Кластерный подход в туризме. Кластерный подход к регулированию туристического бизнеса

ГЛАВА 1. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА.

1.1 Сущность и специфика туристского бизнеса.

1.2. Кластерный анализ туристической деятельности в регионе.

1.3 Кластерный подход к регулированию развития туристского кластера

ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА.

2.1 Методика исследования туристского кластера.

2.2. Идентификация Байкальского туристского кластера.

2.3. Современное состояние Байкальского туристского кластера.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ.

3.1 Оценка методов регулирования российских туристских кластеров.

3.2 Разработка методических основ формирования туристских кластерных стратегий.

3.3. Разработка ключевых направлений стратегии развития Байкальского туристского кластера.

Рекомендованный список диссертаций

  • Формирование и функционирование национальной модели экономических кластеров в Сирийской Арабской Республике: на примере туризма 2012 год, кандидат экономических наук Хваджа Айхам Насер

  • Формирование стратегии кластерного развития туристско-рекреационного комплекса региона: на примере Республики Северная Осетия-Алания 2009 год, кандидат экономических наук Созиева, Залина Игоревна

  • Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг 2011 год, кандидат экономических наук Бойко, Анна Евгеньевна

  • Развитие сферы туристских услуг крупного туристского центра на основе кластерного подхода 2012 год, кандидат экономических наук Карпова, Елена Геннадьевна

  • Рыболовно-охотничий туризм как перспективное направление развития рынка туристских услуг: на примере Астраханской области 2013 год, кандидат экономических наук Арутюнян, Светлана Айковна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кластерный подход к регулированию туризма в регионе»

Актуальность темы исследования. Туризм в настоящее время характеризуется как одна из наиболее доходных и динамично развивающихся сфер мирового хозяйства. На ее долю приходится 10% мирового валового продукта. При этом туризм имеет постоянную динамику роста, а значит, спрос на туристские услуги будет только расти.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 г., Россия может войти в первую десятку стран, чьи турпродукты будут наиболее востребованы на мировом рынке туристских услуг. Для того, чтобы прогноз оправдался, необходима эффективная государственная стратегия развития туристического бизнеса в России, способная превратить его в наиболее конкурентоспособную сферу экономики страны.

В последние годы главным инструментом разработки экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности стал кластерный подход. Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах. По мнению экспертов, применение именно такой политики в Финляндии, привело к первенству этой страны (по итогам 2003-2005

1 О гг.) в рейтингах перспективной и текущей конкурентоспособности. Россия в этих рейтингах заняла лишь 70-е место. Поэтому концепция кластерного развития должна стать основой современной промышленной политики России, в целом, и стратегии развития туристического бизнеса, в частности.

Позитивно то, что отдельные элементы кластерной политики стали использоваться при разработке государственной региональной политики в сфере

1 Growth Competitiveness Index - индекс перспективной конкурентоспособности, оценивающий возможности для экономического роста страны в течение 5-8 лет. Индекс состоит из трех подразделов: качество макроэкономического окружения; состояние государственных и общественных институтов страны и уровень технологического прогресса в государстве и готовности к новациям.

2 Business Competitiveness Index - индекс «деловой конкурентоспособности», отражающий текущую ситуацию в деловой среде рассматриваемой страны туризма. Так, в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) среди целей и задач региональной политики заявлено о необходимости «проведения политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне». В рамках реализации этой программы планируется создать особую рекреационную зону Байкальской природной территории, которая по своей сути, является формирующимся региональным туристским кластером.

Развитие туристского кластера требует от его участников интеграции, а от государства - поддержки не отдельных бизнес-структур, а проектов, реализующих интересы всех участников регионального кластера. Правительство РФ уже делает первые шаги в этом направлении. Вместе с тем, применение кластерного подхода затрудняется отсутствием методических разработок по исследованию туристских кластеров и формированию государственной политики их поддержки. Создание таких методик упростит и активизирует работу государственных и местных органов власти по реализации кластерной политики развития туризма в регионах России.

Степень разработанности проблемы. В России вопросами туризма, туристских услуг и регулирования туристской отрасли занимались такие экономисты как И.Т. Балабанов, В.Г. Гуляев, М.Б. Биржаков, Р. Браймерта, Р. Бар-тона, В.А. Квартальное, А.А. Романов, В.Б. Сапрунова, B.C. Сенин, Б.А. Соловьев, А.Д. Чудновский. Проблемы и перспективы развития туризма в Иркутской области системно изложены в работах М.А. Винокурова, А.П. Суходолова и Н.Н.Даниленко.

Основоположником кластерного подхода в экономике является М. Портер, изложивший главные идеи кластерного анализа в книге «Конкуренция». Среди отечественных ученых, разработчиков кластерного подхода, необходимо отметить работы Т.Е. Амброзевич, А.Н. Асаула, А.В. Виленского, М.А. Сажиной.

Несмотря на то, что проблемам развития туризма в стране и регионах посвящено достаточно много научных исследований, кластерные исследования туристской отрасли практически отсутствуют. Таким образом, существует необходимость в разработке теоретических и практических аспектов применения кластерного подхода к рассмотрению структуры, проблем и перспектив развития туристских кластеров, а также методов их регулирования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических рекомендаций по применению кластерного подхода к исследованию и регулированию туристского бизнеса.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

Определить специфические черты туристских услуг, доказывающие необходимость применения кластерного подхода к их регулированию;

Выявить признаки, которые позволяют идентифицировать туристский кластер и определить его отличия от простой совокупности предприятий туристской отрасли;

Рассмотреть типичную структуру туристского кластера и классифицировать туристские кластеры по наиболее существенным основаниям;

Выделить основные принципы кластерного подхода применительно к регулированию и поддержке туристского кластера;

Предложить методику исследования туристского кластера и апробировать ее на примере Байкальского туристского кластера;

Сформулировать методические основы определения туристских кластерных стратегий.

Объектом исследования является туристский кластер - группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации.

Предметом диссертации являются методические подходы к исследованию и регулированию туристских кластеров.

Теоретические и методологические основы. Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению кластеров, туризма, государственного регулирования сферы туристических услуг.

Методологическую основу исследования составил системный подход с использованием приемов экономического, статистического анализа, метода обобщения и синтеза. Системный подход позволил наиболее полно рассмотреть сущность туристского кластера как открытой системы, состоящей из множества элементов - туристических компаний, специализированных поставщиков услуг и товаров, взаимодействующих друг с другом и с внешней средой.

Нормативно-правовую базу исследования составили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Иркутской области и Республики Бурятия в части их применения к исследуемой теме.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования:

1. Сформулированы основные принципы кластерного подхода к регулированию и поддержке туристских кластеров, что упрощает анализ существующей практики государственного регулирования туризма страны или региона.

2. Предложена методика исследования туристских кластеров, состоящая из трех этапов: определение наличия на территории туристского кластера; его идентификация; изучение состояния и степени зрелости кластера. Методика позволяет выявлять основные тенденции и проблемы развития кластера, и является этапом, предшествующим выработке стратегий и принятия обоснованных решений и мер.

3. На основе авторской методики проведена идентификация Байкальского туристского кластера и осуществлен его анализ: составлена матрица Байкальского туристского кластера и выявлены факторы, влияющие на развитие данного кластера.

4. Выявлены и описаны типы туристских кластерных стратегий (стратегии преимущественно экстенсивного роста и стратегии преимущественно интенсивного роста) и подходы к их формированию (реализация стратегии «сверху», «снизу» и смешанный подход). Реализация предложенных стратегий позволяет наиболее эффективно повысить конкурентоспособность туристского кластера.

5. Разработаны ключевые направления стратегии развития Байкальского туристского кластера. Для ускорения экстенсивного роста кластера предложены практические рекомендации по решению трех его основных проблем: снижению сезонности спроса, ликвидации «узких» мест кластера и развитию инфраструктуры до уровня, необходимого кластеру.

Научная новизна заключается в разработке и обосновании теоретических и методических положений, позволяющих осуществлять кластерный подход к исследованию и поддержке развития туризма в регионе.

Основные элементы научной новизны:

1. Уточнены и дополнены признаки присутствия на территории туристского кластера, а также определены его основные характеристики: структура, географические границы и каркас кластера. Признаки кластера могут быть применены при доказательстве наличия кластера на территории региона, а основные характеристики составляют основу для проведения анализа состояния кластера, установления его уникальных черт и конкурентных преимуществ.

2. Разработана классификация туристских кластеров, отличающаяся от существующих классификаций предложенными автором основаниями: по признакам специфики географического каркаса кластера («ленточные», «звез-дочные» и «рассредоточенные» кластеры) и территориальному положению (межстрановой кластер, страна-кластер, региональный кластер). Классификация позволяет выявлять конкурентные преимущества туристского кластера, особенности и проблемы его функционирования.

3. Определены признаки, определяющие степень зрелости туристского кластера, с помощью которых проводится классификация кластера как «слаборазвитого» (этап роста) или «развитого» (этап зрелости). Установлено, что для кластера, находящегося на этапе роста характерны высокие темпы роста турпотока; наличие узких мест в структуре кластера; деформирование географического каркаса; неразвитость коммуникаций; ярко выраженная сезонность спроса и несогласованность действий участников кластера.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения государственными и муниципальными органами власти предложенных в диссертации методик и рекомендаций при разработке программ развития туризма на территории.

Использование предложенных разработок позволит создать условия для развития туристских кластеров в России в целом, и Байкальского туристского кластера, в частности, что будет способствовать укреплению их положения на мировом рынке туристских услуг.

Апробация результатов. По результатам исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 1,8 п.л. Основные результаты диссертации были представлены на конференции «Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований» (Иркутск, март 2004г.); на международной научно - практической конференции «Социально-экономические проблемы формирования новой экономики в России» (Иркутск, 21 мая 2004 г.); на конференции «Кластерный подход к регулированию развития региона» (Иркутск, март 2006г.). Материалы диссертации были использованы при подготовке Концепции проведения Международного фестиваля зимних игр на Байкале - «Зимниада» и разработке организационной схемы данного фестиваля.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 123 наименований и 4 Приложений. Она содержит 163 страниц машинописного текста, иллюстрируется 13 рисунками, 17 таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Теоретические и методические основы идентификации кластеров в экономике российских регионов 2012 год, кандидат экономических наук Томашевская, Юлия Николаевна

  • Формирование и развитие инфрастурктуры региональных туристских кластеров юга России 2011 год, кандидат экономических наук Буркутбаева, Намина Александровна

  • Стратегия развития транспортно-туристических кластеров региона: на примере Республики Карелия 2012 год, кандидат экономических наук Соляр, Александр Владимирович

  • Совершенствование организационно-экономического механизма развития рынка туристских услуг 2006 год, кандидат экономических наук Джалалова, Татьяна Шейиховна

  • Туристско-рекреационное пространство горного трансграничного региона: теория организации и развитие 2011 год, доктор географических наук Дунец, Александр Николаевич

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Пидгурская, Наталья Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью диссертации заключалась в разработке теоретических и практических рекомендаций по применению кластерного подхода к исследованию и регулированию сферы туристских услуг. Последовательная реализация исследования позволила получить определенные научные результаты и сделать следующие основные выводы:

1. Туристские услуги обладают чертами, характерными для всей сферы услуг: неосязаемость, непостоянство качества, несохраняемость, возникновение во время их предоставления. Им присуще также некоторые особенности, связанные со спецификой туризма как отрасли экономики: сезонность туристских услуг; участие потребителя в процессе создания услуги; необходимость для потребителя преодолевать расстояние, отделяющее от его местопребывания до места потребления услуги; сильная зависимость качества туруслуг от внешних факторов; межотраслевой характер туристской деятельности; территориальная локализация поставщиков и предприятий, смежных с туризмом отраслей. Именно межотраслевой характер туризма и его территориальная локализация обусловливает необходимость рассмотрения туристской деятельности с позиций кластерного подхода.

2. В работе предложены признаки, позволяющие судить о наличии туристского кластера на территории. По мнению автора к ним следует отнести: территориальную локализацию фирм рекреационной направленности; наличие уникальных туристских ресурсов; присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные турпродукты; существование инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности; наличие устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации; способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг; а также наличие государственных и общественных институтов поддержки туристской деятельности в регионе.

Признаки необходимы для доказательства наличия кластера на территории региона и могут быть использованы в ходе исследования состояния кластера.

3. В работе определена типичная структура кластера. Она состоит из «ядра кластера» (туроператоров); основы кластера (предприятия, обеспечивающие туристам транспортное обслуживание, питание, гостиничное обслуживание, отдых, лечение и развлечения); смежных, обслуживающих кластер предприятий; инфраструктуры кластера. Деятельность фирм кластера осуществляется в определенной экономической, политической, социокультурной и природной средах. Анализ структуры кластера и его внешней среды составляет основу для исследования состояния и экономического развития туристского кластера.

4. Разработаны две классификации туристских кластеров. Одна из них основана на делении кластеров по специфике географического каркаса («ленточные», «звездочные» и «рассредоточенные» кластеры), вторая - по территориальному положению (межстрановой кластер, страна-кластер, региональный кластер). Анализ российских и зарубежных туристских кластеров позволил сформулировать признаки слаборазвитого и развитого туристского кластера, на основе которых можно исследовать кластер, определять уровень его развития. Определены основные черты кластерного подхода регулирования и поддержки туристского кластера.

5. На основе теоретических разработок первой главы, предложена методика исследования туристского кластера, которая состоит из трех этапов. В ходе анализа необходимо: доказать наличие туристского кластера; идентифицировать кластер; определить его состояние и степень развитости. Методика необходима для получения информации о текущем состоянии кластера, проблемах и факторах его развития, которая затем может быть использована при разработке государственных программ поддержки туристских кластеров.

6. Предложенная методика апробирована на примере Байкальского туристского кластера. На первом этапе доказано наличие данного кластера на территории Байкальского региона, на втором этапе проведена идентификация Байкальского туристского кластера. Выявлены характеристики кластера, которые отличают его от других туристских кластеров. По мнению автора, такими чертами являются: большая территориальная протяженность кластера; наличие уникального природного объекта - Байкала; расположение Байкальского кластера на пересечении транзитных коридоров, связывающих западные и восточные регионы России, а также Россию со странами АТР; удаленность кластера от рынков сбыта; туристская многофункциональность Байкальского кластера; «жесткий» географический каркас кластера; а также жесткие климатические условия. Эти признаки создают неповторимый облик Байкальского туристского кластера, который в целом имеет большие перспективы для развития.

На третьем этапе исследования проведен анализ современного состояния Байкальского туристского кластера и выявлены проблемы его развития. Основными проблемами, тормозящими развитие данного кластера, являются: ярко выраженная сезонность туристской деятельности в регионе; отстающее развитие инфраструктуры по сравнению с нуждами кластера; наличие «узкого» места - предприятий размещения, расположенных в центрах туристских потоков кластера (Иркутск, Улан-Удэ). Составлена матрица состояния Байкальского туристского кластера, выделены внутренние и внешние факторы, оказывающие как сдерживающее воздействие на кластер, так и способствующие развитию Байкальского туристского кластера.

7. Проведена оценка методов регулирования российских туристских кластеров. В ходе исследования определено, насколько существующая государственная политика соответствует основным чертам кластерного подхода.

8. Разработаны типы туристских кластерных стратегий. В зависимости от их инициатора (бизнес-сообщество или государственные органы власти), они подразделены на стратегии, реализуемые «сверху»; стратегии, реализуемые «снизу»; и смешанные стратегии. Применение другого типа стратегий (преимущественно экстенсивного роста или преимущественно интенсивного роста) зависит от степени зрелости туристского кластера, так как на разных этапах развития кластер имеет различные ограничения по спросу и предложению, а также потенциал роста. Для Байкальского туристского кластера предложены основные направления стратегии его развития, в том числе определены рекомендации относительно трех ключевых проблем (снижение сезонности спроса, ликвидация «узких» мест кластера, развитие инфраструктуры). Преодоление этих препятствий позволит повысить конкурентоспособность Байкальского кластера на мировом рынке туристских услуг и придать его росту более динамичный характер.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Кластерный подход к позиционированию в туризме

Аннотация: В данной статье рассмотрен кластерный подход для управления и устойчивого развития туризма в регионе. Показаны основные преимущества использования кластерного подхода для частных инвесторов.

Ключевые слова: Туризм, позиционирование, кластер, кластерный подход.

Abstract: In given article it is considered cluster approach for management and a tourism sustainable development in region. The basic advantages of using the cluster approach for private investors are shown.

Keywords: Tourism, positioning, cluster, cluster approach.

Бунаков Олег Александрович
аспирант
Российская Международная Академия Туризма

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Территориальные кластеры – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

С учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров:
1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний – поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.
2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.
3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.
4. Туристские кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.
5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.

Цель кластерной политики – повышение качества социально-экономического роста в регионе на основе создания условий для усиления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры.
Критериями качества социально-экономического роста будут служить:

  • высокие темпы экономического роста в регионе (более высокие, чем в среднем по стране);
  • увеличение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции в регионе;
  • увеличение добавленной стоимости, создаваемой в регионе;
  • усиление роли знаний в производственных процессах;
  • повышение уровня и качества жизни населения в регионе (более высокими темпами, чем в среднем по стране).

Реализация системного подхода к региональной кластерной политике позволит, на наш взгляд, обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Цель создания туристского кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч. повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений.

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, им принадлежит решающая роль в развитии туризма, потому что они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.
В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка туристских ресурсов – «это природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».

Сущность туристских ресурсов заключается в том, что они являются основой для формирования туристского продукта, и, соответственно, планирования и развития туризма. Определение видов, специфики ресурсов определяет спрос на туристские продукты и опосредованно – на формирование и поддержание всей туристской инфраструктуры. Идентификация туристских ресурсов дает возможность для определения необходимых элементов кластера. Уникальность туристских ресурсов, местные традиции и культура отдыха оказывают влияние на выбор специфики туристского кластера, процесс его формирования и определения основных туристских продуктов.

Создание туристского (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Участниками туристского кластера, кроме предприятий и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг, могут стать представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Туристский кластер может формироваться на локальном (муниципальном) и региональном уровнях. Существуют примеры межрегиональных туристских кластеров.

Развитие туристских кластеров на территории проходит несколько этапов: от проявления инициативы представителей администрации региона, бизнеса, местных жителей до формирования управляющей компании, определения стратегического развития территории (разработка комплексной программы туристского развития региона), осуществления текущего управления, мониторинга и дальнейшего развития на принципах самоорганизации. Управляющая компания представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в организационных принципах которой используется государственно-частное партнерство, т.е. в управляющей компании представлены администрация региона и бизнес-структуры, общественные организации и т.д.
Подобная модель позволяет учесть интересы всех активных участников туристского кластера, а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории.

У кластерной организации туристского сектора экономики есть явные преимущества. Для администрации они заключаются в следующем: увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.

С помощью кластеров органы власти могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для социально-экономического развития региона, сочетая оценки внутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, социально-политических тенденций и реалий. Кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона, развития территорий.

Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением.

В рамках кластера органы власти могут повысить эффективность инициатив по стимулированию активизации частного сектора экономики. Например, субсидирование программ подготовки и переподготовки кадров открывает новые возможности перед предпринимателями, рабочими и специалистами; для бизнеса -- возможность реального обеспечения конкурентоспособности бизнеса в будущем (улучшается кадровая инфраструктура, появляется инфраструктура для исследований и разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки), возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя аналогичные услуги и поставщиков.

Снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Этот эффект используется и вне кластерных образований, однако глубина координации, тесные партнерские связи участников кластера позволят извлечь значительно больше выгоды в аналогичные временные периоды. Кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций.

Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Для малых и средних предприятий кластер может существенно снижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия.

Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив.

В качестве основных проблем формирования и развития туристских кластеров по мнению Н.В. Шабалиной, заместителя декана, доцента кафедры рекреационной географии и туризма, МГУ имени М.В. Ломоносова, сегодня можно выделить следующие:

  • отсутствие профессиональных туристских кадров, способных понимать все преимущества и выгоды от подобной формы кооперации;
  • низкая восприимчивость руководящих работников к инновациям;
  • отсутствие практики стратегического планирования туристской деятельности на основе государственно-частного партнерства;
  • проблемы с региональной инфраструктурой и транспортной доступностью регионов РФ;
  • достаточно длительный период «запуска» туристского кластера (в среднем, около 3 лет).

Наличие нормативно-законодательной базы формирования кластеров существенно упрощает процедуру организации подобных образований на локальном, региональном и на стартовом уровнях. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением и созданием благоприятных возможностей для экономического развития региона.

Таким образом, развитие современной экономики в условиях глобализации стимулирует появление все новых форм кооперации и интеграции как внутри национальных границ, так и за их пределами. Поиск адекватных быстро изменяющимся условиям способов организации производства и экономического взаимодействия нацелен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Разворачивание новых форм производства и его организации в условиях формирования экономики знаний и глобализации обусловлено совокупностью изменений в системе мирового устройства экономики, политики, культуры и усиления соответствующих взаимодействий на глобальном, субрегиональном, национальном и локальном уровнях.

К активно развивающимся формам экономической организации и социального взаимодействия относятся туристские кластеры. В туристской отрасли четко прослеживается такое явление экономики как кластеризация. Туристские кластеры формируются на базе туристских активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.

Таблица 1 - Система интересов участников туристского кластера


Участник туристского кластера

Интерес участника

Администрация региона

Рост налоговых поступлений в бюджетную систему (рост числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы);
- появление новых форм взаимодействия с бизнесом на основе принципов государственно-частного партнерства;
- появление реальных условий для диверсификации экономического роста в регионе;
- социально-политическая значимость: туристский кластер как форма социальных обязательств перед населением;
- способность реально эффективно управлять социально-экономическими процессами в туристской сфере региона;

Предпринимательский сектор

Появление новых хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора;
- рост конкурентных сил и деловой активности предпринимательского сектора;
- повышение социальной ответственности предпринимательского сектора туристской сфере в регионе

«Третий» сектор

Рост удовлетворенного спроса потребностей социального маркетинга в туристской сфере региона

Сектор домохозяйств

Рост удовлетворенного спроса на туристские услуги населения в регионе и за его пределами

Все участники туристского кластера

Обеспечение синергетического эффекта, эффекта масштаба, стимулирование инноваций, инвестиций, роста социально-экономической эффективности турбизнеса, развития внешнеэкономической деятельности субъектов турбизнеса

Процесс формирования туристского кластера начинается с появления инициатив разных субъектов – представителей государственных управленческих структур, бизнес-структур, местного сообщества. Он предполагает создание управляющей компании, разработки стратегического плана развития туризма на территории, осуществления текущего управления, проведения мониторинга, дальнейшего саморазвития на принципах самоуправления. Управляющая компания – самостоятельное юридическое лицо, деятельность которой основана на принципах государственно-частного партнерства. В управляющей компании должны работать представители разных участников туристского кластера – администрации, предпринимательского и «третьего» сектора.

Социально-экономическая система туристско-рекреационного комплекса является очень сложной гибкой, динамичной с очень сложными по свойствам взаимодействий связями между ее структурными элементами. Поэтому в практике управления туристско-рекреационным комплексом субъектам управления очень важно учитывать эти свойства системы. С позиции системного подхода это означает, что во времени внутри системы приоритетность ее элементов меняется и необходимо управлять этими изменениями, постоянно отслеживая особенности функционирования системы и их трансформации.

При использовании кластерного метода в практике управления туристско-рекреационной деятельностью региона требуется следующее:

  • Информационно-методическое обеспечение, организация и технология ведения региональной статистики, в том числе статистики туризма.
  • Анализ данных статистического учета территорий исследуемого региона, в результате которого осуществляется выбор территории в качестве основы с соответствующими базовыми значениями элементов его инновационной системы.
  • Утверждение на уровне государственных региональных и отраслевых управленческих структур в рамках региональных комплексных программ социально-экономического развития территорий, которые включают туристскую составляющую.

Библиографический список:

    Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. №365-ФЗ).

    Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

    Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика,- 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/0116

Термин «кластер» стал популярен среди экономистов с конца 1980-х гг. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий.

В переводе с английского слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками». Первоначально термин «кластер» появился в статистике и информатике, а затем стал использоваться в экономике.

В специальной литературе явление территориальной концентрации в рамках производственной системы получило название экономического кластера. Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, один из наиболее авторитетных исследователей конкурентоспособности стран и регионов мира, автор концепции промышленных кластеров, дает следующее его определение: «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера, - продолжает М. Портер, - могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран» .

Кластер обладает рядом отличительных признаков. О территориальной концентрации хозяйствующих единиц как непременном условии образования кластера речь шла выше. Два других признака характеризуют его как систему. В концепции М. Портера акцент сделан на связях внутри кластера между его участниками - основными компаниями-производителями, вспомогательными (сопутствующими) производствами, а также разными институтам и: у н и вере итетам и, исследовател ьским и орган изациям и и государственными структурами. Кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной маркетинговой деятельности или проведения согласованной политики закупок. Он предполагает их более глубокую технологическую кооперацию на основе участия в системах накопления стоимости. При этом фирмы не только включаются в процесс кооперирования, но, что очень важно, продолжают конкурировать друг с другом избирательно, в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. «Таким образом, - пишет М. Портер, - кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» .

Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в ред. от 17.11.2011 г. ввел понятия «кластер» и «управляющая компания кластера». Согласно закону, «кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией».

«Управляющая компания кластера - открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной».

Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Одна из главных особенностей состоит в том, что индустрия туризма тесно взаимосвязана е другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса. По данным Министерства торговли США, в сферу обслуживания посетителей вовлечено 24 отрасли экономики страны. В этой связи вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора чрезвычайно сложно.

В индустрии туризма находят подтверждение общие закономерности образования и функционирования кластеров, как и специфика их проявления в этой сфере , поскольку специфика туризма такова, что предприятия, вовлеченные в данную индустрию, в любом случае должны быть территориально локализованы, т.е. находиться в месте предоставления услуг туристам. Если в производственной сфере поставщики сырья, полуфабрикатов могут находиться за тысячи километров от предприятия, производящего готовую продукцию, то в туризме такая ситуация невозможна. Организации, оказывающие туристам основные, дополнительные и сопутствующие услуги, должны находиться в местах, через которые проходит туристский маршрут.

В Федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.), утвержденной постановлением Правительства РФ, кластер определяется следующим образом: «Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой» .

Мы будем придерживаться определения, данного в ФЦП. Особенностью возникновения туристского кластера является необходимость создания технологических связей (в основном бизнес-связей) между предприятиями и секторами экономики, участвующими как в производстве, так и в реализации туристского продукта и услуг, т.е. создания условий реализации туристско- рекреационного потенциала региона.

Туристские кластеры формируются на базе ключевых туристско-рекреационных ресурсов региона. Участниками туристского кластера помимо предприятии и организаций, обеспечивающих производство и реализацию туристских продуктов и услуг, могут стать представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения, представители общественности и т.д. Туристский кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном уровнях. Также существуют примеры межрегиональных туристских кластеров.

В научной литературе ведется активная дискуссия о признаках, структуре и классификации туристских кластеров.

Исследователи выделяют следующие признаки туристского кластера :

  • 1. Наличие уникальных туристских ресурсов. Уникальные туристские ресурсы значительно упрощают создание туроператорами конкурентоспособного турпродукта и его продвижение на национальный и мировой рынки. Существуют такие всемирно известные объекты - бренды («визитные карточки» стран), увидеть которые мечтает большинство людей, и о них люди узнают задолго до покупки турпутевки. К примеру, любой, даже малообразованный человек знает об Эйфелевой башне, Великой Китайской стене, египетских пирамидах. И подобное знание - не результат маркетинговых усилий туристских кластеров Франции, Китая или Египта, поэтому туроператоры этих стран имеют возможность создавать на базе имеющихся уникальных туристских ресурсов уникальные турпродукты, на продвижение которых уйдет меньше финансовых и организационных усилий по сравнению с турпродуктами других территорий. С другой стороны, скажем, в туристском отношении Ярославская и Владимирская области в нашем представлении идентичны. Хотя эти области обладают объектами, представляющими интерес для туристов, среднестатистический россиянин (не говоря уже об иностранце) не сможет сказать, чем туристские объекты Ярославской области отличаются от объектов Владимирской области, поэтому туроператорам этих территорий необходимо создавать инновационные турпро- дукты, создавать бренды п тратить значительные финансовые средства на их продвижение на мировой рынок.
  • 2. Присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты. Наличие таких турпродуктов, с одной стороны, говорит о том, что данная территория интересна туристам, с другой - создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность. Если территория не имеет конкурентоспособных турпродуктов, то развиваться как кластер она не сможет, поскольку не будут вовлекаться инвестиции, финансовые, организационные и иные ресурсы в туристскую и во все взаимосвязанные с ней отрасли.
  • 3. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности. Туроператоры при ведении бизнеса опираются на туристские ресурсы и инфраструктуру региона. Даже при высоких аттрактивных свойствах туристских ресурсов без наличия транспортных коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры и иных средств и сооружений туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
  • 4. Наличие устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации. Этот признак напрямую выходит из определения кластера, данного М. Портером. Экономические связи между фирмами необходимы для организации туристских бизнес-процессов, лоббирования интересов, преодоления общих проблем, поддержки согласованности действий, реализации совместных проектов, проведения совместного маркетинга. Поскольку качество туристских услуг сильно зависит от качества услуг, предоставляемых поставщиками (предприятиями питания, транспорта, гостиницами и т.д.), понятно, что без устойчивых экономических связей невозможно создать качественный н конкурентна юсобн ы й турп родукт.

Важна также теснота экономических связей, которая проявляется в различных моделях взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться в рамках формальных и неформальных встреч, юридически оформленных отношений между фирмами, создания ассоциаций, союзов, партнерств и саморегулируемых организаций. Наличие на территории саморегулируемых туристских организаций и факты реализации совместных проектов говорят о высокой тесноте экономических связей между организациями, действующими в туризме. I [апример, реализация совместных проектов требует высокой степени доверия между партнерами, обмена опытом и информацией, координации деятельности и т.д.

  • 5. Способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг. Такими туристами являются иностранные граждане и VIP-персоны. Наличие среди потребителей туристских услуг этих категорий туристов говорит о том, что данная территория обладает какими-либо уникальными характеристиками, интересными для туристов, имеющих десятки альтернативных вариантов своего отдыха, п местный туристский комплекс способен создавать такие турпродукты и условия для отдыха, которые приемлемы для требовательных туристов. С другой стороны, приезд VIP-персон создает информационный повод для СМИ, привлекает внимание общества к территории, что в конечном счете приводит к увеличению турнотока в регион.
  • 6. Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. Такие институты появляются как факт признания важности данной деятельности для экономики территории и как осознанная необходимость регулирования и развития туристского бизнеса региона.

Перечисленные выше признаки позволяют определить наличие или отсутствие туристского кластера на исследуемой территории (рис. 2.1, 2.2).

Основываясь на определении кластера, данном М. Портером, и предложенными признаками наличия туристского кластера, можно разграничить понятия «дестинация» и «туристский кластер». Сопоставляя эти термины, можно сделать вывод о том, что любой туристский рекреационный кластер является локальной дсстинацией, но не всякая дестинация может быть признана кластером. Понятие «дестинация» гораздо более широкое. В определении кластера акцент сделан не на территории, представляющей для туристов интерес, а на территориально локализованной группе хозяйствующих субъектов, задействованных в туристской и смежных отраслях. Если территория обладает определенными признаками (предложенными выше), то ее можно назвать кластером, а для местности, именуемой «дестинация», наличие таких признаков не обязательно.

Рис. 2.1.

Рис. 2.2.

На основе анализа существующих туристских кластеров II.II. Пидгурской была определена типичная структура кластера .

Структуру туристского кластера можно представить в виде четырех сегментов:

  • 1) «ядро кластера» составляют туроператоры и турагенты, которые занимаются созданием, продвижением и реализацией турпродукта. Данные организации являются основными инициаторами изменений и «движущей силой» кластера. От их действий во многом зависит облик и состояние кластера;
  • 2) «основа кластера » - предприятия, обеспечивающие туристам транспортное обслуживание, питание, гостиничное обслуживание, отдых, лечение и развлечения. Эти услуги составляют суть туристского продукта п без данных предприятий существование кластера невозможно. Формальные связи туроператоров с такими предприятиями, как правило, юридически оформлены;
  • 3) смежные, обслуживающие кластер предприятия - организации, оказывающие дополнительные и сопутствующие услуги туристам. К таковым можно отнести предприятия бытового обслуживания, проката, выставочные комплексы, компании, выпускающие сувениры, страховые организации, финансовые организации, предприятия розничной торговли. Турпродукт может быть реализован и без данных предприятий, но это приводит к потере доходов кластера и ухудшению качества туристских услуг. Формальные и неформальные связи туроператоров с предприятиями данной группы более слабы по сравнению с предыдущей группой;
  • 4) инфраструктура кластера. Обеспечивает нормальную работу всех звеньев кластера.

Включает в себя следующие составляющие:

  • общую инфраструктуру - совокупность инженерных, транспортных, коммуникационных, энергетических п прочих средств и сооружений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность региона;
  • специальную туристскую инфраструктуру. К ней можно отнести подъездные пути на территориях объектов туризма, пешеходные тропы, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации;
  • информационную инфраструктуру, к которой относятся информационные центры, сайты, туристские представительства на целевых рынках и информационные объекты (стенды, справочные бюро, таблички с названиями улиц и т.д.), расположенные в населенных пунктах.

Вся инфраструктура кластера создает не только некоторую площадку для его работы, но и очерчивает его пространственные и функциональные ограничения. Инфраструктура, не соответствующая по своему уровню развития нуждам туристского кластера, становится его узким местом, тормозящим общее развитие и деформирующим географический каркас и структуру кластера.

Большое влияние на развитие туристского кластера оказывает его внешнее окружение: экономическая, политическая, социально-культурная и природная среда.

Поскольку кластер по определению - это группа географически взаимодействующих компаний и организаций, он должен иметь территориальную привязку. Следовательно, кластер имеет свои географические границы. Географические границы туристского кластера можно определить в результате анализа совокупности туристских маршрутов. Географический каркас формируют транспортные коммуникации (дорожная сеть, речные и морские коммуникации), которые соединяют между собой «опорные пункты» кластера в пределах его границ. «Опорные пункты» - это населенные пункты, представляющие интерес для организации туристской деятельности и обладающие необходимой для этого инфраструктурой, предприятиями и объектами.

Кроме «опорных пунктов», туристский кластер может иметь «центры туристских потоков» - крупные населенные пункты, через которые в кластер прибывают туристы из других регионов и стран. Как правило, такие центры являются не только пунктами прибытия и убытия туристов, отправной точкой всех маршрутов, но и сами обладают мощными туристскими ресурсами.

  • Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: [региональнаяэкономика и агломерация взаимозависимых фирм] // Вести. Моек, ун-та. Сер. 6.Экономика. - 2007. - Сент./окт. (№ 5). - С. 43-62.
  • Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе:автореф. дне.... канд. экон. наук. - Иркутск, 2006.