Торговый протекционизм. Протекционистская политика

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой яв ляется защита отечественных произ водителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода огра ничений на импорт.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков.

Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм: Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

Уравновешивание внешнеторгового баланса.

Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

Сужаются возможности выбора для потребителей;

Лишение возможности использования международного разделения труда;

Подрывает возможности для экспорта товаров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие виды протекционизма:

селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

отраслевой протекционизм - защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм - защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары. Взимание тарифных пошлин в виде процента от цены товара или твердых ставок за единицу товара увеличивает цену импортируемых товаров и делает их менее конкурентоспособными. Таким образом ведут торговые войны США и Япония. Увеличение таможенных пошлин на 20% увеличивает цену импортного продовольствия с 20000 руб. до 27000 руб. В результате спрос снижается с 01 до 02. Производство отечественного продовольствия должно вырасти с 03 до 04, а импорт соответственно уменьшиться.



2. нетарифные ограничения -установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении. Эта формы вводится обычно на определенный срок в связи с каким -либо событием (ярмарка) или для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс. Лицензии на экспорт вводятся на товары, дефицитные на местном рынке. Торговля в таком случае осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на то организациями. Для второй половины ХХ-го века характерно снижение таможенных пошлин и усиление нетарифных ограничении. Нетарифные ограничения широко используются в торговой конкуренции США. Японией, странами ЕС из-за несбалансированности расчетов между ними для защиты не всей национальной экономики в целом. А лишь от дельных отраслей. Эта политика получила название "селективного протекционизма" Существует и "коллективный протекционизм", когда ряд стран защищают совместно свои рынки от третьих стран (страны ЕС). По-разному используют нетарифные ограничения Япония и США. Япония их использует очень активно, чтобы дать возможность окрепнуть высокотехнологичным отраслям для конкурентной борьбы. США, напротив, в развитии наукоемких отраслей придерживаются мнения. что окрепнуть можно лишь в ходе конкурентной борьбы.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в виде: - прямого финансирования научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.



Беларусь

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей. которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом, а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Введение

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение бизнеса в современном мире по пути к цивилизованному рынку.

Целью данной работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века.

прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Объектом исследования является политика протекционизма, проводимая русским правительством на протяжении второй половины XIX-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Протекционизм. Основные принципы

Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

1)Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

2)Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

3)Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" Ф.Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова, СПб, 1891 г., с. 234.. И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Ко второму направлению относится активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

И последнее - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.