Экономическая помощь. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях

Социально-экономические методы предполагают такие способы взаимодействия, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы социальной работы как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1) Введение системы минимальных социально-экономических гарантий . Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

2) В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов . Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

Катастрофами природного или антропогенного характера;

Затратами на рождение детей;

Уходом за инвалидами.

Современное российское государство пока еще является государством переходного типа. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям произошел спад производства, сельского хозяйства, в результате которого резко уменьшилось потребление продуктов питания, выросла безработица, снизился уровень жизни населения.


В сложившихся социально-экономических условиях особенно уязвимыми, нуждающимися в социально - экономической помощи оказались такие категории населения как:

Одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры;

Инвалиды (граждане с ограниченными возможностями);

Многодетные семьи;

Неполные семьи;

Молодые семьи с детьми;.

Семьи, имеющие детей-инвалидов;

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Семьи с низким уровнем дохода;

Семьи несовершеннолетних родителей;

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Беременные женщины и кормящие матери;

Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов;

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;

Лица без определенного места жительства.

Одним из эффективных решений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся являются целевые федеральные и региональные программы.

Особенности предоставления социально - экономической помощи заключаются в том, что:

Предоставление социально - экономической помощи обусловлено ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообеспечению) в связи с болезнью или в силу преклонного возраста, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую не может преодолеть самостоятельно.

Вне зависимости от форм и видов социально - экономическая помощь предоставляется малоимущим слоям населения.

В настоящее время государственная социально-экономическая помощь как в денежной форме, так и в натуральной - это дополнение к пенсии, заработной плате, но не заменяет ее полностью.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава VI] [Статья 31]

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.

2. Оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе в следующих формах:

1) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

3. Не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.


« Следующая

Предыдущая »

Поделись с Друзьями

1 комментарий к записи “Статья 31 Закон о Некоммерческих организациях. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления”

    Комментарий к ст. 31

    1. По сравнению с ГК РФ комментируемая статья является новой. В ней идет речь о своего рода внешней поддержке некоммерческих организаций. Ее оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления. К числу первых относятся прежде всего федеральные органы исполнительной власти — Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, агентства. В их число входят органы государственной власти субъектов РФ — законодательные органы республик, областей и других субъектов Федерации, правительства, губернаторы, главы администраций и подчиненные им органы. Статус государственных органов и их функции в отношении некоммерческих организаций определяются в законах и положениях об этих органах, в других нормативных правовых актах.
    К органам местного самоуправления в соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 14-17 ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1996, N 17, ст. 1917; N 49, ст. 5500; 1997, N 12, ст. 1378; 2000, N 32, ст. 3330), законами о местном самоуправлении субъектов Федерации относятся представительные органы районов, городов (собрания представителей, городские думы), главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также исполнительные органы (функциональные и отраслевые).
    Экономическая поддержка некоммерческих организаций со стороны указанных органов рассчитана на создание благоприятных финансовых, имущественных и иных условий для деятельности этих организаций. Поддержка не умаляет самостоятельности последних и не является средством вмешательства в их деятельность.
    В зависимости от характера субъекта собственности могут образовываться государственные или муниципальные учреждения. Природа учреждения как юридического лица определена в ст. 120 ГК РФ и ст. 9 комментируемого Закона. В решении о создании учреждения устанавливаются его цели, объем и состав имущества, структура, штатная численность работников, назначается руководитель, определяется место нахождения и разрешаются иные основополагающие вопросы, имеющие значение для учреждения как юридического лица.
    Учреждение занимает свое место в системе соответствующего органа — по подчиненности. Орган, образовавший учреждение, утверждает положение о нем. В положении, которое в ряде случаев должно соответствовать типовому или примерному положению, устанавливаются задачи, функции, права и обязанности учреждения, порядок назначения (избрания) руководителя, состав имущества, порядок организации деятельности.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления закрепляют за государственным и муниципальным учреждением имущество. Это — важнейшее полномочие указанных органов и основное условие существования и деятельности учреждения. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения им. Причем необходимо при этом следовать трем правилам: действовать сообразно установленным целям, выполнять задания собственника и учитывать назначение имущества.
    Нужно руководствоваться правилами распоряжения имуществом предприятия, установленными ст. 296 и 298 ГК РФ.
    Во-первых, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Ведь оно не является собственником такого имущества. Поэтому встречающиеся на практике подобные случаи являются нарушением законности.
    Во-вторых, учреждение может самостоятельно распоряжаться доходами и приобретенным за их счет имуществом в случае, если в соответствии с учредительными документами ему предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. По этой причине можно рекомендовать при подготовке учредительных документов тщательно урегулировать цели и содержание подобной деятельности.
    В-третьих, следует учитывать право собственника изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество соответствующего учреждения. В этом случае именно орган государственной власти или орган местного самоуправления может распорядиться таким имуществом по своему усмотрению. Данная норма служит стимулом для надлежащего использования имущества государственных и муниципальных учреждений и контроля со стороны соответствующих органов.
    Естественно, важнейшим условием функционирования государственных и муниципальных учреждений является их финансирование. Оно осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по сметам учреждений в пределах общих бюджетных ассигнований того или иного органа. Финансирование может быть полным, когда учреждение получает причитающиеся ему средства систематически и в том объеме, который покрывает все его расходы и заранее был предусмотрен его сметой. Оно может быть и частичным, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления не в состоянии обеспечить своими средствами все расходы того или иного государственного или муниципального учреждения. В таких случаях учреждение может пользоваться средствами внебюджетных фондов, спонсоров — юридических и физических лиц, а также средствами, поступающими в виде грантов (по конкурсу). Использование других доходных источников допустимо в порядке, о котором говорилось выше.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку некоммерческим организациям в пределах своей компетенции. Их компетенция установлена в Конституции РФ и конституциях, уставах субъектов Федерации, в федеральных законах и законах субъектов Федерации о правовом положении этих органов, в положениях о министерствах и иных органах исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также в законах и иных нормативных правовых актах тематического содержания. Это значит, что указанные органы обладают полномочиями решать вопросы экономической поддержки некоммерческих организаций, т.е. они вправе и обязаны принимать соответствующие меры. Уклонение от их осуществления следует рассматривать как управленческое бездействие.
    Причем экономическая поддержка может оказываться в различных формах. В комментируемом Законе выделяются ее наиболее важные формы: органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей. Определены три условия для предоставления льгот:
    а) строгое соблюдение налогового, таможенного и иного законодательства. Льготы по налогам предоставляются по правилам, установленным в Налоговом кодексе Российской Федерации (СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3340);
    б) предоставление льгот организациям, которые созданы и действуют в строго определенных целях (благотворительных, образовательных, культурных и научных), что подтверждается анализом их уставов и соответствующей деятельности;
    в) учет специфики организационно-правовых форм некоммерческих организаций (см. ст. 6-12 Закона и комментарии к ним).
    Сделаем пояснения. Согласно ФЗ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами (п. 3 ст. 40). НДС не взимается при оказании ими услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным и воспитательным процессом. Льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Тем самым органы государственной власти и органы местного самоуправления стимулируют общественно полезную деятельность школ, вузов и других учебных заведений. Такой же смысл эта поддержка имеет и для учреждений культуры и науки, хотя здесь сфера ее использования пока очень узкая.
    Чаще всего налоговые льготы предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Эти органы «ближе» к социально-культурным учреждениям и лучше знают условия их деятельности, что необходимо для обоснованных адресных решений.
    Например, Закон г. Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. «О налоговых льготах» установил нормы об освобождении от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования, культуры и искусства, социального обеспечения, а также творческих и научно-технических организаций, общественных организаций инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др. Примерно такой же круг организаций освобожден от уплаты целевого сбора на содержание правоохранительных органов, на приобретение автотранспортных средств, а от уплаты земельного налога — налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере социального обеспечения, занимающиеся исключительно организацией питания детей и подростков в образовательных организациях, фонды социальной поддержки населения, городские и районные центры социальной и гуманитарной помощи, если последние не занимаются предпринимательской деятельностью.
    20 декабря 1995 г. был принят Закон г. Санкт-Петербурга «О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге». В ст. 2 и 3 определены виды благотворительной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, общественными объединениями, созданными для осуществления указанных видов деятельности. Урегулирован порядок и критерии предоставления налоговых льгот для общественных объединений. Для подтверждения права на налоговые льготы налогоплательщики представляют в государственный налоговый орган в установленном порядке необходимые документы и сведения (ст. 6).
    Показателен в этом же плане и Закон Воронежской области от 19 октября 1995 г. «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц». Согласно ст. 3 от уплаты сбора освобождаются учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетного финансирования, общественные организации инвалидов, ветеранов труда и Вооруженных Сил, Союза ветеранов Афганистана, общественные организации, содержащиеся за счет членских взносов и не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Причем представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по сбору в пределах сумм платежей, направляемых в их бюджеты.
    Следовательно, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно четко регламентировать порядок предоставления льгот некоммерческим организациям в разных сферах их деятельности. Допускается предоставление льгот по уплате таможенных сборов и платежей. Согласно ТК РФ и раздела VI Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (Ведомости РФ, 1993, N 23, ст. 821; СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263) льготы могут быть выражены в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный (тарифная льгота) ввоз или вывоз товаров, возврата ранее уплаченной пошлины. Важно, чтобы таможенные органы и должностные лица хорошо знали и правильно применяли подобные льготы, а некоммерческие организации умело отстаивали свои права.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе освобождать некоммерческие организации от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом. В соответствующих федеральных законах и законах субъектов Федерации о государственной и муниципальной собственности обычно устанавливаются порядок и основания предоставления таких льгот. Эти нормы служат основой для решения главы областной администрации, губернатора, мэра о льготах тем или иным некоммерческим организациям. Подчеркнем — критерием для принятия таких решений служит оценка полезности их деятельности и необходимости ее стимулирования.
    Возможно предоставление и иных льгот, что регулируется чаще всего законодательными актами субъектов Федерации и актами местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут размещать среди некоммерческих организаций социальные заказы. Основой для таких заказов служат нормы федеральных законов о государственном и оборонном заказе, нормы законов субъектов Федерации о муниципальных заказах. В некоторых случаях в соответствующих бюджетах (областей, городов и др.) могут предусматриваться гарантии и поручительства государственных и муниципальных органов для обеспечения таких заказов.
    Социальные заказы размещаются на основе конкурсов, порядок и условия их проведения устанавливаются соответствующими органами. Целевой смысл социальных заказов выражается в их ориентации на участие некоммерческих организаций в выполнении работ и оказании услуг, полезных для городского хозяйства, сферы обслуживания, культуры и т.п.

Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов -- в тысячу раз, а военная мощь -- в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.

История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом, обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

· прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

· сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах. Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

· сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на; территории округа;

· сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них -- лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

· сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

· сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

· каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

· каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом должно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка.

Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) -- выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью -- первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной зашитой населения имеет статистико-демографические сведения о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д..

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях -- сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей -- сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб -- женщины, в основном старше 70--75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. При оказании помощи в реализации важнейших социальных потребностей они удовлетворяются не полностью. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется лишь 30 -- 35% тех, кто в нем нуждается, поскольку осуществляется в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой службой собеса по уходу за престарелыми. Государственные же и муниципальные органы не имеют средств для полноценного функционирования системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычных для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатах.

Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания. Основная задача этих отделений -- предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их добровольного согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год.

С первой половины 90-х гг. практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Это было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства, т.е. лиц, оказавшихся по объективным, а иногда и по субъективным причинам в экстремальной ситуации.

Неотложная материальная помощь разового характера -- это разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья; оказание психологической, юридической и другой помощи, обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должна быть острая нуждаемость. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных в добровольном порядке у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Оказывается также срочная социально-экономическая помощь гражданам, которые не могут лично обратиться в социальную службу; социальный работник выезжает на дом к нуждающемуся для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающихся, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п.

Наряду с перечисленными во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах, применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п..

На наш взгляд, при оказании социально-экономической помощи главное -- объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и предусматривают как ряд предварительных процедур, так и отслеживание образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращение по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, невозможен. Оценка ситуации -- это сложная задача не только в экономическом, но и морально-этическом отношении: надо взять на себя моральную ответственность как за предоставление помощи, так и за отказ в ней (поскольку в связи с недостатком ресурсов число нуждающихся должно быть строго ограничено).

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое предположительно может носить название «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории граждан, имеющих право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума. Это чаще всего:

· дети (до 16 лет и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а также сироты, находящиеся под опекой (попечительством), дети, чьи родители лишены родительских прав;

· беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет;

· больные сахарным диабетом;

· одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

· трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, престарелыми гражданами в возрасте старше 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями, и дети, оба родителя которых обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положение предоставляет органам исполнительной власти право (с учетом местных условий и возможностей) определять дополнительные категории получателей помощи и с учетом средств местного бюджета и собственных средств районного фонда социальной поддержки устанавливать ее размер на основании фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки их фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

· заявление, в котором указан состав семьи;

· справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, выданные исполнительным органом власти по месту жительства;

· в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

Оформляя заявления на получение социально-экономической помощи, граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

Согласно положению совокупный доход рассчитывается как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно (в соответствии справкой о составе семьи). Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении. При подсчете совокупного дохода учитываются: все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки; наличие в хозяйстве скота, птицы и т.д.

При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II групп и граждан в возрасте старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается. Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары и др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи от детей и близких родственников. Возможно, предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении. Положение определяет конкретные виды помощи:

· денежная помощь:

Компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;

Помощь при экстремальных ситуациях;

· натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.;

Выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом;

· помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину, в котором продукты питания, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости продаются по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов для ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнением программы.

Таким образом, технология социальной поддержки населения предполагает использование различных социально-экономических методов -- их выбор зависит от объективной ситуации, наличия средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях применять эти методы.

Исходя из сложившейся ситуации, мы считаем важным, что система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны. И прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.

Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале социально-экономические методы для оказания помощи людям в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - предоставление богатыми государствами материальной, денежной, технической помощи более бедным, обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ" в других словарях:

    экономическая помощь - — EN economic support Any form of financial assistance or inducement for persons or institutions. (Source: ISEP) Тематики… … Справочник технического переводчика

    экономическая помощь - Передача стране, нуждающейся в помощи вследствие войны, экономического кризиса или стихийного бедствия, материальных средств и ресурсов от другой страны, группы стран или международных организаций … Словарь по географии

    Экономическая помощь - ECONOMIC AID Финансовая и научно техническая помощь развивающимся странам, имеющая целью укрепление их экономики. Экономическая помощь осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе через Всемирный банк и другие… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - средства, выделяемые промышленно развитыми странами развивающимся странам в денежном или натуральном выражении в интересах содействия экономическому развитию последних или для оказания продовольственной помощи населению районов, страдающих от… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Техническая и финансовая помощь, предоставляемая на льготных условиях развивающимся странам. Техническая помощь включает передачу стране получателю помощи научно технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях … Финансовый словарь

    - (aid) Экономическая помощь одной страны другой, причем в роли получателя помощи обычно выступает развивающаяся страна (less developed country, LDC). Как правило, помощь предоставляется для спасения людей при чрезвычайных обстоятельствах, в целях… … Экономический словарь

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Предоставление богатыми странами материальной; денежной, технической помощи более бедным странам обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.… … Экономический словарь

    - (РПЦ) Содержание 1 Правовая база 2 Бюджет РПЦ 2.1 Доходы и денежные средства. Государственны … Википедия

    Предоставление развитыми государствами материальной, денежной, технической безвозмездной помощи развивающимся государствам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Экономическая теория. Учебное пособие , . Теоретические положения раскрываются в русле альтернативных экономических школ. Дается широкий аспект иллюстраций экономических процессов на примере многих стран мира, которые подтверждаются…
  • Экономическая теория , Вадим Соколинский. Реализованы два важнейших принципа: 1) изложение теории на примере реальной экономики; 2) подача учебного материала в форме, которая обучает аналитическому мышлению. Активно используется…
1

В статье изучены критерии отнесения предприятий к градообразующим, среди которых выделены: доля населения интегрированного производственно-экономическую деятельность организации, доля в доходах бюджета территориального образования и доля отрасли в валовом продукте. В работе показано, что снижение эффективности таких предприятий, учитывая их высокую социально-экономическую роль, способствует возникновению петли дефляции и приводит экономику региона в состояние депрессии. Это определяет потребность в экономической и государственной поддержке градообразующих предприятий, совокупность мер которой представлена в работе в зависимости от уровня: федерального или регионального. В статье представлен опыт ОАО «Михайловского ГОКа» как градообразующего предприятия в Курской области: показан перечень социальных и экономических направлений, которые курируются и финансируются им в регионе.

1. Басова М.М. Анализ социальных аспектов устойчивого развития градообразующего предприятия в условиях современного моногорода // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. № 2. – С. 9.

2. Бегун Т.В. Градообразующее предприятие: понятие, критерии отнесения, классификация // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. – № 2(7). – С. 36-41.

3. Буняева К.В. Качество жизни и демография // Управление городом: теория и практика. – 2012. – № 3 (6). – С. 24-27.

4. Гребенькова М.П. К вопросу о неоднозначности статуса градообразующих предприятий // Стратегии бизнеса. – 2016. – № 7 (27). – С. 3-6.

5. Детерминирование точек инновационного роста как инструмент развития регионального сельскохозяйственного производства / Н.А. Пожидаева, Д.А. Зюкин // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 26. – С. 44-53.

7. Некоторые аспекты правового регулирования поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне / Е.А. Переверзев, К.В. Буняева // в сборнике: Белгородская городская агломерация как субъект опережающего развития. – 2014. – С. 119-123.

8. Оценка инновационной восприимчивости сельскохозяйственных организаций / Д.А. Зюкин, Н.А. Пожидаева, С.А. Быканова, С.А. Беляев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. – № 10. – С. 30-34.

9. Проблемы развития моногородов в современных условиях / Поповичева Н.Е., Полянин А.В. // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – Т.10. № 4. – С. 186-193.

10. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: Монография / С.Ю. Глазьев. – М.: Экономика, 255 с.

Градообразующие предприятия России играют ключевую роль в экономическом развитии отдельных административно-территориальных единиц страны. Так сложилось, что социально-экономическое развитие многих отечественных небольших и средних городов в большой степени зависит от деятельности тех или иных предприятий. Некоторое населенные пункты были основаны только потому, что на территории был запущен крупный завод, комбинат или иной промышленный объект.

Градообразующее предприятие - это такой промышленный объект, работа которого имеет определяющее значение в сфере занятости населения, воздействующий на социальные проблемы и инфраструктуру. К таким предприятиям могут относиться как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия. Под градообразующим предприятием понимается объект, имеющий определенные производственно-экономические показатели. Одним из таковых является численность работников, доля составляет не менее 25 % работающего населения соответствующего населенного пункта. При этом, мы считаем, что в условиях высокой интеграции различных направлений бизнеса и социальной сферы, в эту долю входят работники, работающие на предприятиях прямо или косвенно интегрированных в производственный связанных с градообразующим предприятиям. Другим индикаторным показателем является влияние на экономику муниципального образования, которое может выражаться в высокой доле в доходной части бюджета (от 30 %). Третьим показателем может быть доля отрасли в валовом продукте: более 50 % от общего объема производства промышленной продукции .

Однако критериальный подход не всегда объективен, потому что следует учитывать влияние предприятия на социально-экономическое развитие города или территории. Дело в том, что на такие предприятия выпадает значительная социальная нагрузка: обычно на их балансе имеются объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры; расположены в границах одного муниципального образования. Такие предприятия активно вовлекаются в меценатство и поддержку малоимущих семей, больниц и, что актуально для многих случаев, финансируют спортивные команды и проведение массовых спортивных мероприятий.

Высокая социально-экономическая значимость градообразующего предприятия определяется влиянием его финансово-экономического состояния на экономику муниципального образования . Например, снижение его деловой активности обычно приводит, в первую очередь, к сокращению персонала или фонда оплаты труда. В дальнейшем это определяет превышение предложения над спросом на рынке труда, а, значит, является возможной причиной сокращения оплаты труда и роста безработицы. При этом для людей с узкоспециализированными навыками становится актуальной необходимость поиска работа в другом населенном пункте или выбор профессии, требующей иной квалификации, при соответствующем падении их дохода. Следствием этого будет снижение доходов значительной части работающего населения муниципального образования, что в свою очередь приведет и к падению уровня покупательной способности. Далее по цепочке возникает ситуация ухудшение положения других организаций, предприятий, компаний, индивидуальных предпринимателей, потребителями услуг и товаров, поскольку сокращается спрос на их продукцию и услуги. Это еще более ухудшает состояние социально-экономическое системы муниципального образования. На макроуровне такой процесс С.Ю. Глазьев описывает как нисходящая спираль рецессии экономики.

В этой связи рассмотрение проблем, связанных с устойчивым развитием градообразующего предприятия, является весьма актуальным. Одним из основных направляющих векторов деятельности предприятия в целях устойчивого развития является выявление интересов и ожиданий заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В процессе своей деятельности любая организация должна стремиться к соблюдению баланса интересов всех заинтересованных сторон .

С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса и структурного кризиса, поразившего нашу экономику на данном этапе. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом. Их потенциал (финансовый, человеческий, инновационный) целесообразно использовать как «точку экономического роста» в рамках развития экономики региона . Более того, такие предприятия за счет стабильно генерируемой прибыли могут финансировать прорывные технологии, обладая достаточным ресурсным потенциалом и «инновационной восприимчивостью», чтобы эффективно освоить и применить инновации в своем производственном процессе . С другой стороны, это является так же фактором и стимулом развития фундаментальных исследований, т.е. эти предприятия приобретают на уровне региона социальное значение в области поддержки науки через косвенные запросы на технологии и прямую финансовую поддержку исследований в форме грантов.

Цель исследования

Исследовать роль ОАО «Михайловского ГОКа» в социально-экономическом развитии Курской области и выявить направления поддержки его эффективного развития.

Материалы и методы исследования

Исследование построено на данных финансовой и статистической отчетности предприятия ОАО «Михайловский ГОК».

Результаты исследования и их обсуждение

ОАО «Михайловский ГОК» специализируется на добыче и обогащении железных руд Михайловского месторождения, богатого рудами с содержанием железа 46-58 %, неокисленными железистыми кварцитами с содержанием железа 38-40 % и окисленными кварцитами с содержанием железа 40-45 %. Разработка месторождения ведется открытым способом одним карьером с раздельной выемкой богатых, бедных руд и окисленных железных кварцитов, которые используются для хозяйственных целей и частично складируются, как перспективное железное сырье.

Показатели формирования финансовых результатов ОАО «Михайловский ГОК» в 2013-2015 гг.

Показатели

Годы, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Денежная выручка от реализации продукции

Себестоимость реализованной продукции

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Прибыль от продаж

Проценты к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль

Согласно данным представленным в таблице в 2013-2015 гг. доходы предприятия составляли в среднем более 50 млрд руб., т.е. даже по текущему курсу это более 850 млн долл, в то время как ранее (по старому докризисному курсу) объем выручки превышал 1,5 млрд долл. Чистая прибыль составляет ежегодно в границах 15-20 млрд рублей, что позволяет за счет собственных средств проводить модернизацию производства и реализовать крупные инвестиционные проекты. Так, в период 2007-2015 годов в рамках развития производства на Михайловском ГОКе реализован инвестиционный проект «Строительство технологического комплекса и объектов инфраструктуры обжиговой машины № 3» стоимостью более 16 млрд. руб. Это позволило предприятию увеличить объем производства наиболее востребованного вида продукции - окатышей в полтора раза или на 5 млн. тонн в год. Высокий уровень деловой активности генерирует огромную налогооблагаемую базу, что позволяет формировать бюджет за счет различных налогов на млрд руб. - только по налогу на прибыль ОАО «Михайловский ГОК» выплачивает ежегодно от 4,76 до 6,24 млрд руб., на основе чего в области и городе реализуется ряд социальных и экономических программ.

Значительную прибыль ОАО «Михайловский ГОК» использует не только на повышение результатов производственно-экономической деятельности, но и активно участвует в реализации различных социальных и культурных программ Курской области и города Железногорск. В рамках социально-экономического партнерства между Металлоинвестом, Курской областью и Железногорском в регионе успешно решаются многие социальные вопросы. Осуществляется поддержка учреждений здравоохранения и образования, ведется строительство новых и реконструкция существующих спортивных, культурных, оздоровительных объектов, ремонт детских садов и школ. Системно осуществляется поддержка талантливых школьников, учителей, врачей, работников культуры и спорта. В городе реализуются программы «Наша смена», «Наши чемпионы», «Здоровый ребенок», «Школа полезного действия», «Женское здоровье», направленные на укрепление здоровья женщин, детей, физическое и творческое развитие подростков. Компания «Металлоинвест» оказывает помощь областному благотворительному марафону «Мир детства», помогает в строительстве храмов Железногорской епархии.

Только в 2015 году на обеспечение жильем железногорских врачей выделено 8 млн рублей, завершается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса по ул. Димитрова, отремонтировано более 120 кв. метров внутриквартальных и городских дорог, построены многофункциональные спортивные площадки в школе № 4 и в лицее № 12, введен в эксплуатацию после реконструкции детский сад № 4 на 200 мест.

Социальные программы комбината ориентированы на помощь ветеранам, инвалидам, малообеспеченным семьям, благотворительную поддержку ряда детских домов области, учреждений образования, здравоохранения, спорта, адресная помощь учителям, докторам, даровитым детям и другим категориям населения. Огромные средства вкладываются в оздоровление персонала - около 3 тыс. путевок в год, в том числе по программе детского оздоровления. МГОК имеет свою базу отдыха «Юнга» в живописнейшем уголке Крыма - посёлке Коктебель, санаторий «Горняцкий», обеспечивающий детское и взрослое санаторное исцеление, амбулаторию, Дворец культуры, спортивный комплекс.

В 2008 году, продолжая традиции прошедших лет, дирекция комбината сочла нужным оказать адресную помощь всем без исключения ветеранам - фронтовикам, вдовам фронтовиков, бывшим арестантам концлагерей, живущим в городке Железногорске и районе. Этой акцией, проводимой в рамках празднования 60-летия Победы, было охвачено 1914 человек, только валютные выплаты составили 2,9 миллиона рублей, 225 тыс. рублей выделено фронтовикам на ремонт жилища. В целом, на общегородские мероприятия, к юбилею Победы, включая сооружение Монумента Солдатской Славы, дирекция Михайловского ГОКа выделила 7,6 миллионов рублей.

В рамках Программы взаимодействия между ОАО «Михайловский ГОК» и исполнительной властью района на ремонт дорог к населенным пунктам сельским советам выделено 36 тыс. тонн щебня, выполнена часть работ по обеспечению водоснабжения сел и деревень, реконструировано 2 монумента войнам, погибшим в ВОВ, сооружено 2 новых монумента, приобретен дом для многодетной семьи, медикаменты и инструментарий для медпунктов, учебные принадлежности и инвентарь школам и детским садам.

Предприятие удачно строит кадровую политику, шефствуя над местными общеобразовательными учреждениями, профильным лицеем и горно-металлургическим институтом. Договоры на подготовку профессионалов заключены с университетами Курска, Москвы и Санкт-Петербурга. Товарная продукция ОАО «Михайловский ГОК», 1-го из фаворитов горно-металлургического комплекса РФ, пользуется неизменным спросом на рынке железорудного сырья, что позволяет комбинату удачно развиваться.

На Михайловском ГОКе трудится более 9 тыс. человек, но фактически любая семья 100-тысячного Железногорска в той либо другой мере связана с комбинатом и находится в зависимости от его работы. Это событие увеличивает ответственность предприятия в части воплощения им социальной политики. Михайловский ГОК сейчас - единственное в Курской области предприятие, не только не утратившее наилучших социальных традиций, напротив - удачно развивающее их.

Выводы

Деятельность Михайловского ГОКа играет для экономики региона важную роль, так как это самый значительный налогоплательщик в бюджет Курской области, средства которого направляются на развитие других экономических сфер деятельности и решение социальных проблем. Помимо этого изучаемое градообразующее предприятие обеспечивает занятость населения, формирует доходы большинства семей, имеет на своем балансе объекты социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры. В то же время специфика развития отрасли горнодобывающая промышленность (к которой принадлежит ГОК) состоит в использовании невоспроизводимых ресурсов, поэтому на данном этапе необходима комплексная программа развития Михайловского ГОКа, основанная на поддержке государства (как на федеральном, так и региональном уровне), чтобы обеспечить реализацию заложенного социально-экономического потенциала предприятия.

Осуществление финансовой государственной поддержки целесообразно осуществлять по двум направлениям. Во-первых, это прямая поддержка градообразующего предприятия, направленная на его развитие и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Такая поддержка может поступать как из федерального, так и регионального бюджета и обычно включает в себя субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, предоставление налоговых отсрочек, а также государство может обеспечивать государственные гарантии по кредитам банков предприятиям на территории моногородов. Эффективность субсидий определяется не только непосредственным повышением эффективности градообразующего предприятия, но и увеличением его возможностей быть генератором роста инновационных производственно-экономических процессов в регионе .

Во-вторых, через диверсификацию экономики моногородов путем стимулирования инвестиций в развитие новых направлений производства и создание высокопроизводительных рабочих мест. Именно такая стратегическая задача была поставлена в 2014 году Президентом России В. Путиным, для решения которой между Фондом и Минэкономразвития было заключено соглашение о предоставлении в 2014 г. субсидий в размере 3 млрд рублей. В 2015 году таким же образом предполагается выделение еще 5 млрд рублей. На 2016 и 2017 годы предусмотрено выделение Фонду по 10,8 млрд ежегодно на эти же цели .

Особое место занимает развитие государственно-частного партнерства в форме предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации за счет средств Инвестиционного фонда местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства. Эти средства логично использовать на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, имеющих на территории моногорода.

Библиографическая ссылка

Наджафова М.Н. О СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАПРАВЛЕНИЯХ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-2. – С. 241-245;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11255 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»