Решение о ликвидации незавершенного строительства документы. Приказ на списание незавершенного строительства на затраты

МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СПИСАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

от 16.11.2017 N 3688)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" , приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" , приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" , в целях определения единых требований к списанию затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь статьями 35.1, 45 Устава муниципального образования "Город Магадан" , мэрия города Магадана постановляет:

1. Утвердить Порядок списания выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Создать и утвердить состав межведомственной комиссии по списанию выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Магадана В.Ю. Троицкого.

Глава муниципального образования
"Город Магадан", мэр города Магадана
Ю.ГРИШАН

Приложение N 1. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Приложение N 1

Утвержден
постановлением
мэрии города Магадана
от 10.10.2017 N 3264

(в редакции Постановления мэрии города Магадана от 16.11.2017 N 3688)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия и согласования решений о списании выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан", состоящих на балансе муниципальных учреждений, отраслевых (функциональных), территориальных органов мэрии города Магадана, осуществляющих функции заказчика (далее - Учреждение).

1.2. В Порядке применяются следующие термины и определения:

Объект незавершенного строительства (далее - объект) - объект общественной инфраструктуры (здание, строение, сооружение, другие объекты), не являющийся самостоятельной учетной единицей, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан", в отношении которого проведены предпроектные работы, разработка проектной документации, проектно-изыскательские работы, технико-экономическое обоснование или строительство (реконструкция) которого не завершено (прекращено) либо не начато;

Затраты по объектам незавершенного строительства (далее - затраты) - произведенные капитальные вложения в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по выполнению предпроектных работ, проектной документации, проектно-изыскательских работ, технико-экономического обоснования, строительно-монтажных работ, монтажу оборудования, прочих работ и затрат, входящих в смету стройки в денежном выражении, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства) или вводу его в эксплуатацию.

1.3. Решение о списании работ и затрат по объектам незавершенного строительства принимается в отношении объектов, отвечающих одному из следующих требований:

1.3.1. Проектная (предпроектная, проектно-сметная, проектно-изыскательская и прочая) документация не соответствует законодательству в связи с изменениями нормативной правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной, проектно-сметной, проектно-изыскательской и прочей) документации.

1.3.2. Возведенные строительные конструкции и (или) элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования.

1.3.3. Отсутствует экономическая целесообразность дальнейшего строительства (создания) объекта.

1.3.4. Отсутствуют документы, подтверждающие затраты на строительство (создание) объекта, объекта незавершенного строительства, строительство (создание) которых прекращено более 5 лет назад.

1.3.5. Отсутствуют документы, подтверждающие затраты на проектирование, предпроектные работы, изыскания, обследование, строительно-монтажные работы, иные затраты.

(п. 1.3 в ред. Постановления мэрии города Магадана от 16.11.2017 N 3688)

1.4. Исключен. - Постановление мэрии города Магадана от 16.11.2017 N 3688 .

1.4. Учреждение, имеющее на своем балансе объект незавершенного строительства, отвечающий одному из условий пункта 1.3 настоящего Порядка, направляет главе муниципального образования "Город Магадан", мэру города Магадана ходатайство о списании выполненных работ и затрат по незавершенному строительством объекту, в котором отражаются:

(в ред. Постановления мэрии города Магадана от 16.11.2017 N 3688)

а) технико-экономическая характеристика объекта;

б) обоснованные предложения о списании выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства с указанием причин списания, информации о финансировании объекта, о стоимости выполненных работ, а также кредиторской задолженности (при наличии).

1.5. К ходатайству о списании затрат при необходимости прикладываются:

а) копии документов, подтверждающих строительство объекта за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан";

б) информация о том, что объект не является предметом действующего договора строительного подряда (с приложением подтверждающих документов);

в) информация о наличии проектной документации и сроках действия технических условий;

г) справка о затратах на объект незавершенного строительства, числящийся на балансе организации;

д) информация о техническом состоянии объекта;

е) ведомость затрат по объекту незавершенного строительства, оформленная в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

К ходатайству о списании выполненных работ и затрат могут быть приложены иные документы, относящиеся к данным объектам.

1.6. Глава муниципального образования "Город Магадан", мэр города Магадана направляет документы в адрес межведомственной комиссии по списанию выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства (далее - Комиссия) для принятия решения о списании выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства.

Для участия в заседаниях Комиссии могут приглашаться независимые эксперты с их согласия и иные специалисты, обладающие специальными знаниями в данной сфере.

1.7. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) рассматривает полученные ходатайства и приложенные к ним документы;

б) проводит анализ предоставленной технической документации по объектам и данных бухгалтерского учета;

в) устанавливает возможность дальнейшего использования объекта и целесообразность его восстановления;

г) устанавливает возможность дальнейшего использования элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования;

д) устанавливает причины списания выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства;

е) принимает решение о списании выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства, о восстановлении объекта, о дальнейшем использовании объекта, его элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования.

Комиссия вправе выезжать на место размещения объекта незавершенного строительства.

1.8. Принятое Комиссией решение о согласовании списания выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства либо об отказе в согласовании списания выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства оформляется протоколом Комиссии.

Основанием для отказа в согласовании списания выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства является возможность восстановления и использования объекта незавершенного строительства, его элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования.

1.9. Подготовка и утверждение акта о списании выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства осуществляется Учреждением, на балансе которого учитываются данные затраты, на основании решения Комиссии.

1.10. Списание выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства производится на основании утвержденного акта о списании или акта приемки-передачи затрат в соответствии с действующим законодательством и правилами бухгалтерского учета.

1.11. В случае несогласования списания выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства Комиссия выносит свои рекомендации по дальнейшему использованию объекта незавершенного строительства (консервация, достройка или другие варианты вовлечения в хозяйственный оборот).

Приложение. Ведомость затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение

к Порядку
списания выполненных работ и
затрат по объектам
незавершенного строительства

Наименование объекта

Характеристика объекта

Сроки строительства

Предполагаемые к списанию затраты (руб.)

Предложения

Местонахождение

Сметная стоимость строительства (руб.)

Стоимость объекта незавершенного строительства, числящегося на балансе (руб.)

Дата начала (месяц, год)

Дата фактического прекращения (месяц, год)

Руководитель ___________________________________________

Главный бухгалтер ___________________________________________

Приложение N 2. СОСТАВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО СПИСАНИЮ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Приложение N 2

Утвержден
постановлением
мэрии города Магадана
от 10.10.2017 N 3264

Председатель комиссии

заместитель мэра города Магадана, курирующий вопросы в сфере социально-экономического развития города, управления муниципальным имуществом;

заместитель председателя комиссии

руководитель департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана;

секретарь комиссии

главный специалист финансового отдела департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана

Члены комиссии:

руководитель комитета по финансам мэрии города Магадана;

руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана;

руководитель правового управления мэрии города Магадана;

руководитель комитета экономического развития мэрии города Магадана;

директор муниципального бюджетного учреждения "Служба технического контроля города Магадана"

О порядке списания затрат

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", в целях установления процедуры списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города:

1. Утвердить:

Положение о порядке списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города, согласно приложению 1;

Состав комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города, согласно приложению 2.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по строительству.

Глава администрации города

Приложение 1 к постановлению

администрации города

Положение

о порядке списания затрат

по объектам незавершенного строительства,

финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке списания затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города (далее - Положение), устанавливает порядок списания произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, отраженные на балансовых счетах бюджетного учета муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Нижневартовска" (далее - учреждение).

1.2. В Положении применяются следующие термины и определения:

Объект незавершенного строительства (далее - объект) - объект общественной инфраструктуры (здание, строение, сооружение, другие объекты), не являющийся самостоятельной учетной единицей, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджета города, в отношении которого проведены предпроектные работы, разработка проектной документации, проектно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования или строительство (реконструкция) которого не завершено (прекращено);

Затраты по объектам незавершенного строительства (далее - затраты) - произведенные капитальные вложения в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по выполнению предпроектных работ, проектной документации, проектно-изыскательских работ, технико-экономического обоснования, строительно-монтажных работ, монтажу оборудования, прочих работ и затрат, входящих в сметы строек в денежном выражении, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства).

1.3. Списание затрат осуществляется в случае, если:

а) объект не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность дальнейшего строительства;

б) возведенные строительные конструкции и (или) элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования;

в) проектная (предпроектная) документация не соответствует законодательству в связи с изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной) документации.

II. Порядок списания затрат

2.1. Для определения затрат, подлежащих списанию, учреждение проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, по результатам которой составляет перечень соответствующих затрат по объекту и оформляет предложение о списании затрат, в котором отражаются:

Наименование объекта, затраты по которому подлежат списанию;

Дата постройки (выпуска) объекта;

Дата принятия к бухгалтерскому учету объекта;

Технико-экономическая характеристика объекта;

Информация о финансировании объекта с расшифровкой по годам финансирования;

Причина списания объекта.

2.2. Предложение о списании затрат направляется на рассмотрение в комиссию по списанию затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города (далее - Комиссия).

2.3. Вместе с предложением о списании затрат представляются следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих строительство объекта за счет средств бюджета города;

б) справка о том, что объект не является предметом действующего договора строительного подряда (с приложением подтверждающих документов);

в) информация о наличии проектной (предпроектной) документации и о сроках действия технических условий;

г) перечень затрат, числящихся на балансе учреждения;

д) акт технического обследования объекта, справка о техническом состоянии объекта;

е) документ, подтверждающий идентификацию объекта (в случае изменения его наименования);

ж) фотографии объекта;

з) ведомость затрат.

2.4. Секретарь Комиссии принимает предложение о согласовании списания затрат по объекту и регистрирует его в день поступления.

2.5. Председатель Комиссии назначает дату и время проведения заседания Комиссии в течение 3 рабочих дней со дня регистрации предложения.

2.6. Заседание Комиссии считается правомочными, если на нем присутствует не менее половины членов Комиссии.

2.7. Срок рассмотрения представленных в Комиссию документов не должен превышать 14 рабочих дней с даты поступления указанных документов в Комиссию.

2.8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов участвующих в открытом голосовании. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

2.9. Комиссия имеет право привлекать экспертов для проведения дополнительного анализа представленных Комиссии документов. Эксперты представляют в Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.

2.10. По результатам рассмотрения предложения о списании затрат и представленных документов Комиссия принимает решение о согласовании списания затрат либо об отказе в согласовании списания затрат.

2.11. Основанием для отказа в согласовании списания затрат является:

Несоответствие объекта критериям, указанным в пункте 1.3 Положения;

Представление не всех документов, предусмотренных пунктом 2.3 Положения.

2.12. Решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, секретарем Комиссии и всеми членами Комиссии, принявшими участие в заседании Комиссии.

2.13. На основании решения Комиссии о согласовании списания затрат отдел координации строительного комплекса администрации города готовит проект распоряжения администрации города о списании затрат.

Приложение 2 к постановлению

администрации города

комиссии по списанию затрат

по объектам незавершенного строительства,

финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета города

Заместитель главы администрации города по строительству, председатель комиссии

Заместитель начальника отдела координации строительного комплекса администрации города, секретарь комиссии

Члены комиссии:

Начальник бюджетного управления департамента финансов администрации города

Начальник отдела координации строительного комплекса администрации города

Начальник управления бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер администрации города

Александра Шевченко, коммерческий директор компании ""Иваудит""

Ежегодно аудиторы нашей компании проводят проверки в более ста предприятиях Ивановской, Владимирской, Нижегородской и других областей. Эти предприятия ведут разный вид деятельности, у них разные системы налогообложения, а также особенности ведения бухгалтерского учета. В связи с этим отличаются задачи, которые ставятся аудитору при проведении проверки, вопросы главных бухгалтеров и руководителей предприятий, возникающие в процессе деятельности. Но бывает, что вопрос или спорная ситуация, вызывающие сомнения главного бухгалтера, носят массовый характер.

Ситуация.

Организация имеет на балансе объект незавершенного строительства, на который имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект. Однако в связи с изменением проекта, отсутствием консервации и частичного разрушения, данный объект не может быть использован в деятельности.

Вопрос.

Можно ли списать данный объект с баланса организации, если при этом он физически не демонтируется ввиду значительности затрат на ликвидацию? Каков порядок учета расходов на демонтаж объекта в случае, если объект ранее был списан в учете, а ликвидирован в более поздний период?

Ответ аудиторов.

Бухгалтерский учет.

В рассматриваемой ситуации у организации на балансе имеется объект незавершенного строительства. Данный объект организация не планирует использовать в дальнейшей деятельности, т.е. объект не будет принят в состав основных средств организации. Отметим, что в настоящее время не имеется законодательно разработанного порядка списания с учета объектов незавершенного строительства. Поэтому, по нашему мнению, следует по аналогии руководствоваться порядком, предусмотренным для списания основных средств.

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 ""Учет основных средств"", утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, стоимость объекта основных средств списывается с бухгалтерского учета в двух случаях:

– при выбытии объекта;

– при неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Под выбытием понимается продажа основного средства, прекращение его использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал, передачи по договору мены и т.д.

В рассматриваемом случае объект незавершенного строительства организация не предполагает использовать в дальнейшей деятельности. Однако, по нашему мнению, говорить о списании данного объекта с учета вследствие неспособности приносить экономическую выгоду возможно только в том случае, если от данного объекта нельзя получить какого-либо дохода (например, дохода от реализации материальных ценностей, полученных от демонтажа и пригодных для дальнейшего использования).

Порядок оформления выбытия основного средства вследствие его ликвидации описан в п. 77,78,79 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. При ликвидации основных средств создается комиссия, оформляется акт на списание объекта основных средств.

При ликвидации объекта незавершенного строительства следует также создать комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Члены комиссии должны установить причину списания, а именно, что ликвидируемый объект не может использоваться в дальнейшей деятельности, т.к. не может приносить доход, даже при продаже его как ТМЦ, металлолома и т.д.

Кроме того, списывая объект незавершенного строительства, стоит учитывать, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно ч.3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ ""О бухгалтерском учете"", первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Иными словами, списать объект незавершенного строительства можно только при наличии документов, подтверждающих факт его ликвидации, и только при фактической ликвидации объекта.

В случае списания данного объекта с учета без проведения ликвидации при инвентаризации будет выявлено различие между учетными данными и фактическим наличием этого объекта. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 ""Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"" организация должна будет оприходовать данный объект.

При ликвидации объекта незавершенного строительства «накопленная» стоимость объекта, учтенная на счете 08-3, относится в состав прочих расходов, в дебет 91-2 ""Прочие доходы и расходы"", субсчет ""Прочие расходы"".

Также в составе прочих расходов учитываются затраты, связанные с ликвидацией объекта незавершенного строительства. Полученные в результате ликвидации объекта материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости в корреспонденции с кредитом 91-1 ""Прочие доходы и расходы"", субсчет ""Прочие доходы"".

В случае, когда организация решит сначала списать объект, а потом ликвидировать его фактически, то в целях бухгалтерского учета отражение затрат на его демонтаж будет также отражаться в составе прочих расходов, т.е. на счете 91.

Таким образом, по нашему мнению, списание объекта незавершенного строительства без его фактической ликвидации возможно только в том случае, когда данный объект не может быть использован в каких-либо других целях (например, разобран и продан как материалы). В иных случаях подобное списание будет являться некорректным, поскольку может привести к недостоверной информации об имущественном состоянии организации.

Налоговый учет.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитываются расходы:

– на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;

на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);

– на охрану недр и другие аналогичные работы.

Из анализа этой нормы следует, что во внереализационные расходы можно отнести только стоимость ликвидируемых основных средств, в отношении же ликвидируемых объектов незавершенного строительства в расходы включаются только расходы на демонтаж, но не стоимость самого ликвидируемого объекта.

Таким образом, по нашему мнению, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта в составе расходов не учитывается. Отнести в состав внереализационных расходов можно только расходы на демонтаж в силу их прямого указания в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Аналогичное мнение о том, что стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов организации, т.к. не поименована в списке расходов по подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, высказывает Минфин РФ в Письме от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261.

Арбитражная практика.

Арбитражная практика по данному вопросу в большинстве случаев поддерживает позицию налоговых органов. Так, в Федеральном Арбитражном суде Западно-Сибирского округа, в деле рассматривалась ситуация, когда Общество списало на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства в связи с отсутствием финансирования. Как указал суд, в целях налогообложения прибыли принимаются лишь расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства. Сама стоимость такого объекта не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Также суд отклонил ссылку Общества на подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, указав, что в силу п. 3 ст. 252 НК РФ особенности определения расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями гл. 25 НК РФ. Особым обстоятельством в данном случае является ликвидация объекта незавершенного строительства, а гл. 25 НК РФ содержит особую норму, регламентирующую отнесение расходов в случае такой ликвидации, а именно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ (то есть при наличии специальной нормы ссылка на общую норму недопустима).

Таким образом, сам факт отнесения стоимости объекта незавершенного строительства во внереализационные расходы является налоговым риском. Кроме того, при рассмотрении дела в суде помимо обоснования необходимости ликвидации незавершенного строительства организации потребуется представить доказательства фактической ликвидации объекта..

В то же время расходы на демонтаж объекта незавершенного строительства можно признать для целей налогообложения прибыли в силу прямой нормы подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Основополагающим аспектом будут положения ПБУ 10/99. Очевидно, что затраты на прекращение выпуска продукта и списание НЗП по нему не принесут в дальнейшем явных экономических выгод предприятию. Следовательно, их следует отнести на прочие расходы для целей бухучета. То есть списание НЗП в данном случае пройдет проводкой Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 20 (23, 25, 26).ВАЖНО! Если выпуск снятого с производства продукта может быть выделен в отдельный сегмент (операционный или функциональный), то для отражения сведений в бухгалтерской отчетности следует применять положения ПБУ 16/02 «О прекращаемой деятельности», в т. ч. в отношении списания НЗП.

  1. Налоговый учет.
  • Для целей расчета налога на прибыль НЗП, не давшее продукции, списывается во внереализационные расходы в размере прямых затрат (п. 11 ст. 265 НК РФ).

Порядок списания незавершенного производства (нюансы)

Тогда их следует отразить как прочие доходы.

  • Дт 62 (76) Кт 91 - отражена реализация;
  • Дт 91 Кт 20 - списано НЗП;
  • Дт 99 Кт 91 - финансовый результат для ликвидационного баланса.

Списание НЗП при прекращении совместной деятельности При прекращении деятельности простого товарищества (совместной деятельности) на балансе товарищества тоже могут оставаться остатки НЗП. Подтвержденные инвентаризацией остатки должны быть переданы кому-то из товарищей, по общему решению.

В этом случае участник, ведущий общие дела, должен оформить передачу НЗП с баланса товарищества проводкой Дт 80 Кт 20 (23, 26, 29) на сумму по решению участников. Списание внутреннего брака Внутренним браком признают выявленный внутри предприятия до момента продажи бракованных изделий.


Большая часть такого брака выявляется в момент выхода из производства (т. к.

Списание затрат незавершенного строительства

Внимание

Если недострой решили продать третьим лицам, на его стоимость начисляется НДС. В качестве налоговой базы выступает размер цены, отраженной в договорной документации.


Сделка оформляется договором купли-продажи. Полученная выручка относится в учете к периоду, в котором была произведена передача актива покупателю на основании акта. Прибыль показывается датой регистрации прав собственности стороной, приобретающей объект.
Продажа будет сопровождаться составлением таких корреспондирующих записей:
  • Д62 – К91.1 – проводка, подтверждающая признание дохода от операции по продаже недостроя;
  • Д91.2 – К68 – отражен начисленный на договорную стоимость НДС;
  • Д91.2 – К08.3 – учтена стоимость недостроенного актива, который продается.

К СВЕДЕНИЮ! Недостаток действующей схемы налогообложения проявляется для упрощенцев.

Ликвидация объектов незавершенного строительства: налоговые риски

Кроме того, списание возможно только на основании решения уполномоченного органа по управлению имуществом. Согласно п. 3.32 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв.
приказом

Минфина России от 13.06.1995 № 49, далее – приказ № 49) по незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:

  • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
  • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

Согласно п.

Учет объектов незавершенного строительства

Важно

Им придется включать всю вырученную сумму в базу налогообложения, что существенно повысит значение налогового обязательства. По Письму Минфина от 24 марта 2017 г. № 03-05-06-01/17081 недостроенные объекты, которые были зарегистрированы, попадают в категорию налогооблагаемого имущества.


Стоимость таких активов включается в общий размер базы для налога на имущество. Для физических лиц норма была введена в 2015 году (ст.
401 НК РФ). Если плательщиком налога на имущество выступает физическое лицо, то за базу для налогообложения принимается кадастровая или инвентаризационная стоимость (ст. 402 НК РФ). В ст. 403 НК РФ предусмотрен ряд льгот по налогу для пенсионеров, инвалидов, лиц с государственными наградами и участников боевых действий (полный перечень лиц, обладающим правом воспользоваться льготой приведен в ст.
407 п. 1 НК РФ).

Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г.

под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.
Процедура заморозки незавершенного строительства Временная приостановка возведения здания или сооружения должна быть документально оформлена. Решение о необходимости этой операции принимается заказчиком, оно фиксируется в приказе с указанием сроков инвентаризации. На следующем этапе осуществляется уведомление застройщика о предстоящей консервации объекта. Перед заморозкой строительства на объекте проводится инвентаризация.

Приказ на списание незавершенного строительства на затраты

Решение о списании работ и затрат по объектам незавершенного строительства принимается в отношении объектов, отвечающих одному из следующих требований: 1.3.1. Проектная (предпроектная, проектно-сметная, проектно-изыскательская и прочая) документация не соответствует законодательству в связи с изменениями нормативной правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной, проектно-сметной, проектно-изыскательской и прочей) документации. 1.3.2.

Возведенные строительные конструкции и (или) элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования. 1.3.3. Отсутствует экономическая целесообразность дальнейшего строительства (создания) объекта.

1.3.4.
К ходатайству о списании затрат при необходимости прикладываются: а) копии документов, подтверждающих строительство объекта за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан»; б) информация о том, что объект не является предметом действующего договора строительного подряда (с приложением подтверждающих документов); в) информация о наличии проектной документации и сроках действия технических условий; г) справка о затратах на объект незавершенного строительства, числящийся на балансе организации; д) информация о техническом состоянии объекта; е) ведомость затрат по объекту незавершенного строительства, оформленная в соответствии с приложением к настоящему Порядку. К ходатайству о списании выполненных работ и затрат могут быть приложены иные документы, относящиеся к данным объектам.
1.6.

Ответ от 22.06.2015: Согласно п. 34 Инструкции № 162н (утв. приказом Минфина России от 06 декабря 2010 г. № 162н) списание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажным работам и иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), при наличии решения уполномоченного органа отражается по дебету счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010611410 «Уменьшение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения». Следовательно, действующее законодательство о ведении учета в государственных (муниципальных) казенных учреждениях допускает только один вариант списания незавершенных объектов капстроительства в качестве чрезвычайных расходов.

Для этой процедуры создается комиссионный орган из представителей заказчика и исполнителя. Члены комиссии после осмотра недостроенного сооружения составляют инвентаризационную опись.

В документе отражают:

  • название объекта;
  • перечень конструкционных элементов;
  • стадию возведения.

После инвентарных мероприятий подписывается Акт о временной остановке строительства. Продажа недостроенного актива Реализовать можно только объект, строительство которого было приостановлено.

Перед совершением сделки необходимо оформить право собственности на возводимое сооружение. Для этого в Росреестр подается комплект правоустанавливающей документации по земельному наделу и выданное ранее разрешение на начало строительных работ (ст.

40 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ).
Город Магадан», в отношении которого проведены предпроектные работы, разработка проектной документации, проектно-изыскательские работы, технико-экономическое обоснование или строительство (реконструкция) которого не завершено (прекращено) либо не начато; — затраты по объектам незавершенного строительства (далее — затраты) — произведенные капитальные вложения в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по выполнению предпроектных работ, проектной документации, проектно-изыскательских работ, технико-экономического обоснования, строительно-монтажных работ, монтажу оборудования, прочих работ и затрат, входящих в смету стройки в денежном выражении, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства) или вводу его в эксплуатацию. 1.3.
Комиссия осуществляет следующие полномочия: а) рассматривает полученные ходатайства и приложенные к ним документы; б) проводит анализ предоставленной технической документации по объектам и данных бухгалтерского учета; в) устанавливает возможность дальнейшего использования объекта и целесообразность его восстановления; г) устанавливает возможность дальнейшего использования элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования; д) устанавливает причины списания выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства; е) принимает решение о списании выполненных работ и затрат в отношении объекта незавершенного строительства, о восстановлении объекта, о дальнейшем использовании объекта, его элементов, узлов, деталей, конструкций, материалов и оборудования. Комиссия вправе выезжать на место размещения объекта незавершенного строительства. 1.8.

Ю.В. Капанина, аттестованный налоговый консультант

Как быть с «ненужными» капвложениями?

Учитываем ликвидацию объекта незавершенного строительства

Если ваше руководство приняло решение прекратить строительство нового ОС или реконструкцию старого и на счете 08 остались накопления, то в бухучете они списываются на расходы, а вот в «прибыльных» целях учесть эти затраты проблематично. Налоговики не принимают такие расходы. Судебная практика противоречива, но некоторым компаниям все же удается отстоять свою правоту.

Бухгалтерские последствия списания незавершенки

Оформляем документы

По разным причинам у компании могут измениться планы, и недостроенный объект основных средств ей придется ликвидировать. Причем списать этот объект можно только при наличии документов, подтверждающих сам факт его ликвидации.

Если строительство как таковое еще не начато, но, к примеру, на проектные работы деньги уже потрачены, то эти капвложения тоже считаются незавершенкой. Ведь такие затраты участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта и их нельзя списывать на расходы в периоде, когда они были понесен ыпп. 7, 8 , 17 ПБУ 6/01 .

Ликвидация незавершенки начинается с принятия руководством соответствующего решения, о чем издается приказ. В приказе нужно:

  • указать причину принятия такого решения;
  • назначить комиссию для оформления документации и определения пригодных для использования материалов, оставшихся после ликвидаци иПостановление 1 ААС от 26.11.2015 № А11-813/2015 .

По завершении всех ликвидационных работ (включая разборку/демонтаж) комиссия оформляет акт о списании объекта незавершенного строительства. Акт составляется в произвольном виде с учетом требований для первичных документо вст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . При этом его форму нужно утвердить приказом руководителя. Акт можно оформить, к примеру, так.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «ВСК-Профит»

И.С. Семенов

Акт о списании объекта незавершенного строительства № 1

г. Москва

В соответствии с приказом от 29 июля 2016 г. № 68 проведена ликвидация объекта незавершенного строительства «Производственный корпус № 3»:

Виды, этапы работ, формирующие стоимость объекта незавершенного строительства Способ производства работ Стоимость выполненных работ на дату ликвидации по данным бухгалтерского учета, без НДС, руб. НДС по подрядным работам, руб. Дата принятия к бухгалтерскому учету выполненных работ При производстве строительных работ подрядным способом
Договор Сведения о подрядчике
Проектные и изыскательские работы Подрядный 560 000,00 100 800,00 14.05.2015 № 106-15 от 16.02.2015 ООО «Проектсервис»
Устройство фундамента Подрядный 2 680 000,00 482 400,00 05.10.2015 № 18 от 05.06.2015 ООО «Стройкомплект»
Сборка металлических конструкций Подрядный 1 110 000,00 199 800,00 23.10.2015 № 18 от 05.06.2015 ООО «Стройкомплект»
Итого: 4 350 000,00 783 000,00

Сведения о затратах, связанных с ликвидацией объекта незавершенного строительства:

Сведения о поступлении материальных ценностей от ликвидации объекта незавершенного строительства, подлежащих оприходованию:

Дата списания объекта незавершенного строительства с бухгалтерского учета - 31.10.2016.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Отражаем в учете

Проводки в бухучете сделайте такие:

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
На дату акта выполненных работ
Списаны затраты на демонтаж металлических конструкций 91-2 «Прочие расходы» 78 000,00
Учтен НДС по демонтажным работам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 14 040,00
Списаны затраты на разбор фундамента 91-2 «Прочие расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 120 000,00
Учтен НДС по разборке фундамента 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 21 600,00
НДС, предъявленный подрядной организацией, признан прочим расходом 91-2 «Прочие расходы» 19 «НДС по приобретенным ценностям» 35 640,00
На дату списания объекта незавершенного строительства по акту
Списана стоимость объекта незавершенного строительства 91-2 «Прочие расходы» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 4 350 000,00
Принят к учету металлолом 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» 91-1 «Прочие доходы» 64 400,00
Материалы, полученные при выбытии имущества, учитываются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учет уп. 9 ПБУ 5/01 . Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма, которую можно получить при продаже актива. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документальн оп. 23 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н . Для этого можно воспользоваться ценами из прайс-листов организаций, занимающихся сбором металлолома

ВЫВОД

Стоимость незавершенки признается в составе прочих расходов на дату составления акта о списании этого объекта после завершения всех работ.

Ликвидируем недострой в налоговых целях

Налог на прибыль

Затраты на ликвидацию (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы) вы можете учесть во внереализационных расхода хподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ . А как быть со стоимостью самой незавершенки (учитываемой на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»): можно ли ее учесть в «прибыльных» расходах? По этому вопросу есть две точки зрения.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если есть возможность, то недостроенный объект лучше продать, а не демонтировать. При демонтаже недостроя не удастся избежать судебных разбирательств с налоговиками по поводу «прибыльного» учета затрат на строительство и восстановление НДС.

ПОЗИЦИЯ 1. Со знаком минус. По мнению Минфина, списывать стоимость незавершенки на расходы нельзя, поскольку такие затрат ыПисьма Минфина от 01.10.2012 № 03-03-06/1/512 , от 23.11.2011 № 03-03-06/1/772 , от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757 :

  • прямо не поименованы в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ;
  • не приносят доходов, то есть не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. А это значит, их нельзя признать и как прочие обоснованные расход ыподп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ .

Некоторые судьи соглашаются с таким буквальным прочтением норм НК РФ и отказывают компаниям в признании спорных затра тПостановления 20 ААС от 24.12.2015 № А68-2772/2015 ; ФАС СЗО от 17.08.2011 № А56-60650/2010 .

ПОЗИЦИЯ 2. Со знаком плюс. Есть и другие судебные решения. В них судьи делают вывод, что списание в «прибыльные» расходы стоимости незавершенки правомерно. Они исходят из следующег оПостановления АС УО от 27.06.2016 № Ф09-4723/16 ; АС ЗСО от 06.05.2016 № А27-18073/2015 ; ФАС МО от 01.04.2014 № Ф05-2300/2014 ; Определение ВАС от 20.01.2011 № ВАС-18063/10 :

  • запрет на списание таких затрат во внереализационные расходы нарушает принцип равенства налогообложения, поскольку в аналогичной ситуации при выведении из эксплуатации основных средств организация вправе учесть их остаточную стоимость при исчислении налога на прибыл ьподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ;
  • перечень внереализационных расходов является открытым и подразумевает только критерий обоснованности затра тподп. 20 п. 1 ст. 265 , ст. 252 НК РФ . То есть учитывается, что организация изначально планировала получить доход от использования объекта в своей производственной деятельности. И отсутствие положительного финансового результата от попыток строительства объекта не дает основания признавать расходы на его создание необоснованными.

Заметим, что довольно часто суды обращают внимание и на обоснование причины списания недостро яПостановления АС ЗСО от 15.03.2016 № Ф04-284/2016 , от 13.05.2015 № Ф04-18378/2015 . Поэтому если у вас на этот счет будут веские аргументы, то ваши шансы на признание затрат возрастут.

ВЫВОД

Без спора с налоговиками учесть в «прибыльных» целях стоимость незавершенки, скорее всего, не удастся. Однако стоит попытаться отстоять учет таких расходов в суде, ведь большинство судей в таком вопросе на стороне компаний. При этом важно доказать, что объект незавершенного строительства изначально предполагалось использовать в производственной деятельности компании.

А вот в отношении материалов, полученных в результате ликвидации незавершенки, нормы НК РФ Минфин трактует однозначно. По мнению чиновников, рыночную стоимость такого имущества нужно включить в состав внереализационных доходов на дату подписания ликвидационного актаПисьмо Минфина от 19.04.2010 № 03-03-06/1/277 .

НДС

При ликвидации недостроя у вас могут возникнуть такие НДС-вопросы.

ВОПРОС 1. Нужно ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету при строительстве объекта? У Минфина ответ один - налог следует восстановит ьПисьмо Минфина от 07.02.2008 № 03-03-06/1/86 . А все потому, что объект не будет использоваться в облагаемых НДС операциях, то есть основное условие вычета в момент ликвидации объекта перестанет выполнятьс яп. 2 ст. 171 НК РФ .

Однако мнение чиновников можно оспорить в суде. Тем более что большинство судов в этом вопросе на стороне компани йПостановления ФАС МО от 01.04.2014 № Ф05-2300/2014 ; ФАС СКО от 23.04.2013 № А32-7901/2012 ; ФАС ПО от 08.08.2013 № А65-24102/2012 . Арбитры отмечают: в п. 3 ст. 170 НК РФ приведен перечень случаев, при наступлении которых требуется восстановить НДС. Он является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Так вот, ликвидация недостроенных объектов в нем не указана, а значит, ничего восстанавливать не нужно.

. Поскольку объект незавершенного строительства основным средством не является, то суммы входного НДС по ликвидационным работам объекта незавершенного строительства к вычету принять нельз я” .

Судьи могут пойти вам навстречу и признать такой вычет правомерным, если вы обоснуете, что ликвидационные работы были приобретены для облагаемой НДС деятельности. Например:

  • у вас было не просто уничтожение объекта, а демонтаж с сохранением годных материалов, последующая реализация которых и являлась целью подрядных работ. В результате демонтажа была получена выручка от реализации материалов, облагаемая НДСПостановление ФАС МО от 20.06.2014 № Ф05-5803/2014 ;
  • целью демонтажных работ является использование освободившихся земельных участков в вашей производственно-хозяйственной деятельности. При этом у вас имеется документальное тому подтверждение (скажем, проекты использования благоустроенных участко в)Постановление АС ЗСО от 15.03.2016 № Ф04-284/2016 .

ВЫВОД

Налоговики могут потребовать восстановить НДС-вычет по списанному недострою. Однако это не предусмотрено НК РФ, а значит, вероятность отстоять вычет в суде довольно велика.
Что касается вычетов НДС по ликвидационным работам, то здесь придется подтвердить факт приобретения таких работ для облагаемой НДС деятельности.

Если вам удастся продать недострой, то выручку от продажи вы сможете уменьшить на сумму затрат на его создани еподп. 2 п. 1 , п. 2 ст. 268 НК РФ ; Письмо УФНС по г. Москве от 28.02.2005 № 20-12/12075.1 . Да и с входным НДС по приобретенным для строительства материалам, работам или услугам в такой ситуации проблем возникнуть не должно. Ведь незавершенка используется в облагаемых НДС операциях (при реализации этого объекта НДС начисляется в общем порядк еподп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ).