Коэф ты к нр и сп. Как задать единое значение накладных расходов для всех позиций в смете
Отмена письма Госстроя (Росстроя) №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г
27.11.2012г Госстрой (Росстрой) России выпустил письмо №2536-ИП/12/ГС касающееся применения коэффициентов 0,85 и 0,8 к нормативам НР и СП
После проведения правовой экспертизы письма №2536-ИП/12/ГС Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым признать его не подлежащим применению. Что изложено в письме Минюста от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ
Несмотря на то, что любые письма не считаются нормативными документами в современной действительности (это видно в каждом письме Минстроя), запись в Федеральном Реестре имеет значение.
Если подходить формально к записи в Реестре, то это означает, что коэффициенты 0,85 и 0,8 теперь не применяются.
По мнению специалистов Союза инженеров-сметчиков , письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы.
К сожалению нет никакого документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, для уже согласованной проектно-сметной документации.
Нет никакого разъяснительного письма, как следует поступать с данными коэффициентами при оплате за выполненные работы по уже заключенным договорам.
За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены.
Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли: "4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости."
Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
Мнение Минстроя России по данному вопросу изложено в письме от 13.07.2018 №31009-ОГ/09.
С самого начала всей этой истории, юридическая "чистота" писем о введении понижающих коэффициентов к НР и СП, так и отменяющего их письма, очень сомнительна! В своё время МДС вводились постановлениями Госстроя России, соответственно, внесение изменений и (или) дополнений к ним должны оформляйся не меньшим по статусу документом - в настоящее время таким видом документа является приказ Минстроя России.
При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.
Учитывая правовую неопределенность в данном вопросе и статус Союза инженеров-сметчиков как общественной организации, следует дополнительно уточнять необходимость начисления или не начисления коэффициентов у своего заказчика и (или) органов экспертизы при разработке, согласовании и экспертизе сметной документации. Т.к. Главгосэкспертиза России, органы экспертизы субъектов Российской Федерации, а также органы власти субъектов и государственные заказчики (распорядители бюджетных средств) не наделены правом нормативно-правового регулирования в сфере ценообразования и сметного нормирования, соответственно, они НЕ БУДУТ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в принятии решения об исключении понижающих коэффициентов к НР и СП до выхода официального распорядительного документа Минстроя России.
Внимание! Правило о том, что при применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли осуществляется округление нормативов до целых чисел после применения всех коэффициентов никто не отменял (т.е. нормативы до целых чисел по-прежнему округляем как и раньше)!
Мнение Союза инженеров-сметчиков
Все прекрасно знают, что в проекте новой Методики по накладным расходам, размеры нормативов определены почти один в один с этими коэффициентами! И кто из заказчиков пойдет сейчас на увеличение, зная, что скоро опять снизят? Перестрахуются и даже по вновь составляемой сметной документации наверняка будут продолжать начислять понижающие коэффициенты. Дополнительным аргументом является тот факт, что исключение указанных понижающих коэффициентов приведет к увеличению сметной стоимости и бюджетных обязательств.
Вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к НР и СП
Очередной «шедевр». В главных ролях: Минстрой и Минюст. Первые кивнули на вторых, выложив всем документ , который отменил понижающие коэффициенты к НР и СП. А нам, сметчика то что с этим делать? «Живите как хотите»... со своими НР и СП получается? Давайте подробно разбираться.
Очень интересное письмо по накладным и сметной прибыли (Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ). Проведя правовую экспертизу письма Госстроя (Росстроя) №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента - 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен - коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя (Росстроя)№2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению .
С самого начала всей этой истории юридическая "чистота" писем о введении понижающих коэффициентов к НР и СП, так и отменяющего их письма, очень сомнительна! В своё время МДС вводились постановлениями Госстроя России, соответственно, внесение изменений и (или) дополнений к ним должны оформляйся не меньшим по статусу документом - в настоящее время таким видом документа является приказ Минстроя России.
При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.
Рассматриваются вопросы о том, как при составлении локальной сметы можно обеспечить правильное начисление накладных расходов и сметной прибыли. Рассказано о привязке видов работ к позициям сметы, о применении различных поправочных коэффициентов к нормативам НР и СП, а также о возможности выбрать для использования в локальной смете какой-либо специальный справочник видов работ.1.4.1. Как изменить значение норматива НР и СП для вида работ в смете?
Нажмите кнопку Параметры , расположенную на панели инструментов на вкладке Документ , или клавишу F6 на клавиатуре. В появившемся окне выберите закладку Виды работ . В ней отображаются виды работ и соответствующие нормативы накладных расходов и сметной прибыли. Корректировка норматива выполняется привычным двойным щелчком левой кнопки мыши.1.4.2. Как задать единое значение накладных расходов для всех позиций в смете?
Нажав кнопку Параметры на вкладке Документ , выберите закладку НР и СП . Далее в группе Способ задания накладных расходов необходимо установить переключатель в строку Укрупненный норматив по виду строительства . И наконец, введите значение укрупненного норматива и укажите, от чего он должен рассчитываться (от ПЗ или ФОТ). Если требуется задать единое значение сметной прибыли для всех позиций в смете, то аналогично выполняются действия в группе Способ задания сметной прибыли .1.4.3. Как установить общий поправочный коэффициент 0,94 к накладным расходам только при расчете сметы в текущем уровне цен?
В программе выполнено разделение поправочных коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для применения при различных способах расчета сметы. Значение коэффициента можно отдельно указать для расчета сметы в базисном уровне цен, для расчета сметы базисно-индексным методом, а также для расчета сметы ресурсным методом. При этом программа будет автоматически выбирать для использования те или иные значения в зависимости от настроек расчета сметы. Это необходимо, например, для правильного применения коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов в связи с изменением налоговой ставки ЕСН.Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ К-ты к НР и СП . Далее введите значение коэффициента в двух полях, а именно Для расчета базисно-индексным методом и Для расчета ресурсным методом .
Для всех имеющихся в смете позиций и при добавлении в смету новых позиций коэффициенты будут назначаться автоматически. В нашем примере при расчете сметы в базисных ценах без использования индексов коэффициент применяться не будет, а при включении индексов либо при установке ресурсного способа расчета сметы нормативы накладных расходов будут умножены на введенный коэффициент.
1.4.4. Как подключить в смете другой справочник видов работ?
При составлении сметы, например, для районов Крайнего Севера либо приравненных к ним районов необходимо применять нормативы накладных расходов, отличные от тех, которые программа предлагает по умолчанию в соответствии с МДС 81-33.2004. Для быстрого переключения сметы на использование нормативов для районов Крайнего Севера в соответствии с МДС 81-34.2004 нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ и в появившемся окне выберите закладку Виды работ . Далее откройте список кнопки Используемый справочник и выберите там строку Районы Крайнего Севера .Если смета уже была составлена, то для всех ранее введенных позиций будут автоматически изменены нормативы накладных расходов в соответствии с теми, которые установлены в выбранном справочнике. Описание используемого в смете справочника видов работ отображается в заголовке таблицы с видами работ в колонке Наименование вида работ .
1.4.5. Как установить поправочный коэффициент 0,9 к накладным расходам для расценок только из общестроительных сборников?
В программе реализована возможность быстро устанавливать поправочные коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для позиций сметы с определенным видом работ. В соответствии с МДС 81-33.2004 это необходимо, например, при определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве.Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ и в появившемся окне выберите закладку Виды работ . Далее нажатием специальной кнопки переключите таблицу с видами работ в режим ввода поправочных коэффициентов и укажите коэффициенты для методов расчета: в базисных ценах, базисно-индексного или ресурсного.
Для всех имеющихся в смете позиций и при добавлении в смету новых позиций коэффициенты будут назначаться автоматически в зависимости от того, к какому виду работ та или иная позиция относится. В нашем примере нормативы накладных расходов по видам общестроительных работ применяются с коэффициентом 0,9, а по видам ремонтно-строительных работ используются исходные справочные значения.
В ситуации, когда поправочные коэффициенты применяются при определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве, можно не вводить коэффициенты вручную, а установить их автоматически. Для этого следует воспользоваться возможностью подключить в смете специальный справочник видов работ. Порядок действий при выборе нужного справочника описан в предыдущем пункте.
Например, справочник с описанием Ремонт жил Основной предназначен исключительно для ремонтных работ, которые выполняются в жилых и общественных зданиях. В этом справочнике для всех видов общестроительных работ сразу заложены два поправочных коэффициента: 0,9 – к нормативам накладных расходов, 0,85 – к нормативам сметной прибыли. А для остальных случаев, когда требуется применить только коэффициент 0,85 к нормативам сметной прибыли, предназначен справочник с описанием Ремонт нежил Основной .
1.4.6. Как посмотреть привязку позиций сметы к видам работ?
Выберите в смете вид документа Виды работ, НР и СП . Для этого можно воспользоваться кнопкой Вид документа на вкладке Документ или нажать соответствующую кнопку в строке состояния внизу окна программы. Также для этого предусмотрена комбинация клавиш Shift+F8 . В результате программа покажет привязку позиций сметы к видам работ, а также нормативы накладных расходов и сметной прибыли.Для возврата в стандартный режим работы с локальной сметой выберите кнопкой вид документа Локальная смета или нажмите клавишу F9 .
1.4.7. Как задать или изменить вид работ у позиций сметы?
Находясь в смете, выберите вид документа Виды работ, НР и СП, как описано в предыдущем пункте. Программа покажет привязку позиций сметы к видам работ, а также нормативы накладных расходов и сметной прибыли. Чтобы изменить у позиции вид работ или задать вид работ для непривязанной позиции, следует открыть справочник видов работ – нажать кнопку Справочники на вкладке Документ – и щелчком левой кнопки мыши выбрать справочник Виды работ .В справочнике видов работ отражены все виды работ, в соответствии с которыми производится начисление накладных расходов и сметной прибыли. Перечень видов работ для расчета в текущем уровне цен и в ценах 2001 года установлен в МДС 81-33.2004 и других нормативных документах. Также в справочнике отражены виды работ для расчета в ценах 1984 года. При необходимости пользователь может добавлять в справочник собственные виды работ.
Выделив курсором мыши нужный вид работ, перетащите его на позицию сметы. Аналогичным образом осуществляется привязка вида работ к выделенной группе позиций (позиции выделяются щелчком левой кнопки мыши при нажатой клавише Ctrl ) или ко всем позициям раздела (перетаскиванием вида работ на заголовок раздела).
Замечание : Для правильного учета стоимости оборудования в составе локальной сметы необходимо задать для соответствующих позиций сметы специальный вид работ из справочника – Оборудование .
1.4.8. Как выключить разделение на виды работ в итогах сметы?
Если в смете на все виды работ применяются одинаковые начисления, а именно: коэффициенты в итогах, индексы, размер накладных расходов и сметной прибыли, то ПК «ГРАНД-Смета» позволяет выключить выделение итогов по каждому виду работ и показывать только общий итог. Для этого необходимо в параметрах сметы на закладке Расчет + Итоги сбросить флажок напротив строки Всегда выделять виды работ .В этом случае итоги по смете будут выглядеть следующим образом:
А если выделение видов работ включено, то итоги выглядят так:
Особенность начисления накладных расходов и сметной прибыли - один из самых распространенных вопросов среди тех, что возникают у специалистов по ценообразованию в процессе работы. Это неудивительно, ведь ни одна смета не обходится без начисления НР и СП, в то время как огромное количество нормативных документов и пояснительных писем на эту тему все еще оставляет множество неясностей, в которых сегодня мы и попробуем разобраться.
Итак, что же такое «накладные расходы» и «сметная прибыль» ? Как мы уже отметили, это обязательная составляющая любого сметного расчета, ведь сметная стоимость складывается из следующих элементов:
Где
Дополнительные затраты - затраты, которые несет подрядчик из-за сложных условий производства (временные знания и сооружения, зимнее удорожание, непредвиденные расходы, возвратные суммы, налоги в виде различных федеральных и муниципальных сборов в бюджет строительных организаций).
Налоги - компенсация по НДС.
Как видно из формулы, накладные расходы и сметная прибыль вместе составляют косвенные затраты по смете, т.е. затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства, а также прибыль строительной организации. Разберем каждую из этих переменных подробно.
Накладные расходы (НР) - это затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства. К ним относят затраты на содержание административно-управленческого персонала, расходы по организации и производству работ, расходы по обслуживанию рабочих.
Чтобы внести больше конкретики в наш разговор, отметим, что для определения НР разработаны следующие методические указания:МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним), а также МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним» . В Приложении 6 данных нормативных документов, содержится полный перечень статей затрат, входящих в состав накладных расходов в строительстве . Этот перечень, в свою очередь, делится на 5 разделов . Таким образом, обратившись к указанному Приложению, мы выясним, что к НР относятся :
1. Административно-хозяйственные расходы , которые связаны, в основном, с управлением производством при строительстве объектов: расходы на оплату труда работников аппарата управления, линейного персонала, рабочих хозяйственного обслуживания; отчисления по уплате единого социального налога; почтово-телеграфные, типографские, канцелярские и представительские расходы; расходы на эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, занимаемых административно-хозяйственным персоналом; расходы на эксплуатацию служебного легкового автотранспорта; расходы на служебные командировки, оплату услуг банков и аудиторских форм и другие расходы, связанные с управленческой деятельностью.
2. Расходы на обслуживание работников строительства : затраты на подготовку и переподготовку кадров; отчисления на единый социальный налог от фонда оплаты труда рабочих, учтенного в прямых затратах; расходы по обслуживанию санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности.
3. Расходы на организацию работ на строительных площадках : износ и расходы, связанные с содержанием, ремонтом и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств; износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы по нормативным и геодезическим работам; расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством; расходы по проектированию производства работ и содержанию производственных лабораторий; расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок; затраты по подготовке объекта строительства к сдаче и другие расходы.
4. Прочие накладные расходы: амортизация по нематериальным активам; платежи по кредитам банков и расходы на рекламу.
5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы :платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации и отдельных категорий работников; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих капитальных затрат, связанных с деятельностью подрядчика. Затраты 5 раздела в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты».
Теперь, когда мы знаем, что именно подразумевается под статьей «накладные расходы», стоит также отметить, что по своему функциональному назначению и масштабу применения НР делятся на следующие группы (Пункт 1.4 МДС 81-34.2004): - укрупненные нормативы по основным видам строительства , нормы которых перечислены в Приложение 3 (целесообразно применять для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации); - нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ , нормы которых перечислены в Приложение 4, 5 (следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы); - индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации (рассчитываются в отдельном порядке для учета реальных условий конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов).
Независимо от группы определение накладных расходов происходит всегда одинаковым образом - косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда строителей и механизаторов в составе прямых затрат , т.е. от фонда оплаты труда (ФОТ) . Однако формулы нахождения НР и последовательность произведения расчета зависят как от группы, так и от способа составления сметы (ресурсный, базисно-индексный).
Если отталкиваться от группы , то при использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы за итогом прямых затрат. А вот начисление накладных расходов по видам работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНп-2001 (привязка нормативов НР по видам работ к сборникам приведена в приложениях 4 и 5).
Если же мы говорим о способе составления сметы , то при применении ресурсного метода , когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
H - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Н с - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в приложении 3 (в процентах);
Н n - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
H pi - норматив накладных расходов по i -тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).
При применении базисно-индексного метода , когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
На стадии проекта:
На стадии рабочей документации:
З с и З м - суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;
И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами 2001 г.;
З ci и З м i - суммарные по i -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;
n
Именно по данным формулам производится основная часть расчета накладных расходов в смете. Но, определив величину НР, сами вычисления на этом не заканчиваются. Дело в том, что сумма прямых затрат и накладных расходов вместе образуют лишь сметную себестоимость , т.е. затраты на проведение самих работ и их организацию. Понятно, что по себестоимости ни одна организация работать не может, поэтому следующее, что приходится найти, - это сметная прибыль .
Сметная прибыль - средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.
Для определения сметной прибыли существует отдельное методическое указание - МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» . Согласно данному документу, в состав сметной прибыли входят следующие затраты: - отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов; - расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов); - материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.
В Приложении 2 МДС 81-25.2001 приведены также затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли . Это, прежде всего: - затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации; - затраты, связанные с пополнением оборотных средств; - затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.
Сметная прибыль, как и накладные расходы, является нормированной частью стоимости строительной продукции и также подразделяется на следующие группы нормативов :
- общеотраслевые нормативы , устанавливаемые для всех исполнителей работ (65% для строительно-монтажных работ, 50% для ремонтно-строительных работ), используются для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проекта, определения стартовой конкурсной цены;
- нормативы по видам строительных и монтажных работ (перечислены в Приложение 3 МДС 81-25.2001), используются на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы;
- индивидуальные нормы , разрабатываемые для конкретной подрядной организации.
В качестве базы для определения сметной прибыли также используется общий фонд оплаты труда рабочих (ФОТ) . Именно поэтому НР и СП называют «косвенными затратами» - при их расчете берут определенные проценты от составляющих прямых затрат, т.е. определение величины идет «косвенно», а не «напрямую». Но опять же, есть определенные нюансы в самой схеме расчета . Например, при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
Если же говорить о формуле начисления норматива сметной прибыли в сметной документации, то она также зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования , как и в случае с НР. Например, при определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен ресурсным способом величина сметной прибыли может быть найдена по формулам:
На стадии «проект»:
П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;
З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;
Н з - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
Н с ni - норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
А при применении базисно-индексного метода, формула для сметной прибыли выглядит уже иначе:
На стадии «проект»:
На стадии «рабочая документация»:
З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;
З ci и Зт i - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс.руб.;
И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
И, наконец, при определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком и определенной по следующей формуле:
Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;
П n - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс.руб.;
З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.
С НР и СП связан ещё один немаловажный момент . Дело в том, что результаты многочисленных наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствуют, что в настоящее время структура прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 г., значительно изменилась. Это привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве их базы исчисления приняты сметные затраты по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов. Поэтому в целях приведения нормативов накладных расходов в соответствие со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных в МДС нормативов при определении сметной стоимости строительства к НР и СП применяется ряд так называемых понижающих коэффициентов.
С 2001 года вышел целый ряд писем Минрегиона , разъясняющих применение понижающих коэффициентов к НР и СП: 1. Письмо Минрегиона №41099-КК/08 от 06.12.2010г.; 2. Письмо Минрегиона №3757-КК/08 от 21.02.2011г.; 3. Письмо Минрегиона №6056-ИП/08 от 17.03.2011г.; 4. Письмо Минрегиона №10753-ВТ/2 от 29.04.2011г.; 5. Письмо Минрегиона №15127-ИП/08 от 09.06.2011г.; 6. Письмо Минрегиона №20246-АП/08 от 28.07.2011г.; 7. Письмо Минрегиона №22317-ВТ/08 от 24.08.2012г.; 8. Письмо Минрегиона №29630-ВК/08 от 26.11.2012г.; 9. Письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г.
Однако на данный момент из всего списка действуют только последние два письма . Если резюмировать информацию, содержащуюся в данных документах, а также в МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 , можно выделить 4 основных пары коэффициентов , применяемых к накладным расходам и сметной прибыли при составлении смет.
НР | СП | Основание для применения | Примечание |
0,85 | Если смета составляется по ГЭСН, либо если смета индексируется по статьям затрат. Если же смета индексируется единым индексом для СМР, то коэффициенты не применяются, так как уже учтены этим индексом. | Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами. |
|
0,94 | Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения | ||
0,85 | Если смета составлена для ремонтно-строительных работ, но по общестроительным сборникам. | Приложение 4 МДС 81-33.2004 Примечание 1. |
|
При ведении строительства хозспособом (строительство или ремонт за счет собственных средств и с помощью непрофильных отделов, цехов или отдельных сотрудников предприятия), без заключения договоров подряда на выполнение работ. |
К накладным расходам существуют также такие коэффициенты, как:
1,2 - необходимо использовать при составлении сметы на реконструкцию и капитальный ремонт действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами, а также на реконструкцию объектов метрополитена, мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных.
0,9 - при выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях.
Таким образом, мы выяснили, что же такое накладные расходы и сметная прибыль, как они находятся и какими документами регулируются. Теперь логично перейти от теории к практике . Однако об этом мы поговорим в нашем следующем посте.
1) 27 апреля 2018 Минюст России выпустил письмо № 01/57049-ЮЛ Об отмене письма Минстроя РФ №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года следующего содержания:
«Проведя правовую экспертизу письма Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента — 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен — коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению.»
2) 11 июля 2018 года опубликован новый Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)
В новом Федеральном реестре письмо Минстроя России №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года размещено с комментарием о признании его недействительным с 27.04.2018 г. (см. скриншот)
3) Союз инженеров-сметчиков разъясняет
Вопрос: Вышло письмо Минюста от 27.04.2018 № 01/57049-ЮЛ, в котором Минюст требует отменить письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС про понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли. Как быть с теми проектами, что уже прошли экспертизу, и договоры по ним заключены?
Ответ. Если прочитать письмо Минюста от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ, то возникает вполне резонный вопрос, а куда Минюст смотрел 6 лет, прежде чем решил признать не подлежащим применению письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС? Письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы. В федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, размещенного на сайте Минстрой (по состоянию на 11.07.2018) под порядковым номером 46 содержится информация о том, что письмо Госстроя от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС признано с 27.04.2018 г. не подлежащим применению в соответствии с письмом Минюста России от 27.04.2018 г. № 01/57049-ЮЛ. Приходится только сожалеть, что Минстрой России по данному вопросу не принял какого-то внятного решения. Нет распорядительного документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Нет письма с разъяснениями, как следует поступать с данными коэффициентами при разработке и экспертизе новой проектно-сметной документации, как оплачивать выполненные работы по уже заключенным договорам.
За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены.
Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли:
4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости.
Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
В сложившейся ситуации при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из бюджетных источников, рекомендуем к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применять понижающий коэффициент — 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
По вновь разрабатываемой проектно-сметной документации на строительство объектов за счет бюджетных средств до выхода официального разъяснения Минстроя по вопросу понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рекомендуем действовать по письму Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.
При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.
СКАЧАТЬ Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ об отмене письма №2536-ИП/12/ГС о коэффициентах к НР и СП
СКАЧАТЬ Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)
Минстрой России сложившуюся ситуацию не комментирует.