Водные ресурсы зарубежной европы страны. Урок: Природные ресурсы Зарубежной Европы

Видеоурок посвящен теме «Природные ресурсы Зарубежной Европы». Из урока вы узнаете о природно-ресурсном потенциале Зарубежной Европы, познакомитесь с основными ресурсами, которыми богаты различные территории Европы. Преподаватель расскажет вам о европейских странах-лидерах по обеспеченности различного вида ресурсами.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Природные ресурсы Зарубежной Европы

Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион - один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа - относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.

Для мирового хозяйства важное значение имеют следующие ресурсы, расположенные в пределах :

7. Бокситы

В Европе достаточно велики запасы рудного сырья. Железная руда добывается в Швеции (Кируне), во Франции (Лотарингия) и на Балканском полуострове. Руды цветных металлов представлены медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии, Швеции, бокситами Греции и Венгрии. Во Франции находятся крупные месторождения урана, а в Норвегии - титана. Есть в Европе полиметаллы, олово, ртутные руды (Испания, Балканский, Скандинавский полуострова), Польша богата медью.

Рис. 2. Карта минеральных ресурсов Зарубежной Европы ()

Почвы Европы достаточно плодородны. Однако небольшая площадь стран и значительная численность населения объясняют низкую населения. Кроме того, под сельское хозяйство уже использованы почти все доступные площади. Территория Нидерландов, например, распахана более чем на 80%. Водные ресурсы . Природные воды - один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, - основная проблема в современном водопользовании в Европе.

Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 км3 чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе в 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта. Ситуация с водными ресурсами в Европе в целом благополучная, за исключением южных районов Италии, Греции и Испании.

Гидроэнергетическими ресурсами богаты Альпы, Скандинавские горы, Карпаты. Агроклиматические ресурсы . Страны Европы располагают достаточно высоким агроклиматическим потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств. Невысокое плодородие некоторых видов почв побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.

Рис. 3. Агроклиматическая карта Зарубежной Европы

Лесные ресурсы . Леса покрывают в зарубежной Европе 30% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 га леса (в мире эта норма составляет 1 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось, за исключением территорий Альп и Карпат. Европа - единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво- и водоохранная роль леса, его рекреационное значение, кроме того меньшему сведению лесов способствовала экологическая политика в Европе. Наибольшими запасами лесных ресурсов в Зарубежной Европе обладают Финляндия, Швеция, Норвегия.

Не стоит забывать, что территория Зарубежной Европы богата уникальными рекреационными ресурсами . Рекреационные ресурсы Франции, Испании, Италии и других европейских стран имеют мировое значение.

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения минеральных ресурсов в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы и характерные для них ресурсы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

5. Сайт естественных и социально-гуманитарных наук ().

Еще со школьных уроков географии я хорошо запомнил, что основная часть минеральных ресурсов залегает в центральной Европе. Кроме того, на уроке учитель специально заострил внимание на полезных ископаемых Скандинавского полуострова - его плотная разработка началась сравнительно недавно, в третьей четверти 20-го века. Однако месторождения Европы являются самыми долго разрабатываемыми и близятся к истощению.

Минеральные ресурсы в зарубежной Европе

Долгое время Европа являлась "центром мира" и, соответственно, находящиеся там месторождения природных ископаемых начали разрабатываться давно. Несмотря на появление более дешевых энергоносителей для отопления, вроде газа, Европа продолжает использовать «по старинке» те ресурсы, которыми богата, и которые еще можно добывать, например, бурый уголь. Лидерами по добыче являются следующие полезные ископаемые:

  • Бурый уголь.
  • Железная руда.
  • Калийные соли.

Лидерами по добычи минералов являются, в первую очередь, развитые страны Центральной Европы, восточноевропейские же страны либо не обладают достаточными возможностями, либо на их территории месторождения не очень богаты.


Для примера: тот же румынский «Ромпетрол» на ¾ несамостоятелен и добычу ведет с помощью иностранных партнеров. Таким образом, хоть и минеральные ресурсы европейских стран разнообразны, но они не многочисленны и расположены по ее территории неравномерно.

Минеральные ресурсы Европы в историческом аспекте

В основном, Европа всегда была богата металлическими рудами, ведь не зря даже великий русский ученый М.В. Ломоносов ездил в Швецию обучатся горно-рудному делу.


Переход к отопительной системе с древесного топлива на бурый уголь тоже придумали европейцы и пользуются этим методом до сих пор. Парадоксом для Европы всегда было то, что в ней быстро развивались технологии, а обеспеченность ресурсами не поспевала за такими темпами. Например, с начала века европейцы используют для отопления импортируемые энергоносители. Того же газа, добываемого шотландцами на шельфе моря, недостаточно даже для самой Великобритании.

Урок: Природные ресурсы Зарубежной Европы

1. Введение

Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион - один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа - относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.

2. Доля Зарубежной Европы по определенным ресурсам

Для мирового хозяйства важное значение имеют следующие ресурсы, расположенные в пределах Зарубежной Европы:

7. Бокситы

8. Почвенные

3. Минеральные ресурсы

Месторождения магматических ископаемых сосредоточены в местах выхода на поверхность древних кристаллических пород - в Фенноскандии и в поясе древних разрушенных гор Средней Европы. Это месторождения железных руд на севере Скандинавского полуострова, руд цветных металлов в районе Балтийского щита и в древних массивах и горах

Европа располагает значительными запасами природного топлива. Крупные каменноугольные бассейны расположены на территории Германии (Рурский бассейн), Польши (Верхнесилезский бассейн) и Чехии (Остравско-Карвинский бассейн). В конце 60-х годов ХХ века были открыты огромные запасы нефти и газа на дне Северного моря. Великобритания и Норвегия быстро вошли в число мировых лидеров по добыче нефти, а Нидерланды, Норвегия - по добыче газа.

Рис. 1. Добыча нефти в Северном море (Источник)

В Европе достаточно велики запасы рудного сырья. Железная руда добывается в Швеции (Кируне), во Франции (Лотарингия) и на Балканском полуострове. Руды цветных металлов представлены медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии, Швеции, бокситами Греции и Венгрии. Во Франции находятся крупные месторождения урана, а в Норвегии - титана. Есть в Европе полиметаллы, олово, ртутные руды (Испания, Балканский, Скандинавский полуострова), Польша богата медью.

Рис. 2. Карта минеральных ресурсов Зарубежной Европы (Источник)

Почвы Европы достаточно плодородны. Однако небольшая площадь стран и значительная численность населения объясняют низкую населения. Кроме того, под сельское хозяйство уже использованы почти все доступные площади. Территория Нидерландов, например, распахана более чем на 80%. Водные ресурсы . Природные воды – один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, – основная проблема в современном водопользовании в Европе.

Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 км3 чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе в 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта. Ситуация с водными ресурсами в Европе в целом благополучная, за исключением южных районов Италии, Греции и Испании.

4. Гидроэнергетические, лесные, агроклиматические, рекреационные ресурсы

Гидроэнергетическими ресурсами богаты Альпы, Скандинавские горы, Карпаты. Агроклиматические ресурсы . Страны Европы располагают достаточно высоким агроклиматическим потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств. Невысокое плодородие некоторых видов почв побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.

Рис. 3. Агроклиматическая карта Зарубежной Европы

Лесные ресурсы . Леса покрывают в зарубежной Европе 30% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 га леса (в мире эта норма составляет 1 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось, за исключением территорий Альп и Карпат. Европа – единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво– и водоохранная роль леса, его рекреационное значение, кроме того меньшему сведению лесов способствовала экологическая политика в Европе. Наибольшими запасами лесных ресурсов в Зарубежной Европе обладают Финляндия, Швеция, Норвегия.

Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике. Урок обобщения по этой теме был проведен в 10 классах. На уроке обобщающего повторения учащиеся не только закрепили имеющиеся знания, но и приобрели новые в результате обобщения и переосмысления ранее полученных. Поэтому на уроке обобщающего повторения большую роль играли задания, направляющие школьников на применение знаний в новой учебной ситуации. Основное время на этом уроке отводилось обсуждению вопросов о народном хозяйстве Зарубежной Европы и итогам самостоятельных работ учащихся. К обобщающему уроку учащиеся подготовили творческие работы – презентации о мировой культуре народов и странах Зарубежной Европы.

Уроки обобщающего повторения повышают эффективность обучения, позволяют в большей мере активизировать познавательную деятельность школьников.

Тема. Обобщение и закрепление по теме “Зарубежная Европа”.

Цель. Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Оборудование. Политическая карта мира, экономическая карта Зарубежной Европы, репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Диего Веласкес “Пряхи”, “Менины”, Клод Лорен “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием”, музыкальные произведения европейских композиторов, презентации о странах Зарубежной Европы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с разминки.

2. Географическая разминка.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь – страны “Большой Семерки”.

Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Назовите и покажите страны, имеющие наибольший экономический вес, их экономика достигла высокого уровня, специализируется в отраслях, завоевавших европейское или мировое признание (Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция.)

– Сколько государств расположены в Зарубежной Европе? (В настоящее время на территории Европы находится 40 суверенных, экономически развитых государств – монархии и республики, унитарные и федеративные государства. Имеется одна колониальная территория, принадлежащая Великобритании – Гибралтар.

Что вы можете сказать о демографической ситуации стран Зарубежной Европы? (Демографическая ситуация сложная, 1 тип воспроизводства населения, суженая половозрастная пирамида, растет доля пожилых людей, в некоторых странах, например, в Германии, возрастает смертность за счет пожилых людей.)

Что такое урбанизация? Какими чертами она обладает?

Урбанизацией (от латинского слова город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Третья черта – “расползание” городов, расширение их территорий.

Назовите высоко урбанизированные районы – городские агломерации?

Количество агломераций здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Крупнейшие – Лондонская, Парижская и Рейно-Рурская. В последние годы усиливается процесс субурбанизации.

Назовите средней % урбанизированности Зарубежной Европы? (Уровень урбанизации – один из самых высоких в мире: в Бельгии- 97%, Исландии- 91%, Нидерландах – 89%, в Дании и Германии – по 86%, Швеции – 83%, Франции- 73 %)

Кто такие “гастарбайтеры”?

Европа мировой очаг трудовой миграции. Страны Зарубежной Европы ежегодно принимаю т 12-13 млн. иностранных рабочих-гастарбайтеров.

Из каких стран Европа принимает рабочих?

Высокоразвитые страны ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария и другие принимают рабочих из Индии, Пакистана, Африки, из других стран Южной Европы: Португалии, Испании, Италии и других.

3. Работа в группах.

Обобщение знаний об отраслях промышленности.

Ребята заранее распределились на группы. Группам дается следующие задания.

1 группа. Охарактеризуйте природные ресурсы стран Зарубежной Европы.

Минеральные ресурсы Европы сильно истощены, поэтому обеспеченность ими невысока. На севере имеются рудные полезные ископаемые, связанные балтийским щитом, и топливные, образовавшиеся в мощном осадочном чехле древней платформы, на юге в молодой складчатой зоне обнаружены полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения. Крупнейшие нефтегазовые провинции разведаны на шельфе Северного моря (осваиваются в основном Великобританией и Норвегией), на побережье Нидерландов, а также в Италии и Румынии. Угольные месторождения разрабатываются в Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Франции, Венгрии, Румынии, Испании, Болгарии. Железорудные месторождения – в Швеции, Франции, Норвегии, Испании. Цветными металлами Европа не богата. Имеются месторождения медной руды в Польше, Португалии, Швеции, Югославии, Румынии, алюминиевых руд в Греции, Венгрии, Франции. Большие запасы солей есть в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Последняя также богата серой и серебром.

Гидроэнергоресурсы значительны в районах Альпийских, Скандинавских, Динарских, Балканских и Карпатских гор. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Кроме того многие реки сильно загрязнены. В структуре земельного фонда большую долю составляют обрабатываемые земли, хотя обеспеченность пашней на душу населения ниже среднемирового показателя. Резервов для расширения земель практически нет, поэтому некоторые государства, а первую очередь Нидерланды, “отвоевывают” территорию у моря. Крупными лесными ресурсами обладают Швеция и Финляндия.

2 группа. Дайте полную характеристику электроэнергетики стран.

Электроэнергетика стран Европы представлена тремя видами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на ГЭС – в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС – в Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные электростанции работают в Италии, Исландии.

3 группа. Охарактеризуйте черную металлургию стран Зарубежной Европы.

Металлургическая промышленность – старейшая отрасль, сформировалась в районах добычи топлива и железорудного сырья: в Германии (Рур и Саар), Великобритании, во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), Бельгия (Льеж), Люксембурге, Польше (Верхняя Силезия), Чехии (Остравско-Карбинский район). Позже отрасль переориентировалась на привозном сырье и начала перемещаться в морские порты – Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Бремен (Германия), или ближе к границам бывшего СССР – Галац (Румыния). В настоящее время взят курс на строительство мини заводов. Крупнейшими производителями сегодня являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, причем везде наблюдается падение или стабилизация объемов производства в связи с политикой ресурсосбережения.

4 группа. Охарактеризуйте цветную металлургию, алюминиевую промышленность стран Зарубежной Европы.

Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия – Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды. В последнее время отрасль все больше ориентируется на импортное сырье. Так, Франция за последние 25 лет сократила добычу бокситов в 20 раз, а по выплавке алюминия занимает третье место в Европе.

5 группа. Охарактеризуйте медную промышленность стран.

Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди – Германия, Италия, Бельгия, Польша.

6 группа. Дайте полную характеристику развития машиностроения.

Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Западной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1\3 всей промышленной продукции региона и 2\3 его экспорта. Особенно популярны следующие марки автомобилей: “рено” (Франция), “фольксваген” и “мерседес” (Федеративная Республика Германи), ФИАТ (“Фабрика итальяна аутомобиле Торино), “вольво” (Швеция), “Татра” (Чехия), автобус “Икарус” (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании “Форд-мотор”. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

7 группа. Характеристика легкой промышленности стран.

Легкая промышленность утратила свое былое значение. Основные центры отрасли смещаются из северных районов (Великобритания, Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой рабочий силы. Португалия стала крупнейшим центром швейной промышленности, Италия – кожевенно – обувной, Греция- меховой.

8 группа. Какие три типа ведения сельского хозяйства развиты в странах Зарубежной Европы.

Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение. Для стран Северной Европы характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур. Рыболовство стало отраслью международной специализации Исландии, Норвегии, Дании. В Центральной Европе преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, а также свиноводство и птицеводство. Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии и обеспечивает животноводство кормовыми культурами. В Южной Европе преобладает растениеводство, наряду с зерновыми культурами здесь выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, табак, эфироносные культуры.

9 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии “зеленых”, ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам, но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

10 группа. Экономическая интеграция в странах. Внешние экономические связи России со странами Зарубежной Европы.

Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Доля промышленно развитых государств во внешней торговле России в 2002 году составила 54 %, доля стран Центральной и Восточной Европы и странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%, Китая – 6,4 %, США – 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5 %. В импорте преобладали поставки из Германии – 14,3 % , США – 6,4% , Китая -5,2 %, Италии – 4,8 %, Испании- 4,8 %, Франции – 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается.

4. Заслушивание ответов учащихся.

Самооценка и взаимооценка работы школьников.

5. Физминутка.

Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.

6. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже науку – его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что – либо из своих открытий – просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи – сплошная череда неоконченных проектов. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Картина “Мона Лиза” – возвышенный гимн человеку, прекрасному и сложному, как Вселенная.

Творчество Рафаэля следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце – Сикстинская Мадонна.

Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины “Менины”, “Пряхи”.

В картине “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием” французский художник Клод Лорен описал особый тип пейзажа – идиллию, в котором преобладало личное настроение художника.

7.

А какая у вас мечта, которую вы хотите осуществить после окончания школы? (получить хорошее образование, хорошо оплачиваемую работу)

Посмотрим где можно получить хорошее образование. Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии.

8. Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

Литература.

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
  2. Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, “Издательства ДИК”, 2004.
  4. Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство “Учитель – АСТ” 2000.
  5. Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.