Затраты превышают. Бухгалтерские понятия «затраты» и «расходы»: так похожи, но очень разные

19.06.2012

Масштабное производство и оптовая торговля немыслимы без автомобильных грузоперевозок. Но транспортные документы – один из самых проблемных участков в бухгалтерии.

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки

Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем - на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правиламитоварно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции

Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

№2 / 2004

В целом ряде случаев при заключении с торговыми организациями договоров купли-продажи товаров, покупатель настаивает или изъявляет желание, чтобы доставку приобретенных ценностей выполнил сам поставщик .

В этом случае организации следует учитывать положения заключенных с покупателем договоров или соглашений, от чего будет зависеть порядок отражения записей в бухгалтерском учете , а также налогообложение получаемых вознаграждений.

При возложении на организацию-продавца обязанностей по доставке товаров отношения сторон строятся на основании параграфа 3 главы 30 ГК РФ, а именно на основе договора поставки.

Согласно статье 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

В случае, если в договоре не будет определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Вместе с этим, обязанности продавца по доставке товаров к покупателю могут предусматриваться не только договором поставки, но и договором агентирования , по которому он организует доставку от своего имени, но за счет покупателя.

Доставку товаров к покупателю поставщики могут осуществлять своим транспортом или воспользоваться транспортом сторонних организаций.

В первом случае необходимо учитывать, что организации обязаны иметь лицензию на право осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Это установлено статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции изменений и дополнений).

Положение о лицензировании перевозок грузов автомобильным транспортом утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 года № 402, и применяется в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 731.

В соответствии со статьей 8 Закона № 128-ФЗ лицензии выдаются на срок не менее чем пять лет. В течение этого срока произведенные торговой организацией расходы, связанные с получением лицензии на право грузовых перевозок, в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности должны быть отнесены на издержки обращения.

Согласно статье 15 Закона № 128-ФЗ такого рода расходы включают в себя лицензионный сбор в размере 300 рублей за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, а также лицензионный сбор в размере 1 000 рублей за предоставление лицензии.

В бухгалтерском учете затраты организации по получению лицензии оформляются следующими записями:

дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» кредит счетов 51 «Расчетные счета», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. - расходы по уплате лицензионных сборов;

дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 97 - в течение срока действия лицензии расходы по ее получению включаются в состав издержек обращения торговой организации.

Если указанной выше лицензией торговая организация не обладает, доставку товаров она может производить с использованием транспорта сторонних организаций путем заключения с ними соответствующих договоров и соглашений.

При осуществлении грузовых перевозок торговые организации должны также учитывать положения недавно принятого Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

При оформлении соглашения с покупателем о доставке товара стороны могут прийти к следующим вариантам его реализации:

  • расходы на доставку товаров включаются в их продажную стоимость (цену), возмещаемую покупателем;
  • поставщик выделяет расходы на доставку отдельно от цены поставляемых товаров, и в этом случае имеются два отдельных соглашения сторон, сами расходы должны возмещаться покупателями сверх стоимости товаров;
  • поставщик осуществляет доставку товаров по агентскому соглашению за отдельное (от стоимости товаров) вознаграждение, оплачиваемое покупателем.
Кроме того, как уже отмечалось выше, если условия заключенных соглашений это позволяют, поставщик вправе привлечь для доставки товаров сторонние транспортные и иные организации. В таких случаях опять же следует учитывать принятый сторонами порядок возмещения транспортных расходов (в составе цены товаров, сверх цены товара, в виде агентского вознаграждения).

Также следует учитывать принятый сторонами порядок перехода права собственности от поставщика к покупателю. Если по условиям заключенного договора право собственности на товар переходит к покупателю только по факту оплаты стоимости поставленных товаров, то до получения средств в бухгалтерском учете торговой организации-поставщика не может быть признана выручка от продажи, а сами товарно-материальные ценности должны быть учтены по счету 45 «Товары отгруженные».

Кроме того, согласно статье 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара. В связи с этим обязанности поставщика могут считаться исполненными только при передаче товара покупателю. До этого отгруженные товары также должны числиться по счету 45.

В том случае, когда расходы на доставку товаров включаются в их продажную стоимость (цену), в бухгалтерском учете торговой организации оформляются общепринятые записи:

дебет счета 45 кредит счета 41 - стоимость отгруженных покупателю товаров;

дебет счета 44 кредит счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. - расходы, связанные с доставкой товаров к покупателю (горюче-смазочные материалы, оплата труда водителя с начислениями на социальное страхование и др.);

дебет счета 51 кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - оплата покупателем стоимости товаров, в цене которых учтены расходы по возмещению транспортных расходов торговой организации;

дебет счета 62 кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» - при поступлении документов, подтверждающих поставку товаров покупателю или их оплату, в бухгалтерском учете поставщика признается выручка от продажи товаров (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 45 - себестоимость проданных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» - НДС со стоимости проданных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 - списаны расходы по доставке товаров к покупателю.

Если для доставки товаров торговая организация использует транспорт сторонних организаций, в части транспортных расходов в бухгалтерском учете оформляются следующие записи по счетам учета:
дебет счета 44 кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - услуги сторонних организаций по доставке товаров к покупателю (без НДС);

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счетов 60, 76 - НДС с услуг сторонних организаций;

дебет счетов 60, 76 кредит счета 51 - оплачены услуги сторонних организаций по доставке товаров к покупателю;

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» кредит счета 19 - зачтены суммы НДС со стоимости оплаченных услуг сторонних организаций.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 172 НК РФ зачет сумм НДС со стоимости услуг сторонних организаций может быть произведен только при наличии счетов-фактур, а также документального подтверждения факта оплаты услуг.

В случае, когда стоимость доставки товаров оплачивается покупателем сверх цены товаров, в бухгалтерском учете организации отдельно оформляется продажа товаров и оказание услуг по их транспортировке. Если стоимость реализуемых товаров облагается по ставке НДС, отличной от ставки, по которой облагаются транспортные услуги (с 1 января 2004 года во всех случаях - 18 процентов), то реализация должна оформляться в бухгалтерском учете по отдельным субсчетам учета:

дебет счета 44 кредит счетов 10, 69, 70 - расходы по доставке товаров покупателю, выполненной собственным транспортом организации;

дебет счета 44 кредит счетов 60, 76 - расходы по оплате услуг сторонних организаций по доставке товаров к покупателю (без НДС);

дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 - НДС со стоимости услуг сторонних организаций;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от реализации товаров, облагаемым по ставке НДС в 10 процентов» - стоимость реализованных покупателю товаров, налогообложение которых производится по ставке НДС в 10 процентов (с НДС);

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от реализации товаров, облагаемым по ставке НДС в 18 процентов» - стоимость реализованных покупателю товаров, налогообложение которых производится по ставке НДС в 18 процентов (с НДС);

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка от оказания транспортных услуг» - стоимость услуг по доставке товаров к покупателю (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость реализованных товаров» кредит счетов 41, 45 - себестоимость реализованных товаров;

дебет счета 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» кредит счета 44 - списаны транспортные расходы по доставке товаров к покупателю;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым по ставке в 10 процентов» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - НДС со стоимости товаров, облагаемых по ставке в 10 процентов;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым по ставке в 18 процентов» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - НДС со стоимости товаров, облагаемых по ставке в 18 процентов;

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость с транспортных услуг» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - НДС со стоимости транспортных услуг по доставке товаров покупателю.

При использовании указанного варианта оформления транспортных услуг, в выставляемом торговой организацией покупателю счете-фактуре отдельно выделяется стоимость реализованных товаров, и отдельно стоимость оказываемых транспортных услуг.

Если при этом для доставки товаров привлекаются сторонние организации, то в книге продаж счет-фактура в соответствии с пунктом 26 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914) регистрируется без учета услуг других продавцов, оплачиваемых покупателем сверх стоимости товаров, то есть только в части стоимости реализованных товаров.

Если сторонами заключается агентский договор, по которому поставщик от своего имени, но за счет покупателя, производит доставку товаров, соответствующие хозяйственные операции найдут свое отражение в бухгалтерском учете поставщика в следующем порядке:

- выручка от реализации товаров (с НДС) без учета сумм, подлежащих возмещению покупателем за доставку товаров;

- оплата стоимости услуг сторонней организации;

дебет счета 62 кредит счета 76 - выставлен счет покупателю на оплату транспортных расходов по доставке товаров;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет «Выручка» - вознаграждение поставщика по агентскому договору за организацию доставки товаров (с НДС);

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС» - НДС с вознаграждения за доставку товаров;

дебет счета 51 кредит счета 62 - от покупателя получены средства в оплату стоимости поставленных товаров, транспортных расходов по доставке товаров, а также вознаграждения поставщика за организацию доставки товаров;

дебет счета 76 кредит счета 51 - полученные от покупателя средства в возмещение транспортных расходов переведены на счета привлеченных сторонних организаций.

При заключении агентского соглашения поставщик выполняет роль посредника, а потому в обязательном порядке для доставки товаров привлекает третью сторону.

При заключении сторонами совместно с договором купли-продажи агентского соглашения, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость выступает не только стоимость товаров, но также и агентское вознаграждение поставщика. Начисление НДС на сумму вознаграждения определено статьей 156 НК РФ. При оформлении счетов-фактур, а также книги продаж торговые организации руководствуются положениями пунктов 3, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914).

В частности, они должны:

  • хранить счета-фактуры по транспортным услугам, оказанным сторонними организациями, в журнале учета полученных счетов-фактур, без их регистрации;
  • переоформить счета-фактуры в части транспортных услуг сторонних организаций от своего имени на имя организации-покупателя, без их регистрации в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставлять покупателям и регистрировать в книге продаж счета-фактуры в части причитающегося им агентского вознаграждения.
В соответствии с положениями пункта 9 ПБУ 10/99 торговые организации вправе признавать транспортные расходы полностью в составе себестоимости реализованных товаров, либо производить их распределение между объемами реализованных и остатками нереализованных товаров.

Распределение сумм транспортных расходов между стоимостью реализованных и остатком нереализованных товаров производится исходя из данных об остатке транспортных расходов на начало периода, сумме произведенных транспортных расходов за отчетный период, стоимости реализованных товаров за отчетный период и остатке товаров на конец периода.

Пример. Данные о величине произведенных торговой организацией транспортных расходов, а также стоимости реализованных и нереализованных товаров за отчетный месяц характеризуются следующими показателями:

1) по транспортным расходам:

  • остаток расходов на начало месяца - 24 000 руб.;
  • сумма транспортных расходов за отчетный месяц - 65 000 руб.;
2) по товарам:
  • стоимость реализованных товаров за месяц (обороты по кредиту счета 41) - 1 600 000 руб.;
  • стоимость нереализованных товаров на конец месяца (остаток по кредиту счета 41) - 560 000 руб.
Средний процент транспортных расходов - 4,12% ((24 000 руб. + 65 000 руб.) / (1 600 000 руб. + 560 000 руб.)).

Соответственно:

  • транспортные расходы, приходящиеся на реализованную часть товаров - 65 926 руб. (1 600 000 руб. х 4,12%);
  • транспортные расходы, приходящиеся на нереализованную часть товаров - 23 074 руб. (560 000 руб. х 4,12%).
В бухгалтерском учете списание транспортных расходов оформляется следующим образом:
дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 - 65 926 руб.
При переходе торговой организации с начала следующего года в соответствии с положениями учетной политикой на порядок признания транспортных расходов полностью в себестоимости проданных товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности, не списанные в прошлом году транспортные расходы подлежат включению в себестоимость проданных товаров на начало года или организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль транспортные расходы по доставке товаров к покупателю в соответствии со статьей 320 НК РФ включаются в состав косвенных расходов, и потому относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль единовременно в конце отчетного (налогового) периода. При этом не имеет значения, организовывала организация доставку товаров собственными силами или через сторонние организации.

В случае заключения наряду с договором купли-продажи также и агентского соглашения , в объект налогообложения по налогу на прибыль кроме стоимости реализованных товаров включается величина агентского вознаграждения продавца. Возмещаемые покупателем на счета поставщика расходы по доставке товаров в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ не включается. Соответственно и перечисляемые в пользу транспортных организаций средства, полученные от покупателя в порядке возмещения транспортных расходов, не должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Следует также учитывать, что расходы по перевозке грузов подтверждаются соответствующими первичными учетными документами. При доставке товаров собственным транспортом, расходы подтверждаются путевыми листами по формам № 4-с «Путевой лист грузового автомобиля» или № 4-п «Путевой лист грузового автомобиля», утвержденным постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в капитальном строительстве», чеками на приобретение ГСМ на автозаправочных станциях, и др.

Путевой лист по форме № 4-с применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам, а по форме № 4-п - при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу.

Перевозка грузов в обязательном порядке оформляется «Товарно-транспортной накладной» (форма № 1-Т, утвержденная тем же постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78). Накладная является основанием для списания поставленных товаров у организации-поставщика (продавца) и их оприходования у организации-покупателя.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов - на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя - оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом » (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. « » (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета

Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные! Поэтому приготовьтесь ответить на еще один, на мой взгляд, правильный вопрос:

Как вы думаете, сколько денег пройдет через ваши руки за ВСЮ ВАШУ ЖИЗНЬ?

Ответ: при средней зарплате 20 000 рублей в месяц и трудовом стаже 40 лет через наши руки пройдет 9 600 000 рублей, или $380 000.

Нравится цифра? Думаю, да! Однако такие суммы требуют грамотного обращения. Например, в организациях существует целый штат сотрудников, занимающихся учетом и контролем денег: бухгалтеры, экономисты, финансовые директора, специалисты по налогам и т. д.

Видите ли вы те деньги, которые в буквальном смысле текут через ваши руки? Знаете ли, как правильно вложить их, или у вас получается как в старом анекдоте про окулиста и его пациента?

Приходит мужчина к окулисту и говорит:

Доктор, у меня проблема со зрением!

В чем дело? – спрашивает врач.

Я зарабатываю деньги, но я их НЕ ВИЖУ! – отвечает пациент.

Для того чтобы решить «проблему» со зрением и научиться «видеть» заработанные деньги, необходимо взять их под контроль, научиться управлять деньгами и НАНЯТЬ их на работу, вложив в правильные активы!

А для того чтобы управлять чем-то, необходимо понимать, как устроен объект управления и какие характеристики он имеет. Таким образом, нам прежде всего необходимо знать, каковы количественные показатели нашей финансовой жизни. Именно о них и пойдет разговор в этой главе.

Для начала давайте посмотрим на людей с точки зрения того, каким образом они получают доход, зарабатывают. Думаю, вы знакомы с известной классификацией «по Киосаки», а именно:

Служащий или наемный сотрудник.

Человек, работающий сам на себя (частнопрактикующие юристы, врачи и т. д.).

Бизнесмен.

Инвестор.

В целом эта классификация отражает общемировое состояние, но применительно к российским реалиям ее можно немного подкорректировать. Я предлагаю следующую схему:

Наемный сотрудник. Не ошибусь, если скажу, что таких людей – большинство. Это человек, работающий «на дядю» или нескольких «дядей» (акционеров). Степень финансового риска достаточно велика, так как доход полностью зависит от работодателя. Правда, чем выше уровень квалификации специалиста и чем перспективней отрасль специализации, тем меньше зависимость, так как человек может с легкостью сменить одного «дядю» на другого.

Человек, работающий сам на себя (специалист в какой– либо области – дизайнер, программист, юрист, врач, и т. д.). Доход зависит от его способностей как специалиста и способностей продавать свои услуги (что иногда даже более важно, чем квалификация). С возрастом есть риск быть вытесненным более молодыми и агрессивно «продающими» себя специалистами.

Частный предприниматель или предприниматель без образования юридического лица. Часто это один или несколько человек, тоже работающих на себя, но, скажем, в сфере торговли или предоставления каких-либо услуг населению (мелкий бизнес). Их доход тоже зависит только от них самих, что снижает финансовые риски, но, с другой стороны, крах бизнеса может привести к полной потере активов, к тому же им сложнее, чем высококлассным специалистам, найти новый источник дохода.

Бизнесмены и предприниматели (средний и крупный бизнес). Они поработали на создание бизнеса, и теперь их бизнес работает на них, зарабатывает им деньги. К сожалению, часто их бизнес продолжает держаться только на личности создателя, однако после внедрения грамотной системы управления владельцы часто ограничиваются лишь общим контролем за состояние дел. Бизнесмены рискуют собственным капиталом, однако их риски ниже, чем у мелких частных предпринимателей.

Инвесторы. Таких людей в России очень мало. Это люди, которые профессионально занимаются вложением денег в новые компании или бизнес-проекты, покупают и продают существующие компании, работают с фондовым рынком и рынком валют, инвестируют в недвижимость.

Забежав немного вперед, следует заметить, что вложения в создание нового бизнеса очень рискованны по сравнению со многими другими видами инвестиций. Вот пример из собственного опыта. В мае 2002 года мы с партнером создали компанию по разработке программного обеспечения для карманных компьютеров и мобильных телефонов, ориентированную на американский (достаточно широкий) рынок сбыта. Учитывая, что стоимость разработки ПО в России значительно ниже, чем в США, мы надеялись достаточно быстро выйти на окупаемость и начать зарабатывать (причем с рентабельностью минимум 50 %). Однако в силу ряда причин (описывать их здесь не стоит, это тема для отдельного разговора) проект не пошел и все вложенные деньги «вылетели в трубу». За 2 года в компанию было вложено прядка $50 000. Теперь давайте посмотрим, что бы произошло, если бы мы использовали какой-либо другой финансовый инструмент, скажем, Фонд Акций управляющей компании PIO GLOBAL.

Расчеты произведены с помощью паевого калькулятора на сайте www.pioglobal.ru .

Итак, понятно, что, к какой бы группе людей мы ни относились, финансовые риски все равно присутствуют. Теперь давайте посмотрим, каким рискам подвержены вы лично. Для этого нам потребуется проанализировать ваши активы и пассивы, а также текущие доходы (и способ их получения) и расходы, то есть составить вашу личную финансовую отчетность. Определить, так сказать, «репертуар» ваших финансов.

Согласитесь, что вы часто применяли к себе понятия «доходы» и «расходы», чуть реже – «активы» и «пассивы», и уж практически никогда – «финансовая отчетность». А зря! Прав был «богатый папа», когда говорил, что финансовую отчетность имеет все, что имеет дело с финансами (простите за тавтологию). Значит, и, говоря юридическим языком, у «физического лица» (в частности, вашего) такие отчеты есть! Жаль только, что вы об этом не подозревали. Может быть, ваши проблемы с деньгами – именно отсюда?

И еще: прежде чем перейти к анализу вашей ситуации, давайте определимся с понятиями «актив» и «пассив» в применении к человеку как объекту, участвующему в круговороте денег в природе. Ведь то, что для банка «пассив» (вклады), для человека – «актив». И наоборот. Вот несколько различных определений, которые могут вам встретиться в литературе о личных финансах.

Словарь экономики и финансов говорит нам, что:

актив – это совокупность имущественных прав: материальных ценностей, денежных средств, долговых требований и др., принадлежащих физическому или юридическому лицу;

пассив – в широком смысле – денежные обязательства, задолженность фирмы или отдельного лица.

С точки зрения бухгалтерского учета:

актив баланса – часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение;

пассив баланса – часть бухгалтерского баланса, обозначающая источники образования средств предприятия, его финансирования, сгруппированные по их составу, принадлежности и назначению: собственные резервы, займы других учреждений и т. п.

Роберт Киосаки утверждает следующее:

актив – то, что кладет деньги в ваш карман;

пассив – то, что вынимает деньги из вашего кармана.

Я предлагаю все же придерживаться классического экономического определения этих терминов, но с небольшими оговорками:

«Актив». Все, что можно продать и что стоит хоть каких– то денег. Например, квартира, машина, домик в деревне (давно ли вы там были, кстати? Может, продавать пора?), депозиты, акции, облигации и т. д.

Есть еще одно важное свойство, которым должен обладать актив, – это его доходность. Исходя из этого, квартира, в которой вы живете, не будет являться активом. Однако и пассивом ее тоже сложно назвать. Поэтому я предлагаю считать ее необходимым «активом с отрицательной доходностью».

Понятно, что чем больше у вас активов, тем ближе вы к богатству.

«Пассив». Все ваши долги, займы, ссуды, кредиты и прочая. То есть все ваши финансовые обязательства. Их нельзя продать и выручить за них наличность. Чем больше у вас пассивов (скажем, в виде потребительских кредитов), тем ближе вы к банкротству.

Вот теперь можно переходить к заполнению таблицы по вашим активам и пассивам. Шаблон ее таков:

Заполнив табличку, перейдем ко второму финансовому отчету, который должен составить для себя каждый человек (или семья). Это ежемесячный отчет о прибылях и убытках или о доходах и расходах. Его ведение позволит вам, во-первых, постоянно контролировать текущую финансовую ситуацию (расходную часть которой мы сами не всегда до конца знаем), во-вторых, корректировать суммы, потраченные по различным статьям, и, в-третьих, планировать ваш будущий бюджет.

Вот так может выглядеть этот отчет:

Заполненная вами, эта таблица наглядно иллюстрирует тот простой факт, что статей расходов гораздо больше, чем статей доходов, а контролируем мы расходы хуже. Вот и получается, что деньги «куда-то деваются»!

Теперь и настало время более подробно познакомиться с неприличным словом на букву «Б». Думаю, вы догадались, что это – «бюджет». А неприличное потому, что все его знают, но как только его произносишь, на тебя смотрят как на человека, который сказал пошлость. Конечно, если речь идет о личных финансах. Ведь в корпоративной среде слово «бюджет» – одно из самых распространенных. И важность бюджета в вопросах финансов трудно переоценить.

Известно, что мы можем управлять тем, что хорошо себе представляем. Чтобы управлять расходами и понимать, через какую дыру утекают деньги, надо представлять себе структуру расходов. Как раз в этом и призван помочь такой инструмент, как бюджет, поскольку он позволяет прогнозировать будущие затраты (как, впрочем, и доходы) на основе информации предыдущих периодов. Это не настолько страшно, как кажется. Вот короткая инструкция, которая поможет вам приобрести актуальные знания о ваших расходах и составить грамотный бюджет:

Прежде всего поставьте себе программу учета финансов или заведите специальный файл, использовав программу работы с электронными таблицами (Microsoft Excel, например). Это упростит работу по структурированию статей расходов и внесению информации.

Ежедневно в течение трех месяцев записывайте ВСЕ ваши расходы. Указывайте, как минимум, следующую информацию: когда, кому, за что и сколько вы заплатили и к какой категории относятся эти расходы (например, автомобиль (бензин, обслуживание и т. д.), связь, коммунальные услуги, развлечения и увлечения, выплаты по кредиту и т. д.). Полезно также ввести три надкатегории расходов: постоянные (повторяющиеся), эпизодические (разовые) и экстренные.

Возможно, на первом этапе вам понадобится учитывать большое количество мелких расходов. С этим нужно смириться. Но впоследствии вы опытным путем придете к тому уровню детализации, который приемлем именно для вас. Бюджет – это то, с чем придется работать в течение длительного времени, поэтому злоупотреблять детализацией тоже не стоит. Такой подход может отбить всякую охоту к ведению учета.

Проанализируйте структуру ваших расходов и найдите статьи, на которых вы можете экономить:

Жилье. Вам действительно нужны все эти метры? Если они стоят вам больше чем 25 % того, что вы зарабатываете, – подумайте о переезде.

Одежда. Часто покупается под воздействием импульса. Здесь вам нужна стратегия. Просто составьте список необходимого и покупайте все четко по этому списку.

Автомобиль. Трехлитровый двигатель – это, конечно, здорово. А теперь подумайте, сколько вы сэкономите на бензине, если пересядете на автомобиль с меньшим объемом двигателя. Определитесь в том, какие расходы вам действительно необходимы. Только не путайте «необходимые расходы» и желания. Прикиньте, какую сумму вы вполне могли бы откладывать в конце месяца (дополнительно к тому, что вы уже отложили, заплатив себе в начале месяца). Составьте бюджет «необходимых расходов» и сопоставьте его в конце месяца с реальными расходами. Проанализируйте ситуацию, внесите изменения в бюджет следующего месяца.

И помните: бюджет – это не то, что записано раз и навсегда, не памятник в бронзе, а живое существо; это не цель, это – ПРОЦЕСС.

Б. Новак. Личные финансы на компьютере.

Выглядеть таблица бюджета будет почти так же, как и отчет по доходам и расходам, за тем лишь исключением, что в ней будет три столбца:

«Запланировано» та сумма, которую вы планируете получить или потратить по данной статье. Заполняется в начале месяца при составлении бюджета.

«Реально» – то, что реально было потрачено или получено в течение месяца. Заполняется по прошествии текущего месяца.

«Разница» – между запланированной и реальной суммой.

И напоследок одно важное пожелание. Пожалуйста, обратите внимание на то, что заполнить эти таблицы нужно НА БУМАГЕ, а не у себя в голове, ибо «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», а «то, что написано пером, – не вырубишь топором». Это действительно важно. Письменные формулировки помогают разобраться в существующем положении вещей, так же как и в других случаях, будь это формулировка целей, описание текущей ситуации или просто «слив» эмоций в личный дневник.

Частный случай

Вариант ведения бюджета одного из участников форума Вкладчик. Ру:

Месячный бюджет составляю в Excel. Лист в Excel у меня разделен на три раздела: сводная информация, приход и расходы.

Сводная информация представляет собой таблицу, где строки – это счета, а столбцы «Остаток на начало», «Приход», «Расход», «Распределение прихода», «Остаток на окончание». 1. Первым делом переношу из учетной программы остатки счетов (столбец «Остаток на начало»), то есть указываю, в какой статье какие суммы присутствуют.

2. Планирую приход на период:

2.1. Оцениваю размер поступлений на месяц по всем приходным статьям (зарплата, премия, выплаты процентов по депозитам, отдача долгов, привлечение заемных средств, возврат резервов и т. д.) – делается в разделе «Приход».

2.2. Указываю, на какие счета ожидаю поступление средств (столбец «Приход» раздела сводной информации).

3. На основе общей суммы прихода планирую показатели рентабельности (бюджетирование сверху), то есть определяю, сколько могу потратить, а сколько пустить в инвестиции (под инвестициями также подразумевается, сколько хочу отложить).

4. Планирую текущие и целевые расходы (бюджетирование снизу).

4.1. Определяю, что нужно купить (по максимуму).

4.2. Определяю примерную цену приобретений (определяю лимиты).

4.3. Определяю источники финансирования – с какого счета будет оплачиваться покупка.

4.4. Суммирую все расходы с группировкой по счетам.

В течение месяца возникающие потребности (как правило, целевые расходы) ввожу в учетную программу в виде затрат, планируемых на следующий месяц. Поэтому когда приходит время формирования бюджета, список необходимых покупок у меня уже есть.

5. Проверяю соответствие допустимых расходов (из показателей рентабельности) и планируемых показателей (текущие и целевые расходы) – общей суммой.

5.1. В случае если планируемые расходы соответствуют разрешенным показателям, то перехожу к пункту 6, если не соответствуют, то перехожу к следующему подпункту – 5.2.

5.2. В случае если планируемые расходы не соответствуют разрешенным показателям, провожу следующие действия:

5.2.1. Пытаюсь уменьшить планируемые расходы за счет «удаления» (переноса на следующий месяц) целевых расходов.

5.2.2. В случае невозможности удаления целевых расходов (либо их отсутствия) провожу увеличение разрешенных показателей за счет понижения количества откладываемых средств, планирования взятия денег из «заначки», привлечения заемных средств. Эти действия производятся с корректировкой прихода.

В конце каждой главы я буду ссылаться на приложение «Финансовый самоучитель», которое призвано помочь вам отработать полученную информацию на практике. Поэтому загляните в него сейчас и начните заполнять те таблицы, о которых мы с вами только что говорили.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

13. Доходы бюджета Доходы бюджета– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Баланс для начинающих автора Медведев Михаил Юрьевич

10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов

Из книги Все о личных финансах: способы экономии на все случаи жизни автора Кирсанов Роман

11. Доходы бюджета Структура доходной части состоит из налоговых, неналоговых доходов. Перечень налоговых поступлений зависит от законодательно закрепленных налогов и сборов. При этом существует распределение доли налоговых источников между бюджетами различных

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

Из книги автора

Глава 30 Доходы и расходы Чтобы прибыль и убыток начали соответствовать реалиям, а вместе с ними приблизился к реалиям бухгалтерский баланс, потребовалось изобрести и осмыслить ранее неизвестные категории расходов и доходов. Что они такое? Расходы обычно возникают ранее,

Из книги автора

Глава 1. Доходы и расходы

Из книги автора

E-Mealz – инструмент планирования семейного бюджета В 2003 г. Джейн Дилэни из Бирмингема, штат Алабама, нашла в своем кармане скомканную купюру в $5. Она говорит, что этот момент вдохновил ее на открытие собственной компании, и, преисполненная оптимизма, она открыла счет своего

Из книги автора

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

Из книги автора

Часть 3 Деньги под контролем. От семейного бюджета к личному финансовому