Зарубежный опыт государственного регулирования неформальной занятости населения. Как осуществляется трудовая деятельность иностранных граждан в рф

Забытая HB
соискатель отдела экономической безопасности Национального института пробпем международной безопасности

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения. Акцентированное внимание на проблемах в сфере занятости, возникающих в экономически развитых странах, пути решения этих проблем.

Ключевые слова: занятость, государственное регулирование занятости; зарубежный опыт; модель регулирования.

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов. В течение последних лет в сфере занятости наблюдались положительные тенденции, отмечалась стабилизация рынка труда. Однако сейчас, по значительному ухудшению экономической ситуации, проблема приобрела особую остроту и актуальность.

Занятость как социально-экономическое явление традиционно является предметом государственного регулирования. Экономически развитые страны и международные организации относят проблемы занятости в тех, решение которых влияет на обеспечение социально-экономической стабильности общества. Необходимость учета и использования зарубежного опыта для разработки принципов формирования государственной политики занятости и механизмов ее реализации очевидна. Однако прямое, не адаптированы к условиям нашей страны заимствования такого опыта является

крайне нежелательным, а использование отдельных его элементов требует особой осмотрительности и предварительного осуществления фундаментальных научных исследований.

Активный научный поиск в области теоретической базы рынка труда, занятости и безработицы осуществляется отечественными исследователями с начала 90-х годов прошлого века. В научных доработках, посвященных проблемам занятости, акцент делается на изучении проблем государственного регулирования занятости населения и их связи с экономическими реалиями; региональных аспектов организации и регулирования занятости; тендерных аспектов занятости; нерегламентированной и нелегальной занятости. Среди украинских исследователей проблематики занятости можно выделить С.И. Бандура, В.С. Васильченко, А.В. Волкову

И.Ф. Гнибиденко, А.А. Гришнов, М.И. Нижнего, К.В. Зайцеву, Т.А. Заяц, С.П. Калинину, Ю.М. Краснова, О.В. Крушельницкой, Е.А. Кучинский, Е.М. Либанову, Н.Н. Матюху, В.М. Новикова, В.В. Оникиенко, Г.В. Осовской, В.М. Петюха, И.Л. Петрову, М.В. Шаленко.

Но несмотря на то, что в последнее время отечественными учеными проработаны значительный массив литературы в области занятости и рынка труда, издано немало научных трудов, продолжает оставаться открытым широкий круг вопросов. В частности, необходимо выяснение новых подходов к проблеме использования зарубежного опыта регулирования занятости. На предварительном этапе опыт изучался отечественными исследователями прежде всего с целью его заимствования. Однако необходимо отметить, что прямое заимствование создает угрозу возведение государственной политики занятости в набор изолированных мероприятий, направленных на решение отдельных проблем. Теперь, когда в Украине накоплен значительный собственный опыт регулирования занятости в рыночных условиях, пристальное внимание должны привлечь проблемы, возникающие в этой сфере в развитых странах. Исследование путей решения таких проблем могут значительно снизить риск возникновения подобных осложнений в нашей стране.

Целью нашего исследования является определение основных направлений государственного регулирования занятости зарубежных стран; выделение факторов, обусловливающих возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран; определение основных путей решения этих проблем с целью последующей выработки рекомендаций по использованию зарубежного опыта регулирования занятости.

Регулировка занятости населения происходит на нескольких уровнях. На первом, общегосударственном или макроуровне, происходит регламентация прав работников и работодателей, закладываются основы трудового и социального законодательства. Кроме того, на государственном уровне принимаются меры, которые оказывают косвенное влияние на механизм реализации политики занятости. Прежде всего это налоговая и кредитно-денежная политика. Второй, региональный, территориальный или мезоуровень считают базовым относительно других уровней. На данном уровне осуществляется углубленный анализ направлений развития отраслей народного хозяйства, что в свою очередь становится основой исследований рынка труда и дает возможность прогнозирования основных тенденций занятости. Следующий уровень предприятий, организаций и их объединений называют локальным или микроуровнем. Здесь создаются рабочие места, происходит подбор персонала, проводится его обучение и повышение квалификации.

Поскольку определяющим является политика занятости на макроуровне, именно ее проблемы требуют особого внимания. Государственное регулирование занятости происходит с использованием различных методов и средств воздействия. Основными среди них традиционно считают правовые, административные и экономические . Также выделяют организационные средства (активные, пассивные, защитные), комплексные инструменты государственного регулирования, научные меры регулирования занятости населения. Целью государственной политики занятости является создание посредством использования экономических, правовых и административно-организационных методов государственного регулирования, условий для максимально возможной занятости населения и повышения производительности труда.

В каждой стране существует своя национальная модель регулювання занятости. На формирование этой модели влияют системные факторы, среди которых:

предпочтение проведению активной или пассивной политики занятости

степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социальной защиты

уровень контроля за наемным работником со стороны работодателя

уровень географической и профессиональной мобильности работников

участие в решении вопросов занятости и социального обеспечения профсоюзов, организаций работодателей и др..

Исследователи выделяют пять моделей регулирования занятости и рынка труда: американская (США), скандинавская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская .

Основой американской модели является субсидиарный тип социально-трудовых отношений, ориентация работника на достижение личного успеха и самореализации. Эта модель характеризуется: децентрализацией рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социального обеспечения; высоким уровнем контроля за наемным работником со стороны работодателя; высокой географической и профессиональной мобильности работников; относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана прежде всего с изменением места работы, соответственно эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы всановлюеться на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При министерстве труда США создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора, через которые ежегодно проходит более 1 млн. подростков. Следствием является снижение затрат на подготовку специалистов на 30-40%, а каждый доллар был вложен в разработку тестов профессионального отбора, создает экономический эффект в одну тысячу долларов .

США традиционно имеют достаточно высокий уровень безработицы. Относительно этого показателя необходимо заметить, что на его уровень существенное влияние фрикционная безработица. Это вполне понятно при широком и динамичном рынке труда, на котором работники активно меняют не только место работы, а и профессию. Например, в этой стране около 10% работников меняют профессию в течение года. Кроме того, страна в течение многих лет удерживала первое место в мире по количеству создаваемых ежегодно рабочих мест. Эти факторы способствовали тому, что безработица воспринимается населением как распространенное, но угрожающими и временное явление.

Что касается проблем регулирования занятости, то для США это прежде всего не количество, а качество созданных рабочих мест. Поскольку в ряды безработных попадают преимущественно неквалифицированные или малоквалифицированные работники, рабочие места, которые для них создаются, довольно низкого качества. В связи с этим основным направлениям современной политики занятости США относятся улучшение качества рабочих мест в аспекте повышения уровня оплаты труда, перспектив профессионального роста и обогащения содержания труда.

Весомым проблемой признается перенос значительной части производственных мощностей компаний-работодателей США за границу. В результате происходит потеря и дисквалификация высокопрофессиональных специалистов и рабочих, растет зависимость от импорта, теряется часть национального рынка. Перечисленные факторы рассматриваются как угроза экономической самостоятельности и безопасности .

Существует тенденция к усилению пассивности безработного населения по поиску работы (как самостоятельного, так и с помощью государства). Суть проблемы заключается в демоты-вая воздействии на безработных высоких социальных трансфертов, увеличивают продолжительность безработицы. Сейчас существуют семьи с третьим-четвертым поколением хронически безработных. Помочь этому может быть только при условии адекватной реакции со стороны государства. Например, одним из направлений деятельности государства в социальной сфере перегруппировки государственных средств с целью снижения иждивенческих настроений среди общественности и развитие человеческого фактора в условиях глобализации экономической активности .

Остановимся на скандинавской или шведской модели, в основе которой находится проведение активной политики на рынке труда. К основным элементам модели относятся:

использования косвенных налогов на товары и услуги с целью препятствования быстрому росту спроса и развитию инфляционных процессов, стимулирование банкротства нерентабельных предприятий

равенство оплаты равной труда независимо от финансового состояния работодателя, сочетание низкой инфляции и полной занятости за счет субсидий предприятиям и организациям на содержание неконкурентоспособных работников

предоставления таким работникам рабочего места в государственном секторе экономики

селективная политика занятости в неэффективных сферах экономики.

Сегодня социальная политика Швеции основывается на трех основных принципах:

достижения полной занятости трудоспособного населения, предоставления социальных гарантий населению, обеспечение равных возможностей достижения благосостояния. Социализация сферы распределения достигается прежде всего учитывая активное и масштабное использование налогово-трансфертного механизма. Например, налог на прибыль корпораций составляет около 70% балансовой показатель??. Это дает государству возможность полностью обеспечить бесплатное высшее образование, здравоохранение, дотировать широкий круг потребительских товаров, полностью брать на себя расходы на трудоустройство, переобучение и повышение квалификации работников, потерявших работу в результате структурной перестройки экономики. Соответственно, уровень занятости является высоким, уровень безработицы составляет 1,5 - 2% от общего количества занятых в общественном производстве. Этому способствует высокий уровень участия в профсоюзном движении (95% работающих являются членами профсоюзов), который был обеспечен принятием В семидесятые годы «Закона надежности», которым регулируется порядок найма и увольнения работников только с согласия профкомитета.

Итак, шведской модели присущ ряд преимуществ (незначительная социальная дифференциация населения, низкий уровень безработицы и др..), однако экономисты отмечают и некоторые негативные моменты. Социализация сферы распределения привела к тому, что доля заработной платы в удовлетворении потребностей шведских семей составляла 35%, а доля социальных трансфертов и бесплатных услуг - 65%. . По мнению шведских экономистов, в результате происходит декомодация рабочей силы, получает проявление в снижении роли заработной платы, и соответственно, значение занятости в жизнеобеспечении. Также отмечается, что ориентация значительной части работников на социальные трансферты и услуги; переводу крупными корпорациями своих активов за рубеж с целью снижения налогов, что в свою очередь, снижает конкурентоспособность национальной экономики; массовый приток иммигрантов, вызывает недовольство значительной части населения. Перечисленные недостатки могут стимулировать переход к ограничению государственного вмешательства в распределительные процессы и принципиального роли занятости в жизнеобеспечении.

Англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокую долю частных и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

В середине 30-х годов для реализации рекомендаций, предоставленных Дж. М. Кейнсом правительственные Англии, в этой стране был создан Национальный Совет экономического развития. Для вывода экономики из кризисного состояния Кейнс предлагает как решительное вмешательство государства, так и искусственное применения государственных расходов, например, строительство дорог, освоение новых территорий с целью создания рабочих мест (общественные работы).

Задачей Национального Совета была разработка государственных экономических и социальных программ, которые должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения. Это совершенно закономерно, поскольку в стране имелась такая предпосылка для возникновения кризисов как сырьевая зависимость (в страну импортируется 90% сырья). Соответственно, динамика производства напрямую связана с состоянием золотовалютных запасов и платежного баланса. То есть, экономика страны требует государственного вмешательства во всех сферах социально-экономической жизни.

С конца 70-х годов под влиянием монетаристских и неолиберальных тенденций, одновременно с изменением пропорций между государственным и частным сектором экономики в пользу последнего, в стране происходят существенные изменения в политике занятости. Происходит переход к регулированию опосредованными методами. Так, государство активно поддерживает развитие систем участия работников в прибылях, в результате применения которых смягчается социальная напряженность, вызванная имущественным неравенством. На законодательном уровне это было закреплено в 1978 году Согласно акту участия в прибылях, все планы распределения в их реализации должны быть зарегистрированы Департаментом налогов и сборов. Предполагалось льготное налогообложение, что способствовало быстрому распространению различных форм финансового участия во всех секторах британской экономики . В последующие годы аналогичные законодательные акты были приняты и другими европейскими странами, например:

во Франции (декрет «О стимулировании участия рабочих в деятельности предприятия»

в Германии (закон «Об образовании собственности у рабочих»)

в США (декрет «Об освобождении от налогов сумм, подлежащих распределению между рабочими в порядке участия в прибылях»)

Бельгия (билль «Об участии в прибылях») и др..

Нынешняя модель регулирования занятости Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков: сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, целостная система профессионального обучения и трудоустройства, программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи, разработка целевых программ общественных работ, развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения. В институциональной системе регулирования экономики и социальных отношений Великобритании имеется разветвленная сеть напивурядових организаций. Вопросами занятости и безработицы занимается Комиссия по рабочей силы, выполняющей совещательную функцию по отношению к правительству. Сегодня на государственном уровне регулирования занятости осуществляется Департаментом по вопросам занятости.

Заслуживает внимания опыт Великобритании в профориентационной деятельности. Главным координирующим органом в профессиональной деятельности является служба занятости молодежи, состоит из болеекак 3,6 тыс. консультантов и их помощников. Подготовка специалистов в этой сфере проводится в этой стране с 1949 г.

Для континентальной модели, как и для скандинавской, характерен высокий уровень перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), стремление к поддержке высокого уровня занятости, сокращение численности занятых при повышении эффективности труда. Поэтому вопросам занятости и безработицы уделяется первоочередное внимание. Она вызвана как осознанием государством своей ответственности за состояние на рынке труда, так и причинами социально-политического характера, в частности наличием значительного количества трудовых иммигрантов, которые создают конкуренцию местным работникам. На нивелирования этого явления во Франции направлена, в частности, реализация программы занятости «Новые услуги - новые рабочие места». Среди других мероприятий она предусматривает возмещение государством до 80% расходов предприятиям на создание новых рабочих мест для молодежи.

Привлекает внимание и система реализации политики занятости этой страны. Непосредственно вопросами занятости занимаются Министерство социальных отношений и национальной солидарности, Министерство труда, занятости населения и межминистерские комитеты. Политика реализуется через такие организации как Национальное агентство по занятости, Ассоциация по профессиональной подготовке взрослых, Национальный межпрофессиональных союз по вопросам занятости в промышленности и торговле. Вопросами занятости занимаются не только на государственном и региональном, а и на отраслевом уровне.

В системе государственного регулирования развития экономики Франции ведущее место отводится налоговой политике, которую формируют и осуществляют с учетом факторов, определяющих развитие экономики на макроуровне, в частности уровня занятости и безработицы, экономического положения регионов. Это предполагает наличие в налоговой системе наряду с фискальной функцией мощной стимулирующей основы. Расширению занятости государство способствует посредством использования механизма налоговых льгот, среди которых:

использования налогового кредита для расходов на профессиональную подготовку

освобождение от налогообложения 25% суммы прироста расходов на подготовку кадров

льготы для вновь акционерных обществ. Первый и второй год работы прибыль предприятия не облагается, третий - облагается 25% прибыли, четвертый - 50%, пятый - 75%, шестой и далее - 100% .

Японской модели предусматриваются гарантии занятости работникам в течение всей трудовой жизни, увеличение всех видов выплат в зависимости прежде всего от стажа работы. Уровень безработицы в Японии в течение последних лет составляет 3 - 3,5%. Однако отечественные ученые отмечают, что это модель, которая может быть реализована в специфическом ментальном среде , несмотря на то, что условия жизни отличаются от западноевропейских и украинских стандартов.

Итак, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру принципы и методы регулирования занятости. Для основательного изучения зарубежного опыта необходимо ретроспективно исследовать динамику изменений в социально-экономической ситуации в стране (в частности, на рынке труда) и оценить эффект соответствующих регулятивных мер государства. Данное исследование является чрезвычайно сложным и объемным и требует координированной участия специалистов. Сейчас МОТ является организацией, которая делает возможным сотрудничество специалистов разных стран по обмену своим опытом регулирования и разрабатывает рекомендации, которые могут быть внедрены с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в Украине. Собственно участие в МОТ (сотрудничество с МОТ) является не единственным надежным практическим путем изучения и использования зарубежного опыта.

Например, результатом обобщения мирового опыта в сфере труда и занятости, сотрудничества ООН, Всемирного банка и Международной организации труда стало создание Сети занятости молодежи. Целью деятельности является содействие решению проблемы молодежной занятости через использование опыта стран-членов МВМ. Украина сейчас не является членом этой организации, однако тесно сотрудничает с МОТ и ООН.

В результате проведенного нами исследования можно выделить ряд факторов, которые обусловливают возникновение проблем в области занятости, общих для большинства развитых стран, определить основные пути их решения:

Усиление иждивенческих настроений среди населения, пассивность по поиску работы, возложения на социальные трансферты. На борьбу с этим явлением в Дании направлено принятие в 1996 г. закона, согласно которому молодежь не только имеет право, но и обязана активно привлекаться к рынку труда . Законом было введено возрастное ограничение по нижней границе для предоставления статуса безработного, пособие по безработице молодежи уменьшилось наполовину с целью стимулирования к поиску работы или добавления к специальным программам. Франция, Канада и Бельгия повышают трудовой стаж, необходимый для получения пособия по безработице. Используется также и сокращение периода выплаты пособия (Франция, Швейцария, Япония, Испания).

Наличие значительного количества трудовых иммигрантов и дальнейшее усиление иммиграционных тенденций, создание мигрантами существенной конкуренции местным работникам.

Перенос производственных мощностей за границу с целью уменьшения налогообложения и привлечения дешевой рабочей силы. Результатом экспорта рабочих мест может быть рост безработицы и усиление социальных проблем. Введение налоговых льгот для вновь предприятий, в частности рис?? Х и средних, характерное для Франции и Германии. Используются также льготы по налогообложению прибыли, направленные на уменьшение налоговой базы на сумму средств, направленных на создание рабочих мест, профессиональное обучение и переобучение работников; льготы по освобождению от выплат в социальные фонды, уменьшение ставок налогообложения за трудоустройство неконкурентоспособных категорий граждан.

Качество рабочих мест и подготовки кадров. Проблема квалификации кадров успешно решается учитывая активное проведение профориентационной работы, обучение и переквалификацию работников на государственном, местном и отраслевом уровнях. Благодаря этим мерам количество занятых высококвалифицированных рабочих в США достигает 43%, в Германии - 56%, в Японии - 72% .

Итак, с целью снижения риска возникновения определенных проблем в нашем государстве и успешного нивелирования их негативных последствий необходимо заниматься активными исследованиями путей их решения, применяемые другими странами. Создание собственной эффективной модели регулирования занятости требует активизации международного сотрудничества, главным направлением которой должно стать рациональное взаимодействие с МОТ и другими мировыми организациями на основе прямых связей и межгосударственных программ обмена опытом те взаимного использования трудового потенциала.

Литература

Волынский Г. О социальной дифференциации населения /Г. Волынский //Экономика Украины. - № 2 - С.79-85.

Зайцева К.В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной зкономикы [монография] /К.В. Зайцева. - Донецк: МЧП «ВИК», 2003. - 294с.

Захарченко В.И., Борисов О.Г., Иванищева А.В. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования экономики для современной Украины /В.И. Захарченко [и др.]. /Под ред. проф. В.И. Захарченко. - М.: Издательский центр Студия «Негоциант», 2005. - 128 с.

Калина А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка (аспект зффективносты): учеб.-метод. пособ. /А.В. Калина. - 2-е изд., Испр. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 300с.

Либанова Элла. Рынок труда и социальная защита: учеб. пособие. по соц. политики /[Е. Либанова, А. Палий]. - М.: Изд-во Соломии Павлычко «Основы», 2004. - 491 с.

Махсма М. Мировые тенденции трансформации занятости населения в условиях глобализации экономики /М. Масхма //Украина: аспекты труда. - 2007. - № 4. - С. 10-15.

Мутяк Н. Менеджмент занятости молодежи: международный аспект /М. Мутяк //Украина: аспекты труда. - 2005. - № 4. - С. 24-28.

Никольская Г. К. Влияние глобализации зкономических связей на состояние рынка труда в США /К. Никольская //Труд за рубежом. - 2000. - № 1. - С.13-16.

Осовская Г.В., Крушельницкая А.В. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие. /Г.В.Осовська [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224с.

Социальное развитие Украины: современные трансформации и перспективы [С.И. Бандур, Т.А. Заяц

В.И.Куценко и др..; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. НАН Украины Б.М.Данилишин]. - Черкассы: Брама-Украина, 2006. - 760 с.

Государственное регулирование занятости населения в США. Особенности этой деятельности в Японии

Система государственных мер, осуществляемых в отдельных странах для повышения уровня занятости населения

3. Проблемы бедности и сложившиеся пути их решения

Помощь безработным в организации собственного дела осуществляется путем поощрения само занятости через кредитование и субсидирование предпринимательства.

Кредитная политика направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые расширяют возможности трудоустройства (США): развита система льгот по кредиту предприятиям в зависимости от количества рабочих мест льготы выплачиваются спустя год после начала деятельности предприятия. Введена двухгодичная система освобождения от выплат в фонды социального обеспечения при найме первого работника (Франция).

Представление субсидий является наименее дорогостоящей формой активной политики на рынке труда (стоимость одного рабочего места, создаваемого с помощью субсидий, примерно в два раза меньше стоимости рабочего места, создаваемого за счет сокращения налогов или увеличения общих государственных расходов):

в Германии, Бельгии, Франции. Италии субсидии даются только за прием на работу 7 определенных безработных, обычно молодежь и хронические безработные;

в Швеции субсидии выплачиваются лицам 20 лет и старше, зарегистрированных как безработные и не имеющие возможность найти ж а а> т о ю работу, на шесть месяцев, величина субсидий равна сумме ежедневных пособий за установленный период;

во Франции безработным, открывающим, свое дело выплачиваются суммы в размере шести ежемесячных пособий по безработице;

в Нидерландах предпринимателям предоставляются субсидии в течение шести месяцев, не взимаются налоги в фонды социального страхования в течение трех лет при контрактах бессрочного действия или в течение двух лет при контрактах временного найма, плюс гарантируются суммы на цели профподготовки и переподготовки;

для трудоустроенной молодежи в возрасте 16-18 лет, не имеющих полного среднего образования, государственные органы по труду Великобритании, Италии, Швеции покрывают до 80 % издержек;

отличительной чертой государственной политики занятости Италии является оказание материальной помощи и содействия молодым безработным, которые намереваются работать не по найму, то есть, создавать небольшие кооперативные предприятия, малые предприятия в сельском хозяйстве, сфере услуг. Содействие созданию предприятий, где молодые работники в возрасте 18 -19 лет получают, субсидии на основе предложенных проектов, размер субсидии составляет 60 % от общего объема расходов на создание предприятий, получение дотаций в течение трех.те т в размере 75 %; 50 %; 25 % от количества экшлутационных расходов.

Таким образом, гибкость рынка осуществляется дифференцированной политикой налогов, полного или частичного освобождение от уплаты взносов в фонд социального страхования.

Важным элементом активной политики на рынке труда являются также программы по ограничению предложения и формированию спроса на рабочую силу, равновесие между уровнем цен и капиталом.

Программа формирования спроса на рабочую силу нашла активное применение в США, которая реализуется посредством мер: по увеличению предложения рабочих мест (дотации предпринимателям, стимулирование предприятий малого бизнеса посредством налоговых льгот., государственных субсидии); по перераспределению трудовых нагрузок (увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию, сокращение рабочего времени) (Италия); по сохранению рабочих мест (льготное налогообложение, национализацию с целью сохранения рабочих мест).

Равновесие между уровнем населения и движением цен достигается за счет сотрудничества государства с капиталом, рассчитывая сделать свою политику более устойчивой н менее обременительной для государственного бюджета. Заинтересованность в сотрудничестве есть и у капитала, которая проявляется в государственной системе профотбора льготном налогообложении, государственном контроле.

В США закон предусматривает субсидии штатам на профподготовку и трудоу стройство незанятого населения (40 % субсидии идет на организацию работ для молодежи): полное освобождение от взносов в фонды социального обеспечения предоставляется предприятиям, осуществляющим профподготовку молодежи, а при принятии на работу, профессионально подготовленную молодежь льгота составляет 50 % от взноса и 25 %, если принимается молодежь, не прошедшая обучение.

В Японии профобучение и перераспределение рабочей силы в дополнение к правительственным программам осуществляется крупными фирмами, которые в свою очередь поддерживаются су беи днями.

2. Государственная политика занятости в развитых странах осуществляется по двум основным направлениям:

содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

стимулирование образования гибкого рынка труда, предусматривает разработку программ содействия занятости., для обеспечения, гибкого рынка труда разрабатывается эффективная система подготовки и переподготовки кадров.

Лидерами здесь являются Бельгия и Швеция.

Программы охватывают как отдельные категории населения, в основном маргинальные группы: молодежь, женщин, инвалидов, так и специфические случаи угрозы безработицы, вызванные экономической или иной ситуацией.

Программы шдействия занятости можно разделить на три типа

общественные работы;

профессиональная подготовка для молодежи;

Помощь безработным, не имевшим работы в течение длительного вре юни стимулирование само занятости и предпринимательства.

Общественные работы являются составной частью программ развития, нацеленных на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности, для создания базовой инфраструктуры, куда входят сельские дороги и мелкие ирригационные работы, строительство дешевого жилья и школ, а также оплачиваемые муниципальными властями услуги престарелым и инвалидам, уход за детьми. Многие работы нацелены на вовлечение молодежи и сокращение безработицы:

во Франции программой общественных работ была охвачена молодежь в возрасте 16-20 лет, предусматривалась профподготовка и получение стипендии от государства в размере 1200 франков в месяц. В течение процесса обучения молодые люди выполняли общественные работы в сфере социально полезной деятельности, распорядок рабочего времени предусматривал поиск постоянной работы;

в Великобритании программой были охвачены безработные с длительными периодами безработицы (6 - 12 месяцев), предусматривалось получение пособий в размере 42 % от средней заработной платы работающих в данной сфере.

Помимо организации общественных работ для молодежи активно используется политика занятости через программы помощи в получении профессиональной подготовки и повышении квалификации.

Опыт показывает, что использование материальной поддержки в виде минимальных пособий по безработице может лишь усугубить положение. Хотя в развитых странах предусматриваются выплаты пособий по безработице, но, тем не менее основной акцент делается на активное вовлечение молодежи в общественно полезную сферу деятельности, возможности трудоустройства, обеспечение возможности профподготовки (на основе социальных программ, совместное участие государства и предприятий}:

в Великобритании программа предусматривает одногодичный период профподготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение трех месяцев (также действует в США. Швеции, Дании);

во Франции предусматривается налоговые скидки для предприятий осуществляющих программы ученичества;

Для стимулирования безработных с длительными периодами безработицы к активным поискам работы принимается ряд мер:

в Германии предусматривается оказание помощи во временной занятости безработным {пожилые, инвалиды), а также финансовая помощь для поисков работы в других регионах, транспортные субсидии;

в Дании с безработными проводятся собеседования, и составляется индивидуальный план, поисков работы и подготовки к ней (12 месяцев). Предлагается временная работав течение девяти месяцев у предпринимателя в частном секторе (выдаются субсидии на заработную плату" этих работников в размере 50 % выплачиваемой заработной платы), работу в течение семи месяцев в государственном секторе. Временная работа позволяет безработным легче получить постоянную работу: то есть, 80 % устраивается на постоянную работу в частном секторе и 20 % в государственном секторе. Не устроившиеся имеют выбор получать пособие в течение двух лет по специальности (так решают проблему безработицы 10 % неработающих); получать доплату к пособию в размере 50 % этого пособия в течение трех с половиной лет для организации собственного бизнеса (так решает проблему еще 5 % неработающих);

Важной формой активной политики занятости на рынке труда по отношению к работникам пожилого возраста являются досрочные пенсии (Бельгия, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция). Эффективность программ раннего выхода на пенсию не одинакова в разных странах: в Великобритании на каждые 100" досрочно ушедших на пенсию приходится 80 новых вместо них, во Франции - лишь 50.

3. В самом широком смысле под бедностью понимается такое социально-экономическое положение домашних хозяйств или человека, при котором их/его относительно низкий уровень обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами не позволяют уловлетворть их/его естественно-физиологические, материальные и духовные потребности

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период, с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и ДР-)

Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи., большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

Количественная и качественная оценка бедности и экономического неравенства имеет большое значение для разработки экономической и социальной политики государства. Наиболее распространенные показатели, используемые для измерения бедности по доходу - это доля бедных во всем населении страны, глубина и острота бедности.

Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму. Применение прожиточного минимума для оценки масштабов бедности обладает двумя достоинства. Во-первых, прожиточный минимум определяется исходя из определенного минимально необходимого человеку уровня потребления товаров и услуг, отражая национальные особенности в отношении питания и одежды в соответствии с традициями и климатическими условиями страны.

Во-вторых, применение прожиточного минимума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и во времени.

Для углубленной качественной характеристики бедности по доходу применяют индексы глубины и остроты бедности.

Глубина бедности (дефицит дохода, дефицит потребления) показывает, в какой степени «беден» бедный человек и отражает средний дефицит совокупного дохода (потребления) бедного населения по отношению к установленной черте бедности (прожиточный минимум в Казахстане). Уровень бедности считается глубоким, если средний размер доходов (потребления.) малоимущих групп населения намного ниже черты бедности. Глубина бедности помогает определить объем финансовых средств со стороны государства, необходимый для вывода всех бедных из состояния бедности при идеальном выявлении потенциальных получателей государственной социальной помощи.

Острота бедности выявляет, «насколько «беден» самый бедный человек в обществе», то есть определяет неравенство среди бедного населения и отражает степень серьезности проблемы бедности. Острота бедности рассматривается как дополнительная характеристика глубины бедности, показьтающая распределение доходов бедных тогда, когда значения глубины бедности и доли бедного населения остаются неизменными. Индекс остроты бедности является относительным показателем и рассчитывается на основе индекса глубины бедности. Увеличение-значений индексов глубины и остроты бедности свидетельствует об ухудшении положения бедных людей. Чем выше значение остроты бедности, тем серьезнее проблема бедности.

Глубина и острота бедности особенно важны для разработки национальных стратегий снижения ее уровня.

В международной практике для сравнения государств применяется введенная Всемирным банком черта абсолютной бедности; человек считается бедным, если его ежедневный доход не превышает одного доллара США по паритету покупательной способности национальных валют в день. Впоследствии для стран переходного периода, включая республики СНГ, была предложена черта бедности в 2,15 доллара. США в день, поскольку в условиях холодного климата требуются дополнительные расходы на отопление, зимнюю одежду и продовольствие.

Данный показатель используется для некоторых видов сравнительных оценок уровня бедности, например, в случае оценки общемирового прогресса в сокращении бедности. Однако этот показатель не дает четкого представления о том, насколько беден человек и о степени неравенства среди бедного населения. В США, например, семья, считается бедной в том случае, если ее доход менее чем в три раза превосходит стоимость минимального продовольственного набора, то есть того объема продуктов, который необходим, чтобы люди не умирали и не заболевали от голода.

Страны ЕС используют показатель относительной бедности и определяют бедных как лиц, располагающих менее 50% медианы приравненного чистого дохода (в качестве альтернативных вариантов могут быть приняты 40 или 60%).

Согласно всемирному Докладу о человеческом развитии за 2004 г. ПРООН уровень относительной бедности в Великобритании составил 10,6%. Германии - 5,9, Италии- 12,8, Канаде-10,6, США- 17,3, Франщш-8,4, Японии- 11,8%.

В Австралии правительство не признает никакой официальной черты бедности, тем не менее ведется активное изучение технических вопросов в основном в связи с ее целевой государственной системой социального обеспечения. Значительный интерес для правительства представляет то, как государственные неденежные пособия влияют на реальный доход.

Индии, как и в США, установлена официальная черта бедности. Этот показатель представляет собой абсолютный пороговый уровень и рассчитывается как минимальная потребность в калориях плюс фиксированная доля на приобретение непродовольственных товаров. В отличие от США категория, бедных определяется не на основе доходов, а исходя из потребительских расходов.

Повышение уровня занятости населения, улучшения ее качественных характеристик является важной предпосылкой экономического развития страны, катализатором хода экономических процессов, как на региональном, так и на государственном, а также на международном уровне. В связи с этим развитые страны и международные организации относят проблемы занятости к тем, решение которых влияет на обеспечение социально - экономической стабильности общества. Следовательно, занятость как социально - экономическое явление является предметом государственного регулирования Забута Н. Регулирование занятости населения: теория и зарубежный опыт / Н. Забута / / Экономика. Проблемы экономического становления. - 2009. - № 5. - С. 76 . В разных странах существуют свои отличия в реализации политики занятости населения.

В каждой из стран существует собственная модель регулирования занятости, под которой понимают предпочтение проведения активной или пассивной политики занятости, степень централизации рынка труда и законодательства по вопросам занятости, участие в решении проблемных аспектов профсоюзов, организаций работодателей и т.п. Там же 77 с. В соответствии с этим, развитыми странами используются различные по своей сути и характеру методы регулирования занятости.

В целом в мировом опыте хозяйствования относительно занятости выделяют пять доминирующих моделей: американскую, немецкую, английскую, шведскую и японскую Махсма М. Мировые тенденции трансформации занятости населения в условиях глобализации экономики / М. Махсма / / Украина: аспекты труда. - 2007. - № 4. - С. 10-15. .

Рассматривая американскую модель, заметим, что регулирование занятости представлено системой из трех составляющих: государственные предприятия, связанные с наймом рабочей силы; финансово-кредитная политика, с помощью которой происходит регулирование спроса на рабочую силу, и непосредственное регулирование занятости с помощью штатной системы законодательства. Регулирующими рычагами являются: осуществление широкомасштабных мероприятий по: созданию новых дополнительных рабочих мест; перераспределению трудовых нагрузок, сохранению рабочих мест, в частности национализации предприятий с этой целью Островерхов В. Использование зарубежного опыта для совершенствования концепции занятости Украины в условиях кризиса / В. Островерхов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Rarpsu/ 2009_14/Ostroverkhov.pdf.

В Америке, активно действуют не только государственная служба занятости, но и многочисленные частные специализированные бюро найма, которые располагают всеми необходимыми данные о работниках разного рода профессий, что способствует большей информатизации процесса регулирования занятости.

В Германии государство акцентирует свое внимание преимущественно на мероприятиях по сохранению рабочих мест, предоставляя льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников. Функции трудоустройства в службе занятости осуществляются в соответствии с классификацией профессий, учитывая особенности местных рынков рабочей силы Штанськая А. Зарубежный опыт взаимодействия государственной молодежной политики и политики занятости / А. Штанськая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/e-journals/DeBu/2008-1/doc/5/08.pdf.

Для английской модели занятости характерна государственная активность в ее стимулировании. Законодательная система в Англии дает возможность местным органам власти самостоятельно поощрять предпринимательскую инициативу.

Основой современной политики занятости в Швеции является не содействие трудоустройству и выплата пособия по безработице, а предупреждение возникновения безработицы. Стоит отметить, что среди развитых стран, служба занятости Швеции - Национальный совет по вопросам рынка труда - отличается высокой контактностью и взаимодействием с рынком рабочей силы.

Шведская модель ориентирована на предприятие и имеет свою специфику, суть которой - ориентация на группы со слабой позицией на рынке труда.

Японская модель регулирования занятости предполагает особую политику использования рабочей силы - систему пожизненного найма. Руководство каждой японской фирмы в высшей степени требовательно и придирчиво относится к отбору, приему, обучению, воспитанию кадров специалистов и руководителей.


Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.
Проблемы занятости для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.
Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.
В развитии государственного регулирования занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:
начало 60-х - середина 70-х годов;
середина 70-х - начало 80-х годов;
80-е годы;
конец 80-х гг. - до настоящего времени. Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;
расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.
Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для большинства развитых капиталистических стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.
В этот период в государственном регулировании занятости доминируют направления:
усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю.
80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.
Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.
Приоритетными направлениями в регулировании рынка труда становятся:
повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
«либерализация» правил найма и увольнения;
усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);
снижение роли общественный работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.
На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.
В этих условиях занятость является важнейшей проблемой для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:
увеличение размера пособий и срока их выплаты;
увеличение численности охватываемых пособием лиц;
сокращение периода ожидания работы;
обеспечение безработных медицинским обслуживанием;
стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;
стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;
создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).
В 90-е годы в большинстве стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.
Коррективы в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.
При формировании системы страхования по безработице в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.
Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:
снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).
Одновременно сокращаются другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).
Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.
Другое направление активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.
В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.
Наряду с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.
В США регулирование занятости осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:
максимальную свободу экономических сил на рынке труда;
невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;
децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;
предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;
соблюдение прав трудящихся при найме на работу;
искоренение дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).
Важнейшая роль в решении проблемы занятости принадлежит профсоюзам.
Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.
Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.
Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.
В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.
В результате государственной политики в сфере занятости в странах Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.
Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:
ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);
политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);
активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:
дифференциации наемных работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;
стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;
создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.
Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.
Однако отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной уравниловки», усиление монетарных регуляторов в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы, достигшей 10-12%.
Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.
В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда. Для этого необходимы:
мобилизация возможностей человека;
расширение участия населения в экономической жизни в любых, в том числе и нестандартных формах (частичная, временная занятость, надомный труд);
повышение общеобразовательной и квалификационной подготовки;
усиление мобильности рабочей силы;
расширение использования активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).
Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.