Послевоенная Германия. ГДР

Разделённая страна: ФРГ и ГДР. В 1945 году нацистский режим в Германии был уничтожен. Однако ситуация, в которой оказалась ещё недавно могущественная страна, была удручающей — поражение в войне, огромные человеческие жертвы, оккупация войсками иностранных государств всей территории, экономический упадок, кризис самосознания жителей и репутация страны-агрессора, развязавшей кровавую войну. Судьба Германии как государства всецело зависело от политических решений стран-победительниц: СССР, США, Великобритании, а также Франции. В 1945 году конференции в Ялте и Потсдаме определили принципы послевоенного устройства Германии.

Вся страна и отдельно Берлин были разделены на 4 оккупационные зоны, контроль над которыми получили СССР, США, Великобритания и Франция. Он осуществлялся через совместный орган главнокомандующих войск стран-союзниц, который получил название Союзного Контрольного Совета. Берлин также был разделён на четыре зоны влияния и управлялся четырьмя военными комендантами. Были существенно изменены границы Германии. Восточная Пруссия была разделена между СССР (северная часть стала Калининградской областью) и Польшей, граница между Польшей и Германией пролегла по рекам Одер и Нейсе. Также были аннулированы территориальные приобретения Германии на западе.

Однако уже в первые месяцы после завершения войны стало очевидно, что взгляды союзников на послевоенное устройство Германии кардинально отличаются. Компромисс едва ли мог быть найден в условиях начавшейся холодной войны. Альянс между коммунистическим Советским Союзом и либерально-демократическими США и Великобританией объяснялся лишь крайне тяжёлым военным положением, а в мирное время принципиальные противоречия двух политических систем вновь вышли на первый план. Стороны не могли договориться ни об экономическом, ни о политическом устройстве Германии. Постепенно отчуждение между бывшими союзниками все возрастало, а западная и восточная части некогда единого государства все больше отдалялись друг от друга.

Уже в середине 1946 года британские и американские власти начали вести сепаратные переговоры об объединении своих зон оккупации и создании так называемой «Бизонии». Соответствующее соглашение было подписано в Нью-Йорке 2 декабря 1946 года. В 1948 году Франция приняла решение о присоединении своей зоны оккупации к «Бизонии», которая таким образом была преобразована в «Тризонию». Таким же образом Берлин оказался разделён на Западный и Восточный. Проведение западными государствами самостоятельной экономической политики в «Тризонии» привело к таможенному разделению «двух Германий» и блокаде Западного Берлина в 1948-1949 годах.

23 мая 1949 года было создано государство Федеративная Республика Германия (дата обнародования Основного закона). В сентябре 1949 года — после выборов в бундестаг — были сформированы органы государственной власти.

7 октября 1949 года советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику.

После разгрома нацистской Германии развитие государственности в двух частях ранее единой страны пошло разными путями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Заочного Обучения

Специальность: Маркетинг

По дисциплине «История экономики»

Програма восстановления экономики ФРГ
после второй мировой войны

Руководитель: Вощанова Г.П.

Исполнитель: Элконин А.Б.:,группа МГ02/1

Москва 2002

Введение. 2

1. Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных лет 3

2. Планы послевоенного восстановления экономики Германии и их реализация. 6

2.1. План Маршалла. 6

2.2. Реформы Л. Эрхарда. 7

Заключение. 14

Литература. 15

Введение

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет. Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.

Весь комплекс задач по восстановлению страны оккупационное, а затем новое немецкое руководство Германии (в дальнейшем – ФРГ) должно было решать под давлением политической ситуации, когда существенно обострились противоречия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и фактически произошло разделение Германии.

Вошедшее в историю «немецкое экономическое чудо», т.е. быстрый рост экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годов XX века, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.

Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.

Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.

1. Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных лет

Когда 25 апреля 1945 года у Торгау на Эльбе советские и американские солдаты подали друг другу руки, у изученного войной мира появилась надежда на то, что наступает новая эпоха примирения и безопасности. Однако конфликты, существовавшие в антигитлеровской коалиции, в частности, по вопросу о послевоенном устройстве Германии, проявились уже в 1943 году, и лишь усугубились после победного окончания войны.

США стремились к созданию либерального мирового хозяйственного порядка, при котором им как бесспорно сильнейшей в экономическом плане державе принадлежало бы и политическое лидерство, СССР, напротив, настаивал на принципе обеспечения стабильного мира посредством раздела сфер влияния между двумя сверхдержавами.

Одним из проявлений этого политического противостояния стало разделение Германии.

В июле 1945 года в Потсдаме, недалеко от Берлина, начал работу конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Главное место в работе конференции заняли вопросы, связанные с денацификацией, демилитаризацией и демократизацией Германии. Было установлено, что власть в Германии будет осуществляться Главнокомандующими оккупационными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Среди объявленных Потсдамской конференцией целей оккупации Германии, имевших первоочередные экономические последствия, были: полное разоружение и демилитаризация Германии, включая ликвидацию всей ее военной промышленности или установление контроля над ней, а также право народов, пострадавших от германской агрессии, на получение репараций, в частности, демонтаж промышленных предприятий и раздел всего немецкого флота между СССР, США и Великобританией.

Раздел Германии на оккупационные зоны соответствовал бывшим границам административно-территориального деления Германии (за исключением Пруссии). Бывшая столица Пруссии – Берлин – был поделен на четыре зоны, США контролировали земли Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, и южную часть Западного Берлина. Британская зона включала земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, и западную часть Западного Берлина. Советская администрация была установлена над землями Мекленбург, Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, и Восточный Берлин (составлявший почти половину всей территории города). Вскоре выяснилось, что действия оккупационных властей в разных зонах существенно различались друг от друга.

В частности, Франция, не участвовавшая в Потсдамской конференции, и в меньшей части считавшая себя связанной ее решениями, стремилась извлечь максимальную сиюминутную выгоду из оккупации и, в противовес решениям Потсдама, не поддерживала идею сохранения экономического единства Германии (что, равно как аннексия Саарской области, в немалой степени способствовало впоследствии политическому разделению страны).

Советское оккупационное командование рассматривало в первую очередь возможности получения максимальной компенсации Советскому Союзу за потери, понесенные в ходе войны. Доля сохранившихся промышленных предприятий, демонтированных и вывезенных в СССР, составила в Советской зоне 45% (в зонах других государств-победителей она не достигла 10%). Одновременно СССР поддерживал политические преобразования, направленные на ориентацию Германии на коммунистический (социалистический) путь развития.

Первоначальные планы администрации США по максимальному экономическому ослаблению Германии с сохранением ее как сельскохозяйственной страны (план Моргентау) быстро подверглись коррекции, в первую очередь по политическим причинам: для противодействия складывавшемуся в Восточной Европе коммунистическому блоку необходимо было сформировать политический и экономический противовес. В сентябре 1946 г. в Штутгарте государственный секретарь США Бернс провозгласил, что Соединенные Штаты не собираются бесконечно дискриминировать Германию. Генерал Клей распорядился о прекращении репарационных поставок Советскому Союзу, генерал Дрейпер, руководитель экономического отдела американского военного правительства, заявил, что для строительства немецкой демократии необходимо для начала вновь передать немцам ответственность за их экономическую судьбу. Правительства США и Великобритании приняли решение о создании совместных бизональных хозяйственных управлений.

Поскольку к началу 1947 года Британия присоединила свою оккупационную зону к зоне США (Бизония), в 1948 к первым двум присоединилась и французская зона (Тризония), а в марте-апреле 1947 года Московская конференция Совета Министров иностранных дел стран-победительниц продемонстрировала полное расхождение во взглядах на ближайшие необходимые действия оккупационных властей в Германии (западные союзники предлагали планы возрождения экономики Германии, СССР настаивал на увеличении репараций и всенародном референдуме об унитарном или федеративном устройстве Германии), фактически разделение Германии можно считать совершившимся. С марта 1948 года прекратил свою деятельность Союзный контрольный совет, а в июне 1948 года СССР перекрыл сухопутные и речные пути между Западным Берлином и Западной Германией.

Таким образом, к 1948 году Германия оказалась расколотой политически и несостоятельной экономически. Товары, приток которых и без того был скуден, в основном оседали на складах и лишь незначительная их часть попадала на рынок. Неимоверно разбухшая (в 5 раз) денежная масса - следствие главным образом безудержного финансирования военных проектов - не давала никакой возможности проводить разумную валютно-финансовую политику. Хотя путем тотального рационирования, замораживания цен и заработной платы кое-как удавалось сохранять внешний порядок, все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Процветал черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению экономического положения способствовал приток в западные зоны оккупации беженцев из восточной зоны и стран Восточной Европы.

2. Планы послевоенного восстановления экономики Германии и их реализация

2.1. План Маршалла

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд. долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).

После капитуляции Германии западная зона оккупации возвращалась к нормальной жизни. Оккупационными властями были проведены судебные процессы против военных преступников, проводилась декартелизация, восстановление политических партий, профсоюзов.

Но социально-экономическая политика западных держав в Германии характеризовалась определенной двойственностью. С одной стороны, никто из союзников не хотел возрождения мощного, агрессивного конкурента. С другой стороны, Западу необходима была сильная Германия, которую нужно было активно подключить к борьбе против общего противника – СССР. Эта дилемма и определяла действия западных держав в германском вопросе.

Возрождению нормальной деятельности рыночных механизмов дала старт сепаратная денежная реформа, осуществленная по инициативе США в 1948 г. Хотя эта реформа и обострила кризис и привела к окончательному разделу Германии, для западной зоны оккупации она имела позитивные внутриполитические последствия.

Для превращения новой Германии в типичную западную демократию необходимо было также создать политические структуры, обеспечивающие оптимальные условия для функционирования государства и общества.

В день четырехлетия капитуляции гитлеровской Германии созданный по инициативе западных держав в их зонах оккупации Парламентский совет утвердил Основной закон, на базе которого были проведены выборы в бундестаг – нижнюю палату нового западногерманского парламента. Наиболее количество мест в нем получил блок ХДС/ХСС. Верхняя палата парламента формировалась из немецких земель. После завершения конституциирования парламента, 7 сентября 1949 г. было провозглашено образование ФРГ. Первым канцлером ее стал лидер ХДС К. Аденауэр.

Главной задачей нового правительства стало определение стратегии экономического восстановления страны, ее дальнейшего развития. В противовес сложившейся с начала ХХ в. практике централизованного хозяйства на новом историческом этапе была принята программа перехода к свободному конкурентному рыночному хозяйству. Этот новый порядок получил название «социальное рыночное хозяйство». Согласно ему рыночное развитие должно было дополняться сильной социальной политикой государства, способной смягчать социальные контрасты и социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.

Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом.

Модель социального рыночного хозяйства была успешно претворена в жизнь. В ФРГ были завершена индустриальная модернизация, создан мощный потенциал массового производства предметов длительного пользования, была обеспечена практически полная занятость работоспособного населения, повысился жизненный уровень. То, что произошло в экономике ФРГ в 1950-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок страна, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 1950-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9 %, что является даже для высокоразвитой страны чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962 г. утроить свой национальный доход.

Помимо внутриполитических и экономических задач, правительству К. Аденауэра приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах. ФРГ была подключена к военно-политическим структурам Запада, в том числе к НАТО. ФРГ активно участвовала в развитии экономической интеграции западноевропейских стран. Все эти шаги наряду с впечатляющими успехами собственной экономики позволили ФРГ укрепить свое положение: начав в 1949 г. практически с нуля, менее чем за 10 лет ФРГ сумела во многом восстановить свой престиж как ключевой европейской державы.

Но многие факторы, обеспечившие мощный рывок ФРГ в 1950-е гг., к концу десятилетия исчерпали себя. Это вело к падению влияния ХДС/ХСС. Нарастали оппозиционные настроения. Страна все явственнее шла к укреплению консервативных позиций.

Поражение Германии во Второй мировой войне сразу же поставило вопрос о дальнейшей судьбе этого государства. Ко времени подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии территория страны была оккупирована советскими, американскими, английскими и французскими войсками. Практически вся экономическая инфраструктура Германии была уничтожена, правительственные организации и структуры управления после поражения в войне отсутствовали. Естественно, что перед союзниками стояла очень непростая задача – не только ликвидировать любые возможные проявления сопротивления со стороны «идейных» нацистов, но и полностью реорганизовать дальнейшую жизнь страны.


Вопрос о том, что делать с Германией в случае ее поражения, стал обсуждаться союзниками еще задолго до победы в войне. На Тегеранской конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, был поставлен вопрос о том, стоит ли разделять послевоенную Германию. Франклин Рузвельт предложил создать вместо единой Германии пять автономных государств, Уинстон Черчилль выступил также за расчленение Германии, подчеркнув необходимость отделения от Германии Баварии, Бадена, Вюртемберга. Эти территории Черчилль предлагал включить вместе с Австрией и Венгрией в отдельную Дунайскую конфедерацию. Сталин выступал против разделения Германии. Его слова о том, что даже если Германию разделят, ничто не помешает ей впоследствии объединиться, оказались пророческими. 12 сентября 1944 года в Лондоне был подписан протокол о создании трех оккупационных зон – восточной, северо-западной и юго-западной. На три оккупационные зоны после победы должен был быть разделен и Берлин.

С 4 по 11 февраля 1945 года, когда уже было понятно, что победа над гитлеровской Германией приближается, прошла Ялтинская конференция, на которой было принято решение выделить четвертую зону оккупации – французскую. Хотя вклад Франции в победу над Германией нельзя сравнивать с вкладом Великобритании и США, не говоря уже о вкладе Советского Союза, на выделении французской оккупационной зоны настаивал Уинстон Черчилль. Он мотивировал это тем, что Франции рано или поздно все равно придется принимать усилия по сдерживанию возможной агрессии со стороны Германии в случае ее возрождения, поскольку Франция имеет большую общую границу с Германией и давний опыт негативного взаимодействия с этой страной. Сталин выступал против выделения французской зоны оккупации и привлечения Франции к контролю за послевоенной Германией, однако, несмотря на позицию советской стороны, Великобритании все же удалось продавить свою линию. 1 мая 1945 года, за неделю до капитуляции Германии, Франция также была включена в контрольный механизм.

5 июня 1945 года в Берлине была подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и временным правительством Французской Республики. От Советского Союза декларацию подписал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, от США – генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, от Великобритании – фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, от Франции – армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи. В декларации подчеркивалось, что поскольку в Германии на момент ее подписания отсутствуют центральное правительство или силы, способные взять ответственность за управление страной, выполнение требований держав – победительниц и обеспечение порядка, верховную власть в Германии берут на себя правительства стран – союзников – СССР, США, Великобритании и временное правительство Франции. При этом обговаривалось, что это решение не является аннексией Германии. То есть, изначально речь шла о совместном управлении Германией как о временной мере, которая рано или поздно будет отменена. 6 июня 1945 года СССР, США, Великобритания и Франция официально разделили территорию Германии на четыре зоны оккупации.

Под контроль Советского Союза отдавалась восточная зона оккупации под управлением советской военной администрации. Она включала в себя земли Восточной Германии, которые к моменту подписания Акта о безоговорочной капитуляции были оккупированы советскими войсками. Это были Саксония, Тюрингия, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания. Для управления советской зоной оккупации была создана советская военная администрация в Германии со штаб-квартирой в берлинском районе Карлсхорст (первоначально администрация находилась в имении Хольцдорф под Веймаром).

Руководить советской военной администрацией в Германии было поручено маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, его первым заместителем назначили генерала армии Василия Даниловича Соколовского (заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта). Начальником штаба советской военной администрации стал генерал-полковник Владимир Васильевич Курасов (заместитель начальника Генерального штаба РККА). Заместителем по делам гражданской администрации стал комиссар государственной безопасности 2-го ранга Иван Александрович Серов (начальник войск охраны тыла 1-го Белорусского фронта), а заместителем – начальником Экономического управления – генерал-майор интендантской службы Семен Иванович Шабалин (член Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу). Структура советской военной администрации включала 5 территориальных управлений в Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт, Мекленбурге и Бранденбурге и отдельное Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина.

Одной из главных задач советской военной администрации стала организация собственно немецких сил, которые могли бы содействовать Красной Армии, а в будущем составить основу просоветского германского правительства. С этой целью из СССР в Германию стали прибывать видные деятели коммунистического и антифашистского движения. Еще в апреле 1945 г., до капитуляции Германии, из Москвы прибыла «группа Ульбрихта» - немецкие коммунисты во главе с Вальтером Ульбрихтом. 10 июня 1945 года главноначальствующий СВАГ маршал Жуков своим приказом разрешил в советской зоне оккупации деятельность нефашистских политических партий, после чего были воссозданы Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которые 21 апреля 1946 г. объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Уже летом 1946 г. СЕПГ приступила к подготовке к выборам в органы местной и земельной власти.

Северо-запад Германии Великобритания традиционно считала сферой своих интересов. В британскую зону оккупации вошли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Штаб-квартира британской военной администрации была размещена в городе Бад-Эйнхаузен. Были созданы органы управления - Контрольная комиссия для Германии во главе с британским военным губернатором и Зональный консультативный совет, включивший представителей гражданских администраций и политических партий, действовавших в британской оккупационной зоне.

В юго-западную или американскую зону оккупации вошли Бавария, Гессен, Северный Баден и Северный Вюртемберг. Американскую военную администрацию также возглавил военный губернатор. В составе оккупационной зоны были выделены три земли - Грос-Гессен, Вюртемберг-Баден и Бавария, созданы гражданские Совет земель и Парламентский совет, при том, что реальной полнотой власти все равно обладало лишь американское военное командование.

Западная или французская зона оккупации включала Саарскую область, Южный Баден и Южный Вюртемберг, южную часть Рейнской области, два района Гессена и четыре района Гессена-Нассау, регион Линдау. В отличие от британского и американского командования, французское командование отказалось от идеи создания единого германского гражданского органа управления на подконтрольных территориях. В будущем часть оккупированных территорий, по мнению временного правительства Франции, должна была присоединиться к Франции, Саарская область – интегрироваться во французскую финансово-экономическую систему, а в Вюртемберге создано федеративное государство. Из всех держав Франция более всего была заинтересована в расчленении и ослаблении Германии, поскольку за свою историю неоднократно воевала с Германией и эти войны как правило заканчивались для Франции плачевно. Генерал Шарль де Голль в октябре 1945 года даже заявил, что надеется на то, что Франция больше никогда не увидит сильную Германию.

Уже в 1946 г. отношения между вчерашними союзниками стали стремительно ухудшаться. Советский Союз остановил поставки продовольствия в западные оккупационные зоны, после чего Великобритания и США приняли решение об объединении своих оккупационных зон в единую Бизонию. Были созданы объединенные органы управления, перед которыми стояла основная задача улучшения экономики и нормализации условий жизни на оккупированных американскими и британскими войсками территориях.

Одной из главных задач, которые ставили перед собой и британская, и американская военные администрации, было сохранение промышленного и особенно военно-промышленного потенциала «старой» Германии, которым союзники стремились воспользоваться в своих целях, а именно – для грядущего противостояния советской экспансии в Европе. Поэтому в английской и американской оккупационных зонах лишь в одном 1947 году были скрыты от учета около 450 военных заводов. Им предстояло сформировать костяк будущей военной промышленности Западной Германии.

Франция довольно долго не присоединялась к совместному англо-американскому проекту объединения оккупационных зон. Лишь 3 июня 1948 года Франция приняла решение объединить западную оккупационную зону с Бизонией, в результате чего была создана Тризония. Великобритании и США удалось «подкупить» Францию обещанием создания коллективного органа управления Рурской областью без привлечения Советского Союза. Великобритания, США и Франция, создав Тризонию, соглашались с планом Маршалла и дальнейшей экономической модернизацией Германии под контролем западных держав. При этом Саарская область, на которую Франция имела особые виды, оставалась под французским протекторатом еще почти 10 лет – до 1957 года. 7 сентября 1949 года на основе Тризонии была создана Федеративная Республика Германия. В истории послевоенной Европы была перевернута новая страница, на которой оккупационным зонам предстояло стать суверенными государствами.

В советской зоне оккупации вплоть до 1948 года активно проводилась политика денацификации, в рамках которой производилось очищение местного административного аппарата от бывших активистов НСДАП, а также от потенциальных противников Советского Союза, включая представителей буржуазных политических партий. Создание Федеративной Республики Германия Советским Союзом было встречено негативно. Земли, входившие в состав советской оккупационной зоны, не признали образование и конституцию ФРГ, после чего 15 −16 мая 1949 года прошли выборы делегатов Немецкого народного конгресса. 30 мая 1949 года Немецкий народный конгресс принял Конституцию Германской Демократической Республики. В состав ГДР вошли пять земель, находившихся под управлением советской военной администрации – Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург и Бранденбург. Таким образом, было создано второе германское независимое государство, находившееся, в отличие от ФРГ, под идеологическим, политическим и военным контролем Советского Союза.

Таким образом, в действительности раздел Германии был осуществлен скорее по инициативе западных держав, очень боявшихся прихода к власти в послевоенной Германии левых сил и превращения ее в дружественную Советскому Союзу страну. Именно Иосиф Сталин еще на Тегеранской конференции показал себя последовательным противником расчленения Германии на независимые государства, а в 1945 году, уже после победы, заявил о том, что Советский Союз не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию. Лишь когда Запад открыто пошел на создание на своих оккупационных зонах нового германского государства, Советскому Союзу не оставалось иного выхода, кроме как поддержать создание Германской Демократической Республики.

На сорок с лишним лет на месте Германии образовалось два независимых государства, одно из которых принадлежало к западному блоку, а другое – к социалистическому лагерю. ФРГ стала одним из ключевых военно-политических союзников США в Европе и фундаментом НАТО. Предательская политика советского руководства на рубеже 1980-х – 1990-х гг., в свою очередь, привела к тому, что ГДР прекратила свое существование, войдя в состав ФРГ, но Запад своих обещаний не выполнил – ФРГ осталась в НАТО, на ее территории остались американские базы и войска, она до сих пор играет важнейшую роль в антироссийской военной стратегии США в Европе.