Возражения на акт налоговой проверки – готовимся к спору с налоговой инспекцией. Как написать возражения на акт налоговой проверки

Как составить возражения на ? Соблюдайте несколько правил. Так, ваши доводы должны быть максимально четкими и доходчивыми. Избегайте длинных и путаных формулировок.

Излагайте свои аргументы в той же последовательности, в тех же пунктах и подпунктах, которые использовала инспекция. Так будет удобнее всем. При этом аргументы лучше предварить кратким описанием позиции ИФНС.

...

По пунктам 2.1.1, 2.1.2, 3.1.1, 3.1.2 Акта проверки

Проверяющие установили, что в нарушение подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ организация включила в состав прочих расходов затраты в размере ХХХ ХХХ руб. по обучению сотрудников консалтинговой компанией, не имеющей лицензии на образовательную деятельность.

Мы не согласны с указанным выводом по следующим основаниям.

...

Ссылки на законодательство

Все ссылки — на законодательство, письма Минфина, ФНС и УФНС, а также на судебную практику — лучше указывать в скобках после доводов. Помните, что нужно ссылаться на нормы НК и других законов в той редакции, которая действовала в проверяемый период, а не в то время, когда вы составляете возражения.

Судебная практика

Ссылаясь на судебную практику, подбирайте наиболее свежие решения и приводите их в следующей очередности:

Возражения на акт налоговой проверки оформляются в произвольной форме. Образец возражений можно найти на сайте ФНС .

1) акты Конституционного, Высшего арбитражного или Верховного судов (постановления Пленума, Президиума, информационные письма, определения);

2) постановления арбитражного суда вашего округа;

3) акты нижестоящих судов вашего региона;

4) акты судов других регионов.

При этом выбирайте те решения, в которых обстоятельства спора максимально схожи с вашей ситуацией. Если в возражениях вы пишете, что ваша позиция подтверждается обширной судебной практикой, то приведите хотя бы три-четыре решения.

В свою очередь, если налоговики в акте ссылаются на судебную практику, то нужно попытаться опровергнуть каждую такую ссылку, например, по следующим основаниям:

  • законодательство уже изменилось;
  • приведенное решение не относится к предмету спора;
  • в деле были иные фактические обстоятельства;
  • в более поздних решениях изложена другая позиция.

Смягчающие обстоятельства

В заключительной части возражений не забудьте попросить ИФНС учесть п. 1 ст. 112 НК РФ , если в вашем случае они имеются. Ведь при наличии хотя бы одного такого обстоятельства размер налогового штрафа должен быть уменьшен как минимум в два разап. 3 ст. 114 НК РФ .

Вот примеры обстоятельств, на которые могут ссылаться абсолютно все:

  • привлечение к налоговой ответственности впервые;
  • отсутствие умысла на совершение нарушения;
  • раскаяние и признание своей вины;
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и сдаче отчетности;
  • тяжелое финансовое состояние, подтвержденное документально, в частности наличие большой суммы задолженности.

В возражениях также можно попросить учесть незадекларированные убытки прошлых лет, размер и наличие которых ИФНС не оспаривала. Отдельные суды считают, что инспекторы не могут отказать налогоплательщику в этомПостановления ФАС ЗСО от 25.06.2014 № А27-14009/2013 ; ФАС ПО от 04.02.2014 № А49-2641/2013 . Но есть и те, кто придерживается иного мнени ясм., например, Постановление ФАС УО от 03.12.2015 № Ф09-8175/15 .

Приложения к возражениям на акт налоговой проверки

Приложите к возражениям копии первичных и других документов, доказывающих вашу правоту по спорным эпизодам. Заметим, что делать это не обязательно, но желательно. Копии должны быть заверены руководителем (ИП) или его представителем по доверенности. Список приложений приведите в конце возражений.

Если те или иные документы вы не можете приложить к возражениям в момент их представления, то вы вправе представить их позднее в согласованный с ИФНС срокп. 6 ст. 100 НК РФ .

Подписание возражений

Возражения должен подписать руководитель организации (предприниматель) или лицо, уполномоченное доверенностью. В последнем случае ее копию надо приложить к возражениям. Также на возражениях можно поставить печать, если фирма ее использует.

Подача возражений на акт налоговой проверки в налоговую

Представить возражения можно двумя способами:

  • подав два экземпляра текста в канцелярию ИФНС или в окно приема документов. Сделать это может сам руководитель или его доверенное лицо. Один экземпляр с приложениями инспектор примет, а на втором поставит отметку о приеме;
  • направив по почте ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. В этом случае постарайтесь отправить письмо заранее, чтобы оно успело прийти в ИФНС до даты рассмотрения материалов проверки.

Если так вышло, что вы подаете возражения в последний день отведенного месячного срока, то постарайтесь хотя бы привезти их непосредственно в инспекцию. И предупредите ИФНС, что возражения направлены в ее адрес. Ведь если вы отправите их по почте, они могут не успеть поступить в инспекцию ко дню рассмотрения материалов. И тогда будет принято без учета возражений. А обжаловать его по этому основанию вам вряд ли удастся. Суд может решить, что вы злоупотребили своим правом, поскольку должны были предполагать, что ваши возражения не успеют прийти в инспекцию до вынесения решени ясм., например, Постановления ФАС ВВО от 25.12.2013 № А82-11448/2012 ; ФАС УО от 11.09.2013 № Ф09-7338/13 .

После введения новой формы 6 НДФЛ возможности налоговых органов расширились. Они вправе провести камеральную проверку.

Если выявлены разногласия, на организацию может быть наложен штраф. В случае несогласия с действиями налоговой, налогоплательщик вправе составить письменное обращение в налоговую службу. Образец возражения на акт камеральной налоговой проверки по 6-НДФЛ приведен ниже.

Камеральная проверка в 6 НДФЛ

Камеральную проверку налоговые службы проводят на своих рабочих местах без непосредственного выезда в организации. Их действия обусловлены в письме БС-4-11/3852 ФНС.

Отчет 6-НДФЛ проверяется путем сличения контрольных соотношений:

  • Дата выполнения и предоставления формы;
  • показатели в строке 020 должны быть больше либо равны показателю в строке 030;
  • те же критерии и для строк 040 и 500 (больше или равны);
  • расчет НДФЛ с учетом процентной ставки и примененных в данный период времени вычетов.

Затем сличаются платежи:

  • Разница значений по стр. 070 и стр. 090 равна суммам, которые прошли по банковским впискам.
  • дата платежа НДФЛ, который прошел через банк должна быть раньше даты в стр. 120.

Третья группа камеральной проверки 6 НДФЛ сопоставляет декларацию по налогу на прибыль только в отчете за календарный год:

  • Итоги по стр. 020 в отчете 6-НДФЛ должны совпадать с такими же значениями в стр. 020 второго приложения к декларации;
  • стр. 025 в форме должна совпадать с величиной дохода по тому же коду во 2-м приложении к декларации;
  • НДФЛ по стр. 040, который рассчитан по ставке в стр. 010, должен быть равен налогу по такой же ставке в стр. 030 приложения №2 к декларации на прибыль;
  • стр. 080 с информацией о неудержанном НДФЛ, должна быть равна сумме по стр. 034 во 2-м приложении к декларации;
  • данные о сотрудниках, получивших зарплату в календарный период, должны быть равны количеству приложений №2 к декларации по прибыли.

В случае обнаружения расхождений, налоговики выставляют требование о предоставлении пояснительных данных по отчету.

Сроки проведения камеральной проверки по 6 НДФЛ

Сроки проведения проверки определены в статье 88 Налогового Кодекса и составляют 3 месяца со дня поступления отчета в налоговую инспекцию.

Согласно п. 5 ст. 100 Налогового Кодекса, требование должно быть вручено физическому лицу. Время на составление требования в течение 10 дней с даты окончания проверки.
После этого периода все процедуры по проверке заканчиваются. На что составляется заключение о достоверности расчетных значений.

Когда придется писать пояснения к 6 НДФЛ

Бывают случаи, когда организация не согласна с результатами контроля. В таком случае ей необходимо написать возражение. Свои доводы лучше подавать в письменной форме:

  • Так организация доказывает серьезность своих намерений;
  • возражения в устной форме налоговыми службами не принимаются:
  • это будет доказательством в дальнейших судебных спорах.

Документ с возражением следует подавать только в том случае, если организация абсолютно уверена в своей правоте. Следует найти убедительные причины, чтобы контрольные или судебные органы приняли сторону налогоплательщика.

Нужно быть готовыми к дополнительным проверкам, в результате которых могут быть выявлены более серьезные факты нарушений. Поэтому перед подачей возражений следует тщательно проверить все показатели, НДФЛ и документы.

Почему налоговики запросят пояснения по 6 НДФЛ

В случае обнаружения несопоставимых или недостоверных значений налоговики обязательно уведомляют о них организацию, которая заполняла форму 6-НДФЛ и требуют предоставить пояснения о причине возникновения нестыковок:

Ответственность

Не все ошибки в форме 6-НДФЛ приводят налогоплательщика к налоговой ответственности. Для того, чтобы организации было выписано взыскание, необходимо два условия:

  1. Если нарушения связаны с ошибкой, в результате которой произошла недоимка НДФЛ в карточке налоговой. Это может произойти, если во втором разделе формы 6-НДФЛ был завышен налог, но в бюджет перечислена правильная сумма;
  2. ошибка нарушила права сотрудников, например, право на вычет.

Сумма штрафа за такие нарушения – 500 рублей

Более серьезное наказание за нарушение срока представления формы отчетности 6 НДФЛ что чревата суммой 1000 руб. за каждый месяц со дня не предоставления;
За нарушение срока перечисления НДФЛ налоговая может вынести решение о взыскании 20 процентов от суммы неуплаты.

В остальных случаях штраф не применяется.

Возможные ошибки подробно указаны в таблице:

Как написать о несогласии с результатами проверки

Законодательно не установлена определенная форма возражения по акту камеральной проверки. Поэтому налоговый агент вправе представлять возражение, которое написано в письменном виде, к акту в произвольном формате. Обязательно составлять два документа, один из которых будет передан в налоговую, второй остается в организации.
В ответе необходимо перечислить:

  • Наименование налоговой инспекции, которая проводила камеральный контроль;
  • название организации – налогового агента;
  • юридический адрес организации;
  • дату письменного обращения;
  • наименование документа, в котором были выявлены расхождения;
  • срок сдачи отчета;
  • дату начала и окончания проверки.

После чего по порядку перечислить пункты, по которым возникли возражения.

Если в организации есть претензии к ходу проведения проверки, на такие действия такое возражение подавать не следует. Это может привести к негативным последствиям. Возражения следует подавать только в отношении заполнения и расчета формы 6-НДФЛ.
Все данные следует аргументировать со ссылкой на законодательные акты либо на разъяснения Министерства Финансов.

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ: образец 1

В данном случае ответ в налоговую был дан вследствие допущенной ошибки в КБК:

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ образец 2

Данное пояснение расшифровывает сумму НДФЛ в отчете. Форма ошибок не содержит:

Как правильно подать пояснения по 6 НДФЛ

Результаты камерального контроля в организации должны быть рассмотрены в течение 5 рабочих дней с момента получения требования. При необходимости следует выставить пояснения. Типовой формы не предусмотрено. Пояснительная записка должная содержать все данные согласно требованиям по заполнению подобных документов.

Обязательно указать, на какой документ представляется пояснение. В тексте необходимо четко описать ситуацию, при необходимости приложить копии подтверждающих документов и расчет фиксированных взносов. Они должны быть заверены в установленном порядке.

Что делать если в ИФНС отказываются принять возражение

Может возникнут такая ситуация, когда сотрудники налоговых служб отказываются принимать возражения. Это прямое нарушение законодательства. В таком случае следует обратиться в вышестоящие организации ИФНС России или в суд.

Это можно делать только, будучи полностью уверенными, что инспекторы ошиблись при проверке.

Итоги

Акт контрольной проверки может быть составлен только в случае обнаружения расхождений в форме 6-НДФЛ. Если организация считает его неправомерным, можно составить письменное возражение с подробным описанием причин. Нужно помнить, что независимо от конечного результата, налоговики могут выйти на проверку документации и ведения учета в организации.

Налоговая проверка окончена. Но самое тяжелое впереди – надо отстоять свое честное имя и, самое главное, деньги. Для этого нужно не просто представить возражения, но и грамотно просчитать ситуацию на два шага вперед. В этом помогут маленькие хитрости, ведь в споре все средства хороши.

Налоговые органы проводят как выездные проверки, так и камеральные. И логическим завершением этих мероприятий практически всегда является акт налоговой проверки. Исключение составляют лишь камеральные проверки, в результате которых не были найдены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, налоговики старательно составляют акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Получение любого из указанных актов не сулит ничего приятного, потому что это означает начисление налогов, пеней и привлечение к ответственности.

Однако не все так печально, как может показаться. У налогоплательщиков в случае несогласия с контролирующими органами есть право возразить и отстоять свое честное имя, а заодно и деньги. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт.

Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 Налогового кодекса. В данных статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения. Однако существуют некоторые нюансы обжалования того или иного акта, о которых не помешает знать и которые необходимо учитывать.

Стоит отметить, что процедура подачи возражений зависит от того, какой акт был составлен. Также необходимо для себя определиться, будут ли это возражения по существу, или у вас есть какие-либо претензии к процедуре проведения проверки, составлению акта и порядку его рассмотрения.

Момент получения акта

Практически в каждой организации знают о том, что идет проверка финансово-хозяйственной деятельности, по окончании которой будет составлен акт. Так, при камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней с момента завершения проверки, а при выездной - в течение двух месяцев после подписания справки о проведенной выездной налоговой проверке.

После составления акта он должен быть подписан лицами, проводившими проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась (либо его представителем). По большому счету вас никто не может заставить подписать акт, но если вы откажетесь, то в нем делается соответствующая отметка. Обычно она звучит так: «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), от подписания акта отказалось». В этом случае особо въедливые инспекторы могут привлечь третьих лиц для засвидетельствования данного факта. Стоит понимать, что, хотя никакой ответственности за неподписание акта не предусмотрено, такое поведение может косвенно свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Так что подпись в акте ставить можно и нужно, поскольку такое поведение в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней с даты, указанной в акте. Обычно экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в инспекцию лично. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда представители в силу разных причин не могут или не хотят его получать. В таких случаях этот документ должен быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением или передан иным способом, который позволяет точно определить дату получения.

Отметим, что противостояние с налоговиками начинается уже на этапе вручения акта проверки. Тут как раз и нужно четко отслеживать все процедурные нарушения контролеров, поскольку в конечном итоге они могут иметь решающее значение. Так, при существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки, а также процедуры сбора доказательной базы в дальнейшем решение налогового органа может быть отменено либо целиком, либо в отдельной его части. Вместе с тем не стоит торопиться предъявить претензии налоговикам по данным основаниям, поскольку всегда хорошо иметь запасной «козырь в рукаве». Это объясняется тем, что большинство процедурных ошибок проверяющих могут быть устранены еще в ходе рассмотрения материалов проверки. Для этого руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А вот на стадии, когда решение по акту проверки уже будет принято и инспекторы не смогут ничего исправить, можно и выложить «джокера»: при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля это является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов.

В этой связи большой интерес представляет дата получения акта, поскольку именно этот день является отправной точкой для начала исчисления срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему. То есть от момента получения акта зависят и все последующие этапы, а в некоторых случаях и исход дела.

Итак, если акт проверки отправлен по почте, датой его получения считается шестой день с даты отправки. Но, учитывая то, как «исправно» работает почта, организации могут получить акт и на несколько дней позже. Здесь и начинается путаница в сроках рассмотрения дела, которая может быть выгодна проверяемому. И чтобы понять, как извлечь выгоду из этой ситуации, необходимо напомнить все сроки этапов рассмотрения материалов проверки, а также рассмотреть пример.

Так, с момента получения акта организацией у нее есть 15 рабочих дней (в случае составления акта об обнаружении фактов срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням) на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений. По истечении этого 15-дневного срока в течение 10 рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) инспекции и принято обоснованное решение. При этом налоговому органу необходимо обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов. Для этого ему высылается уведомление, в котором указывается место, дата и точное время, когда комиссия будет рассматривать акт. Обычно комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения. Решение может быть принято в любой из десяти дней, а не именно на десятый. То есть его могут принять и в первый день после срока, отведенного на представление возражений. При этом не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, поскольку это может быть расценено как существенное нарушение условий процедуры рассмотрения со всеми вытекающими последствиями.

Это важно

При подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.

Пример

Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля 2012 года. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля 2012 года. Фактически акт был получен 10 февраля 2012 года.

Ошибочно полагая, что акт получен 8 февраля 2012 года, проверяющими был исчислен крайний срок для подачи возражений – 1 марта 2012 года. Следовательно, на 2 марта налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов, на которое он не явился. Руководитель инспекции, установив факт уведомления налогоплательщика о рассмотрении дела и его неявки, принял решение о проведении данной процедуры в отсутствие представителей фирмы. По итогам рассмотрения материалов в этот же день было принято решение от 2 февраля 2012 года о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Вместе с тем, поскольку акт фактически был получен 10 февраля 2012 года, последним днем для представления возражений будет 3 марта. Следовательно, рассмотрение материалов должно состояться не ранее 5 марта и решение может быть принято не ранее этой даты. А поскольку оно было принято 2 марта, то имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов дела. То есть вышестоящий налоговый орган или суд могут сделать вывод о том, что организация была лишена возможности защищать свои интересы в полной мере. Как следствие – решение может быть отменено по формальным признакам. В поддержку данного вывода имеется письмо Минфина России от 15 июля 2010 г. № 03-02-07/1-331 и постановления ФАС Московского округа от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08 и от 23 января 2009 г. № КА-А41/ 12979-08.

Возражения по существу

Итак, организация или предприниматель все же получили «долгожданный» акт проверки. В первую очередь, конечно же, внимания требуют те выводы налоговиков, с которыми организации не согласны из-за того, что положения норм законодательства о налогах и сборах носят спорный характер и учет тех или иных операций не урегулирован Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Для оспаривания таких выводов понадобится использовать весь возможный арсенал, а он достаточно широк. В качестве обоснования своей позиции следует приводить не только нормы кодекса, но также разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы по схожим ситуациям. Хотя письма финансового ведомства не являются нормативно-правовыми актами, о чем упоминается при каждом удобном случае, но все же министерство является вышестоящим органом по отношению к налоговой службе. Следовательно, налоговики в своей работе должны придерживаться мнения, отраженного в письмах.

Кроме того, поддержку своей позиции можно найти и в недавно созданном сервисе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В данном разделе собраны письма Федеральной налоговой службы, ссылка на которые может снять все претензии налоговиков. Сервис размещен на официальном сайте ФНС. При этом относительно разъяснений Минфина следует помнить, что они обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы. На этом настаивают как финансисты (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138), так и сами налоговики (письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@). Однако стоит вспомнить подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, где прямо говорится о том, что инспекторы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. № 13322/04 указано: факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; следовательно, использовать их может кто угодно.

Также следует опираться не только на самые последние письма, но и на те, которые были актуальны в проверяемый период. И если это не поможет избежать доначислений налогов, то как минимум избавит от начисления пеней. Такой вывод следует из анализа пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Налогоплательщикам не могут быть начислены пени на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции ведомственных чиновников. Вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается. Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2009 г. по делу № А42-1455/2009).

Еще одним значимым источником обоснования своих доводов является сложившаяся положительная для налогоплательщиков судебная практика по спорным вопросам. Еще в письме ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС-6-14/389@ было указано: если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику. Можно добавить конкретную позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Но сам по себе факт решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/550@).

Вместе с тем не будет лишним проверить акт проверки на наличие арифметических ошибок при исчислении налогов. Понятно, конечно, что цифры налоговиками неоднократно перепроверяются, но от ошибок никто не застрахован. Так что если таковые обнаружены, то нужно смело об этом заявлять.

Еще имеет смысл проверить заключительную часть акта, где предложено уплатить определенные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов. Это связано с тем, что при доначислении налогов инспекторам необходимо учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется. А процедура эта, по признанию инспекторов, не самая простая, в связи с чем допустить ошибку не составит труда. А как следствие будут рассчитаны неверно и пени, и штрафы.

Оформление возражений

Изучив акт проверки и определив пункты, с которыми вы не согласны, можно приступить к непосредственному составлению самих возражений. Какой-либо утвержденной формы для составления возражений не существует, поэтому тут предоставляется полная свобода мысли. Однако все же есть некоторые рекомендации по оформлению.

Это интересно

Возражения могут быть поданы не только на акт проверки в целом, но и на отдельные его части.

Прежде всего необходимо указать, кому адресованы данные возражения: в верхнем правом углу отражается, на чье имя пишутся возражения, с указанием должности и фамилии. Также нужно отметить, в какой налоговый орган конкретно представлены возражения (полное наименование, адрес). Далее указывается, от кого представлены возражения (полное и сокращенное наименование организации, ИНН, КПП и адрес). Если возражения представляются физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.

«Возражения на акт камеральной (выездной) проверки № ... от... ».

Хотя написание возражений – это в какой-то мере процесс творческий, целесообразно начать его с констатации некоторых фактов. Для этого советуем использовать следующую формулировку:

«В результате проведенной камеральной (выездной) налоговой проверки в отношении (указывается наименование налогоплательщика) был составлен акт № ... от... . По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме..., начисленные на нее пени в сумме... , а также штрафы в размере... . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям».

Далее указывается конкретный пункт акта проверки, с которым не согласен налогоплательщик. После этого приводятся обоснованные и, если это возможно, документально подтвержденные доводы. Не следует при изложении своих доводов «перегружать» текст цитатами из Налогового кодекса или иных законов, достаточно будет сделать ссылку на конкретную статью.

Если к возражениям требуется приложить какие-либо документы, то необходимо придерживаться требований статьи 93 Налогового кодекса. То есть необходимо представить должным образом заверенные копии этих документов. При этом все документы складываются в единую стопку и прошиваются. Далее следует проставить номера на каждой странице, а на последний лист подшивки с обратной стороны приклеить бирку со следующим текстом:

«Копия верна. Пронумеровано и прошнуровано на... листах и дата».

Бирка скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя), ставится подпись руководителя и дата. Нужно помнить, что налоговики не вправе требовать нотариально заверенных копий документов, если это прямо не предусмотрено законодательством.

В завершение изложения обоснованных доводов имеет смысл выдвинуть свои требования. Иными словами, нужно сделать запись следующего содержания:

«Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № ... от... (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме... и соответствующих сумм пеней и штрафов».

После составления письменных возражений их следует представить в соответствующий налоговый орган, который проводил проверку. Не нужно торопиться это сделать в первые же дни из отведенных пятнадцати. Это объясняется тем, что чем быстрее вы их представите, тем больше времени будет у контролеров на их изучение. Следовательно, они лучше смогут подготовиться к тому, чтобы опровергнуть правомерность ваших доводов. И тут есть небольшая хитрость.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Налогового кодекса, действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. То есть возражения вы можете направить в инспекцию до полуночи последнего дня, отведенного на представление возражений. Кроме того, возражения можно направить по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае налоговый орган их получит только через несколько дней. Следовательно, до вынесения решения у него останется меньше времени, а еще надо будет изучить ваши доводы и принять их к учету, что во временном дефиците сделать будет объективно сложнее.

Но в таких действиях есть и обратная сторона медали. Руководитель налогового органа по результатам рассмотрения материалов дела может принять решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля. В этом случае принятие окончательного решения будет отложено на месяц.

Это важно

Если доводы налогоплательщиков не имеют какого-либо обоснования, они попросту не подлежат рассмотрению инспекторами.

Рассмотрение материалов проверки

Как уже ранее упоминалось, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки. В связи с этим многие организации задаются вопросом: стоит ли ходить на комиссию?

Начальнику Инспекции ФНС России № 20 по г. Москве

(Ф.И.О. начальника инспекции)

111141, г. Москва, Зеленый просп., д. 7а Общества с ограниченной ответственностью «Доломит» (ООО «Доломит») ИНН 7720123456 КПП 772001001 111141, г. Москва, ул. Металлургов, д. 49

ВОЗРАЖЕНИЯ на акт камеральной налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки в отношении ООО «Доломит» на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 г., был составлен акт № 11-05 от 20.01.2012 г. По результатам данного акта Обществу предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме ________, начисленные на нее пени в сумме ________, а также штрафы в размере ________. Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте. Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям:

1. Указывается пункт акта, с которым выражается несогласие, и приводятся обоснованные доводы.

3. и т. д.

Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г. (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме ________ и соответствующих сумм пеней и штрафов.

Руководитель ООО «Доломит» А.А. Кузнецов

(подпись, дата, печать)

Конечно же, каждый решает самостоятельно, делать это или нет. Однако при решении этого вопроса полезно будет знать следующее.

Каждый налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. При этом неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для ее проведения. То есть материалы будут рассмотрены и в отсутствие проверяемого лица.

Вместе с тем Налоговым кодексом не запрещено в отсутствие письменных возражений заявить свои требования устно в процессе рассмотрения. Также не запрещено представить какие-либо дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, и налоговый орган обязан их принять и изучить. Кроме этого, на комиссии вы имеете право дополнить свои возражения, привести дополнительные аргументы в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе. Но в таком случае необходимо проследить, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки, экземпляр которого вам должны выдать в инспекции. Это связано с тем, что ваши доводы не должны остаться без рассмотрения и должны быть учтены при принятии решения.

Кроме всего прочего, если у вас нечем возразить контролерам, то как минимум можно ходатайствовать о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Ведь налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства должен снизить размер штрафа не менее чем в два раза.

Таким образом, посетить комиссию имеет смысл, даже если вам нечего противопоставить инспекторам. Все равно можно добиться результата, хотя и минимального.

Д. Начаркин, редактор-эксперт

Когда налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку, акт по ее результатам составляется всегда. На это у инспекции есть 2 месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). А если речь идет о камеральной налоговой проверке, то акт составляется только тогда, когда инспекция выявила нарушения налогового законодательства. Акт в этом случае составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Независимо от вида налоговой проверки при несогласии с выводами, отраженными в акте, налогоплательщик может представить возражения на акт налоговой проверки, образец и пример бланка для которых представим в нашей консультации.

В какой срок можно подать возражения?

Если организация не согласна с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, она может представить свои письменные возражения как по акту в целом, так и по отдельным его положениям. На это налогоплательщику дается 1 месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Куда и по какой форме подавать возражения?

Возражения на акт проверки подаются в налоговую инспекцию, проводившую проверку и составившую по ее результатам акт. Обращаем внимание, что обжаловать акт проверки в вышестоящий налоговый орган или в суд нельзя.

Если налогоплательщик не успел направить возражения вовремя, их можно будет озвучить на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). А лучше сдать их на данном этапе в письменном виде.

Возражения на акт налоговой проверки составляются в произвольной форме. В них нужно указать, с какими положениями акта не согласны (по пунктам) и в обоснование своей позиции привести ссылки на соответствующие нормы законодательства.

К письменным возражениям можно приложить копии документов, которые бы подтверждали обоснованность возражений.

Возражения налогоплательщика подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо (соответственно, прилагается доверенность).

Возражения на акт проверки могут быть поданы в инспекцию лично или через представителя одним из следующих способов:

В канцелярию налоговой инспекции или окно приема документов;

По почте.
При составлении возражений на акт проверки можно рекомендовать не указывать в нем процедурные ошибки инспекторов (например, нарушение сроков принятия какого-либо документа, отсутствие доказательств). Ведь тогда у инспекции будет возможность устранить недостатки. Однако такие нарушения сыграли бы на руку налогоплательщику при обжаловании решения по проверке в вышестоящем налоговом органе.

Приведем для возражений на акт камеральной проверки образец их составления.