Экономическое развитие России в XVIII веке. Экономика России в XVIII в

Суть и функции экономической науки

Существование человечества тесно связано с развитием хозяйственных отношений. Еще в древнем мире ученые стремились к пониманию процессов, возникающих между людьми. Само слово экономика дословно переводится, как ведение домашнего хозяйства. В ходе усложнения экономических связей стало очевидным, что производство оказывает огромное влияние на эволюцию человеческой жизни. При этом экономика проникает во все сферы действующих общественных систем. Она изучает экономику на уровне государства, хозяйствующих субъектов и каждого отдельного человека.

Определение 1

Экономическая наука занимается вопросами создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. При этом ресурсы, необходимые для их производства, ограничены.

Замечание 1

Предметом экономики, как науки, является поиск решений, направленных на удовлетворение постоянно возрастающий потребностей общества, в условиях уменьшения ресурсов.

Экономическая наука выполняет ряд присущих ей функций:

  1. Изучение и научное обоснование процессов и явлений в хозяйственной системе.
  2. Применение полученных знаний на практике.
  3. Создание базовой основы для развития других экономических наук.
  4. Прогнозирование процессов в системе, последствий принятых экономических решений.
  5. Формирование в сознании общества определенной модели хозяйственного поведения.

Экономические западные школы 18 века

Интерес к структуре и принципам хозяйственных отношений возник еще в эпоху до нашей эры. Мыслители разных стран стремились к пониманию процессов, происходящих в обществе. Сама наука об экономике начала формироваться ближе к семнадцатому веку, когда в изучении хозяйственной деятельности стал применяться научный подход.

Для семнадцатого века характерно влияние меркантилизма. Экономика интересовала состоятельные слои населения, в чьих руках был сосредоточен капитал и власть. Основной задачей экономической мысли того времени было изучение источников богатства.

Замечание 2

В восемнадцатом веке существовали две школы – физиократы и классическая политэкономия.

Физиократия дословно означает природовластие. Данное направление возникло в середине восемнадцатого века во Франции. Самым ярким представителем данной школы был Франсуа Кенэ. Физиократы действовали против меркантилистов, предлагая государству обратить внимание на развитие земледелия, а не на торговлю и накопление капиталов. Только обработка земли по их мнению приносила чистый доход, который являлся подарком природы. Физиократия была характерна для Франции, так как в то время оно занималось в основном сельским хозяйством. Поэтому производство рассматривалась французскими учеными как второстепенный источник дохода. Франсуа Кенэ в своей работе «Экономическая таблица» рассматривал процесс воспроизводства, а так же пропорции между частями общественного продукта. Можно сказать, что он первым проанализировал макроэкономическую модель общества.

На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в западных странах произошла промышленная революция. Труд совершил переход от ручного к машинному. Экономисты стали рассматривать производство наравне с сельским хозяйством. Возникло новое направление в экономической науке, которое позже называлось классическая политэкономия.

Наиболее известными представителями этой школы были Адам Смит и Давид Рикардо. Смит в своем труде «О природе и причине богатства народов» рассматривал такие вопросы, как:

  • общее исследование хозяйственной системы;
  • формирование теории стоимости;
  • формы капитала и методы его накопления;
  • экономическое регулирование хозяйства государством;
  • государственные финансовые ресурсы;
  • критика меркантилизма.

Можно сказать, что в своем труде Адам Смит сумел собрать данные из всех ранее существующих школ и на их основе создать более глубокое научное знание. За основу им взята теория стоимости привязанная к труду. То есть, стоимость всегда создается за счет труда, вне зависимости от производственной сферы. Конечная цена продукции формируется исходя из стоимостных затрат, а так же в зависимости от равновесия спроса и предложения. Смит дал более точное определение основных общественных доходов, включив туда прибыли предприятий, доходы населения и доходы от аренды земли.

Общественный продукт рассматривался им как совокупность всех доходов конкретной страны. То есть, увеличение богатства и благосостояния зависит от темпов производительности и уровня занятости населения. При этом повышение производительности требует специализации труда.

Для классической политэкономии характерен подход к изучению экономики с точки зрения экономического человека, то есть человека, стремящегося к получению денежного дохода. Важным отличием от идей прошлого было представление о том, что все субъекты экономики действуют свободно, при этом роль государственного регулирования минимизирована. То есть, экономическая система способна к саморегуляции.

Экономическая наука 18 века в России

Экономическое развитие России в 18 веке отставало от темпов западных стран. Мануфактуры только стали появляться, а промышленные предприятия составляли лишь малую долю всего производственного сектора. Большим толчком к экономическому росту России послужили реформы Петра Первого, проведенные в первой половине восемнадцатого века. Но для того времени характерно влияние меркантилизма, когда определяющую экономическую роль играло государство. Оно же стремилось к накоплению богатств.

Петр окружал себя множеством ученых, среди них был Иван Посошков – экономист и мыслитель. Он предполагал, что государство ограничивает увеличение богатства страны. Для решения данного вопроса он предлагал заставить всех людей трудиться, причем качественно и результативно, бороться с праздностью, ликвидировать затраты, не приносящие доход, ввести экономию.

Можно сказать, что взгляды Посошкова были близки к теории классической политэкономии. Главным источником дохода он видел труд. Большое внимание он уделял развитию промышленности, которая стала бы фундаментом к денежной стабильности государства. Чтобы избежать колебания цен на внутреннем рынке, он предлагал оставить право торговли только за купцами. При этом цены должны были устанавливаться сверху, а исполнение приказаний подвергаться контролю и надзору.

Василий Никитич Татищев стал основоположником русской экономической школы. Экономисты второй половины 18 века ставили вопрос об отмене крепостного права. Он так же поддерживал идею промышленного развития страны. В торговле он видел главый источник дохода государства, предлагал интенсивно развивать экспорт российской продукции. Важное место Татищев отводил сельскому хозяйству, ставя его наравне с производственным сектором.

Еще одним ярким ученым того времени был Михаил Васильевич Ломоносов. Он придерживался позиции, что у России свой самобытный путь экономического развития. При этом наращивание богатств не возможно без расширения государственных функций.

Замечание 3

Радищев Александр Николаевич стал основателем нового экономического направления, основанного на ликвидации крепостного права. В данном действии он видел толчок к развитию всех экономических сфер жизни российского общества.


Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как мануфактуры главный источник богатства страны (именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения). И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающем, кирпичной, мукомольной и других отраслях, Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. И все же наиболее важным итогом экономического развития первой половины XVIII века стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива, отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если и конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200 (из них, 69 - в черной и цветной металлургии, 18 - лесопильных, 17 - пороховых, 15 - суконных, среди других - кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.). По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессинных крестьян, на вотчинных - крепостных крестьян. Только ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников

В начале XVIII века государство играло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильскнй, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11больших казенных заводов здесь работали и частные предприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастер Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию - лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры, изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятии - Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др. В это же время были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске. В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.

По-прежнему ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Здесь была сосредоточена подавляющая часть населения (около 95%). Петровские реформы аграрный сектор российской экономики затронули мало, так как не коснулись основ крепостничества. Правительство осуществляло ряд мер по внедрению новых видов сельскохозяйственных культур (табак, шелководство, лекарственные растения и др.). Однако по-прежнему преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий как в смежных районах России, так и в Поволжье и Сибири. Господствовало трехполье. Традиционными орудиями труда оставались соха, борона, серп. Преобладали серые хлеба - рожь и овес. Их дополняли ячмень, пшеница, горох, просо, лен, конопля. В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее - и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий. В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.

Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа. Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.

Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная.

Экономика России во второй половине 18 века.

Основные моменты экономического развития России 18 века связаны, с так называемой постпетровской эпохой, которая характеризовалась земледелием, а затем и свертыванием реформаторских начинаний Петра некоторым откатом на прежние позиции, и так называемым размеренным развитием (стагнацией).

После Петра I наступил резкий спад промышленности. Закрылись многие мануфактуры, открытые Петром, произошел возврат к аграрной специализации экономики.

В Англии, например, с 60-х годов 18 века началась промышленная революция, которая состояла в массовой замене ручного труда машинным.

В России промышленность резко деградировала с выступающим сокращением экспортных поставок продукции, металлургии и вооружения. Россия стала быстро терять статус мировой военно-политической державы.

Патриархальные традиции одерживали вверх и сказывались даже на развитии сельского хозяйства, которое натурализовалось и располагалось в зоне рискованного земледелия.

Южные земли России, присоединенные Петром, демонстрировали бурное развитие крепостнических отношений практически в течение всего 18 века в России, не было построено ни одной дороги с неосеянным покрытием.

В середине 18 века в России сформировались 4 типа мануфактур:

    казенные

    вотчинные

    купеческие

    крестьянские

Казенные и вотчинные использовали крепостной труд. А купеческие и крестьянские использовали труд вольнонаемных рабочих.

На Урале строятся металлургические заводы и положительный баланс внешней торговли России поддерживается исключительно за их счет. В социальной структуре Российского хозяйства наблюдается процесс укрепления роли дворянства.

В 1762 году Петр III издает манифест о Даровании вольности российскому дворянству, который юридически освобождает дворян от государственной службы и определяет дворянство как привилегированное сословие.

В 1775 году – проводится реорганизация системы местного самоуправления.

Эта реорганизация состоит в упрощении административного деления, в упрощении большинства старых коллегий, число губерний увеличивается до пятидесяти, вместо трехзвенной административной системы (губерния-провинция-уезд), вводится двухзвенная система, исключающая провинцию.

Губернаторы, генерал-губернаторы получили более широкие полномочия, и за счет этого происходит децентрализация власти и управления страной.

Объединяющим началом в этой двухзвенной системе выступает генерал-прокурор, который назначался сенатом.

1785 год является знаковым годом в развитии хозяйства России.

Утверждается грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства.

Дворяне получают расширенные права и впервые полные права частной собственности.

В этом же году Екатерина II подписывает жалованную грамоту городам, которая расширяет городское самоуправление и тоже впервые для России вводит понятие «гражданского общества», вводил классификацию горожан по 6 разрядам, наделяя преимуществами собственников недвижимости и капиталом.

Несмотря на застой в промышленности, при Екатерине II получает развитие духовенство и наука.

В 1786 году создается национальный статус образования. В соответствии, с которым уезды и губернии должны иметь соответственно начальные школы (уезды) и средние школы (губернии).

Несмотря на создание Академии наук и ряда университетов, а также развитие элементных школ, средний уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. Практически 90% населения было безграмотным. За 2 века эта цифра не изменилась.

Во второй половине 18 века определились ремонты, где господствовала барщина, которая предполагала работать 6 дней в неделю на барина за низкую заработную плату.

В основном она была распространена в чрезвычайных районах.

А в остальных районах оброк (денежная и продуктовая рента).

В 1797 году при Павле I был издан Манифест о трехдневной барщине. Он был прогрессивным атом, так как запрещал работу по воскресеньям и рекомендовал работу на помещика 3 дня в неделю.

Сначала Екатерина II, а потом Павел I наблюдал стагнацию в промышленности. Принимались усилия для интенсификации развития производства и предпринимательства в России.

17 марта 1775 года провозглашается манифест, обеспечивающий свободу предпринимательской деятельности, разрешается создание мануфактур и артелей крепостными крестьянами.

Однако, несмотря на это Россия ведя активную торговлю, продолжает экспортировать в основном сырье, металл и ткани.

Основными статьями импорта являются сахар, кофе, шелк, чай, табак, овощи и оборудование для металлургических и военных заводов.

Екатерина II, наблюдая ухудшение условий в России, ухудшение торгового баланса, обратилась к внешним займам (Голландия и Италия).

Она пускает эти займы на создание отраслей хозяйства. В результате были построены ткацко-прядильные фабрики в Ивано-Вознесенске и в Москве, металлургические заводы на Донбассе.

Екатерина II возрождает петровский вектор развития экономики.

Общий итог развития в 18 веке, рост ВВП на душу населения 0,1% в год что в 3 раза меньше развития Западной экономики.

Экономика России в 19 веке и реформы второй половины 19 века.

Развитие экономики страны в 19 веке не было однородным. В начале века сохранялись основные тенденции развития прошлого века.

Крепостничество и абсолютизм власти являлись главным институциональным тормозом дальнейшей индустриализации страны и развития. Вместе с тем, медленно развивалась промышленность. Происходило расширение применения различных видов техники.

В 1802 году в Тульской губернии был построен первый завод по производству свекловичного сахара. В 1834 году таких заводов было 34, а к 1840 году было уже 300.

Таким образом, как мы видим возникает сектор переработки.

В первой половине 19 века до 80% промышленной продукции выпускается мелкими промыслами. Ключевую роль занимает мануфактура. Она представляет собой организованное производство, в котором предприниматель-скупщик раздает работу крестьянам-надолжникам. Где-то в середине века в Россию приезжают налаживать свой бизнес европейские менеджеры, а также финансисты и инженеры, которых специально пригласили.

За период 1800-1850 число промышленных фабрик увеличилось с 2,5 тысяч до почти 10 тысяч, а число работающих со 100 тысяч до 600 тысяч.

Бурно развивалась хлопчатобумажная промышленность. В 1850 году Россия заняла по этому производству 5 место.

К середине 19 века в России зародилось машиностроение. На основе импорта, западной техники и знаний она развивалась. В начале 30-х годов началось строительство железных дорог. Целью было соединить внутренние районы страны с портами. На базе получаемых доходов развивалась финансовая система государства. Выдающийся государственный деятель Сперанский проводил реформы по укреплению системы финансов. Целью этих реформ было совершенствование системы налогообложения, ликвидация бюджетного дефицита, создание условий для стабильности денежного оборота как средства противодействия информации.

Экономика России на рубеже 1840-х годов вступила в фазу промышленного переворота, хотя и оставалась аграрной страной. За период 1800-1860 годов объем российского экспорта вырос в 4 раза, а импорта более чем в 5 раз. При этом внешнеторговый баланс оставался положительным, в силу того, что проводилась строгая протексианистская политика.

Кредитно-банковская система России не претерпела изменений со времен Екатерины II. Она оставалась целиком государственной.

В стране практически не было коммерческих кредитных учреждений. Кредиты направлялись в основном на финансирование дворянских хозяйств.

В целом, развитие страны в первой половине 19 века шло медленно и противоречиво. Кроме того, Россия обнаружила отставание в науке и образовании. Чему способствовали цензура, надзор, религиозные пережитки, абсолютная власть царя.

Экономика России во второй половине 19 века.

Реформы второй половины 19 века.

Оба царя (Александр II и Александр III) внесли серьезный вклад в индустриальный рывок России.

Царствование Александра II характеризуется

    Крестьянской реформой 1861-1866 годов

    отмена крепостного права;

    отмена почвенного уклада;

    отмена натурального обмена.

    Реформой местного самоуправления

    Реформой образования

    Реформой печати

    Судебной и военной реформами

Реформа местного самоуправления:

Вводилось крестьянское самоуправление на территории волости.

Крестьяне выбирали сельских старост и волостных старшин, которые решали вопросы строительства школ, открытия библиотек и лечебниц, обеспечения пожарной охраны.

Вводился волостной суд по имущественным искам и не тяжким преступлениям.

В 1882 году был создан крестьянский земельный банк, предоставлявший кредиты на выкупные операции.

Судебная и земская реформы предполагали создание земских управлений и выборов. Впервые была создана независимая адвокатура.

К 1890-м годам число фабрик увеличилось до отметки более чем 35 тысяч, а число рабочих 2 миллиона человек. Важное значение приобретает строительство железных дорог.

К концу 19 века Россия экспортирует 500 миллионов пудов зерна, что составляет почти 50% всего экспорта. Однако бурное развитие промышленности не обеспечивается необходимым банковским капиталом.

К 1873 году в России насчитывается около 40 коммерческих банков. Система остается государственной. Россия заимствует крупные капиталы по иностранным займам для развития угольной, сталелитейной, электрохимической промышленности и строительства железных дорог.

В царствование Александра III были продолжены меры, способствующие индустриализации, но в отличие от своего отца он отличается антилиберальным настроением и антизападным настроем.

Патриархические традиции опять возобладали, что выразилось в усилении протекционистических мер расширения государственного сектора (государственное финансирование железных дорог), денежные реформы, которые осуществлял Витте.

Политика развития промышленного капитализма потребовала финансовые дисциплины и концепции денежных предпринимательских ресурсов в стране, а также изменения ставок налогообложения на промышленность и торговлю. Это потребовало обновления финансовой политики, именно такова была цель реформы Витте: Задействовать инструменты финансовой политики, а именно фискальные и денежно-кредитные для интенсивного развития капиталистического уклада в России. Посредством государственного финансирования, Витте в самом конце 19 века и начале 20 века проводил политику экономической экспансии на Дальнем Востоке, что и породило предпосылки для Русско-японской войны.

Основная идея реформы Витте сводилась к использованию государственного капитала для проведения экономической политики и достижения целей этой политики и одновременно максимально развивать частное предпринимательство и банки, создавая условия для концентрации частных капиталов.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

21.1. Эпоха Петра Великого

Предпосылки реформ

В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.

Реформаторская деятельность Петра I

Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

Перестройка государственного управления

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.

Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.

Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.

Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.

Первый русский корабль «Орел»

Социальная политика и положение трудящихся

Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Помещик на уборке урожая

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

Экономическая политика Петра I

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Денежная реформа

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Рубли 1707 и 1721 гг .

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

В России в XVIII в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. Начиная с Петра I Россия вступила на путь догоняющей модернизации. Такая модель развития общества отличалась определенными особенностями. Прежде всего, наблюдалось выборочное заимствование технологических достижений более развитых стран в обмен на вывоз сырья. При этом происходило ужесточение эксплуатации зависимых классов крепостническими методами.

Усиливалась централизация и бюрократизация государственного управления. Преобразования шли главным образом сверху. Государство оказывало противоречивое влияние на развитие экономики. С одной стороны, в стране было создано технологически развитое мануфактурное производство, позволяющее увеличить объем производства товаров, реформировались финансовая и налоговая системы, развивался транспорт. С другой стороны, догоняющая модернизация породила обнищание большей части населения и деформировала процесс складывания российской буржуазии .

Петровские преобразования в экономике и других сферах общественной жизни подразделяются на два этапа. Первые 15 лет XVIII века преобразования носили в основном хаотичный характер и были обусловлены потребностями Северной войны . Реформы сопровождались широким применением насилия и активным вмешательством государства в экономику. На втором этапе после 1715 года преобразования в стране стали более планомерными. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, и появилась возможность определенной свободы действий.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение для экономического и политического развития России.

Этот период характеризовался быстрыми темпами экономического роста. Россия в значительной мере преодолела отставание в экономической области от передовых европейских стран. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что основным итогом петровских реформ стало создание «регулярного государства». В таком государстве происходит становление авторитарного правления, бюрократического по своей сути. Сторонники этой точки зрения приходят к выводу, что петровские преобразования, направленные на европеизацию России не достигли своей цели, а привели к укреплению крепостничества.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в развитии сельского хозяйства. Оно по-прежнему развивалось вширь за счет освоения новых земель. В то же время при уборке урожая использовались серпы, косы, грабли. Совершенно новым для сельскохозяйственного производства стало введение новых технических культур: табака, винограда, тутовых и фруктовых деревьев, сахарной свеклы, картофеля. Появились новые породы скота. Для переработки технических культур создавались небольшие мануфактуры.


Более значимые изменения произошли в этот период на мануфактурах. В России мануфактуры внедрялись по инициативе государства. В стране сложились четыре вида мануфактур: казенные, посессионные, вотчинные и купеческие. Для создания и работы мануфактур требовались довольно крупные капиталы. Государство не имело необходимых средств, и поэтому финансовые проблемы решались следующим образом. Государственные мануфактуры строились за счет казны. Кроме того, проводились мобилизации частных капиталов для строительства мануфактур. Государство прибегало к экономическим методам стимулирования, предоставляя льготы будущим владельцам мануфактур.

Для этого под мануфактуру отводились земли, выдавался древесный уголь и лесные участки. Государство разрешало вести поиски железной руды на чужих землях, в том числе и на помещичьих. Будущим мануфактуристам государство предоставляло ссуды и субсидии. Применялись меры к передаче казенных мануфактур в частные руки. Следует отметить, что казенные мануфактуры, передаваемые в частные руки, как правило, были убыточными.

Важной проблемой мануфактурного производства было его обеспечение рабочей силой. Первоначально Петр I хотел использовать наемный труд по образцу Западной Европы. Однако существующие крепостные отношения не позволяли иметь рынок свободной рабочей силы. В таких условиях принимается решение об использовании труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. По указу 1721 года заводам разрешалось покупать крепостных крестьян, которые превращались в крепостных рабочих. Применялся также труд посессионных крестьян.

Наиболее интенсивно мануфактурное производство развивалось в металлургической и текстильной промышленности. Урал становится центром производства металла и огнестрельного оружия. Россия перестала ввозить металл из других стран и превратилась в крупнейшего экспортера этого вида промышленной продукции. Кроме металлургической и текстильной промышленности развивалось пороховое дело, кораблестроение, стекольное и бумажное производство.

В России в этот период своеобразной была политика ценообразования и распределения произведенной продукции. Государство своими указами определяло цены на основные виды промышленной продукции и централизованно распределяло ее между потребителями. В тех случаях, когда государственные заказы не исполнялись, государство изымало мануфактуры из собственности их владельцев и передавало другому завододержателю. Для обеспечения мануфактур сырьем в стране поощрялись поиски природных ископаемых. Государство стимулировало поиск природных ресурсов путем выплаты значительных сумм за открытие новых месторождений. Правительство разрешало любому желающему разрабатывать недра в пользу государства или собственника земельного участка.

С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году был принят Указ о единонаследии. По Указу произошло окончательное слияние вотчины и поместья в единое юридическое понятие «недвижимой собственности». Эти земли уравнивались в правовом отношении и их нельзя было дробить между наследниками. Как правило, земля передавалась по наследству старшему сыну, все остальные сыновья должны были нести государственную, либо военную службу.

В экономике сохранялся ремесленный сектор, а также домашние промыслы. Петр I сделал попытку поставить под государственный контроль мелкое ремесло. По указу царя ремесленники должны были вступать в цеха и работать под наблюдением избираемых старшин.

Экономическому прогрессу первой четверти XVIII века способствовала реформа государственного управления. Реформа управления преследовала цель создать стройную административную вертикаль государственной власти, полностью подчинявшуюся императору. В стране был создан правительствующий Сенат, наделенный законодательной, административной и судебной властью. Верховная власть в стране принадлежала императору. Вместо приказов были созданы коллегии, которые наделялись общегосударственными полномочиями по отдельным направлениям хозяйственной и законодательной власти. На местах была проведена губернская реформа. Губернаторы наделялись административными, судебными, полицейскими и финансовыми функциями. Для управления городами был создан Главный магистрат.

В условиях формирования абсолютной монархии в России продолжала развиваться внутренняя торговля. Внутренний рынок увеличивался за счет роста мануфактурного производства и товарности сельского хозяйства. Наблюдался рост товарности помещичьего хозяйства. В условиях укрепления товарно-денежных отношений основной доход помещики получали за счет продажи на рынке продуктов земледелия. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции, но и приобретали товары, необходимые для производственной деятельности, на рынке. В товарный оборот вовлекались и крестьянские хозяйства. Помещик был заинтересован в получении от крестьян денежный ренты.

Внешняя торговля находилась под особым покровительством государства. Россия, получив выход в Балтийское море, в значительной мере расширила торговые связи со странами Западной Европы. В этот период произошли качественные изменения во внешнеторговом балансе России. Бурное развитие мануфактур позволило стране в экспортной политике вывозить промышленные товары. Россия в этот период получила активный внешнеторговый баланс: экспорт стал превышать импорт. Правительство по-прежнему проводило в торговле политику меркантилизма и протекционизма.

В начале XVIII века в России была проведена денежная реформа. В денежный оборот были введены серебряные рубли, полтинники - 50 копеек, полуполтинники - 25 копеек, пятаки - 5 копеек, алтын - 3 копейки и пятиалтынники - 15 копеек. Чеканка монет стала безусловной монополией государства. В стране продолжались поиски месторождений золота и серебра. Выпускались также и золотые монеты: Цесарские рубли и червонцы. Цесарские рубли использовались в виде военной награды низшим чинам в армии, червонцы обслуживали внешнюю торговлю.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в финансовой системе страны. Главные доходы в государственную казну поступали за счет сбора прямых налогов. Была введена новая форма налогообложения. Вместо подворного обложения была введена подушная подать с ревизской души. С этой целью через каждые 20 лет в стране проводилась перепись мужского населения. По итогам переписи составлялись ревизские списки, служившие основой для налогообложения. Кроме того, значительно расширился круг товаров, подлежащих налогообложению. Государство расширило перечень товаров, которыми оно могло монопольно торговать. Облагались податью черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, которые прежде не платили налоги, так как не были крепостными.

В государственный бюджет поступали сборы и от косвенных налогов. В стране вводились натуральные повинности: квартирная, подводная, фуражная, почтовая. Для управления финансовой системой страны были созданы государственные органы: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизионная коллегия. Реформирование финансовой системы значительно укрепило государственную казну.

Таким образом, реформы Петра I в значительной степени видоизменяли экономические и социальные отношения в стране. В экономике страны формировались новые направления развития, связанные с мануфактурным производством, созданием новых экономических центров. В эти годы значительно возрос объем мануфактурного и ремесленного производства, расширилась номенклатура производимых изделий, выросли объемы внутренней и внешней торговли. Были открыты новые источники сырья и рабочей силы. Видоизменилась финансовая система страны и был упорядочен денежный оборот. В стране появились новые формы организации труда, сложилась иная система налогообложения, укреплялся сословный строй.

Во второй половине XVIII века экономика России в основном развивается по направлениям, определенным политикой Петра I. В то же время появляются новые черты, которые были связаны с расширением привилегий дворянства. Дворянство закрепило монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами, монопольное право на винокурение. Дворяне были освобождены от обязательной службы. Дворянство наделяется правами открытия промышленных предприятий, организации ярмарок и торгов на территории своих вотчин. Происходит рост дворянского землевладения за счет наделения дворян землей из государственного фонда, земель Левобережной Украины. При этом земельные наделы помещикам выделялись вместе с крепостными крестьянами. Такие процессы способствовали консервации феодальных отношений в сельском хозяйстве, потому что помещики не были заинтересованы в поисках новых источников своего обогащения.

Однако развивающиеся товарно-денежные отношения не могли не затронуть помещичьи и крестьянские хозяйства, которые все более активно втягивались в эти отношения. Продажа сельскохозяйственной продукции становилась важнейшим дополнительным источником обогащения помещиков, которые для получения большей прибыли с крепостных крестьян стали устанавливать новые формы их эксплуатации. Наряду с барщиной и оброком стала применяться месячина. Помещики отбирали у крестьян землю и заставляли их работать за натуральное месячное довольствие.

Во второй половине XVIII века продолжался рост общественного разделения труда и развитие мануфактурного производства. Удельный вес вотчинных мануфактур падал, росло число купеческих и появились крестьянские мануфактуры. На таких предприятиях помимо труда крепостных крестьян использовался вольнонаемный труд. Помещики зачастую использовали отход крестьян для работы на промыслах. Отходы крестьян на промыслы способствовали увеличению выплачиваемого ими денежного оброка.

Продолжала развиваться внутренняя и внешняя торговля. В стране в 1754 г. были отменены внутренние пошлины. Для защиты российской экономики вводились высокие пошлины на импортные товары. В России сохранялся положительный торговый баланс.

Во второй половине XVIII веке произошли изменения в денежном обращении и финансовой системе. Так, в 1766 - 1769 годы начался выпуск бумажных денег - ассигнаций. Правительство стало практиковать внешние займы для пополнения государственной казны. В середине XVIII века стали возникать государственные банки. Дворянский банк предоставлял займы помещикам на длительный срок в виде льготных кредитов под залог земли и крепостных душ. Купеческий банк предоставлял краткосрочные кредиты купечеству под залог материальных ценностей.

Экономическое развитие России в XVIII веке носило противоречивый характер. В первой половине XVIII века преобладал процесс развития феодальных отношений в экономике. Во второй половине XVIII века появилась новая тенденция, связанная с кризисом прежних феодальных отношений и зарождением нового буржуазного способа производства. В сельском хозяйстве это проявилось в том, что отдельные помещики стали применять технические устройства, вводить многопольные севообороты, выращивать новые культуры и строить мануфактуры. Помещичьи и крестьянские хозяйства стали еще больше вовлекаться в товарно-денежные отношения. Начинается процесс расслоения крестьян. Денежный оброк начинает преобладать над натуральным.

Промышленное развитие постепенно также видоизменяется. Мелкотоварное производство перерастает в мануфактурное. В стране появляются капиталистические мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде. Начинается процесс первоначального накопления капитала. Возникают крестьянские мануфактуры. Значительные изменения произошли в финансовой системе страны. Правительством были созданы первые российские банки, начинается, выпуск бумажных денег. В XVIII веке начинается кризис феодально-крепостнической системы, а в ее недрах зарождаются ростки новых буржуазных отношений. Эти тенденции получат развитие в первой половине XIX века.