Мрачные перспективы россии. Экономическое неравенство создает угрозу для развития

Экономические перспективы России становятся все более и более мрачными. В прошлом году падение цен на энергоносители и международные санкции способствовали сокращению ВВП на 3,7%. Реальная заработная плата в стране упала примерно на 10%. В этом году негативная тенденция, как ожидается, продолжится. В 2016 году государственные расходы на образование и здравоохранение сократятся на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в значительной степени провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а инвестиции - внешние и внутренние – значительно уменьшились. К сожалению, разворот вряд ли произойдет. В нынешних условиях, ни повышение цен на энергоносители, ни снятие санкций, вероятно, не будут достаточными, чтобы оживить умирающую экономику страны.

За последнее десятилетие, режим президента России Владимира Путина привел к деградации институтов, которые имеют важное значение для функционирования современной экономики. Судебная система, например, в основном разбита в пух и прах. И прежде всего, владение и управление ключевыми активами и ресурсами почти все в руках государства. Действительно, в 2012 году МВФ подсчитал, что на консолидированный государственный сектор приходится почти 70% ВВП России. Хотя для сравнения подробные оценки не доступны за предыдущие годы, в начале 2000-х годов эта доля составляла около 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой было обусловлено распространением государственных корпораций, чьи валовые обязательства в настоящее время составляют 150% от ВВП. Фирмы, работающие в сфере энергетики, инфраструктуры, банковского дела, и сектора вооружений были национализированы. В 2014 году на государственные или контролируемые государством компании приходилось около 70% оборота и 85% занятости среди 15 крупнейших российских компаний. Для крупнейших 100 компаний, эти доли составили 54% и 68%, соответственно. Сводный государственный сектор в настоящее время составляет одну треть от общего числа занятых.

Крупные государственные корпорации России являются, по большей части, контролируемыми - со значительным отсутствием прозрачности - со стороны руководства, которое назначается президентом лично. Многие стратегические решения в крупных корпорациях принимаются во время встреч один на один между Путиным и главным исполнительным директором компании. Многие слияния и поглощения требует личного одобрения президента.

Отсутствие прозрачности является широко распространенным. Лишь несколько государственных компаний используют Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и многие из них имеют большое количество дочерних предприятий, которые могут уменьшать выгоду для акционеров, предлагая при этом возможности для менеджеров и других связанных сторон обогатиться. Российские железные дороги, например, имеют более 23000 дочерних предприятий. Газпром имеет более 4300.

Отсутствие подробной информации затрудняет документацию полного портфеля активов государства, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы контроля. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) не может выступать в качестве эффективного контролирующего акционера.

Россия Путина все больше напоминает Индонезию президента Сухарто - сложная система кланового капитализма без реальных прав на недвижимое имущество. Многие близкие к президенту люди приобрели огромные состояния за счет своих связей с государственными компаниями. Одним из путей к обогащению является распределение в частных интересах финансовых потоков государственных компаний. Другой способ заключается в использовании связей, чтобы обеспечить заключение контрактов без проведения конкурсов или контрактов на покупку государственных активов за бесценок.

На размер клановой экономики намекают в Панаме документы, но даже эти откровения являются лишь верхушкой айсберга. В 2014 году чистая стоимость тех компаний, которые подвергаются санкциям со стороны США и ЕС оценивалась на уровне около $17 млрд.; в одиночку один санкционированный банк владеет активами на сумму более $11 млрд.

Эта система приводит к значительным издержкам для российской экономики, благоприятствующим рентам за счет роста производительности труда. Россия действительно обладает некоторыми эффективными, динамичными, крупными частными компаниями, но пространство для деятельности этих фирм быстро сужается.

Опыт показывает, что крупные государственные сектора связаны с неудовлетворительными темпами роста и вытеснением инвестиций в частном секторе. В реальности, с расширением крупных государственных корпораций, многие из них оказываются в руках «близких друзей», а конкуренция резко уменьшается во многих отраслях.

Несмотря на все это, приверженность Путина системе, которую он построил, непоколебима. Даже были предложены меры по повышению налоговых поступлений - например, приватизация миноритарных долей в семи государственных корпорациях - которые, скорее всего, будут проведены таким образом, что это будет способствовать росту благосостояния приспешников.

Часть нежелания ничего менять происходит из-за того, что президент остается очень популярным на данный момент. Но поскольку экономика продолжает разрушаться, это может очень быстро поменять ситуацию, что, кажется, признал и Путин, когда - в очевидном ожидании неприятностей - он создал Национальную гвардию численностью 400 тысяч человек и поставил командовать ей своего давнего телохранителя.

Учитывая зависимость режима от персонализации власти, было бы трудно разработать любой заслуживающий доверия план для изменений в экономике, который бы сохранил прерогативы Путина и его приспешников. Открытие экономики для конкуренции и расширение частного сектора может подорвать систему богатства и власти, которой они наслаждаются. И вот почему экономические проблемы России, скорее всего, продолжатся.

Источник - Project-syndicate.org , авторы Андерс Аслунд и Саймон Коммандер

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич прочла в лондонском клубе «Открытая Россия» лекцию «Кризис в России - региональная проекция: чего ждать и к чему готовиться». Давайте разберёмся, что реально происходит в России. Я попробую прорисовать картинку, чтобы вы более четко понимали, чего ждать и к чему готовиться.

Очередной кризис в российской истории - не первый, но совершенно новый. Вообще, у нас кризисы были разные. Первый кризис, как мы помним (молодежь не помнит), - трансформационный. Очень тяжело переходили от плана к рынку. Этот переход длился четыре года. Он был тяжелейший.

Второй и третий кризисы были глобальными. Нам не повезло, потому что стукнуло по всем и стукнуло по нам. Это не были кризисы внутрироссийские - нас задело. Хотя внутрироссийский в 1998-м был - долг накопили своими теплыми руками. Но все равно, это был азиатский кризис, а к нам прилетело.

А вот этот кризис, новый, - он начался как внутренний. С 2013 года перестала расти промышленность, начали падать инвестиции, начали резко копиться и нарастать долги бюджетов регионов. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями.

И только потом, во второй половине 2014 года, уже полетели цены на нефть. В 2015-м на четверть попадали цены на цветные металлы, на уголь, сейчас - и на железную руду, на целлюлозу. То есть это стало добавлять, добавлять, и наша экспортная отрасль сейчас себя чувствуют неидеально, за исключением химиков, - у них более или менее пока все нормально.

Но суть в том, что начинался этот кризис как внутренний. Это кризис плохих институтов. Это кризис, я бы так сказала, завершения старой модели роста. А нефть его уже просто припечатала.

Сравните, насколько тяжело он идет. Я понимаю, что чем дальше от России, тем сильнее апокалиптическое ощущение. Чтобы вы расслабились, сравните темпы падения. Вот динамика промпроизводства.

Когда привыкаешь, перестаешь сопротивляться и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - это самое в нем опасное

Первый кризис. Нравится? Падение в два с лишним раза. Динамика доходов населения.

Второй кризис. Посмотрите на динамику доходов населения - на четверть сразу. Посмотрите, что у нас по 2015-му году. Да, промышленность - спад 2009 года. Чувствуете разницу? Ну да, проблемы. Как в старом анекдоте: ну, ужас, но не ужас-ужас-ужас! Это медленный кризис. Его проблема в том, что он долгий. Он не закончится по схеме «упал-отжался» - это надо очень четко понимать. Этот кризис долгий, да. Он будет тянуться.

И вот когда медленно хуже-хуже, потихоньку, - это приводит к самому страшному - к привыканию. И когда привыкаешь, и перестаешь сопротивляться, и прилаживаешься каждый раз к тому, что есть, - это заканчивается деградацией. Вот в чем риски этого кризиса. Привыкание, адаптация к худшему и деградация - вот это самое в нем опасное.

Попробуем посмотреть на географию. Она очень любопытная. В трансформационный кризис 90-х годов падала, как положено, советская обрабатывающая промышленность - она была неконкурентоспособной. И падали слаборазвитые республики, в которых эта промышленность вообще была наведенная, - такой советский опыт индустриализации. А нефтегаз чувствовал себя в регионах нормально. А потом, к середине 90-х, встроились и металлургические - они выползли на экспорт, у них получилось.

Второй кризис - это кризис, прежде всего, гигантского российского долга. По Москве стукнуло; периферия не сильно заметила. Потому что банки сыпались в Москве, цены росли везде, но в Москве еще более явно.

Третий кризис - это кризис в основном и внутренний - неконкурентоспособное российское машиностроение, - и глобальный. Потому что первыми падать начали металлурги. В ноябре-декабре 2009 года металлургические регионы показывали спад, знаете какой? Минус 35, минус 40: это уже серьезно, это по-настоящему. Просто бастовали домны. Это было очень жестко.

А были территории, которые вообще этого кризиса не заметили. Дальний Восток пролетел его, просто как самолет, - все прекрасно, у нас подготовка к саммиту АТЭС, у нас трубу строят, мы дотационность имеем очень приличную, «все хорошо, прекрасная маркиза». А слаборазвитые республики - никаких проблем. Была у тебя дотация 70-80%, так она же никуда не делась.

И вот сейчас новый кризис. Он уже просматривается географически следующим образом. Во-первых, впервые полетели современные машиностроительные регионы - это автопром, новый, пришедший к нам вместе с западными компаниями, высокотехнологичный; он споткнулся о потолок платежеспособного спроса. У людей нет денег это покупать.

Читайте также: Рипл упал в 2 раза - продолжит ли дешеветь XRP?

Второе - это наше полудепрессивное машиностроение. Каждый кризис их колотит. Но кто в плюсах, посмотрите: импортозамещение импортозамещением - петь про это можно долго, но… В общем, по-честному, дело не только в запрете на ввоз евросоюзовской продукции, а, прежде всего, в соотношении курса рубля и доллара.

Импортозамещение у нас происходит реально; народ беднеет, покупать другое уже не сможет. Аграрный юг чувствует себя неплохо. Да, есть проблемы, но на фоне страны ему лучше.

Нефтегазодобывающая промышленность, неубиваемое наше все, - либо ноль, как Ханты и Ямалы, либо плюсы, как у новых месторождений: я имею в виду Сахалин, ненцев, Якутию - там рост.

И, наконец, феерически, впервые за 25 лет, растут регионы военно-промышленного комплекса. Там вопрос очень понятный: сколько денег, столько роста. Все это бюджетные инвестиции. Никакой частный бизнес там не инвестирует. Сколько хватит денег у бюджета, столько они будут расти.

Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест

В этом кризисе есть 3 самых тяжелых момента

  1. Это, прежде всего, бюджетные проблемы.
  2. Это проблемы инвестиций. Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, - это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций - нет новых рабочих мест.
  3. И третье - это очень сильный кризис потребления. Люди стали потреблять существенно меньше, даже по сравнению с тем, как упали их доходы: испугались люди.

Надо понимать, что это в меньшей степени промышленный кризис. Он не про заводы, хотя есть проблемные. Но это не то, что обвалилось. Промышленности это коснулось частично. И это точно пока не кризис про безработицу. Есть другие формы. Стандартное «завод встал, все потеряли работу» - не про этот кризис.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь, как только можно, - рубить расходы

Прежде чем объяснять, я очень коротко вас просвещу. В 2015 году встал федеральный бюджет. В 2015-м он впервые завершил год с двухтриллионным дефицитом. Это очень много.

В чем проблема? 37% - таможенные пошлины, доля их в доходах. Таможенные пошлины упали на 40%. Их основу составляют нефтегазовые пошлины. А импорт уменьшился в России почти на 40%, и эти пошлины полетели. Остался налог на добычу полезных ископаемых. Но до последнего времени дефицита бюджета в 2014 году не было, потому что работал механизм. Вот у вас падает цена на нефть. Федеральный бюджет, который собирает почти всю ренту от нефтяных цен, теряет. А у вас одновременно и рубль падает, и федеральный бюджет за счет этого собирает больше рублей. Вот так балансировали почти до конца 2014 года.

В 2015-м эта малина закончилась, потому что рубль несильно падал. Но он же упал еще сейчас, в январе 2016-го. Значит, цикл номер 8 - опять маленько подбалансируем.

Бюджету будет плохо, но он не помрет, и все резервы уж точно не растратит. И, поверьте мне, резервы будут беречь аки можно - рубить расходы.

Подведём итоги

Мы выйдем из этого кризиса, несомненно, потому что политико-экономические циклы конечны, и по-другому в этом мире не бывает. Мы выйдем из него в новое что-то, пока непонятно что. С безусловно худшим человеческим капиталом, - и это медицинский факт, с ним ничего нельзя сделать. С еще более постаревшим населением, гораздо меньшим драйвом по сравнению с концом 80-х, когда у нас было желание попытаться делать что-то самим; это все издержки, которые мы благоприобрели. Но, тем не менее, такие люди будут. Кого-то жизнь и заставит.

Не сбрасывайте со счетов замечательный гендерный фактор. Знаете, что было, когда все грохнулось в начале 90-х? Это мое поколение, я его хорошо помню. Мужчины - завлабы, начальники цехов, серьезные и состоявшиеся люди, старшие научные сотрудники - легли на дно, на диван, начали смотреть в потолок и думать о смысле жизни. Женщины освоили профессию риэлтора, начали ходить с суммами и поскакали в новую жизнь, потому что детей надо кормить. Вот детей никто не отменял. Адаптируемся. Ну, погрубеем. Испортится макияж, но выживем!

Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг.

Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами:

  • 1. ? В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
  • 2. ? Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям.
  • 3. ? Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен
  • 4. ? За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов

Период кризиса 2008 - 2009 гг. носил "шоковый" характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.:

  • -шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;
  • -ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;
  • -шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) Начала падать инфляция , после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.)Приложение 1.

Рисунок 2. Темпы роста ВВП, %

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

  • -создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
  • -повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • -повышение общей однородности экономического и технологического

пространства России;

  • -обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики
  • -замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
  • - ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
  • -стимулирование несырьевого экспорта;
  • -увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. - консервативный, инновационный и форсированный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • -степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • -интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
  • -модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • -развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
  • -укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
  • -интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко - и среднетехнологичных секторах.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются.

Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры»и поддержать конкурентный механизм экономики.

Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции.

Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

  • 1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап - отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап - понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап - возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.
  • 2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям "шоковой терапии" и стратегии постепенного реформирования экономики.
  • 3. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев.

Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти.

  • 4. Большое влияние на выбор Россией стратегического направления своего развития оказывает тот факт, что в настоящий период она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Евросоюза, Китая и Японии. Этим обусловливается возможность выбора Россией одной из четырех потенциальных моделей развития: дальнейшей интеграции в европейское экономическое пространство, подразумевающей развитие связей со странами ЕС; сближения с развивающимися восточноазиатскими странами; развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства; выбор стратегии самостоятельного развития вне региональными объединениями представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве.
  • 5. Основной целью развития рыночной экономики России является формирование социального государства, занимающего соответствующее ее потенциалу место в мировой экономике.

Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся

Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.
И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов - минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.
России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.
Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.
Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл.. Не способствует экономическому росту и во многом паразитический характер выросшего на спекулятивных сделках и даровой приватизации крупного российского капитала. Он тесно связан с ТНК, а также достигшим высокой доли в экономике теневым сектором, и не способен организовать современные конкурентные производства. Немаловажную роль играет коррумпированность раздувшегося чиновничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низкий профессионализм, неуемное своекорыстие.
Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.
В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.
Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.
Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.
Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.
Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.
При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией “Прогнозы и циклы”, Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.
Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть - основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.
На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.
Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс “догоняющего” развития, “удержания позиций” в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на “опережающее” развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.
Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы - при оптимистическом сценарии - вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Еще по теме Перспективы развития российской экономики:

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  2. 2.4 Проблемы и перспективы развития российских предприятий
  3. 5.3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в Российской Федерации
  4. § 4. Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации
  5. 1.4 Перспективы развития экономики природопользованияи природоохраны Совершенствование экологического механизма природопользования
  6. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.
  7. § 3 Перспективы развития международного сотрудничества Российской Федерации в формате двусторонних соглашений
  8. § 1.2. Органы предварительного следствия по законодательству Российской Федерации: структура и перспективы развития
  9. § 2. Перспективы развития правового регулирования безопасности и гигиены труда в Российской Федерации
  10. § 2. Перспективы развития российского законодательства о защите прав работников неплатежеспособного работодателя
  11. Глава 8. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история зарождения, правовые модели и перспективы развития
  12. ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  13. 3. Перспективы социально-экономического развития РБ на пороге третьего тысячелетия. Направления, этапы перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -