Налоговый кодекс рф общая характеристика. Общая характеристика и направления совершенствования налогового кодекса рф

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)-законодательный акт в котором определяются все виды налогов в нашей стране,а также порядок их исчисления и уплаты.Это главный документ,устанавливающий систему налогов и сборов в нашей стране.
Каждый предприниматель обязан выплачивать определенные налоги и периодически может подвергаться проверкам.В этих случаях знание налогового кодекса может оказать существенную помощь.

На сегодняшний день налоговый кодекс состоит из двух частей.В первой части установлены общие принципы налогообложения:

Во второй части налогового кодекса установлены порядки исчисления и уплаты каждого конкретного налога,установленного кодексом.Каждому конкретному налогу или специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава.Основные главы из второй части налогового кодекса:

Раздел VIII. Федеральные налоги

  • Глава 21. Налог на добавленную стоимость (Статьи 143-178)
  • Глава 22. Акцизы (Статьи 179-206)
  • Глава 23. Налог на доходы физических лиц (Статьи 207-233)
  • Глава 24. Единый социальный налог (Статьи 234-245)
  • Глава 25. Налог на прибыль организаций (Статьи 246-333)
  • Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Статьи 333.1-333.7)
  • Глава 25.2. Водный налог (Статьи 333.8-333.15)
  • Глава 25.3. Государственная пошлина (Статьи 333.16-333.42)
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (Статьи 334-346)
Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы
  • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (Статьи 346.1-346.10)
  • Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (Статьи 346.11-346.25.1)
  • Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Статьи 346.26-346.33)
  • Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Статьи 346.34-346.42)
Раздел IX. Региональные налоги и сборы
  • Глава 27. Налог с продаж (Статьи 347-355, утратила силу)
  • Глава 28. Транспортный налог (Статьи 356-363.1)
  • Глава 29. Налог на игорный бизнес (Статьи 364-371)
  • Глава 30. Налог на имущество организаций (Статьи 372-386.1)
Раздел X. Местные налоги Помимо определения налогов и порядка их уплаты,из налогового кодекса также можно узнать следующие определения,которые важны при осуществлении предпринимательской деятельности:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);
индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

В статье 83 налогового кодекса говориться об обязанности организаций регистрировать обособленное подразделение ,что очень часто нарушается на практике.После вступления в действие постановления правительства №470,без открытия обособленного подразделения стало невозможно зарегистрировать контрольно-кассовую технику на нужный адрес установки.Но даже если организация может работать и без кассового аппарата,открыть обособленное подразделение она обязана:

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения , если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

Кроме того,в налоговом кодексе кроме известных на сегодняшний день систем налогообложения,можно найти информацию по системе налогообложения на основе патента.

Налоговый кодекс Российской Федерации - основополагающий документ законодательства по налогам и сборам.

Сокращенно Налоговый кодекс Российской Федерации упоминают как НК РФ или просто НК.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первую иногда называют как Общая часть, а часть вторую, как Специальная или Особенная часть.

Часть первая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Часть первая регулирует общие вопросы налогообложения. Поэтому ее иногда называют как Общая часть. Часть первая НК РФ состоит из разделов:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Часть вторая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Часть вторая регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. Поэтому вторую часть иногда называют как Специальная или Особенная часть. Вторая часть НК РФ состоит из разделов:

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Такой порядок отличается от общепринятого порядка нумерации частей нормативных актов - статья, часть, пункт.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах - статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; - подпункт

Пример

Статья 250. Внереализационные доходы - статья

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. - абзац 1

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: - абзац 2

1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; - пункт 1

2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса); - пункт 2

3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; - пункт 3

"В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Внебюджетные государственные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения
  • 17.1 Роль и функции Пенсионного фонда, реформа пенсионного обеспечения в рф. Закон рф «о пенсионном обеспечении»
  • 17.2 Роль и функции Фонда социального страхования рф
  • 17.3 Роль и функции Фонда медицинского страхования
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф

    Налоговое законодательство России включает в себя федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Основой налогового законодательства является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей (Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Часть 2. от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Только НК РФ может устанавливать виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и др.

    В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в части первой Налогового Кодекса РФ.

    Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.

    Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.

    Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.

    Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:

    1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;

    2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала;

    3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

    4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;

    5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

    Также должны быть определены элементы налогообложения:

    1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

    2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

    3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

    4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

    5)порядок исчисления налога ;

    6)порядок и сроки уплаты налога .

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

    В первой части НК РФ дан перечень налогов и сборов, согласно которому в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов :

    Федеральные

    Региональные

    Местные.

    1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    К ним относятся:

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Налог на добычу полезных ископаемых;

    Водный налог;

    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Государственная пошлина.

    2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на игорный бизнес;

    Транспортный налог.

    3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц.

    Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.

    Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:

    - налоги на потребление (НДС, акцизы);

    - налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);

    Налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).

    В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают.

    Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.

    Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.

    Однако, было замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.

    Различаются также:

      текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги;

      общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги;

      зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.

    Совокупность налогов, сборов и платежей, законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

    Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    Правовые нормы Ч.2 НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах регулируют правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

    Налоговый кодекс РФ

    Налоговый кодекс РФ (НК РФ) - кодифицированный законодательный акт, являющийся основой российского налогового законодательства. Устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т. ч. (согласно ст. 2 НК):

    Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    Формы и методы налогового контроля;

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

    Специальные налоговые режимы;

    Принципы исчисления и уплаты конкретных налогов, акцизов и сборов.

    Несмотря на то что кодекс является обычным федеральным законом, он имеет преимущество перед другими законами о налогах и сборах, т. к. они (согласно ст. 1 НК), должны приниматься в соответствии с кодексом.

    НК РФ состоит из двух частей. Первая часть посвящена установлению общих принципов налогообложения. Она была принята Государственной думой РФ 16 июля 1998 года (146-ФЗ), подписана президентом 31 июля и вступила в силу 1 января 1999 года. Первая часть НК РФ имеет 7 разделов, включающих 27 глав, разбитых на 199 статей (некоторые из них на настоящий момент не действуют).

    Во второй части НК РФ устанавливаются принципы исчисления и уплаты каждого из налогов. Она была принята Государственной думой РФ 19 июля 2000 года (117-ФЗ), подписана президентом 5 августа и вступила в силу 1 января 2001 года. Вторая часть НК РФ имеет 4 раздела, включающие 18 глав, разбитых на 374 статьи (некоторые из них на настоящий момент не действуют). За время, прошедшее с момента принятия второй части Налогового кодекса РФ, в нее было внесено множество изменений. При этом главы и статьи второй части кодекса вступали в силу не сразу, а последовательно (в течение 2001–2005 годов).

    Налоговый кодекс РФ (часть 2)


    Смотреть что такое "Налоговый кодекс РФ" в других словарях:

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, основной свод законов Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, основания… … Энциклопедический словарь

      Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. См. также: Кодексы Налоговое законодательство Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

      Налоговый кодекс - федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая» Номер: 146 ФЗ Принят: Государственной Думой 16 июля 1998 Одобрен: Советом Федерации 17 июля 1998 … Википедия

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: Общие… … Энциклопедический словарь конституционного права

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - свод государственных законодательных актов о налогообложении … Энциклопедический словарь экономики и права

      Налоговый кодекс РФ - Нал оговый к одекс РФ … Русский орфографический словарь

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - (НК РФ) основной акт законодательства о налогах и сборах в РФ. НК (часть первая) принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ Б. Ельциным 31 июля 1998 г. № 146 ФЗ. Введен в действие… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

      налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ … Словарь экономических терминов

      Налоговый кодекс Республики Казахстан - Налоговый кодекс Республики Казахстан, регулирующий властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым… … Википедия

    Книги

    • Купить за 292 грн (только Украина)
    • Налоговый кодекс РФ на 20. 04. 18 с путеводителем по суд. практике. Ч. 1, 2 + Сравн. таблица изменений , . Налоговый кодекс Российской Федерации с путеводителем по судебной практике. Части первая и вторая. Со сравнительной таблицей изменений. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от…

    НК РФ), часть первая - систематизированный законодательный акт, устанавливающий систему взимаемых в бюджеты налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Н К РФ был принят 31 июля 1998 и введен в действие с 1 января 1999, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Однако 9 июля 1999 в НК РФ было внесено большое число изменений и дополнений, введенных в действие в основном с 17 августа 1999. С принятием НК РФ утверждается принцип ограничения форм налогового законодательства, в соответствии с которым ограничивается включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому. Этот принцип важен не только с позиции доходов бюджета, но и равенства обязанностей налогоплательщиков. Хотя данный принцип не закреплен в Конституции РФ, однако Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в пользу его установления. В НК РФ понятие «налоговое законодательство» заменяется понятием «законодательство о налогах и сборах». Согласно ст. 1 Н К РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Действие Н К РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в нем. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Н К РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Н К РФ. Часть вторая Н К РФ принята 5 августа 2000 и вводится в действие с 1 января 2001, за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки введения в действие. Важным достоинством части второй Н К РФ является более детальная проработка определений налоговой базы и механизма взимания отдельных налогов. Кодекс включает в себя многие положения, которые до принятия части второй Н К РФ регулировались подзаконными актами. Часть вторая Н К РФ состоит из четырех глав, посвященных федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость; акцизам; налогу на доходы физических лиц; единому социальному налогу (взносу). Новым в этом перечне является единый социальный налог (взнос), введение которого можно отнести к несомненным положительным моментам регулирования платежей во внебюджетные фонды, что привело к унификации налоговой базы п о всем категориям социальных платежей, существенно облегчает расчеты для налогоплательщиков. Кроме того, возложение контроля за уплатой этих платежей на налоговые органы наряду с другими налогами будет также способствовать упрощению процедуры внесения всех видов платежей налогоплательщиками, облегчит бремя различных проверок, снизит дублирование документации. Наряду с положительными моментами принятия части второй Н К РФ следует отметить и отрицательные: - по-прежнему доминирует фискальный аспект и стремление соблюсти интересы бюджета при игнорировании интересов налогоплательщиков; - не преодолена заложенная в предыдущем законодательстве ярко выраженная нацеленность на авансирование налогоплательщиками федерального бюджета (бюджетов субъектов Федерации) по различным видам налоговых платежей. Кроме того, по большинству налогов расширительно толкуется налоговая база. Значительное число статей Кодекса сформулировано таким образом, что применять их непосредственно практически невозможно. Фактически имеет место отказ от идеи сформировать Налоговый кодекс как закон прямого действия. Это означает необходимость разработки значительного числа детальных методических указаний и фактически переложение бремени решения ряда важных вопросов налогообложения с законодателя на исполнительные органы - Министерство финансов РФ и Министерство РФ по налогам и сборам. Р.Ф. Захарова