Продление разрешения на строительство: особенности оформления услуги. Сколько действует разрешение на строительство дома

Одним из самых существенных условий в проектной документации является срок завершения строительных работ. В соответствии с ним выдается разрешение, имеющее свой срок действия. Однако иногда обстоятельства складываются таким образом, что завершить их в указанную дату невозможно.

Как в первый раз, так и в остальные для того, чтобы продлить срок действия разрешительных документов, обращаться нужно в орган архитектуры вашего города. Для этого необходимо должным образом оформить образец заявления с указанием причин, по которым объект не может быть достроен в назначенный изначально день.

Продление разрешения на строительство дома - основания для продления

51-я статья из Градостроительного кодекса оставляет возможность для застройщика продлить официальный допуск к работам. Причины для продления разрешения на строительство дома по Градостроительному кодексу должны быть документально подтверждены.

Чтобы не получить автоматический отказ, следует предоставить акт о том, что стройка была начата. Далее уже будут рассматривать конкретные причины. Если возникли обстоятельства, которые никак не зависят от застройщика, то по закону ему просто не могут отказать. Но законодательство требует, чтобы эти обстоятельства были подтверждены. При этом отсутствие финансирование не считается достаточным основанием, чтобы автоматически продлить срок действия.

Как оформить продление срока действия разрешения на строительство?

Чтобы оформить позволение на продолжение строительных работ, рекомендуется обращаться в специальный орган архитектуры. При этом Градостроительный кодекс оставляет возможность продлить срок действия автоматически на полтора года и еще на полтора — если последует соответствующее решение от местных органов.

Для этого следует подавать образец заявления в орган архитектуры вашего города. При этом, если до окончания срока действия разрешительных документов осталось меньше 60 дней, будет точно получен отказ. Кроме заявления, в этот орган необходимо подать расширенный пакет документов.

Образец заявление на продление разрешения на строительство

Сегодня форма заявления о продлении срока действия разрешения на строительство не является обязательной, но некоторые пункты в форме образце должны быть указаны:

  • Куда направляется образец заявления;
  • Максимально возможные реквизиты физического или юридического лица;
  • Информацию о проектно-сметных документах;
  • Данные о госконтракте и свидетельстве о допуске;
  • Сведения о лице, которые отвечает за выполнение работ.

Традиционно в форме образца заявления записывается дата выданного разрешительного документа и его номер, а также ставится подпись.

Продление разрешения на строительство по градостроительному кодексу - список документов

Чтобы продлить допуск к строительным работам на объекте, Градостроительный кодекс требует от граждан предоставить в уполномоченный орган:

  • Паспорт гражданина;
  • Первоначальные официальный бумаги по стройке;
  • Акт о состоянии строительных работ.

Пакет документов прилагается к основной официальной бумаге — образцу заявления.

Регламент продления срока действия разрешения на строительство дома по Градостроительному кодексу

В регионах продление разрешения на строительство незавершенного объекта может осуществляться с определенными отличиями.

Сначала прописываются основные положения, среди которых — цель разработки регламента. В нем также записывается, какой орган предоставляют услугу — например, управление градостроительства. Состав, точная последовательность процедур и требования также упоминаются в тексте регламента.

Отказ в продлении срока действия разрешения на строительство - что делать?

Отказ может быть выдан, если заявитель не собрал полный пакет документов по объекту. Если же образец заявления поступил в уполномоченный орган менее, чем за 60 дней до окончания строительных работ, то тоже в итоге будет получен отказ. Также основание для отказа — факт о том, что эти работы еще не были начаты.

При отказе по любой причине следует обращаться в суд, подавая иск по установленной форме. Градостроительный кодекс не предоставляет исчерпывающей информации по этому вопросу, потому грамотные юристы могут развернуть дело в пользу клиента.

Судебная практика в случае отказа продления разрешения на строительство по Градостроительному кодексу

Судебная практика установила много интересных фактов. Например, благодаря судебной практике ФАС из Дальневосточного округа стало понятно, что изменения в архитектурных проектах не должны стать основанием для отказа.

Кроме того, в судебной практике было определено, что только абсолютно не начатые работы могут стать точной причиной для того, чтобы отказать заявителю. А вот пропуск сроков в судебной практике не считается полноценной причиной для отказа.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011)).

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:


3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.


оглавление | вперед >>

Градостроительный кодекс РФ частью 11 статьи 51 в редакции Федерального закона № 305-ФЗ от 22 ноября 2010 года устанавливает, что срок получения разрешения на строительство составляет десять дней со дня подачи заявления застройщиком с приложением документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения. Фактически, с момента принятия решения застройщиком о строительстве объекта или его реконструкции до получения разрешения на начало работ может пройти не один год. Время подготовки к получению разрешения на строительство зависит от сложности объекта строительства и его места расположения. Немалую роль играет и то, кто именно будет занимается всем процессом подготовки строительства.

Если сбором и подготовкой всех необходимых материалов занимается сам застройщик, это занимает много времени и сил. Такой вариант приемлем для индивидуальных застройщиков или при строительстве или реконструкции незначительных объектов капитального строительства. Незнание всех необходимых нормативно-правовых действий, их порядка и последовательности приводит к увеличению сроков получения необходимых разрешений, согласований, не исключены случаи отказа и необходимости повторного прохождения отдельных процедур.

Обратиться к специальным организациям?

В сложившейся ситуации есть специализированные организации, которые оказывают услуги Технического заказчика по получению необходимых разрешений, согласований и подготовке комплекта документов для оформления разрешения на строительство. Преимущество этих организаций заключается в том, что они хорошо изучили и знают все необходимые процедуры, порядок их прохождения и действующие нормативно-правовые акты, принятые как на федеральном уровне, так и местными органами законодательной и исполнительной власти. Не редко ускорение прохождения различных согласительных или разрешительных процедур происходит за счет личных контактов сотрудников подобных организаций.

Или собрать документы самостоятельно?

На основании опыта работы организаций - Технических заказчиков в городе Москве можно рассмотреть время прохождения отдельных этапов подготовки строительства, из которых в конечном итоге складывается срок получения разрешения на строительство. Начнем с правоустанавливающих документов на земельный участок. Оформление договора купли-продажи земельного участка обычно занимает более ста дней. Если при этом возникает необходимость выполнить межевание и кадастрирование земельного участка, нужно прибавить ещё как минимум полгода. Оформление прав на долгосрочную аренду земельного участка занимает от трех месяцев. Не забывайте, что в статье 51 часть 7 ГрК РФ в перечне документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на строительство, под первым номеров записаны правоустанавливающие документы на земельный участок.

Полный комплекс услуг по подготовке и согласованию проектной документации от сбора исходных данных для проектирования до получения разрешения на строительство и ордера на проведение земляных работ (при условии, что земельный участок уже оформлен) может составлять:

  • реконструкция – от 6 до 18 месяцев;
  • новое строительство – от 6 до 24 месяцев.

При рассмотрении приведенных примеров необходимо учитывать то, что опытный Технический заказчик может совмещать различные независимые этапы подготовки строительства с целью уменьшения общих сроков строительства. Например, получение временного разрешения на строительство позволяет начать работы на строительной площадке до завершения всех процедур по оформлению самого разрешения на строительство, что позволяет ускорить ввод объекта в эксплуатацию.

Как следует из приведенных примеров, десять дней ожидания после подачи заявления на выдачу разрешения на строительство являются финальной точкой на длительном и непростом пути подготовки к строительству.

Возведение дома регулируется соответствующими строительными нормами и правилами и контролируется органами государственного строительного надзора. Однако весь этот сложный процесс начинается с первого шага — получения разрешения на строительство.

Перед началом строительства необходимо, чтобы проектная документация жилого дома имела полное соответствие с требованиями градостроительного регламента, проекта межевания и планировки территории. Поскольку каждый участок земли, согласно категории земель к которым он относится, имеет свои требования и ограничения по размещению объектов на его территории, то требуется также подтверждение о том, что на нем можно осуществлять строительство жилого дома.

Чтобы понять, какие постройки можно возводить в случае индивидуального строительства , необходимо обратиться к Классификатору, который является приложением к Приказу N 540. В нем говорится, что в данном случае можно строить:

  1. Жилой дом в котором, в силу условий, могут постоянно проживать люди. Он должен иметь не более трех этажей. Нормы строительства, СНиП и порядок расположения объектов на территории описаны в .
  2. Подсобные помещения и индивидуальные гаражи.

Возводить жилые дома на территории земельного участка . Законом предусмотрены исключения лишь в случае, если к такой земле не применяется и на нее не распространяется действие градостроительного регламента. (ч.3ст.51 ГК).

Где и как получить разрешение на строительство

Ответственным за выдачу разрешения на строительство является орган местного самоуправления по месту нахождения участка предполагаемой застройки (ч.4 ст.51 ГК). Именно туда застройщик направляет заявление и сопутствующие документы. Также существует возможность направить заявление и прилагающийся к нему пакет документов через многофункциональный центр, который предоставляет государственные и муниципальные услуги.

К заявлению требуется приложить следующий пакет документов:

  1. Документы на правовладение земельным участком.
  2. Градостроительный план на земельный участок, причем между датой его выдачи и моментом подачи заявления не должно пройти больше 3-х лет.
  3. Планировочная организация участка (схемы) в которой обозначено место, где размещается объект индивидуального жилищного строительства.
  4. Описание внешнего вида объекта при условии, что он будет строиться на территории исторического поселения, которое имеет федеральное или региональное значение (ч.9 ст.51 ГК).

Проектная документация на дом может быть предоставлена по желанию гражданина.

Порядок рассмотрения заявления

Если застройщик самостоятельно не предоставил документы, перечисленные в п.1 и 2, то уполномоченные органы сами запрашивают их у подведомственных организаций, имеющих доступ к ним. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) данных о документах из п.1, застройщик обязан предоставить их сам.

В срок до семи дней с момента получения заявления, органы местного управления проверяют наличие всей документации и ее соответствие нормативам и требованиям. В результате застройщику выдадут либо разрешение на строительство, либо обоснованный отказ в его выдаче (ч.11 ст.51 ГК). В случае отказа застройщик может его обжаловать через судебные инстанции. Если же разрешение было выдано, то к нему прилагается описание внешнего вида будущего жилого дома (ч.16.1 ст.51 ГК). В срок 3 дня с момента, когда разрешение было выдано, государственный орган его выдавший направляет копию разрешения в органы, которые имеют полномочия осуществлять государственный строительный надзор (ч.15 ст.51 ГК).

После выдачи документа, застройщик обязан в срок 10 дней предоставить данные об объекте строительства в органы власти, выдавшие разрешение. К такой информации относятся результаты инженерных изысканий, проектная документация или планировочная организация участка (схемы) в которой обозначено место, где размещается объект индивидуального жилищного строительства (все в копии 1 экземпляр), площадь, высота и количество этажей жилого дома (ч.18 ст.51 ГК).

Когда разрешение не нужно

Не всегда для строительства на землях ИЖС требуется разрешение. В определенных случаях законом разрешено не получать его. К таким вариантам относится строительство:

  • гаража на земле, которая предоставлена владельцу для ведения садоводческого или дачного хозяйства или для целей не коммерческого характера;
  • киосков, навесов и всего того, что не является объектом капитального строительства;
  • сооружения/строения, имеющего вспомогательный характер;
  • буровых скважин или проведение капитального ремонта уже имеющегося жилого объекта, при условии, что данные изменения не затронут его надежности, а все нормативы законодательства по его строительству останутся прежними;
  • в иных случаях, которые предусмотрены законом (ч.17 ст.51).

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство выдается на весь срок, оговоренный в проекте. В случае индивидуального строительства жилого дома, срок действия ограничивается 10 годами. Однако все эти сроки застройщик может продлить, если подаст соответствующее заявление за 60 дней до их истечения. Органы местного самоуправления вынуждены будут отказать в продлении, если выяснится, что за истекший период стройка так и не началась (ч.19-20 ст.51 ГК).

Если вдруг право собственности перейдет другому владельцу, сроки разрешения на строительство останутся неизменными. Однако, по решению органов, выдавших его, данный документ может быть отменен если:

  1. Имеет место принудительное прекращение прав собственности или их изъятие в пользу государства.
  2. Владелец оформил отказ от права собственности на участок земли.
  3. Расторгнут договор, присваивавший право владения участком застройщику.

Дом должен был быть построен на участке земли и для целей, предназначенных для использования ее недр, но на данную деятельность был наложен запрет (ч.21-21.1 ст.51 ГК).

Решение о том, чтобы прекратить действие разрешения принимается уполномоченными органами в срок 30 дней со дня прекращения прав владения на участок (ч.21.2 ст.51 ГК).

Строительство можно начинать сразу после получения разрешения. В ч.1, 2 ст.51 говорится, что данный документ дает право и основание на осуществление такой деятельности. После завершения строительного процесса . Сделать это можно обратившись в учреждение Росреестра с соответствующим заявлением и документами. Итогом регистрации будет выдача владельцу свидетельства о праве собственности на построенный им дом.

В Градостроительном кодексе РФ прописано, что разрешение на строительство — специальная бумага, подтверждающая соответствие проектных бумаг нормам и требованиям планировочного проекта (по отношению к территории застройки) и плану территории. Наличие такой бумаги — основание для застройщика начинать работы по возведению (строительству) объекта в Москве, Московской области или любом другом регионе. Стоит также учесть, что форма разрешения является универсальной, и она утверждена Правительством РФ в 2005 году.

Как упоминалось, строительство ведется на базе проектных документов и после получения разрешения, предоставляемого, как правило, органом муниципальной власти. Перечень документов, которые нужно собрать для получения разрешения от соответствующей инстанции, также утвержден законодательно. Все необходимые нормы прописаны в ГрК РФ.

Можно ли продлевать разрешение?

В том же ГрК РФ прописано, что разрешение на строительство (в случае соблюдения заявителем всех требований регламента) выдается на весь период, оговоренный в проекте. Получается, что срок действия документа является бессрочным. При необходимости уполномоченными органами может выдаваться разрешение не на весь период работ, а на этапы строительства (возведение отдельных участков). В последнем случае период действия будет ограничен.

Существующий порядок и действующее законодательство подразумевают, что наличие конкретного срока разрешения на возведение (восстановление) объекта является существенным фактом. С другой стороны, практика показывает несоответствие запланированных застройщиком сроков с реальной сдачей объекта. Многие считают, что в случае завершения срока действия старого документа необходимо получение нового разрешения. Но это не так. Действующий регламент предписывает, что в случае утери силы прежней бумаги достаточно воспользоваться услугой продления. Все, что требуется — обратиться в уполномоченный орган.

Снова возвращаемся к ГрК РФ, где прописано, что срок действия разрешительных документов можно продлевать с участием органов местного управления. При этом существуют условия, когда такая услуга не предоставляется (перечень причин упомянут ниже). Кроме этого, законодательно предусмотрено наказание в случае несвоевременного обращения застройщика с заявлением о продлении разрешительных документов и продолжения работ. Действующий регламент подразумевает, что у застройщика есть ровно два месяца на подачу необходимого заявления. Образец последнего можно найти на сайте органа, занимающегося выдачей разрешения (например, органов самоуправления Москвы или Московской области), или на портале государственных услуг.

Если объект построен без получения разрешения на строительство, то его могут отнести к категории самовольно построенных зданий. Итогом может стать административный штраф или снос объекта. Обоснование подобных действий судом не вызывает проблем, ведь все происходит строго по закону. Вышел срок действия разрешения — нужно продлить документ. Отсутствие разрешающих документов влечет ряд проблем не только на этапе строительства, но и в будущем, когда придется вводить объект в эксплуатацию и проходить регистрацию в соответствующих структурах. Действующий регламент актуален для Москвы, Московской области или любого другого региона.

Справедливости ради стоит отметить одну интересную вещь. Если застройщик предъявил необходимые документы и получил необходимое разрешение с соблюдением «буквы» действующего законодательства, то судебные инстанции идут навстречу в случае наличия разрешения, но не продления застройщиком необходимых бумаг. Чаще всего накладывается административное наказание, после чего застройщик обязан организовать продление по всей форме и закончить объект.

Особенности оформления услуги

Чтобы избежать описанных выше проблем и организовать строительство с учетом требований законодательства, рекомендуется своевременно подавать заявление на продление услуги. Тем более что действующий порядок не подразумевает организационных сложностей в этом вопросе.

Подать заявку на получение услуги в Москве (другом городе или области) можно тремя способами — принести документ лично, направить его по почтовому ящику или отправить с документами уполномоченное лицо (законного представителя). Форма подачи заявки унифицирована (этот момент стоит уточнить заранее). Порядок получения также подразумевает несколько вариантов. Регламент подразумевает, что результат может забираться лично, направляться по почте или на почтовый ящик. Также возможен вариант, когда получение поручается специально назначенному представителю.

Многие задают вопрос, сколько стоит услуга. По законодательству продление разрешающих документов на строительство осуществляется бесплатно. При этом не имеет значения, где ведется строительство — в Москве, Ростовской области или любом другом регионе страны.

Когда выдается результат? Регламент подразумевает, что у исполнителя есть 30 суток, чтобы предпринять необходимые действия и принять решение о возможности продления разрешения. При этом поступившая заявка должна регистрироваться без задержек, в течение суток. В процессе подачи заявления время ожидания не должно составлять более 15 минут.

Выше мы упоминали получателей, которые имеют право забирать решение уполномоченного органа. Среди них — ИП, юрлица или обычные граждане.

Регламент подразумевает, что уполномоченный орган обязан выполнять определенные действия после поступления заявки и передачи полного пакета документов по всей форме.

Но здесь стоит учесть, что разрешение на строительство выдается не всегда. Уполномоченная структура вполне может пойти на обоснованный отказ в принятии бумаг. Основания для принятия такого решения могут быть следующими (ниже представлен перечень наиболее популярных причин):

  • Заявитель передал неполный пакет документов или же бумаги составлены на иностранном языке. Также бывают ситуации, когда перевод документов настолько низкокачественный, что понять суть не представляется возможным. Также поводом для отказа могут стать многочисленные исправления, приписки и прочие противоречащие регламенту действия.
  • Заявку подавало лицо, которое по законодательству не имело на это права.
  • Форма заявления не соответствует действующему регламенту. Многие заявители считают, что документ может подаваться в свободной форме, без привязки к каким-либо требованиям. Зачастую именно этот факт становится главным «камнем преткновения» и не дает в срок произвести намеченные действия по строительству.
  • Третьи лица или их представители не дали разрешение на осуществление обработки передаваемой персональной информации.

Существует и другой вариант, когда уполномоченный орган принимает документы, но разрешение на строительство все равно не выдает, то есть отказывает заявителю. Такие действия также имеют определенные причины. Среди них:

  • Отсутствие необходимых документов, которые предусмотрены требованиями ГрК РФ или несоответствие содержания (формы) переданных бумаг нормам законодательства и условиям регламента.
  • Окончание срока, который отведен заявителю для подачи заявки на продление. В такой ситуации заявителя может ожидать административное наказание.

Существует и еще один тип отказа — в области корректировки уже существующего разрешения. Здесь, как правило, отказывается в случае предоставления недостоверной информации, размещения объекта на несоответствующем требованиям земельном участке.

Все вышеперечисленные требования действуют для любого города или области. При этом сроки, бланки и условия для жителей всех областей идентичны. Остается только одно — знать законодательство и четко ему следовать.