Налоговые реформы.

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов - важнейшего источника доходной части госбюджета - стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее - древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье - князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз - плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее - даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна - это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная - давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт - купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз - оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая - пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес - особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее - русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи - единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

Прямые налоги: преобразования Петра

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение - позволили казне пополниться, а Петру - воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели-чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин-ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го-рожане должны были поставлять подводы и лошадей , провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про-должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.

Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по-винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин-ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де-нежный оброки.

В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво-ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.

Подушная подать

В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи-маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать» . С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко-торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.

Налог на бороду

В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо-род при дворе Алексея Михайловича бы-ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол-ландский манер сбрить мужчинам боро-ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од-нако там оговаривалось, что можно и ку-пить право на ношение бороды и полу-чить специальный жетон, который под-тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре-стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж-дый раз платить за неё по копейке. Мно-гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду-ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.

Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража-лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос-стания. Материал с сайта

Астраханское восстание

В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни-ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня-ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко-торые пришлось снять со шведского театра военных действий.

Булавинское восстание

Башкирское восстание

Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.

Налоги являются обязательными сборами, взимаемы­ми государством с хозяйственных субъектов и с населе­ния по ставкам, установленным в законодательном по­рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо­вания государства и появления законодательных актов, не­обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес­ких) отношений в стране.

Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепен­ное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто ста­новление государственности на Руси в IX-X вв., но и со­вершенствование государственных структур, особенно за­нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграр­ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското­водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут­реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи­тать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурно­го производства.

На Руси первая форма взимания налогов получила на­звание "полюдье", она была характерна для ряда зарожда­ющихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен­ной в устных договорах между племенами, а также корм­ления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.

О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородно­го (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп­ра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи­ли с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полю­дья", что именовалось "кружением".

Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара­нее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" от­правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про­живали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продол­жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер­нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.

Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрип­цией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на­пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полю­дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.

Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или ме­нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использо­валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест­ные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто­ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.

Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се­зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торго­вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли­вались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се­ребро.

Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".

Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй­ственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря­нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня­зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види­мости, опасности походов за данью типа "полюдья", в од­ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль­гу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре­менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по­госты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевс­кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой на­логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто­рых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (мено­вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль­ших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос­тах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отно­шений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.

Итак, первый этап становления податно-налоговой си­стемы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;

Второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити­ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;

Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.

По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про­явились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "об­рок" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, ко­торый обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого кня­зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре­тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и по­лучила название "десятины".

Одновременно появились три разновидности дани-об­рока: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель­ского строительства, можно предположить, что желаю­щие уклониться от дани топили "по-черному" - без выво­да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за­рождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Дру­гая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на­логом. Еще часть населения платила с "человека", что че­рез несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати­лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам су­ществования Древнерусского государства такую четкую гра­дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.

Четвертый этап в становлении налоговой системы со­впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе­риод с 1236-1240 гг. до середины XV в.

Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус­ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рю­риковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.

Ордынцы были прирожденными степняками и конево­дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб­рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длин­ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме­ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона­чально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро­дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой свя­зи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба­тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус­ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж­них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье­му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про­ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва­ли "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно­служителей и монахов. Для остальных, занесенных "чис­ленниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап­лативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".

Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла­тили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос­ковские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме­хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу­дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать­ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй­ства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития про­изойдет лишь через несколько веков.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились усло­вия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Запад­ной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден­ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем­леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре­делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис­темы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи­льевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по со­хам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи­ческой мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения по­датью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой по­ловине XVII в. "Соха" определялась также количеством ра­бочей силы, необходимой для обработки определенной зе­мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен­ности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви­жимость.

Законодательно посошная подать как основной пря­мой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи­маться со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько че­ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи­тывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел­ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный ок­руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.

Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, воз­можно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех мес­тах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по­дати, видимо, от суммы общих доходов.

"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся­тин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. госу­дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто­му с них брали больше сельских податей.

"Соха" государственных крестьян доходила до 600 де­сятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как слу­жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:

1) дани (посошной подати);

2) кормления административных лиц;

3) иных натуральные повинностей.

Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 де­сятин.

"Кормы" областным управителям делились на: а) "въез­жий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рож­дественский". До главенства Московского княжества "кор­мы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам ста­ли выдаваться денежные оклады.

История свидетельствует, что и с введением денеж­ных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.

В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государ­ства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз­росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож­но объяснить большими государственными расходами в пе­риод Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией послед­ствий Смутного времени.

К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоеди­нились сборы на:

1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та­тарами - "полоняничные" деньги;

2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре­лецкого войска;

3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";

4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покуп­ку пороха;

5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возве­дение "засек" - преград на пути татар к Москве.

Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук­рупнены, т. е. сведены в три основных:

1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;

2) "полоняничные";

3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные зем­ские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава­лись писцовые книги, в которых содержались данные пере­писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Ми­хайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной по­дати.

Шестой этап взимания прямого налога - подворно­го - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:

1) стрелецкие деньги;

2) ямские и полоняничные.

Стрелецкий налог теперь платило городское и про­мышленное сельское население, к нему относилось и насе­ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав­ным занятием сельских жителей. Все они должны были со­держать стрелецкое войско.

Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по­мещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с под­ворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво­рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, по­этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.

Противником введения подушного налога выступил со­временник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи­ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до­ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовен­ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум­марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до­ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош­ков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло­жение первого российского политэконома опережало вре­мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели­кому ученому критику существовавших тогда в России по­рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро­павловской крепости.

Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвен­ными налогами. Они с периода образования Древнерусско­го государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право прово­за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ­лись мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя­ной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние кала­чи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын­ка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на:

1) сборы за подготовительные торговые действия;

2) сборы за право купли-продажи.

Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные на­логи: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.

За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от та­тарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор на­зывали "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про­мышленной революции и активизации рыночных отноше­ний изменилось название и суть основного прямого налога.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

К какому типу относится налоговая реформа?
1 социальная реформа 2 экономическая реформа 3 политическая реформа

Потребительская корзина в России не включает в себя
1 транспортные расходы 2 квартплата 3 набор продуктов

Определи конечный этап законодательного процесса в современной России?
1 принятие закона в Совете Федерации 2 подписание закона Президентом 3 опубликование закона

Только в процессе общения в социуме у человека формируется
1 прямохождение 2 речь 3 инстинкт самосохранения

Указание на требуемые действия является такой формой как
1 дозволение 2 запрет 3 предписание

Какое высказывание не является верным?
1) Между мышлением и языком существует тесная связь.
2) Способности человека развиваются в процессе деятельности.
3) Вступление в эпоху ноосферы предполагает полное подчинение природы человеческой
цивилизации.

Ученные считают, что второй фазой становления личности является
1 интеграция 2 адаптация 3 индивидуализация

Выберите способы повышения эффективности производства.
а) неограниченное использование ресурсов
б) внедрение новой техники
в) дополнительное привлечение рабочей силы
г) повышение квалификации работников
д) разделение труда

Исключите лишнее понятие в ряду витальных ценностей человека: семья, здоровье, истина.
1 здоровье 2 истина 3 семья

Характеристика, какого финансового инструмента в решении проблемы дефицита
государственного бюджета представлена в тексте: «Данный финансовый инструмент возник, как
считают исследователи на основе ростовщичества. Первым период появления считается XVI век,
Страны -Франция и Голландия. В России стал использоваться данный инструмент в XIX веке.
Советское государство использовало его в основном принудительно и активно для решения
финансовых проблем. В России конца XX-начала XXI века это явление также имеет место быть,
но на добровольных условиях для населения»?
1 облигации 2 налоги 3 кредиты

Вставьте в текст вместо цифр подходящие слова из списка. Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Ученые выделяю три ступени в развитии общества. Первая ступень – это (1) общество. В данном
обществе четко определяется принадлежность человека к определенному (2). В экономике
ведущую роль играет (3). Вторая ступень- это (4) общество. Здесь в экономике преобладает
(5).Главная роль в социальной жизни отводится такому слою людей, как (6). Третья ступень-это
(7) общество. Главным фактором развития экономики здесь является (8). Ведущую роль в
социальной жизни играют (9), создающие новые открытия и технологии.
Список слов:
а) сельское хозяйство
б) индустриальное
в) промышленность
г) традиционное
д) сословие
е) постиндустриальное
ж) бизнесмен
з) информация
и) ученые

комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду


Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.