Ведомости: Интервью — Алексей Улюкаев, министр экономического развития России. Методические разногласия Анатолия Чубайса и Татьяны Голиковой

PayPass — это технология бесконтактных платежей , которой оснащены банковские карты компании MasterCard. По технологии PayPass для оплаты товара достаточно просто приложить карту со специальным встроенным микропроцессором к терминалу. Смотрите ниже интересное видео с демонстрацией бесконтактных устройств!

Технология PayPass – это, попросту говоря, бесконтактный интерфейс для уже существующих карт. Фактически это микросхема с антенной, которая встраивается в существующую пластиковую карту и в зависимости от того, где такая карта используется, определяет, с каким именно платежным приложением взаимодействует данная карта. Микропроцессор с платежной функцией MasterCard PayPass может быть вставлен в наручные часы, как это было сделано в Тайване, в брелоки (США, Испания, Турция), в мобильные телефоны или в любые предметы, которые человек привык носить с собой ежедневно.

PayPass представляет собой удобную альтернативу наличности, позволяющую быстро, безопасно и просто осуществлять мелкие ежедневные покупки. Теперь, совершая покупку, потребителям не придется мучиться с купюрами и монетами, а также не нужно будет проводить карту через считыватель или подписывать чеки. Для осуществления транзакции потребителю достаточно просто коснуться картой, поддерживающей технологию PayPass, специально оборудованного терминала.

Специалисты считают, что PayPass - это очень полезная технология в индустрии с низкой стоимостью транзакций и с высокой частотой транзакций, например как транспорт. Ожидается, что технология PayPass будет иметь широкое распространение в будущем, но есть мнения, что для этого надо будет усилить безопасность транзакций, т.к. существует вероятность перехвата данных с карты с помощью альтернативного считывающего устройства.

Впервые технология PayPass была представлена компанией MasterCard в декабре 2002 и с тех пор получила широкое распространение по всему миру. В конце 2008 года MasterCard выпустила 50-и миллионное бесконтактное устройство PayPass. В MasterCard утверждают, что по данным опроса, проведенного в 2008 году, 77% пользователей устройств PayPass применяли их в качестве основного средства платежа. Как следует из финансового отчета компании MasterCard за 2010 год, технология PayPass уже запущена в Болгарии, Словакии, Румынии, Турции, а в Италии уже активировано 300 тысяч подобных карт. Всего же на середину прошлого года в мире выпущено около 80 миллионов устройств с использованием этой технологии.

Истинный потенциал бесконтактных платежей в том, что они в равной степени приносят выгоду всем задействованным в транзакции сторонам: потребителям, финансовым и торговым предприятиям.
PayPass позволяет финансовым организациям предлагать своим клиентам большее количество доступных способов оплаты, а эмитентам — увеличивать совокупный оборот по картам, так как привлекает безналичные средства, увеличивает лояльность держателей счета к карточным программам, а также позволяет оборудовать для приема карт предприятия быстрого обслуживания. Технология PayPass может быть использована как дополнение к любым банковским карточным программам: кредитным, дебетовым, предоплаченным, кобрендинговым, программам для малого бизнеса и т.д.
Также MasterCard PayPass делает более эффективным функционирование торговых организаций, позволяя им повысить уровень обслуживания клиентов. За счет сокращения количества операций с наличностью, PayPass ускоряет процесс кассового обслуживания, увеличивая эффективность платежей и обеспечивая конкурентное преимущество. McDonald’s был первым торговым предприятием, оценившим потенциал PayPass еще в августе 2004 года, за ним сразу последовали другие американские торговые предприятия.
Интерес к продуктам на основе технологии PayPass не ограничивается розничными предприятиями, так PayPass активно используется на большинстве стадионов Высшей бейсбольной лиги и Национальной футбольной лиги, а также на ряде соревнований по гольфу. Компания MasterCard и ее партнеры применяют технологию бесконтактных платежей для использования в турникетных системах, а также в торговых автоматах, оборудованных для оплаты с помощью PayPass.

По сообщению ООО «Барклайс Банк» первый бесконтактный платеж по технологии PayPass в России осуществлен в 9 сентября 2008 года. Произошло это знаковое событие в одном из московских ресторанов. MasterCard Worldwide и КБ «Экспобанк» ООО (Группа Barclays) объявили о совершении первой транзакции по карте MasterCard® PayPass™ на территории Российской Федерации. Историческая покупка по MasterCard PayPass была совершена в рамках демонстрации бесконтактных платежей в ресторане «Пять звезд», входящем в эквайринговую сеть «Экспобанка».

В числе первых о выпуске карт PayPass заявил в России Московский индустриальный банк. Проект стартовал осенью 2010 года. Для преподавателей и студентов Финансовой академии при правительстве РФ планируется выпустить 15 тысяч карт. Эта карта служит не только кошельком в студенческой столовой, но также заменяет зачетку и студенческий билет. На будущее банк планирует выпуск подобных карт в других вузах страны, доведя в течении года их число до 100 тысяч.

«Райффайзенбанк » с 1 марта 2011 года предлагает своим клиентам карты World MasterCard Black Edition. Они будут поддерживать бесконтактные расчеты PayPass, и оснащены магнитной полосой и микрочипом. Однако, следует учитывать, что карта бесплатно выдается клиентам в рамках пакета услуг «Премиальный». Для этого нужно иметь неснижаемый остаток на счете от 2 млн.руб.

Впрочем, можно обойтись и одним миллионом, если в месяц тратить по карте не менее 25 тыс.руб. Остальным клиентам, у которых нет необходимого остатка на счете, ежемесячное обслуживание карты обойдется в 3 тыс.руб. В ближайшее время банк планирует выпустить кредитные карты с технологией PayPass.

Посмотрите интересный рассказ представителя Райффайзенбанка о платежной карте и часах, при помощи которых уже можно расплачиваться за покупки:

Аналогичная техно­логия бесконтактных платежей под названием payWave существует и у платежной системы Visa.

Понимая важность того, что потребитель должен получать единый уровень сервиса в любой торговой точке мира, принимающей карты, компании MasterCard, Visa and JCB Co. Ltd. заключили соглашение о принятии MasterCard PayPass ISO/IEC 14443 в качестве единого протокола для радиочастотных бесконтактных платежей. Соглашение подразумевает, что карты и терминалы, поддерживающие бесконтактные платежные приложения этих организаций, должны соответствовать единому протоколу и проходить единое тестирование, таким образом, обеспечивая операционную совместимость всех трех брендов.

К преимуществам карт, поддерживающих технологию бесконтактных платежей , кроме моды и новизны можно отнести в первую очередь универсальность — бесконтактные банковские карты обычного формата можно использовать не только в редких пока новых устройствах, но и во всей многомиллионной армии банкоматов и платежных терминалов во всех странах мира. В отличие от расчетов с телефона, расчеты с использованием банковских карт платежной системы MasterCard давно уже не являются экзотикой, и доступны сейчас практически везде.

К преимуществам относится и больший срок службы карт, которые при бесконтактных расчетах, естественно, меньше изнашиваются.

Но самые значительные достоинства — удобство и скорость платежа небольших сумм в транспорте, на автозаправках, в кафе, супермаркетах и т.п.

Новые карты неплохо защищены от мошенников. К тому же при бесконтактных расчетах карта остается в ваших руках, что снижает риск несанкционированных манипуляций с нею обслуживающим персоналом.

Но есть и проблемы, важнейшая из них — это отсутствие необходимой инфраструктуры для бесконтактных расчетов . Создание сети новых терминалов требует немалых затрат, и вкладываться в них не спешат ни банки, ни торговые и транспортные предприятия. Причем это не только российская проблема – в Великобритании нужно было 3 года, чтобы 10% магазинов установило бесконтактные платежные терминалы.

Для того, чтобы оплатить покупку, владельцу карты M astercard PayPass не нужно вводить ПИН-код и ставить автограф на чеке. Современная и перспективная технология бесконтактных платежей делает шоппинг более быстрым и упрощенным. Что представляет собой данная система, и как получить такой «пластик», вы узнаете из статьи.

Технология PayPass: что это

Суть ее заключается в следующем. В обычную платежную карту вживляется чип. Он позволяет производить безналичный расчет, просто поднеся карту к платежному терминалу.

В России таким образом можно совершать покупки на сумму, не превышающую 1 тыс. р. Если стоимость оплачиваемых товаров/услуг выше, цифры ПИН-кода или личная подпись потребуются.

Микропроцессор с функцией PayPass также выпускается в виде стикера. Его можно приклеить к любому удобному устройству, например мобильному телефону или брелоку ключей.

Бесконтактными платежами смогут воспользоваться держатели MasterCard и Maestro PayPass. Visa предлагает аналогичную технологию – Visa payWave, а платежная система American Express – Express Pay.

Как пользоваться Paypass. Инструкция

Оплата картой с данной технологией происходит гораздо быстрее, чем обычным «пластиком». Владелец Mastercard PayPass не передает ее кассиру, всегда держит в руках, и от начала до конца контролирует процесс.

Средства со счета при использовании бесконтактной оплаты не могут быть списаны 2 раза. После проведения первой оплаты терминал издает звуковой сигнал и отключается.

PayPass: банки, предлагающие карты с бесконтактной технологией*

Данной технологией оснащены как кредитные, так и дебетовые карточки. Как правило, тарифы по этим банковским продуктам аналогичны тем, что установлены для обычного «пластика». На сайте, посвященном PayPass , можно найти список банковских учреждений РФ, оформляющих такие карты.

Среди них – Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Русский Стандарт, Траст, Сбербанк. PayPass в качестве удобного сервиса предлагают в общей сложности более 30 фин.организаций, список их постоянно расширяется.

  1. В Альфа-Банке клиенты могут выбрать бесконтактный «пластик» как из бюджетных, так и дорогостоящих предложений:
  • 6 дебетовых карт. В их числе – классические Standard и Gold, а также разновидности карт «Аэрофлот» (Standard, Gold, Platinum и World Black Edition). Они позволяют накапливать бонусные мили, которые можно тратить на авиаперелеты.
  • 2 вида кредиток из серии «Аэрофлот»: классическая или золотая. Беспроцентный период по ним составляет 60 дней. Стоимость обслуживания – от 1225 р.

2. В Промсвязьбанке к оформлению доступны:

  • премиальная «PSB-Платинум», предполагающая приоритетный сервис для своего владельца круглые сутки;
  • премиальная All Inclusive. Здесь предусмотрены бесплатное снятие наличных в банкоматах Промсвязьбанка, 5%-ный кэш-бэк за покупки и бесплатный интернет-банкинг;
  • кредитная «Суперкарта» с грейс-периодом в 145 дней, нулевым ежегодным обслуживанием и лимитом до 600 000 тыс. р.

3. В банке Русский Стандарт дебетовые карточки MasterCard с технологией оплаты в одно касание не представлены. Выбирать можно из таких видов кредиток:

  • входящих в комплект RSB Travel Classic. Его состав – 2 карты систем American Express и MasterCard. Владельцам «пластика» доступно копить бонусы, и за их счет оплачивать тур.путевки, билеты на самолеты, проживание в гостиницах, аренду авто. Лимит по картам – до 450 тыс.р.;
  • из набора RSB Travel Premium. От предыдущего отличается премиальным статусом. В частности, в пакет услуг входит страховка от несчастного случая. Стоимость ее заложена в оплату ежегодного сервиса карты. Кредитный лимит составляет до 750 тыс.р.;
  • входящих в состав Malina Gold Cards. Бонусы, накапливаемые владельцами карты при покупках, можно обменивать на товары и/или услуги партнеров программы. Среди них – торговые центры, аптеки, автозаправки и др. Эта привилегия доступна жителям столицы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей;
  • «Русский Стандарт Голд». Карта дает возможность размещать личные средства. Ставка – от 37%; лимит – до 750 тыс.р.; грейс-период – 55 дней;
  • RSB World MasterCard Cash Back Card. По этой карте предусмотрен возврат денег, потраченных на покупки (стандартно – 1% от суммы). Кредитный лимит – 450 тыс.р.; грейс-период – 55 дней.
  • Отдельно в линейке банковских продуктов стоит «NFC-банковская карта Русский Стандарт». Это карточка на телефонной симке. Подходит только для устройств, которые поддерживают «NFC». Paypass в этом случае работает так же, как и с обычными картами. Отличие: к терминалу, вместо «пластика», нужно поднести мобильный со вставленной сим-картой.
Near field communication – система обмена сведениями между устройствами, которые находятся на расстоянии примерно 10 см. По функционалу схожа с Bluetooth.

4. В отличие от Русского Стандарта, в Банке Траст выбрать карту с технологией Paypass доступно пока только среди дебетовых продуктов.

  • MasterCard Platinum. Владельцам разрешено снятие денег в любом банкомате без комиссии. На остаток денег на счету насчитывается до 9%. Интернет-банкинг предоставляется бесплатно. Для держателей предусмотрена страховка. Первый год пользования картой – бесплатный.
  • MasterCard Black Edition. Для удобства статусных клиентов – круглосуточный консьерж и начисление миль для покупки билетов на авиаперелеты. Всё это – в дополнение к привилегиям предыдущей карты.

5. Сбербанк России предлагает такие карты из линейки MasterCard:

  • класса Standard. Ее можно открыть в пределах зарплатного проекта. Валюта счета – росс.рубли, евро, доллары США. Получать наличные возможно на идентичных условиях как в РФ, так и в дочерних банках за рубежом. Стоимость первых 12 мес. обслуживания составляет 900 р./ 30 долл./ 30 евро;
  • премиальные «Сбербанк Премьер» в рамках одноименного пакета услуг. Клиентам доступно оформление до 5 дебетовых карт с бесконтактной технологией. Среди преимуществ держателей «пластика» – сервисы Консьерж, «Priority Pass», страховка путешественников и др.

Как получить карту PayPass

Процесс получения карты с PayPass не отличается от получения обычного банковского «пластика».Сама процедура оформления зависит от банка, услугами которого вы решите воспользоваться. В одних можно подать заявку на выпуск карты в интернете. В других вам придется написать это заявление лично, в отделении банка.

Время изготовления не превышает сроки для обычных пластиковых карт без чипа PayPass. Например, в банке Траст выдать карту готовы за 5 минут.

Оформление карты происходит следующим образом:

  • Выбор банка, карты и тарифа.
  • Подача заявления онлайн или непосредственно в отделении банка.
  • Ожидание изготовления карты.
  • Подписание необходимых документов.
  • Получение карты в отделении банка.

Кукуруза PayPass: как оформить

Владельцы любой активной карты «Кукуруза» могут получить «Кукуруза» World MasterCard PayPass. Особенности:

  • карточка именная. Это значит, что с ее помощью можно не только расплатиться за товары/услуги, но и забронировать отель или арендовать авто;
  • за каждую покупку владелец получает 1,5% в виде баллов;
  • после активации этой карты ваш предыдущий, неименной «пластик» блокируют. Деньги и баллы с него переносятся на «Кукурузу» World MasterCard PayPass.

  1. Закажите карту в Платежном кабинете вашей действующей карточки.
  2. Заберите ее у курьера или в отделении Почты России.
  3. Придайте карте активный статус: через смс или Платежный кабинет.

Обслуживание именной «Кукурузы» – бесплатное. Стоимость заказа и доставки корректируется индивидуально (зависит от расположения насленного пункта).

Оплата PayPass. Где доступно использовать

С помощью карты PayPass вы можете оплатить услуги в тех местах, где установлены платежные терминалы, поддерживающие данный функционал. Большинство крупных магазинов, аптек, ресторанов, кафе, кинотеатров принимают оплату с помощью технологии PayPass. Метро Санкт-Петербурга первым среди транспортных предприятий России запустило возможность оплаты в одно касание.

На сайте платежной системы MasterCard вы сможете найти полный список компаний , работающих с бесконтактными платежами. На нем необходимо:

  1. Ввести город.
  2. Выбрать категорию интересующих вас заведений (аптека, заправка, ресторан или др.). Можно указать конкретное название или ввести адрес.
  3. Посмотреть на карте список мест, где у вас примут оплату картой PayPass.

К плюсам данной технологии относятся:

  • Сокращение времени на оплату.
  • Упрощение процедуры.
  • Безопасность бесконтактных платежей. Карта всегда находится в ваших руках, и вы имеете полный контроль над процессом оплаты.
  • Удобство. С помощью микропроцессора-стикера сможете оплатить покупки тем предметом, которые у вас всегда с собой (телефон, брелок от ключей, бумажник – что угодно).

Однако есть и недостатки данной технологии:

  • Нераспространенность. Если вы проживаете не в центральных регионах России, то количество оборудованных технологией PayPass терминалов там значительно меньше.
  • Технические неполадки. Система оплаты в одно касание может давать сбой и не всегда срабатывать. По этой причине полностью отказаться от пластиковых карт и наличных в пользу PayPass пока невозможно.
  • Избегайте негативных воздействия на карту – сгибания, попадания влаги. Всё это может привести к повреждению чипа PayPass.
  • Всегда имейте с собой наличные, так как система бесконтактных платежей иногда дает сбои.
  • Не держите карту в легкодоступных местах, таких как задние карманы брюк, боковые карманы сумок и т.д.
  • Не сообщайте PIN– код третьим лицам.

Мы представим вам значимые фрагменты этого большого интервью — а именно ответы на прямые и самые смелые вопросы газеты.

АНТИКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА

Самый главный вызов сегодня – пригласить инвесторов, начать новое дело. И у нас прорыв, я бы осмелился так сказать, в сельском хозяйстве. Рынок огромен, спрос позволяет инвесторам создавать интересную бизнес-модель, получать прибыль. К нам пришли инвесторы из Ставрополя, из Тюмени, из Москвы, из Армении. Инвестиции – порядка 35 млрд руб. Благодаря тому, что государственная политика позволяет компенсировать не только ставку, которая очень тяжела, но и возвращать капитальные затраты – до 25%. То есть модель, как говорят бизнесмены, просто великолепна. Наращивается производство огурцов, помидоров, сладкого перца, клубники, цветов. Цена на землю не является препятствием для начала сельхозбизнеса. Мы находим правовые механизмы предоставить землю стратегическим инвесторам по номинальной цене. Другой вопрос – реализация самого проекта строительства, например, теплицы. Для производства необходимы газ, электричество, вода. Плюс у нас создано 28 индустриальных парков.

Налог № 1, так же как у абсолютного большинства, – это НДФЛ. Конечно, хочется, чтобы лидером был налог на прибыль, это наша мечта. Мы продаем областную недвижимость в Москве. Мы – единственный субъект, министерства которого до сих пор разбросаны в соседнем субъекте. В 2017–2018 гг. перевезем все службы и министерства в Красногорск.

Какое-то время назад была идея добиваться уплаты подоходного налога по месту жительства. Сейчас это все уже забыто? Без шансов? – Если в черно-белой логике ответить – с шансом или без шансов, то скорее без. Администрирование НДФЛ по стране является одним из самых эффективных. Создавать рабочие места – это более сильная позиция. Нам удается два года подряд создавать по 70 000 высокопроизводительных рабочих мест. Что значит высокопроизводительных? Это значит зарплата от 40 000 или от 50 000 руб.

Мне, конечно, хочется, чтобы 1,2 млн человек платили НДФЛ в области, но менять администрирование всей страны из-за одного субъекта неправильно и невозможно. Все-таки более сильная позиция – создавать рабочие места там, где человек живет. Ведь неприятно не только то, что из региона уходят деньги, – это порядка 100 млрд руб. Это еще и ежедневное утомительное полутора- или двухчасовое путешествие для человека только в одну сторону. Недавно я разговаривал с офтальмологом, которая выписывала мне очки. Она за 80 000 руб. ездит ежедневно из Мытищ в Москву. А в Мытищах эта позиция оплачивается на уровне 60 000 руб. И я говорю: «А зачем вы за 20 000 руб. ездите каждый день в Москву?» А она отвечает: «Вы знаете, если бы было 70 000 руб., я бы с удовольствием осталась, но у меня ипотека, и я вынуждена – уже семь лет езжу. Два часа я трачу туда, два часа – обратно». Или заходим мы в МФЦ, стоит семейная пара очень приятная. Оказалось, из Электроуглей, муж – электрик, работает в Москве, получает 100 000–120 000 руб. в месяц. Каждое утро он ездит на электричке из Электроуглей и обратно. То есть реально пашет каждый день. Он профессионал, от него не может отказаться компания, но он вынужден ездить. А если бы ему где-нибудь рядом рабочее место создать? Вот об этом я переживаю. И если сможем решить эту задачу, люди скажут спасибо. Не знаю как все, но супруга этого инженера-электрика точно.

ПАРКОВКИ

– А вы будете платные парковки вводить?

– Если люди поддержат – будем. Мы обсуждаем это с жителями. Похоже, что нужно. И мы начинаем потихоньку к этому готовиться. У нас в Одинцове, например, количество зарегистрированных машин примерно такое же, как на юге Франции. Я нигде не видел такого количества машин на газонах и тротуарах, как в Люберцах. Жители сильно раздражены, когда невозможно припарковать машину или проехать с коляской.

– Как вы это видите – вы введете платные парковки одновременно в пяти крупнейших муниципалитетах?

– Там, где высокая плотность, будет поэтапно появляться платная парковка. Как это было в Москве. Как, впрочем, и во всех без исключения крупных городах мира. Другого способа не нашли.

Я глубоко уверен, что ротация в органах власти – муниципальных, региональных – обязательна для того, чтобы человек не терял мотивации. У нас есть практики перевода из одного муниципалитета в другой успешных коллег, замены функций и компетенций. Очевидно, что продолжительное нахождение на одном месте, так скажем, притупляет рецепторы. А власть не имеет права терять этот нерв. У нас есть главы районов, которые работают очень давно – с 90-х гг., очень серьезные, очень эффективные. Делаем ротации тогда, когда видим необходимость. Человеку, который добросовестно отработал 10 или 20 лет, мы всегда найдем направление работы.

– Определили 56 показателей. Они характеризуют наши приоритеты – выполнение майских указов, целевых показателей федеральных и государственных программ Московской области.

Именно те направления, которыми непосредственно занимаются главы муниципальных образований на местах. Это целевые показатели: ликвидация второй смены, количество отремонтированных муниципальных и региональных дорог. Обновил ты 10% дворов или не обновил? Что такое обновить 10% дворов? Казалось бы, абстрактное определение. А на деле это шесть обязательных элементов: парковка, зеленая зона, детская площадка, освещение, дорожки, контейнерная площадка. Есть исчерпывающий перечень мероприятий, которые ты должен провести во дворах. Всего дворов у нас в Подмосковье 13 400. Не хочу чрезмерно погружать вас в систему управления, которой мы занимаемся. Суть ее – это работа на результат. И у нас есть ряд принципов – их семь (1. Житель всегда прав! 2. Команда – всё. 3. Результат «рулит»! 4. Ничего личного! 5. Чуткая власть! 6. Перемены к лучшему! 7. «Демократура!»), здесь не должно быть ничего личного.

МОРАТОРИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Целый ряд муниципалитетов в Подмосковье, которые граничат с Москвой, перенаселены. Та же самая Балашиха. Когда это все начало строиться – еще до вас, – урбанисты предупреждали: в Подмосковье строят будущие трущобы. Там живет нижний средний класс. Если экономика падает, люди остаются без работы, и мы получаем сотни тысяч безработных, и т. д.

– Вы очень точно выбрали город. Безбожно, я не побоюсь этого слова, застроена именно Балашиха. Но дело даже не в том, что там появились безумные каменные джунгли, а в том, что за это время там не было создано хоть сколько-нибудь значимых рабочих мест. И теперь каждое утро с разбега ты должен пытаться забежать в электричку. И таких людей, которые ездят каждый день из Балашихи, порядка 120 000 человек. То есть 30% трудоспособного населения с 7 до 9 часов утра устремляется в Москву. А вечером – обратно. Как расшивать? Для начала мы объявили мораторий на новую стройку. Отменили то, что могли отменить и остановить. Там есть уже разрешения выданные, которые мы не можем отменить.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ТОЧЕЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

У вас есть понимание, в каком направлении будет меняться облик Подмосковья после принятия генпланов?

– Сегодня практически невозможна уплотнительная, точечная застройка. Чтобы одобрить точечную застройку, вы должны будете пройти публичные слушания. А что скажут люди, когда у них вместо стадиона захотят в Балашихе построить жилой дом? Поэтому генплан для нас – это правило. Кажется, что без правил жить иногда проще, но потом появляются трудности. Сейчас у нас есть только 18% генпланов.

Вот мы говорим: мы лидеры по стройке. Но можете ли вы представить, что в Подмосковье есть генеральные планы только у 18% муниципалитетов? И то – кто финансировал разработку этих генеральных планов? Собственники земель! А что собственник земли может предусмотреть в региональном плане?

Мы заплатили 1 млрд руб. в прошлом году, к концу года у нас будет 98% генпланов. После многих общественных слушаний. Еще одна очень важная вещь: когда мы начали согласовывать генпланы, то увидели, что часто идет наложение жилых домов на земли лесного фонда. Эта история характерна не только для области, но и для всей страны – так сложилось еще с 80–90-х гг. Мы сейчас работаем с федеральным правительством, чтобы эти вопросы снять.

Вы говорили про рейтинги глав муниципалитетов. Для губернаторов тоже существует рейтинг. И не только рейтинг, который управление внутренней политики составляет, по популярности. Но есть еще и рейтинг правительства. Вы знаете, на каком вы месте там находитесь?

– Знаю. И про рейтинг по развитию инвестиционного климата в регионах. И про рейтинг оценки эффективности органов власти. Это указные рейтинги. И, возвращаясь к вопросам благоприятного климата для инвесторов, по рейтингу инвестиционной привлекательности в 2013 г. область занимала 38-е место, а по итогам 2014 г. – уже 24-е. Приоритетные и основные показатели в рейтинге эффективности органов власти. За 2011 г. область была на 32-м месте. За 2014 г. вошли в 15 лучших регионов России и стали 13-ми. Почему 13-ми? Проигрываем по динамике показателей. Понятно: чем более развит регион, тем скромнее темпы роста, ведь развитие экономики имеет объективные пределы. Но такова федеральная методика оценки.

ПРО САМОПИАР

Год назад ОНФ обвинил Московскую область в раздутых затратах на PR, в том числе на ваш личный. Активисты ОНФ говорили, что из бюджета на PR тратится более 5 млрд руб.

– Мы официально заявили, что это не так. Коллеги не разобрались. И из этих 5,9 млрд руб. значительная доля – это финансирование мировых судей – 1,7 млрд руб. Это трудно назвать пиаром. Что касается СМИ как таковых, у нас действительно большая доля затрат на создание телеканала 360. Для нас выстраивание такого канала – очень важное мероприятие, потому что Подмосковье, как никакой другой регион Федерации, имеет фрагментарность и по географическому расположению, и по своим сильным муниципалитетам. Неслучайно его часто называли и лоскутным одеялом, и удельным княжеством – такого не должно быть. Образно говоря, Одинцово и Мытищи, Талдом и Балашиха – это разные уклады. И наша задача была сделать единое информационное пространство. И как раз информационная активность – это те капилляры, те сосуды, которые позволяют нам доставлять информацию, рассказывать, что мы делаем.

О ВЫБОРАХ

– Сейчас Кремль выдает публичную установку, что главное на этих выборах – даже не количество голосов, полученных «Единой Россией», а конкурентность, открытость и легитимность. На последних выборах регионы у нас отказывались от видеонаблюдения, ссылаясь на затратность.

– Это я знаю. У нас есть все необходимое для того, чтобы обеспечить видеонаблюдение. Лучше, чтобы оно было, чем наоборот. Это позволяет избежать провокаций. У нас были инциденты Балашихе и в Щелковском районе.

Мы тоже сделали определенные выводы. И на эти провокации мы не имеем права поддаваться. Поэтому мы приглашаем сейчас активных общественников, например, у нас были выборы в Волоколамске, в Коломенском районе. Они присутствуют на участках как общественные деятели, пишут в социальные сети, фотографируют и снимают на видео. Очевидно, должен быть допуск наблюдателей от политических партий. Все эти принципы мы будем у себя реализовывать. Подмосковье – очень удобный регион, далеко ехать не надо. Думаю, что наши избирательные участки будут традиционно востребованы наблюдателями.

– Ирек Вильданов, представитель Мособлизбиркома, прославился заявлениями почти в духе Рамзана Кадырова: называл конкретных наблюдателей провокаторами, чуть ли не с фашистами сравнивал и т. д. Вы согласны с такой трактовкой и деятельностью этих независимых наблюдательных организаций?

– Может быть, стоит сменить тогда род деятельности?

– Он сейчас здоров, слава богу. И нареканий к нему со стороны коллег из Центризбиркома и областной думы к его работе нет. Нужно быть посдержанней, что мы ему и порекомендовали.

Глава Минпромторга Денис Мантуров / Фото: Минпромторг

Глава Минпромторга Денис Мантуров дал интервью газете "Ведомости".

– Вы только что вернулись с инвестиционного форума в Сочи – что можете сказать по горячим следам?

– Я думаю, у всех представителей государственного управления, побывавших на форуме, состоялся насыщенный и продуктивный диалог с региональными властями и бизнес-сообществом. Были препарированы и вынесены на публичное обсуждение довольно непростые вопросы – например, налогового регулирования. Важная тема, которая прозвучала на форуме, в том числе об этом говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, – необходимость отладить схемы взаимодействия с регионами, что послужит существенным катализатором развития экономики страны. Со стороны Минпромторга это в первую очередь создание эффективной системы промышленных предприятий, которые обеспечивали бы потребности как настоящего времени, так и на перспективу ближайших лет. Появление новых производств, повышение технологического уровня предприятий невозможно без площадок с подготовленной промышленной инфраструктурой в регионах. С 2012 по 2017 г. число действующих и создаваемых индустриальных парков выросло более чем в 2,5 раза, с 64 до 166. Теперь задача – выравнять их количество по стране, помочь каждому региону создать свои конкурентные преимущества.

Приведу пример с производством строительных материалов. Отрасль перешла в ведение Минпромторга не так давно – и перешла в весьма драматичном состоянии. По ряду позиций производство значительно превышало спрос. Когда мы начали детальный мониторинг, стал очевидным дисбаланс: в некоторых регионах обнаружилось несколько предприятий, выпускающих аналогичную продукцию. Сейчас мы создаем интерактивную карту строительных производств – и это только одна из мер, которая будет способствовать адекватному восстановлению отрасли и гармонизации спроса и предложения.

Специальные инвестиционные контракты – еще один пример успешной формы партнерства государства и бизнеса. На форуме, кстати, был заключен целый ряд таких соглашений между регионами и крупными компаниями. Это мощный синергетический процесс. К примеру, мировой лидер в области производства ветрогенераторов Vestas заключил контракт с Ульяновской областью. Помимо инвестиций в 1,4 млрд руб. и более 200 новых рабочих мест это вклад в развитие зеленой энергетики в стране. То есть здесь стимул к развитию сразу по нескольким направлениям. Нам важно не просто решать локальные задачи, а вписывать их в глобальные государственные и мировые процессы. И здесь без помощи бизнеса и регионов не обойтись.

– Какой прогноз на рост промышленного производства в 2018 году?

– В прошлом году индекс промышленного производства находился в плюсовой зоне и за год, по данным Росстата, составил 101%. А по нашим отраслям рост на уровне 2%. Немного просели секторы, которые не относятся к ведению Минпромторга, но при этом оказывают влияние на обрабатывающую промышленность. В частности, снизилось производство напитков и серьезный спад в производстве табачных изделий.

Думаю, мы в 2018 г. увидим положительную динамику по основным видам обрабатывающей промышленности. Ожидается рост в производстве лекарственных средств, автотранспортных средств, а также мебели, кожи и изделий из кожи. Краткосрочный негативный тренд, который мы наблюдали в конце 2017 г., переломлен, что уже отразилось в статистике по результатам января: индекс промышленного производства составил 102,9%, при этом в обрабатывающих производствах достиг 104,7%. Мы, конечно, понимаем, что такие показатели обусловлены во многом эффектом низкой базы в декабре, и на них не ориентируемся, прогнозируя итоги года. Но, повторюсь, рассчитываем, что результат по году будет положительным.

– Есть ли необходимость в девальвации рубля?

– Тут необходимо в первую очередь учитывать, как влияет курс рубля на различные промышленные предприятия. Переоцененный рубль выгоден предприятиям с низким уровнем локализации, приоритеты же нашей промышленной политики заключаются в ее углублении.

Укрепление рубля несколько затрудняет импортозамещение, замедляет темп, и есть определенная озабоченность российских и иностранных инвесторов по этому поводу. Также это снижает операционную прибыль для экспортеров, продающих продукцию за валюту. Для большинства отраслей, чтобы проекты импортозамещения и экспортные проекты были эффективными, комфортный курс – это на уровне 60–62 руб./$.

– Вы видите увеличение производства нефтегазового оборудования? Нефтяники опасаются, что стабилизация цен на нефть приведет к избыточному инвестированию в отрасли.

– Сформировав с Минэнерго межведомственную рабочую группу, мы скоординировали работу заказчиков нефтегазового оборудования, разработчиков, производителей. Последние два года идет уверенный тренд – рост и заказов, и производства. Почему это произошло? Санкции подстегнули наши компании к тому, чтобы ориентироваться на российского производителя.

Теперь наша задача – эффективно освоить тот объем оборудования, который мы хотим заместить у иностранного производителя. Если цены на нефть при ограничении добычи сохранятся на нынешнем уровне, предпосылок для развития отечественного нефтегазового машиностроения будет все больше и больше. В 2017 г. этот рынок вырос в стране на 1%, а производство российского оборудования – на 2,4%.

– Подходит к концу срок президентских полномочий Владимира Путина. Вы выполнили все его майские указы?

– Мы постарались справиться, несмотря на то что в 2012 г. были другие условия, другая социально-экономическая ситуация. Были непростые 2014–2016 годы, но прошлый год дает основания для оптимизма.

За Минпромторгом закреплено несколько направлений. Самое социально значимое – производство по списку жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов: в нем долю отечественных препаратов необходимо довести до 90%. Последние два года мы шли четко по графику, на 31 декабря 2017 г. добились показателя в 84,6%, а в этом году, конечно, получим все 90%.

Другая важная задача – повышение производительности труда, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Особый акцент делался на предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и производительность труда в ОПК уже растет двузначными темпами.

В принятом в 2014 году законе о промышленной политике заложен такой инструмент, как специальный инвестиционный контракт, и в том же году создан Фонд развития промышленности (ФРП), на который в том числе возложено заключение контрактов. Сейчас видно, что получилась эффективная схема. Реализация уже подписанных федеральных специальных инвестконтрактов даст больше 5000 высокопроизводительных рабочих мест, суммарные инвестиции в промышленность составят не менее 274 млрд рублей. По проектам, поддержанным ФРП, планируется привлечь в реальный сектор экономики более 117 млрд рублей и создать больше 18 000 рабочих мест.

Кстати, есть хорошая новость. Мы установили более выгодные условия займов от ФРП для тех предприятий, которые готовы создавать новые производства, делать прямые инвестиции в реальный сектор экономики: если наблюдательный совет фонда утвердит, то уже в марте эти компании получат опциональную возможность получить заем не под 5%, а под 3% годовых на первые три года по базовой программе «проекты развития» и программе «станкостроение».

– Опциональную?

– Да, снижение ставки – это именно опция, а не обязательное условие. Компании, которые предоставят другой вид обеспечения, будут, как и прежде, получать заем под 5% годовых.

Единственным же условием для льготного снижения ставки станет банковская гарантия заемщику – на весь срок и сумму займа, это для нас более надежный и удобный механизм обеспечения, чем залог земли, недвижимости, оборудования или акций. И эта новация, я уверен, повысит качество кредитного портфеля фонда.

– Когда ждать утверждения новой долгосрочной стратегии развития автопрома и нового инвестиционного режима для автопрома, который сменит соглашения о промышленной сборке? Вы его готовите совместно с Минэкономразвития, и у каждого министерства свое видение. Вы, например, считаете оптимальным использовать механизм специальных инвестиционных контрактов.

– У нас принципиальных разногласий с Минэкономразвития нет. Все настроены на максимальный результат. Главное – развивать компетенции в производстве ключевых компонентов и материалов. Автоконцернам осталось ждать недолго – мы постараемся всю работу по стратегии завершить до конца весны. Есть автопроизводители, которые не стали ждать и уже заключили с нами специнвестконтракты, – это СП «Мазда Соллерс» (выпуск двигателей и обновление модельного ряда существующего автозавода на Дальнем Востоке. – «Ведомости»), Daimler (строительство завода легковых автомобилей в Подмосковье. – «Ведомости»). У нас есть заявки от других компаний – их мы должны рассмотреть вне зависимости от сроков утверждения нового режима в автопроме.

– Заключить контракты хотели Hyundai и BMW. Hyundai давно в Санкт-Петербурге, Daimler уже строит завод, а когда ждать в России BMW с производством полного цикла?

– Инвестиционный проект по производству автомобилей BMW будет реализован в рамках специального инвестконтракта, параметры которого сейчас Минпромторг согласовывает с правительством Калининградской области. В качестве площадки немецкий автоконцерн выбрал Калининградскую область.

– Какую господдержку получат новые экологичные виды техники?

– Мы традиционно делим поддержку на две составляющие. Первая – это инструменты развития: субсидирование НИОКР, субсидии по кредитам, которые привлекаются из банков, а также льготные кредиты от ФРП. Вторая – поддержка спроса. Она зависит от конкретной отрасли. В автопроме это адресные программы, которые были запущены в прошлом году и показали свою эффективность: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», лизинговая программа. Также в этом году у нас будут действовать две меры поддержки экологичного транспорта. Это субсидирование части скидок на электрический транспорт – электробусы, троллейбусы, трамваи. Другая мера – субсидирование скидок на газомоторные автомобили. И если в предыдущие годы это был только компримированный газ, то с этого года мы по поручению президента добавляем сжиженный газ.

Сегодня мы исходим из того, что нужно не только наполнять своими автомобилями внутренний рынок, но и активно двигаться на внешние рынки. Не уверен, что рост производства автомобилей за этот год превысит 10%, но мы должны стремиться к двузначным показателям.

– Когда вы покажете широкой публике автомобили проекта «Единая модульная платформа» («Кортеж») – лимузин, седан, минивэн, внедорожник? Успеете подготовить лимузин для инаугурации президента России?

– А вы, собственно, ответили на вопрос – к инаугурации президента это и произойдет. Мы уже начали передачу заранее согласованных комплектов автомобилей. В конце декабря передали один комплект автомобилей, после новогодних праздников сделали ряд доработок. До марта должны будем обеспечить поставку всех комплектов для завершения опытной эксплуатации. Это несколько лимузинов, седанов и минивэнов.

– Президент получит лимузин весной, а когда на автомобили проекта «Кортеж» пересядет правительство?

– Я думаю, что это может произойти в конце этого года – начале следующего. К этому времени все желающие уже смогут заказывать себе автомобили проекта «Кортеж».

– А вы лично себе возьмете лимузин, минивэн или седан?

– Лично я дождусь появления внедорожника. Мы до конца следующего года должны выпустить и добавить к линейке этот автомобиль. Скорее всего, у меня, как и у других членов правительства, будет седан. Правда, сомневаюсь, что в этом году удастся пересесть на него. Процесс заказа и изготовления длительный – этот год уйдет на опытную эксплуатацию, в том числе и на дополнительную сертификацию машин. До конца 2018 г. мы должны произвести и поставить 70 машин.

– Сейчас автомобили «Кортежа» выпускаются мелкими партиями на мощностях института НАМИ. Кто наладит полноценный, серийный выпуск для вывода их на рынок?

– Вы были на заводе?

– Пока нет: фотографировать там нельзя.

– Да, действительно мы просим этого не делать. После мая можно фотографировать. Для вас будет важно и интересно посмотреть, чего мы смогли добиться за такой короткий срок (проект начат в 2012 г. – «Ведомости»). Если бы мы начали проект лет 10 назад, то не уверен, что так же качественно и эффективно смогли бы справиться. За последнее время наш автопром сильно изменился. Не буду уходить в советский период, говорить о том, что мы тогда производили и за что нас критиковали, но сегодня мы производим совершенно другие автомобили, другого качества и на других платформах.

– То есть наш автопром место больше не проклятое?

– Да, я помню этот анекдот (улыбается). Нет, не проклятое.

– Последние годы акции стали нормой для покупателя, что заставляет ритейл и производителей полностью перестраивать работу. Адресная программа поддержки должна быть запущена уже в 2018 г., но до сих пор не заработала.

– В случае запуска адресной программы поддержки потребительского спроса, известной в СМИ как «потребительские сертификаты», государство с 1 руб. инвестиций получило бы до 1,8 руб. прибавки ВВП. Другой вопрос – как наладить процесс и найти источники финансирования. Очень рассчитываю, что в этом году мы в правительстве до конца решим эту задачу.

Другой уже одобренный вид поддержки бизнеса будет осуществляться через систему Роскачества. Суть ее в том, что если отечественный производитель демонстрирует качество продукции выше ГОСТов, то его продвижение в рознице будет поддержано софинансированием на проведение маркетинговых мероприятий. На эти цели в 2018 г. выделено 100 млн руб.

– Минпромторг полгода назад подготовил проект смягчения антимонопольного регулирования ритейла, предложив в ряде случаев превышать 25%-ную рыночную долю в границах городов и районов. В какой стадии работа над проектом? При каких условиях министерство может допустить превышение порога в 25%?

– В подготовленном нами документе речь о том, в какой момент считать эту долю: когда компания декларирует начало строительства магазина или в момент его запуска. Конечно же, справедливо и правильно делать это в момент декларации местным властям желания построить магазин. Ведь к открытию торговой точки кто-то из конкурентов может закрыть свой супермаркет и автоматически доля первого инвестора вырастет. И организация, которая начинала инвестиции, когда ее доля была меньше 25%, не сможет открыть магазин. Это тормозит инвестиции в строительство новых объектов и делает их непредсказуемыми. При этом давайте не будем забывать, что по количеству торговых площадей на душу населения Россия минимум в 2 раза отстает от развитых стран и мы должны поощрять инвестиции в строительство коммерческой недвижимости всех форматов, в том числе торговых сетей.

– Когда закончится работа над проектом?

– Я не возьму на себя ответственность называть конкретные даты за всех коллег. Но не думаю, что здесь мы встретим противодействие – это разумное и здравое предложение, и надеюсь, что нас поддержат.

– Не целесообразно ли увеличить порог? Например, для крупных игроков в Европе он может превышать 30%.

– На сегодняшнем этапе правильнее решить первую задачу, а потом жизнь покажет. Мы не можем постоянно совершенствовать законодательство – это тоже вредно, так как делает невозможным долгосрочное планирование бизнеса. Мы сторонники легких корректировок и изменений.

– Сейчас министерство прорабатывает проект стратегии до 2025 г., где будет отдельно прописано развитие онлайн-торговли, вопрос назрел. Какие меры регулирования этого канала сейчас отсутствуют, но нужны? И, напротив, какие уже действуют, но являются избыточными?

– Онлайн-торговля и традиционная торговля – вещи тождественные в том смысле, что в обоих случаях есть товар. Другой вопрос, если мы ведем разговор об электронной торговле и ее процедурах, то затрагиваем определенные категории товаров, требующих регулирования и особых подходов. Здесь надо предлагать такие законодательные инициативы, которые будут развивать это направление. Например, нам нужна легализация интернет-торговли алкоголем – с разумными ограничениями, конечно. Это, в свою очередь, подстегнет развитие интернет-торговли продуктами питания – сейчас ее доля в общем объеме онлайновой торговли ничтожно мала – меньше 1% – а в развитых странах она составляет 10–15%. В чем взаимосвязь? Очень просто: наличие в заказе алкоголя существенно снизит затраты на доставку, ведь обычные продукты – это товар тяжелый по весу и низкомаржинальный.

В то же время нужно легализовать в интернете торговлю лекарствами, ювелирными изделиями. Да и в отношении продовольственных продуктов нужно серьезно упростить санитарные нормы, чтобы можно было доставлять разные группы товаров в одном заказе, в одной таре, например в сумке. Это логично и соответствует мировому опыту.

Однако в целом интернет-торговля не сильно отличается от традиционной торговли. И там и там требуется серьезное дерегулирование, снятие административных барьеров. Этому в значительной мере и будет посвящена новая стратегия развития торговли.

– Некоторые объединения российских компаний сетуют на неравные условия по сравнению с иностранными площадками, работающими в России: первые платят НДС, а их конкуренты нет. Какие меры были бы оптимальными, чтобы не спугнуть иностранных партнеров, с одной стороны, а с другой – чтобы российский бизнес тоже себя комфортно чувствовал?

– Мы заинтересованы в первую очередь в поддержке отечественного ритейла, и в том числе работающего в интернете. Упомянутая коллизия по НДС – это про зарубежные онлайн-площадки, торгующие трансгранично, самый сложный вопрос, который не так легко будет решить.

Нужны такие механизмы, которые обеспечат конкурентоспособность российских компаний по отношению к западным производителям, уже давно работающим на российском рынке. Мы уже обсуждали с бизнесом вопросы транспортировки и логистики, и здесь вскоре будут результаты.

– Минпромторг последовательно реализует идею внедрения маркировки: сначала были шубы, потом добавились лекарства, на очереди – обувь и сигареты. Хотя главная проблема контрафакта на табачном рынке – разная акцизная политика в странах – участницах Таможенного союза.

– Регулирование рынка нужно с чего-то начинать. С идеей маркировки для борьбы с контрафактом и контрабандой выступили сами производители и импортеры табачной продукции. Уже решено, что это будет DataMatrix. Посмотрим, как пройдет пилот и что он даст на выходе. Не факт, что это лучшее решение. Потому что если мы говорим о маркировке через RFID-метку, то она стоит 3,5 руб., зато дает развиваться нашей отечественной микроэлектронике. Это распространенная мировая практика: хочешь развивать микроэлектронику – используй максимально ее продукцию за счет формирования целевого заказа.

– Главное, чтобы при этом табак не подорожал в 3 раза.

– Думаю, Минздраву это только в радость.

– Но курильщикам будет плохо.

– Им надо переходить на электронные методы доставки никотина, электронные системы нагревания табака (улыбается).

– Как Минпромторг планирует регулировать рынок электронных сигарет и устройств для нагревания табака?

– Мы вышли с инициативой выделить эти устройства в отдельную категорию, потому что они кардинально отличаются от традиционных сигарет и табака. В электронных устройствах отсутствует горение или тление табака, следовательно, в организм не попадают продукты горения, в частности смолы. А продукты горения и есть самая вредная, я бы даже сказал смертоносная составляющая при традиционном курении. Электронные устройства безопаснее: многие эксперты, в том числе западные, даже называют цифру: электронные средства доставки никотина на 95% менее вредные, чем обычные сигареты. С самой цифрой можно спорить, но факт, что вред намного меньше, как говорится, налицо. Поэтому одинаково регулировать оборот традиционных табачных изделий и электронных средств категорически неверно. Мы предлагаем закрепить специальным законом об обороте этих устройств наиболее очевидные ограничения: например, запретить продажи несовершеннолетним, курение в школах, детских садах, в других подобных местах, а также установить административную ответственность за нарушение этих ограничений. Также мы считаем, что эта продукция должна быть маркирована, но в то же время ставка акциза должна быть меньше по сравнению с традиционной табачной продукцией – сейчас, кстати, так и есть.

– Насколько меньше?

– Это вопрос к Минфину. Но подчеркну еще раз: эта продукция для потребителя намного менее вредная. Поэтому акцизная политика должна стимулировать переход курильщиков с традиционных табачных изделий на эти устройства, а не наоборот.

– Минпромторг активно содействовал организации производств в России зарубежными производителями и продавцами одежды и другого текстиля. В 2017 г. замминистра Владимир Евтухов заявлял о подписании контракта с испанской Inditex на производство одежды Zara в России. Подписан ли в итоге контракт? Если да, то с какой именно компанией и на производство каких товаров? Сколько составил объем выпуска за прошлый год?

– Мы составили с компанией Zara дорожную карту по локализации производства в России. Ее представители уже встречались с 16 трикотажными предприятиями, с несколькими кожевенно-обувными предприятиями, фабриками по производству сумок и аксессуаров. По итогам тестов были отобраны 17 фабрик. В ноябре 2017 г. первая партия российской продукции отправилась в Испанию для дальнейшей продажи в сети магазинов Inditex по всему миру. Трикотажная, швейная и кожевенно-обувная продукция российского производства будет направлена в головной офис Inditex в I квартале 2018 г.

– Что делает Минпромторг, чтобы убедить иностранных партнеров локализовать производство? Есть ли кто-то, кроме Inditex, кто уже готов к сотрудничеству?

– Несмотря на то что уже сейчас часть ритейлеров активно сотрудничают с российскими предприятиями, у компаний также имеются планы по дальнейшему расширению взаимодействия с российскими предприятиями. Например, «Декатлон» на данный момент имеет степень локализации 20% и за последующие два года планирует довести ее до 45%. Компания Finn Flare 91% трикотажных изделий и 9% швейных производит в России, «Спортмастер» – около 40% спортинвентаря и 13% одежды. Заинтересовано в сотрудничестве с российскими предприятиями также руководство Uniqlo, компания нацелена на продвижение предметов одежды местного производства.

Мы знаем от представителей ритейла, что основная проблема с размещением заказов в российском легпроме в отсутствии информации о предприятиях, готовых взять заказ, и их мощностях. Чтобы расшить эту ситуацию, Минпромторг запросил у органов исполнительной власти субъектов РФ данные о предприятиях и их производственных возможностях: примерно 140 предприятий более чем из 70 субъектов выразили готовность к сотрудничеству с торговыми марками и ритейлерами.

Кроме того, для продвижения продукции отечественного легпрома, сближения торговли и промышленности на крупнейших выставках-ярмарках совместно с ассоциациями организуются торгово-закупочные сессии, проводятся встречи с крупными торговыми сетями. В целом мы рассматриваем ярмарки и торговые фестивали как хороший, работоспособный канал для российских производителей, чтобы наладить сбыт. Это уникальная возможность продемонстрировать как нашим гражданам, так и байерам, профессионалам индустрии, возможности российских предприятий, потенциал молодых талантливых дизайнеров.

При этом мы никого не собираемся убеждать в необходимости локализации – это логичный вывод, к которому бренды приходят по соображениям экономической выгоды, логистических преимуществ и покупательских предпочтений. Но у нас есть все возможности для этого: высококвалифицированные кадры, передовые технологии и меры государственной поддержки позволяют в сжатые сроки реализовать проекты по расширению производства.

– Аптечные продажи лекарств в упаковках в прошлом году выросли на 3,5%, но во многом благодаря высокому сезону гриппа и ОРВИ в конце 2016 – начале 2017 г. В деньгах рынок растет в основном за счет повышения цен и перехода покупателей на более дорогие препараты. Какие меры поддержки вы считаете наиболее эффективными, чтобы люди не экономили на здоровье?

– С 2010 г. удалось не только переломить тенденцию к утрате российской фармацевтической и медицинской продукции на рынке, но и создать задел для развития инновационной фарминдустрии. Минпромторг сформировал целый комплекс мер поддержки – финансовых и нефинансовых.

Финансовые – это, в частности, субсидии на возмещение части затрат по проектам клинических и доклинических исследований и по организации производства лекарственных средств. К примеру, таким образом профинансированы три проекта для лечения гриппа на сумму около 140 млн руб. Многие проекты получают льготное финансирование через ФРП.

Также государство заботится о том, чтобы лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших были доступны не только физически, но и по стоимости, поэтому регулирует цены на них.

– Да, регулирует. А производители дешевых лекарств тем временем сетуют на невозможность работать без господдержки. И утверждают, что новая обязанность маркировать лекарства может их довести до банкротства, так как они еще не рассчитались по кредитам на переход к стандарту GMP. Отказаться же от таких лекарств невозможно, потому что это может спровоцировать социальное напряжение. Как вы будете реагировать на эту проблему?

– Поправки в закон «Об обращении лекарственных средств», которые запрещают производство и ввод в гражданский оборот лекарственных препаратов без маркировки, вступили в силу только что – с 1 февраля. Но законом предусмотрен и достаточно комфортный переходный период, чтобы не только производители, но и оптовые и розничные организации подключились к единой информационной системе (ИС) маркировки лекарственных средств: до 1 января 2020 г. У каждого производителя есть свой план-график внедрения ИС «Маркировка» и дополнительные механизмы поддержки, на которые направлено 1,5 млрд руб. в 2018 г. Предполагается, что ФРП будет выделять заемные средства под льготную ставку (до 1% годовых) на два года.

– Может ли Россия стать если не передовой фармдержавой, то хотя бы второй Индией?

– Перед нами стоит задача сделать российскую фармацевтическую промышленность передовой во всем мире. Смотрите: у нас за последние 10 лет было построено более 30 новых фармацевтических заводов. Производство увеличилось троекратно – более чем до 300 млрд руб. с 96 млрд руб. в 2009 г. Каждая вторая таблетка – отечественного производства, а в деньгах доля отечественных препаратов на рынке и в государственных закупках превышает 30%. Для сравнения: в 2012 г. она составляла 24%.

Стремительное движение вперед есть и в области передовых разработок: в России появились высокотехнологичные лекарственные препараты, разработанные на основе самых новых решений в области биотехнологий, – препараты рекомбинантных факторов свертывания крови для лечения гемофилии, цитокины и моноклональные антитела, применяемые при терапии онкологии и ревматоидного артрита, рекомбинантные инсулины и т. д. Выходят на рынок и совершенно новые молекулы – элпида, используемая в терапии ВИЧ, нарлапревир – при туберкулезе, гозоглиптин – при сахарном диабете. Ряд препаратов сегодня проходят регистрационные процедуры более чем в 60 странах мира. Важно, что все новые препараты производятся в России по полному циклу – начиная с производства субстанции.

В то же время развивающиеся сейчас прогрессивные подходы в области персонализированной медицины, тераностики и регенеративной медицины, а также технологий на стыке наук требуют от нас внесения коррективов в стратегию развития фармацевтической и медицинской промышленности, что и будет сделано в этом году. Россия уже сейчас находится на хороших позициях в мировой фарминдустрии и, думаю, к 2020 г. должна выйти в авангард.

МОСКВА, пресс-релиз Минпромторга
12

Выпускник журфака Ленинградского государственного университета Демьян Кудрявцев свои первые медиапроекты делал в Израиле (репатриировался в 1990-м). Как соучредитель CityLine (один из первых интернет-провайдеров), он в 1996 году приехал в Россию и занялся развитием контентных проектов в рунете. Через 10 лет Кудрявцев возглавил ИД «Коммерсантъ» (по данным «Медузы», руководил продажей издательского дома Алишеру Усманову) и покинул его летом 2012-го. Два с половиной года назад Кудрявцев купил газету «Ведомости» и часть активов издательского дома Sanoma Independent Media (в том числе газеты The Moscow Times и журналы National Geographic, Men’s Health и Women’s Health). В прошлом году, при информационной поддержке своих журналов, Кудрявцев запустил бюро путешествий «Поехали!» и Ostrov - магазин одежды для активных путешественников. В интервью Inc. он рассказал, почему цель предпринимательства - далеко не всегда деньги, как он помог выжить главной деловой газете страны и как страх и надежда клиента помогают продавать ему куртки.

О маленьких радостях и компромиссах предпринимателя

Собственник - основная движущая сила развития российского бизнеса. Акционеры-учредители СМИ несут на себе максимальную ответственность за существование издания либо путем финансирования - либо интеллектуально вкладываясь в его развитие. Поэтому они не могут просто дать денег или, наоборот, получать доход лежа на диване. Ни один русский бизнес - от металлургических заводов и до районной газеты - сегодня так не работает, и не нужно лицемерия, что отстранение собственников (от работы медиа - Inc. ) нужно или возможно сегодня.

Русское управление бизнесом гораздо менее системно, гораздо более персонализировано, чем на Западе, оно аритмично, в нем авралы сменяют застой. Медиа в этом смысле мало отличаются от другого бизнеса. Риски иногда другие, вызовы другие, политики больше, но это все просто вызовы.

783,4

млн рублей - выручка издателя* газеты «Ведомости» в 2016 году.

1,25

млрд рублей - совокупная выручка изданий, которые купил Кудрявцев, в 2016 году.

>€10

млн - стоимость газеты «Ведомости» с учетом долга.

8,2

млн рублей - выручка «Ясно Communication Agency» в 2015 году.

30

млн рублей - прогнозируемые продажи магазина одежды Ostrov в 2017 году.

инансовые результаты ООО «Бизнес Ньюс Медиа» включают в себя показатели газеты «Ведомости» и конференций «Ведомостей».

Источники: «СПАРК-Интерфакс», СМИ, данные компаний

Я не считаю себя настоящим бизнесменом. Деньги, успех, меня недостаточно мотивируют. Основное приложение моей деятельности - я сам и мои близкие, а главный проект - сама жизнь. Я делаю ее интересной и поэтому иногда иду на избыточные, не оправданные в бизнесе риски, ценю поражения не меньше побед. Очень удобно, что я сам оцениваю результат.

Предпринимательство для меня - это способ жить, один из путей изменять пространство и получать удовольствие. Иногда получаешь его от маленьких вещей, которые объективно достижениями не являются - не измеряются величиной компании, деньгами. В The Moscow Times у нас были прекрасные обложки, я -горжусь - создал команду, и мы с ними так реформировали издание, что эти обложки состоялись. А потом обложки закончились, и это не приносит мне горя. Так что результат позитивен.

Жизнь без компромиссов невозможна, тем более невозможна предпринимательская деятельность, тем более в России. Надо понимать, во имя чего компромисс. Ради сиюминутного комфорта лучше на компромисс не идти. А во имя великой цели - скорее всего, ты ошибаешься: великая цель не строится на грязных компромиссах. А все, что посередине, надо каждый раз оценивать. Нет никакого «всегда», есть частный случай, в котором ты оцениваешь риски, оцениваешь свой комфорт и дискомфорт от тех или иных действий - и потери окружающих.

объединенной компании «Рамблер-Афиша» Юрия Сапрыкина. Новым главным редактором издания стал журналист Михаил Фишман. Кудрявцев и новая команда перезапустили газету - в частности, бывшее ежедневное издание стало еженедельным, с художественными обложками.

В начале июня 2017 года медиаменеджер Дерк Сауэр (основал газету в 1992 году) вернулся в состав владельцев The Moscow Times в качестве соучредителя некоммерческой организации в Европе, которой будут переданы лицензии на издание газеты в странах Европы, СНГ и Китае (китайская версия издается с мая 2017 года). Сауэр, который взял на себя управление изданием, первым делом закрыл печатную версию газеты - последний печатный номер вышел в начале июля. Тогда же из The Moscow Times ушли главный редактор Михаил Фишман и большая часть прежней редакции.

Мнение окружающих не так важно, а вот страдания, потери очень важны. Если в своем компромиссе ты рискуешь только своими представлениями, принять его проще, если же от этого страдают другие люди или в их жизни что-то меняется к худшему, подумай трижды.

Заявление об увольнении с должности гендиректора ИД «Коммерсантъ» Кудрявцев подал в декабре 2011 года после увольнения главного редактор «Ъ-Власть» Максима Ковальского, причиной чего была публикация избирательного бюллетеня с нецензурной надписью внутри номера, а не на обложке.

Я бы не публиковал знаменитую обложку с испорченным избирательным бюллетенем и даже не считал бы это компромиссом. Издательскому дому от этого было бы лучше, в нем не случилось бы надлома, который долго изживали, много прекрасных людей работали бы там до сих пор.

Социальная ответственность бизнеса в том, чтобы нашим детям на этой территории жилось лучше, чем нам. Порой слышу от крупных российских бизнесменов: «Ну, что я буду тут менять, если 40% населения не хочет этого». Но они не равны остальным. Их талант, возможности, ресурсы, капитал - это потенциал всей нации, сегодня сгустившийся в этих компаниях, людях. Они отвечают за то, что здесь будет происходить, не меньше, чем 40 или даже 86 процентов населения.

О «Ведомостях» и издательском бизнесе

Газета «Ведомости» должна была закрыться 2 года назад из-за ухода Sanoma и поправок к закону «О СМИ» по предельной доле иностранного владения. А она просуществовала на два с лишним года дольше, не изменив своим ценностям и миссии. Даже если она завтра закроется и разорится - были эти два с половиной года.

Наибольшая проблема сегодня для российских медиа, особенно общественно-политических, в том, что для них нет рынка капитала. Оценка компании и возможность привлечения денег уничтожены и общим кризисом, и изгнанием иностранцев, и страхом российского бизнеса перед токсичным медийным рынком из-за политических рисков.

У этой ситуации очень серьезные последствия: из журналистики уходят лучшие, их некем заменить. Новые не рождаются, а покупать специалистов, например, на Западе, нет денег. Замкнутый круг.

Для реформирования СМИ в эпоху технологического кризиса нужен капитал, возможность его привлечь, чтобы технологически перевооружить целую отрасль. Государственные медиа вне конкуренции финансово и организационно.

Я не издатель в прямом смысле. Я управляю газетой «Ведомости» только на корпоративном уровне. Я могу увидеть проблему и начать ее решать или сказать менеджменту: «Я считаю, что вот это проблема, давайте все бросимся ее решать». Я могу выбирать, чем мне заниматься и где я больше полезен. Хотя, возможно, я был бы более полезен на операционном уровне, но я сохраняю эту дистанцию, потому что принципы сейчас не менее важны, чем эффективность.

Те два с чем-то года, что я этим занимаюсь, мы идем с постоянным уменьшением убытка, хотя медленнее, чем я планировал. Надеемся, что по итогам 2018 года компания совокупно будет в прибыли не только на бумаге, но и по всем стандартам отчетности. Но пожертвую ли я прибылью ради инвестиций в развитие или ради сохранения чего-то нужного, сейчас сказать не могу. Многое решаю не я, а совет директоров вместе с менеджментом.

Биография Демьяна Кудрявцева

Уроженец Ленинграда, Кудрявцев окончил факультет журналистики Ленинградского университета. В 1996 году стал одним из партнеров российского

интернет-провайдера CityLine, где отвечал за маркетинг и развитие первых медиа-проектов в рунете - сайта «Анекдот.ру» и блога Антона Носика «Вечерний Интернет». В 2001 году CityLine купил главный конкурент - Golden Telecom - за $29 млн.

Как писала «Медуза», к 1999 году Кудрявцев сблизился с олигархом Борисом Березовским и фактически контролировал его медиаактивы - телеканал ОРТ и издательский дом «Коммерсантъ», а с 2006 по 2012 год возглавлял ИД «Коммерсантъ».

В 2014 году Кудрявцев основал коммуникационное агентство «Ясно Communication Agency». А с 2015 года семья Кудрявцева владеет несколькими изданиями, включая газеты «Ведомости» и The Moscow Times, журналы Men’s Health, Women’s Health, National Geographic и другие (ранее - в составе ИД Sanoma Independent Media). Кудрявцев, по его словам, первоначально планировал купить только треть ИД, принадлежавшую финской Sanoma. Но в связи с законом о СМИ, ограничившим доли иностранного владения, свои доли продали американские Pearson (ранее издавала газету Financial Times) и Dow Jones (издает The Wall Street Journal) - каждая владела по 33,3% компании-издателя «Ведомостей». По данным источников «Ведомостей», газету оценили в 10 с лишним млн евро, с учетом долга.

В реальной работе я часто конфликтую. Я не очень хороший руководитель для подчиненных - недостаточно вежливый, недостаточно внимательный. Я штрафую, увольняю, повышаю голос. «Ведомости» не знают меня с этой стороны, практически.

Если бы я был операционным управленцем, я бы проводил реформы в «Ведомостях» значительно решительнее и жестче. Многие хорошие люди и профессионалы, возможно, остались бы без работы - не по их вине, меняется рынок. Но когда надо реформировать по сути последнее независимое бизнес-издание, нельзя руководствоваться только прямолинейной эффективностью. Это как в культуре и образовании: иногда твой компромисс состоит в том, чтобы больше потерять, но дольше защищать ценностные рубежи.

Мы не занимаемся авторскими СМИ. Человек, который у нас работает, должен ценить дело больше, чем себя. Даже в «Коммерсанте», где чуть ли не каждая фамилия сама по себе бренд, все должны понимать, что издание - больше и важнее них, а для журналиста единственный способ состояться - работать на общий успех.

О гражданстве

Не то чтобы кто-то пришел ко мне и сказал: «Вот это пишите, а это не пишите, иначе вам будет плохо, - например, ». Это так не работает, связь непрямая.

По крайней мере, до того как я владел «Ведомостями», меня ничего не лишали. С другой стороны, может, лишили бы, я просто не знаю. Если об этом думать, то, как сороконожка, тут же забываешь, с какой ноги ходить. Мы делаем то, что считаем правильным. И поскольку живем не в безвоздушном пространстве, понимаем, что есть последствия и риски.

Формально отсутствие гражданства не угрожает нашему издательскому бизнесу. Я сейчас ничего не предпринимаю, чтобы попытаться заново получить гражданство или вернуть аннулированное.

В эпоху перемен главный редактор должен быть чудовищно трудоспособен. Редактора, даже самого талантливого, но ленивого, почивающего на лаврах или усталого нанимать сегодня нельзя. Мы не в той коммерческой ситуации, чтобы себе это позволить.

Критерии эффективности редактора или начальника очень просты - в отведенный срок что-то должно стать успешнее, чем было. Влиятельность, цитируемость, прибыльность издания, взаимоотношения внутри и так далее.

Закон о СМИ сегодня не работает и вносит путаницу. (основатель и генеральный директор телеканала «Дождь» - Inc. ) имеет право вмешиваться в контентную политику телеканала «Дождь», потому что она генеральный продюсер. Но она, как собственник, взяла и назначила себя генеральным продюсером - и история про закон сразу закончилась. Таких примеров много - Константин Ремчуков, собственник и главный редактор «Независимой газеты», владелец и главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, владелец и издатель «Медузы» Галина Тимченко, хотя они в другой юрисдикции («Медуза» зарегистрирована в Латвии - Inc. ), и другие.

Сегодня СМИ - не только редакция, но еще и технологический продукт, а издатель - профессионал, который в чем-то разбирается лучше, чем редакция, и должен иметь возможность влиять на ситуацию. Закон, написанный 25 лет назад, мешает ему, если он его не игнорирует. Невозможно отделить редакционные процессы от продакшена сегодня формальным бюрократическим актом. Только внутренняя договоренность и самоограничения, только публичная прозрачность.

О страхах, надежде и малом бизнесе

Мне кажется, что у меня счастливая бизнес-судьба. Я любил своих начальников, партнеров, акционеров, подчиненных и не требовал от них особой взаимности. Мне иногда жалко, что из-за ошибок этих людей или собственных что-то большое не состоялось или состоялось не так, как надо, но обычно я не думаю об этом.

Я горжусь CityLine (интернет-провайдер, который Кудрявцев создал вместе с галеристом Емельяном Захаровым и еще четырьмя партнерами в 1996 году - Inc.), как прорывным для России технологически проектом. Компания была лидером рынка, потому что мы просто жили на работе и тратили свои деньги. Это очень помогает эффективности. Но еще это была очень важная история про создание коллектива, с которым мы потом много чего делали.

Создавая клуб путешественников «Поехали!» и магазин туристической одежды Ostrov, мы пошли за спросом. Мы поняли, что у журналов National Geographic и Men’s Health есть активная мужская аудитория, которая много ездит, - соответственно, ей нужны и туры, и экипировка для них. Так появилась история с клубом.

В маленьком бизнесе, например в одежном ритейле, политические риски напрямую видны только через колебания курса рубля. Но он тяжелее по другим причинам: из-за кризиса в целом и потому, что поздно начали. Серьезнейшие игроки этого бизнеса создавались еще в 1990-е. С марками одежды нужно выстраивать длинные отношения.

Клуб путешественников и магазин одежды Кудрявцева

В 2016 году Кудрявцев запустил клуб путешественников «Поехали!» и магазин одежды для путешествий и активного

образа жизни Ostrov (генеральным директором последнего стал руководитель агентства Кудрявцева «Ясно Communication Agency» Александр Карпов). Этот бизнес создан «при информационной поддержке» изданий Men’s Health, National Geographic и «Ведомостей», отмечает сам медиаменеджер.

По данным на сайте клуба «Поехали!», соавтором путешествий стал блогер и путешественник Сергей Доля. Финансовые результаты проекта отдельно не раскрываются. По словам Кудрявцева, этот бизнес высокорентабелен, но пока «очень маленький». «Поехали!» продает примерно 12 мест в экспедициях в месяц.

Магазин одежды Ostrov изначально задумывался как интернет-магазин «для путешественников и активных граждан», в конце 2016 года в торговом центре «Авиапарк» открылся оффлайн-корнер. По словам Кудрявцева, Ostrov - «больший» бизнес, нежели «Поехали!». По итогам 2017 года продажи магазина должны составить 30 млн рублей, пока план выполняется, отмечает предприниматель.

Потребностей у аудитории две - это страх и надежда. Бизнес зарабатывает на них. При продаже новостей это очевидно. Но и человек, который покупает куртку, надеется, что доживет до следующей зимы, и побеждает страх, что замерзнет. Но можно об этом и не думать - за вас будет думать аудитория, она так устроена, - главное - хорошо делать куртки и продавать их.

Бизнес можно делать разными органами: можно головой, можно душой, можно желудком, можно гениталиями, можно как угодно. Я в разное время веду себя по-разному, но в целом - это как спорт, гормональное такое.

Чем больше в компании людей, принимающих решения и представляющих себе картину и задачи в целом, тем лучше. Можно заседать на уровне собственник, генеральный директор, главный инженер завода, а можно звать на совещания начальников цехов, или директора по сбыту и начальника транспортного цеха. В этом смысле медиа не сильно отличаются от других предприятий.

О полетах в космос

Для меня профессиональный выбор не может быть причиной сожалений или радости. Критерием является интересная жизнь. Ее можно обеспечить себе, ну, плюс-минус, при любой профессии в XXI веке. Я очень хочу в космос. Но не хочу становиться космонавтом.

Человек хочет победить пространство, время и неизвестность. Летать быстро, жить долго, знать больше. Все технологии, направленные на решение этих задач, могут быть очень перспективными. Но с другой стороны, я не знаю технологий, предназначенных для чего-то другого.

Жизнь, которой живет Илон Маск, вызывает восхищение. Смысл нормального общества в том, чтобы таких людей, как Илон Маск, были тысячи. Собственно говоря, тысячи таких людей и делают общество нормальным. Из русских я могу назвать Сергея Адоньева (основатель и совладелец оператор Yota - Inc. ) и Павла Дурова (создатель «ВКонтакте» и Telegram - Inc. ). Кроме того, что они делают и как, они мне интересны и важны человечески.

У меня хорошая голова, но ограниченные ресурсы. Если бы у меня были неограниченные ресурсы, я бы покупал издание только при очень ограниченных мозгах. Я бы лучше купил университет. Потому что хороший университет может запустить любое издание и любой космический корабль.

При участии Ольги Сенаторовой