Религия в сербии и сербская православная церковь. Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера

, Римско-католическая церковь , Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания , Реформатская христианская церковь , Евангелическая христианская церковь , еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр) . Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию .

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения г., без Косова :

  • православных - 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков - 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман - 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов - 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев - 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий - 530 чел. (0,07 % населения).

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Словацкая евангелическая церковь а.в.
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»

Напишите отзыв о статье "Религия в Сербии"

Примечания

Галерея

Отрывок, характеризующий Религия в Сербии

– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.

Последние исследования показывают, что Сербия на пятом месте в Европе по религиозности: считают себя религиозными 77% опрошенных в исследовании проведенном «Галупом», что значительно выше среднеевропейского уровня в 50%.

По этому поводу «Политика» решила выяснить, действительно ли сербы столь религиозный народ или это все лишь на словах, так как в отдельных церквях в Сербии священникам практически не перед кем проводить утренние и вечерние службы, так как верующие не приходят.

По ком звонят колокола храма Святого Александра Невского в Белграде? Ранним утром, около 8 часов, всего лишь около десятка человек тихо входит в церковь на заутреню. Жаль что псалмы из книги пророка Давида и церковные молитвы, которые читает певчий, практически некому слушать.

Певчий известен как бывший гитарист новобелградских гаражных групп, будораживших городскую рок-сцену в восьмидесятых.

Он забросил «Led Zeppelin» но все равно поднимается к небесам. Если даст Бог, то пострижется в монахи. Когда в девяностых Сербия вспомнила о всевышнем и толпой повалила в церкви певчий не был среди тех, кто на полной скорости из социалистического самоуправления переходил в православие, возможно потому и остался верным до сих пор.

Служащая «Телекома» каждое утро перед работой заходит в храм на Дорчоле, освященный в давнем 1930 году в присутствии патриарха Варнавы и короля Александра Первого. Женщина приходит лишь по рабочим дням. Уже год она внимательна, пунктуальна и терпелива, но не относит себя к фанатичным верующим.

— Я не прихожу по выходным, тогда большая толпа и гораздо заметнее как люди по разному понимают религиозность. Некоторые кланяются до земли, другие оставляют деньги на видном месте, третьи болтают во время службы как бабы на рынке. Я религиозна, но так, как об этом говорит Владета Еротич, — религиозность это не только вера, но и общее мышление на христианский манер, — рассказывает она после утренней службы.

Люди с заутренней службы практически как семья. Понимают горе и радость, счастье и несчастья. Вещи о которых они говорят столь обычны, что напоминают истории из старых времен, которые мы давно слушали и позабыли, так как живем сейчас в другой галактике, где живут со скоростью света.

Когда пенсионерка Елица Урошевич рассказывает, как она обратилась к господу в 2008 году после того как едва пережила инсульт, она больше обращается к людям вокруг нее: 37-летнему Деяну, учащемуся на преподавателя Закона Божьего, церковному служке Неджи Медичу, выполняющему эту работу с 1961 года, когда он служил в церкви Святых архангелов Михаила и Гавриила на Башчаршии, а затем в сараевской Соборной церкви. После кровавых гражданских войн и он бежал в Сербию и служит в святом храме, где хранятся драгоценные дары из 1877 года – серебряный крест, украшенный драгоценными камнями, дар Томании и Еврема Обреновичей и большое русской Евангелие, подарок госпожи Аны Обренович.

— В Церковь после 1990 года приходили и те, кто ее раньше оскорблял. Думает человек, что если перекрестится то попадет к Богу. С приближением миллениума число людей на утренней и вечерней службах уменьшалось, — улыбается Неджо, вспоминая, что время бомбардировок НАТО церкви были переполнены.

Несчастье объединяет людей. Бомбы падали, сирены выли, люди собирались в храме, понимая, что обычный человек стоит на хрупких ногах.

— Когда у вас все хорошо, то вы можете и обругать Бога, но когда начинаются проблемы то сразу зовете Бога на помощь. А мне вера помогла больше чем лекарства, — рассказывает свой рецепт Елица, когда-та занимавшая должность человека «для всего» на технологическом факультете. Варила кофе, чистила, была курьером… Со дна социальной лестницы вырастила детей и внуков сделала их уважаемыми людьми. Тогда она не знала Бога, но сейчас верит, что именно тогда Бог все время заботился о ней.

Протоиерей Душан Йованович вспоминает, что во времена коммунизма праздновали славу все кто хотел и в церковь ходили все кто хотел, потому он и не принимает это традиционное алиби, которое ищут себе новые верующие,которые, успокаивая свою совесть, указывают на «красных».

— Те кто верил верили всегда. Мало людей приходят к нам, они лишь капля в море. Но Бог протягивает руки и призывает их… Предлагает помощь и спасение. А наш человек ожидает, что ему сразу заплатят, у наших людей нет терпения, так как Бог неспешен, но достижим. Серб всегда готов поругаться с Богом, сделать ему замечания, — рассказывает протоиерей Душан.

Александар Апостоловски

Не секрет, что в наши дни россияне стремятся вкладывать средства в приобретение недвижимости за рубежом. Купить недвижимость в Сербии стремятся многие наши состоятельные соотечественники, и это не удивительно. С братским сербским народом нас связывают глубокие исторические и культурные связи, у нас общие корни, общие традиции и вера. Любой русский интуитивно понимает речь на сербском языке. Попадая в Сербию, наш соотечественник ощущает себя не в чужой стране, а почти дома - в крайнем случае, в гостях у дружелюбных родственников. Неслучайно в Сербию для россиян открыт безвизовый въезд.

Именно поэтому россияне считают выгодным вложением капиталов приобретение недвижимости в этой стране и охотно приобретают квартиры, дома, земельные участки и виллы в Сербии. Здесь можно комфортно, безопасно и спокойно жить, заниматься бизнесом, отдыхать и растить детей. Продажа недвижимости в Сербии осуществляется по весьма приемлемым ценам. Так, коттедж на берегу озера или реки можно купить за 25000-70000 евро. В Белграде квадратный метр в новостройке в Белграде в настоящее время стоит от 1500-1800 евро, в других крупных городах (Ниш, Нови Сад) - от 600-800 евро. Столь низкие цены на квартиры, дома и виллы в Сербии, безусловно, привлекательны для российских частных инвесторов.

Чрезвычайно уникально также географическое расположение этой древней страны. История этого региона, уходящая вглубь веков, насыщена драматическими событиями. Здесь решались судьбы народов, сталкивались интересы разных культур и традиций. Люди селились на этой территории с глубокой древности. Там, где сегодня стоит Белград, уже за два тысячелетия до нашей эры стояли поселения людей. От более поздних и близких к нам времен остались и прекрасно сохранились многочисленные монастыри, где бережно хранятся святыни православия. До наших дней стоят и внушительные крепости со времен средневековья.

Как туристов, так и тех иностранцев, кто желает иметь здесь собственную недвижимость и решает приобрести квартиры, дома и земельные участки в Сербии, привлекает не только богатая культура и история и низкие цены, но также и комфортный, благоприятный для здоровья климат этой местности, и живописная природа Сербии. Вы можете любоваться уникальными видами и необычайно красивыми пейзажами из окна собственной виллы или дома в Сербии. Здесь сложились идеальные условия для развития экотуризма и агротуризма, традиционных для современной Европы. В мягком, умеренно-континентальном климате зима длится не долее двух месяцев, и не бывает ни холодной, ни суровой. Многочисленные заповедники и национальные парки страны включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. По количеству рек и пресноводных водоемов в Европе Сербия - на втором месте после Венгрии. Равнины и горы этого древнего края покрывают бескрайние девственные лиственные леса - буковые, дубовые и липовые. Известен огромный липовый лес на территории Сербии - один из самых обширных в Европе. В охотничьих хозяйствах страны настоящий рай для охотников: здесь разрешена охота на медведей, кабанов,волков, оленей и куропаток, если решитесь купить недвижимость в Сербии.

Оздоровительный туризм в Сербии также имеет как перспективы на будущее, так и славное прошлое. Традиции отдыха «на водах» в этой части Балкан восходят еще к временам Римской империи, когда знатные римляне поправляли свое здоровье с помощью целебных минеральных вод из местных горячих и холодных источников. В стране и сегодня действуют десятки старинных бальнеологических курортов, а также несколько горнолыжных курортов с развитой инфраструктурой. Еще во времена, когда Сербия находилась в составе социалистической Югославии, сюда охотно приезжали на отдых зарубежные туристы. Если вы приобретете в этих краях собственное жилье, то для вас, как для владельца дома, виллы или квартиры в Сербии, проблема сезонного отдыха будет решена раз и навсегда. Вы сможете проводить там отпуск всей семьей или жить постоянно. Очень выгодно также сдавать недвижимость в аренду многочисленным туристам, которые проявляют к отдыху Сербии все больший интерес. Сдача в аренду квартиры, виллы или дома в Сербии может приносить владельцу недвижимости ощутимый дополнительный доход, поскольку у туризма в этой стране прекрасные перспективы.

Продажа недвижимости в Сербии не пострадала от мирового финансового кризиса, поскольку массовые спекуляции с жильем обошли Сербию стороной. На сегодняшний день рынок недвижимости в Сербии находится только в начале развития, по сравнению с соседними странами он менее «раскручен». Дома и квартиры в Сербии можно приобрести по ценам в пять или шесть раз ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы. Земельные участки в Сербии иностранцы-физические лица могут приобретать без всяких ограничений. Объекты коммерческого назначения также продается по низким ценам. Кроме того, купив недвижимость в Сербии, и организовав свой бизнес, вы приобретаете право получить вид на жительства, а в перспективе - возможность ПМЖ (3 года) и гражданства (5 лет).

  СЕРБЫ - южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и других странах.

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Сербы впервые упомянуты Плинием Старшим, а также Птолемеем в его «Географии» во 2-м столетии н.э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В IV-м веке сарматские сербы, в числе других славянских племен под натиском гуннов и аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии - области, располагающейся в современных восточногерманских и западнопольских районах. Согласно мнению одних исследователей в регионе Эльбы-Зале, других - в верховьях Вислы и Одера, третьих - во всех землях от Эльбы-Зале до верхней Вислы. Там они смешались с местными славянскими народностями. И по сей день в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица, Lusatia, Sorbian Łužica, German Lausitz), где проживают правнуки тех самых сербов - лужичане (сорбы) .

Сербы, хорваты и словенцы заняли северо-западную часть Балканского полуострова в VII в. Хорваты и сербы должны были отстаивать свою независимость от авар, болгар, франков и Византии. По сообщению Константина Багрянородного, в первой половине VII в. византийский император Ираклий разрешил сербам и хорватам расселиться на северо-западе Балканского полуострова, чтобы они обороняли эти земли от авар . Сербы были крещены греками в 60-70-е гг. IX в. Болгария и Византия стремились установить свою власть над сербскими княжествами. В середине X в. князь области Рашка подчинил другие сербские области и Боснию. После его смерти среди сербских банов начались распри, и Сербия попала под власть Византии. Но в середине XI в. князь области Дукля (или Зета, позднее - Черногория) добился независимости от Византии и подчинил князей других областей, поддерживавших Византию. В Дукле во второй половине XII в. создается летопись, которая возводит род правителей Дукли к древним королям готов и хорватов. Так летописец стремился обосновать власть королей Дукли над всеми сербами. Эта власть не была прочной. Королевство распалось в XII веке, из него выделились самостоятельные области, в том числе Босния. В конце XII в. в борьбе за власть над сербами побеждает «великий жупан» области Рашка Стефан Неманя. Один его сын, Стефан Первовенчанный, становится в 1217 г. королем Сербии, другой, Савва, архиепископом самостоятельной сербской православной церкви. Неманя и Савва были канонизированы - провозглашены святыми - православной церковью.

В правление династии Неманичей началось строительство ради спасения души многочисленных церквей и монастырей-«задужбин». Храмовые постройки возводились из тесаного камня, украшались мрамором, внутри расписывались фресками. Культурным центром Сербии стала столица Рашки - древний город Рас. Хорваты и сербы (как и черногорцы, и жители Боснии) - славянские народы, они говорят на одном языке - сербскохорватском, но пользуются разной письменностью. Хорваты используют латинский алфавит, сербы - кириллицу. Хорваты, как и словенцы, стали католиками, сербы - православными. Эти культурные традиции разделяют не только южных славян. Католицизм распространился в средние века у западных славян - поляков, чехов, словаков, лужицких сербов. Эти народы пользуются латинским алфавитом. Русь и восточные славяне - русские, украинцы, белорусы - стали православными и используют кириллицу.


Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины, Славонии, Трансильвании и Венгрии. Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю, где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия.