Усн доходы минус расходы предельный доход. Упрощенная система налогообложения

В 2017 году упрощенная система налогообложения стала доступной для большего числа компаний, так как изменились лимиты доходов и основных средств. Обо всех изменениях УСН в 2017 году и условиях применения спецрежима читайте далее.

УСН 2017 - специальный упрощенный налоговый режим, который вправе применять организации (ООО) и индивидуальные предприниматели, отвечающие ряду критериев.

С 1 января 2017 года вступили в силу важные изменения по УСН, которые необходимо учитывать: новые лимиты доходов и основных средств, больше расходов и единый КБК для минимального и обычного налога. Подробнее об этом в разрезе по объектам читайте далее.

Условия применения упрощенной системы налогообложения в 2017 году

В форме декларации два изменения:

  1. Отдельный раздел для торгового сбора. Его заполняют розничные продавцы с объектом "доходы";
  2. Можно записать в декларации пониженную ставку для объекта "доходы".

В 2017 году организации сдают отчетность не позднее 31 марта (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ), индивидуальные предприниматели - не позднее 2 мая .

Компания на упрощенной системе обязана сдавать в инспекцию через интернет лишь два расчета. Первый -декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Второй - расчет 6-НДФЛ, если в компании работают больше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Нулевую декларацию на упрощенке можно сдать одним из трех способов - по интернету, через личный кабинет на сайте ФНС или заказным письмом по почте (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Обязательный аудит на УСН в 2017 году

Компании на упрощенке проводят обязательный аудит в 2017 году, если валюта баланса на 31 декабря 2016 года превысила 60 млн рублей (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Аудиторское заключение компания сдает вместе с бухгалтерской отчетностью в отделение статистики не позднее 31 марта 2017 года. Если же она проведет проверку позже 31 марта, то заключение надо донести в течение 10 рабочих дней. Срок считают со дня, следующего за датой заключения. Крайний срок - 31 декабря 2017 года (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если не вовремя сдать документ, статистика оштрафует компанию на 5000 рублей, а руководителя - на 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Предельная сумма дохода, которую могут получить организации и не потерять право применять "упрощенку", в 2017 году будет равна 120 млн руб. (п. 4, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции). Применять УСН смогут также налогоплательщики, владеющие основными средствами с бухгалтерской остаточной стоимостью до 150 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в новой редакции). Соответствующие изменения внесены в НК РФ и вступят в силу с 1 января 2017 года, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования закона. На момент подготовки новости документ не был опубликован.

Напомним, что в настоящее время предельный размер доходов на УСН составляет 79,74 млн руб. Эта сумма рассчитана как произведение предельной величины дохода установленное , НК РФ и коэффициента-дефлятора 1,329. Он установлен на 2016 год .

Соответственно, максимальная остаточная стоимость основных средств, подлежащих амортизации и признаваемых амортизируемым имуществом, на балансе "упрощенщика", в этом году, не может превышать 100 млн руб. Эта сумма рассчитывается по данным бухгалтерского учета ().

Увеличится предельное значение доходов и для тех организаций которые планируют перейти на "упрощенку" с другой системы налогообложения. Но только для тех, кто соберется переходить на УСН с 1 января 2018 года. Оно составит 90 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 346.12 НК РФ в новой редакции). Для того чтобы перейти на "упрощенку" с 1 января 2017 года, нужно не превысить по итогом 9 месяцев этого года величину дохода в размере 59,805 млн руб. (45 млн руб. х 1,329). Напомним, что 45 млн руб – это величина, предусмотренная . Она также увеличивается на коэффициент-дефлятор.

Не получится перейти на УСН с других режимов с 1 января 2017 года и компаниям, у которых остаточная стоимость основных средств свыше 100 млн руб. Ведь подать уведомление о переходе они должны до 31 декабря 2016 года, а в этом году действует указанный порог стоимости ().

14 июня 2016 года Государственной Думой принят в третьем (окончательном) чтении законопроект № 1040802‑6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Кроме урегулирования новых полномочий налоговых органов по администрированию страховых взносов данный законопроект вносит существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ.

Увеличение предельного размера доходов при УСНО

Одним из важнейших ограничений на применение УСНО является ограничение предельного размера доходов как для перехода на данный спецрежим, так и для его применения.

Согласно действующей редакциигл. 26.2 НК РФ организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСНО, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). На индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам для целей перехода на УСНО не распространяется.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Приведенные предельные величины - 45 и 60 млн руб. - подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года - 59,805 млн руб.

Налогоплательщики не раз предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО, но представители Минфина были против этого. Они считают, что существующий предельный уровень доходов, ограничивающий право субъектов малого предпринимательства на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима, поскольку по результатам проведенного ФНС анализа уровня доходов налогоплательщиков, применявших УСНО в 2013 году, из 2,48 млн организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн руб. получили 2,37 млн (95,6 %) налогоплательщиков, а доход до 50 млн руб. - 2,46 млн (99,2 %) налогоплательщиков.

Количество налогоплательщиков, применяющих УСНО и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн руб.), составляет всего 0,8 %.

Из приведенных цифр делался вывод, что величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03‑11‑11/77673, от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186).

При этом критерии отнесения к субъектам малого бизнеса следующие: предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий должны быть равны 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

И «упрощенцы» неоднократно предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО до величины 120 млн руб., которая соответствует критериям отнесения к микропредприятиям по величине доходов.

Наконец, предприниматели были услышаны: с 2017 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб.

Следовательно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Но действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., соответственно, для целей перехода на УСНО - 90 млн руб.

К сведению:

Принятие рассматриваемых изменений является реализацией п. 74 и 75 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 1 марта 2016 года № 1349п-П13, которыми и были предусмотрены увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн руб.) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения УСНО.

Для индивидуальных предпринимателей, совмещающих УСНО и ПСН, отметим, что ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения ПСН установлено в размере 60 млн руб. (пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

По мнению финансистов, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему РФ по НДС, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, уплачиваемым в соответствии с общим режимом налогообложения (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340). С учетом изложенного увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. в настоящее время считается нецелесообразным. Рассматриваемым документом предельное значение доходов при ПСН не увеличивается.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.44 НК РФ переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, УСНО, спецрежим в виде ЕНВД или ПСН.

Представители Минфина считают, что в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., указанный индивидуальный предприниматель может перейти на УСНО в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, либо на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

Увеличение остаточной стоимости основных средств

Еще одним важным ограничением для применения УСНО является величина остаточной стоимости основных средств.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании положений гл. 25 НК РФ.

В отличие от предельной величины доходов при УСНО, ограничение по остаточной стоимости основных средств не менялось ни разу начиная с 2002 года - года введения в НК РФ гл. 26.2. Это ограничение является препятствием для применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют дорогостоящие основные средства или занимаются фондоемкими видами деятельности, особенно если вспомнить о ценах на коммерческую недвижимость или производственные здания в крупных городах.

В связи с этим предприниматели не раз обращались в Минфин с просьбой увеличить размер остаточной стоимости основных средств, называлась цифра «1 млрд руб.».

Однако, с точки зрения финансистов, принятие решения о повышении ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения УСНО может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему РФ. Соответственно, увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения юридическими лицами УСНО в настоящее время нецелесообразно (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340).

В итоге остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб. Конечно, можно было бы увеличить эту цифру и побольше с учетом имеющейся инфляции, но остается довольствоваться тем, что принято. Итак, с 2017 года «упрощенцы» вправе иметь основные средства остаточной стоимостью до 150 млн руб.

Обратите внимание:

На момент подготовки материала законопроект № 1040802‑6 находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Отметим, что рассматриваемым законопроектом не преду­сматривается внесение поправок в п. 2 ст. 346.12 НК РФ в части распространения применения ограничения по остаточной стоимости основных средств в отношении индивидуальных предпринимателей для целей перехода на УСНО (Письмо Минфина России от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186). Но для целей применения УСНО ограничение по остаточной стоимости основных средств по‑прежнему распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Уточнение налоговых ставок

С 2017 года вносятся изменения в п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ. В данной норме речь идет о налоговой ставке 0 % для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В действующей редакции рассматриваемой нормы не сказано, о каком объекте налогообложения идет речь. Финансисты разъясняли, что ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 % для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и перешедших на УСНО, в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения не предусмотрено (Письмо от 05.05.2016 № 03‑11‑11/26185).

Внесенные в п. 4 ст. 346.20 НК РФ поправки исключают какое‑либо двоякое толкование этой нормы.

Также теперь будет более корректно прописано, что в период действия налоговой ставки в размере 0 % указанные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Данный порядок действовал и ранее.

* * *

С 2017 года вступают в силу изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ:
  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб.;
  • действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн руб.;
  • уточнены положения п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ в части применения ставки 0 %.
Документ вступает в силу 1 августа 2016 года вместо Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

УСН в 2019 году - изменения, лимит доходов, какие доходы включаются в расчет лимита, а какие нет? Об этих и других вопросах по УСН читайте в нашей статье.

УСН в 2019 году: лимит доходов

Предельная величина (лимит) доходов для применения УСН ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В 2017 году он был равен 1,425 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698). При этом предельная величина доходов с 01.01.2017 увеличилась до 150 млн руб. и одновременно произошло приостановление до 01.01.2020 действия п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которой предусматривалась индексация лимита на коэффициент-дефлятор. Таким образом, в 2017-2019 годах для определения предельной величины доходов для применения УСН коэффициент-дефлятор не применяется.

В 2019 году лимиты доходов и стоимости ОС для УСН следующие:

  • доход годовой — не более 150 млн руб.;
  • доход за 9 месяцев для перехода на УСН — 112,5 млн руб.;
  • остаточная стоимость ОС для перехода на УСН и использования этого спецрежима — 150 млн руб.

Если по итогам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев, года, доходы налогоплательщика по УСН превысят установленный лимит, он лишится права на применение УСН.

Законодательство изменением лимита доходов по УСН в 2017-2019 годах не ограничилось.

Изменения УСН в 2018-2019 годах

Основным изменением в работе упрощенцев с 2019 года является отмена льготы по страхвзносам для бизнеса с видами деятельности, поименоанными в ст.427 НК РФ. Теперь фирмы и ИП платят взносы по общей ставке 30%.

Главное изменение по УСН в 2018 году в том, что новая форма КУДИР (утверждена приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н в ред. приказа Минфина от 07.12.2016 № 227н) с 01.01.2018 обязательна для применения всеми упрощенцами.

В 2017 году в отношении УСН принято больше поправок. Так, с 2017 года:

  • Для упрощенного налога с разницы между доходами и расходами и минимального налога по УСН действует единый КБК — 18210501021011000110.
  • Действует новая форма декларации. В ней появились строки для отражения сумм торгового сбора и пониженной ставки по УСН «доходы» (приказ ФНС РФ от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99).
  • На период 2017-2021 годов налогоплательщики Крыма платят налог при УСН «доходы» по ставке 4%, УСН «доходы-расходы» — 10% (закон Республики Крым от 26.10.2016 № 293-ЗРК/2016).
  • Предельная величина остаточной стоимости основных средств увеличилась до 150 млн руб. (в 2016 году она составляла 100 млн руб.).
  • Повысился до 112,5 млн руб. лимит доходов за 9 месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН на следующий год. Индексация этого лимита также была приостановлена до 2020 года. Данный лимит применяется в случае подачи заявления о переходе на УСН с 2018 года.
  • «Упрощенцы» могут учесть в расходах затраты на проведение независимой оценки на соответствие требованиям к квалификации (п. 33 ст. 346.16 НК РФ).
  • Список льготных видов деятельности, которые позволяют уменьшить ставку страхвзносов для «упрощенцев», приведен в соответствии с ОКВЭД-2 (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Поправка введена законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ и действует для правоотношений, возникших с 01.01.2017.

Доходы, включаемые в расчет

Для целей определения лимита учитывается сумма фактически поступивших за отчетный (налоговый) период доходов, включающая в себя (ст. 346.15, подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, письма Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984, от 18.04.2016 № 03-11-11/22124):

  • доходы от реализации;
  • внереализационные доходы;
  • доходы, учитываемые при переходе на УСН с общего режима налогообложения;
  • доходы, полученные в режиме патентной системы налогообложения (ПСН).

Подробнее о доходах налогоплательщика, учитываемых при расчете упрощенного налога, читайте .

Доходы, не включаемые в расчет

В расчет не включаются поступления, которые единым налогом при УСН не облагаются. К таким поступлениям относятся:

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • доходы организации в виде дивидендов и процентов по определенным видам ценных бумаг, предусмотренные подп. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо ФНС России от 07.12.2011 № ЕД-4-3/20628@);
  • дивиденды, которые участники организации-упрощенца решили не забирать (закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ);
  • доходы ИП, облагаемые НДФЛ по ставкам, предусмотренным подп. 2 и 5 ст. 224 НК РФ (подп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • проценты по банковским вкладам ИП — Минфин считает, что облагать их нужно подоходным, а не упрощенным налогом (согласно нормам ст. 214.2 НК РФ и рекомендациям Минфина из писем от 06.04.2017 № 03-11-11/20549 и от 04.09.2014 № 03-11-06/2/44294);
  • личные деньги «упрощенца»-ИП, вносимые на расчетный счет или в кассу (письмо Минфина от 19.04.2016 № 03-11-11/24221);
  • обеспечительный платеж (письмо Минфина от 17.12.2015 № 03-11-06/2/7397).

Утрата права на применение УСН

Организация, применяющая УСН, лишается права применять данный налоговый режим в том случае, если превышена предельная величина доходов. В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ с начала того квартала, в котором это произошло, организация обязана применять общую систему налогообложения.

Пример

В 1 квартале 2019 года за выполненные работы организация получила от покупателей 60 млн руб., во 2 квартале — 20 млн руб. В августе 2019 года организация реализовала земельный участок за 80 млн руб. Плата за участок в сумме 80 млн руб. поступила 20.08.2019. В итоге общая сумма доходов по состоянию на 20 августа 2019 года составляет 160 млн руб. Данная сумма превышает лимит доходов УСН на 2019 год, установленный в размере 150 млн руб., поэтому организация должна перейти на общую систему налогообложения с начала 3 квартала 2019 года, в котором было допущено превышение лимита (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Такой вывод подтверждается Минфином России в письме от 12.03.2009 № 03-11-06/2/37.

Переход на ОСН

В соответствии с п. 5 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить о переходе на ОСН в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода. С момента перехода на ОСН он должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Если превышение лимита обнаружено не сразу и налогоплательщик продолжает уплачивать налог по УСН, ст. 78 НК РФ предоставляет ему право зачесть такие платежи в счет налогов, которые должны были быть уплаченными за этот период в системе общего налогообложения. Такое мнение высказал ФАС Центрального округа в постановлении от 10.06.2010 № А54-1814/2009-С8. Кроме того, по нормам п. 4 ст. 346.13 НК РФ пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором осуществлен переход на ОСН, налогоплательщику не начисляются.

Также налоговые органы не вправе привлекать налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление деклараций по налогам, уплачиваемым в рамках общего режима, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, когда налогоплательщик утратил право на применение УСН. Это подчеркивают и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 № Ф04-6118/2008(15332-А81-34), ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 № Ф03-А04/08-2/2418).

Следует отметить, что при утрате права на применение УСН в течение календарного года и переходе на общий режим налогообложения в порядке п. 4 ст. 346.13 НК РФ налоговые органы могут потребовать рассчитать и уплатить минимальный налог по итогам последнего отчетного периода работы на УСН, приравнивая его к налоговому периоду (письмо ФНС России от 27.03.12 № ЕД-4-3/5146, постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 № 169/13).

Полную информацию о переходе с упрощенки на общий режим налогообложения вы можете прочесть в статье «Порядок перехода с УСН на ОСНО в 2018-2019 годах» .

Итоги

В 2019 году лимит доходов для использования УСН составляет 150 млн руб. для годового дохода упрощенца и 112,5 млн руб. за предыдущие 9 месяцев для дохода, позволяющего перейти на УСН. При этом следует иметь в виду, что некоторые поступления, не облагаемые упрощенным налогом, при исчислении дохода не учитываются.

Как изменилась упрощенная система налогообложения (УСН) с 2017 года? Изменились ли лимиты доходов и расходов при «упрощенке»? Внесли ли поправки в перечень расходов, которые можно учесть при расчете налога с объектом «доходы минус расходы»? Какие КБК в 2017 году для «упрощенцев»? Как уменьшать «упрощенный» налог на страховые взносы? В статье приведен полный обзор изменений по УСН с 2017 года.

Увеличили сумму дохода для перехода на УСН

Однако ранее предусматривалось, что если организация хочет перейти на УСН с нового года, то ее доходы за 9 месяцев предшествующего года не должны превышать 45 млн. рублей без НДС, увеличенных на коэффициент-дефлятор (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

На 2016 год коэффициент-дефлятор был определен как 1,329 (Приказ Минэкономразвития от 20.10.2015 № 772). Соответственно, если организация хотела перейти на УСН с 2017 года, то ее доходы за январь – сентябрь 2016 года не должны были превышать 59 805 000 руб. (45 000 000 × 1,329).

В 2017 году ситуация меняется. Обозначенные лимиты увеличены. В пункте 2 статьи 346.12 НК РФ закреплено фиксированное значение – 112,5 млн. рублей. Поэтому переходить на «упрощенку» с 2018 года смогут организации, если доходы за 9 месяцев предшествующего года не превысили 112,5 млн. рублей. Причем действие коэффициента-дефлятора будет приостановлено до 1 января 2020 года. Соответственно, применять дефлятор к 112 млн. рублей не нужно.

Новый лимит (112,5 млн. рублей) можно применять с 2017 года. Соответственно, если организация пожелает перейти на УСН с 2018 года, то ее доходы за январь – сентябрь 2017 года не должны будут превысить 112,5 млн. рублей. Получается, что больше организаций смогут перейти на «упрощенку» с 2018 года. При этом имейте в виду, что индивидуальные предприниматели вправе не учитывать ограничения по лимитам в целях перехода на УСН. Повышение названного лимита предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Установили срок подачи уведомления о переходе с ЕНВД на УСН

Как мы уже сказали, по общему правилу, организации и ИП переходят на УСН с начала календарного года (п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Однако особые правила предусмотрены для налогоплательщиков, переходящих на «упрощенку» с другого спецрежима – ЕНВД. Они могут работать на УСН с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате «вмененного» налога (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Для осуществления перехода на УСН организациям и ИП нужно представить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829.

Срок представления названного уведомления о переходе на УСН ранее налоговым законодательством не был определен. Поэтому законодатели внесли изменения в абзац 4 статьи 346.13 НК РФ и прописали, что с 2017 года подать уведомление нужно не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Прежде вопрос о сроки подаче уведомления регулировался лишь на уровне разъяснений финансистов (Письмо Минфина России от 12.09.2012 № 03-11-06/2/123). Поправка предусмотрена Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Увеличили сумму дохода для сохранения права на УСН

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что если после окончания отчетного (налогового) периода доходы организации или бизнесмена превысят определенную сумму, то продолжать применять УСН нельзя (Письмо Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984).

Ограничение по максимальному доходу в 2016 году ранее было прописано в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ в размере 60 миллионов рублей. Эту сумму требовалось ежегодно увеличивать на коэффициент-дефлятор. На 2016 год коэффициент был определен как 1,329 (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772). С применением коэффициента максимальный предел дохода при УСН в 2016 году составлял 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329).

С 2017 года максимальная величина дохода для сохранения права на «упрощенку» увеличилась до 150 млн. рублей. С 2017 года больше этой суммы получать от бизнеса и оставаться на УСН нельзя. Поэтому фирмам или ИП нужно следить, чтобы их доходы по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев, а также 2017 года не превысили 150 млн. рублей. Иначе они лишаться права на УСН с начала квартала, в котором доходы превысят 150 млн. рублей. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Обратите внимание, что действие коэффициентов-дефляторов с 2017 года приостановлено до 1 января 2020 года. Поэтому индексировать 150 млн. рублей на коэффициенты с 2017 года не следует.

Если по доходам в 2017 году не произойдет превышения 150 млн. рублей, то в 2018 году можно будет продолжать применять УСН без подачи каких-либо уведомлений в налоговую инспекцию (п.4.1 ст.346.13 НК РФ).

Сначала (в 2016 году) законодатели увеличили лимит по доходам за 9 месяцев с 45 до 90 млн. рублей, а лимит по доходам для сохранения права на УСН с 60 до 120 млн. рублей. Мы сообщали об этом в э статье « ». Но потом передумали. И повысили лимиты еще больше: до 112,5 и 150 млн. рублей соответственно.

Для УСН приказом Минэкономразвития от 03.11.2016 № 698 утвержден коэффициент-дефлятор 1,425. Однако этот коэффициент лишь вводит в заблуждение “упрощенцев”. Применять его в 2017 году не нужно. Дело в том, что индексацию лимита доходов для УСН приостановили с 2017 года до 2020 года (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Поэтому в 2017 году лимит доходов, который позволяет оставаться на УСН, не следует умножать на коэффициент. С 2017 года этот лимит будет равен 150 млн руб.

Увеличен лимит остаточной стоимости основных средств

Следить за лимитом по остаточной стоимости нужно организациям, как планирующим применять УСН с начала нового года, так и уже использующим «упрощенку».

C 2017 года максимальная планка по стоимости активов со 100 увеличилась до 150 миллионов рублей. Соответственно, с 1 января 2017 года компании и ИП вправе опираться уже на новый максимальный предел по остаточной стоимости своих ОС.

Имейте в виду, что ИП не имеют обязанности по контролю за остаточной стоимостью своих активов при переходе на УСН. Но если ИП уже ведет бизнес на «упрощенке», то следить за этими показатели он обязан наравне с организациями (письмо Минфина России от 20.01.2016 № 03-11-11/1656).

Уточнили порядок признания расходов по налогам, сборам и страховым взносам

Организации и ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» вправе при определении налоговой базы уменьшать доходы на некоторые расходы. До 2017 года предусматривалось, что в расходы можно списать понесенные затраты на уплату налогов, сборов и погашения задолженности по ним (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Так, в частности, в расходах можно учесть:

  • «входной» и «импортный» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
  • другие налоги (авансовые платежи по ним) и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ или доначисленные в результате проверки. Например – НДФЛ, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, госпошлину и торговый сбор. С 2017 года в обозначенную норму внесены две важные поправки.

Поправка 1: признание расходов по страховым взносам

С 2017 года страховые взносы переходят под контроль Федеральной налоговой службы и ее инспекций. См. « ».

В 2017 году в расходах при расчете УСН можно учесть страховые взносы (например, пенсионные, медицинские или взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством). В подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ законодатели прописали порядок признания признавать расходов на уплату страховых взносов и задолженности по ним. С 2017 года расходы по налогам, сборам и взносам нужно признавать в следующем порядке:

Поправка 2: признание расходов, понесенных третьими лицами

Возможно, что в 2017 году сторонняя организация, ИП или физическое лицо заплатит за «упрощенца» его налоги, сборы или страховые взносы. Можно ли будет учесть такие платежи в расходах при расчете «упрощенного» налога? Нет, с 2017 года платежи третьих лиц по налогам, сборам и взносам на расходы просто так отнести нельзя. Однако в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ законодатели предусмотрели, что расходы можно признать после погашения образовавшейся задолженности перед третьим лицом. Поясним порядок признания таких расходов в таблице.

Вид расхода Порядок признания расхода
Платежи третьего лица в пользу «упрощенца» по налогам, сборам и страховым взносам. Учитываются в фактически уплаченном размере при погашении «упрощенцем» задолженности перед третьим лицом, которая возникала в связи с уплатой им налогов, сборов или страховых взносов.
Платежи третьего лица в пользу «упрощенца» по погашению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам. Учитываются в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда «упрощенец» погасил долг перед третьим лицом, который образовался в связи с уплатой им задолженности по налогам, сборам и взносам.

Таким образом, чтобы с 2017 года учесть в расходах платежи третьих лиц, нужно будет вернуть этим лицам потраченные ими суммы на уплату налогов, сборов и страховых взносов (или задолженности по ним). Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Можно учесть расходы на независимую оценку

С 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». См. « ».

Уточнили условия совмещения УСН с ЕНВД или патентной системой

До 2017 года предусматривалось, что при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому применяемому налоговому режиму. Если организовать такой учет невозможно, то при исчислении налоговой базы расходы нужно распределять пропорционально долям доходов по разным режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

С 2017 года точно такой же порядок будет использоваться не только к ЕНВД, но и в случае совмещения УСН и патентной системы налогообложения, которую могут применять индивидуальные предприниматели. При этом уточняется, что доходы и расходы по ЕНВД и патентной системе не нужно учитывать при исчислении налоговой базы по УСН. Это предусмотрено новой редакцией пункта 8 статьи 346.18 НК РФ. Таким образом, поступления по патенту или «вмененки» единый налог по УСН не увеличат. Данные поправки в НК РФ с 2017 года предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Уточнили, как ИП уменьшать единый налог на страховые взносы

До 2017 года индивидуальные предприниматели (ИП) без работников, применяющие УСН с объектом «доходы», были праве уменьшать сумму «упрощенного» налога (авансовых платежей) на уплаченные «за себя» страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Однако формулировка «в фиксированном размере» зачастую вызывала споры среди бухгалтерского сообщества. Дело в том, что страховые взносы ИП «за себя», формируются из двух величин:

  1. фиксированная сумма взносов, которая рассчитывается их дохода, не превышающего 300 000 тысяч рублей в год;
  2. сумма взносов, которая рассчитывается в размере 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей.

Некоторые бухгалтеры считали, что сумма взносов с дохода более 300 000 рублей – это переменная величина и она не может называться «фиксированные взносы». Отсюда и возникали споры о том, можно ли «упрощенный» налог уменьшать на такие суммы взносов.

Разработали новую форму книги учета доходов и расходов

C 2017 года организации и ИП на «упрощенке» должны вести обновленную книгу учета доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. В обновленной книге появился новый раздел V, в котором налогоплательщики на УСН с объектом «доходы» должны показывать торговый сбор, уменьшающий налог по УСН. Раньше для торгового сбора специальных строчек в книге не было. Кроме того, проставлять печать в книге учета и расходов с 2017 года потребуется, если такая печать, в принципе, есть у организации. То есть, наличие печати станет необязательным. Также в графе 4 «Доходы» раздела I книги не нужно указывать прибыль контролируемых иностранных компаний. Об этом появится уточнение в порядке заполнения книги. Ознакомиться с проектом новой книги учета и расходов при УСН можно по ссылке .

Отменили КБК для минимального налога при УСН

С 2017 года отменен отдельный КБК для минимального налога, который платят компании на УСН с объектом «доходы минус расходы» (Приказ Минфина России от 20.06.2016 № 90н).

КБК, используемые в 2016 году для уплаты единого налога, недоимки и пени по УСН, будут использованы с 2017 года также для уплаты минимального налога. В связи с этим изменением минимальный налог за 2016 год потребуется перечислить на КБК для обычного «упрощенного» налога – 18210501021011000110. См. « ».

Заметим, что прежде для компаний на УСН с объектом «доходы минус расходы» было два отдельных кода. Из-за этого возникала путаница. Если компания по ошибке перечисляла авансы на КБК минимального налога, то инспекторы начисляли пени. Это, разумеется, было несправедливо. См. « ».