География польши. Промышленная Польша — в чем заключается такой большой интерес

Территория Польши протянулась с запада на восток почти на 700 км, с севера на юг — на 650 км. Она расположена в бассейнах рек Вислы и Одры, между горной дугой Карпат и Судет на юге и Балтийским морем на севере. Современная территория страны сформировалась после Второй мировой войны. ЭГП Польши определяется выгодным транспортным положением на пересечении широтных (между странами Западной и Восточной Европы) и меридиональных (между странами Дунайского бассейна и Балтийским морем) путей и широким выходом к морю.

По государственному строю Польша — президентско-парламентская республика, главой которой является президент, а функции парламента выполняет Сейм.

Природно-ресурсный потенциал Польши

Польша богата полезными ископаемыми. По запасам медной руды и самородной серы, каменного угля она занимает одно из первых мест в мире, по запасам бурого угля, поваренной соли, полиметаллов, строительного сырья — одно из первых мест в Европе. Подавляющее большинство полезных ископаемых концентрируется в южной части страны, что объясняется особенностями геологического строения. Однако железной и марганцевой рудой, нефтью, фосфоритами Польша обеспечена недостаточно.

Распространенные почвы Польши — дерново-подзолистые, дерново-карбонатные и черноземы. Лесами покрыто около 20% территории страны, но для хозяйственных нужд их не хватает.

Население Польши

На численность населения Польши немалое влияние имела Вторая мировая война. Страна потеряла около 15% населения (около 7 млн. человек), изменилась его половая структура. Изменение границ страны в 1945 г. привела к массовым внешним миграциям: несколько миллионов человек (преимущественно немцы) выехали из Польши, однако возвращение поляков из других стран, в том числе и из Украины, было еще больше. Благодаря демографической политике правительства в послевоенное время увеличился естественный прирост населения. По возрастной структуре на начало 90-х годов поляки стали одной из самых молодых наций Центральной Европы.

Индустриализация, которая началась в послевоенное время вызвала и повышенные темпы урбанизации. Сейчас в городах проживает более 60% населения. На территории страны расположено 9 агломераций с населением 1-2 млн. человек каждая.

Польша — однонациональная страна, поляки составляют 98,7% населения. Наиболее густо заселены южные районы страны (250 человек на 1 км кв.), Всего — северо-восточные районы. Средняя плотность населения составляет 123 человека на км кв.

Общая характеристика хозяйства Польши

До Второй мировой войны Польша имела преимущественно аграрную специализацию. В сельской местности проживало 65% населения. В промышленности значительным было влияние иностранного капитала. В годы построения социализма (1945-1990 pp.) состоялась индустриализация, получили развитие отрасли тяжелой промышленности: энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и лесохимическая, легкая промышленность. В конце 1991 г. в Польше была принята программа реорганизации экономики, которая базировалась на быстром переходе к рыночной экономике: осуществление приватизации, укрепления финансовой системы, равенства развития всех форм собственности, привлечения иностранных инвестиций. Однако перестройка экономики проходила на фоне спада жизненного уровня населения, в первую очередь среди работников угольной, металлургической и текстильной промышленности. Резко снизился уровень жизни крестьян (на 30-40%). Это произошло потому, что владельцы мелких крестьянских хозяйств ранее сами сбывали свою продукцию, однако в условиях отсутствия дефицита продукции сельского хозяйства это стало невозможным.

И все же, несмотря на трудности, Польша первой из стран Центральной Европы вышла из спада. Рост ВНП продолжается, около 60% ВНП создается в частном секторе. В стране создан новый экспортный комплекс, произошла переориентация на рынки Западной Европы и Ближнего Востока.

Среди факторов экономического роста во второй половине 90-х годов следует отметить активизацию инвестиционной деятельности и внешней торговли, связанную с экономическим оживлением и благоприятной ситуацией на рынках развитых стран. Благодаря успехам в рыночных преобразованиях хозяйства Польша одной из первых постсоциалистических стран должна к 2004 г. стать членом ЕС.

Промышленность Польши

ТЭК Польши использует собственный каменный и бурый уголь, нефтеперерабатывающая промышленность развивается на сырье, поступает из стран Ближнего Востока, России. В энергетике преобладают ТЭС.

Черная металлургия Польши зависит от импорта железной руды из России и Украины, поэтому сейчас в ее развитии есть определенные проблемы. Основной район размещения черной металлургии — Верхняя Силезия. Большее значение имеет цветная металлургия, которая использует собственное сырье (выплавка меди, цинка, серебра).

Ведущей отраслью промышленности является машиностроение (точное и общее). Предприятия выпускают оборудование для угольной промышленности, химических и сахарных заводов, вагоны, развиваются судостроение, производство электронных и электротехнических приборов.

Химическая промышленность Польши представлена отраслями основной химии и химией органического синтеза. Последняя начала развиваться на основе углехимии, а затем перешла на использование импортной нефти. В последнее время быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность.

В Польше традиционно высокий уровень развития имеют текстильная и пищевая промышленность. Важнейшие промышленные центры страны — Варшава, Лодзь, Познань, Гданьск, а также промышленные районы Верхней и Нижней Силезии.

Сельское хозяйство Польши

Ведущую роль в сельском хозяйстве играет растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями занято 61% площади страны. Польша занимает заметное место в Европе по производству картофеля, ржи, сахарной свеклы. Большое значение имеют выращивание пшеницы, льна, садоводство (в том числе выращивание ягод), овощеводство.

Доля животноводства в сельском хозяйстве достигла 45%. Здесь разводят крупный рогатый скот и занимаются свиноводством. Развитие животноводства сдерживается недостаточной кормовой базой.

Морское рыболовство ведется в Балтийском море и Атлантическом океане.

Транспорт Польши

До последнего времени основой транспортной системы Польши были железные дороги, но на современном этапе на первое место по перевозкам грузов вышел автомобильный транспорт. Развиваются речной (Одра, Висла и каналы) и морской транспорт (крупнейшие порты — Гданьск, Гдыня, Щецин). Трубопроводный транспорт имеет широтное направление, вследствие ориентации на транспортировку российской нефти и газа в страны Западной Европы. Сейчас создается сеть трубопроводов меридионального направления для экспорта североевропейской и ближневосточной нефти, в том числе и нефтепровод Одесса — Гданьск.

Польская промышленность берет свое начало еще в первобытном обществе. Тогда в основном развивались те отрасли, которые обеспечивали людей всем жизненно необходимым: земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, обработка шкур и изготовление пряжи. В средние века бурно развивалось ремесленничество и земледелие, а большая машинная индустрия появилась уже в капиталистическое время.

В годы, когда Польша шла по пути социализма, в стране активно развивалось тяжелое машиностроение, энергетика, металлургия и легкая промышленность. Но в 1991 году страна перешла к рыночной экономике, и эта реорганизация привела к ухудшению уровня жизни работников, занятых в промышленности. Но преодолев все трудности, Польша вышла из кризиса, переориентировав свое производство на рынки стран Западной Европы и Ближнего Востока. И уже в 2004 году она первой из постсоветских стран стала членом Европейского Союза.

Главные отрасли польской промышленности

Сейчас Польша считается аграрно-индустриальной страной, а её промышленность представлена машиностроением, металлургией, металлообработкой, судостроением, химической, фармакологической, текстильной и пищевой отраслями.

На сегодняшний день польская промышленность насчитывает около 400 тысяч экономических субъектов, большая часть которых, находится в частной собственности.

Машиностроение

Среди стран Восточной Европы Польша имеет самый высокий экономический потенциал, а самой крупной отраслью её промышленности по праву считается машиностроение.

Здесь выпускают промышленное, транспортное, сельскохозяйственное и строительное оборудование, изготавливают трактора и машины. И по многим видам производимой продукции, как например, рыболовные суда, дорожные и строительные машины, пассажирские и товарные вагоны, телевизоры, самолеты и вертолеты различного назначения, Польше принадлежат лидирующие позиции в Европе. В 2013 году в стране машиностроительной отраслью было изготовлено и реализовано продукции на сумму 72 млрд. долларов.

На подъеме находится автомобилестроение – ежегодно в стране выпускается более 700 тысяч легковых и грузовых автомобилей, в основном это Opel, Volkswagen, Fiat, Daewoo, Volvo, MAN.

Основные машиностроительные предприятия расположены в таких городах как Варшава, Лодзь, Познань, Вроцлав, Гданьск.

Химическая промышленность

Эта отрасль промышленности в Польше очень хорошо развита. Страна прочно обосновалась в первой десятке европейских стран, выпускающих разнообразную химическую продукцию, среди которой минеральные удобрения, серная кислота, синтетические волокна, лаки и краски, содопродукты. В меньших масштабах страна выпускает пластмассы, синтетический каучук, покрышки для машин.

Основные предприятия химической промышленности находятся в Катовицком воеводстве.

Легкая и пищевая промышленность

Среди предприятий легкой промышленности лидирующие позиции принадлежат текстильной отрасли, старейшей и традиционной для страны. Её предприятия сконцентрированы в районе Лодзи. Здесь выпускают различные виды пряжи и тканей: шелковые, хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также из искусственного волокна. Многие предприятия Польши используют эти ткани для пошива готовой одежды и изготовления трикотажного полотна.

Предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты питания, напитки и табачные изделия, находятся практически во всех городах Польши, ведь в структуре польской промышленности доля этой отрасли составляет более 20 %, а количество работающих здесь достигает 17 % от всех занятых в промышленности.

Наиболее перспективными секторами пищепрома Польши считается плодоовощной, молочный, мясоперерабатывающий, кондитерский. Спрос на польские продукты питания с каждым годом увеличивается, и уже около 80% экспортируемых польских пищевых товаров сегодня поставляется в высокоразвитые страны.

Крупные промышленные предприятия

Польская промышленность размещена по всей территории страны довольно равномерно, хотя в некоторых районах наблюдается концентрация предприятий какой-либо одной отрасли. Так, например, на промышленных предприятиях Катовицкого воеводства, которое находится в Верхней Силезии, работает более 20 % всех занятых в польской промышленности. Здесь расположены крупные заводы и фабрики металлургической, угольной, машиностроительной и химической отрасли.

В районе Лодзи, Ченстохова и Бельско-Бялы находятся основные предприятия текстильной промышленности, где занята почти половина всех работников этой отрасли.

Центром судостроения традиционно считаются балтийские города – Гданьск и Щецин.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции сконцентрированы в столице и её окрестностях.

Предприятия транспортного машиностроения размещают, как правило, в крупных промышленных городах. Легковые автомобили производят в Варшаве, Познани, Люблине, Плоньске, Нисе. Центрами по выпуску грузовых автомобилей считаются Стараховице и Ельч. Пригородные электрички изготавливают во Вроцлаве, вагоны для пассажирских поездов в Познани, а товарные вагоны – в Свиднице и Зеленой Гуре.

Крупные польские предприятия

Сегодня в Польше работает множество крупных перспективных компаний, занятых в различных областях промышленности.

В странах Восточной Европы очень популярна бытовая техника польской фирмы Zelmer. Это кухонные комбайны, мясорубки, блендеры, кофеварки, утюги, фены и другая мелкая бытовая техника. За 60 лет качественная техника заслужила у потребителей высокую оценку и доверие.

Фармакологическая компания Polpharma SA специализируется на выпуске препаратов для кардиологии, неврологии и гастроэнтерологии, а также антибиотиков, косметических препаратов и диетических добавок. Компания входит в 20 самых лучших производителей лекарственных препаратов.

Компания Brilux, основанная в Польше 20 лет назад, является одним из крупнейших разработчиков, изготовителей и поставщиков осветительного оборудования в мире.

В Люблинском воеводстве находится химический комбинат «Пулавы», который вот уже 50 лет специализируется на производстве азотных и фосфорных удобрений, меламина, перекиси водорода и технических газов.

Когда речь заходит об иммиграции в Европу, у многих возникает желание переехать в Германию или Францию. Там самый высокий уровень жизни и самые высокие зарплаты. Однако в этих странах высокая конкуренция на рынке труда и к тому же жесткие условия для трудовой миграции. Узнав об этом, многие опускают руки, считая, что переезд в благополучную европейскую страну – недоступная мечта. Но это вовсе не так – страны ЕС успешно развиваются, и потребность в профессионалах, которые способны работать, в частности, на заводских производствах, постоянно растет. Несомненным лидером в этом отношении является Польша. Работа в Польше на заводах отличается комфортными условиями труда и конкурентной заработной платой, а также имеет ряд преимуществ, которые ценятся мигрантами.

Рынок труда и особенности трудоустройства на заводах в Польше

Первые вакансии для иностранцев в Польше появились в сфере сельского хозяйства. Речь шла о сезонных работах по уборке урожая. Зачастую такой труд был нелегальным. При этом устроиться на работу на фабрику или завод не представлялось возможным – в то время они были укомплектованы местной рабочей силой.

По мере того как Польша продвигалась по пути интеграции с ЕС, в стране стали появляться новые производственные мощности – европейские производители начали переносить в Республику Польша (РП) свои производства из-за сравнительно недорогой рабочей силы, поэтому устроиться на работу, например, на автомобильном заводе, не составляло особого труда.

Компании из разных регионов мира заинтересованы в строительстве новых производств на польской территории, поскольку продукция, произведенная внутри ЕС, не облагается ввозными пошлинами и может продаваться на всей его территории.

Именно этими соображениями руководствовались концерны по производству бытовой техники Samsung и LG, построившие свои заводы в Польше.

В настоящее время польская продукция успешно экспортируется не только в страны ЕС, но и за его пределы. Нам она, в частности, знакома по конфетам, которые выпускает шоколадная фабрика “Ферреро”.

И все же интеграция в ЕС принесла Польше не только преимущества, но и определенные проблемы. Вместе с полноценным гражданством Европейского союза поляки получили право жить и работать в любой его точке. Результатом этого стала активная миграция местного населения в страны Западной Европы, которые могут предложить более высокие зарплаты. К примеру, поляки, работавшие на макаронной фабрике, перебрались на работу на аналогичные предприятия в Италии или Германии.

Нужно сказать, что западноевропейские работодатели отдают предпочтение работникам из Восточной Европы перед беженцам из Африки и Азии, которые достаточно сложно адаптируются и не очень хотят работать, несмотря на то, что вакансии для них есть. К тому же многим беженцам не хватает квалификации, а некоторые просто предпочитают жить на пособие: нередко оно выше, чем оплата за неквалифицированный труд.

Для выходцев из стран СНГ работа в Польше имеет целый ряд преимуществ:

  • высокая заработная плата;
  • возможность легального трудоустройства. Нехватка персонала побуждает польское правительство максимально упрощать процесс привлечения иностранной рабочей силы. Официальное трудоустройство позволяет легализовать длительное пребывание в ЕС и в конечном итоге рассчитывать на получение европейского гражданства. Безусловно, в первую очередь требуются представители рабочих специальностей (например, можно работать на кофейных заводах) – это позволит быстрее легализоваться, а со временем заняться той работой, которая вам больше по душе;
  • забота о наемных работниках. Нельзя сказать, что работодатели очень хотят заботиться о своих рабочих, но по закону они вынуждены это делать. Поэтому работники в обязательном порядке обеспечиваются спецодеждой и средствами защиты, а их труд, в том числе сверхурочный, оплачивается в полном объеме. Кроме того, на них распространяются все социальные гарантии;
  • работники нередко обеспечиваются бесплатным или льготным жильем. В основном это общежития, расположенные недалеко от предприятия, что позволяет работнику без труда добраться к месту работы. Для людей, оказавшихся в чужом государстве, это является серьезным подспорьем;
  • стоимость продуктов питания в Польше намного ниже, чем в большинстве европейских стран, в том числе и в Украине. Это позволяет экономить и не тратить на питание много денег;
  • получение навыков работы на современном производстве. Заводы Польши преимущественно новые либо реконструированные, процент автоматизации производства на них очень высок. Работа, например, на фабрике подушек, существенно отличается от аналогичной работы в странах СНГ. Правда, подобные фабрики в последнее время появляются и у нас. Естественно, им нужен подготовленный персонал, поэтому те, кто планирует вернуться на родину, обязательно будут востребованы;
  • немаловажным является языковой фактор. Русский язык в СНГ знают практически все. Польский язык тоже относится к группе славянских, поэтому освоить его на уровне, достаточном для работы, например, на картонной фабрике, значительно легче, чем немецкий, французский или голландский. Впрочем, в Польше довольно много компаний, в которых работают преимущественно мигранты из СНГ, поэтому общение происходит на русском.

Поиск работы на заводе: какие вакансии предлагаются и на каких предприятиях

Заводы и фабрики обычно строят вблизи крупных городов, таких, как Варшава или Гданьск. Поэтому вакансии можно искать на сайтах объявлений интересующего вас региона. Многие находят работу с помощью знакомых, отправившихся на заработки в Польшу ранее. Можно также просматривать сайты польских представительств крупных международных компаний – обычно они содержат целые разделы об имеющихся вакансиях.

Трудоустройство всегда требует от соискателя определенных затрат времени и сил, однако нет ничего невозможного в том, чтобы найти работу в Польше самостоятельно.

Если же вы хотите ускорить процесс поиска работы, можно обратиться в специализированные агентства по трудоустройству за рубежом.

Вакансии предлагаются самые разные. Как и везде в мире, очень нужны специалисты высокой квалификации в своей отрасли, но есть работа и не только для них. В Польше успешно работает пищевая промышленность – имеется в виду переработка различного пищевого сырья и производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Часто предлагается работа на мясокомбинатах. Причем требуются не только обвальщики, но и различные технические работники по ремонту и обслуживанию производственных линий, а также логисты и специалисты подразделений снабжения и сбыта, обслуживающий персонал.

На рыбном заводе в Польше от соискателя не потребуют даже минимального опыта работы, поскольку перед допуском к рабочему месту обязательно проводится обучение. Такие заводы занимаются замораживанием и размораживанием рыбы, изготовлением из нее консервов и пресервов, упаковкой готовой продукции. Все это должно быть выполнено в соответствии с современными требованиями, поэтому поляки считают, что любой сотрудник должен быть обучен.

Довольно много вакансий на фабриках по производству кофе, куда требуются технологи, техники и низкоквалифицированный персонал: уборщики, разнорабочие, грузчики.

В Польше хорошо развито машиностроение. Поэтому если вы сварщик, токарь, слесарь или представитель подобных специальностей, можно найти себе работу на автомобилестроительном или на судостроительном заводе. Развиты в стране и другие области машиностроения. Причем на многие предприятия, помимо рабочих, требуются также техники и квалифицированные инженеры.

Правда, дипломы о полученном в СССР или СНГ высшем образовании требуют нострификации – прохождения специальной процедуры их признания в Польше.

Нередко самостоятельный поиск работы сопряжен со значительными трудностями. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью в одно из рекрутинговых агентств, воспользовавшись базой польских агентств по трудоустройству .

Разумеется, за услуги посредника придется заплатить, однако помощь в трудоустройстве и организации выезда за рубеж того стоит. Условия у всех агентств разные, и вы сможете подобрать для себя то, которое устроит вас по цене.

Для получения информации о потенциальных работодателях Польши, а также для проверки вакансий, предлагаемых агентствами, следует воспользоваться реестром Центрального статистического управления (GUS) Польши.

Какие документы потребуются для трудоустройства в Польше

Для легального трудоустройства в РП вам понадобится . Чтобы оформить это разрешение в дипломатическом представительстве Польши в вашей стране, нужно представить следующие документы:

  • 3,5 на 4,5 см;
  • и его ксерокопию;
  • внутренний паспорт и его ксерокопию;
  • оригиналы и копии публичного обещания трудоустройства и заявления о намерении поручить работу иностранцу от приглашающей стороны. Приглашение от работодателя должно быть зарегистрировано в уездном управлении труда.

Для легального трудоустройства в Польше наемному работнику заключить трудовой договор (контракт) с работодателем.

В РП существует несколько видов трудовых договоров, каждый из которых четко регламентирует права и обязанности работника. Если вы не владеете польским языком на достаточном уровне, работодатель обязан предоставить вам перевод документа на доступном для понимания языке.

Особенности трудоустройства при наличии биометрического паспорта

Не так давно украинцы получили возможность ездить в Европу по безвизу. Это значительно упростило процедуру трудоустройства в Польше, хотя и не дает права на длительную легальную работу в этой стране. Поскольку национальная рабочая виза теперь не является необходимым условием, украинцы, которые хотят работать в Польше, должны получить так называемое oświadczenie – декларацию о намерении трудоустройства иностранца, или же традиционное разрешение на работу.

Для того чтобы гражданин Украины получил oświadczenie, польский работодатель должен заполнить декларацию с его и своими данными и зарегистрировать этот документ в местном управлении труда.

Как известно, многие работодатели, в том числе и польские, желая снизить затраты, нередко нанимают работников, не подписывая с ними трудовых договоров. Такая работа считается нелегальной, поскольку ни одна из сторон не платит налоги, и грозит работнику неприятными последствиями: денежным штрафом в размере от 1 000 до 5 000 злотых, депортацией и запретом на въезд в Польшу и другие страны ЕС на срок от полугода до 3 лет.

Требования к работникам, условия труда и проживания

В зависимости от того, на какую должность вы претендуете, меняются требования, предъявляемые к вашему опыту и знаниям. В Польше много работы для неквалифицированных и начинающих работников. Соответственно, требования к ним минимальны, а иногда и вообще отсутствуют. Главное, чтобы человек был способен работать и учиться.

Условия труда в Польше соответствуют нашим представлениям о работе в Европе: качественное оборудование и спецодежда, нормированный рабочий день и доплаты за сверхурочную работу. Часто вместе с работой предлагается и место для проживания. Условия в таких общежитиях не слишком шикарные, но вполне приемлемые для человека, приехавшего на заработки.

Уровень зарплат

Намного выше, чем в российской глубинке или странах СНГ. Минимальная оплата труда составляет 13,7 злотых (3,29 евро) в час. В целом минимальная зарплата – 2 100 злотых (503,72 евро) в месяц. При этом средняя зарплата составляет 4 353 злотых (1035 евро).

Размер средней зарплаты зависит от региона страны, в котором вы собираетесь работать. Наиболее высокие средние зарплаты в Варшаве – 5 600 злотых (1330 евро), Гданьске – 4 720 злотых (1125 евро) и Катовице – 4 700 злотых (1120 евро).

Самые низкие в Белостоке – 3 790 злотых (900 евро), Жешуве – 3 760 злотых (895 евро) и Ольштыне – 3 630 злотых (865 евро).

Стоимость жизни в Польше

Наряду с довольно высокими зарплатами в Польше весьма умеренные цены, позволяющие прилично жить на имеющиеся доходы.

Польские расценки на некоторые основные товары, услуги и продукты питания:

Товар/ услуга Стоимость злотых (евро)
Проезд в общественном транспорте 1,7-7 (0,41-1,68)
Бензин за 1 литр 5,3-5,7 (1,27-1,37)
Хлеб за 1 буханку 3 (0,72)
Молоко за 1 литр 5 (1,2)
Картофель за 1 кг 0,6 (0,14)
Свинина (шея) за 1 кг 20 (4,8)
Растительное масло за 1 литр 5 (1,2)
Сок за 1 литр 4 (0,96)
Коммунальные услуги в месяц 250-400 (60-96)

В заключение

Работа в Польше на заводах и фабриках – отличная возможность пожить и поработать в Европе. РП заинтересована в притоке рабочей силы, поэтому условия получения работы здесь одни из самых мягких в ЕС.

Легальная работа позволяет находиться в стране на законных основаниях, а в дальнейшем оформить ее гражданство. Если же вы не хотите покидать родину навсегда, трудоустройство в Польше предоставит возможность приличного заработка на личные и семейные нужды.

Работа на заводе в Польше. Отзыв: Видео

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.