Почему осаго остается одной из основных проблем российского рынка страхования. Осаго: страховать нельзя ездить

Уже два года во многих регионах России идет "битва за ОСАГО": тысячи автомобилистов круглосуточно штурмуют офисы страховых компаний в надежде оформить заветный документ. Власти и специалисты утверждают, что потерь времени и денег можно избежать, купив электронный полис по Интернету. Как обстоит дело на практике и что происходит на региональных рынках страхования автогражданской ответственности автомобилистов, изучила корреспондент "РГ".

Боль и унижение

Испытывать проблемы при покупке обязательных полисов ОСАГО автовладельцы начали с 2014 года. Уже тогда, несмотря на значительное повышение тарифов, многие страховые компании заявили о невыгодности услуги и стали искусственно ограничивать продажи "автогражданки".

Обращаясь в офисы компаний, водители столкнулись с огромными очередями и навязыванием страховщиками всевозможных дополнительных услуг. Так, в 2014 году процедура продления страховки отняла у костромского собкора "РГ" целых две недели, заставив посетить несколько офисов с диктофоном в руках. В итоге, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие ОСАГО, мне все же пришлось переплатить за полис, а затем обратиться с жалобами в контролирующие структуры. Любопытно, что, когда я рассказала о ситуации и. о. городского прокурора, тот признался, что и сам, невзирая на звания и погоны, столкнулся с аналогичной проблемой и оказался… бессилен что-либо изменить.

В одних компаниях (в моем случае это был "Уралсиб") полис ОСАГО перестали продавать без страхования жизни, недвижимого имущества или гражданской ответственности перед соседями по дому на случай пожара или коммунальной аварии. В других (например, в ВСК и "Согласии") существенно сократили время работы и количество операционистов, создав многодневные очереди. В третьих (скажем, в "Ингосстрахе") начали выдвигать условия об обязательном осмотре авто перед заключением договора, при этом из-за "чрезвычайной загруженности" эксперта предлагали записаться на процедуру лишь через три месяца после обращения.

Нездоровая ситуация с ОСАГО породила новый вид теневого бизнеса. Ушлые пенсионерки, располагающие свободным временем, стали собираться у дверей организаций, предлагая спешащим автовладельцам "постоять за них в очереди" за вознаграждение. Аппетиты ряда компаний в процессе навязывания дополнительных страховых услуг, без которых оформление полиса якобы невозможно, со временем выросли до 5-6 тысяч рублей на договор. На этом фоне предложение почтенных дам, требующих "лишь" тысячу за место в очереди за ОСАГО без довесков, выглядело весьма привлекательным. Но проблем, конечно, не решало.

За год лавина жалоб от взбешенных автовладельцев достигла таких масштабов, что Центробанк, выполняющий функции регулятора на страховом рынке, в 2015 году вынужден был временно ограничить действие лицензии одного из крупнейших игроков - компании "Росгосстрах". В результате она лишилась права заключать новые договоры ОСАГО и вносить изменения в действующие. При этом ее обязали обслуживать убытки по страховым случаям и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО. Частичный отзыв лицензии у "Росгосстраха" вызвал панику на рынке. Впрочем, вскоре компания представила в Центробанк документы о том, что она приняла "комплекс мер по изменению порядка заключения и обслуживания договоров ОСАГО, в том числе в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса". И менее чем через две недели после отзыва действие лицензии было восстановлено в полном объеме. При этом в Центробанке заявили, что "будут осуществлять мониторинг использования организацией нового порядка на практике".

Посетив офис страховщика после такой публичной "порки", я с удивлением отметила, что отношение к клиентам у операционистов действительно изменилось. Просидев в очереди менее часа, я смогла приобрести полис по разумной цене без навязанных дополнительных услуг. Однако уже очень скоро поток жалоб на необоснованные отказы страховых в оформлении ОСАГО без "довесков" возобновился. А из Ивановской области и вовсе поступают сообщения об уличных протестах водителей, заявивших, что страховые компании "намеренно саботируют выдачу ОСАГО".

Испытано на себе

Памятуя о мытарствах последних двух лет, очередного переоформления полиса я ждала с некоторой опаской и, пожалуй, напрасно.

Чтобы пресечь спекуляции, с июля 2015 года Центробанк предложил страховщикам перейти на продажу электронных полисов (е-ОСАГО), которые оформляются через Интернет. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сегодня из 80 входящих в него организаций добровольно на е-ОСАГО перешли лишь 14. Правда, при детальном изучении ситуация оказалась еще хуже. На сайтах нескольких компаний высветились сообщения, что услуга временно недоступна. Зато на портале "ВСК" ждал "подарок": оформление полиса заняло всего 10 минут.

Для получения е-ОСАГО оказалось достаточно занести в электронную таблицу сведения об авто, владельце и количестве допущенных к управлению водителей, а также указать номер диагностической карты машины, полученной при прохождении техосмотра. В течение нескольких секунд система определила КБМ - коэффициент "бонус-малус", влияющий на стоимость полиса. Скидка, которую водитель может получить благодаря многолетней безаварийной езде, достигает 50 процентов. Максимальная же надбавка к базовому тарифу для неопытных и неаккуратных водителей составляет 2,45. После проверки всех данных компания выставила счет, который можно оплатить банковской картой не выходя из дома. По сравнению с прошлым годом новый полис подешевел для меня на 400 рублей. Мелочь, а приятно.

Автовладельцы, уставшие стоять в очередях в ожидании полисов, стали... массово ездить без страховки

Через несколько секунд после прохождения платежа на электронную почту пришли уведомления об успешной покупке и уже заполненный бланк, который осталось только распечатать. Одновременно сведения о полисе оказались занесены во всероссийскую базу данных. По данным РСА, бланк е-ОСАГО равнозначен обычному, приобретенному в офисе компании. Через электронную базу его подлинность может проверить любой сотрудник ГИБДД. Как пояснил на пресс-конференции в "РГ" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "в ПДД не указано, что полис обязательно должен быть на бланке Гознака".

Распечатки достаточно, - уточнил он.

"Токсичные" регионы

Отвечая на запрос "РГ" о причинах нежелания большинства компаний присоединиться к системе электронных продаж ОСАГО, в РСА сообщили, что для них "это является правом, а не обязанностью".

В настоящее время электронный полис пользуется популярностью в основном в самых убыточных регионах, - пояснили в ассоциации. И уточнили, что всеобщее введение е-ОСАГО должно произойти с 1 января 2017 года.

По данным страховщиков, в течение последних месяцев снижение продаж полисов было зафиксировано сразу в нескольких регионах. Самыми проблемными оказались Ростовская, Волгоградская, Челябинская и Мурманская области и Краснодарский край. В этих пяти регионах по настоянию ЦБ РФ с 1 июня расширили систему продаж ОСАГО через агентов, цель которых - устранить проблемы доступности полисов. Это особенно актуально для территорий, где в наибольшей степени активны "автоюристы", наживающиеся на мошеннических схемах получения повышенных страховых выплат.

При комплексном коэффициенте убыточности (ККУ) более 100 процентов страховщик стремится уклониться от ОСАГО. В результате покупка полиса становится затруднительной, - пояснили в ЦБ.
Регионы, где аномально высока доля судебных выплат, страховщики называют "токсичными". Так, в Южном федеральном округе этот показатель составляет 30-40 процентов, тогда как в среднем по России - от 10 до 12, а в Москве и Санкт-Петербурге - от пяти до семи.

В некоторых субъектах ситуация стабильна, в некоторых - крайне убыточно работать в этом сегменте. Дело тут не в тарифе, а в криминальных "автоюристах", которые зарабатывают на ОСАГО, - прокомментировали в РСА.

По данным представителей судейского сообщества, за последний год число исков водителей к страховым компаниям из-за недостаточных, по их мнению, размеров страховых выплат в случае ДТП значительно выросло. При этом порядка 95 процентов таких исков суды удовлетворяют. Есть и другая тенденция - автовладельцы, уставшие стоять в очередях в ожидании полисов, стали… массово ездить без страховки и переходить на фальшивые документы, число которых в России к началу текущего года превысило миллион штук. В итоге обстановка на рынке автострахования приобрела весьма тревожные черты.

По мнению президента Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, решать сложившуюся проблему необходимо путем "налаживания общегражданского диалога", иначе она приобретет "глобальный характер".

Если человек страхует автомобиль, а остальные не страхуют, зачем ему это делать? Если каждый второй не имеет полиса, то те, у кого он есть, не получают возмещения. И какой смысл страховать ответственность, если система не работает? В итоге может получиться снежный ком отказа от страхования, - пояснил он.

Кстати

При попытках навязывания дополнительных услуг в офисах страховых компаний в Российском союзе автостраховщиков советуют жаловаться в РСА или Центробанк, а также использовать "период охлаждения". В случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО клиент имеет право в течение пяти дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги, если, конечно, за это время не происходило страховых случаев. Премия будет возвращена в полном объеме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца.

Сегодня страхование ОСАГО неизменно ассоциируется у водителей с высокими тарифами, поддельными полисами и дефицитом подлинных, с навязыванием доп услуг и отсутствием скидок, с вопросом «в чем смысл тарифного коридора», когда полисы реализуют только по максимальной границе?

Сама идея страхования преследует благую цель – помочь в трудной жизненной ситуации. Почему же тогда приобретение полиса ОСАГО вызывает у автовладельцев бурю негативных эмоций?

  • Во-первых, отдавать деньги всегда трудно. Свою лепту вносит и обязательность сей процедуры.
  • Во-вторых, творящееся безобразие с поддельными полисами и навязыванием дополнительных услуг подливает масла в огонь.

Противостояние страховщика и страхователя достигло своего апогея. Наступит ли этому конец? Однозначно, да. Только когда?

Конечно, экономический кризис жестоко прошелся по многим компаниям. Существенно сократились объемы прибыли, прошли массовые сокращения персонала, а некоторым предприятиям пришлось покинуть российский рынок. Трудно не только секторам экономики, трудно простому народу. Пережить можно всё. Но, использование граждан в качестве основного источника решения проблем, причем, обманным путем, подрывает доверие и сводит на нет лояльность граждан к страховщикам России.

За 13 лет существования ОСАГО, страховой продукт никак не приведут в нормальный вид, несмотря на то, что мировая практика по этому виду страхования насчитывает 80 лет. Почему бы не воспользоваться чужим хорошим опытом? Проще и быстрее, чем идти своим путем. Или кому-то такой путь на руку?

Как c ОСАГО в других странах?

Высший европейский уровень демонстрирует автострахование Германии.

Среди трех видов страхования авто есть и обязательное Kfz-Haftpflicht, аналогичное нашему ОСАГО. Без него даже невозможно поставить машину на учет. Цена полиса не маленькая, но цивилизованные способы его продажи вызывают у владельцев не противостояние, а понимание. Критерии страхования знакомы всем автолюбителям и после оформления заявки через интернет высылается счет на оплату. Такой полис гарантирует возмещение полного вреда пострадавшей стороне. Суммы выплат до 7,5 млн евро — почувствуйте разницу!

Знаете, какие преимущества могут получить водители, не попавшие в ДТП? Скидку до 75%, причем, её можно подарить родственникам или друзьям.

А ещё, виновнику аварии нет необходимости улаживать проблемную ситуацию – этим занимается исключительно страховщик, вплоть до решения спорных вопросов в суде.

Что с автострахованием гражданской ответственности у нас?

А российские автовладельцы между двух огней: страховой компанией и дорогами.В принципе, простая процедура покупки полиса превратилась у нас в «развод на бабки». Убитое время и нервы граждан не поддаются исчислению.

Повышение тарифов на ОСАГО обеспечило некоторый прирост продаж в 2015 году, тем не менее со 2 квартала 2016 года прогнозируется их существенное падение. За прошедший год уже 3 миллиона водителей, не согласных с ценой полиса, отказались его приобретать.

В большинстве случаев высокая стоимость определена включением страховки жизни и т.п., аппетиты отдельных страховых компаний задирают её до 50%. В результате, кто-то ездит совсем без страховки, кто-то нашел подешевле. Подсуетились мошенники, предложив поддельные полисы с более низкой ценой (4 % в общей доле). Знал ли про это владелец авто? 50 на 50.

Русское «авось» играет здесь не последнюю роль. «Авось, гаишник не заметит. Авось, в ДТП не попаду». А есть и те, кто вообще ездит без полиса.

Мы не сказали ещё про то, что в минусе оказываются, прежде всего, пострадавшие в ДТП. Кто виноват?

Безусловно, суд признает виновным лицо, по причине которого всё случилось. А сокрытие информации о тарифах и условиях страхования, навязывании доп услуг, отказ в страховании без их приобретения, а также отказ в скидках (понижающий КМБ)- это всё лирика. «Жалуйтесь, господа, куда следует», — ответ известен. Но ведь, пока жалуемся, и ездим без страховки.

Обозримое будущее – что изменится с ОСАГО

Официальные данные Российского союза автостраховщиков свидетельствуют об увеличении суммы премии с 4324 до 6115 рублей при одновременном снижении количества купленных полисов в 1 квартале 2016 года на 500 тыс. штук. Причина такой ситуации ясна. Перейти к чистой продаже полисов ОСАГО означает для страховщика прямые потери прибыли. Избежать этого поможет резкое поднятие тарифов. Будет ли повышение?

Президент Всероссийского союза страховщиков Юргенс И.Ю. считает, что «дальнейший рост тарифов ОСАГО невозможен, невзирая ни на какие экономические параметры этого вида страхования. Потребители проголосовали ногами, и никакие дополнительные меры принуждения в данной ситуации уже не помогут. Остаётся искать пути оптимизации затрат, в первую очередь на ремонт автомобилей пострадавших, снижения уровня страхового мошенничества и сокращения судебных издержек за счёт изменения процедур урегулирования убытков и работы с претензиями страхователей».

Электронный полис по реальной цене

Отличная возможность получать через онлайн-сервисы застопорилась. «Когда не надо» население быстро учиться пользоваться информационными технологиями и здесь страховщики увидели явную угрозу росту результатов страхового бизнеса. Кампания по блокировке данной услуги на сайтах страховых компаний прошла очень быстро.

В ответ на это активными борцами за справедливость подана инициатива о создании единого государственного страховщика, занимающегося исключительно ОСАГО. Голосование продлится до 27 апреля 2017 года и при наборе 100 тыс. голосов её рассмотрит группа экспертов федерального уровня с принятием решения в пользу инициативы или нет. Для заинтересованных поучаствовать — ссылка https://www.roi.ru/26791/ .

Ввод новых бланков ОСАГО

В целях защиты автовладельцев от поддельных полисов ОСАГО, РСА с 1 июля 2016 года планирует приступить к замене бланков полиса ОСАГО. Так было заявлено ещё в феврале этого года. Новыми бланками полисов с новыми элементами защиты должны были заменить все старые, в том числе поддельные экземпляры. Однако, точка в этом вопросе пока не поставлена. Бланки в процессе печатания. Скорее всего, новые бланки обязательно получат автовладельцы с подошедшим сроком страхования, а остальные – смогут получить по желанию (досрочно), без дополнительной оплаты уже в этом году.

Штрафы за езду без полиса ОСАГО

В 2016 году увеличен штраф за езду без полиса до 800 рублей, но можно заплатить 400, воспользовавшись скидкой в 50% при оплате в течение 20 дней.

Депутаты посчитали такую сумму штрафа несопоставимой с суммой страховки и количеством ДТП. Уже к осени 2016 года запланировано её увеличение до 2500 рублей.

Причем, штраф за отсутствие полиса инспектор ГИБДД может выписывать многократно. Это касается и отсутствия при водителе электронного варианта полиса или обычного, оставленного дома. Единственное, сумма штрафа ниже, так как его наличие проверяется по базе.

Подытожим

В условиях продолжающегося кризиса ждать кардинальных изменений в страховании ОСАГО не приходится:

  • Всё также продолжится навязывание и останется проблемой заказать полис электронно;
  • Увеличение штрафов «заставит» многих автовладельцев принять текущие условия страхования, что ещё больше усугубит отношение населения к страховщикам;
  • Одними жалобами решить проблему невозможно, требуется серьезное вмешательство контролирующих органов и государства;

Из положительного:

  1. С заменой бланков сведутся к минимуму поддельные полиса;
  2. В среднем « » не изменится, так как увеличения тарифов в 2016 году не прогнозируется.

Поводов для радости мало, хотя надежда на лучшее есть, ну, а терпения «нашему брату» не занимать.

В последнее время все больше жителей регионов России стали жаловаться на то, что не могут купить полис ОСАГО ни в одной страховой компании. В таком случае происходит достаточно неприятный процесс. Наш человек ради снижения расходов отправляется в страховую компанию за продлением страховки фактически в последний день действия старого документа. Поэтому, получив негативный ответ от страховщика, водитель сразу же едет в другую компанию, а затем еще в одну, чтобы все-таки найти полис и получить необходимый для передвижения на автомобиле документ. Но в регионах это не всегда помогает. Действует мафия страхования - если у одной страховой компании заканчиваются полисы, они резко заканчиваются даже у самых продвинутых, современных и дорогих представителей бизнеса. Но что в этой ситуации делать обычному гражданину?

Вопрос достаточно сложный, так как при поездке без страховки вас могут оштрафовать. Просроченный страховой полис обойдется в 800 рублей, а отсутствие ОСАГО при поездке - в 500 рублей. Повторное нарушение увеличивает наказание, так что несколько дней без полиса могут стать для вас очень дорогим удовольствием. Требовать бумагу у страховщика, когда вам заявляют об отсутствии бланков, неразумно. Придется поступать иначе и действовать иным путем. Существуют определенные тонкости оформления страховых услуг, которые сегодня знает далеко не каждый владелец автомобиля. Можно достаточно просто избавиться от проблем со страховыми компаниями и получить весьма качественный сервис с применением простых технологий и решений. Давайте подробнее разберемся причины проблемы и способы ее решения.

Почему в страховых компаниях заканчиваются полисы ОСАГО?

Современный бизнес в сфере страхования работает достаточно грязно. Это можно понять, ведь в условиях современной нездоровой конкуренции крайне сложно заработать деньги, удержать компанию и получить нормальные условия развития. Нечестная конкуренция становится причиной грязной игры от каждой компании в стране. Именно поэтому возникают неприятности, которые на самом деле могут стать проблемой для клиента. Схема работы СК в регионах следующая:

  • определяется конкретный период времени, когда все офисы страховых компаний начинают объявлять клиентам о том, что бланков страхования нет вообще и не будет;
  • клиент в ужасе метается от одного офиса к другому, пытаясь получить хоть какие-то возможности страхования, так как иначе придется платить огромные штрафы;
  • и вот в одной из СК города он находит страховые полисы, но стоят они не стандартную сумму денег, а раза в четыре дороже, а также к ним прилагается страхование жизни;
  • клиент не видит других способов решить проблему, покупает страховку от несчастного случая для водителя, покупает втридорога полис ОСАГО и отправляется по своим делам;
  • страховые компании города создают взаимные выгоды и получают взаимные доходы, так что ответственность за вашу безопасность на дороге не несет вообще никто.

В конечном счете, клиента ставят в такую ситуацию, когда он действительно вынужден покупать полис ОСАГО по любой цене и с любыми дополнительными услугами. Обращаются водители в такой ситуации в совершенно любые СК, которые могут предоставить услугу обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности. Иначе придется поставить авто в гараж до появления бланков в офисах компаний.

С чем связывают пресс-службы страховщиков отсутствие бланков?

Все чаще мы стали слышать крики с регионов о том, что стало невозможно оформить страховку, приходится тратить на поиски несколько дней. Страховые компании готовы терять своих постоянных клиентов, чтобы получить определенные прибыли без ответственности. Это достаточно странное поведение, которое может и вовсе вывести СК с рынка в скором времени из-за отсутствия клиентов. Пресс-службы в московских офисах комментируют данные происшествия следующим образом:

  • бланки постоянно меняются, их просто не успевают печатать в нужном количестве, поэтому возникает естественный дефицит при распределении на регионы России;
  • есть проблема со способами доставки и физической дистрибуции бланков ОСАГО по всей России, особенно, если речь идет об отдаленных от Москвы регионах и городах;
  • ни о каких сговорах с конкурентами не может быть и речи, так как страховые компании находятся в жесткой оппозиции друг к другу, они работают исключительно самостоятельно;
  • если же бланки есть в офисе в проблемном городе, стоимость страховки действительно может немного повышаться в связи со значительным повышением спроса, это повышает риски;
  • дополнительные услуги, такие как страхование жизни, являются необязательными, в офисах их не навязывают, а предлагают и объясняют все выгоды и преимущества.

Но эти официальные объяснения российских страховых компаний оказываются неправдой, поскольку каждый водитель знает о реальном навязывании дополнительных услуг. Интересно, что после определенного периода таких неприятностей в городе или регионе бланки появляются и все идет своим чередом. Но проблема начинается в другом регионе. Это немного смущает и заставляет задуматься о честности страховых компаний в России.

Что делать, если по городу нет бланков ОСАГО для страхования?

Если вам уже сегодня нужно застраховать автомобиль, вы объездили все возможные инстанции, но так ничего и не нашли, стоит искать другой выход. На сайте каждой компании вы можете заказать полис онлайн. Заходите на любой сайт, вводите свои данные и получайте полис с доставкой на дом. Иногда махинации с отсутствием полисов проводятся на локальном уровне, а высшее руководство об этом просто не знает. Также можно поступить иным путем:

  • сегодня в интернете можно отыскать множество сайтов, на которых предлагаются услуги независимых экспертов, консультантов и специалистов за небольшие деньги;
  • на таких проектах львиную долю персонала занимают страховые агенты, которые порвут друг другу глотки за право общаться с потенциальным клиентом СК на портале;
  • достаточно дать необходимые данные такому человеку, чтобы через несколько часов вам доставили курьером полис с заполненными данными, останется только подписать его;
  • это вполне законно, безопасно и просто, если вы подыщите нормальный портал с такими услугами, в ином случае это окажется авантюрой и отправкой своих денег мошенникам;
  • в этом способе вы можете выбрать страховую компанию, пообщаться с различными консультантами и подобрать наиболее доступные и подходящие для вас услуги.

Можно также использовать более простой для многих метод - поехать в соседний город или в соседний регион. Это поможет полностью решить проблему отсутствия полисов ОСАГО, но только в том случае, если проблема локальная. В некоторых случаях так решить проблему не получится. Намного лучше научится использовать услуги в интернете, чем прокатывать время и бензин в другие города. Так вы получите нужные услуги дешевле и проще.

Что делать, если навязывают дополнительные услуги к ОСАГО?

Стоит всегда помнить о том, что навязывание дополнительных страховых услуг - это реально проблема российского общества. Каждая компания хочет заработать больше на клиенте и получить больше денег для увеличения прибыли. Но клиент при этом остается жертвой мошеннической схемы. Компании не просто предлагают, а навязывают страхование от несчастных случаев и прочие неприятные моменты. Можно проделать следующие действия, если вы встретите такие неприятности:

  • первым делом позвонить на горячую линию страховщика в главный офис и описать проблему, вам должны позволить купить полис ОСАГО без дополнительного страхования;
  • если это не сработает, следует предупредить компанию, что вы собираетесь обращаться в суд, но при этом необходимо, чтобы с вами был свидетель всего происходящего;
  • заявление в полицию может также серьезно и быстро решить проблему - вызовите полицию и в присутствии копов попросите страхового агента продать вам ОСАГО;
  • навязывание дополнительных услуг - это серьезное нарушение ваших прав, поэтому не стоит покупать дополнительную страховку только по той причине, что вам ее предлагают;
  • заявление в суд лучше подавать после того, как вы вызвали полицию, копы разобрались в ситуации и вынесли решение о правонарушении, тогда у суда не будет шансов принять иное решение.

Именно поэтому наше «правовое» государство нуждается в тотальном контроле со стороны общества. Но проблема в том, что большая часть общества готова мириться со всеми дополнительными услугами. Им сложнее вызвать полицию, чем просто заплатить лишние деньги. Впрочем, так думают все меньше и меньше людей, многие начинают стремиться к справедливости и реально ломает все предубеждения и старые схемы. Так что шансы у нас есть. Предлагаем небольшое видео из региона, который пострадал от нечестных действий страховщиков:

Подводим итоги

В регионах России не так давно начались регулярные перебои с полисами ОСАГО. Поначалу с этим мирились и искали обходные пути, но потом всем это изрядно надоело. Началась борьба с незаконными действиями страховых компаний. В публикации мы рассказали о том, как вы можете получить полис страхования ОСАГО без обращения в офис страховой компании, а также открыли секреты действий при навязывании дополнительных услуг. По какой-то причине страховые компании и финансовые организации почувствовали себя владельцами положения и общества, но им не стоит забывать, что они трудятся для народа.

В ином случае на рынок придут те компании, которые будут выполнять свои задачи качественно. И в этой ситуации всем старым представителям бизнеса будет очень сложно. Можно вспомнить множество старых представителей бизнеса, которые проигрывали гонку конкуренции молодым и современным компаниям. Но пока в страховой сфере все очень сложно и грустно, поэтому можно просто искать обходные пути и получать услуги более или менее цивилизованно. А что вы предприняли бы, если бы оказались в подобной ситуации?

Сегодня в нашей стране существуют как общие проблемы, которые касаются страхового рынка в целом, так и проблемы отдельных его частей В сегменте, связанном со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, есть ряд вопросов по действующим законодательным механизмам и самому содержанию нормативных и правовых актов. А одними из наиболее часто встречающихся являются проблемы ОСАГО.

Проблемы с полисом ОСАГО

Закон, защищающий права потребителей, указывает на следующее: любое навязывание заключения договора страхования жизни противоречит закону (часть вторая статья шестнадцать Закона России № 2300-1 от 07.02.1992г.). Но большая часть автомобилистов зачастую не знают свои права, поэтому соглашаются с приобретением навязанных им услуг. Вот так и начинаются проблемы ОСАГО …

В Российской Федерации в более чем сорока областях есть проблемы, связанные с оформлением полисов страхования. И тенденция неутешительна – данное количество увеличивается с каждым годом. Все более актуально звучит вопрос о том, каким образом получить ОСАГО без оформления договора страхования жизни? Более того существуют в географии нашей страны места, в которых приобретение страховки без еще одного ненужного продукта в принципе невозможно.

Рынок страховых фирм на сегодня достаточно обширен, что позволяет выбрать «свою» страховую компанию. Но есть среди страховщиков такие организации, которые идут на некоторые хитрости, чтобы вы непременно оплатили еще и полис страхования жизни «в нагрузку» к ОСАГО.

Только индивидуальный подход к выбору страховой организации в каждом конкретном городе поможет вам заключить договор ОСАГО без дополнений. Так, в московском «Росгосстрахе» полис продают без лишних услуг, а вот в Ивановском регионе вы купите «расширенный пакет».

Каждый автолюбитель, конечно, знает приблизительную стоимость страховки своего автомобиля. Эта цифра изменяется ежегодно и зависит от различных факторов и коэффициентов. Но цена ОСАГО без договора страхования жизни всегда будет ниже, чем с ним.

Проблемы ОСАГО при покупке полиса

Если представить себе ситуацию, когда в одной из страховых фирм утверждают, что застраховать жизнь теперь стало обязательно, вы должны поступить следующим образом Зафиксировать факт принуждения к покупке дополнительных продуктов на диктофон, телефон или иное записывающее устройство. После этого необходимо задать вопрос представителю страховой организации о том, можно ли отказаться от страхования своей жизни при покупке, что избежать проблемы ОСАГО. Вариантов ответа может быть два:

  1. «Да, обязательно»
  2. «Есть альтернативный подход – проведение осмотра автомобиля». Такая возможность по правилам ОСАГО есть (пункт 1.7 первой главы Указаний Банка России № 3649-У от 24.02.2014г.). Страховщик вправе произвести осмотр автотранспорта при подписании договора ОСАГО в месте, установленном по договоренности сторон. Если к такому соглашению прийти нельзя или составляется электронный договор, то осмотр не производится. Как правило, самого осмотра транспортного средства приходится ждать месяцами, и в этот период полиса ОСАГО у Вас не будет.

Во втором случае скажите специалисту страховой фирмы о том, что вы желаете заключить договор без страхования жизни непосредственно в данный момент. При отрицательном ответе потребуйте его в письменной форме. Если такой документ страховщик отказывается дать, то проинформируйте его о наличии видео- или аудиозаписи. Тут есть шанс, что полис вам все-таки продадут. Можно не предъявлять запись, а направить ее в соответствующие инстанции, что грозит штрафом страховой фирме.

Можно ли вернуть деньги за приобретенную страховку жизни, если данный факт обнаружился уже дома. В этом случае вы должны незамедлительно вернуться в страховую компанию, и чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Проблемы со страховкой ОСАГО

Для решения проблемы вам требуется оформить заявление с отказом от страхования жизни вместе с покупкой полиса ОСАГО. Этот документ составляется в трех экземплярах. Очень важно, чтобы при этом у вас были фактические доказательства навязывания услуги – запись с диктофона, телефона, видеокамеры и т.д.

Если после подачи заявления и предъявления доказательной базы страховая организация отказывается возмещать стоимость страхования жизни, поступить можно следующим образом. В самом заявлении допишите несколько строк, описывающих то, что при отказе вы обратитесь соответствующие органы, например, в судебные. Подобные меры могут лишить страховую фирму лицензии, и поэтому денежные средства зачастую возвращают.

В противном случае незамедлительно просите письменный отказ, чтобы оперативно решать вопрос проблемы ОСАГО. Обратиться с ним можно в несколько инстанций: центральный банк, союз автостраховщиков России, судебные органы, федеральную антимонопольную службу, организацию по защите прав потребителей.

Компании, работающие нечестно, существуют и будут еще долго существовать на рынке. Составим краткое резюме по решению проблемы навязывания страхования жизни при оформлении ОСАГО. Если вам не хотят продавать полис обязательного автострахования гражданской ответственности без дополнительных продуктов, то зафиксируйте все действия страховщиков Обязательно требуйте письменный отказ. При разговоре с сотрудниками страховых организаций ссылайтесь на законы, которые на вашей стороне. Если вы не разбираетесь во всех нюансах законодательства и не знаете, как разрешаются проблемы ОСАГО, то непременно обращайтесь за помощью к юристам, специализирующимся на вопросах автогражданской ответственности.

Прочитали: 29

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.