Приоритеты экономического развития в современной. Translation of "экономические приоритеты" in English

В любом обществе, в том числе и российском, существуют десятки острейших хозяйственных проблем, из-за которых власти периодически оказываются поставленными в условия, когда многие задачи надо разрешать одновременно. Однако в чисто экономическом плане есть несколько проблем, доставляющих во все времена наибольшую головную боль членам кабинета министров. Обычно государство нацелено на выбор оптимального баланса серии основных макроэкономических целей.

Рассмотренные основные цели, которые конечно же не исчерпывают содержания многозвенной целевой функции государства, тесно взаимосвязаны. Так, в случае наращивания обеспечивающих экономический рост той или иной страны инвестиций, например в модернизацию предприятий автомобилестроения, снижаются издержки производства в автомобильной промышленности, что способствует сокращению импорта транспортных средств и тем самым расширяет занятость на отечественных предприятиях, которая в свою очередь снимает социальную напряженность в обществе и способствует дальнейшему ускорению экономического роста.

Содержание целевой функции экономической политики во многом определяется типом хозяйственной системы, сложившейся в определенном обществе. Так, если национальная экономика базируется на рыночных отношениях, государство решает в основном лишь те проблемы, перед которыми отступает механизм рынка. В нерыночной же хозяйственной системе правительство стремится решать все и нередко доходит до обещаний накормить население, модернизировать основные фонды предприятий, убрать урожай, предоставить каждой семье квартиру и т.п. При выдвижении основных целей развития должны, кроме того, учитываться доминирующие в данном обществе ценности, исторические традиции народа, геополитическое положение страны и др.

При построении целевой функции, имеющей обычно достаточно сложную конфигурацию, правительство должно в первую очередь ответить на вопрос, следует ему стремиться к одновременному достижению многих целей или же нужно выработать некую очередность в их реализации, расставив целевые установки по степени важности. Накопленный к настоящему времени мировой опыт доказывает бесспорные преимущества второго варианта. Причины этого выбора таковы:

Дело в том, что сокращение безработицы (движение вверх по кривой) достигается путем ускорения темпов экономического роста с помощью мер стимулирующей государственной политики, использующей дешевый кредит, масштабные долгосрочные государственные инвестиции, социальные пособия и другие инструменты, что обычно порождает рост общего уровня цен. И наоборот, борьба с инфляцией (движение вниз), «охлаждая экономику» посредством удорожания кредита или урезания социальных программ одновременно, провоцирует падение ВВП, сопровождающееся вынужденной безработицей. В связи с этим одной из важнейших задач государства является не столько удержание инфляции и безработицы на низком уровне, сколько поиск ответа на вопрос, какая комбинация этих двух зол наилучшим образом способствует устойчивому росту экономики страны в обозримой перспективе.

Цели экономического роста и справедливого распределения доходов также могут противоречить друг другу: стремление достичь большего равенства в распределении может заметно ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу (НТП) и предпринимательскому риску. Более справедливое распределение доходов тождественно повышению налогов для высокодоходных групп населения, что сдерживает их мотивацию. Жесткой связи между усилением общего неравенства в доходах и темпами хозяйственной динамики мировая статистика не обнаруживает. Так, в Венгрии, Польше, Словакии доходы 10% самых бедных граждан отстают сегодня от доходов 10% наиболее обеспеченных жителей всего в 4,5-5,5 раза, в то время как в Болгарии и Румынии - более чем в 10 раз. Между тем экономика первой группы стран развивается на постсоциалистическом пространстве более успешно. Научное объяснение подобного соотношения темпов можно получить, разложив общее неравенство на две его составляющие - нормальное и избыточное. И если нормальная дифференциация населения оказывает, безусловно, позитивное, стимулирующее воздействие на экономический рост, то избыточное (несправедливое) расслоение порождает бедность широких масс населения и ограничивает его платежеспособный спрос, что резко тормозит хозяйственную динамику современного общества.

Противоречивым выглядит и.соотношение между целями достижения полной занятости и экономической эффективности. Так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором невысокой производительности труда. С другой стороны, если безработица излишне велика, то возникает вопрос, как достичь эффективного использования производственных (прежде всего трудовых) ресурсов. Связь экономического роста и экономической свободы столь же неоднозначна. Бесспорно, что наивысшие темпы роста благосостояния в XX в. обеспечивали те страны, в которых оказались наиболее защищенными демократические свободы во всех сферах общественной жизни, включая и экономику, где на деле была реализовано право выбора форм и видов хозяйственной деятельности, приобретения и продажи недвижимости, участия в забастовках и т.п. И наоборот, как отмечал видный немецкий экономист В. Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и в конечном счете приводит к бедности. Правда, в СССР в период индустриализации оказался возможным рост объема производства в обстановке резкого подавления свободы выбора сферы экономической деятельности, жесткого ограничения предпринимательской активности, отсутствия рынка жилья, формализации профсоюзного движения. Китайское «экономическое чудо» в последние 30 лет тоже произошло в далеко не самом демократическом государстве мира. Как отмечала еще в XVIII в. президент Российской академии наук княгиня Е.Р. Дашкова, если свобода шествует впереди просвещения, то это приводит к хаосу. Экономическая свобода, видимо, является благом для роста национальной экономики далеко не всегда, а лишь при условии достижения страной определенного уровня социально-экономического развития, когда величина создаваемого в стране национального продукта в расчете на душу населения превышает, скажем, 5 тыс. дол. в год. Именно после достижения данного порогового значения благосостояния начали разрастаться демократические процессы в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили и др.). Перестройка времен М.С. Горбачева в нашей стране тоже, с позиций данной теории, началась вовсе не случайно, а была экономически обоснована достижением страной некоего рубежа процветания. Дело в том, что на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастают роли субъективного фактора производства, уровня образования и общей культуры населения в развитии общества, - ограничение экономических прав личности вполне может стать главным тормозом дальнейшего прогресса. Австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сформулировал перед Второй мировой войной альтернативу; свобода или благосостояние. Он считал, что во имя повышения уровня жизни человечество может принести в жертву даже некоторые из своих экономических свобод. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного «благосостояния». Это была ошибка, признанная Ф. Хайеком в его книге «Дорога к рабству» уже в 1944 г. В общем случае свобода и благосостояние неразделимы, точно так же как тоталитаризм и нищета. По индексу экономической свободы, определяемому на основе сопоставления удельного веса продукции, производимой на государственных предприятиях, степени влияния государства на бизнес, величины налогового бремени, доли «черного рынка», степени защищенности прав собственности и ряда других показателей, Россия в 2002 г. занимала 131 место из 155 стран, пропустив вперед даже такие «свободные» страны, как Чад и Нигерию, не говоря уже о лидерах, например Гонконге, Сингапуре, Новой Зеландии, Эстонии, США, Голландии, Ирландии, Люксембурге, Австралии, Чили. Крупный спад, случившийся в нашей стране в 1990-е гг. и передвинувший ее далеко вниз по шкале хозяйственного развития, вполне может сопровождаться поиском властью возможностей ускорения экономического роста в арсенале средств не самого демократического характера. В бурно развивающейся рыночной экономике государство имеет в ряде случаев основания ограничивать экономическую свободу отдельных субъектов во имя процветания общества в целом.

Во всяком случае, серьезная утрата экономических основ демократического устройства общества характерна не только для Российской Федерации. Сходная ситуация сложилась и во многих восточно-европейских странах, где в настоящее время свыше 61 млн человек считаются нищими (т.е. живут на сумму, не превышающую 2,15 дол. в день). Немало здесь и так называемых незащищенных граждан, чей располагаемый доход ниже 4,3 дол. в день. В африканских странах уровень благосостояния еще ниже: многочисленные нищие «черного континента» проживают всего на 1 дол., а бедные - на 2 дол. в день. Однако в более холодных европейских странах не обойтись без дополнительных расходов на одежду и отопление жилья.

Опыт преодоления Великой депрессии 1929-1933 гг. подвел науку к выводу о том, что одновременное достижение даже трех главных макроэкономических целей (экономический рост, стабильность цен, полная занятость) подвластно только магу, волшебнику, и в экономической теории возникло понятие «магический треугольник». Этот треугольник после Второй мировой войны превратился в многоугольник. Все обозначенные в нем цели сразу достигались на практике лишь в нескольких случаях. Высокие темны роста экономики при сравнительно низком уровне инфляции и безработицы были зафиксированы в послевоенной Японии и Германии. Наглядным примером «экономического чуда» могут считаться реформы Л. Эрхарда, в результате которых за 15 лет, прошедших с момента их накала в 1948 г., ВВП Германии возрос более чем в 4 раза (а значит, была ликвидирована вынужденная безработица), в разрушенной войной стране быстро была решена жилищная проблема (и это несмотря на развернушиеся миграционые проблемы), погашены крупные иностранные кредиты, представленные в рамках плана Маршалла, а также развернута масштабная денежная помощь ряду развивающихся государств. Такое же «экономическое чудо» произошло позднее в новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а в конце 1990-х гг. - в США и отдельных государствах Западной Европы (например, во Франции). Эти страны вступили в XXI в. в обстановке высоких темпов экономического роста и занятости экономически активного населения, с годовой инфляцией менее 2%, относительно стабильными валютными курсами и неуклонно улучшающимся качеством жизни. Однако эта успешность не устраняет противоречия в системе экономических целей, а лишь свидетельствует об искусстве поиска властями адекватных форм разрешения глубинных противоречий экономической системы.

Макроэкономические цели развития общества и характеризующие их показатели могут быть не только взаимосдерживающими и конкурирующими, но и несовместимыми. В этой ситуации правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для страны в данный момент. В ходе разработки приоритетов и нахождения целевых компромиссов обычно происходит острая политическая борьба партий. Так, если социал-демократы и другие партии левой ориентации, опирающиеся на рекомендации кейнсианской теории и доказывающие необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики, традиционно выступают за полную занятость, то правые партии консервативного толка, отстаивающие на практике либеральные ценности неоклассиков, способность рыночного механизма самостоятельно разрешать возникающие проблемы, - за преодоление инфляции. При этом проблемы несправедливости в деятельности последних уходят в тень. Не случайно всего 1% домохозяйств США располагают 33% совокупных активов, а в Великобритании, с учетом уникальной концентрации земельных ресурсов в руках горстки лиц, дифференциация оказывается еще более высокой. Поэтому приход, уход и возвращение во власть тех или иных политических партий в немалой степени предопределяются ситуацией, сложившейся в национальной экономике. Например, если темпы инфляции в стране замедляются за счет нарастания безработицы, то резкий социальный протест против нее закономерно приводит к власти кейнсианцев. Однако последствия проводимой ими зачастую проинфляционной политики обычно возвращают в кресло президента сторонника классической экономической теории.

По мнению норвежского экономиста, лауреата Нобелевской премии Р. Фриша, процесс формирования целей экономической политики должен разделяться на два этапа. Первый обеспечивается высшими правительственными чиновниками. Их обязанность - на основе любой политической процедуры (демократической, связанной с изучением мнения различных социальных сил и стремлением достичь консенсуса в обществе, либо авторитарной, при которой целевые установки жестко задаются центральной властью) четко определить предпочтения, очередность решения тех или иных народно-хозяйственных проблем. Наиболее типичные примеры таких предпочтений в последние десятилетия являются сдерживание инфляции, переход к новому качеству экономического роста, снижение вынужденной безработицы. Эффективность прохождения второго этапа зависит от макроэкономистов, призванных обеспечивать разработку и предоставление политикам более или менее широкого набора альтернативных вариантов развития, каждому из которых соответствуют определенные значения целей регулирования. При этом принципиально важно, чтобы эти варианты не выходили за рамки имеющихся в распоряжении государства ресурсов, отвечали складывающейся в стране социально-политической ситуации, учитывали фазу экономического цикла, через которую проходит страна, и наконец, просто соответствовали здравому смыслу (как это случилось, например, при принятии решения об отказе от поворота сибирских рек в Среднюю Азию или от размещения крупного нефтепровода вблизи озера Байкал). В демократическом обществе президент, законодательная и исполнительная власть просто обязаны выслушивать рекомендации экономической науки, решительно избавляясь от келейности при формировании экономической политики. Вследствие этого предложение академика Л.И. Абалкина закрепить «за Российской академией наук роль эксперта при принятии важнейших стратегических решений» заслуживает немедленной реализации.

После проведения взвешенной научной экспертизы функция политиков состоит в обеспечении осуществления какого-либо одного из предложенных вариантов в практике хозяйствования. Вместе с тем нередки ситуации, когда члены кабинета министров бракуют весь спектр возможных альтернатив. Тогда дело чести для научного сообщества - предупредить, что они проявляют некомпетентность, так как желают невозможного. Впрочем, более вероятным является смещение приоритетов между макроэкономическими целями в ходе итеративной процедуры. Как следствие, появляется новый набор вариантов и т.д. Внутренние и внешние условия развития национальной экономики далеки от постоянства, поэтому экономисты должны периодически обновлять число вариантов хозяйственной эволюции общества, а также иметь в запасе еще несколько альтернатив.

В последние десятилетия во всем мире по мере укрепления субъектов рыночных отношений и решения механизмами рыночной конкуренции многих, ранее считавшихся сугубо правительственными, задач (повышения эффективности, социальной защищенности, развития фундаментальной науки и т.п.) происходит обратный процесс неуклонного снижения размерности целевой функции экономической политики. Известный теоретик экономической политики голландец Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей, характеризующих: объем государственных расходов, темп изменения реальной заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В целевых функциях, которыми руководствовались правительства индустриально развитых стран в 1970-е гг., остались четыре компонента: полная занятость, стабильность цен, отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса, устойчивый уровень экономического развития. В настоящее время многие правительства ограничиваются двумя целями: достижение нового качества экономического роста (связанного с НТП и достижением экологического равновесия) и борьба с неуправляемой инфляцией. При этом выдвижение правительствами тех или иных целей в разряд приоритетных в немалой степени детерминируется не столько внутренними факторами, сколько необходимостью выполнения ими тех или иных международных соглашений. Например, вступление страны в Европейский Союз (ЕС) специально оговаривается недопустимостью чрезмерной инфляции на ее территории. Главный приоритет российского государства в 1990-е гг. - достижение относительной стабильности цен - являлся внешним требованием Международного валютного фонда (МВФ) и условием предоставления им нашей стране масштабных кредитов.

Уменьшение числа одновременно реализуемых правительством целей свидетельствует о бесспорных достижениях современной рыночной экономики, которая оказалась способной самостоятельно, без вмешательства государства обеспечить стихийно действующими механизмами саморегулирования разрешение многих сложных проблем. Сокращение размерности целевой функции выступает и как реакция властей на известное правило осуществления экономической политики (называемое неравенством Тинбергена). Его экономический смысл состоит в следующем: во избежание подрыва доверия со стороны населения государству не следует возлагать на себя то, что оно не в состоянии сделать; число целей не должно превосходить числа имеющихся в его распоряжении инструментов экономической политики. Иначе говоря, всякому желательному состоянию национальной экономики следует придавать статус политической цели не раньше, чем будут найдены ресурсы, необходимые для ее достижения.

Контрольные вопросы

  1. Каков предмет экономической теории? Назовите функции, выполняемые этой наукой.
  2. Чем отличаются объекты макро- и микроэкономического анализа?
  3. Какова роль Дж. Кейнса в становлении и развитии макроэкономики? В чем состоит суть «кейнсианской революции» в экономической науке?
  4. С какой целью различают микроэкономические проблемы при анализе вопросов макроэкономики, и наоборот, макроэкономические проблемы в ходе исследования проблем микроуровня?
  5. Какие восемь-десять актуальных для современной России и всемирного хозяйства проблем исследуются в макроэкономике?
  6. Докажите необходимость понимания изучаемых макроэкономикой проблем:

    а) предпринимателем;

    б) менеджером;

    в) премьер-министром;

    г) избирателем;

    д) юристом - депутатом Государственной Думы;

    е) студентом экономического и неэкономических факультетов;

    ж) банкиром;

    з) безработным.

  7. Каковы основные макроэкономические цели? Попытайтесь разместить их по степени важности для современной России.
  8. Каково содержание понятия «экономическая свобода»? Что побуждает правительства рассматривать экономическую свободу в качестве одной из важнейших целей проводимой ими макроэкономической политики?
  9. Продемонстрируйте свое знание истории при ответе на вопросы: всегда ли экономическая свобода способствует экономическому росту страны? Поможет ли некоторое ущемление свободы выбора в современной России достичь удвоения создаваемого в ней национального продукта?
  10. Какое содержание вы вкладываете в понятие «справедливое распределение доходов»? В чем состоят значимость построения кривой Лоренца и исчисления коэффициента Джини?
  11. Какова взаимосвязь между экономическим ростом и экономической эффективностью? В чем состоят отличия между экстенсивным и интенсивным типами роста? В каком направлении должны изменяться известные вам показатели экономической эффективности для достижения интенсивного роста национальной экономики?
  12. Какой вариант действий правительства вы считаете предпочтительным: стремление к одновременному достижению нескольких целей или движение по приоритетам в экономической политике?
  13. Используя свои представления о кривой Филлипса, раскройте соотношение между целями достижения полной занятости и стабильности общего уровня цен.
  14. Раскройте соотношение следующих макроэкономических целей (под углом зрения их взаимодополнения или взаимоисключения):

    а) экономический рост и полная занятость;

    б) экономический рост и стабильный общий уровень цен;

    в) экономический рост и экономическая свобода;

    г) экономический рост и справедливое распределение доходов;

    д) экономический рост и социальная защищенность;

    е) полная занятость и социальная защищенность;

    ж) экономическая свобода и экономическая эффективность;

    з) справедливое распределение доходов и экономическая эффективность.

  15. В чем заключается проблема «магического треугольника (многоугольника)»? Встречались ли в мировой хозяйственной истории случаи разрешения данной проблемы?
  16. Действие каких факторов определяет размерность целевой функции проводимой государством экономической политики?
  17. Каковы политические процедуры, посредством которых правительство определяет приоритеты экономической политики в плановой и рыночной экономике?
  18. Каким вам видится «разделение труда» между политиками и учеными-экономистами при формировании целей экономической политики?

Первое. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. В условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов, необходимо разработать алгоритмы использования различных источников финансирования в случае непрогнозируемого увеличения бюджетного дефицита. Бюджетная стратегия должна содержать четкие ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации. Второе. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета . Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач и создающих условия для экономического роста. Основными резервами в настоящее время является: - обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров; - активное использование механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе; - возможное продление сроков реализации отдельных направлений Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы; - повышение адресности социальной поддержки граждан; - проведение структурных реформ в социальной сфере; - повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих. Третье. Развитие программно-целевых методов управления . Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. Государственные программы должны устанавливать общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах, к определению механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Различные варианты достижения целей могут и должны рассматриваться на этапе подготовки государственных программ, но при утверждении программ должен быть выбран только один вариант – тот, который Правительство Российской Федерации считает обоснованным с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы. Четвертое. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы . Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки. Необходимо повысить уровень прозрачности пенсионной системы. С 2014 года кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, как и бюджетов других государственных внебюджетных фондов, должно осуществляться органами Федерального казначейства. Пятое. Создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры . Правительству Российской Федерации необходимо начать размещение средств Фонда национального благосостояния и средств пенсионных накоплений в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств. Шестое. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи. Первая – законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений. Вторая – создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги. Третья – включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ. Таким образом, будет создана единая правовая и методическая база для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей. Остается актуальной задача по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений. Необходимо реорганизовать учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование государственной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач. Седьмое. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества. Восьмое. Межбюджетные отношения . Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года. В условиях, когда на регионы возлагается значительная ответственность за реализацию мер социального характера, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., должны быть исключены риски несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Расходы субъектов Российской Федерации должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. Необходим более тщательный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. Также субъектам Российской Федерации крайне важна методическая помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой политики и управления региональными финансами. Девятое. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса . Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств. Итак, в 2014–2015 годах должен быть завершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Основным инструментом достижения целей государственной политики должны стать государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу будут заключаться:

В развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

В обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;

В превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ будут являться национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности РФ, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основной Стратегической целью в рамках совершенствования национальной обороны ставят предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Государственная политика РФ в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе будет являться переход к качественно новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил. Предусмотрена реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса РФ в среднесрочной перспективе.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности названы защита основ конституционного строя РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

РФ при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. Наряду с этим, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

Создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов : Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990 е годы от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х, высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий.

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.

5. Понятие «ЭкБез»: ее определение, категории и содержание

В постсоветской России формирование системы национальной безопасности началось с принятия 5.03.92 г. Закона РФ «О безопасности». В нём определено, что безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Апрель 96 г. Указ Президента РФ «Государственная стратегия ЭкБез-ти РФ.

Декабрь 97 г. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности РФ»

10.01.2000 г. Президент РФ В.В.Путин утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ»

ЭкБез-состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов.

Именно благодаря безопасности , основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории.

Важнейшие виды ЭкБез-ти – финансовая, энергетическая, оборонная, оборонно-промышленная, продовольственная.

Критерии ЭкБез-ти – это оценка состояния экономики по следующим показателям: ресурсный потенциала (общая совокупность ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для экономич деятельности ), эффективность использования ресурсов(такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов-принцип Парето,итальян экон-т ), целостность территории (В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств ).

Показатели ЭкБез-ти:

Уровень жизни-уровень жизни выраж-ся в кол-ве и в кач-ве потребляемых человеком благ и услуг/отношение уровня доходов населения к стоимости жизни ,

Качество жизни-субъектив оценка степени удовлетвор материальных и духовных потребностей

Инфляция-повыш общ уровня цен на тов и услуги ,

Безработица-соц-эк ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить ,

Экономический рост-увелич объема произ-ва продукции в нац эк-ке за определ период времени ,

Состояние золотовал резервов-внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота ,

Объём теневой экономики-эк деят-ть, скрываемая от общества и гос-ва,нах вне гос контроля и учёта ,

Состояние бюджета,

долг и др.

Уровни безоп: глобальная, региональная, национальная (федеральная, региональная, частная).

Угрозы ЭкБез-ти России.

ЭкБез-состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов. (Стратегия нац без-ти РФ до 2020)

12.05.2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020» года», который признал утратившими силу «Концепции национальной безопасности РФ» 1997 и 2000 г.

Угроза – наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия

экономические угрозы - это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями

Источники угроз: кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:

Сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

Снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

Потеря контроля над национальными ресурсами;

Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

Неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

Низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Для противодействия угрозам ЭкБез-ти силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной:
-на совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкурентной политики;
-на развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики;
-на укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы;
-на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;
-на обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;
-на формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства;
-на создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности;
-на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

Экономические задачи каждого государства в большей мере определяются далеко не совершенными качествами рыночной экономики. Демократическому механизму свойственно огромное количество недостатков, которые и определяют актуальность участия государства в экономике.

На что направлена политика России?

России направлена на устранение следующих негативных аспектов:

Каковы приоритеты политики российского государства в экономике?

В результате увеличения масштабов производства требуется проводить глобальные вливания капитала в экономику, которые не способны осуществить даже самые крупные отечественные предприятия. Политический контроль над экономикой имеет стратегическое предназначение. В стране функционирует огромное количество предприятий, которые обеспечивают экономическое развитие, но не могут быть вверены представителям В качестве примера можно привести атомное производство и биологические исследования. Государству в вопросах регулирования экономики свойственно ставить исключительно глобальные цели. Это не только поддерживание макроэкономического баланса, но и гарантирование общественного производства. Цели и приоритеты имеют свойство меняться. Это будет зависеть исключительно от того, на какой стадии развития сегодня находится экономика страны в целом.

Цели экономической политики

Экономическое развитие России могут гарантировать цели, которые ставит правительство при построении своей политики. Они могут меняться, как говорилось выше, но в большинстве ситуаций они сводятся к единому перечню. Политика России направлена на:

  • Поддержку гармонии в сфере общественного производства.
  • Стимулирование роста объемов производства.
  • Гарантирование полной занятости населения.
  • Оправданное
  • Стабилизацию цен на рынке.
  • Недопущение процесса инфляции.
  • Сохранение природных ресурсов.

Довольно часто между целями могут формироваться явные противоречия. Чаще всего проблемой становится достижение равновесия между наращиванием производства и защитой Новая экономика формируется под влиянием политики государства, которая нивелирует противоречия, устраняет конфликты и вырабатывает эффективную методику управления.

Из прошлого в будущее

Изучая вопрос о том, каковы приоритеты политики российского государства в экономике, стоит сказать, что роль правительства как регулирующего субъекта, создающего оптимальные условия для функционирования хозяйственных объектов, обусловлена исторически. Изначально правительство вело строгую по сбору налогов. С развитием экономики список задач увеличился. Начиная с XX века, в период существования СССР, правительству принадлежала позиция тотального регулятора, что определило менталитет жителей страны.

С 1999 года приоритеты экономики стали предпосылкой к ограничению воздействия. Данная практика не прижилась, и с 2000 года все вернулось на круги своя. Министерство Финансов РФ засвидетельствовало, что к 2000 году под руководством правительства находилась половина экономического сегмента. К 2007 г. этот показатель повысился. Был осуществлен переход под государственное регулирование такими компаниями, как «Сибнефть» и «Газпром». Явление имеет две стороны. С одной стороны, государство полностью взяло ответственность за развитие экономического сегмента на себя, а с другой - оно практически не способно выстроить систему эффективного менеджмента.

Долгосрочная политика

Основное проявление, свидетельствующее о вмешательстве правительства России в экономику - это формирование долгосрочного плана развития последней. В частности, в 2008 году было узаконено распоряжение о концепции социального и экономического развития России на период до 2020 года. Если изучить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике на этот период, можно сказать о повышении благосостояния российских граждан, об обеспечении достаточного уровня национальной безопасности, о динамическом развитии экономики и об укреплении позиций на мировом рынке.

Социальные приоритеты

Новая экономика страны направлена на достижение высоких стандартов в благосостоянии людей. По предварительным оценкам, уже к 2020 году не только уровень дохода, но и условия жизни каждого человека должны соответствовать показателям, свойственным высокоразвитым государствам. Можно говорить о безопасности, о доступности образовательных и здравоохранительных услуг, культурных благ, а также о наличии экологически чистой среды.

Лидерство и инновации

Направления экономической политики России нацелены на лидерство и инновации. В перспективе государство не только должно будет удержать позицию лидера в энергетическом сегменте, сферах по переработке сырья и его добыче. Оно должно сформировать экономику знаний и высоких технологий, которая обеспечит высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке. Можно говорить о том, что планы правительства - это предоставление высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг на мировом рынке, на которые к 2020 году будет приходиться не менее 5-10 % от общего количества идентичных предложений.

Исходя из того, каковы приоритеты политики российского государства в экономике сегодня, можно говорить о планах, направленных на формирование новых территориальных центров роста не только в сырьевых регионах, но и в областях, где сконцентрированы инновационные, промышленные и аграрные потенциалы. Это обеспечит сокращение регионального неравенства. На пути к поставленной цели планируется создание разветвленной транспортной сети, которая станет гарантом межрегиональной интеграции и территориальной мобильности.

Особенности экономического развития, сформированные целями и приоритетами страны

Особенности экономики России, определенные спецификой перехода на инновационный, социально ориентированный тип, определяют актуальность одновременного решения задач как догоняющего, так и опережающего развития.

Глобальная конкуренция на мировом рынке и не позволяют достичь благосостояния и эффективности без опережающего развития секторов деятельности, определяющих спецификацию в мировой системе хозяйствования. Новые приоритеты и цели в экономической политике предопределены переходом к экспортно-сырьевой модификации роста. Последняя базируется на сбалансированности между бизнес-свободой, и национальной конкурентоспособностью. Подход к процветанию невозможен без выполнения комплекса преобразований, которые и определены политикой страны, ее приоритетами и целями в развитии экономики.

Ежегодно перед каждым государством ставятся определенные экономические задачи. В первую очередь они зависят от качеств рыночной экономики. Демократическая система правления имеет множество недостатков. Это требует своевременного вмешательства в экономику государства. В настоящее время это вмешательство подверглось серьезной переориентации. Рассмотрим, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Также постараемся найти ответы на вопрос, от чего зависит благосостояние граждан и страны в целом.

Социально-экономическая политика России и ее основные направления

Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Отсутствие его регулирования может привести к серьезным негативным последствиям. Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Это существенно увеличивает эффективность экономики. Интерес государства состоит в обеспечении правовой надежности социально-экономической деятельности. Это необходимо для того, чтобы можно было в полной мере пользоваться ее результатами. В экономике Российской Федерации существует ряд негативных аспектов, которые и призвана устранить социально-экономическая политика РФ. К ним можно отнести:

  • Неспособность рыночной экономики сохранить ограниченные ресурсы.
  • Невозможность обеспечить в должной мере охрану окружающей среды от негативных последствий деятельности человека.
  • Отсутствие нормативов, регулирующих применение ограниченных ресурсов, которыми располагает природа.
  • Нехватка стимулов для создания товаров и услуг общественного пользования (строительство дорог и т. п.).
  • Отсутствие ответственности за последствия, которые влекут за собой принятые правительством решения.
  • Невозможность обеспечить гарантирование прав граждан на труд.
  • Ориентирование экономики на удовлетворение потребностей тех слоев населения, которые готовы платить за товары и услуги.
  • Нестабильность развития страны.

Необходимость проведения государством социально-экономической политики

Поскольку ежегодно масштабы производства увеличиваются, то возникает необходимость в постоянных глобальных инвестиционных вливаниях в экономику. Это не под силу даже самым крупным отечественным предприятиям. Именно поэтому крайне важно держать под контролем политики экономику страны. В Российской Федерации в настоящее время существует множество предприятий, деятельность которых контролируется государством. Они никак не могут быть переданы в частный бизнес. Государство при управлении экономикой преследует исключительно цели глобального масштаба. Это обеспечивает поддержание на должном уровне макроэкономического баланса. Кроме того, гарантируется общественное производство, чего никогда не обеспечит частный бизнес.

Цели и приоритеты государственной политики могут меняться. В первую очередь их определяют особенности экономического развития страны в данный период времени. Поэтому правильная постановка целей крайне важна для российского государства. Это определяет его дальнейшее развитие.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие приоритеты:

  • Обеспечение поддержки финансовой системы государства, формирование ее устойчивости к действию различных факторов, уменьшение инфляции.
  • Принятие мер по увеличению притока в страну инвестиций, уменьшение давления на частных предпринимателей, формирование конкуренции.
  • Поддержание на должном уровне социального развития, направление инвестиций в человеческий капитал.
  • Усовершенствование инновационных секторов экономики.
  • Улучшение оборонного комплекса.
  • Обеспечение сбалансированного развития регионов.
  • Диверсификация экономики.
  • Адаптация экономики России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВТО.

Долгосрочный план по экономическому развитию

Для обеспечения экономического роста государства крайне важно формирование долгосрочного плана по экономическому развитию, так как это помогает определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике.

Концепция, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию государства до 2020 г., установлена в соответствующем распоряжении. Главными приоритетами, которые она закрепляет, являются:

  • Улучшение благосостояния граждан России.
  • Принятие мер по улучшению уровня национальной безопасности страны.
  • Высокая динамика развития экономики.
  • Укрепление позиций, занимаемых Российской Федерацией на мировом рынке.

Обеспечению нормального развития государства способствуют цели, которые ставятся перед российским правительством при определении своей политики. Четкое следование этим целям обеспечит положительную динамику в развитии государства. Можно выделить следующие основные цели экономической политики:

  • Формирование наиболее актуальной структуры общественного производства.
  • Стимулирование увеличения объема производства.
  • Обеспечение максимальной занятости населения.
  • Правильное распределение дохода.
  • Поддержание на рынке стабильных цен и формирование гибкой ценовой политики.
  • Уменьшение негативных последствий инфляции.
  • Обеспечение сохранности природных ресурсов.

Достижение этих целей позволит повысить уровень развития экономики России, от чего зависит богатство и процветание страны. Однако при таком раскладе могут появиться определенные противоречия. Например, наращивание объемов производства может привести к ухудшению состояния окружающей среды. Именно поэтому крайне важно определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Это будет способствовать устранению противоречий между целями и поможет выработать правильную методику управления государством.

Меры по реализации направлений, установленных социально-экономической политикой России

Проведение пересмотра программ, утвержденных государством, что поможет привести их в соответствие с финансовыми возможностями государства.

Утверждение «дорожных карт», что будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Принятие мер по совершенствованию налогового администрирования, что поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и привлечет дополнительные средства для развития отечественного предпринимательства в качестве инвестиций.

Разработка предложений, способствующих развитию моногородов в комплексе, ликвидация аварийного жилого фонда.

Принятие мер по усовершенствованию государственной долговой политики субъектов РФ.

Необходимо усовершенствовать закон о занятости населения.

Формирование более сплоченных межбюджетных отношений.

Ускорение процесса принятия федеральных законов.

Основные стратегические задачи, которые ставятся перед экономической политикой государства

Достижение макроэкономической стабильности.

Координирование стратегического и бюджетного планирования.

Обеспечение поддержания инноваций.

Улучшение качества человеческого капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение макроэкономической стабильности, как одна из основных целей экономической политики

Данная цель предполагает создание сбалансированного бюджета, постепенное ежегодное снижение дефицита бюджета и сведение его к минимуму, возможность предсказания параметров инфляции.

В перспективе предусматривается ограничение использования доходов от добычи нефти и газа, обеспечивая сбалансированность бюджета РФ при разумных прогнозных показателях стоимости нефти.

Меры по обеспечению координации бюджетного и стратегического планирования в долгосрочной перспективе

Стратегические задачи государства в обязательном порядке необходимо оценивать в соответствии с приоритетами. Для этого их следует сопоставить с имеющимися реальными возможностями, от чего зависит богатство и процветание страны. Лишь применение комплексного подхода с учетом всех прошлых проблем позволит эффективно распределить ресурсы государства по направлениям экономической политики.

При этом любое решение должно приниматься лишь после предварительного анализа возможностей его финансового обеспечения и того, как оно повлияет на достижение главных стратегических целей, которые стоят перед государством.

Разработка и внедрение инструментов, необходимых для обеспечения поддержки инноваций

Государство в обязательном порядке должно применить комплексный подход при формировании благоприятной инвестиционной среды. Для этого необходимо обеспечить в стране макроэкономическую стабильность, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также устранить имеющиеся административные барьеры.

Улучшение качества человеческого капитала

При осуществлении модернизации крайне важно наличие квалифицированных специалистов, а потому государство должно уделять внимание качеству образования и контролировать проведение профессионального обучения.

Помимо образования необходимо совершенствовать систему отечественных научных школ, привлекать к процессу обучения иностранных специалистов. Также нужно направить силы на создание достойных условий труда и повышение работоспособности, для этого следует внести ряд поправок в "Закон о занятости населения".

Таким образом, основные приоритеты экономической политики России определяются спецификой переходного периода на новый инновационный уровень, который ориентируется на социальные потребности. Для выхода российского государства на новую ступень развития необходимо установить правильные долгосрочные цели и приоритеты, которые будут определять весь необходимый комплекс преобразований в экономике государства.