Льготное налогообложение доходов. Налоговые льготы: виды и способы их применения

Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки - ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки - ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.


Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

· наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;

· безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

· гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

Освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

Дополнительных налоговых вычетов или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

Пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

В ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Налоговая преференция - льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа

Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия - это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).

Скидки - это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.

Снижение ставки налогообложения ведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Таким образом, противоречие между необходимостью максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

В зависимости от сферы применения различаются налоговые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь - налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям - хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.

Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.

Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее - налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) - на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер - на срок от одного месяца до одного года;

Размер налогового кредита не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

В случае неуплаты в установленный срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Начисление пени за несвоевременное погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.

При не целевом использовании суммы налогового кредита или товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.

Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?

В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:

  • на личные и льготы для юридических лиц;
  • на общеэкономические и социальные;
  • на федеральные, региональные и местные (в зависимости от того, кто предоставил льготу).

Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;

Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.

Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г., где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».

Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.

Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.

Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.

К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.

Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Ниже приведена таблица с указанием налоговых льгот для организаций (законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками).

Налоговые льготы для юридических лиц

С постоянными изменениями в налоговом кодексе российские граждане часто не могут самостоятельно разобраться, какие налоги им необходимо платить, и каким образом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налогообложение – это основа государства. С помощью налогов денежные средства поступают от всех граждан в общий государственный бюджет, и там осуществляется распределение на общее благо.

Первоначальная информация

Платить налоги обязаны все, однако социальная защита здесь играет огромную роль, позволяя некоторым категориям граждан платить меньше, нежели другие или не платить вообще.

Такое явление вполне обоснованно, так как те, кто получают дополнительную государственную помощь, или полностью находятся на обеспечении, не должны с этих средств снова вкладывать в казну.

Главные понятия

Существуют федеральные льготы, региональные и местные. Льготы могут предоставляться как конкретным гражданам, так и целым организациям.

В первую очередь, это связано с их направленностью:

В зависимости от видов предоставляемых льгот, они подразделяются на:

Классификация скидок

Понятие скидки дает гражданину снижение налоговой базы. Они могут быть:

Классификация выглядит следующим образом:

Стандартные Применяются на всех налогоплательщиков, несмотря на размер их дохода. Сумма скидки может быть в определенном размере или проценте, в зависимости от полученной прибыли. В свою очередь они подразделяются на:
  • базовые — не облагаемый минимум налога;
  • семейные — зависят от семейного статуса налогоплательщика;
  • отдельные для лиц, которые содержат на иждивении несовершеннолетних лиц, проходящих обучение и т.д. Тех, кто не имеет собственного дохода и нуждается в материальном обеспечении
Нестандартные Скидка напрямую зависит от суммы уплаты налогоплательщика и при получении размер определяется вычитанием от дохода

Законодательная база (кодекс)

Данную сферу регулируют такие статьи НК:

Основные характеристики видов налоговых льгот в РФ

Льготы предоставляются юридическим лицам и ИП, в зависимости от выбранного ими способа налогообложения. Заявление на предоставление льготы можно .

Для УСН льготы предоставляются в оплате страховых взносов, которые снижают ставку с 30 до 20%.

Но только в том случае, если их доход не превысит 79 млн. рублей за весь год. Для тех, кто выбрал работу по упрощенной системе налогообложения, платят взносы лишь в ПФР , а ФСС и ФФОМС перечисление снято.

Чтобы можно было применять подобные льготы, предприятие должно иметь данный доход, как основной вид деятельности, чтобы он составлял не менее 70% в год.

Имеет значение и сам вид деятельности предприятия, так как от его вида зависит возможность получения таких привилегий.

Есть специальные виды налоговых льгот для пенсионеров:

Вид льгот Характеристика
Имущественный Пенсионер освобождается от уплаты данного вида налога, но только при имении одного из объектов недвижимости. Если же в собственности находятся несколько объектов, налоговая инспекция может освободить от уплаты только одного выбранного объекта на основании заявления. Например, у пенсионера два гаража и три квартиры. Он может освободить от налога одну квартиру и один гараж
Земельный Пенсионеры не освобождены от данного вида налога по всей стране, однако на региональном уровне это возможно, так как этим налогом занимаются местные органы самоуправления. Для получения такой информации необходимо обратиться по месту жительства
Транспортный По транспортному налогу пенсионеры освобождаются только, если они инвалиды. В остальном, более детальную информацию необходимо спрашивать по региону проживания

В зависимости от изменяемого элемента налога налогоплательщики могут получать льготы на уменьшение ставки налога или на определенную сумму, т.е. вычет.

Какую роль играет НДС на разновидность

НДС платят все предприниматели, но особую роль играет его разновидность, так как от этого зависит льгота и соответствующая ставка.

В этом году ставки могут быть 0%, 10% или 18%. Ставка применяется в зависимости от налоговой базы и вида деятельности предпринимателя.

Предприниматель может получить налоговый вычет с этого налога, так как при реализации этот налог платиться покупателем конечного товара.

На кого направлены

Льготы направляются на граждан, которые ведут определенный вид деятельности, из списка, указанного в законе.

Таким образом, государство способствует ведению бизнеса, снижая ставку на определенные сферы деятельности, или вводит полное освобождение от его уплаты.

Ставка обложения составляет для предпринимателя 18 %, и платят ее те, кто занимается деятельностью, которая не входит в список льготных.

0% назначается при экспорте и международных перевозках товаров, в области драгоценных металлов и космоса, построенных судов и некоторых транспортных услуг. Предприниматели, освобождающиеся от уплаты налога, указаны в п.2 ст. 146 НК РФ.

10% — самая распространенная ставка, которая полагается при реализации продовольственных товаров, детских товаров, образовательных книг и печатной продукции, а также медицинских товаров.

Уплата налога на льготной основе предоставляются предприятиям, у которых очень маленький оборот за три месяца подряд. Сумма должна быть не более 2 млн. рублей.

Что необходимо для оформления

Для оформления любого вида льготы необходимо личная явка в орган налоговой службы . При себе иметь паспорт, и документы, доказывающие Ваше право на предоставление льготы.

Порядок оформления происходит на основании заявления, с указанием вида льготы. При создании бизнеса все предприниматели имеют право на выбор формы собственности, с которой будет вестись деятельность.

Это ООО, ЗАО и ОАО. Однако форма собственности никакой роли не играет при оплате налога НДС.

Если компания заинтересована не платить НДС, при соответствии всем условиям, может выбирать специальный режим или упрощенную систему.

Упрощенная система возможна при соответствии таких требований:

  • если участие других юридических лиц составляет более 25%;
  • если организация не имеет филиалов и дочерних предприятий;
  • право получают в зависимости от сроков применения, и осуществляется в том случае, если организация предоставила доход за 9 месяцев не более 45 млн. рублей.

Особенности для юридических лиц

При упрощенной системе налогообложения юридические лица могут быть сняты с некоторых видов налоговых обязательств.

Это налог на прибыль, налог НДС, и налог на имущество организации. При этом НДФЛ является обязательным к оплате ко всем системам налогообложения.

Для ИП существуют такие налоговые льготы по видам деятельности:

  • научная сфера;
  • социальная;
  • производственная;
  • сфера бытовых услуг.

Если налогоплательщик планирует совершать сразу несколько видов деятельности, среди которых находится льготная, то льгота распространяется лишь на данную деятельность.

По другим направлениям налоги платятся в общем порядке. Поэтому предприниматель должен вести раздельный учёт доходов, чтобы ясно было, по какой деятельности использовать льготу, а по какой - нет.

Как получить вычет

Чтобы получить налоговые льготы и освободиться от выплаты налога налогоплательщик должен подать документы в налоговую организацию.

Исключение из данного правила составляют налоговые , для их получения пишется заявление и собирается необходимый пакет документов.

Вычет может получить организация, при соблюдении условий, указанных в ст.171 НК РФ:

  1. Если приобретенное имущество, ресурсы и права, по которым рассчитывался входной НДС учитывались в операциях, которые облагались этим налогом.
  2. Все имеющиеся материальные ценности находятся на учете.
  3. Если плательщик имеет счета-фактуры и другую документацию на все эти операции.

Для получения вычета заполняется бланк, с указанием всех операций. Его можно взять в налоговой инспекции или скачать с интернета.

На что обратить внимание

При составлении пакета документов следует учитывать правильность счета-фактуры. Если по платежной операции вы делали предоплату поставщику, он должен выдать Вам дополнительный документ об оплате.

Если покупатель рассчитывался по безналичному расчету, он не сможет применить вычет по НДС. Это связано с тем, что данная покупка не может быть внесена в книгу покупок, с которой производится отчетность при заполнении декларации.

В 2019 году налог насчитывается на доход, полученный в результате деятельности, которую предприниматель выбрал в качестве оперативной.

Если ИП изменил систему налогообложения и не работал по упрощенной системе, то он может вернуться к данной системе налогообложения.

Ему нужно подать документы в свою налоговую службу, и с нового периода он сможет использовать налоговые льготы.

Одной из важнейших сфер направления налоговых платежей является социальная сфера. В нее входят многие категории граждан, которые нуждаются в дополнительной помощи от государства.

  • Что такое налоговые льготы.
  • Как применять льготы в налоговом планировании.
  • Как классифицируются налоговые льготы.
  • Что такое налоговые каникулы.
  • Какие льготы положены предприятиям, использующим труд инвалидов.

Правительства стран применяют различные виды налогов прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли.

Сущность налоговых льгот, их цель и значение для предприятий

Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.

Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот - стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы - важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.

Из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:

  • разные виды налоговых льгот способствуют обеспечению самозанятости и последующих пенсионных гарантий бизнесменов без наемных работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, которые оказывают всевозможные услуги);
  • благодаря скидкам на налогообложение образуются новые рабочие места, а государство избавляется от необходимости содержать безработных;
  • налоговые скидки снижают социальную напряженность в обществе, поскольку благосостояние населения растет;
  • за счет налоговых скидок развиваются новые виды деятельности и формируются небольшие инновационные производства, которые, несмотря на прогнозы, могут не принести значительного дохода, но и не требуют крупных денежных вливаний.

В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:

  • максимальное уменьшение налогового бремени для данной группы населения;
  • снижение административных барьеров для госрегистрации субъектов малого бизнеса;
  • упрощение отчетности малого бизнеса перед госорганами;
  • смягчение административного и налогового контроля и уменьшение размера штрафных санкций за нарушение законодательных норм;
  • предоставление предпринимателям, работающим в сфере малого бизнеса, особых условий для получения заказов на выпуск продукции и оказание услуг, в частности в рамках государственных закупок.

Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение - это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.

Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.

  • 5 законных способов обналичить деньги и не попасть в черный список ЦБ

Порядок и виды налоговых льгот: краткая классификация

На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:

1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.

2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным - региональными, по местным - местными.

Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения - так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам.

При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, - бенефициара.

4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:

  • сам налогоплательщик (по прямым налогам);
  • лицо, покупающее товар налогоплательщика (по косвенным налогам - применяются к продукции с эластичным ценовым спросом);
  • лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (такие льготы поощряют покупку ресурсов у лиц, нуждающихся в господдержке);
  • налогоплательщик, потребитель его услуг и РСО одновременно (скидки на товар с неэластичным по стоимости спросом);
  • в некоторых ситуациях конкретного получателя выгоды определить нельзя.

Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.

5. Льготы разного содержания:

  • социальные (способствуют созданию условий для нормальной жизнедеятельности граждан и снижению имеющихся неблагоприятных факторов в субъекте);
  • экономические (способствуют созданию условий, помогающих развивать предпринимательскую деятельность и повышать инвестиционную привлекательность той или иной территории).

Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:

  1. Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий граждан. К примеру, в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ инвалиды ВОВ и другие группы лиц освобождаются от уплаты налогов частично и на постоянной основе.
  2. Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога. К примеру, когда начисляется налог на прибыль, не учитывается заработок компании, полученный благодаря производству и продаже сельхозпродукции. Как изъятия, так и освобождения могут быть предоставлены компаниям на постоянной основе (к примеру, льготы при уплате НДС по страховым операциям) или на какой-то промежуток времени.
  3. Установка необлагаемого минимума, то есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом. В данном случае налог уплачивается лишь с тех доходов и объектов налогоплательщика, которые превышают установленный минимум.
  4. Следующие из налогооблагаемой базы определенных сумм (обычно расходов налогоплательщика). К примеру, из совокупного годового дохода физлиц вычитают средства, идущие на благотворительность. При этом лимит на вычеты может быть установлен (когда исчисляется налог на доходы физлиц, к расходам на благотворительность применяются льготы в размере понесенных по факту затрат, но не больше 25 % суммы дохода, полученного в течение налогового периода) или не установлен (к примеру, если речь идет о суммах, которые образовательные учреждения направляют непосредственно на нужды обеспечения, развития и улучшения процесса образования).
  5. Изменение периода уплаты НДС (отсрочка и рассрочка налогового платежа).
  6. Снижение ставок по налогам.
  7. Вычет из налогового оклада. Данный вид льгот является самым эффективным, поскольку существенно снижает подлежащую уплате сумму. Обычно вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам налогоплательщика (к примеру, при использовании УСН предприятие, рассчитывающее налог, подлежащий уплате в бюджет, снижает его размер на сумму выплаченных взносов на ОПС).
  8. Возврат уплаченного ранее налога. В этом случае налогоплательщику компенсируют сумму ранее внесенного налога. К примеру, при экспорте товара компании у экспортеров появляется право отнести к уменьшению налога сумму, уплаченную поставщикам сырья, запчастей. При этом такой механизм кажется льготным лишь формально. Мы считаем, что в данном случае уместнее говорить скорее о специальном порядке расчета налоговых выплат, чем о льготе в том значении, в котором ее понимает большинство граждан.

Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:

1. Изъятия.

Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.

2. Скидки.

За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.

3. Уменьшение ставки налога.

Снижение налоговой ставки - уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.

4. Изменение периода уплаты налога.

В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:

  • отсрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. По истечении указанного времени налогоплательщик должен сразу и в полном объеме погасить задолженность;
  • рассрочки. Ее период может составлять 1-6 месяцев. В этом случае налогоплательщик уплачивает всю сумму налога в несколько этапов;
  • инвестиционного налогового кредита. В рамках такого изменения периода уплаты налога предприятие получает право в течение установленного времени и в обозначенных границах сократить свои выплаты по налогу, а затем поэтапно внести сумму кредита вместе с начисленными процентами. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита - от 1 до 5 лет; он может применяться в отношении налога на прибыль предприятия, а также региональных и местных налогов.

5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.

При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.

6. Освобождения от уплаты НДС.

Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.

Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.

Специальные налоговые режимы сегодня - это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

  • Налоговые льготы для ИП и другие способы поддержки малого предпринимательства

Виды налоговых льгот в 2018 году для малых и микропредприятий

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:

  • Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
  • Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
  • Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить - издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент - у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей - для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

  • Налоговое планирование в организации: виды, методы, риски

Рассказывает практик

ИП имеют 2 важных преимущества при проверках

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва

Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.

Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.

Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.

Мнение эксперта

Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса

У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь - «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.

Другие налоговые льготы по видам деятельности

Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:

1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.

Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:

  • включение в особый перечень, в который не входят услуги по санаторно-курортному лечению;
  • наличие лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • оказание услуг, подпадающих под преференции, в объеме не менее 90 %;
  • количество работников не менее 15;
  • наличие специального сертификата не менее чем у 50 сотрудников за год;
  • отсутствие вексельных операций и срочных договоров.

2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.

Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:

  • оказываемые им услуги должны соответствовать утвержденному списку;
  • организация должна состоять в региональном реестре учреждений, предоставляющих соцуслуги;
  • в штате должны присутствовать не менее 15 сотрудников в течение одного года;
  • оборот социальных услуг в организации не должен быть менее 90 %;
  • в компании должны отсутствовать вексельные операции и срочные договоры.

Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):

  • Вместо начисления амортизации эти учреждения вправе осуществлять единовременное списание затрат, понесенных в ходе коммерческой деятельности.

К таким расходам относятся:

Затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;

Расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.

Исключение составляет только недвижимость.

В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.

  • Не исчисляются и не подлежат уплате авансовые платежи по прибыли.
  • Декларация по налогу подается только в конце года.

3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.

Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:

  • технико-внедренческую, налоговые льготы на прибыль для которой действуют с 2012 по 2017 год включительно;
  • туристско-рекреационную, где налоговые льготы действуют с 2012 по 2022 год включительно.

Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.

4. Налоговые льготы для инновационных компаний.

Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).

Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:

  • сведения о них содержит в себе специальный реестр;
  • их выручка от реализации продукции, выработанной в рамках обозначенных проектов, составляет не менее 90 % общего дохода.

Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:

  • 0 % для участников, реализующих региональные инвестиционные проекты на территории Дальневосточного федерального округа и шести регионов Сибирского ФО. Эти участники, если они уже вложили средства в необходимом объеме, применяют налоговые льготы сразу после подачи заявления, не регистрируясь в реестре;
  • 0 % для участников инвестиционных контрактов.

Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.

Что касается региональных льгот, в данном случае:

  • ставка не должна превышать 10 % в течение пяти налоговых периодов с начала реализации продукции;
  • не может составлять величину менее 5 % в последующих пяти периодах.

Льгота действительна до 1.01.2017 г.

5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.

Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:

  • проектных и конструкторских;
  • строительных;
  • транспортных;
  • ремонтных.

Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.

6. «Иннополис».

«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:

Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» - 49 лет.

  • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

Виды налоговых льгот в РФ для предприятий, использующих труд инвалидов

Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:

  • общественные организации инвалидов (общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья превышает 80 %);
  • предприятия, уставной капитал которых включает в себя взносы общественных организаций;
  • фирмы, где трудятся инвалиды (доля инвалидов составляет не меньше 50 %; кроме того, не менее 25 % зарплатного фонда направляется на оплату их труда);
  • организации, созданные для решения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных задач. Налоговая льгота предоставляется в том случае, если всем имуществом данных учреждений владеют общественные организации инвалидов.

Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • освободиться от необходимости уплачивать единый социальный налог. Опция доступна для ИП, адвокатов и нотариусов (частная практика) с I, II, III группой инвалидности по части доходов от ведения предпринимательства или другой деятельности (ограничение затрагивает общую сумму дохода, которая не может быть выше 100 тыс. руб.);
  • снизить налог на прибыль и получить льготы по ЕСН и страховым взносам на травматизм - доступно для организаций, принявших лицо с инвалидностью;
  • получить льготу на имущественный налог.

Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.

Виды налоговых льгот для некоммерческих организаций

Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.

Налог на прибыль не применяется:

  • к отчислениям в резервный фонд для выполнения капремонта;
  • ко вступительным, целевым и страховым членским взносам учредителей НКО;
  • к благотворительной деятельности в форме пожертвований;
  • к доходам в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), проведенных по соответствующим договорам;
  • к различным поступлениям из бюджетных учреждений для решения определенных задач, о которых сказано в НКО;
  • к любому виду имущества, полученному вследствие благотворительности.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:

  • НКО, ведущая лицензионную деятельность, оказывает образовательные услуги - реализует общеобразовательные, профессиональные программы по основному и дополнительному обучению;
  • реализует или передает медицинское оборудование или оказывает услуги в сфере медицины;
  • оказывает социальные услуги, входящие в перечень Налогового кодекса РФ;
  • оказывает услуги для адвокатских коллегий.

Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:

  • имущество используется в религиозной деятельности;
  • это НКО инвалидов;
  • это иная организация, попадающая под действие закона РФ.

Информация об экспертах

Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.

Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.

На сегодняшний день практически каждый второй хочет заниматься своим собственным делом, которое будет приносить хороший и стабильный доход. Но с каждым годом делать это становится все сложнее. Подавляющее большинство компаний закрывается спустя всего год после открытия. Основная причина этого заключается в недостатке финансовых средств, а также слишком больших издержках. Здесь на помощь бизнесу приходит государство, которое предоставляет предпринимателям налоговые скидки. При этом оно руководствуется не только заботой о предпринимателях, но и собственными интересами, поскольку снижение финансовой нагрузки на бизнес положительно сказывается на экономике страны и стимулирует ее рост.

Чтобы выжить в современных условиях, каждый человек, у которого есть свое дело, должен иметь представление о том, что такое налоговая льгота, какие ее виды существуют и как ее получить.

Общая информация о налоговых льготах

Налоговая льгота - это скидки, предоставляемые государствами предпринимателям и компаниям на налогообложение, которые направлены на создание комфортных условий для ведения и развития бизнеса. Существует довольно много методов снижения налоговой нагрузки, поэтому очень важно разбираться в них, чтобы получить определенное преимущество при уплате налогов. При этом важно учитывать тот факт, что действующее законодательство не предоставляет никаких льгот частным лицам, а право на получение налоговых скидок имеет только группа лиц, занимающихся определенными видами бизнеса.

Какие выгоды предоставляет налоговая льгота?

Налоговая льгота - это один из мощнейших инструментов любого предпринимателя, который позволяет экономить на уплате налогов и существенно увеличить свою прибыль. В зависимости от формы собственности, типа бизнеса и прочих юридических формальностей, размер и тип скидки могут очень сильно отличаться. Помимо основных льгот, существуют особые скидки, регулируемые местными властями, которые позволяют максимально эффективно сокращать расходы и более рационально планировать бюджет компании с целью увеличения прибыли.

Кому предоставляются налоговые льготы?

Понятие налоговой льготы и правила ее предоставления определяются и регулируются соответствующими законодательными актами, в которых полностью прописаны все условия получения скидки. Согласно законодательству, льготами может воспользоваться любое физическое и юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на территории страны. При этом налоговые уступки могут распространяться на все группы налогов: местные, региональные и федеральные. Предоставлением скидок занимаются государственные чиновники на всех уровнях власти.

Как происходит процесс оформления налоговых льгот?

Налоговая льгота - это законное право любого гражданина РФ, однако чтобы воспользоваться им, необходимо иметь представление о том, как происходит процесс оформления льгот. Для получения налоговых уступок физическое или юридическое лицо должно подать правильно составленное ходатайство в соответствующий орган местного, регионального или федерального управления. В процессе рассмотрения обращения определяются цели и законность оснований предоставления льготы.

Если со всеми юридическими формальностями все будет в порядке, то предприниматель получит скидку, и его налоговая ставка будет снижена. При этом льгота может распространяться на все уровни, как по отдельности, так и в совокупности.

Льготы по налогообложению для бенефициаров

Предоставление налоговых льгот осуществляется не только частным лицам и представителям бизнеса, которые владеют собственным делом и самостоятельно платят налоги, но и конечным выгодополучателям.

К ним относятся:

  • плательщики прямых налогов ;
  • потребители товаров и услуг налогоплательщика;
  • поставщики ресурсов налогоплательщику, который из них производит продукцию.

Стоит отметить, что в законодательстве нет как такового четкого определения понятия выгодополучателя, поэтому определить его в большинстве случаев невозможно. Поэтому в некоторых случаях налоговые льготы могут предоставляться как самому налогоплательщику, так и потребителю его продукции.

Типы налоговых льгот по содержанию

  1. Социальные - направлены на снижение финансовой нагрузки на население с целью создания приемлемых условий существования, необходимых для нормальной жизни. Наиболее распространенным примером этой категории являются налоговые льготы ветеранам.
  2. Экономические - основное предназначение этих скидок заключается в том, чтобы создать подходящие условия для развития бизнеса, а также в улучшении инвестиционного климата в регионе.

Каждый тип льгот, рассмотренный выше, направлен на решение определенных проблем, поэтому при подаче заявления на предоставление налоговой скидки следует учитывать ее содержание, в противном случае в ней будет отказано.

Форма предоставления налоговых льгот

Предприниматели могут оформить льготы и снизить размер налогов по следующим статьям расходов, которые подпадают под налогообложение:

  • - государство предоставляет различные системы налогообложения, которые предоставляют более комфортные условия для различных видов бизнеса;
  • освобождение от уплаты налогов;
  • изъятие некоторых объектов из-под уплаты налогов;
  • вычеты;
  • скидки по налоговым ставкам;
  • отсрочки - позволяют уплачивать налоги со сдвижением сроков.

На сегодняшний день существует около 200 разновидностей налоговых уступок, которые распространяются на различные категории частных и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

Изъятия как разновидность снижения базы налогообложения

Изъятие - это одна из форм налоговых скидок, предполагающая вывод одного или нескольких объектов из-под налогообложения. Одними из таковых являются налоговые льготы по налогу на имущество, которые позволяют исключить из налоговой базы некоторые типы коммерческой собственности. Однако наиболее распространенной формой изъятия является налог на прибыль, который позволяет вывести из налогооблагаемой базы часть дохода, полученного индивидуальным предпринимателем или компанией при осуществлении некоторых видов деятельности.

Помимо коммерческой деятельности, изъятия распространяются и на частных лиц. Например, каждый человек может не платить налог на премии, любые денежные поощрения, полученные за какие-либо достижения в работе, а также на полученную разовую материальную помощь.

Существует довольно много видов изъятия, однако наиболее распространенными среди них являются следующие:

  • социальные пособия и выплаты;
  • пенсии;
  • пособия, которые предоставляются гражданам в результате инвалидности, полученной на производстве, смерти при выполнении должностных обязанностей, увольнении;
  • выплаты за осуществление донорской деятельности;
  • алименты;
  • научные и культурные гранты;
  • премии, полученные за личные достижения в различных сферах общественной деятельности;
  • разовая материальная помощь ;
  • компенсации, выплачиваемые при выходе на пенсию;
  • стипендии;
  • выплаты, сделанные по безналу;
  • любые взаиморасчеты, осуществляемые в иностранной валюте;
  • прибыль от реализации продуктов, полученных от животноводства, фермерства, собирательства диких ягод и плодов, а также от любой другой деятельности, осуществляемой в частных хозяйствах;
  • доход, получаемый общинами и представителями малочисленных этнических групп Севера;
  • прибыль от реализации любой продукции, полученной на охоте;
  • любая прибыль, доставшаяся физическому лицу по наследству;
  • доход, полученный акционерами в результате реорганизации бизнеса или переоценки активов;
  • призы, выигранные на спортивных соревнованиях;
  • финансовые средства, потраченные на закупку специализированного оборудования для лиц с ограниченными физическими способностями;
  • вознаграждения, полученные за передачу кладов в собственность государства;
  • доход, получаемый детьми-сиротами и выходцами из малообеспеченных семей из официальных благотворительных организаций;
  • некоторые типы вкладов в национальной валюте, предусмотренные действующим законодательством.

Освобождение налогоплательщиков от уплаты налога может осуществляться и во многих других случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, однако перечисленные выше являются наиболее часто встречающимися. При этом очень важно понимать, что изъятие может действовать как на постоянной, так и на временной основе.

Скидки по налогообложению: какие они бывают?

Налоговая льгота - это скидка, позволяющая частным и физическим лицам уменьшить свою налогооблагаемую базу. Они подразделяются на лимитированные и нелимитированные. В первом случае размер скидки, которую получает налогоплательщик, является фиксированной, а во втором она распространяется на все статьи расходов, предусмотренные законодательством.

Льготы подразделяются на две основные категории:

  • Стандартные - это льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций, зависящие от совокупного дохода налогоплательщиков без учета сопутствующих расходов. В свою очередь этот тип скидок подразделяется на базовые, семейные и льготы для граждан, находящихся на иждивении.
  • Нестандартные льготы определяются суммарным размером выплат, которые производит физическое или юридическое лицо. Таким образом, налогообложению подвергается реальный доход лиц.

Разновидности налоговых скидок

Оформляя льготу, каждый предприниматель или частное лицо получает возможность уменьшить свои налоговые выплаты. При этом размер скидки определяется по специальной формуле.

В зависимости от формы предоставления, все льготы подразделяются на следующие разновидности:

  • снижение налоговой ставки;
  • уменьшение величины окладной суммы;
  • налоговые каникулы, во время которых лица полностью освобождаются от уплаты налога;
  • отсрочка налоговых выплат;
  • налоговый кредит;
  • налоговая амнистия.

Воспользовавшись любым видом налоговой скидки, можно существенно снизить налогооблагаемую базу и уменьшить финансовую нагрузку на бюджет компании, благодаря чему сокращаются расходы предприятия и возрастают доходы.

Существующие системы налогообложения

Для нормального функционирования малого, среднего и крупного бизнеса государство предоставляет предпринимателям право выбора удобной для них системы налогообложения, которые на сегодняшний день могут быть следующими:

  1. УСН, или упрощенная система.
  2. Единый налог на прибыль.
  3. Оплата патента.

Таким образом, выбрав подходящую под конкретный вид деятельности систему налогообложения и оформив льготы, можно вести бизнес в очень комфортных условиях.