Особенности города екатеринбурга как будущего центра екатеринбургской городской агломерации. Принципы формирования екатеринбургской агломерации

В свердловском правительстве разработано техзадание на разработку стратегического плана Большого Екатеринбурга. Проект, задуманный еще в начале 2000-х первым главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, практически готов к активной стадии реализации. Основные положения документа прошли согласования с главами городов-спутников. В ближайшее время проект техзадания будет вынесен на обсуждение экспертного сообщества. О том, что ждет главную агломерацию Свердловской области и какие надежды питают в муниципалитетах, – в материале «ФедералПресс».

Работа над проектом Большого Екатеринбурга началась в недрах администрации уральской столицы еще в начале 2000-х годов, однако основные принципы формирования агломерации были разработаны лишь в прошлом году. С тех пор региональные власти и руководство муниципалитетов, которые по замыслу авторов проекта, должны присоединиться к агломерации, ведут активные консультации. «Чтобы понять, в каком виде должна развиваться агломерация, мы делаем шесть общих карт», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-губернатор, куратор проекта Александр Высокинский. Первой из них является общий экологический каркас. «Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас сегодня уже грязно и какие из этого следуют ограничения. Например, такие ограничения есть вокруг Белоярской АЭС, очистных сооружений, скотомогильников, аэропорта или железной дороги. Другой пример – леса на западе Екатеринбурга, которые ни в коем случае нельзя трогать. Как только мы начинаем сносить леса, они перестают гасить ветер и мы можем получить ураганы, как в Москве. К тому же это наши легкие», – объяснил Высокинский.

Вторая схема – транспортный каркас – вызвала немало споров. Так, вице-губернатор пояснил, почему не поддерживает расширение улицы Проезжей, ведущей в сторону Березовского. «Это улица, идущая через жилой район. Во всех этих домах уже прописано по пятьдесят человек на квадратный метр, расселение будет близко к стоимости пяти космических кораблей. Но когда мы ее построим, мы получим широкую улицу, идущую через жилой микрорайон и не дающую никакого развития», – считает Александр Высокинский. Вместо этого он предлагает обратить внимание на дорогу к Новосвердловской ТЭЦ. «Там можно повторить сделанное с «Росселевским трактом». А здесь на каждый рубль, потраченный на строительство, привлечено пять рублей частных инвестиций и получены разрешения еще на пять. Вся территория вокруг тракта пошла развиваться и развивать город», – заявил чиновник.

Третий каркас – это инженерные сети (газ, вода, тепло), четвертый – социальная инфраструктура. В первую очередь будут строиться учреждения, которые могут обслуживать сразу несколько муниципалитетов. «Я являюсь сторонником того, что хоккейную арену надо строить на границе Екатеринбурга и Пышмы, хотя решение уже принято строить у телебашни. Но арена на границе городов начинает обрастать инфраструктурой, дает развитие территории», – приводит пример Высокинский. А именно стыки муниципалитетов являются наиболее проблемной территорией. «Нужно согласовать между двумя городами, что мы там будем развивать, чтобы земли не оставались деревней. Даже приезжие удивляются: Екатеринбург закончился, потом какой-то Шанхай, потом цветущая Пышма. Потому что Екатеринбург и Пышма развивают центры, а на окраинах – мертвые зоны», – говорит он.

Принципы включают в себя также схему территориальной специализации городов. «Понятно, что Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга – промышленный кластер. Березовский – это и промышленность, и малый и средний бизнес, и рекреация. Но березовчанам надо принять решение, в каком городе они хотят жить. Потому что сейчас они делают урбанизированную застройку а-ля Академический, а я им говорю: это будет все что угодно, но не Березовский, в котором вы выросли. Арамиль – город, у которого есть окружная дорога, аэропорт, рядом проходит Транссиб. Там сам бог велел сделать логистическую зону. Среднеуральск – рекреация, малый и средний бизнес, производство овощей на избыточном тепле СУГРЭС», – рассказывает Высокинский. Наконец, обсуждался и список основных инвестпроектов «от открытия новых производств до единой схемы общественного транспорта».

Опрошенные «ФедералПресс» главы городов подтвердили знакомство с документом и изложили свои идеи. «У нас есть полигон ТБО, который эксплуатируется совместно с Екатеринбургом. Одно из главных наших предложений – реконструкция этого полигона и строительство мусороперерабатывающего завода. Второе предложение – строительство резервуаров-накопителей питьевой воды межмуниципального значения», – рассказал мэр Верхней Пышмы Александр Романов. Решение проблемы ТБО на межмуниципальном уровне поддерживает и замглавы Среднеуральска Дмитрий Кириллов: «С полигоном и у них больной вопрос, и у нас больной вопрос». Мэр Березовского Евгений Писцов хочет построить в городе культурно-развлекательный комплекс, который был бы интересен жителям Екатеринбурга. Советник губернатора Владимир Герасименко, до недавнего времени занимавший пост мэра Арамили, сообщил о предложениях по развитию транспортной и социальной инфраструктуры.

Градоначальники обращают внимание, что специализация не означает отказа от развития других направлений. «Мы считаем, что территория должна развиваться гармонично. Если мы строим жилье в больших количествах, мы должны заниматься созданием рабочих мест, то есть созданием предприятий промышленности, торговли и обслуживания. Если люди приобретают у нас жилье, они не должны тратить время на поездки в другой город на работу, перегружать дороги», – говорит Евгений Писцов. По его словам, Березовский готов разместить у себя предприятия 4-5 класса опасности, в том числе чистые и наукоемкие производства. «В работе сейчас машиностроительный завод с чехами, комплекс группы «Синара». Есть инвестор, который разработал оборудование для лазерной сварки и производит его в Германии, а сейчас хочет вернуться», – перечисляет мэр. «В силу сохраненной экологии, чистой воды возможно создание зон рекреации», – добавляет он.

Владимир Герасименко считает, что в Арамили должна развиваться не только логистика, но и «экономика знаний». «Мы избрали кластерный, инновационный путь развития. У нас каждый житель знает, что такое нанокомпозиты и высокодисперсные порошки. Никто этих нанокомпозитов не видел, а мы их видели. Мы ждем высокопрофессиональные и научные кадры, которые будут предъявлять спрос на жилье среднего класса и выше. У города есть и огромный историко-культурный, рекреационный потенциал», – рассказывает он. Что касается Верхней Пышмы, то она согласна оставаться промышленной территорией (в городе 15 крупных и средних предприятий), но намерена развивать также образование и туризм. «На нашей территории находится уникальный музей боевой славы Урала, входящий в «серебряное кольцо Урала», монастырь на Ганиной Яме, скалы Петра Гронского, озера Исетское, Балтым, Вашты, Шитовское. На многих из них обнаружены стоянки первобытных людей», – напоминает Александр Романов. Дмитрий Кириллов согласен с тем, что основными направлениями развития Среднеуральска будут рекреация и фермерство. «У нас есть зеленые зоны и озеро, где можно проводить музыкальные фестивали, есть краеведческий музей», – напоминает он. Однако к этим сферам добавится и логистика: «Северное направление сейчас актуально для транзита, северный выезд даст нам новый этап развития».

Из социальных объектов, которые будут обслуживать всю агломерацию, мэр Верхней Пышмы называет в первую очередь современный роддом: в нем будут появляться на свет жители Среднеуральска и северной части Екатеринбурга. Кроме того, в городе обещают построить дворец технического творчества на кольце новой трамвайной линии, областные дворцы самбо и водных видов спорта. Владимир Герасименко отмечает, что рост населения Арамили при ограниченной территории делает возможным строительство объектов на территории соседней Сысерти. «У них тоже есть потребность в школах, в ФАПе со стороны Челябинского тракта, откуда далеко ехать до поликлиники», – говорит он.

К реорганизации «шанхаев» на границах городов муниципальные чиновники подходят осторожно. «Граница между Екатеринбургом и Пышмой проходит по кольцевой дороге. Территория с обеих сторон уже задействована: у них промзона, у нас очистные сооружения и ряд промышленных объектов. Может быть, со временем появятся решения, но сегодня у нас практически нет межселенной территории, очень мало резервов. Впрочем, сейчас некоторые участки выставлены на продажу, но там, скорее всего, тоже будут какие-то бизнес-проекты», – объясняет Александр Романов. «Нужно определять пути развития приграничных территорий, особенно пустующих. Они довольно обширны, мы не понимаем, что там будем размещаться. После того, как мы пропишем кластерный принцип развития, можно будет это представлять», – надеется Владимир Герасименко. «Если у нас будет северный въезд, южный въезд через район Коптяков, то это позволит создать инфраструктуру, которая привлечет малый и средний бизнес. Где трасса, там и бизнес», – рассчитывает Дмитрий Кириллов.

В июле техзадание должно быть вынесено на обсуждение экспертных советов, в которые приглашены ученые, общественники, журналисты и бизнесмены. «Во все эти советы входят люди, которые к сорока имеют опыт чего-то конкретного. Это не те, кто «участвовал, содействовал, помогал, как-то отирался». Это те, кто говорит: «я построил, я создал, я воздвиг». То есть мы привлекаем людей, которые могут соединить теорию и практику», – заверяет Александр Высокинский. При этом он обещает, что не будет ставить препон и участию в обсуждении других желающих. Окончательная версия задания будет использована при выборе проектного института для составления плана.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности города Екатеринбурга как будущего центра екатеринбургской городской агломерации

Вахрушева Екатерина Александровна - магистрант, кафедра регионального и муниципального управления, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются специфика Свердловской области в целом и города Екатеринбурга в частности для создания городской агломерации. Проанализированы стратегические преимущества территории, выявлены основные признаки, доказывающие сближения города Екатеринбурга с его городами-спутниками. Рассмотрены основные проблемы, сложившиеся в рамках указанной территории. Доказано, что благодаря кооперации ресурсов и возможностей города Екатеринбурга с его близлежащими городами-спутниками, удастся решить не только существующие проблемы, но и увеличить экономический потенциал территории в целом. Ключевые слова: городская агломерация, агломерационные процессы, проект «Большой Екатеринбург».

Features of the city of Yekaterinburg as future center of the yekaterinburg city agglomeration. Vakhrusheva E.A.

Abstract:in article are analyzed specifics of Sverdlovsk region in general and the city of Yekaterinburg in particular for creation of city agglomeration. Strategic advantages of the territory are analyzed, the main signs proving rapprochements of the city of Yekaterinburg with his satellite towns are revealed. The main problems that emerged within this territory were analyzed. Proven that through cooperation, the resources and opportunities of the city of Yekaterinburg with its near lying cities-companions will be able to solve not only existing problems, but also to increase the economic potential of an area.

Keywords: city agglomeration, agglomerative processes, Big Yekaterinburg project. екатеринбург городской агломерация

Создание городских агломераций стратегически важный вопрос для Свердловской области и для Урала в целом. Экономические показатели доказывают, что в Свердловской области сложилось два крупных агломерационных центра - город Екатеринбург и город Нижний Тагил.

Практика показывает, что главным двигателем прогресса и развития нашей страны являются крупные города и именно на их базе происходит дальнейшая эволюция территории. Значение данного фактора возрастает в условиях сурового климата. Именно поэтому для Свердловской области так важно дальнейшее развитие крупных городских центров.

Свердловская область является одним из передовых субъектов России. В области проживает 4,330 млн человек (5 значение по стране), внутренний региональный продукт равен 1661,3 млрд рублей (6 значение по стране), является важным транспортным узлом. Через неё проходят автомобильные, воздушные и железнодорожные трассы общероссийского значения (Транссибирская железнодорожная магистраль), расположен международный аэропорт (ПАО «Аэропорт Кольцово»). Свердловская область не раз принимала участие в международных событиях: саммит ШОС (2013 год), саммит БРИКС (2009 год), Чемпионат мира по футболу в 2018 году. К основным конкурентным преимуществам Свердловской области можно отнести: высокоразвитый научно-образовательный сектор, высокая концентрация оборонно-промышленных предприятий и обрабатывающей промышленности; выгодное географическое положение области .

В тоже время, в области сохраняется ряд проблем: высокая нагрузка на учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты; несоответствие спроса и предложения на рынке труда; высокий уровень износа основных производственных фондов, низкий уровень технологического оснащения предприятий; высокий уровень зависимости экономики области от экспортно-ориентированной металлургической отрасли.

В декабре 2015 года, была утверждена новая стратегия социально-экономического развития

Свердловской области на 2016 - 2030 годы, в которой основными приоритетами социальноэкономической политики Свердловской области являются: создание конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала; создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринимательского потенциала экономики Свердловской области; обеспечение сбалансированного развития территории Свердловской области.

В данной стратегии выделено 15 направлений социально-экономической политики, одним из которых является «Сбалансированное развитие территорий муниципальных образований Свердловской области». В рамах данной цели выделено 3 основных проекта: «Стратегии городов», «Управление агломерационными процессами», «Екатеринбург - глобальный город». Исходя из этого, можно заключить следующее: во-первых, руководство Свердловской области считает, что в области сложились необходимые условия для создания агломераций на базе крупных городских центров; во-вторых, городу Екатеринбург выделена особая роль в дальнейшем развитии области .

Город Екатеринбург обладает наибольшим потенциалом для создания агломерации не только в Свердловской области, но и на Урале в целом. В федеральном рейтинге Екатеринбургская агломерация стоит на 4 месте (после Московской, Санкт-Петербургской и Самаро-Тольяттинской).

Город Екатеринбург является важным инновационным, научно-образовательным промышленным центром. Участие города в международных событиях открыли город для зарубежных инвесторов. Развитие современных технопарков («Приборостроение» на базе НПО «Автоматики», технопарк «Аверон», Уральский горнопромышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра») говорит об увеличение количества наукоемкого производства. Экономическое развитие города Екатеринбурга в долгосрочной перспективе, должно базироваться на инновационной экономике, основанной на концентрации в городе научно-технического и человеческого потенциала .

Важнейшей тенденцией, определяющей будущее города, является усиление агломерационных процессов. Благодаря формированию агломерации на базе Екатеринбурга произойдет изменение пространственно-организационной структур города, увеличение рынка жилья, что приведет к улучшению транспортного сообщения между близлежащими городами.

В качестве городов спутников Екатеринбурга можно рассматривать любые муниципальные образования, радиус удаленности которых не превышает 60-80 км. В таблице 1 представлены городаспутники Екатеринбурга в соответствии с данным критерием .

Таблица 1.Близлежащие города-спутники Екатеринбурга

Название города-спутника

Численность населения, тыс.

чел, на 2015 год.

Расстояние Екатеринбурга, км.

Города первого пояса

Березовский

Верхняя Пышма

Среднеуральск

Города второго пояса

Дегтярск

Заречный

Новоуральск

Первоуральск

Полевской

Создание Екатеринбургской городской агломерации уже заявлено в плане стратегического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года. В данном стратегическом плане существует 8 основных направлений. В одном из направлений: «Генеральный план города Екатеринбурга - город для человека», формирование и создание Екатеринбургской городской агломерации будет осуществляться посредством проекта «Большой Екатеринбург» .

В состав Екатеринбургской городской агломерации должны войти города-спутники первого пояса. В долгосрочной перспективе, планируется дальнейшая интеграция уже сложившейся Екатеринбургской агломерации с городами-спутниками второго пояса.

Создание агломерации «Большой Екатеринбург» предполагает сближение города-центра - Екатеринбурга, с городами-спутниками - Березовским, Арамилем, Среднеуральском и Верхней Пышмой. Ряд предпосылок для создания агломерации уже сложились. По словам директора Института экономики УрО РАН академика А. И. Татаркина, в Екатеринбург в 2015 году из Березовского приезжает работать от 30% до 40% жителей, а екатеринбургские предприниматели открывают свой бизнес в Березовском. В Верхней Пышме действует один из крупнейших холдингов УГМК. Активно претворяется в жизнь проект по созданию скоростного трамвая между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. В 2015 году в Верхней Пышме сдана четырех полосная автодорога с мостом над железнодорожным переездом. При содействии Екатеринбурга, в Арамиле был построен завод - филиал итальянской компании MAPEI. Обсуждается возможность создания на окраинах Среднеуральска совместно с городом Екатеринбургом комплекса по утилизации продуктов жизнедеятельности, так как часть коммунальной инфраструктуры у Екатеринбурга и Среднеуральска общая. Более того, границы Березовского и Арамиля вплотную подошли к границам Екатеринбурга. Совокупная маятниковая миграция из городов Арамиля, Березовского, Верхняя Пышма и Среднеуральск составляет от 27% до 32% .

Позиционируемыми результатами реализации проекта «Большого Екатеринбурга» является: создание новых рабочих мест, увеличение количества трансфертных поступлений и субвенций в местный бюджет, создание единой транспортной инфраструктуры, социальной и культурной среды для городов, решение вопрос об использование смежных территорий .

В тоже время, несмотря на то, что город Екатеринбург и близлежащие территории обладают определенными конкурентными преимуществами, для создания городской агломерации, уже сейчас существуют проблемы, которые требуют совместных усилий муниципалитетов для их решения.

На данный момент очень остро стоит вопрос межевания земли. Например, участок дороги между Екатеринбургом и Березовским находится в ужасном состоянии, однако без заключения межмуниципального сотрудничества выделение денег на полноценный ремонт невозможно.

Отсутствие согласованного градостроительного планирования может привести к проблемам в жилищно-коммунальной сфере. Например, городу Арамилю может не хватить воды, чтобы обеспечить ею новые дома, учитывая темпы строительства, это может произойти через один два года. По данные геологоразведки выявлено, что подходящие места для скважин есть на территории Октябрьского района Екатеринбурга. Остро стоит вопрос о нехватке мест переработки мусора, как для Екатеринбурга, так и для его ближайших спутников.

Усиление трафика на выезде из Екатеринбурга вследствие увеличения количества маятниковмигрантов. Например, ухудшение транспортного сообщения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, Среднеуральском.

Происходит усиление точечной застройки в Екатеринбурге и повышение цен на недвижимость. Отток населения городов-спутников в город-центр. Маятниковая-миграция по состоянию на 2015 год между Екатеринбургом и городами-спутниками составляет от 27 до 32% .

Екатеринбург и его города-спутники будут терять экономический потенциал. В Екатеринбурге заканчиваются площадки промзон для развития проектов, а без нормативно-правовой поддержки агломерации крупные предприятия переносить свои производства в города-спутники не спешат. Негативные последствия для территории значительны, поэтому нужно искать способы их предотвращения.

Список литературы

1. Об утверждении генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 № 60/1. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года: решение Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 № 67/30. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 15 декабря 2015 г. № 151-ОЗ // Областная газета, 2015. 23 декабря.

4. Ижгузина Н.Р. Характеристика моделей управления Екатеринбургской городской агломерацией // Территориальное стратегическое планирование, 2015. № 2. С. 18 - 23.

5. Путинцев М.Г., Гагарин А.Е. , Косинцев А.Л. Итоги недели за игрой: обсуждение проекта «Большой Екатеринбург» // ОТВ: Свердловское областное телевидение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obltv.ru/news/society/itogi_nedeli_za_igroj_obsuzhdenije_projekta_bolshoj_jekateri nburg/(дата обращения 16.04.2016).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические аспекты вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления. Особенности местного самоуправления муниципального образования - Городской думы, главы, администрации г. Екатеринбурга, их права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2010

    Общая характеристика жилищной сферы Екатеринбурга и Свердловской области. Программные мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, принятие нового Жилищного кодекса РФ. Региональные и местные программы по обеспечению нуждающихся в жилье.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2013

    Понятие, принципы построения и зарубежный опыт управления городскими агломерациями. Формирование и развитие Московской агломерации. Подходы к организации местного самоуправления. Формы кооперации муниципальных образований в рамках городской агломерации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Анализ состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства Екатеринбурга - внешнее окружение сферы учета ресурсов. Характеристика основных путей реформирования жилищно-коммунального хозяйства и изучение этапов жилищно-коммунальной реформы Екатеринбурга.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Роль благоустройства города в формировании городской среды. Управление благоустройством и озеленением на муниципальном уровне. Предложения и мероприятия по совершенствованию организации управления благоустройством и озеленением городской территории.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Виды административных правонарушений в сфере благоустройства города. Выявление правонарушений в сфере благоустройства города. Нормативно-правовые акты Москвы о благоустройстве городской территории. Увеличение размеров штрафных санкций за правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Система озеленения современного города. Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства городской территории муниципального образования. Управление благоустройством и озеленением в муниципальном образовании "Город Нижнекамск".

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Нормативно-правовые документы, регулирующие пребывание на государственной и муниципальной службе, работу государственных и муниципальных служащих. Структура городской администрации города Малгобека, взаимосвязи с вышестоящими и подчиненными структурами.

    отчет по практике , добавлен 10.08.2014

    Определение типа агломерации г. Ясногорска Свердловской обл., комплексная оценка территории: географическое расположение, рельеф, объекты гидрографии, растительность, почвы, климат; численность населения, вид, тип и форма расселения; главный город.

    лабораторная работа , добавлен 08.01.2012

    Научные представления о процессах обустройства территорий на уровне муниципалитетов. Деятельность органов исполнительной власти по управлению и развитию городского благоустройства. Проблема реновации промышленных зон. Анализ структуры озеленения города.

- 993.50 Кб

Одной из главных проблем развития системы агломераций в нашей стране является в целом слабая культура межрегионального или, говоря обобщенно, горизонтального взаимодействия. «Опыт разработки стратегий субъектов РФ и городов показывает также, что самое слабое место в этих концепциях и стратегиях - межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных межрегиональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у соседа. В результате нет целостного видения макрорегионального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны», - пишут те же авторы.

Отсюда и низкий интерес к развитию агломераций, подогреваемый, правда, в последние годы различными инициативами Министерства регионального развития РФ и действиями партии «Единая Россия». Например, пообещав городам-миллионникам по 1 млрд рублей на новое дорожное строительство, единороссы спровоцировали стремление некоторых крупных муниципалитетов нарастить количество проживающего в них населения до заветной цифры.

На этой волне еще в 2006 году стартовал проект создания Иркутской агломерации, поддержку которому оказывал в то время губернатор Приангарья Александр Тишанин. По разным причинам проект не выстрелил, а после был предан политическому забвению.

Учитывая специфику управления экономическим развитием в России, при котором роль власти является определяющей, для стимулирования качественного развития городских агломераций необходимо создать систему государственной поддержки этих процессов, включающую меры нормативно-правовой, бюджетной и налоговой политики. О чем идет речь?

Прежде всего необходимо внести поправки в Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся создания и развития городских агломераций. Несмотря на то что сам термин давно вошел как в зарубежную, так и отечественную практику, он не упоминается ни в одном законе - ни федерального, ни регионального, ни местного уровней. Поэтому, хотя агломерации фактически уже сложились во всех регионах страны, бюрократическая машина их совершенно не замечает.

Между тем ввиду составления генпланов городов и схем территориального планирования регионов постоянно возникают противоречия и конфликты, связанные с различной территориальной принадлежностью крупных городов и их спутников, самостийной политикой развития каждого из них без учета соседей. Наверное, красочнее всего этот процесс проявился в Москве, генплан которой вообще «не заметил» территорий Московской области, с которой столица давно уже является, по сути, единым целым.

Поэтому целесообразно ввести в перечень основных понятий в Градостроительном кодексе РФ городскую агломерацию, определив ее как «тесное скопление (группу) городов и других населенных мест, объединенных производственными, социальными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов». Кроме этого нужно ввести новый вид документов территориального планирования: схему территориального планирования агломерации (федеральный уровень, если территория агломерации распространяется на два или более субъекта РФ, уровень субъекта РФ - если территория не выходит за пределы границ субъекта РФ).

Третий уровень местного самоуправления - агломерированный округ - нужно прописать и в ФЗ № 131. Стоит внести изменения и в ст. 8 того же закона, наделив межмуниципальные объединения полномочиями органов МСУ (на договорной основе). В корпорации «Красноярск-2020» также предлагают внести изменения в ст. 2 ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях», дополнив сферы, в которых создаются автономные учреждения, сферой «межмуниципального сотрудничества, науки». Кроме того, нужны поправки и в Бюджетный кодекс РФ, которые дали бы возможность формировать бюджет агломерированного округа.

Без создания законодательной базы (варианты поправок в кодексы и законы - вопрос обсуждаемый) говорить об агломерациях серьезно нельзя. Нам могут возразить, сказав, что ни один из действующих законов вообще-то не запрещает создание агломераций (и органов управления ими) - путем договорного объединения муниципальных образований. Но, как уже было сказано в начале этой главы, большинство мэров сегодня не видят ничего дальше границ своих муниципалитетов и никак не согласовывают планы их развития с соседями. Это приводит к неэффективному расходованию средств и без того скудных бюджетов, снижению конкурентоспособности всей территории в целом и условий для развития бизнеса в частности.

Конечно, слабость горизонтальных связей между муниципалитетами происходит не только от того, что управляют ими слабые менеджеры, хотя зачастую именно личностный фактор является решающим в развитии территории. Специфика межбюджетных отношений, унизительная бедность муниципальной власти, ее зависимость от решений, принимаемых на уровне региональных администраций, приводит к тому, что львиная доля поселков и городов страны занята элементарным выживанием. Хватило бы денег на тепло, воду и свет - какое уж здесь развитие? Какая тут агломерация?

В этих условиях простая формализация понятия агломерации на законодательном уровне не сможет решить другие проблемы, возникающие при формировании подобных территориальных образований. В России без волевой поддержки сверху эволюционный рост снизу растянется на десятилетия. Поэтому снятие законодательных препон сегодня должно сопровождаться политическими решениями и бюджетными тратами.

Создание сети городских агломераций в России может стать еще одним крупным инвестиционным проектом, способным радикально изменить качество жизни населения, а также помочь в решении проблем ее самого крупного мегаполиса - Москвы. Прежде всего за счет снижения людского потока в столицу, от которого главный город страны давно превратился в крайне некомфортное место для жизни. Одна из основных причин системного кризиса в столице - невероятный приток людей в Москву из остальной России (и других постсоветских стран).

Чтобы решить проблемы Москвы, требуется остановить этот людской поток. Понятно, что административными мерами этого не добиться (хотя визы для жителей Таджикистана и Киргизии пора бы уже ввести). Требуется программа развития крупных и средних городов России - чтобы люди оставались жить и работать там. Задача эта нетривиальная. Необходимо серьезно изучить весь комплекс причин, который заставляет человека мчаться через полстраны в Москву. И затем по пунктам исправлять ситуацию в регионах. В конечном итоге требуется сформировать новый цельный образ страны, в самых разных уголках которой хочется жить. Потому что пока половина страны желает перебраться в Москву, рассматривая ее как «другую страну», говорить о долгосрочной устойчивости нынешней российской государственности не приходится.

Москва в значительной мере действительно другая страна - в том смысле, что она на порядок более глубоко интегрирована в глобальный мир. В этом и кроется главный секрет ее привлекательности. Выражаясь языком Фернана Броделя, люди, стремясь в Москву, осознанно или неосознанно стремятся приобщиться к «времени мира». Москва как некий колоссальный мультихаб дает им такую возможность - это хорошо. Плохо, что в других российских городах это «время мира» чувствуется гораздо слабее.

Даже крупные города России все еще живут в другом, отличном от Москвы историческом времени», - отмечал журнал в том же тексте «Эксперта». На наш взгляд многих ученых, крупные городские агломерации, уже сложившиеся в России, должны настроиться на то же самое «время мира», в котором живет Москва, и превратиться в альтернативные точки притяжения для людей.

2. Городские агломерации в Уральском регионе

2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации

Территориальное развитие региональных столиц вкупе с переносом промпредприятий в близлежащие населенные пункты, по задумкам разработчиков генплана, должно привести к объединению центра с городами-спутниками и созданию агломерации.

Лидирует в этом плане, безусловно, Екатеринбург. В состав городской агломерации должно войти 30 населенных пунктов. Однако пока никаких шагов в сторону объединения незаметно.

Рис. 2 .

В Екатеринбурге агломеративные процессы идут давно. Екатеринбургская агломерация - четвёртая по величине агломерация России (после Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской), её население составляет 2 180 864 человек. Екатеринбург имеет большое количество городов-спутников, обладающих значительным промышленным и трудовым потенциалом.

Мегагород - неэффективная форма агломерации. Чтобы привлечь инвесторов и развивать территорию, полезнее создавать межмуниципальные координационные органы, которые будут управлять едиными городскими проектами. Власти Свердловской области реинкарнировали идею укрупнения Екатеринбурга за счет присоединения к нему Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского и Арамиля. В июне 2010 г. Губернатор Александр Мишарин направил главам городов-спутников письма с предложением в течение месяца подготовить проекты создания объединенного муниципалитета.

В пределах 25 км от центра города и непосредственной близости от его окраин (первый пояс спутников) находятся Верхняя Пышма, Среднеуральск, Берёзовский, Арамиль. В пределах 50 км от ядра агломерации (второй пояс спутников) находятся ещё более крупные промышленные центры - Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерть, Новоуральск. Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для всего макрорегиона Урал.

Структура и состав

По проекту районной планировки Свердловской области 70-х годов XX века предусматривалось «крестообразное» развитие её планировочной структуры: меридиональное, вдоль Уральских гор, и широтное - по линии транспортной линии Европа - Азия, с развитием ядра в виде Свердловского внутриобластного района. Ядро агломерации развивалось радиально с созданием кольцевой системы в виде Екатеринбургской кольцевой автодороги.

На территории Екатеринбургской агломерации можно выделить девять лучей расселения (Невьянский, Верхнепышминский, Режевский, Богдановичский, Каменск-Уральский, Сысертский, Полевской, Ревдинский, Первоуральский), сформировавшиеся вдоль четырнадцати основных транспортных направлений, и несколько концентрических зон расселения (ближняя, средняя, дальняя), которые отличаются интенсивностью связей между городами и транспортной связанностью с ядром агломерации, густотой населённых пунктов и плотностью населения, характером сложившегося производства и пр.

В документах «Схемы территориального планирования Свердловской области» определены как состав того, что именуется « Екатеринбургская система расселения», в составе которой выделяется собственно «Екатеринбургская агломерация».

Екатеринбургская агломерация

Муниципальные образования,
входящие в состав
Екатеринбургской агломерации
(согласно Схеме территориального планирования Свердловской области) [
Муниципальное образование Площадь
на 1.01.2009
км²
Население
(по переписи 2010 г.)
МО город Екатеринбург 1 142,89 1 383 448
Берёзовский ГО 1 152,47 68 678
ГО Заречный 299,27 29 749
Асбестовский ГО 745,02 72 832
ГО Рефтинский 24,44 16 490
Малышевский ГО 36,50 9 556
Белоярский ГО 1 323,29 34 580
ГО Верхнее Дуброво 33,90 4 793
МО посёлок Уральский н.д. 2 445
Арамильский ГО 21,82 14 227
Сысертский ГО 2 107,12 63 487
Полевской ГО 1 550,58 71 182
ГО Дегтярск 174,77 15 521
ГО Ревда 1 118,77 63 428
ГО Первоуральск 2 053,75 148 873
Новоуральский ГО н.д. 88 307
ГО Верхняя Пышма 1 044,93 72 823
ГО Среднеуральск 83,98 20 445
ВСЕГО: свыше 12 913,50 2 180 864

Краткое описание

Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок - индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр

Данная г.а. одна из крупнейших в России, с хорошо развитыми пригородами. При наличии одного безусловного центра, в неё входит множество других городов, п.г.т. и сельских населённых пунктов. Это выделяет её среди большинства городских агломераций России подобного размера.

Крупные города.

Екатеринбург численность населения в 2017 году 1456 тысяч жителей (город), 1488 тысяч жителей (городской округ).

Первоуральск численность населения в 2017 году 124 тысяч жителей (город), 148 тысяч жителей (городской округ).

Города среднего размера Верхняя Пышма 69 (83) тыс. жит., Асбест 65 (67) тыс.жит., Ревда 63 (64) тыс. жит., Новоуральск 82 (84) тыс. жит.

Кроме этого – множество малых городов, посёлков городского типа и сельских населённых пунктов.

По данным Госкомстата: Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года.

Численность населения агломерации согласно Схеме территориального планирования Свердловской области в 2012 году составляла 2 211 тыс. жителей. Пересчитав данные на 2017 год., можно получить 2 280 тыс. жителей. По данным citypopulation.de 1 620 тыс. жит., по данным: Фонд "Институт экономики города". Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 1: Работают ли городские активы на городское развитие? Москва 2017 год. – 2,0 млн. жителей.

В последние годы Екатеринбург показывает хорошую динамику роста численности населения 10-20 тыс. чел. в год, однако, демографическая ситуация в других её частях и области в целом пока тяжёлая. Рост агломерации как и в большинстве других агломераций России, осуществляется за счёт её центра. Екатеринбург концентрирует население региона и притягивает мигрантов. Другие города агломерации не столь привлекательны для жизни по экологическим, политическим и социальным причинам. Рост численности населения агломерации скорее всего продолжится, но говорить о полноценном развитии всей агломерации пока не приходится, тем более, о переезде населения центра в пригороды, как в зарубежных странах.