Основных положений реформы косыгина. Экономические реформы А.Н

9 сентября 1962 года в газете “Правда ” появилась программная статья Е.Г.Либермана, тогда еще неизвестного профессора Харьковского университета, в которой он изложил основные идеи своего взгляда экономической реформы управления народным хозяйством и планирования, о необходимости которой в то время шли разговоры в высших правительственных кругах. Очень скоро, поддержку концепции Либермана высказали ведущие экономисты - академик В. С. Немчинов, академик С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и многие другие.

Альтернативой "либермановскому" варианту реформы экономики, являлся разработанный в 1962-1963 г. под руководством академика В.М.Глушкова проект Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Но при его рассмотрении в 1964 г. затраты на его полную реализацию (15-20 млрд. руб. на протяжении 15-20 лет) были сочтены неприемлемыми, и в конечном итоге проект не был реализован. Более подробно о системе ОГАС вы можете прочесть в этой статье "Политштурма": https://vk.com/wall-78974213_20986

Практически полное отсутствие издержек на проведение реформы по варианту Е.Г.Либермана, и определило выбор Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Позже, сам Либерман получит должность консультанта Косыгина, который видел главную проблему СССР при Брежневе в том, что показатели росли только на бумаге, в то время как уровень обеспечения народа продукцией был невысоким.

В обществе коллег, Косыгин был известен как человек поддерживающий либерализацию общества, поддерживал многие западные идеи.

Реформа состояла в следующем:

1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

2. Внедрялся хозрасчёт, сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

4. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

5.Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (в рамках существующего законодательства).

Новая система народнохозяйственного планирования была даже закреплена в Конституции СССР 1977 г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы» (ст. 16)

Фактически, это была попытка ввести элементы рыночной экономики в плановую.

Реформа была встречена в стране неоднозначно. Немало хозяйственных руководителей и просто людей, быстро ориентирующихся в том, на чём в данный момент можно поживиться, сразу же нашли в ней способ улучшить жизнь коллектива предприятия и заодно приумножить собственное состояние.

Ведь многое из того, что прежде приходилось делать втайне, теперь можно было совершать открыто и даже получать за это поощрение.

“Успешные” предприятия добивались огромных ассигнаций от государства, для чего придумывали всевозможные предлоги, часть из ассигнаций ушла в карманы чиновников.

Деньги, вырученные предприятиями, тратились только на увеличение зарплат работников, в то время как затрачивание средств на развитие предприятия или производства не происходило, вследствие чего наблюдалось замораживание темпов экономического роста.

Из-за быстрого роста зарплат, у населения «на руках» появилось много свободных денег, тратить которые было особо не на что - производство просто не успевало удовлетворять возросший спрос, что вело к инфляции и дефициту, явлениям абсолютно не характерным социализму.

То, что нельзя было купить товары, даже если есть деньги, вызывало растущее недовольство в народе.
Замаячило и еще одно проклятье капитализма - безработица, так как уволенные тунеядцы тоже нуждались в работе, а найти ее из-за реформы стало.

Больше денег стало оставаться у предприятий - меньше поступало их в бюджет государства. А расходы росли, нужно было изыскивать дополнительные доходы. Пришлось прибегнуть к испытанной палочке-выручалочке - увеличивать производство водки. Сам Косыгин уже через год после начала реформы вынужден был признать: «предоставив предприятиям свободу манёвра ресурсами, мы не сумели установить за ними действенный контроль».

Словом, куда ни кинь, всюду клин: выгоды от реформы получали оборотистые руководители предприятий, а все причиненные ею убытки должно было покрывать государство.

Допустив в качестве главного критерия эффективности работы предприятий прибыль, советская "номенклатура" подчинила народное хозяйство закону максимальной прибыли со всеми вытекающими из этого последствиями и узаконила капитализацию наемной рабочей силы на предприятиях. Фактически, советская экономика ускоренным темпом переходила на капиталистические «рельсы».

В.И.Ленин еще в 1918 году на этот счет предостерегал: “… величайшим искажением основных начал Советской власти и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной власти…” (ПСС т. 36, с. 481.)

Как мы видим, любые компромиссы с рыночной экономикой очень опасны для социализма и должны пресекаться. К сожалению, тогда партия не восприняла предупреждения Ленина всерьез, и мы с вами можем наблюдать последствия. Косыгинская реформа стала грубейшим отступлением от дела социализма, частично поспособствовала уничтожению Советского Союза и последующей «прихватизации» общенародной собственности.

Экономическая реформа 1965 года в СССР - реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965-1970 годы. В СССР известна как «Косыгинская реформа», на Западе как «реформа Либермана».

Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Однако, к сожалению, на практике реформа не достигла поставленных целей. Из-за хозрасчета предприятий начался развал легкой и пищевой промышленности. Чудовищный размах принял поток низкосортного вала продуктов питания, одежды, обуви, всего вообще ассортимента продукции повседневного спроса. Когда отрицательные результаты доложили А. Н. Косыгину, именно для него правда оказалась неожиданной. Каких-либо изменений не последовало. Затратная хозрасчетная практика, в сущности инфляционная, продолжилась дальше. Деньги на счетах предприятий накапливались, но не имели ресурсного обеспечения — признает тогдашний руководитель Госплана СССР Н. К. Байбаков (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 181.).

Проблема решалась все в том же духе смягчения последствий: за счет импорта в обмен на экспорт нефти и газа. В крайних случаях отваживались на изъятие прибыли: Проанализировав состояние отраслевой экономики, Косыгин пришел к выводу, что предоставив предприятиям право свободно маневрировать ресурсами, мы не сумели наладить должный контроль за их использованием. В итоге заработная плата росла быстрее, чем производительность труда. Пришлось пойти на временное, как нам казалось, заимствование средств для покрытия расходов госбюджета из доходов предприятий. Но, позаимствовав один раз, остановиться уже не смогли... (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 172-174.).
Долго состояние дележа прибавочной стоимости между государством и противостоящими ему предприятиями длиться не могло. Регулярные изъятия прибыли только усугубляли раскол, да еще формировали теневой сектор, куда уводились доходы, полученные вследствие понижения качества и сортности, наращивания промежуточных оборотов, завышения цен, дотаций и т. д. Товарный дефицит превратился в хроническое явление. Стало ясно, что рынок не будет обеспечен продуктами, а следовательно, окажется невозможным покрыть рост заработной платы товарами первой необходимости. В июле-августе 1972 года при составлении плана на 1973 год мы едва свели концы с концами — один процент роста производительности труда к одному проценту роста заработной платы (Байбаков Н. К. От Сталина до Ельцина. — М.: 1998. С. 175).
Хотя, необходимо отметить, реформа на своем начальном этапе дала положительные результаты. Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965-1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции). На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966-1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 %. Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар - деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Таблица
Среднегодовые темпы роста, %

Из таблицы видно значительное замедление развития экономики СССР к началу 80-х годов.
Обобщая все вышесказанное, можно понять, почему, в общем-то, достаточно грамотная экономическая реформа А.Н. Косыгина не была доведена до конца и соответственно, не дала нужного результата. Это было обусловлено экономическими с одной стороны, причинами и, с другой стороны — политическими.
Экономические причины провала реформы необходимо разделить на микро- и макроэкономические. Микроэкономические факторы (на уровне экономики предприятия), можно выделить следующие:
- половинчатые решения в области предоставления предприятиям хозяйственной самостоятельности. С внедрением ряда стимулов по оплате труда не внедрены стимулы по снижению себестоимости готовой продукции. Что вызвало рост фонда оплаты труда и при этом не обеспечило рост производительности труда;
- жесткое государственное регулирование конечной цены изготовленной продукции, товаров, работ, услуг. Что не способствовало развитию производства, увеличению объемов выпуска готовой продукции, обновлению технологической базы;
- бюджетное дотирование заведомо убыточных предприятий, что, несомненно, лишало их стимулов для развития производства и повышения его рентабельности, внедрению новых технологий, новых методов организации труда и т.д.
К основным макроэкономическим факторам провала реформы можно отнести следующие:
- значительный рост объемов добычи нефтяного и газового сектора, обусловленный достаточно высокими мировыми ценами на нефть и газ. Эта тенденция способствовала общей стагнации экономики СССР, позволяла компенсировать за счет импорта нехватку отечественной продукции. Лишала в целом стимулов для развития новых технологий, призванных обеспечить рост производительности труда, улучшение выпуска качества готовой продукции и т.д.;
- значительный рост объемов продукции военного назначения, иногда вопреки всякому здравому смыслу и объективной оборонной достаточности. Достаточно сказать, что на 1991 год на вооружении только Советской армии состояло 60 000 танков, и это не считая танковых частей в войсках МВД и КГБ СССР. Это больше чем во всех странах блока НАТО вместе взятых. В этот же фактор можно отнести и Афганскую войну 1979-1989 годов, которая также требовала огромных финансовых затрат;
- кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.). Значительные поставки материальных ресурсов и военной продукции «дружественным» режимам, которые были не в состоянии их оплатить;
- принятие ряда социальных программ 70- годов. Сокращение рабочего времени. Увеличение заработной платы. Что также требовало значительных финансовых ресурсов, но одновременно не подкреплялось ростом производительности труда;
- необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений. Проще говоря, необходимость содержать ряд союзных республик, входивших в состав СССР, неспособных самостоятельно себя обеспечить.
К политическим факторам сворачивания реформы можно отнести следующие:
- боязнь политического руководства СССР предоставлять слишком много прав и хозяйственных свобод предприятиям;
- ужесточение внутриполитического курса после событий 1968 в Чехословакии, так называемой «Пражской весны»;
- также, на мой взгляд, одним из серьезных факторов, обуславливавшем в целом неэффективность ряда экономических решений является – значительное падение трудовой дисциплины и в целом значительное снижение ответственности руководящих партийных и хозяйственных работников. Дело в том, что экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно развиваться только в условиях железной дисциплины рядовых работников и безграничной ответственности руководителей всех уровней;
- еще одним фактором, способствовавшим, неэффективности экономики СССР в конце 1970-х годов начале 80-х является — отсутствие мотивации у большинства трудящихся, вовлеченных в процесс воспроизводства. Отсутствие частной собственности, невозможность участвовать в процессе распределения прибыли, «уравниловка» в оплате труда, независимо от результатов деятельности. А также смещение оплаты труда в сторону «оборонного сектора». Создавалась абсолютно абсурдная ситуация, когда в отрасли экономики, которая не приносит национальный доход, уровень заработной платы был значительно выше, чем в реальных производственных отраслях;
- также можно выделить следующий фактор – недостаточное использование достижений научно-технического прогресса в гражданской промышленности и производстве. Это обусловлено, прежде всего, тем, что лучшие силы науки были задействованы на решение задач оборонного характера в военной промышленности.

В результате всех вышеперечисленных факторов экономика СССР к началу 80-х годов подошла в состоянии стагнации, т.е. резкого замедления темпов развития и значительного падения производительности труда. Ситуацию удавалось нивелировать за счет роста нефтегазовых доходов государственного бюджета, что было обусловлено благоприятной конъюнктурой цен на нефть и сырье на мировых рынках. Но и этот ресурс был исчерпан, в начале 80-х годов прошлого века значительно снизились цены на нефть и газ на мировом рынке.
Такая ситуация сохранялась вплоть до 1985 года. Мартовский пленум ЦК КПСС в 1985 году выдвинул на пост генерального секретаря КПСС М.С. Горбачева. Совершенно очевидно, что к 1985 году назрела необходимость экономической и политической реформы. Не буду подробно останавливаться на «горбачевских реформах», отмечу только, что в результате его деятельности СССР исчез с политической карты мира. Во внешней политике были утрачены практически все союзники, сданы позиции во всех сферах внешней политики. Экономика СССР практически перестала существовать, а именно ее производственная отрасль. Военно-промышленный комплекс также был «развален», оставленный без заказов со стороны государства. Более благополучно держалась на плаву нефтегазовая отрасль. Вся деятельность Горбачева привела к распаду СССР, который юридически был оформлен 8 декабря 1991 года в результате так называемых «Беловежских соглашений». Развал СССР только усугубил и без того катастрофическое положение экономики РСФСР (России).

Поиски новой хозяйственной модели велись советскими экономистами (Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов) уже с конца 1950-х гг. Суть намерений заключалась в том, чтобы жесткую систему единого государственного планирования сделать более гибкой посредством включения в нее элементов рыночного стимулирования. Главными задачами становились повышение материальной заинтересованности производителей результатами своего труда и изменение принципа оценки эффективности работы.

В 1962 г. на страницах советской печати развернулись дебаты по статье экономиста Е. Либермана, которая имела весьма характерное название – «План, прибыль, премия». Профессор из Харькова предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по материальному поощрению своих работников, увязать премиальные выплаты с рентабельностью производства. В ходе развернувшейся дискуссии преобладали высказывания в пользу хозяйственной реформы, прибыли как ведущего экономического показателя, за отказ от валовых оценок, преодоления «штурмовщины» и других негативных явлений советской экономики. Весной 1965 г. была опубликована статья Немчинова, в которой автор предлагал ввести «хозрасчетную систему планирования». На его взгляд план должен был стать не столько заданием, сколько государственным заказом.

Н.С. Хрущев мог, но так и не решился на полномасштабную реформу, реализация которой началась лишь в середине 1960-х гг.

В октябре 1964 г. Н. Хрущев был отправлен в отставку со всех постов по состоянию здоровья. Преемником Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. постановил разделить ранее занимаемые Хрущевым высшие партийные и государственные должности, пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин.

Перед А. Косыгиным высшим партийным руководством была поставлена задача проведения широких преобразований в экономике, которые затем назовут «косыгинской реформой».

Главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста и на этой основе улучшение жизненного уровня населения.

Основные принципы реформы заключались в предоставлении большей автономии отдельным предприятиям; переводе предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по объему валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли; создание из части прибыли (10-12 % от общей прибыли) фондов экономического стимулирования; внедрение элементов оптовой торговли между производителями, минуя посредников, т.е. государственные структуры, привыкшие все планировать и распределять по «лимитам»; повышении роли прибыли при оценке хозяйственной эффективности их деятельности.

Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, и предприятия должны были вносить за них государству арендную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать. Это должно было побудить директоров экономить ресурсы и сырье. Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им сверху будут спускаться лишь самые общие параметры развития. Обязательные для выполнения плановые показатели были сокращены с 30 до 9.

Таким образом, предприятие получало право относительно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и распоряжаться частью полученной прибыли.

Получаемая предприятием прибыль делилась на три фонда: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурного и бытового развития. Рабочие и служащие очень быстро почувствовали, что выполнение плана ощутимо влияет на получение денежных премий. Характерным явлением для того периода времени стала премия по итогам года или так называемая «13-я зарплата». Серьезным стимулом для работников в условиях дефицита жилья в городах стало быстрое получение квартир на перевыполняющих план предприятиях.

Кроме того, в промышленности было восстановлено отраслевое управление через министерства (введенные Н. Хрущевым в 1957 г. советы народного хозяйства упразднялись), но основным звеном производства по замыслу реформаторов должно было стать хозрасчетное предприятие (самостоятельное, самоокупаемое, самофинансируемое).

В 1966 г. 243 высоко рентабельных предприятия перешли на хозрасчет, в следующем – 7 тыс., а в совокупности они производили около 40 % промышленной продукции страны. В конце 1960-х гг. уже подавляющее количество промышленных предприятий перешли на новые условия финансово-хозяйственной деятельности.

Преобразования затронули и сельское хозяйство. В марте 1965 г. пленум ЦК поднял проблему реформирования сельскохозяйственной отрасли. Для колхозов и совхозов были снижены плановые показатели. Закупочные цены повышались в 1,5-2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышенным ценам. В частности, вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу сельхозпродукции государству. Кроме того, с колхозов и совхозов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались. С целью повышения материальной заинтересованности колхозников трудодень был заменен ежемесячной гарантированной оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. В целом за счет экономических мер предусматривалось изменить пропорции распределения национального дохода в пользу сельского хозяйства.

Менялась государственная политика и в отношении личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Из ограничительной периода Хрущева она становилась разрешительной, ЛПХ стало рассматриваться важным каналом поступления сельскохозяйственной продукции в общественное потребление.

Как следствие, уже в 1966 г. доходы колхозов и совхозов выросли на 15 %. Объем сельскохозяйственного производства за годы восьмой пятилетки вырос на 21 % (в предыдущем пятилетии этот показатель составил 12 %). За 1966-1970 гг. государство закупило почти на треть зерновых больше, чем в предыдущее пятилетие.

Увеличился технический парк сельского хозяйства. Так, число тракторов к 1970 г. выросло с 1 613 тыс. единиц (1965 г.) до 1 997 тыс. единиц, зерноуборочных комбайнов – с 520 тыс. до 623 тыс. единиц, грузовых автомобилей – с 945 тыс. до 1 136 тыс. штук.

В результате экономических преобразований удалось улучшить все важнейшие народнохозяйственные показатели. За годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было сдано в строй около 1900 крупных предприятий. В целом объем национального дохода к концу 1960-х гг. увеличился на 41 %, а производительность труда – на 37 %. Эффект от проведения реформы в первые годы ее реализации превзошел все ожидания. Восьмая пятилетка получила название «золотой» из-за выполнения и перевыполнения плановых показателей.

Однако в ходе «косыгинской реформы», как и в годы НЭПа, начавшиеся экономические преобразования встретили глухое недовольство со стороны разросшейся после прекращения сталинских репрессий бюрократии. В качестве примера можно привести начатый в 1967 г. на Щекинском химическом комбинате эксперимент: было разрешено сокращать излишний персонал, а часть заработной платы уволенных распределять между оставшимися. В результате численность работников комбината за два года сократилась с 6 до 5 тыс. человек, а выпуск продукции, наоборот, увеличился на 80 %. Также известность получил так называемый «злобинский метод» в строительстве по имени бригадира Н.А. Злобина из подмосковного Зеленограда: бригада строителей брала подряд на весь цикл работ, которые она обязывалась закончить вовремя и качественно. При этом члены бригады сами определяли объемы дневной выработки, распределение обязанностей и размер заработной платы. В результате численность рабочих сокращалась, производительность труда повышалась, а сроки строительства сокращались. Казалось бы, все плюсы были налицо.

Однако прогрессивный опыт Щекинскогого химкомбината и бригады Н. Злобина не получил широкого распространения, так как, по мнению партийных функционеров внедрение подобной практики на других предприятиях могло привести к появлению безработицы, что было недопустимо в рамках концепции «развитого» социализма и дальнейшего построения коммунизма. Также возникал вопрос об оплате административно-управленческого персонала, сократить который было весьма сложно. В итоге дальше экспериментов дело не пошло.

Показатели восьмой пятилетки подтверждают, что реформа активизировала трудовую деятельность, но в то же время, по мнению многих хозяйственников, оживление трудовой активности определялось тогда своеобразным «междуцарствием»: совнархозов уже не было, а министерства еще не набрали силу и власть.

Современные экономисты полагают, что в условиях однопартийной системы и централизованной плановой экономики даже эффективные показатели реформы Косыгина не могли перевесить возникшие в результате ее реализации противоречия, которые выражались в невозможности долгосрочного сочетания в СССР рыночных и директивных рычагов управления.

По их мнению, реформа изначально была обречена на неуспех, и этому способствовал целый комплекс причин:

– непоследовательность и половинчатость уже в самом замысле реформы. Допущение рыночных начал в жестко централизованную плановую экономику, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических. Уже в 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства». Государство вновь стало устанавливать задания по производительности труда, тогда как во второй половине 1960-х гг. подобное правило не действовало;

– некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве мыслились, прежде всего, как сумма организационно-технических мер, не связанных напрямую с изменением общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловили половинчатость замысла реформы и обрекли ее в конечном итоге на неудачу;

– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставит под сомнение сущность социалистического строя. В процессе противостояния реформаторских и консервативных сил, последние получили поддержку в лице главы КПСС Л. Брежнева. По свидетельству В.А. Крючкова, бывшего руководителя КГБ и близкого соратника Ю.В. Андропова, принципиальные разногласия разделяли также Косыгина и Андропова. Андропов опасался, что предлагаемые Косыгиным темпы реформирования могут привести не просто к опасным последствиям, но и к размыву советского социально-политического строя.

Реформа имела и побочные негативные эффекты. Во-первых, процветали те предприятия, на продукцию которых цены были высокие (приборостроение, оборонная промышленность), а угольная и пищевая отрасли заведомо становились убыточными. Вторым побочным эффектом реформы стало стремление предприятий не вкладывать средства в развитие производства, а тратить прибыль на повышение оплаты труда. При этом, предприятия по-прежнему получали государственную помощь, пользовались централизованным снабжением.

Еще одной причиной свертывания реформы стала закрепившаяся тактика частных поправок. В практику стали возвращаться старые методы мелочного контроля и опеки хозяйственных структур, вмешательства партийно-советских органов в повседневную жизнь предприятий.

Британский историк Джеффри Хоскинг называет свои причины крушения реформы Косыгина: во-первых, для того, чтобы в полной мере использовать те возможности, которые она открывала, предприятия должны были сами назначать цену за свою продукцию, но как раз этого права они и не получили; во-вторых, для успешного проведения реформы необходимо было внедрять в производство новые технологии, но в экономике, где успех измеряется ежегодным выполнением плановых показателей, этого вообще трудно было добиться.

Внешним поводом для фактического отказа от продолжения экономической реформы стали политические кризисы 1968 г. в Чехословакии и ряде других стран соцлагеря, где на фоне рыночных преобразований возникла реальная угроза самому существованию социалистического строя. В 1969 г. «косыгинскую реформу» фактически спустили на тормоза. На декабрьском пленуме ЦК были приняты решения, в которых была зафиксирована привычная «обойма» административных методов управления: призывы к рациональному использованию производственных ресурсов, более жесткому режиму экономии в народном хозяйстве, укреплению трудовой и государственной дисциплины и т.д. Хотя формально реформу никто не отменял.

Как и в конце 1920-х гг. несмотря на несомненные успехи НЭПа, партийное руководство ради сохранения своей монополии на все сферы жизни советского общества отказалось от внедрения элементов рынка, так как самостоятельные субъекты экономических отношений показывали, что отеческая опека партии не помогает, а лишь мешает дальнейшему их развитию.

Таким образом, «косыгинская реформа» не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, и усилия партийного аппарата свели ее на нет. Реформа 1965 г. в конечном итоге показала ограниченность социалистического реформаторства. Последний гвоздь в реформу вбил золотой дождь «нефтедолларов», пролившийся на нашу страну в 1970-е гг., а стареющая советская партноменклатура в таких благоприятных условиях отказалась в дальнейшем от попыток перестройки советской хозяйственной системы.

Алексея Николаевича Косыгина многие считают наиболее умным и волевым руководителем Советского правительства в послевоенный период. Очень часто в обсуждениях упоминается Косыгинская реформа, которая должна была избавить страну от «прелестей» плановой экономики, которая уже тогда показала себя с самой плохой стороны.

Не только коммунисты, но даже демократы и либералы современного правительства готовы едва ли не воспевать оды этому министру, забывая о том простом факте, что именно его неудавшаяся реформа во многом предопределила как гибель советской экономики, так и развал всего государства в целом. К слову говоря, настоящим создателем плана реформирования был Евсей Григорьевич Либерман, который впоследствии очень неплохо обустроился в США. Выводы можно сделать самостоятельно.

Так чем характеризуется Косыгинская реформа? Замысел, сущность, результаты этого грандиозного проекта мы опишем на страницах данного материала.

Начало реформ

В 1962 году в знаменитой газете «Правда» появилась статья «План, прибыль, премия», которая в то время наделала немало шума. В ней предлагались немыслимые для советского человека вещи: сделать главным критерием эффективности работы всех предприятий в стране их реальные показатели рентабельности и получения прибыли! В то же время Хрущев дает «добро» на начало проведения эксперимента сразу на нескольких крупных предприятиях в стране.

Вот в чем заключалась Косыгинская реформа. Кратко говоря, это была попытка перевода социалистического хозяйства на капиталистические рельсы. Закончилось все это не слишком хорошо.

Кооператор в правительстве

В общем-то, карьера Косыгина началась с успешного обучения в кооперативном техникуме. В те годы было весьма популярно мнение, что именно кооперация способна спасти ослабшую от тягот Гражданской войны страну. Работал в одной из сибирских производственных коопераций, где показал себя с наилучшей стороны. Современники вспоминают, что Алексей Николаевич наверняка чувствовал бы себя идеально во времена НЭПа.

Увы, его мечты рухнули в момент завершения кооперативной программы (о чем будущий министр сильно сожалел). В 1930 году Косыгину приходится возвращаться в Ленинград. Там он поступил в текстильный институт, по окончании которого началась его стремительная карьера. Всего за четыре года он высоко поднялся по карьерной лестнице, а после Великой Отечественной войны вошел в состав членов Политбюро.

Иосиф Виссарионович высоко ценил Косыгина в качестве гражданского специалиста, но не допускал его участия в государственном управлении. Очевидцы сообщают, что основным эпитетом, который использовал Сталин в его отношении, было слово «Легковик». Скорее всего, он подразумевал то обстоятельство, что министр легкой промышленности еще не «дорос» до серьезных дел.

В принципе, то же самое показала и сама Косыгинская реформа. Кратко говоря, министр не учел слишком многих факторов, а потому предложенные им изменения оказались крайне вредны.

После Сталина

Приход Хрущева изменил ситуацию. При нем Косыгин стал председателем Госплана СССР. При Брежневе его карьера еще быстрее пошла в гору: бывший член кооператива возглавил Правительство СССР. В принципе, не стоит считать его неким беспринципным карьеристом. Современники как раз-таки вспоминали, что министр постоянно общался с представителями творческой и технической интеллигенции, а прочие члены Политбюро его откровенно недолюбливали. Впрочем, объяснялось это банальной завистью и признанием превосходства Косыгина.

Во многом неприязнь коллег объяснялась тем, что он в открытую выступал за либерализацию общественных процессов в стране, поддерживал все идеи о западном образе жизни. В обществе своих товарищей из Политбюро и прочих партийных организаций он почти всегда был чрезвычайно строг и серьезен, хотя на деле был добрейшим человеком, во многих случаях выступая в роли «души компании».

Противоречие это объяснялось довольно просто. Косыгин был убежден в том, что старая система хозяйствования, которая сложилась еще при Сталине, была монолитной скалой, тяжелой и неповоротливой, которая практически не поддавалась никаким усилиям по ее модернизации. Много работая над последней, Алексей Николаевич все яснее понимал, что его усилия пропадают даром. Неудивительно, что ему было совершенно не до веселья в рабочей обстановке.

Министр отчетливо видел, что при Брежневе развитие страны шло исключительно на бумаге. Все исчислялось в «валовой продукции» народного хозяйства, причем эти показатели были весьма далеки от реальности. Исчислялась эта самая продукция по некоему «заводскому принципу», причем в его расчете умышленно можно было сделать массу приписок и ошибок, так что завышать показатели не составляло совершенно никакого труда.

Нередко как готовый продукт, так и промежуточная продукция учитывались по пять (!) раз, что приводило ко все более улучшающимся графикам в официальных отчетах, но влекло реальную экономику на дно.

Все более и более глубоким становился разрыв между «валом» и объективной реальностью. К примеру, дабы увеличить бумажные показатели, предприятие вполне могло выпустить дешевые башмаки, а затем использовать какие-то дорогие материалы в их украшении. Цена изделия возрастала в несколько раз. Так как такие башмаки никто не покупал, их уничтожали в плановом порядке. Та же ситуация складывалась в сельском хозяйстве, где реальные избытки продукции (привет плановой экономике!) в количествах десятков и сотен тысяч тонн бездарно гнили на складах.

«В трубу» улетал труд тысяч и миллионов человек, страна несла огромные финансовые затраты из-за вопиющей бесхозяйственности. «Валовая продукция» постоянно росла, на съездах ЦК КПСС раздавались победные реляции, а вот реальное обеспечение людей нужными товарами падало год от года. Все это теоретически позволяла побороть экономическая реформа Косыгина.

Проблемы народного хозяйства

Фактически, нормального народного хозяйства в стране не существовало, так как каждое ведомство существовало в полной изоляции одно от другого, а их руководство нередко вставляло своим оппонентам палки в колеса. Нередко бывали случаи, когда одно предприятие изготовляло строительные материалы в одном городе и везло его едва ли не на другой конец страны, в то время как другой завод, расположенный в тех же краях, очень нуждался именно в этом материале, но его обслуживало другое ведомство.

Интересами потребителей промышленность не интересовалась вообще. Так, был случай, когда на одном шинном заводе смогли ровно на пять рублей удешевить стоимость одной автомобильной покрышки. Вот только она стала проходить на 10 тысяч километров меньше, а покупатель оставался в убытке приблизительно на 25 рублей. Парадокс, но работников предприятия премировали за «экономию», тогда как об убытках покупателей никто и не думал.

Тогда и была задумана Косыгинская «реформа 1965». Кратко говоря, от всех этих недостатков следовало избавиться как можно скорее.

Но самое нелепое заключалось в том, что заводы были абсолютно не заинтересованы в банальном изучении спроса на свою продукцию, так как этим вопросом занимались другие ведомства. На складах постоянно ширились запасы произведенной, но совершенно невостребованной продукции.

Особенно дикой ситуация складывалась в строительной отрасли. Подрядчики все чаще начинали браться исключительно за рытье котлованов и заливку массивных фундаментов, так как отчётность по этим работам была наиболее выгодной и «приятной». Зато отделкой и даже реальным строительством «коробок» зданий никто заниматься не спешил. Росло количество незавершенного строительства, гигантские ресурсы попросту выбрасывались на ветер.

Косыгинская концепция

Косыгин, пользуясь разработанными Либерманом тезисами, предложил полностью отказаться от показателей мифической «валовой продукции». Он считал, что производитель должен нести жесткую ответственность за весь цикл выполняемой им работы, соблюдать все сроки и условия производства.

Было предложено переложить формирование численности штата рабочих на кадровые службы самих предприятий, дабы не плодить бездельников, установить размеры средней заработной платы и показатели производительности труда, дать возможность заводам привлекать государственные займы в случае нужды в развитии производственных линий. Предлагалось установить также государственные поощрения за реальное качество работы. В сентябре 1965 года пленум ЦК КПСС постановил, что Косыгинская реформа должна быть внедрена на предприятиях.

Действие хозяйственной реформы

Косыгин небезосновательно надеялся, что при внедрении показателя действительной реализации продукции предприятия перестанут выпускать никому не нужное барахло, а сосредоточатся на выпуске качественных, пользующихся спросом товаров. Нужно сказать, что начало реформы А. Н. Косыгина было вполне обнадеживающим и многообещающим.

В частности, на Щекинском химическом комбинате уволили половину ненужных сотрудников, разделили их заработную плату между оставшимися на предприятии, в результате чего производительность труда и качество выпускаемой продукции выросли вдвое. В одном из совхозов так и вовсе размеры заработной платы в результате нормальной хозяйственной деятельности выросли в несколько раз. Каждый из работников едва ли не за пару месяцев получил денег достаточно, чтобы без проблем купить любой выпускавшийся тогда автомобиль.

Казалось бы, что экономическая реформа Косыгина проходит с блестящими результатами.

К сожалению, это все равно была «показуха», так как такие показатели достигались исключительно за счет созданных «тепличных» условий, что в условиях нормальной экономики невозможно. Пользуясь положением «передовиков», многие предприятия просто нагло выдаивали из государства ассигнования, часть из которых (несмотря на легендарное КГБ) оседала в карманах заинтересованных лиц.

Скрытая сущность реформы

Сама Косыгинская реформа была встречена в СССР совершенно по-разному. Талантливые хозяйственники усмотрели в ней реальную возможность заработать. Другие говорили, что экономика вот-вот развалится. Получилось же «все как всегда», то есть плохо. Как мы уже и говорили, «передовики» тут же ринулись искать все мыслимые и немыслимые предлоги для увеличения государственных ассигнований. Руководство Госплана столкнулось с кучей проблем. Так как прибыль теоретически увеличилась, ввысь пошли и показатели инфляции.

Недостатки реформы

Происходило это из-за того, что предприятия могли пускать излишки доходов только на увеличение заработной платы. Выделять же деньги на развитие самого производства, на выпуск новой продукции или постройку жилья сотрудников было невозможно, так как в плане не было заложено ничего подобного. Кроме того, исследования спроса все так же не проводились, а потому определить, найдет ли новая продукция своего покупателя, было попросту невозможно.

В результате всего этого производительность труда частично выросла, а вот размер заработных плат увеличился в несколько раз. Проще говоря, у народа появилось на руках много свободных денег, но вот купить на них было ничего нельзя, так как товаров повседневного и повышенного спроса попросту не было. Так что Косыгинская экономическая реформа теоретически решила немало проблем, вот только и прибавила немало новых.

Усиление пьянства

В результате (каким бы парадоксальным это ни выглядело на первый взгляд) реальные доходы государства вскоре упали. Пришлось прибегнуть к испытанному временем средству, в разы увеличив производство водки. Резко выросло число пьяниц. Кроме того, в стране появилось много свободных рабочих рук, пристроить которые было некуда. Перед советскими гражданами все отчетливее замаячил призрак безработицы, чего в прежние времена нельзя было даже представить.

Как мы уже говорили, все вышло плохо: огромные прибыли получало руководство предприятий, а вот все их прихоти приходилось покрывать государству. Но в то время еще ни у кого не было духу сказать, что капиталистический метод ведения хозяйства (а Косыгинская реформа именно им и была) требует соответствующих мер…

Сравнение моделей старой и новой экономики

Важно знать, чем же конкретно, в деталях, отличалась новая модель экономики от старой. Дело в том, что одним из важнейших механизмов социального обустройства в СССР была гарантия ежегодного снижения (!) цен. Прибыль предприятий зачастую никак не была связана с себестоимостью выпускаемой продукции.

Более того, руководство и сотрудники ориентировались именно на постоянное снижение себестоимости выпускаемого товара, а все прочие показатели их волновали мало, или же вообще не заботили. Все изменило начало Косыгинских реформ, но до той поры было именно так.

Представьте себе некий завод той эпохи, который выпускает, скажем, легковые автомобили. Обычная себестоимость машины в то время составляла порядка 5.000 рублей. Предположим, что государство определило прибыль в размере 20% от этой суммы. Таким образом, в денежном выражении она равна 1.000 рублей. Цена на машину в магазине составляет 6.000 рублей. Проще говоря, если снизить себестоимость в два раза, то теоретически можно достичь прибыли аж в 3500 рублей с каждого автомобиля! Немалое искушение для «косыгингев».

Механизм сталинской модели экономики

При сталинской экономической модели увеличения прибыли добивались двумя путями: наращивали выпуск товара и снижали себестоимость последнего. В конце каждого отчетного года в обязательном порядке фиксировалось новое, уменьшенное значение себестоимости. Это значение приплюсовывалось к размеру прибыли, после чего формировалась новая цена. К примеру, если себестоимость какой-нибудь техники равнялась 2.500 рублям, да к ней, допустим, прибавлялись все те же 20% прибыли, то в конечном итоге получалось три тысячи рублей.

Таким образом, потребитель и народное хозяйство в целом получали неплохую прибыль при покупке этого товара. Проще говоря, действовал простейший, базовый экономический закон, который гласил: «Чем меньше себестоимость, тем ниже и цена». Но Косыгин разрушил эту норму, которая существовала десятки лет.

Жестокий удар капитализма, крах системы

По сути Косыгинская реформа предполагала перевернуть все «с ног на голову». Что стало главным? Прибыль. Выражалась она в процентах от себестоимости. Зависимость простая: чем больше стоит товар, тем больше доходов у производителя. Таким образом, стало выгоднее стремиться к повышению себестоимости продукции, чем наши «бизнесмены» заняты и по сей день…

Вскоре стало ясно, что снижение себестоимости материально наказывается, а потому смысл в ежегодной гонке ради усовершенствования производства исчез. Цены стали быстро расти. В результате потеряли все: и производитель, и сотрудники, и покупатели. Да и государству эта стратегия не дала ничего хорошего. Таким образом, Косыгинская реформа (итоги которой кратко описаны в статье) должна быть признана крайне неудачным экспериментом.

Увы, но именно она сделала еще одно «грязное дело». В былые времена в развитии производства был реально заинтересован весь коллектив. Когда же для получения прибыли понадобилось, фактически, организовывать саботаж на производстве, руководство многих предприятий быстро сориентировалось и начало отстранять рабочих от процессов совершенствования и развития заводов и фабрик. Все полученные деньги сперва делились между «главными умами», и только их остатки доходили до коллективов.

Проще говоря, итоги реформы Косыгина сводились к образованию мелкого капитализма в самой его худшей форме, когда на «алтарь прибыли» складывается все, включая здоровье и жизнь потребителей.

Фактически, именно так и был начат процесс приватизации предприятий. В 90-е годы многие из бывших партийных бонз, которые ими руководили, с радостью ухватились за давнюю мечту прибрать их к своим рукам. Процесс развала экономики и государства был начат, что особенно ярко проявилось в союзных республиках. В принципе, Косыгинская реформа 1965 года в точности воссоздала времена НЭПа.

Негативные последствия

Вся плановая экономика, которая, хоть и не блистала совершенством, но все же выполняла свою функцию, пошла вразнос. Верхи окончательно утратили желание заниматься реальным анализом производства, изучением спроса и прочими «ненужными» вещами, предпочитая повышать прибыль всеми возможными путями и набивая карманы. Работники также оказались не заинтересованы в улучшении производительности труда и качества товара - ведь Косыгинская реформа характеризовалась грандиозным ростом зарплат, причем реальное внимание на качество выпускаемой продукции обращали немногие!

Не стоит считать Косыгина предателем: он сам застопорил свою реформу, когда увидел ее результаты. Вот только истинных масштабов произошедшего он не видел, да и прочие партийные деятели предпочитали не замечать наметившегося краха хозяйственной системы. Каковы же были причины неудач реформ Косыгина? О, все было очень банально.

Проблема была в том, что никто не создавал экономической модели, никто не пробовал внедрить эту систему на отдельно взятом производстве в условиях «свободного плавания», да и промышленность была совершенно не готова к таким переменам. Кроме того, все портила катастрофическая коррупция и бюрократизм.

Фактически, в этом плане СССР развалился уже в 80-х годах, когда многие Среднеазиатские республики уже открыто контролировали местные «царьки», которые выкачали до того из центра все возможное. Всему этому прямо способствовала Косыгинская реформа 1965 года.

КОСЫГИНА РЕФОРМА 1965 ГОДА - совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики.

Осу-ще-ст-в-ля-лась по ини-циа-ти-ве и под ру-ководством председателя СМ СССР А.Н. Ко-сы-ги-на . В раз-ра-бот-ке ре-фор-мы уча-ст-во-ва-ли Н.К. Бай-ба-ков, А.В. Ба-чу-рин, Л.И. Абал-кин, А.И. Ан-чиш-кин, Л.М. Га-тов-ский, Р.А. Бе-ло-усов, В.С. Нем-чи-нов, Л.В. Кан-то-ро-вич, С.С. Ша-та-лин и др.

Основные це-ли и на-прав-ле-ния ре-фор-мы бы-ли сфор-му-ли-ро-ва-ны в ре-ше-ни-ях Пле-ну-ма ЦК КПСС (сентябрь 1965 года), по-ста-нов-ле-нии ЦК КПСС и СМ СССР «О со-вер-шен-ст-во-ва-нии пла-ни-ро-ва-ния и уси-ле-нии эко-но-ми-че-ско-го сти-му-ли-ро-ва-ния про-мыш-лен-но-го про-из-вод-ст-ва» от 4 октября 1965 года и в ут-вер-ждён-ном то-гда же СМ СССР «По-ло-же-нии о со-циа-ли-сти-че-ском го-су-дар-ст-вен-ном пред-при-ятии». Государственные комитеты по от-рас-лям про-мышленно-сти и сов-нар-хо-зы бы-ли уп-разд-не-ны, вме-сто них об-ра-зо-ва-ны об-ще-со-юз-ные, со-юз-но-рес-пуб-ли-кан-ские и рес-пуб-ли-кан-ские ми-ни-стер-ст-ва. Тер-ри-то-ри-аль-ный прин-цип в ор-га-ни-за-ции ма-те-ри-аль-но-тех-нич. снаб-же-ния был со-хра-нён. Пред-по-ла-га-лись су-щественное рас-ши-ре-ние са-мо-стоя-тель-но-сти и прав пред-при-ятий, пе-ре-ход к сти-му-ли-ро-ва-нию их дея-тель-но-сти в за-ви-си-мо-сти от по-ка-за-те-лей не толь-ко ко-ли-че-ст-вен-но-го, но и ка-че-ст-вен-но-го, эко-но-ми-че-ски эф-фек-тив-но-го рос-та, что долж-но бы-ло вне-сти в эко-но-мич. ор-га-ни-за-цию эле-мен-ты со-стя-за-тель-но-сти ради дос-ти-же-ния луч-ших ре-зуль-та-тов и да-же оп-ре-де-лён-ной кон-ку-рен-ции. В ка-че-ст-ве главного по-ка-за-те-ля эф-фек-тив-но-сти ра-бо-ты пред-при-ятия вво-дил-ся по-ка-за-тель объ-ё-ма реа-ли-зо-ван-ной про-дук-ции (вме-сто объ-ё-ма ва-ло-вой про-дук-ции) и при-бы-ли, что, как ожидалось, долж-но бы-ло спо-соб-ст-во-вать учё-ту спро-са на-се-ле-ния и про-из-водственных по-тре-би-те-лей на раз-но-об-раз-ную, со-вре-мен-ную и ка-чественную про-дук-цию. Пре-ду-смат-ри-ва-лось со-кра-ще-ние чис-ла обя-зательных пла-но-вых по-ка-за-те-лей.

Реформой пред-по-ла-га-лось об-ра-зо-ва-ние фон-дов эко-но-мического сти-му-ли-ро-ва-ния пред-при-ятий (ма-те-ри-аль-но-го по-ощ-ре-ния; соци-аль-но-куль-тур-ных ме-ро-прия-тий и жи-лищ-но-го строи-тель-ст-ва; раз-ви-тия про-изводства) в за-ви-си-мо-сти от тем-пов рос-та реа-ли-за-ции про-дук-ции и уров-ня рас-чёт-ной рен-та-бель-но-сти (от-но-ше-ние рас-чёт-ной при-бы-ли, об-ра-зуе-мой при вы-че-те из об-щей при-бы-ли пла-ты за основные и обо-рот-ные сред-ст-ва, к сред-не-го-до-во-му раз-ме-ру этих средств) по нор-ма-ти-вам, ус-та-нов-лен-ным для групп пред-при-ятий , близ-ких по сво-им про-из-вод-ст-вен-но-тех-но-ло-гическим и эко-но-мическим ха-рак-те-ри-сти-кам. Фон-ды по-ощ-ре-ния на пред-при-яти-ях пла-ни-ро-ва-лось фор-ми-ро-вать в зна-чит. ме-ре за счёт до-пол-нит. обя-за-тельств по уве-ли-че-нию объ-ё-мов про-из--ва и при-бы-ли, в т. ч. за счёт со-кра-ще-ния из-дер-жек про-из--ва, сни-же-ния чис-лен-но-сти ра-бо-та-ю-щих, са-мо-сто-ятельной реа-ли-за-ции на сто-ро-ну из-лиш-них основных фон-дов. Ре-фор-ма сис-те-мы оп-то-вых цен долж-на бы-ла вы-пра-вить мно-го-числ. сло-жив-шие-ся ещё в пе-ри-од со-циа-ли-стич. ин-ду-ст-риа-ли-за-ции де-фор-ма-ции в це-нах, тем са-мым обес-пе-чить нор-маль-но ра-бо-таю-щим пред-при-я-ти-ям воз-ме-ще-ние их за-трат и фор-ми-ро-ва-ние дос-та-точ-ной при-бы-ли. Впо-сле-д-ст-вии ре-фор-ма цен бы-ла до-пол-не-на ре-фор-мой амор-ти-за-ци-он-ной по-ли-ти-ки и прак-ти-ки, с учё-том важ-но-сти по-ли-ти-ки амор-ти-зи-ро-ва-ния как для це-но-об-ра-зо-ва-ния, так и для сти-му-ли-ро-ва-ния тех-нического про-грес-са.

Пер-во-начально ре-фор-ма в основных сво-их на-прав-ле-ни-ях бы-ла дос-та-точ-но ак-тив-но и с одоб-ре-ни-ем вос-при-ня-та как хо-зяй-ст-вен-ни-ка-ми, так и всей эко-но-мич. об-ще-ст-вен-но-стью, вне-ся зна-чительное ожив-ле-ние в на-учную мысль и прак-ти-ку. Она спо-соб-ст-во-ва-ла вскры-тию и ис-поль-зо-ва-нию внутренних ре-зер-вов пред-при-ятий (при преж-ней хо-зяй-ст-в. сис-те-ме в этом не были за-ин-те-ре-со-ваны ни ру-ко-во-ди-те-ли, ни кол-лек-ти-вы). К 1970 году на но-вые ус-ло-вия ра-бо-ты пе-ре-шло свыше 90% пред-при-я-тий ве-ду-щих от-рас-лей промышленности, а так-же 40% сов-хозов. Пя-ти-лет-ка ре-фор-мы, по дан-ным официальной ста-ти-с-ти-ки, ста-ла луч-шей из всех пя-ти-ле-ток: объ-ём промышленного производства вы-рос на 50%, про-из-во-ди-тель-ность тру-да - на 39%, сред-не-го-до-вые тем-пы при-рос-та национального до-хо-да соста-ви-ли 7,7%.

Од-на-ко вско-ре вы-яви-лись внутренние не-со-вер-шен-ст-ва, про-ти-во-ре-чия ре-фор-мы, не пред-ви-ден-ные её ав-то-ра-ми. От-рас-ле-вая сис-те-ма управ-ле-ния че-рез ми-ни-стер-ст-ва, глав-ки, объ-е-ди-не-ния (ко-то-рых со вре-ме-нем ста-но-ви-лось всё боль-ше) ис-кус-ст-вен-но раз-ры-ва-ла еди-ную на-род-но--хо-зяй-ст-вен-ную систему, не по-зво-ляя осу-ще-ст-в-лять про-грамм-но-це-ле-вое управ-ле-ние ре-сур-са-ми и тем са-мым вы-хо-ла-щи-вая од-но из гл. пре-иму-ществ пла-но-вой эко-но-ми-ки - кон-цен-тра-цию ре-сур-сов на ре-шаю-щих на-прав-ле-ни-ях. Кро-ме то-го, в от-рас-ле-вой сис-те-ме управ-ле-ния за-час-тую иг-но-ри-ро-ва-лись тер-ри-то-ри-аль-ные про-бле-мы, не обес-пе-чи-валось ра-цио-наль-ное со-че-та-ние от-рас-ле-во-го и тер-ри-то-ри-аль-но-го ас-пек-тов управ-ле-ния эко-но-ми-кой. Ка-пи-та-ло-вло-же-ния и ма-те-ри-аль-ные ре-сур-сы рас-пре-де-ля-лись в боль-шин-ст-ве слу-ча-ев урав-ни-тель-но, что при-во-ди-ло к рас-пы-ле-нию сил и средств, их дли-тель-но-му омерт-в-ле-нию, мно-го-числ. дол-го-стро-ям, сры-ва-ло пла-ны тех-нич. пе-ре-воо-ру-же-ния пред-при-ятий и от-рас-лей, не-смот-ря на круп-ные за-куп-ки со-вр. обо-ру-до-ва-ния за ру-бе-жом.

Прак-ти-ка ре-фор-мы вскры-ла её глу-бин-ные про-бле-мы, со-сто-яв-шие в по-пыт-ке со-еди-нить про-ти-во-ре-чи-вые, взаи-мо-ис-клю-чаю-щие эле-мен-ты ры-ноч-ной и административной сис-те-мы ор-га-ни-за-ции эко-но-ми-ки. Не ока-за-лись жиз-не-спо-соб-ны-ми и сис-те-мы сти-му-ли-ро-ва-ния по груп-по-вым нор-ма-ти-вам, т. к. в ре-аль-ной эко-но-мич. жиз-ни пред-при-ятия раз-ли-ча-лись по мно-же-ст-ву про-из-водственных, тех-но-ло-гических, эко-но-мических, гео-гра-фических и многих других при-зна-ков.

Ре-фор-ма в её центральном зве-не, в хо-зяй-ст-венном ме-ха-низ-ме на уров-не пред-при-ятия, не пре-одо-ле-ла главной про-бле-мы пла-но-во-ко-манд-ной ор-га-ни-за-ции эко-но-ми-ки - от-тор-же-ния ею тех-нического про-грес-са. При фак-ти-ческом от-сут-ст-вии рын-ка и его ат-ри-бу-тов (кон-ку-рен-ции, пе-ре-ли-ва ка-пи-та-ла и пр.) и гос-под-стве ко-манд-ных на-чал фон-ды раз-ви-тия средств про-изводства не смог-ли стать ре-сур-сом и ме-ха-низ-мом тех-но-ло-гич. мо-дер-ни-за-ции, а по-ка-за-те-ли прибыли и реа-ли-за-ции про-дук-ции - сыг-рать ре-шаю-щую ро-ль в повы-ше-нии эф-фек-тив-но-сти про-изводства. Це-ны, ут-вер-ждае-мые раз-ветв-лён-ной сис-те-мой бю-ро-кра-тических струк-тур, при от-сут-ст-вии под-лин-но ры-ноч-ных ме-ха-низ-мов их фор-ми-ро-ва-ния так-же не мог-ли стать ори-ен-ти-ра-ми и ре-гу-ля-то-ра-ми хозяйственной дея-тель-но-сти и (на-ря-ду с др. ком-по-нен-та-ми ре-фор-мы) не мог-ли пре-дот-вра-тить по-сте-пен-ной эко-но-мической стаг-на-ции. Пре-ж-де все-го по этим при-чи-нам, а так-же из-за про-ти-во-дей-ст-вия партийно-государственной но-менк-ла-ту-ры, не ви-дев-шей сво-его мес-та в ре-фор-ми-руемой экономической системе, уже че-рез 3-4 го-да эф-фек-тив-ность Косыгинской реформы ста-ла сни-жать-ся и вско-ре реформа бы-ла свёр-ну-та, за ис-клю-че-ни-ем от-дель-ных, в сущ-но-сти фор-маль-ных, эле-мен-тов (со-хра-не-ние фон-дов по-ощ-ре-ния, пла-ты за фон-ды и др.).