Проблемы африки. Проблемы Африки в XXI веке

Одной из актуальных проблем африканского континента является повышенная конфликтогенность в этом регионе. Причиной является.

Прежде всего, причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. По данным ООН, общая численность беженцев на континенте в конце XX в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн человек. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.

Наряду с этническими конфликтами, африканская геополитика дополняется социальными и классовыми антагонизмами, не менее опасными и трагическими по своим последствиям. фТак, например, во второй половине XX в. в Африке произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн, жертвами которых стали около 4 млн человек. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. 11 конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь. Помимо Нигерии и Либерии, гражданские войны и конфликты продолжаются в ряде африканских государств, особенно кровопролитные -- в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными.

Таким образом, в настоящее время в Африке представлена практически вся палитра угроз, с которыми сталкивается человечество в начале XXI в.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

Ещё одно не маловажной проблемой стран Африки является экономический кризис. Что в условиях сложившегося мирового финансового кризиса ещё более обострился.

Многие аналитики видят причину углубления экономического кризиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономики, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики -- конкуренция, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических факторов на рынке.

Экономики стран Африки уже страдают от сокращения зарубежной помощи, экспорта африканских товаров и денежных переводов африканских трудовых мигрантов, а также роста цен на продовольствие и топливо на международных рынках. Африканский банк развития (АБР) уже снизил прогноз экономического роста в африканских странах в 2008 г. с 6,5% до менее 5%, что значительно ниже прогноза МВФ.В Кении, Кот-д"Ивуаре, Нигерии, Маврикии и других странах отмечается заметное падение цен на недвижимость. Особенно уязвимы перед воздействием мирового финансового кризиса африканские островные государства, в частности, Сейшельские острова, экономика которых чрезвычайно зависима от импорта. По данным правительства Сейшельских островов, долг этой африканской островной страны уже составляет 175% ее ВВП.

Министры финансов и председатели центральных банков африканских стран уже выразили озабоченность тем, что в 2009 г. страны Африки получат гораздо меньшую экономическую помощь от развитых стран, международных организаций и африканских трудовых мигрантов. Служившие ранее источниками денежных средств США, страны ЕС, Китай и Япония, чьи экономики пострадали в ходе кредитного кризиса, уже направили огромные средства на программы стимулирования своего экономического роста. В условиях экономического спада в развитых странах африканским трудовым мигрантам, проживающим за границей, грозит безработица, в результате чего сократятся их денежные переводы в страны Африки. Всемирный банк прогнозирует, что в 2008-2009 гг. доходы от денежных переводов в страны, расположенные южнее Сахары, снизятся как минимум на 1%, а по мере углубления финансового кризиса поступления от африканцев, проживающих вне Африки, могут сократиться на 6%.Несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнутся африканские страны, экономисты из Кении усматривают в финансовом кризисе и позитивные следствия, возможные в отдаленной перспективе. По их мнению, африканские финансисты смогут извлечь уроки из кризиса и усилить кризисный менеджмент. В тяжелой экономической обстановке африканские страны будут вынуждены переориентировать направления экспорта, активизируя торговые связи с незападными странами. Кроме того, африканские экономисты надеются, что сокращение торгово-экономических связей с неафриканскими странами будет содействовать процессу открытия внутреннего рынка Африки.

Несмотря на крупные перемены в Африке в последние десятилетия, она пока остается, пожалуй, наиболее проблемным регионом мира. На континенте продолжают полыхать многочисленные вооруженные конфликты, которые только в самый недавний период привели к гибели миллионов людей. Весьма непростой, подчас хронически кризисный характер имеет социально-экономическая ситуация во многих африканских государствах. Настоящий бич региона - бедность, причем значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Все это усугубляется невыгодной для африканцев конъюнктурой на мировых рынках, массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами. Неблагополучное положение в Африке препятствует полноценному участию стран континента в мировой политике и международных хозяйственных связях, превратилось в фактор, угрожающий уже не только региональной, но и глобальной стабильности. На миротворческие операции в регионе, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы. Всех членов международного сообщества затрагивают неконтролируемая миграция из зон вооруженных конфликтов за пределы Африки, связанные с этим проблемы распространения преступности, незаконного оборота наркотиков, инфекционных заболеваний. Необходимо учитывать и то, что нестабильность служит питательной средой для международного терроризма и разного рода экстремистских проявлений.

В этом контексте весьма важно, что происходящее в Африке встречает адекватную и все более активную реакцию со стороны международного сообщества, в т.ч. клуба наиболее влиятельных государств мира - "Группы восьми". Африка входит в сферу внимания "восьмерки" в течение уже достаточно длительного периода, но наиболее акцентированное звучание в ее повестке дня африканская тематика приобрела с 2001 г. Тогда на саммите в Генуе африканцы представили лидерам "Группы восьми" свою программу "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), нацеленную на превращение континента в зону мира и стабильности, его вывод на путь устойчивого экономического роста и развития. В этой программе, ставшей первым подобным документом, разработанным самими африканцами, декларируется собственная ответственность государств региона за свое развитие. В то же время подчеркивается необходимость максимально широкого содействия Африке со стороны мирового сообщества.

Когда читаю какие-нибудь статьи об уровне развития стран мира, то сразу у меня в голове всплывает Африка и ее бедное население. Не всегда это у меня вызывает жалость, так как континент успел уже прославиться, например, сомалийскими пиратами, от которых пострадало огромное количество моряков. Такой вид преступности - это не единственная проблема.

Африка и ее демографическая ситуация

У нас в стране придумывают все новые меры повышения рождаемости, а вот в Африке население и без всякой мотивации увеличивается. Африканский континент занимает лидирующее место в мире по приросту населения.

В большей степени высокий уровень рождаемости связан с исторически сложившимся укладом жизни. По традициям еще с древних времен у них практикуются ранние браки, и они не ограничиваются двумя детьми. При этом, в большей части стран Африки полностью отсутствует какая-либо политика в области рождаемости.


Население год за годом растет, а это несет за собой ряд проблем. Самые важные из них - это нехватка продовольствия и рабочих мест. Именно поэтому во многих странах люди живут за чертой бедности, а средств не хватает даже на еду.

Проблемы африканского населения

Африка считается одним из самых низкоразвитых континентов во всем мире. Среди населения различных стран имеется множество социальных проблем:

  • низкий уровень дохода и безработица;
  • нехватка продуктов питания;
  • плохо развита медицина, что ведет к массовому развитию серьезных заболеваний;
  • малое количество грамотного населения;
  • межрасовые конфликты.

Все эти проблемы очень ярко выражены среди населения африканских стран, особенно тех, которые расположены к югу от Сахары. Там люди остро испытывают нехватку в еде, многие из-за голода страдают от различных болезней, что сокращает продолжительность жизни. С медициной все очень сложно. Африка лидирует по количеству ВИЧ-инфицированных. Статистика очень печальная. В таких странах даже не все дети оканчивают школу, особенно девочки. А из-за огромного количество расовых принадлежностей постоянно возникают конфликты между народами.

политический интеграционный африканский

Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты.

Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.

В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном «Может ли Африка претендовать на ХХI век?» отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость «сильного и действенного государства». В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.

В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно-бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения.

За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете.

В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В начале 2000-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки. В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты.

В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.

Военные конфликты в Африке

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтного региона нашей планеты. Только в 1980--2000-х годах в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам. На протяжении многих лет болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, в том числе Алжир, Ливия, Египет. Африка представляет собой единственный регион мира, где число конфликтов год от года не только не уменьшается, но даже возрастает. Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин различного характера. В процессе взаимоотношений между африканскими странами нередко возникают спорные вопросы, которые могут быть объективно обусловлены различиями интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического, этнического, географического и психологического порядка и различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил.

Конфликты между государствами Африки различны по своей сущности и приобретают в основном форму территориального спора и борьбы за реализацию государственных границ. Главным образом, как считают исследователи, причиной возникновения территориальных споров в Африке являются последствия колониальной системы. Пограничные конфликты между африканскими странами вызваны тем, что границы в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей, поскольку при разделе Африки европейские колонизаторы не учитывали границ между сложившимися издревле территориями различных африканских народов.

Тяжелое наследство колониализма, выражающееся в произвольно установленных и намеренно запутанных границах, порождает территориальные споры между освободившимися странами. В настоящее время разного рода территориальные споры в Африке касаются примерно 20% всей территории континента. К тому же 40% всей протяженности государственных границ не являются не демаркированными, 44% проведены по параллелям и меридианам, 30% -- по дугообразным и кривым линиям и только 26% -- по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими. Так, в середине 90-х годов в небольшом, но густонаселенном (более 8 млн. жителей) государстве Руанда в районе Великих озер произошло самое кровопролитное столкновение на этнической почве. Бывшая бельгийская колония Руанда в 1962 г. получила независимость. Однако это не привело к примирению двух населявших ее и постоянно враждовавших этнических групп - земледельцев хуту и скотоводов тутси, в разное время расселившихся в здешней саванне. Первые кровавые столкновения между тутси и хуту в независимой Руанде произошли еще в 1963--1965 гг. Но особенно трагические события на межэтнической почве имели место в 1994 г. Этот конфликт начался на фоне продолжавшейся уже четвертый год гражданской войны между народами тутси и хуту, когда тутси, которые составляют только 15% населения страны, устроили кровавую «этническую чистку», истребив за два месяца полмиллионахуту. Общие же людские потери за время межэтнического конфликта превысили 1 млн человек. Кроме того, из Руанды бежало более 2 млн человек, а в результате едва ли не крупнейшие в мире лагеря беженцев возникли на северо-западе Танзании.

Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии - ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) - во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время исламского фундаментализма и экстремизма, еще обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.

Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга. Все это обостряет межэтнические конфликты и борьбу за власть. Эпицентром же конфликтных ситуаций является Черная Африка, или Африка, расположенная к югу от Сахары. Западная Африка -субрегион, который не только включает в себя наибольшее число независимых государств, но и отличается самой большой этнической пестротой. Здесь живут преимущественно народы нигеро-кордофанской семьи, в том числе такие крупные, как йоруба, фульбе, моси, ашанти, волоф, бамбара, малинке. Но при разделе Западной Африки европейскими колонизаторами фактически все они оказались разделенными между владениями Франции и Великобритании. После крушения колониальной системы эти границы были унаследованы освободившимися странами. В годы независимого развития вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах Западной Африки - в Нигерии, Чаде, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др. Так, в Сьерра-Леоне в 1992 г. произошел военный переворот и началась гражданская война, которая продолжалась десять лет. В Либерии после военного переворота в 1989 г. вспыхнула гражданская война, и правительственные войска продолжают воевать с мятежниками до сих пор. В результате в обеих этих странах наступил полный упадок хозяйства, сотни тысяч людей стали беженцами. Около двух десятилетий длилась гражданская война в Чаде. А Нигерию буквально раздирают этнорелигиозные противоречия и конфликты (например, между мусульманским народом хауса и христианским народом йоруба). Эти конфликты усилились после того, как недавно в стране было введено исламское законодательство (шариат). Ареной многих конфликтов в последние десятилетия была и остается Восточная Африка, где проживают народы афразийской, нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых семей, исповедующие ислам, христианство и местные религии. Здесь главными очагами продолжительных военных конфликтов давно уже стали страны Африканского Рога - Эфиопия, Эритрея и Сомали. К этому перечню можно добавить конфликтные ситуации, которые время от времени возникают в Кении, на Коморских Островах, в других странах. Некоторые из них вызвали массовый исход беженцев. Примерно 400 тыс. человек покинули Бурунди, раньше свыше 1,5 млн. мигрировали из охваченного гражданской войной Мозамбика. Что касается Центральной Африки, то она относительно однородна и в этническом и в конфессиональном отношении. Тем не менее, и в этом субрегионе на протяжении последних десятилетий неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты, которые в первую очередь отражали борьбу за власть между партиями, группировками или кланами, однако большей частью имели и определенную этноконфессиональную основу. Наиболее яркие примеры такого рода - Ангола и Демократическая Республика Конго.

А в Южной Африке главным очагом постоянных кровопролитных расово-этнических конфликтов является ЮАР, где белым меньшинством (18% всего населения) осуществлялась государственная политика апартеида. Северная Африка считалась стабильным регионом Африканского континента, поскольку она отличается гораздо большим этническим единством. Народы этой части континента говорят на арабском языке, который уже послужил основой для консолидации таких крупных наций, как египтяне, тунисцы, алжирцы, марокканцы, ливийцы. То же относится и к религиозному составу населения Северной Африки, где фактически единственной религией был и остается ислам. Но, несмотря на это, конфликтные ситуации имеют место и здесь. За последние сорок лет в Африке произошли 18 полномасштабных гражданских войн, более 100 военных переворотов, зарегистрировано 11 случаев геноцида и массового политического террора. Западные политологи отмечают, что только 18 стран на континенте из более 50 избежали военно-диктаторских режимов. В остальных же странах не менее половины периода независимого существования прошло под управлением армейской верхушки. Установление военно-диктаторских режимов в Африке обостряет внутренние социальные, в том числе межэтнические, конфессиональные и этнополитические конфликты, которые часто выливаются в полномасштабные войны. В ряде случаев конфликты в африканских странах тесно связаны с местной спецификой и уходят корнями в глубь столетий.

Таким образом, можно выделить целый комплекс экономических и социально-политических проблем, присущих Африканскому континенту, основной причиной которых послужило колониальное прошлое региона.

Современная экономическая и политическая ситуация в Африке и мире делает объективно необходимым продвижение стран континента к реальной интеграции, к созданию сильного и динамичного регионального сообщества, способного активно выступать за экономические и политические интересы государств-членов и обеспечить преодоление огромного социально-экономического отставания большинства стран Африки если не от центров мирового хозяйства, то, во всяком случае, от других регионов развивающегося мира. Всеобъемлющий характер такого объединения отражен в намеченных к созданию общеконтинентальных экономических, социальных и политических структурах, включающих парламент, центральный банк, валютный фонд, суд и т.д. Налаживание межафриканского сотрудничества, становление действенной, жизнеспособной региональной интеграции предполагает решение многих экономических и социально-политических проблем.

Итак, Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. В середине 96х годов продовольственное положение здесь оценивается специалистами как критическое. Ситуация осложняется тем, что в силу чрезвычайно низких доходов около 90% ее жителей проживают за чертой бедности. Это обстоятельство, углубляю щиеся экологические и энергетические трудности, высокие темпы демографического прироста обусловливают затяжной, хронический характер продовольственного кризиса. Об этом свидетельствуют как участившиеся вспышки массового голода в отдельных странах, так и постоянное расширение ареалов его распространения вплоть до образования стабильных «зон голода»: в пределах Сахеля (с 70х годов) на северовостоке и юге Африки (в 80е годы). При этом парадоксом выглядит тот факт, что 2/з населения континента занято в сфере сельского хозяйства.
Наиболее неблагоприятное положение сложилось в странах аридных и семиаридных областей, занятых сухими саваннами и полупустынями. На этих территориях, отличающихся чрезвычайно низким агроприродным потенциалом, повышенной хрупкостью и пониженной «эластичностью» экосистем, темпы роста населения примерно в 2 раза опережают производство продовольствия, что приводит к резкому снижению подушевого показателя производства продуктов питания. По данным ООН, в середине 90х годов испытывали серьезную нехватку продуктов питания 26 африканских государств, т. е. примерно половина стран континента. К ним относились в частности: БуркинаФасо, ГвинеяБисау, Нигер, Бенин, Чад, Гамбия, Гана, Гвинея, Мали, Мавритания, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Ангола, Ботсвана, Лесото, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и др.
Как уже отмечалось, особенно большие человеческие жертвы принесли небывалые засухи в 80е годы в странах суданосахельской зоны. Сегодня ясно, что сахельская трагедия не исчерпывается природными катаклизмами. Есть основания утверждать, что еще задолго до начала трагедии сахельские страны уже вступили в полосу экологического кризиса, практически всецело обусловленного социальноэкономическими факторами. Особенно зловещую роль сыграли сведение скудной древесной растительности и перевыпас скота. Кризис мог бы идти медленнее, но крайне неблагоприятные климатические условия внезапно обострили его.
Анализируя продовольственную ситуацию в странах Африки, нельзя абстрагироваться от социальной и имущественной структуры местного населения. По многочисленным данным, узкий элитарный слой, охватывающий только 5% местного населения, присваивает здесь более 1/з национального дохода, равно как и львиную долю продовольственной помощи, поступаемой извне. Существует также значительный разрыв в характере и уровне питания между городскими и сельскими жителями и даже между членами отдельных семей.
Одно из последствий массового голода в странах Тропической Африки - образование крупных миграционных потоков беженцев, нередко пересекающих национальные границы. Наибольшее число беженцев приходится на сахельскую зону и соседние с ней страны. По данным ООН, лишь в 80е годы около 20 млн африканцев (эфиопов, чадцев, угандийцев и др.) покинули свои деревни в поисках пищи, многие из них попали в лагеря для беженцев, питающихся исключительно за счет международной продовольственной помощи. И сегодня этот процесс продолжается.

Вопрос №43. Экологические проблемы современной Африки.

ООПТ .

Экологическая ситуация в африканских странах уже давно вызывает большое беспокойство в мире. Причина тому - угрожающие темпы и размеры деградации, по-своему уникальной, природной среды, что имеет прямое отношение к изменению климата и состоянию экосистем на всей планете. Экологический кризис в Африке начался задолго до того, как он приобрёл волнующие масштабы и последствия для местного населения и природы.

В связи с этим перед африканскими странами стоят общие проблемы развития, связанные с экологией: - демографический рост, превышающий возможности роста производства продовольствия; - чрезмерная эксплуатация природных ресурсов; - перенаселённость городов и набирающее силу явление "бидонвиллизации" (формальная безработица 50-75% от населения городов); - слабый контроль промышленной деятельности (незначительная доля госсектора); - отсутствие понимания проблемы и процедуры Оценки Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) при планировании социально-экономической деятельности и слабое участие в этом процессе населения.За последние 100 лет в Африке значительно ухудшилось состояние наземных и пресноводных экосистем. Быстрый рост населения, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация и рост промышленности усилили деградацию окружающей среды и истощение природных ресурсов. В числе наиболее острых экологических проблем можно назвать потерю плодородия почв, ускорение процессов эрозии, обезлесение, снижение биоразнообразия, рост дефицита воды, а также ухудшение качества воды и воздуха. Уничтожение лесов, опустывание, загрязнение вод, радиактивное загрезнение, сильное загрязнение моря.Основная причина этих неблагоприятных для природной среды тенденций заключается в низком уровне жизни населения и бедности большинства африканских государств. В африканские страны переводятся «грязные» производства, запрещенные в экономически развитых странах, поставляются сельскохозяйственные ядохимикаты, применение которых не разрешено в США и государствах Европейского Союза.

ООПТ Африки

Вирунга - один из самых старых национальных парков Африки. Он находится на северо-востоке Демократической Республики Конго.

Природный резерват Аир и Тенере расположен на южной границе пустыни Сахара. Его площадь 77000 кв.км.

Национальный парк Серенгети - это низкотравные холмистые долины площадью 30 000 квадратных километров на территории Танзании и Кении.

Национальный парк Масаи Мара - это северная (кенийская) часть равнины Серенгети площадью в 1510 кв. км, расположенная на высоте 1650 м. Климат здесь мягкий и теплый, а пейзажи захватывают дух. Национальный Парк Масаи Мара считается самым густо населенным различными популяциями парком в мире. По богатсву флоры и фауны с ним могут сравниться только Серенгети и Нгоронгоро.

Национальный парк Моле, расположен в Северной области африканского государства Гана. Заповедник в Моле, площадью 4 840 квадратных километров,

Национальный парк Килиманджаро был основан в 1973 году и сейчас занимает 756 кв. км. Подножие горы находится на высоте 1829 м над уровнем моря, а пик Кибо - на высоте 5895 м.