Как изучает экономическая наука. Что такое экономика

Используемых для производства товаров и услуг, которые в свою очередь удовлетворяют безграничные желания и потребности потребителей.

Экономика базируется на:

Аксиома 1 – ресурсы ограничены

Аксиома 2 – желания и потребности человека безграничны

Ключевые вопросы, которые изучает Экономика:

    Социальная наука – Экономика использует научные методы для объяснения и изучения нашего общества Распределение – Экономика призвана помочь принимать решения о распределении (распространении) ресурсов, товаров и услуг Ограниченные ресурсы - Экономические ресурсы лимитированы по сравнению с нашими желаниями их использовать Производство – Общество трансформирует ресурсы в товары и услуги. Это и есть процесс производства Потребление – Произведенные в Экономике товары и услуги в процессе их потребления (использования) призваны удовлетворять желания и потребности потребителей

Экономика так же предполагает изучение:

1.Проблем дефицита – у нас есть ограниченные ресурсы с одной стороны и неограниченные желания и потребности с другой.

2. Альтернативные издержки – использование ресурсов для производства одного товара не позволяет использовать этот же ресурс для производство другого товара.

Три основные вопроса распределения:

ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов? КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги? ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

2. Основные вопросы распределения.

1. ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов?

2. КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги?

3. ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

3. Понятия макро - и микроэкономики. Что является предметом их изучения.

1. Макроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Макроэкономику интересуют такие показатели как – валовой объем производства, инфляция, безработица , рецессия.

Наиболее значимые цели макроэкономики:

1. Полная занятость, когда все имеющиеся ресурсы

(труд, земля, капитал и предпринимательство) используются

для производства товаров и услуг

2. Экономическая стабильность - недопущение или ограничение

колебаний в объемах производства, уровне безработицы и цен

3. Экономический рост - способность экономики наращивать

объем производства товаров и услуг. Улучшается уровень жизни населения

Микроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Микроэкономику интересуют такие вопросы

как издержки производства, колебания цен, поведение потребителей и конкуренция

Наиболее значимые цели микроэкономики:

Эффективность – наивысший объем удовлетворения от имеющихся ресурсов

Справедливое распределение, когда доход или богатство распределяются в обществе среди его членов. Однако понятие справедливости относительно, поэтому мы вынуждены применять различные законы (нормативная экономика)

4. Современные направления экономической теории – институцианализм, неолиберализм, кейнсианство .

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Методы экономической теории:

1. Абстракция , т. е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы .

5. Моделирование . Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Институционализм направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - институций (семья, партия, профсоюз и т. д.)

Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.

Основные цели сводятся:

Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы. Справедливое распределение доходов. Это не означает уровниволки. Справедливость заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не прибывала в нищете при чрезмерной роскоши других. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Домашние хозяйства - представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Предприятия - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство - представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

13. Модели современного рыночного хозяйства.

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

Модели современного рыночного хозяйства:

1 Социально ориентированное хозяйство - Гос. программы направлены на защиту интересов граждан. Принципы регулирования экономики - долгосрочные программы. (Германия)

2 Смешанная экономика - Государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. (около 10% - США)

3 Корпоративная экономика - Целевая направленность гос. программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов. (Япония) (Швеция)

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры , смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

Смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором ;

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Господство частной собственности и частной инициативы;

Рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

14. Отличительные черты современной рыночной экономической системы.

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

Сдвиг кривой спроса – есть глобальное изменение спроса, что приводит к сдвигу всей кривой спроса.

Существуют неценовые факторы , которые также могут влиять на спрос (детерминанты спроса) :

    изменение доходов потребителей, количества потребителей изменение вкусов и предпочтений потребителей цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары сезонность мода

Спрос – это функция всех этих факторов

Q – спрос

I – доход (income)

Z – вкусы

W – ожидания (waiting)

Psub – цена на товары-заменители (substitute)

Pcom – цена на дополняющие

товары (complement)

N – количество покупателей

B – прочие факторы

17. В чем отличие между изменением величины спроса и изменением спроса.

СПРОС – это готовность и способность потребителей купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

Величина спроса – это то определенное количество товара, которое потребители хотели бы и могут купить по данной цене

    Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!!

18. Предложение. Определение понятия «предложение». Кривая предложения. Закон предложения. Основные компоненты, влияющие на изменение величины предложения . Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения (графики, объяснение).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это готовность и способность производителей продавать определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

согласиться при продаже данного количества товара

    Производители имеют нижний предел цены, по которой они хотят, могут и согласны продавать свой товар; Производители всегда хотят и способны установить наибольшую цену, а в идеале – установить цену в 1 млн. долл. или выше; Минимальная цена предложения основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина предложения – это то определенное количество товара, которое

производители хотели бы и могут продавать по данной цене

    Цена и величина предложения – это две неразрывные категории;!!! Изменение ВЕЛИЧИНЫ предложения и изменение ПРЕДЛОЖЕНИЯ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – есть прямая зависимость между ценой предложения и величиной предложения

Кривая предложения обозначается буквой S (supply) и характеризует какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Экономика - слово, имеющее древнегреческое происхождение. Оно возникло благодаря соединению слов «хозяйство» и «закон». И если раньше она в значительной мере опиралась на философию, то теперь является полноценной наукой, которая имеет теоретическую и прикладную части. Со времен возникновения самого понятия оно смогло существенно обогатиться и измениться. Поэтому давайте выясним, что же представляет собой экономика как хозяйство и наука.

Современная трактовка

Экономику как хозяйство характеризует прежде всего предметность. В широком смысле это совокупность всех категорий, материальных и нематериальных, которые используются людьми, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности. Экономика как хозяйство - это созданная и эксплуатируемая человеком для поддержания собственного существования и повышения его уровня.

Теперь давайте рассмотрим экономику в качестве науки. В данном случае она является совокупностью имеющихся знаний о производственной деятельности людей. Она изучает использование ресурсов для обеспечения жизненных потребностей с точки зрения их ограниченности, а также отношения, которые возникают во время процесса хозяйствования. В качестве последних интерес представляют процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров.

Подводя итог вышесказанному

Итак, экономика является и хозяйством, и наукой про него, а также про отношения, которые возникают между людьми во время производственных процессов. Утверждать, что есть одно определение, и оно безусловно верное, нельзя. Экономика как наука и хозяйство рассматривается разными людьми в различных условиях и при неодинаковом багаже опыта и знаний. Поэтому можно встретить много толкований определения. Некоторые государства закрепляют терминологическую базу в стандартизирующей документации, другие ничего такого не делают.

Теория

Экономика занимается изучением определённой стороны жизни общества. Благодаря этому она тесно связана с рядом общественных наук: историей, социологией, психологией, юриспруденцией, политологией и другими. Также экономикой широко используются математические расчеты, количественные методы исследования, для улучшения результатов применяется анализ. В качестве примера комплексности можно привести её связь с юриспруденцией. Важными для общественных отношений является их регуляция со стороны закона, а также определение порядка различных действий (например, регистрации компании). В данном случае работа идёт с абстрактными понятиями.

Переход от теории к практике

Важным аспектом является выделение в рамках экономики как науки целого ряда дисциплин: экономика сельского хозяйства, труда, промышленности и так далее. Поэтому перед нею стоят такие цели (категории исследований):

  1. Основной задачей является поиск возможностей эффективного ведения хозяйства. Также вырабатываются оптимальные механизмы использования ресурсов с учетом того, что они являются ограниченными (а вот потребности безграничны).
  2. Предмет исследований - экономические отношения, связи, взаимозависимости, которые возникают как элемент экономики в процессе её развития.
  3. Существенной особенностью является то, что ставка делается на функциональные связи, а не на причинно-следственные.

Экономика как наука выполняет ряд функций:

  1. Познавательную.
  2. Методологическую.
  3. Образовательную.
  4. Идеологическую.
  5. Практическую.

Также существует два уровня анализа, которые применяются в данной сфере:

  1. Макроэкономика. Является наукой, которая изучает хозяйство целиком. В сферу её интересов входит экономическое здоровье всего мира и отдельных стран. Она интересуется вопросами занятости, безработицы, экономического роста, инфляции и так далее. Основными субъектами являются государство, фирма, домохозяйство.
  2. Микроэкономика. которая занимается изучением фирм и отдельных отраслей. Она рассматривает такие проблемы, как ограниченность ресурсов, выбор, изменение предложения и спроса отдельных товаров на конкретных рынках и так далее. Основными субъектами здесь являются фирмы и домохозяйства.

Давайте теперь обратимся к практической составляющей и узнаем, что собой представляет экономика как хозяйство. Это понятие какого порядка?

Система общественного производства

Она занимается обеспечением людей материальными условиями для существования - жильем, продуктами питания, одеждой, медицинскими препаратами и так далее. Здесь выделяется несколько важных аспектов:

  1. Производство. Это процесс, во время которого создаются экономические блага и услуги.
  2. Распределение. Продукт или доход распределяется между людьми, которые участвуют в его производстве или получении.
  3. Обмен. Это процесс, где вместо продукта человек получает деньги или другой товар/услугу.
  4. Потребление. Это стадия использования или уничтожения продукта.

Экономику как хозяйство иллюстрирует тот факт, что в ней создаются товары или услуги, которые в последующем с помощью различных механизмов распределяются между всеми участниками общества и используются.

Проблемы

Когда рассматривается экономика как наука и хозяйство, то сложно обойти вниманием нерешенные вопросы. Так, самой главной проблемой является удовлетворение постоянно растущих (неограниченных) потребностей людей, притом что существует определённый запас ресурсов, который не увеличивается. И при этом человек имеет потребности. Так называют необходимость в чем-то, что нужно для поддержки и жизнедеятельности общества и личности и их развития. Потребности человека нельзя проигнорировать, поскольку такие действия влекут за собой негативные последствия. Необходимость наличия у человека жилья, продуктов питания, различных материальных благ очевидна. Поэтому большую важность и имеют различные Они являются средствами, которые удовлетворяют потребности человека. Правда, они существуют в весьма ограниченном количестве. Это обусловлено тем, что они создаются благодаря ресурсам, которые тоже не безграничны. Последние в экономике также называются факторами производства.

Заключение

Вот нами и было рассмотрено это понятие. Экономика как хозяйство и как наука - это два взаимосвязанных понятия, объединенных общим содержанием. Эта дисциплина является весьма сложной и заслуживающей уважения. Она необходима для построения стабильно развивающегося общества. Для этого нужно, чтобы каждый, кто её изучает, делал своё дело на совесть как в процессе обучения, так и на рабочем месте. Причем необходимо не просто зазубривать, а обдумывать, размышлять и даже спорить (если есть аргументация).

1. Предмет экономики

2. Методы экономического исследования

1. Предмет экономики

А. Экономический выбор

Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.

Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.

Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.

Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются свободными . Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.

В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному использованию ресурсов . Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.

При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.

Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.

Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.

Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3). Для кого производить?

Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

Б. Экономические затраты и невозвратные издержки

В процессе выбора возникает понятие экономических затрат (издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы. Напротив, экономические затраты получения некоего блага - это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов , но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)

На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать... От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.

Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива . С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.

Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив .

Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов .

Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».

Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.

Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.

Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.

Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания. Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»

Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения . Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.

В. Микроэкономика и макроэкономика

Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д.

Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.

Здесь важны три обстоятельства. Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на отдельные товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.

Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.

Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Потребности человека безмерны (чем больше у него есть, тем больше ему хочется).

В любое время, даже если вы обуты, одеты и имеете крышу над головой, вы мечтаете о чем-то еще: новом смартфоне, пятой паре туфель или заколке для галстука.

При этом финансовое положение не играет большой роли. Один желает получить билет в кино за 200 рублей, а другой — приобрести наручные часы за 1 млн долларов.

У нас общество потребления, и вокруг этого строится вся экономика . Но что это такое? ? Что она изучает? Давайте разбираться вместе.

Определение экономики и ее история

Экономика — это хозяйственная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания и использования жизненных благ.

Кембриджский словарь дает определение экономики как системы торговли и промышленности, в которой используется богатство страны.

Также экономикой называется комплекс научных дисциплин , изучающих производство товаров и услуг, их распределение и потребление. В английском языке для определения экономической науки используется слово economics, а для системы хозяйствования – economy.

Пока кто-то занимается поставкой и распространением товаров и услуг существует и экономика. Ее развитие связано с развитием .

Как менялась экономика с годами

Древняя экономика была основана на натуральном хозяйстве . Основные потребности удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Обмен, если он существовал, происходил без посредства денег, путем простой меновой торговли. Общественное разделение труда отсутствовало или было мало развито. В чистом виде натуральное хозяйство было развито в доклассовом обществе.

По мере развития общества и роста разделения труда в городах, а порой и в сельских общинах появляется товарное производство . В средневековье обмен продуктами происходит через торговлю. В качестве валюты применяется серебро, бронза, медь, золото.

«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.»
К. Маркс

Капитал используется для захвата земель, чтобы затем вернуться в виде товаров. Появляются торговые предприятия и первые банки. Понимание, что такое экономика в тот период, прежде всего охватывало торговлю.

С развитием государственного управления, существующие в то время правительства стали пытаться контролировать торговлю . Они вводят таможенные пошлины. Начинают работать государственные секторы экономики. Крупные банкиры финансируют национальные проекты и войны.

С этого периода экономика становится национальной и рассматривается как хозяйственная деятельность граждан .

Привела к глубоким изменениям в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, добыче, транспорте. Она затронула практически все аспекты повседневной жизни человека.

Система производства и разделения труда способствовала массовому выпуску товаров, что привело к бурному экономическому росту . Наступление Промышленной революции ознаменовало важный поворотный момент в истории человечества.

После двух войн и разрушительной Великой депрессии политики искали новые подходы к влиянию на экономические процессы. Вместо преобладающей раньше теории свободной торговли, правительства стали придерживаться точки зрения более жесткого контроля государства над рынками.

Путем манипулирования совокупным спросом государства стали смягчать экономические проблемы. Такая политика в конце 1950-х привела к новому экономическому росту Америки и стран Европы, получившему название экономического чуда.

На современном этапе развития все большую роль в экономических процессах приобретает «сектор услуг». Распространение интернет-технологий ведет к росту значения электронной коммерции и электронного бизнеса. Это приводит к размыванию границ между странами и появлению новых моделей экономик , отличающихся от традиционных.

Экономика как наука - что она изучает

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Лоренс Питер

Зарождение экономической науки связано с ограниченностью ресурсов, используемых для получения благ. Невозможность удовлетворить безграничные потребности, ставит субъекты (домашние хозяйства, компании, государства) перед постоянным выбором:

  1. Что производить?
  2. Какие использовать технологии?
  3. Кого и как привлечь к производству?
  4. Для кого предназначены результаты работы?

Поиск эффективных путей расходования ресурсов для повышения благосостояния граждан и общества в целом – основная функция экономической науки.

Предметом изучения являются субъекты хозяйственной деятельности – люди, отдельные хозяйства и общество в целом. Поэтому экономику относят к социальным наукам . Economics или экономическая теория – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, формулирование законов хозяйствования.

По масштабу исследований выделяют макро- и микроэкономику. Микроэкономика фокусируется на индивидуальных потребителях и производителях. Это может быть человек, бизнес или государственная организация. Микроэкономика изучает как люди торгуют друг с другом, как и предложение товаров.

Макроэкономика изучает закономерности на уровне отрасли, государства или мира в целом. Рассматриваемые темы включают в себя государственную фискальную или денежно-кредитную политику, уровень , изменения валового внутреннего продукта, бизнес-циклы, которые приводят к буму или спаду производства, депрессиям.

7 научных школ экономики перевернувших мир

«Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов».
Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономика как наука прошла очень длинный путь. Считается, что слово «экономия» придумал древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до н.э.), который писал, что «для преодоления скудости труд, материалы и время должны быть правильно распределены».

В переводе с греческого термин обозначает «законы ведения домашнего хозяйства», от «ойкос» (οἶκος) — дом, имущество, хозяйство, и «номос» (νόμος) — правила, закон. Проблемы разделения труда, формирования стоимости, обращения денег, богатства, создания «идеального» общества рассматривали античные ученые. Аристотель считал экономику наукой о богатстве .

До наших дней дошел трактат «Экономика» (Ойкономика) афинского историка и политического деятеля Ксенофонта, в котором доказывается важность науки, а также описываются различные способы ведения хозяйства и земледелия.

1. Меркантилизм

Начальная теоретическая школа по экономике появилась в 15-17 веках н. э. и называлась . Меркантилисты приравняли богатство к деньгам. Представители этого направления предлагали богатство граждан и государства повышать накоплением золота и серебра.

Для достижения цели правителям рекомендовали расширять торговлю и копить драгметаллы в казне . Внешнеэкономический обмен последователи теории предлагали строить на принципах разорения соседей, увеличивая экспорт товаров и снижая импорт, тем самым привлекая зарубежное золото в страну.

2. Физиократия

Утверждения меркантилистов опроверг французский экономист Ф. Кенэ. Он основал новое учение – физиократию. Впрочем, сами последователи называли себя экономистами, а термин «физиократизм» («власть природы») введен в оборот позднее Адамом Смитом.

В отличие от меркантилистов, основой богатства страны эта школа считала сельское хозяйство .

Благосостояние государства увеличивается, если стоимость продукции, полученной в сельхозпроизводстве, превышает сумму продукции, потраченной для ее создания. То есть, растет так называемый «чистый продукт». Единственным производительным классом Кенэ считал земледельцев.

Хозяйственный процесс физиократы называли естественной гармонией, в которой нет места государству. Правительству не следовало вмешиваться в экономику, установив законы, которые бы не мешали течению «естественных законов природы».

3. Классическая школа (конец 17 – начало 18 вв)

С появлением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономика . Классики свели в единое целое все, что изучает экономика, систематизировали положения, наблюдения, выводы, согласовали категории и понятия.

Первым экономистом в современном значении слова был шотландец Адам Смит (1723—1790). Он заложил основы трудовой теории стоимости и показал значение разделения труда как условия повышения производительности.

4. Марксизм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили теорию строительства справедливого общества без . основана на следующих принципах:

  1. средства производства принадлежат обществу, а не частным лицам;
  2. недопустима эксплуатация человеческого труда;
  3. равная плата за труд;
  4. полная занятость.

Для формирования такой модели общества экономика должна полностью регулироваться из центра.

5. Маржинализм

Теория маржинализма сформировалась как ответная реакция на учение К. Маркса. Экономические закономерности изучаются с использованием крайних величин или состояний.

Отвергаются классические подходы к цене товара на основе затрат труда и других факторов. Ценность определяется полезностью продукта , то есть его способностью удовлетворять потребности потребителя.

6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – это синтез идей классического направления и марженализма. В настоящее время учение преобладает среди западных экономистов.

7. Кейнсианство

Кейнсианство — теория государственного регулирования рынка. Последователи направления предлагают устранять неравномерность спроса и предложения путем изменения денежной наличной массы. Эти меры влияют на занятость, поток , валовый национальный продукт и способствуют преодолению экономических кризисов.

4 типа экономики используемых в мире

В зависимости от того, как решаются основные проблемы и кому принадлежат средства производства, принято выделять 4 вида экономики:

  1. традиционная;
  2. рыночная;
  3. командная (плановая);
  4. смешанная.

При традиционном укладе жизни земля и орудия производства принадлежат племени, а результаты труда распределяются по традициям, передающимся из поколения в поколение.

Такая экономика отторгает любые нововведения, производство ведется по отсталым технологиям с преобладанием ручного труда. Традиционная экономическая система сохранилась в некоторых отсталых странах Африки.

Рыночная экономика основана на частной собственности. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с личными интересами и регулируется механизмами рынка. Государство слабо влияет на экономические процессы.

При плановой экономике основные решения принимает власть. Хозяйствующие субъекты не заинтересованы в результатах труда и не имеют свободы выбора.

Смешанная экономика предполагает сочетание частной и государственной собственности. Недостатки рыночной системы сглаживаются государственным регулированием. Государство участвует в предоставлении социальных благ и услуг.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое модернизация Что такое стагнация простым языком Что такое рецессия Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают

Экономическая наука изучает хозяйственную (экономическую) жизнь людей, объединенных в общество. Проявление этой жизни мы видим постоянно, часто принимая в ней непосредственное участие.

Например, по улицам проезжают машины, везущие цемент, железобетонные конструкции, окна и т.д. для новостроек. Это — проявление производственной деятельности (производства) в сфере строительства.

Почти ежедневно каждый из нас посещает магазины различных торговых сетей. Покупая там товары, мы становимся участниками обмена денег на продукты и услуги. Ежегодно принимается Государственный бюджет. Парламентарии обсуждают вопрос о том, сколько средств выделить на образование, медицину, учреждения культуры, армию, суды и т.п.. В этом случае мы наблюдаем отношения распределения доходов, собранных в государственном бюджете.

Когда семья кладет деньги на банковский депозит — это пример использования ранее полученных доходов как сбережений.

В каждом из четырех рассмотренных случаев речь шла об отдельных проявлениях хозяйственной жизни, которые предполагают наличие экономических ресурсов — материалов, производственных мощностей, денежных средств и т.п.. При этом отметим, что все экономические ограничены.

Ведь когда строительные материалы используются на одной новостройке, то они не могут быть использованы на другой. Или, если деньги тратятся покупателем на приобретение стирального порошка в магазине то они уже не могут быть потрачены на покупку пирожных в буфете. А парламентарии, принимая решение, скажем, об увеличении расходов бюджета на учреждения образования, должны определить, какие другие статьи расходов государственного бюджета должны при этом уменьшиться. Наконец, если семья экономит средства, положив их на банковский депозит, то это означает, что она сознательно ограничивает свое потребление.

Поскольку все экономические ограничены, то важнейшей проблемой хозяйственной (экономической) жизни является деление их таким образом, чтобы наилучшим, наиболее полно удовлетворить потребности.

Экономическая наука как раз и помогает решать проблему распределения ограниченных ресурсов. Попутно заметим, что потребности людей безграничны — они меняются и растут, их бесконечность обуславливается неуемным желанием людей улучшать потребления, делать разнообразным и содержательным собственную жизнь.

Итак, предметом экономической науки является обоснование способов распределения ограниченных ресурсов, благодаря которому обеспечивается лучше, наиболее полное удовлетворение потребностей. При этом наука объясняет, как должна функционировать