создания организации и ее организационно-правовой формы.Организации подразделяются

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

Перечень документов, необходимых для открытия накопительного счета учредителями создаваемого юридического лица: 1. Оформленное заявление на открытие счета. 2. Оформленный договор с Банком на открытие накопительного счета (по форме Банка) (при заключении договора,

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

2.8. Расчеты 2.8.1. Методологический аспект 2.8.1.1. Правила учета затрат по полученным займам и кредитам (раздел III ПБУ 15/01).2.8.1.2. Способ списания дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, на прочие расходы (п. 20 ПБУ 15/01):– в

Из книги Азбука бухгалтерского учета автора Виноградов Алексей Юрьевич

10.6. Расчеты с учредителями Для расчетов c учредителями используется счет 75 «Расчеты с учредителями» и его субсчета:– активный субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»,– пассивный субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов».Пример 10.13.

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

94. Факторинговые расчеты Факторинг – система финансирования, в основе которой лежит переуступка поставщиком фактору неоплаченных платежных требований за поставленные товары (работы, услуги) и права получения платежа по ним.Обычно в течение 2–3 дней после приобретения

Из книги Бухгалтерский финансовый учет. Шпаргалка автора Щербина Лидия Владимировна

1. Значение финансового учета в условиях рыночной экономики Бухгалтерский учет является важнейшей функцией управления организацией. Он формирует информацию о состоянии организации, фиксируя все суммы, проходящие в финансовой, экономико-хозяйственной деятельности. В

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалка автора Новикова Мария Владимировна

1. Понятие финансовой отчетности как источника информации в деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике Отчетность организаций представлена системой показателей, характеризующих результаты ее деятельности за отчетный период.Отчетность представляет

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

108. Расчеты аккредитивами Аккредитивная форма расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести на счет своих (или заемных) средств, предварительно депонированных на счету, оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения

Из книги Восстановление бухгалтерского учета, или Как «реанимировать» фирму автора Уткина Светлана Анатольевна

4.8. Порядок выявления и исправления ошибок, выявленных при отражении операций по учету уставного капитала и расчетов с учредителями Цель проверки уставного капитала и расчетов с учредителями заключается в подтверждении законных оснований деятельности экономического

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

3.3 Промежуточный ликвидационный баланс После того, как выявлены кредиторы и сформирован реестр их требований, а также проведены инвентаризация и оценка имущества обанкротившейся организации, наступает момент представления промежуточного ликвидационного

Из книги Бухгалтерское дело автора Бортник Николай Николаевич

7.3. Ликвидационный баланс организации Можно выделить ситуации, при которых ликвидационный баланс необходим: прекращение функционирования (деятельности) организации как субъекта гражданских правоотношений. Так, необходимо формирование ликвидационного баланса по

Из книги Бухгалтерский финансовый учет автора Карташова Ирина

3. Расчеты

автора Смирнов Павел Юрьевич

87. Торговый баланс и баланс услуг Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в единое мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда,

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

88. Платежный баланс, баланс движения капиталов и кредитов Операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, поскольку они не относятся к экспорту и импорту товаров, т. е. осязаемых

Из книги Как перевести российскую отчетность в международный стандарт автора Соснаускене Ольга Ивановна

2.1.1. Баланс В МСФО четко обозначены требования к порядку раскрытия информации в каждой составляющей финансовой отчетности. Также в нем подробно регламентирован порядок ее обозначения, тогда как РСБУ, напротив, устанавливают «рекомендуемые формы».МСФО (IAS) 1 дает

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

В процессе добровольной ликвидации компании возникает множество правовых, учетных и налоговых вопросов. Настоящая статья призвана оказать помощь в их решении.

Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Процедура добровольной ликвидации состоит из нескольких этапов:
- участники организации принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
- комиссия ведет работу по ликвидации;
- в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении юридического лица.

Принятие решения о ликвидации

Действующие положения гражданского законодательства не определяют требований к составу ликвидационной комиссии. В частности, в нормативных правовых актах не указано, обязательно ли должны быть членами ликвидационной комиссии работники юридического лица, ими могут быть лица, привлеченные на основании гражданско-правовых договоров. Таким образом, состав ликвидационной комиссии полностью определяется учредителями (участниками) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица.
О принятом решении о ликвидации организация должна письменно уведомить:
- регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации. Уведомление производится в течение трех рабочих дней после даты принятия решения и представляется по форме Р15001 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
- налоговую инспекцию в трехдневный срок (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ) сообщением по форме N С-09-4 (утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Согласно Письму ФНС России от 05.05.2014 N СА-4-14/8680@ при представлении в регистрирующий орган уведомления по форме Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора) либо только формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора), а также в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса заявителями выступают учредители (участники) юридического лица либо орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
К уведомлениям необходимо приложить копии решений о ликвидации и о назначении комиссии (ликвидатора).
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и с этого момента недопустима регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает это юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Если своевременно не представить в ИФНС уведомления о принятии решения о ликвидации или о формировании ликвидационной комиссии, ее руководителя или ликвидатора могут оштрафовать на 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
С 2015 г. ПФР о начале процесса ликвидации письменно предупреждать уже не нужно (Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
В ФСС уведомление подается в произвольной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации.
Получив сообщение о ликвидации, ПФР и налоговая инспекция также могут назначить внеплановую выездную проверку организации на основании положений п. 11 ст. 89 НК РФ, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в органах печати с указанием его наименования, даты принятия решения о ликвидации, наименования органа, принявшего решение, ИНН, ОГРН общества, адреса, телефона и других данных. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации фирмы, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к компании.
Данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации, максимальный срок не установлен, поэтому комиссия вправе предусмотреть достаточно длительные сроки в зависимости от количества, местонахождения кредиторов и иных обстоятельств.
После размещения объявления о ликвидации ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества организации и ее обязательств и выявляет всех кредиторов компании, письменно извещает их о том, что фирма находится в стадии ликвидации.

Порядок увольнения работников

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ликвидация является одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Если соблюдение данного срока по каким-то причинам затруднительно или нецелесообразно, трудовой договор может быть расторгнут досрочно, но только с письменного согласия работника и с выплатой ему дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Работники, заключившие срочные трудовые договоры на срок до двух месяцев, должны быть предупреждены о предстоящем увольнении не менее чем за три календарных дня, а сезонные работники - не менее чем за семь календарных дней (ст. ст. 292, 296 ТК РФ).
В обязанности работодателя также входит обязательное извещение в письменной форме органов службы занятости о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией. Сделать это необходимо не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (а в случае массового увольнения - за три месяца). В сообщении надо указать должность, профессию, специальность, квалификационные требования и условия оплаты труда каждого конкретного работника.
По истечении сроков предупреждения работников увольнение производится в любое время до окончания процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ.
Увольняемому работнику (в день увольнения) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), в исключительных случаях - в течение третьего месяца по решению органа службы занятости, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).
Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие не выплачивается (если иное не установлено трудовым договором), сезонным работникам оно выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. ст. 292, 296 ТК РФ).
При этом уволить всех нужно до даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе организации, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Промежуточный баланс должен содержать сведения о: составе имущества ликвидируемой организации; перечне предъявленных кредиторами требований; результатах рассмотрения требований кредиторов (например, признание или непризнание предъявленных претензий и т.д.).
В промежуточный ликвидационный баланс не включается задолженность, которая является предметом судебных разбирательств (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13 по делу N А78-7322/2011). По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой организации.
Цель составления промежуточного ликвидационного баланса - определить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.
Форма такого баланса и конкретный состав показателей законодательством не установлены, поэтому его составляют в форме, обеспечивающей отражение всей необходимой информации, с учетом общих требований к бухгалтерской отчетности.
К промежуточному балансу необходимо приложить:
- уведомление по форме N Р15001 с пометкой "Составление промежуточного ликвидационного баланса";
- список заявленных требований кредиторов с результатами их рассмотрения;
- перечень всего имущества ликвидирующейся фирмы;
- протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса участниками закрывающейся фирмы;
- подтверждение публикации в "Вестнике государственной регистрации" (например, копия листа из "Вестника" с заметкой о ликвидации).
Полученный документ пронумеровывается, прошивается, скрепляется печатью на обороте и представляется в налоговые органы.
Учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса в кратчайший срок, до того, как ликвидационная комиссия приступит к выплате денежных сумм кредиторам общества.
Срок уведомления налогового органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса зависит от даты выхода "Вестника государственной регистрации", в котором публикуется сообщение о ликвидации. Уведомление не может быть представлено в регистрирующий (налоговый) орган ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Расчеты с кредиторами

Выплаты кредиторам ликвидационная комиссия осуществляет в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Очередность выполнения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия, рассматривая претензии кредиторов, может отказать в удовлетворении требований кого-либо из них. В таком случае кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Требования к ликвидированной организации, которые остались неудовлетворенными, объявляются погашенными. Погашенными признаются требования, которые не были признаны ликвидационной комиссией и по которым кредитор не обращался в суд. Требования, которые рассматривались в суде и судом признаны, не погашаются. Поэтому они могут быть удовлетворены в порядке регрессных требований к содолжникам соответствующих очередей.
Если у юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу, для продажи которых проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ).
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Уплата налогов, сборов (пеней, штрафов)

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой в соответствии со ст. 49 НК РФ. Обязанность по уплате налогов, сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации исполняет также ликвидационная комиссия за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).
Если средств и имущества для исполнения уплаты налогов (сборов, пеней и штрафов) в полном объеме недостаточно, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации в пределах и порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 49 НК РФ). В п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 отмечается, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Согласно ст. 64 ГК РФ задолженность по налогам и сборам погашается в третью очередь. При этом налоговые органы часто производят принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов в отношении налогоплательщика, находившегося в процессе ликвидации, мотивируя это тем, что такое взыскание до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам Налогового кодекса РФ. Однако, по мнению судов, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.10.2012 N А29-4446/2012, Уральского округа от 15.10.2012 N Ф09-9494/12).
Если у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, то исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (п. 5 ст. 64 ГК РФ, ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать организации в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов по делам о банкротстве.
Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией (или излишне взысканных с нее) налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. А если недоимки по другим налогам нет, эти суммы подлежат возврату организации не позднее месяца со дня подачи заявления в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.

Представление последних налоговых отчетов

При ликвидации организации возможны два варианта срока представления налоговой отчетности:
- после составления промежуточного баланса организация не проводит операций, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов, тогда последние налоговые декларации ей следует представить вместе с промежуточным ликвидационным балансом;
- после составления промежуточного баланса организация проводит операции, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов, тогда отчетность следует представить одновременно с ликвидационным балансом.
При ликвидации страхователя - юридического лица он представляет сведения индивидуального (персонифицированного) учета в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в налоговый орган заявления о ликвидации организации.
Также в ПФР и ФСС РФ не позднее дня представления в налоговый орган заявления о ликвидации организации необходимо представить расчеты по форме РСВ-1 и 4 - ФСС (п. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ) за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Составление ликвидационного баланса

После удовлетворения требований кредиторов составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями организации. Данный баланс является последним за время существования ликвидируемой организации, и в нем фактически содержится информация об имуществе организации до расчетов с учредителями. Форму и перечень сведений, указываемых в таком балансе, закон не устанавливает. Как правило, баланс составляется по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, с пометкой "Ликвидационный баланс".
В балансе организации, ликвидируемой через банкротство, могут оставаться неудовлетворенные требования кредиторов. В ликвидационном балансе добровольно ликвидируемой организации кредиторской задолженности быть не должно, за исключением задолженности учредителям.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 127/14 по делу N А60-52723/2012 отмечено, что порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Если у организации отсутствует кредиторская задолженность, то регистрирующему органу можно в один день представить промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.

Проведение расчетов с участниками (акционерами)

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать имущество, оно продается ликвидационной комиссией с торгов.
В Письме от 03.07.2007 N 07-05-12/06 Минфин России указал, что распределение имущества между собственниками в случае ликвидации предприятия подлежит отражению по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями".

Налогообложение при передаче имущества учредителям

Налог на добавленную стоимость

Передача имущества при распределении имущества ликвидируемого общества участнику в пределах его первоначального вклада не признается реализацией и НДС не облагается (пп. 5 п. 3 ст. 39 и пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Сумму НДС, принятую к вычету при приобретении имущества, передаваемого участнику, организация восстанавливает и учитывает в расчете налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Сумма НДС восстанавливается в том налоговом периоде, в котором передано имущество (пп. 2 п. 3 и пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если стоимость передаваемого имущества превышает сумму первоначального вклада, то в части стоимости имущества сверх первоначального вклада происходит реализация. Поэтому организация должна исчислить НДС с суммы превышения рыночной стоимости передаваемого имущества над суммой вклада и выставить участнику общества счет-фактуру (Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/144).

Налог на прибыль

Передача недвижимого имущества, распределяемого ликвидационной комиссией, не приводит к возникновению у ликвидируемой организации дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли, поскольку у нее отсутствует выручка от реализации (п. 1 ст. 39 и ст. 249 НК РФ, Письмо Минфина России от 05.04.2011 N 03-03-06/1/212).
При распределении имущества у ликвидируемой организации не возникает также расхода в виде стоимости передаваемого имущества для целей налогообложения по налогу на прибыль независимо от того, осуществляется передача в пределах первоначального вклада участника или сверх его вклада. Такие расходы не направлены на получение дохода (пп. 3 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налогообложение у учредителей

Ликвидируемая организация при выплате участнику - физическому лицу выступает налоговым агентом по НДФЛ.
При расчете НДФЛ с дивидендов никакие налоговые вычеты участнику не предоставляются (п. 3 ст. 210 НК РФ). Налог удерживается и перечисляется в бюджет в момент фактической выплаты. Если же имущество учредителю выдано в натуральной форме, то в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств налоговый агент обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
При выплате участнику - юридическому лицу к доходам учредителя организации при ее ликвидации применяются ставки налога в размере 20%, которые установлены п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, а льготные ставки, предусмотренные для дивидендов (п. 3 ст. 284 НК РФ), в данном случае неприменимы, поскольку распределение имущества ликвидируемой организации не является выплатой дивидендов в смысле п. 1 ст. 43 НК РФ (Письма Минфина России от 07.05.2009 N 03-03-06/1/307, ФНС России от 13.04.2009 N 3-2-06/39).
Налогооблагаемая база в данном случае уменьшается на номинальную стоимость акций (долей) учредителя.
Плательщиком налога на прибыль в данном случае является сам учредитель (примеры 1, 2).

Пример 1. В организации два участника, доли каждого из которых в уставном капитале составляют 30% (юридическое лицо) и 70% (физическое лицо). Размер уставного капитала - 100 000 руб. Согласно ликвидационному балансу нераспределенная прибыль составляет 1 000 000 руб. Кредиторская задолженность полностью погашена.
Активы баланса - денежные средства в сумме 1 100 000 руб.
Пассивы баланса - уставный капитал и нераспределенная прибыль на общую сумму 1 100 000 руб. (100 000 + 1 000 000).
Подлежит удержанию и перечислению в бюджет только НДФЛ с физического лица в сумме 100 100 руб. (1 100 000 руб. x 70% x 13%).
В учете производятся записи:
Д-т сч. 80 "Уставный капитал"

100 000 руб.
списан уставный капитал;
Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
1 000 000 руб.
распределена прибыль;

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты с бюджетом по НДФЛ",
100 100 руб.
удержан НДФЛ из дохода участника - физического лица;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты с бюджетом по НДФЛ",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
100 100 руб.
перечислены удержанные налоги;
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
330 000 руб.
произведена выплата участнику - юридическому лицу;
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
669 900 руб.
произведена выплата участнику - юридическому лицу.
Остатки в балансе на дату ликвидации будут нулевыми

Пример 2. В организации один участник - юридическое лицо. Размер уставного капитала - 10 000 руб. Согласно ликвидационному балансу нераспределенная прибыль составляет 100 000 руб. Кредиторская задолженность полностью погашена.
Активы баланса - оборудование остаточной стоимостью 110 000 руб. (первоначальная стоимость - 150 000 руб., сумма начисленной амортизации - 40 000 руб.). Рыночная стоимость оборудования также составляет 110 000 руб.
Пассивы баланса - уставный капитал и нераспределенная прибыль на общую сумму 110 000 руб.
В рассматриваемой ситуации рыночная стоимость полученного имущества превышает сумму первоначального вклада участника в уставный капитал организации.
При этом передача имущества в пределах первоначального взноса при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками не признается реализацией (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ) и не является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, организация включает в базу по НДС сумму превышения стоимости передаваемого имущества над величиной первоначального вклада участника (п. 2 ст. 154 НК РФ) и предъявляет участнику соответствующую сумму НДС (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
В данном случае сумма НДС, предъявленная участнику, равна 18 000 руб. ((110 000 руб. - 10 000 руб.) x 18%). Предъявленную сумму НДС организация-участник имеет право принять к вычету после принятия на учет материалов и при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
При ликвидации организации и распределении ее имущества доходы участника определяются исходя из рыночной цены получаемого имущества на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) этим участником стоимости доли (п. 2 ст. 277 НК РФ).
Рыночная стоимость полученного имущества больше стоимости оплаченной доли в уставном капитале общества. В этом случае организация-участник признает внереализационный доход на сумму такого превышения в размере 100 000 руб. (400 000 - 300 000) (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.11.2011 N 03-03-06/4/125).
Передача недвижимого имущества, распределяемого ликвидационной комиссией, не приводит к возникновению у ликвидируемой организации дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли.
В учете ликвидируемой организации произведены следующие записи:
Д-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств",
К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Основные средства в эксплуатации",
150 000 руб.
списана первоначальная стоимость оборудования, переданного участнику;
Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

40 000 руб.
списана сумма начисленной амортизации;
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. 2 "Прочие расходы",
К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств",
110 000 руб.
списана остаточная стоимость оборудования;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

19 800 руб.
восстановлен НДС с остаточной стоимости переданного оборудования;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
19 800 руб.
восстановленная сумма НДС отражена в составе прочих расходов;
Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
К-т сч. 91-1 "Прочие доходы"
128 000 руб. (110 000 + 18 000)
отражена передача участнику оборудования;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты с бюджетом по НДС",
18 000 руб.
начислен НДС с суммы превышения рыночной стоимости переданного имущества над номинальной стоимостью доли;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями"
получена предъявленная участнику сумма НДС с суммы превышения рыночной стоимости переданного имущества над номинальной стоимостью доли.

После расчета с участниками (акционерами) ликвидационная комиссия представляет в банк письмо о закрытии счетов организации с приложением копии решения о ликвидации.

Окончание процесса ликвидации и снятие с учета

Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации организации не ранее чем через два месяца с момента публикации о такой ликвидации в "Вестнике государственной регистрации".
За регистрацию ликвидации следует уплатить госпошлину. Лучше сделать это до расчета с участниками и закрытия счета компании.
Для окончания процедуры ликвидации в налоговый орган представляются следующие документы:
- заявление по ф. N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) с нотариально заверенной подписью руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора;
- ликвидационный баланс и протокол об его утверждении участниками;
- квитанцию о внесении госпошлины;
- справку из ПФР, подтверждающую представление сведений по уволенным работникам.
Регистрация ликвидации юридического лица осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления соответствующих документов. Организация считается прекратившей существование после внесения записи в ЕГРЮЛ. Для снятия ее с учета в фондах и органах статистики ничего сообщать не требуется. Туда сведения о ликвидации поступают из налогового органа, и организацию с учета снимут автоматически.
Сама по себе подача в регистрирующий орган перечисленных документов не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативным актам; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11).
После внесения записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ ликвидация считается завершенной, а организация - прекратившей существование.
После ликвидации организация должна обеспечить хранение документов (Письмо Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267).
Налоговая инспекция не может проверить организацию после того, как она прекратила свое существование и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309). Однако даже ликвидированная организация должна хранить документы в течение срока, установленного нормативными документами. Так, например, документы, подтверждающие доходы, расходы и исчисленные налоги, следует хранить в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), приказы и распоряжения по вопросам аттестации, поощрений, оплаты труда и т.п. - 75 лет в силу Приказа Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.
Таким образом, документы, которые организация должна хранить после ликвидации, необходимо передать в государственный или муниципальный архив. Передаваемые в архив дела нужно систематизировать, пронумеровать и подшить. Передача дел в архив оформляется актом приема-передачи. За неисполнение указанных требований членам ликвидационной комиссии грозит штраф в соответствии со ст. 13.25 КоАП РФ.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г.] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".