Пункт 7 статья 427 нк рф. Как «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов

Из положений ст. 427 НК РФ следует, что для целей применения пониженных тарифов взносов при УСН основным признается только один вид деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Согласно письмам Минтруда России от 29.09.2015 N 17-4/10/ООГ-1357, от 18.09.2014 N 17-4/В-442 возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности не предусмотрена.
Виды деятельности общества:
- торговля медицинским оборудованием - ОКВЭД 47.7;
- деятельность в области стоматологии - ОКВЭД 86.23.
Возможно ли суммирование дохода по льготируемым видам деятельности с целью применения пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нами не обнаружена положительная судебная практика или официальные разъяснения о возможности суммирования дохода по льготируемым видам деятельности для целей применения пониженных тарифов страховых взносов.

Обоснование вывода:
Для плательщиков, применяющих УСН, главным условием использования пониженных тарифов является осуществление определенных видов деятельности, классифицируемых на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД 2).
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых являются указанные в данной норме виды деятельности (при одновременном выполнении условий, предусмотренных абзацем вторым пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ). То есть при этом должны соблюдаться следующие условия:
- доходы организации за налоговый период не превышают 79 млн. рублей (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);
- доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 427 НК РФ).
С вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон N 335-ФЗ) решена проблема, связанная с тем, что до 27.11.2017 в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ виды деятельности сгруппированы и поименованы в соответствии со старыми формулировками ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Причем действие положений пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ (в редакции Закона N 335-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. Наименования групп льготируемых видов деятельности оказались синхронизированными с названиями структурных единиц ОКВЭД 2.
В общем случае из положений пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ следует, что для целей применения пониженных тарифов взносов при УСН основным признается только один вид деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности не предусмотрена (письмо ФНС России от 26.06.2017 N БС-4-11/12130@ (с текстом письма можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), письма Минтруда России от 29.09.2015 N 17-4/10/ООГ-1357, от 18.09.2014 N 17-4/В-442). Следовательно, если ни один из видов деятельности плательщика на УСН не приносит 70% дохода, то права на пониженные тарифы он не имеет, даже если все его виды деятельности обозначены в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ как льготируемые (письмо Минтруда России от 29.09.2015 N 17-4/10/ООГ-1357).
Финансовые органы также считают, что:
- для целей применения положений ст. 427 НК РФ основным видом экономической деятельности плательщика признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70%;
- возможность суммирования доходов от нескольких льготных видов деятельности в названной статье не предусмотрена (письмо Минфина России от 13.12.2017 N 03-15-05/83357.
Аналогичной позиции придерживаются и суды (постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.08.2017 N Ф04-2986/17 по делу N А27-20012/2016, постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу N А65-4392/2013 (определением ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6208/14 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано), от 14.07.2014 по делу N А12-21975/2013, постановления АС Волго-Вятского округа от 07.11.2014 по делу N А11-1903/2014, от 31.10.2014 по делу N А11-1902/2014 (определением ВС РФ от 09.04.2015 N 301-КГ14-9073 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам), постановление АС Северо-Западного округа от 26.10.2015 по делу N А26-7564/2014).
Разъяснений компетентных органов или судебной практики, предусматривающих возможность суммирования доходов от нескольких льготных видов деятельности, нами не обнаружено.
Считать, что Общество занимается одним видом деятельности, не получится, поскольку виды льготируемой деятельности Общества приведены в разных разделах ОКВЭД 2.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений . Льготы и пониженные тарифы страховых взносов;
- Энциклопедия решений . Тарифы страховых взносов для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, определенном настоящей статьей, плательщиками налога на добавленную стоимость по следующим товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

1) оборудование;

2) сельскохозяйственная техника;

3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;

4) вертолеты и самолеты;

5) локомотивы железнодорожные и вагоны;

6) морские суда;

7) запасные части;

8) пестициды (ядохимикаты);

9) племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения;

10) крупный рогатый скот живой.

Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются уполномоченным органом в области налоговой политики.

При этом в данный перечень включаются товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

2. Положения настоящей статьи в части уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость:

1) не предназначенных для дальнейшей реализации;

2) с целью передачи в финансовый лизинг, за исключением передачи в международный финансовый лизинг;

3) указанных в подпункте 7) части первой пункта 1 настоящей статьи, используемых в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

3. Выпуск товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для внутреннего потребления производится без фактической уплаты налога на добавленную стоимость при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей и акцизов по подакцизным товарам.

4. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная методом зачета, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость одновременно в начислении и зачете в порядке, определенном налоговым законодательством Республики Казахстан.

В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, налог на добавленную стоимость на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

При этом не являются нарушениями требований, установленных настоящей статьей:

1) реализация мяса и мясных продуктов, полученных в результате вынужденного забоя животных, указанных в подпунктах 9) и 10) пункта 1 настоящей статьи, или убыль (падеж) таких животных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

2) вывоз в соответствии с процедурой реэкспорта ранее ввезенных товаров;

3) снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость после выпуска товаров.

5. Реализация товаров, по которым налог на добавленную стоимость на импортируемые товары уплачен методом зачета, по истечении пяти лет с даты их выпуска для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на импортируемые товары.

Положения настоящего пункта применяется также при реализации после 31 декабря 2008 года товаров, ввезенных по 31 декабря 2008 года для собственных производственных нужд, при импорте которых налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета.

6. Обороты по реализации товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по которым налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета, при передаче в финансовый лизинг освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Положение настоящего пункта применяется также при передаче после 31 декабря 2008 года в финансовый лизинг товаров, ввезенных по 31 декабря 2008 года для собственных производственных нужд, по которым налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета.

В статье 427 НК РФ установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам и осуществляющих виды деятельности, перечисленные в данной статье. В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ отдельно перечислены льготируемые виды деятельности для «упрощенцев». Однако применение пониженных тарифов по-прежнему чревато рисками для плательщиков страховых взносов. И с принятием очередных поправок эти риски только усилились.

В числе плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, названы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД является, например, ремонт автомобилей, бытовых изделий, строительство, производство мебели - всего в списке более 60 видов деятельности.

Напомним, что в период действия ныне отмененного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) пониженные тарифы и условия их применения были установлены в ст. 58 этого закона. В той же статье был приведен и список льготируемых видов деятельности. Для применения пониженного тарифа от плательщика страховых взносов требовалось получение не менее 70% дохода по одному из видов деятельности, приведенных в упомянутом списке. После введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы» данная льгота из Закона № 212-ФЗ «перекочевала» в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, а требование о соблюдении 70-процентного лимита - в п. 6 ст. 427 НК РФ.

Новации

Медицинское учреждение ничем другим, кроме оказания медицинских услуг, не занималось, при этом получало целевое финансирование из бюджета. То есть доходы плательщика складывались из доходов, получаемых от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, и доходов от платных медицинских услуг.

Плательщик был уверен, что имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля его доходов от льготируемой деятельности составляла даже не 70, а 100%.

Но по расчетам проверяющих эта доля оказалась менее 70%, то есть, по мнению чиновников, плательщик права на пониженный тариф не имел.

В спорный период действовал п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Согласно ему конкретный вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определялась на основании ст. 346.15 НК РФ.

Напомним, что «упрощенцы» на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

Доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

Внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Обратимся к подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и использованного по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. В частности, это средства, получаемые медицинскими организациями за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, а также средства, получаемые страховыми медицинскими организациями - участниками ОМС от территориальных фондов ФОМС.

Как указал суд, фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное медучреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансировалось из средств ОМС, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Деятельность медучреждения была связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования.

При расчете доли доходов, полученных от льготируемой деятельности, суд не стал учитывать в числителе суммы, полученные в рамках целевого финансирования, но оставил их в знаменателе. После этого искомое соотношение стало много меньше нужных 70%.

По мнению суда, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов отсутствуют, так как из буквального толкования и смысла п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, следует, что в общую сумму доходов должны быть включены любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.

Аргумент в пользу медучреждения

В рассматриваемом споре медицинское учреждение сослалось на Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О. Из него следует, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям п. 1.4 ст. 346.15 НК РФ, который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих ОМС. Указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения УСН - ст. 251 и 346.15 НК РФ.

Спору нет: нельзя учитывать полученные в рамках целевого финансирования средства в числителе, и не надо. Но имеют ли право чиновники включать эти суммы в знаменатель?

АС Уральского округа посчитал, что медицинское учреждение неправильно трактует Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О, и согласился с проверяющими из фондов.

Другое судебное решение как аргумент

В качестве доказательства в свою пользу медицинское учреждение также сослалось на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 № Ф02-5156/2016 по делу № А10-7158/2015. На это доказательство уральские судьи отреагировали значительно более нервно. Если отбросить юридическую вежливость, они практически обвинили сибирских коллег в некомпетентности! Что же так «задело» уральский суд?

Дело в том, что в деле, рассмотренном сибиряками, суд первой инстанции и апелляция рассуждали так же, как и АС Уральского округа. Но АС Восточно-Сибирского округа признал эти рассуждения ошибочными.

В этом деле нижестоящие суды, сославшись на ст. 250, 251 НК РФ, также пришли к выводу о несоблюдении поликлиникой предусмотренных в п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ условий для применения пониженных тарифов. Суды при этом исходили из расчетов чиновников, в которых общая сумма доходов для вычисления пропорции была увеличена на суммы полученных страхователем субсидий и зачисленных средств ОМС. Данные суммы суды посчитали доходами по смыслу ст. 346.15 НК РФ, но не доходами от основной экономической деятельности (как и АС Уральского округа).

Однако судьи не учли, что согласно п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ; при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

При этом объектом налогообложения при применении УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, - п. 1 ст. 346.14 НК РФ.

Таким образом, поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, не признаются доходами для целей применения УСН. Следовательно, такие поступления не признаются доходами и для целей применения п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

К числу таких доходов, не подлежащих учету при расчете пропорции, среди прочего, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, - подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования в соответствии с указанной нормой, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами:

В виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

В виде средств, получаемых медицинскими организациями, ведущими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц.

Приведенная позиция, по мнению АС Восточно-Сибирского округа, согласуется с Определением КС РФ от 19.07.2016 № 1467-О.

Аргумент против: неосновательное обогащение

Чтобы понять истинную причину, почему суды выступают против применения пониженных тарифов медучреждениями, обратимся к постановлению АС Пермского края от 30.12.2016 по делу № А50-23939/2016.

Суд отметил, что медучреждение применяло пониженный тариф страховых взносов как в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из средств целевого финансирования, так и в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из доходов от оказания платных медицинских услуг. Но в составе средств ОМС медучреждению перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу. То есть, применяя пониженный тариф, медучреждение фактически получало неосновательное обогащение (необоснованную выгоду) в виде разности между общеустановленным тарифом и пониженным.

Неутешительные выводы

Возвращаясь к постановлению АС Уральского округа 17.07.2017 № Ф09-3213/17, с которого мы начали разбор проблем применения пониженных тарифов, стоит отметить следующее. Видимо, это тот редкий, но не единственный случай, когда суд решил принять решение не по закону, а по справедливости. Аналогичной позиции придерживается и АС Западно-Сибирского округа (см. постановления от 21.11.2017 № А81-6596/2016 и от 27.11.2017 № А81-6594/2016).

Что написано пером...

Судебная практика довольно часто показывает нам, насколько огромное значение имеют правильные формулировки текста закона. Вот одна из таких ситуаций.

Налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД. Основной вид его экономической деятельности поименован в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но именно по нему применяется ЕНВД, а не УСН. Может ли такой налогоплательщик использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Как уже говорилось выше, в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечислено много видов деятельности. При этом пониженные тарифы страховых взносов могут применять только те плательщики, которые применяют УСН.

Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@ (доведено до нижестоящих инспекций ФНС России письмом от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@). А недавно появилось новое письмо ФНС России от 22.02.2018 № ГД-4-11/3589@, повторяющее эту позицию.

Чиновники рассудили так. В силу подп. 5 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний и предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых, классифицируемым на основании ОКВЭД, является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 г. включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 000 000 руб.

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. А сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На этом основании чиновники решили, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применения УСН по основному виду экономической деятельности. Вывод: если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является деятельность, указанная в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которой плательщик применяет ЕНВД, у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Однако нашлись специалисты, которые посчитали, что пусть и чисто формально, но чиновники не правы. В рассматриваемом подпункте буквально выдвинуты только два условия:

Субъект должен применять УСН;

Основной вид деятельности должен быть упомянут в перечне.

О том, что УСН должна применяться именно по основному виду деятельности, здесь не сказано, как и о том, что субъект не может одновременно применять другую систему налогообложения.

Были сомнения, что арбитражный суд прислушается к таким весьма натянутым аргументам, но АС Уральского округа прислушался (см. постановление от 15.11.2017 № Ф09-7163/17)! Он однозначно указал, что «уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности».

Так что в тексте НК РФ важно каждое слово! И с этой аксиомой мы возвращаемся к той новации, о которой говорили в начале статьи.

В чем заключаются скрытые риски новаций

Как видно, основная проблема применения налогового законодательства - в его трактовках. Законодатели могут предполагать одно, фактически написать в законе другое, у чиновников будет своя трактовка, у налогоплательщиков/или плательщиков своя, а суд может посмотреть на все с другого ракурса, причем у каждого суда ракурс может быть свой.

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения 2 .

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

Можно ли автономной некоммерческой организации с 2018 года применять пониженные тарифы страховых взносов согласно ст.427 НК РФ? НКО была зарегистрирована в 4 квартале 2017г., режим налогообложения - общий, деятельность в 2017 году не велась. С 01.01.2018г организация переходит на "упрощенку" и будет предоставлять социальные услуги без обеспечения проживания.

Ответ

Да, можно, но не с I квартала.

Организация на упрощенке, которая предоставляет социальные услуги без обеспечения проживания, имеет право на освобождение по подпункту 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Чтобы применять это освобождение социальные услуги без обеспечения проживания должны быть основным видом деятельности. Вид деятельности признают основным когда доходы от него составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Организация подтверждает что условие выполнила в приложении 6 раздела 1 расчета по страховым взносам. В расчете организация указывает доходы за отчетный или расчетный период. Расчетный период по страховым взносам – год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие, девять месяцев и год (ст. 423 НК РФ).

Пока учреждение не подтвердит в расчете, что условия выполняются, права на пониженные тарифы у нее нет.

В 2017 году у организации доходов не было, а значит условие о доле доходов не выполнялось.

В 2018 году в течение I квартала организация должна уплачивать взносы по общему тарифу. По итогам квартала организация рассчитает долю доходов и укажет ее в расчете по страховым взносам. Если условие о доле доходов выполните, можете начинать уплачивать взносы по пониженным тарифам.

Такой порядок следует из пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения ранее давал Минтруд России в письме от 02.07.2014 № 17-4/В-295. Разъяснения касались Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Но в Налоговом кодексе нормы схожие. Поэтому оснований считать, что налоговые органы будут придерживаться другого подхода, нет.

Обоснование

Пониженные тарифы для автономных учреждений на упрощенке

Автономные учреждения на упрощенке могут применять пониженные тарифы, если они ведут основную деятельность по определенному коду ОКВЭД2. В частности:

научные исследования и разработки;

 ветеринарная деятельность;

 образование;

 здравоохранение;

 уход с обеспечением проживания;

 предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

 деятельность учреждений культуры и искусства;

 деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;

 деятельность спортивных объектов;

 деятельность спортивных клубов;

 деятельность фитнес-центров.

Полный перечень видов деятельности, для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, приведен в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Вид деятельности будет основным, если:

 доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов от общей суммы всех поступлений за отчетный период. Доходы для определения доли льготного вида деятельности считайте по правилам статьи 346.15Налогового кодекса нарастающим итогом с начала года;

 общая сумма доходов не превышает 79 000 000 руб.

Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1, подпункте 3 пункта 2, пунктах 3 и 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Будьте внимательны: чтобы правильно посчитать долю доходов для пониженных тарифов, берите выручку, внереализационные доходы и поступления денег, которые упомянуты в статье 251 Налогового кодекса. Данные правила вступили в силу 27 ноября 2017 года и действуют для правоотношений с 1 января 2017 года. Так предусмотрено пунктом 76 статьи 2, пунктами 1 и 9 статьи 9 Закона от 27 ноября 2017 № 355-ФЗ.

Если в начале 2017 года учреждение не применяло пониженный тариф, сейчас можно подать уточненные расчеты и вернуть либо зачесть переплату по взносам.

Пониженные тарифы применяйте до тех пор, пока одновременно соблюдаются следующие условия:

 автономное учреждение сохраняет право применять упрощенку;

 доля доходов по основному виду деятельности, который позволяет применять пониженные тарифы, 70 и более процентов от общего объема поступлений;

 общий объем доходов не превышает 79 000 000 руб.

Те, кто применяет пониженные тарифы, заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по страховым взносам. Какого-либо специального разрешительного документа для применения пониженных тарифов страховых взносов не требуется. Код ОКВЭД на титульном листе отчета должен совпадать с тем видом деятельности, доля доходов от которого указана в приложении 6 раздела 1.

Если ревизоры выявят расхождения между этими данными, то они решат, что учреждение применяло льготу неправомерно. Соответственно, придется доплатить недоимку по взносам (п. 6 ст. 427 НК РФ).

Ситуация: должна ли налоговая инспекция вернуть (зачесть) те страховые взносы, которые автономное учреждение на упрощенке заплатило с начала года до того квартала, когда у него появилось право на пониженные тарифы взносов

Да, должна.

Ведь расчетный период по страховым взносам – год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Началом каждого из этих периодов считают 1 января. Поэтому при соблюдении 70-процентного соотношения между доходами от основного вида деятельности и общим объемом доходов пересчитывать завышенную сумму страховых взносов нужно именно с 1 января текущего года. Такие выводы можно сделать из статьи 423, пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

Сумму взносов, излишне уплаченных за период, в котором автономное учреждение не имело права применять пониженные тарифы, можно зачесть в счет уплаты взносов за текущий и последующие периоды. Также эту суммы можно вернуть на лицевой (расчетный) счет учреждения.

Пример, как применять пониженные тарифы страховых взносов автономным учреждением на упрощенке. 70-процентное соотношение между доходом от основного вида деятельности и общим объемом доходов достигнуто по итогам первого полугодия

Автономное учреждение «Альфа» применяет упрощенку и занимается производством мебели. Этот вид деятельности дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если по итогам каждого отчетного (расчетного) периода доходы от реализации мебели собственного производства составляют не менее 70 процентов от общего объема доходов. Это следует из подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2, пунктов 3, 6 статьи 427 Налогового кодекса РФ.

В I квартале помимо доходов от реализации мебели собственного производства «Альфа» получала доходы от сдачи имущества в аренду. Выручка от реализации мебели в этом периоде составила 800 000 руб. Сумма поступившей арендной платы – 350 000 руб. Субсидии из бюджета учреждение не получало. Удельный вес доходов от реализации мебели составил:

800 000 руб. : (800 000 руб. + 350 000 руб.) = 69,57%.

При таком соотношении доходов в I квартале «Альфа» не имела права применять пониженные тарифы страховых взносов.

Выплаты в пользу каждого сотрудника за этот период не превысили предельной величины. Поэтому за этот период были начислены взносы:
– на пенсионное страхование – по тарифу 22 процента;
– на медицинское страхование – по тарифу 5,1 процента;
– на социальное страхование – по тарифу 2,9 процента.

Во II квартале выручка «Альфы» от реализации мебели собственного производства составила 1 200 000 руб. Доходов от сдачи имущества в аренду не было.

По итогам первого полугодия доля доходов от производства мебели в общем объеме доходов учреждения составила:

(800 000 руб. + 1 200 000 руб.) : (800 000 руб. + 1 200 000 руб. + 350 000 руб.) = 85,11%.

При таком соотношении «Альфа» получает право с начала года начислять страховые взносы:

– на пенсионное страхование – по тарифу 20 процентов;
– на медицинское страхование – по тарифу 0 процентов;
– на социальное страхование – по тарифу 0 процентов.

Сумма выплат, облагаемых страховыми взносами, в I квартале составила 400 000 руб.

За I квартал «Альфа» перечислила страховых взносов:

– на пенсионное страхование – в сумме 88 000 руб. (400 000 руб. × 22%);
– на медицинское страхование – в сумме 20 400 руб. (400 000 × 5,1%);
– на социальное страхование – в сумме 11 600 руб. (400 000 × 2,9%).

С учетом пониженных тарифов сумма взносов, которую нужно было перечислить за I квартал, составляет:
– на пенсионное страхование – 80 000 руб. (400 000 × 20%);
– на медицинское страхование – 0 руб.;
– на социальное страхование – 0 руб.

По итогам полугодия бухгалтер «Альфы» обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов на медицинское (20 400 руб.), пенсионное (8000 руб.) и социальное (11 600 руб.) страхование.

В соответствии с НК РФ (статья 427) пониженные тарифы страховых взносов в 2017 году использовать смогут не все, а только отдельные налогоплательщики. Разберемся, какие разновидности деятельности по актуальным ОКВЭД относятся к льготным, а также выясним, как производится расчет по страховым взносам при пониженном тарифе. Далее вы найдете понятную таблицу процентных ставок по страхователям и экономическим кодам.

Для кого предназначен пониженный тариф страховых взносов в 2017 году

Проценты для вычисления налогов в части страхования регламентируются ст. 426-429 Кодекса. По статье 427 пониженные тарифы страховых взносов разработаны по отраслям деятельности бизнеса, а также для упрощенцев с соблюдением обязательных условий (п. 4-10 ст. 427). В процессе установления правомерности работы, когда используются пониженные тарифы страховых взносов с 2017 г. руководствоваться следует Классификатором ОКВЭД-2.

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов фирм на УСН

(требования ст. 427):

  1. Объем доходов по льготному ОКВЭД должен минимально составлять 70% от совокупных объемов выручки предприятия (п. 6).
  2. Итоговые доходы упрощенца за текущий налоговый период должны быть ниже 79 000 000 руб. (подп. 3 п. 2).

Обратите внимание! Если приведенные выше условия соблюдаются, упрощенцы, работающие по кодам, относимым к льготным, вправе выполнять расчет по страховым взносам в 2017 году по пониженным тарифам. Иначе льгота на понижающий тариф страховых взносов в 2017 году при УСН признается утраченной, а бюджетные обязательства нужно пересчитать.

Таблица актуальных показателей в части сниженных ставок:

Плательщики (по нормам ст. 427)

ОКВЭД 2

Ставки, в процентах

Упрощенцы, ведущие льготную хоздеятельность согласно подп. 5 п. 1. (К этой категории причислены и ТСЖ – пониженный тариф страховых взносов используется в ситуации, когда ведущим кодом считается управление всевозможным недвижимым имуществом).

13-16 и остальные

Вмененщики-фармацевтики

47.73, 46.46.1, 46.18.1 и остальные

ИП, применяющие разрешение-патент (подп. 9 п. 1)

74.20, 75.0 и т.д.

Упрощенцы-благотворительные структуры (подп. 8 п. 1)

88.10 или 64.9 и т.д.

Упрощенцы-НКО (подп. 7 п. 1)

86-88, 37 и др.

Компании, занятые в сфере IT (подп. 3 п. 1)

Упрощенцы, занятые интеллектуальной хоздеятельностью по подп. 1 п. 1

Субъекты, подписавшие соглашение с управленческими органами ОЭЗ (подп. 2 п. 1 ст. 427)

Налогоплательщики, выдающие вознаграждение экипажам тех судов, которые прошли регистрационные процедуры по внесению в международный реестр (подп. 4 п. 1)

Фирмы-участники специальных территорий (подп. 11-13 п. 1)

Регулируются в особом порядке

Важно! Использовать пониженный тариф страховых взносов вправе страхователи из статьи 419 (а именно из подп. 1 п. 1), то есть выдающие суммы различного назначения физлицам.

Как именно применять пониженные тарифы страховых взносов

На конкретных данных разберем, как же осуществлять расчет по страховым взносам при УСН по пониженным тарифам. Допустим, фирма с налоговым режим УСН ведет всего два вида хоз. деятельности:

  • Производит пищевую продукцию – выручка за квартал = 6 000 000 руб.
  • Сдает офисы в аренду – выручка за квартал = 4 000 000 руб.

Доля поступлений по каждой деятельности:

  • В части продуктов – 60 %.
  • В части аренды – 40 %.

Следовательно, упрощенец обязан следовать нормам статьи 425, а пониженные тарифы страховых взносов учитывать не может, так как одно из необходимых условий, относительно доли льготных доходов, не соблюдается.

Заполнение формы расчета страховых взносов при пониженном тарифе

Упрощенцы, использующие льготное налогообложение в области начисления налогов по страхованию, обязаны формировать Приложение 6 общего бланка, введенного в действие чиновниками в приказе № ММВ-7-11/551@ от 10.10.16 г. Для остальных льготных категорий страхователей предусмотрены другие листы, прилагаемые к разд. 1 (5, 7 или же 8) отчета. При внесении данных в Прил. 6 необходимо указать совокупную сумму доходов, величину и долю доходов по льготному коду хоздеятельности.