Лекции для студентов.

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

увеличение государственных закупок;

снижение налогов;

увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

сокращение государственных закупок;

увеличение налогов;

сокращение трансфертов.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. .

Налоги выполняют три основные функции :

фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на

реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости от характера ставок различают налоги :

твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться.

По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику .

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки -во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы -- форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов.

Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей.

Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.

1. К числу основных целей фискальной политики государства относится:

а) создание условий для успешного ведения бизнеса;

б) антициклическое регулирование экономики;

в) повышение состояния граждан;

г) перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения.

2. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

3. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

б) нейтрально;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов.

4. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

а) прогрессивного;

б) регрессивного;

в) прямого;

г) косвенного.

5. К числу инструментов фискальной политики относится:

а) увеличение нормы обязательных резервов;

б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;

в) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций.

6. Увеличение ставок налогов является примером

а) кредитно-бюджетной политики;

б) фискальной политики;

в) монетарной политики;

г) денежно-финансовой политики.

7. Какая из перечисленных мер не является фискальной?

а) Изменение ставок налогов на прибыль банков;

б) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

в) Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство.

г) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

8. Какое из утверждений является верным?

а) Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента;

б) С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог;

в) налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании;

г) Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту.

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

а) Фискальная политика – это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

б) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты.

в) Фискальная политика – это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

г) Фискальная политика – это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

10. Государственный долг – это

а) сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту;

б) превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью;

в) сумма задолженности государства другим странам;

г) сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам.

11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

б) увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

в) повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований;

г) увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей.

12. Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

13. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами;

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости;

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.

14. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) арендная плата;

в) доходы от государственной собственности;

г) административно-управленческие

д) займы и помощь иностранным государствам

15. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся:

а) расходы по обслуживанию государственного долга;

б) подоходные налоги и пособия по безработице;

в) расходы на охрану и защиту природной среды;

г) таможенные пошлины и акцизы.

276. Что относится к числу основных целей фискальной политики государства

создание условий для успешного ведения бизнеса

Антициклическое регулирование экономики

повышение состояния граждан

перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

277. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как

сокращение сбережений

увеличение инвестиций

увеличение потребления

Увеличение сбережений

278. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру

как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний

нейтрально

Как встроенный (автоматический) стабилизатор

неопределенным образом, в зависимости от факторов

279. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название

Прогрессивного

регрессивного

косвенного

280. К числу инструментов фискальной политики относится

увеличение нормы обязательных резервов

покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке

Выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

281. Увеличение ставок налогов является примером

кредитно-бюджетной политики

Фискальной политики

монетарной политики

денежно-финансовой политики

282. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

Изменение ставок налогов на прибыль банков

Изменение Центральным банком нормы банковского резерва

Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство

Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

283. Какое из утверждений является верным?

Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента

С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог

Налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании

Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту

284. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

285. Государственный долг - это

Сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту

превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью

сумма задолженности государства другим странам

сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам

286. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

Увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований

увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

287. Бюджет существует

только у государства

у государства и предприятий реального сектора экономики

У всех экономических субъектов

у важных структур федерального уровня

288. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между

текущими государственными расходами и доходами

фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

Текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

289. Какие из перечисленных статей относятся к доходам госбюджета (выберите 2 варианта ответа)

Налог на наследство

чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов

трансфертные платежи населению

Таможенные пошлины

290. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета

Выплаты по государственному долгу

арендная плата

доходы от государственной собственности

291. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся

расходы по обслуживанию государственного долга

Подоходные налоги и пособия по безработице

расходы на охрану и защиту природной среды

таможенные пошлины и акцизы

292. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки

растет с увеличением дохода

не изменяется при изменении дохода

Сокращается с увеличением дохода

293. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки

не изменяется с увеличением дохода

не изменяется с уменьшением дохода

Не изменяется при любом изменении дохода

изменяется в соответствии с изменением дохода

294. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры

увеличивается ставка подоходного налога

При неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений

повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд

295. Годовой государственный бюджет - это

План государственных доходов и расходов на год

количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год

количество денег, имеющихся в наличии у правительства

общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

296. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы - 1151 трлн. р., то возникнет

бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта

Бюджетный дефицит, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться

297. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

приведет к увеличению поступлений от этого налога

является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории

Может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога

приведет к снижению дефицита государственного бюджета

298. Регрессивное налогообложение

делает невозможным выплату трансфертов государством

приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами

Может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов

не приводит к перераспределению доходов в обществе

299. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., - это пример

регрессивного прямого налога

прогрессивного косвенного налога

регрессивного косвенного налога

Прогрессивного прямого налога

300. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

Переложения налогового бремени

роста спроса на услуги референтов

прогрессивного налогообложения

ценовой дискриминации

301. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том. Что

Часть национального продукта уходит за пределы страны

возрастают стимулы повышения эффективности производства

сокращается неравенство в доходах

возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

302. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога

налог на прибыль предприятий

Подоходный налог с населения

ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя

303. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует

увеличить более, чем на 20

увеличить на 20

Увеличить менее, чем на 20

уменьшить на 20

уменьшить менее, чем на 20

304. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

Правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв

правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов

необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва


Похожая информация.


1. Цели, инструменты и виды фискальной политики.

    Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета.

    Государственный долг, его виды и последствия.

    Достоинства и недостатки фискальной политики.

фискальная (бюджетно-налоговая) политика, государственные расходы и государственные закупки, трансферты, мультипликатор государственных расходов и трансфертов, налоговый мультипликатор, бюджет, мультипликатор сбалансированного бюджета, дефицит государственного бюджета, фактический, структурный и циклический дефицит бюджета, профицит бюджета, дискреционная фискальная политика, недискреционная (автоматическая) фискальная политика, встроенные стабилизаторы экономики, государственный долг, внешний и внутренний долг, бремя долга, конверсия, рефинансирование, консолидация государственного долга, эффект вытеснения.

Студент должен уметь:

    определять цели фискальной политики по результатам анализа состояния экономики;

    различать дискреционную и недискреционную фискальную политику;

    по исходным данным рассчитывать дефицит и профицит государственного бюджета;

    рассчитывать структурный и циклический дефицит государственного бюджета;

    показывать графически (на модели «кейнсианский крест») и анализировать последствия изменения налогов, трансфертов и государственных закупок;

    рассчитывать мультипликатор государственных закупок, трансфертов и налогов;

    различать достоинства и недостатки фискальной политики;

    анализировать политику правительства Украины на определенных этапах развития экономики;

    рассчитывать бремя государственного долга;

    различать положительные и негативные последствия государственного долга.

    Механизм осуществления фискальной политики на разных фазах экономического цикла.

    Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом росте производства.

    Проблема бюджетного дефицита.

    Налоговая система государства. Налоги и их виды.

    Государственный бюджет Украины (общая характеристика).

    Политика правительства Юлии Тимошенко и ее влияние на экономику Украины (на примере статистических данных).

    Зарубежный опыт обеспечения устойчивого экономического роста с помощью инструментов фискальной политики.

    Государственный долг США.

    Применение инструментов фискальной политики в период экономического кризиса.

    Последствия государственного долга.

Методические указания по теме «Фискальная политика»:

Задания для самостоятельной проверки знаний по теме «Фискальная политика»:

Ответьте на тесты:

1. К числу инструментов фискальной политики относится:

А) увеличение нормы обязательных банковских резервов;

Б) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на рынке;

В) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

Г) все ответы верны.

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный объем производства, если государство увеличит свои закупки на 10 млрд. долл., не изменяя налоговых поступлений. Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,8?

А) увеличится на 40 млрд. долл.;

Б) увеличится на 10 млрд. долл.;

В) уменьшится на 50 млрд. долл.;

Г) увеличится на 50 млрд. долл.

3. Какой из ответов к предыдущему тесту верен, если сумма государственных закупок не изменилась, а величина подоходного налога уменьшилась на 10 млрд. долл.?

4. При прочих равных условиях величина мультипликатора государственных расходов будет:

А) меньше величины налогового мультипликатора;

Б) равна величине налогового мультипликатора;

В) больше величины налогового мультипликатора;

Г) нельзя дать однозначный ответ.

5. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета, равное сокращение налогов и государственных расходов:

А) не изменит уровень национального дохода и производства;

Б) будет способствовать вытеснению частных инвестиций;

В) увеличит равновесный уровень национального дохода и производства;

Г) снизит равновесный уровень национального дохода и производства.

6. Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

А) текущими государственными расходами и доходами;

Б) фактическим и структурным дефицитом;

В) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу;

Г) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости.

7. Потенциальный ВВП составляет 70 млрд.ден.ед., а фактический ВВП равен 64 млрд.ден.ед. Сумма налоговых поступлений в бюджет составляет 20% ВВП (других поступлений в бюджет нет). Государственные расходы на товары и услуги составляют 15 млрд.ден.ед. Структурный дефицит госбюджета составляет:

А) 2,2 млрд.ден.ед.; Б) 1 млрд.ден.ед.; В) 0; Г) 1,2 млрд.ден.ед.

8. Рост процентной ставки, возникающий в результате применения стимулирующей фискальной политики ведет к:

А) увеличению стимулирующего эффекта;

Б) снижению стимулирующего эффекта;

В) снижению инвестиционных расходов;

Г) верны Б) и В).

9. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:

А) увеличивается ставка подоходного налога;

Б) при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений;

В) повышается доля отчислений с заработной платы в пенсионный фонд;

Г) увеличивается ставка по банковским вкладам для физических лиц.

10. Различие между эффектом мультипликатора государственных расходов и налоговым мультипликатором вызвано тем, что:

А) рост государственных закупок в отличие от снижения налогов уменьшает частные инвестиции;

Б) снижение налогов в отличие от роста государственных закупок приводит к увеличению бюджетного дефицита;

В) рост государственных закупок в отличие от снижения налогов оказывает прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходов;

Г) все ответы верны.

Семинар 7. Социальная политика.

    Доходы населения, их виды и источники формирования.

    Дифференциация доходов. Кривая Лоренца.

    Проблема бедности.

Студент должен знать следующие понятия и категории: социальная политика, социальная защита, социальные гарантии, структура доходов, номинальный доход, реальный доход, располагаемый доход, прожиточный минимум, неравенство, кривая Лоренца, коэффициент Джини, граница бедности, индекс развития человеческого потенциала.

Студент должен уметь:

    определять основные задачи и основные способы осуществления социальной политики;

    классифицировать модели социальной защиты (по Ф.Вильямсу);

    определять структуру доходов;

    различать номинальный и реальный доход;

    формулировать причины неравенства доходов;

    строить кривую Лоренца;

    рассчитывать коэффициент Джини;

    проводить сравнительный анализ степени неравенства в разных странах;

    определять последствия неравенства;

    проводить сравнительный анализ стран по индексу развития человеческого потенциала.

Темы рефератов и выступлений:

1. Особенности социальной политики в Украине на современном этапе.

2. Система социальной защиты: генезис и эволюция.

3. Вэлфер (опыт США).

4. Кривая Лоренца как измеритель степени неравномерности в распределении доходов.

5. Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества.

6. Средний класс, его характерные черты, особенности формирования и роль в экономике.

7. Прожиточный минимум: методика расчета и его роль в экономике.

8. Методика расчета индекса развития человеческого потенциала.

9. Прожиточный минимум и факторы его определяющие.

10. Бедность как глобальная экономическая проблема.

Методические указания по теме «Социальная политика»:

Задания для самостоятельной проверки знаний по теме «Социальная политика»:

Решите задачу:

По данным о распределении дохода в Нидерландах в начале 80-х годов ХХ века построить кривую Лоренца и вычислить коэффициент Джини.

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.


Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьне менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.