Профицит бюджета указывает на. Что такое профицит бюджета и что с ним делать

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.

  1. расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;
  2. расходы ‹ доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));
  3. расходы › доходы (дефицит).

Качество бюджетного дефицита бывает:

  1. дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
  2. дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
  3. бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Методы снижения бюджетного дефицита

  1. Расходы = const, доходы растут.
  2. Доходы = const, расходы падают.
  3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Пути финансирования бюджетного дефицита:

  1. эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;
  2. государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;
  3. иностранные займы. Их предоставляет МВФ;
  4. использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.

Бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

В феврале бюджет исполнен с дефицитом в размере 32,8 млрд руб. без учета ЕСН, или 3,7 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

На 2004 и 2005 гг. сначала планировался бюджетный профицит 1,5 % и 1,7 % ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 г.) он был понижен до 0,6 % и 0,9 % ВВП.

Государственный бюджет

В данной статье мы рассмотрим определения государственного бюджета, понятия профицит и дефицит, а также ответим на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным.

Начнем, пожалуй, с определения государственного бюджета. Государственный бюджет (с английского переводится как «кошель») представляет некую отчетность, куда входят расходы и доходы страны за текущий промежуток времени. В эту отчетность входят и каналы поступления и финансов и те нужды, на которые они тратятся. Госбюджет имеет, естественно, законное основание и создается высшими юридическими органами страны. К примеру, в РФ закон о бюджете принимает Госдума Федерального Собрания. Предусматривается, кстати, что в конце каждого года правительство РФ отчитывается по итогам распределения бюджета, то есть должны быть даны точные цифры и суммы денег и области развития, на которые они пошли. Государственный бюджет состоит из двух взаимодополняющих частей: расходная и доходная. Несложно догадаться, что в расходную часть входят цели финансирования государством, а в доходную - источники финансов, то есть откуда эти деньги в бюджете появляются. К примеру, источниками могут служить налоги, госзаймы, займы у всемирных организаций, эмиссия «физических» и «цифровых» денег и прочее. Обычно государственный бюджет расходуется в следующих направлениях: социальные потребности населения - 45%, укрепление военной мощи государства - 22%, отдача госдолгов, помощь корпорациям и компаниям, а также на дорожное хозяйство, электроэнергию, газоснабжение и так далее. Естественно, эти статьи расходов только приблизительные, так как деньги выделяются исходя из потребностей страны.

Профицитный и дефицитный бюджет

Мы рассмотрели доходы и расходы государственного бюджета. Но как они соотносятся друг с другом? Давайте разбираться. Возможны три варианта развития событий.

  • Если доходы равны расходам. Это самый лучший статус бюджета, такой бюджет называется сбалансированным.
  • Если доходная часть выше расходной - это профицит бюджета.
  • Если расходная часть выше доходной, то это уже дефицит бюджета.

Профицит, естественно, тоже нужно выводить в ноль, как и дефицит. Как это можно сделать? Очень просто. Можно погасить свои долги перед другими государствами, можно вложить лишние финансы в госзапасы и ресурсы, можно доходы передать в сферу других бюджетов страны.

Но что делать, если ситуация противоположная, то есть дифицит государственного бюджета? Ситуация не имеет четкого и внятного ответа, так как дефицит бюджета является признаком неправильной политики государства, неверной экономики и неточного планирования финансов.

Ответим теперь на вопрос, который мы обозначили в начале статьи. Да, государственный бюджет может быть профицитным. Около двадцати лет назад нашим госслужащим, наверное, казалось, что наш бюджет всегда будет дефицитным, так как страна погрязла в долгах и выхода из них не предвиделось совсем. Но начиная с 2000ого года ситуация изменилась в лучшую сторону. Виной всему, естественно, стала нефть, так называемые «нефтедоллары». Цена на неё стала неуклонно расти и бюджет РФ из дефицитного стал профицитным. Однако на смену одной проблемы пришла другая: что делать с доходами, ведь иногда они достигали квартальных отметок. Неоднозначно мнение о том, что эти резервы следует хранить, но и неоднозначно, что их нужно сразу же вкладывать.

Кстати, налог - это по сути разница фактического бюджетного профицита и бюджетного профицита полной занятости. Если есть разница, то налицо экономический спад в государстве.

Рассмотрим теперь подробнее дефицит бюджета. Он может быть плановым (если предусматривался на стадии принятия) и внеплановым (если получился в результате кризиса, обвала валюты и прочих непредвиденных случаях). Дефицит может носить временный характер и хронический. Если дефицит получился в результате кризиса или спада экономики, то его можно отнести к хроническому виду. Если происходят незначительные колебания расходов и доходов, то такой дефицит называют временным. Специалисты различают специальный и действительный вид бюджета. Случайный возникает тогда, когда получаются временные разрывы поступающих и исходящих финансов. Как правило, это «болезнь» свойственна местным бюджетам, ибо они очень сильно зависимы от одного или двух источников. Действительный дефицит возникает, когда рост доходов отстает от роста расходов и при этом никак не восполняется. Действительный дефицит является предельной величиной в законе о бюджете.

Структурный дефицит

Существует и понятие определение структурного дефицита. По своему определению, это отношение федеральных доходов к расходам при соответствующей фискальной политике. Структурный дефицит еще зависим и от такого понятия как безработное население. Базовый уровень безработицы равняется шести процентам и если он превышается, то настоящий бюджетный дефицит возрастает по сравнению со структурным бюджетом. Это результат того, что прекращаются или сокращаются налоговые поступления. Есть еще понятие циклического дефицита - за вычетом структурного и настоящего бюджетов.

Государственный долг — покрытие дефицитного бюджета

Мы коснулись определения «государственный долг» и теперь вкратце разберем его. Госдолг - это заимствования определенного государства для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Можно выделить два типа государственных долгов (если валюта страны неконвертируемая): внешний и внутренний. Внешний - отображается в зарубежной валюте и подлежит выплате отдельным странам, всемирным корпорациям и так далее. Внутренний - долг перед держателями ценных бумаг, выраженный в отечественной валюте.

Таким образом, подведем итог нашему небольшому исследованию. Мы определили понятия профицитного и дефицитного государственного бюджета, ответили на вопрос, может ли быть государственный бюджет профицитным? Повторимся, да, может. Для этого необходимы условия, которые описаны выше.

Видео лекция: дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг

Русский преподаватель читает лекцию на английском (синхронный перевод) о финансовом менеджменте.

С понятием «бюджет» все более или менее знакомы, хотя очень часто встречается примитивное представление о нем, как о сумме денег, казне, которую можно расходовать в этом году. На самом деле это планирование доходов и расходов на какой-то период времени, чаще всего на год. Он может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.


В разрабатывает Министерство финансов, утверждает в трех чтениях Государственная Дума. Ежегодно мы наблюдаем баталии, разворачивающиеся между депутатами различных фракций в процессе его обсуждения. Чаще всего становится уже заранее запланированный профицит федерального бюджета на следующий год. Давайте разберемся.

Что такое Говоря упрощенным языком, это превышение доходов над расходами. С первого взгляда такое положение не может не радовать. Если мы зарабатываем больше, чем тратим, то это прекрасно! С другой стороны, давайте разберемся, что стоит за такими сухими словами, как доходы и расходы. Первые формируются в основном за счет двух статей: продажи природных энергоносителей (нефти и газа) и собираемых налогов. Куда же тратятся средства? У всех на слуху такое словосочетание, как «бюджетная сфера» - это жизни общества, как то здравоохранение, образование, армия, наука, социальная защита, охрана правопорядка, сфера управления и подобные. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое профицит бюджета, становится более отчетливым. В условиях нашего государства это означает высокие налоги, большое количество проданных природных ресурсов и неразвитые, недофинансированные бюджетные сферы, ежегодно урезаемые, несмотря на существующие законы о минимальных процентах, которые должны выделяться для них. В этой связи становятся понятны и депутатские баталии по данному вопросу.

Еще один закономерный вопрос, возникающий у населения страны, о том, куда идут профицитные деньги. Существует так называемый «Стабилизационный фонд», где аккумулируются излишки доходов от продажи нефти. По-простонародному, это деньги «на черный день». На 1 июля 2013 года фонд составляет более 84 млрд. долларов, примерно 4,2% годовых ВВП государства. При этом средства из этого фонда размещаются в иностранных активах, в то время как собственная экономика испытывает недостаток инвестиций. С одной стороны, думать о будущем, конечно, нужно, тем более, дефицит - мы хорошо знаем, что такое. Профицит бюджета формируется благодаря высоким ценам на нефть, но стоит ли продавать ее в таком количестве, чтобы держать доходы в заначке?

В качестве иллюстрации такого поведения позволю себе привести простую притчу. Хозяин вырастил хороший урожай картошки. Часть его он продал, чтобы купить другие необходимые товары, оплатить счета. Потом решил продать еще, чтобы сохранить деньги на будущее, мало ли что. В конце концов, посреди зимы у него закончилась собственная картошка, ему пришлось доставать заначку и покупать свою же картошку у соседа, но уже дороже. Таким образом, что такое профицит бюджета для этого хозяина понятно, это неработающие средства. Хотя в сравнении с государством приведенный пример слишком упрощен, он показывает основной принцип распределения средств. Было бы понятно, если бы в России не было проблем со здравоохранением, образованием и так далее, но при их наличии нужда в профицировании очень сомнительна.

По статистике, страны с профицитным бюджетом - это экспортеры нефти. Развитые же страны имеют стабильный в несколько процентов от ВВП, который подстегивает правительства к новым поискам лучших форм организации экономики и ведения хозяйства.

Таким образом, государственного бюджета - это неоднозначные понятия. В некоторых условиях это положительные факторы, в других - негативные. Они не могут в целом отражать экономическую ситуацию в стране и уровень жизни населения. На вопрос о том, что такое профицит бюджета для страны, мы можем ответить - это дополнительные возможности, а вот использованные или нет, это решается индивидуально каждым правительством.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит.

Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное.

Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит федерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [

По данным Минфина : доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненным планом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы - 8 трлн 995 млрд руб или 17,5% ВВП.

В 2010 году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд руб или 19,8% ВВП, расходы - 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП.

Профицит составит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.

Доходы в 2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы - 11 трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году - 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.

На общегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4 млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону - 1 трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1 трлн 085,3 млрд рублей (рост на 30,6%), на национальную экономику - 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ - 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды - 13,8 млрд рублей (+38,3%), на образование - 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру и кинематографию и СМИ - 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику - 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будет выделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).

Федеральный бюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009 году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% - в 2011 году.

В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в 2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010 году - 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году - 67 трлн 610 млрд рублей (+6,2%).

Цены на нефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году - $90 за баррель и в 2011 году - $88 за баррель Курс доллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 году оценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году - 26,6 рубля за доллар, в 2011 году - 28 рублей за доллар.

Объем резервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонда национального благосостояния - 6 трлн 457,8 млрд рублей.

В 2009 году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния - 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондов достигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.