Встроенные стабилизаторы: понятие, виды, экономический смысл. Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики

Как показывает исторический опыт, дискреционная бюджетно- налоговая политика при определенных условиях может усилить дефицитность государственного бюджета. Правительство не может точно предсказать размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов. Оно лишь регулирует налоговые ставки, формы и объемы трансфертных выплат, а также задает приоритеты в структуре государственных заказов и закупок. Однако даже при отлаженной процедуре принятия финансовых решений реальные уровни поступлений в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в которой пребывает экономическая система. Не случайно монетаристы, опираясь на факты существования лагов, ошибок прогнозирования, оппортунизма политических лидеров, отвергают дискреционную фискальную политику. По этим причинам они призывают

избегать изменения законов в сфере государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей. На практике уровень госрасходов и налогов может изменяться без всяких изменений законодательства - в том случае, если сами эти законы, регулирующие размеры государственных расходов и налогов, составлены так, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры. Ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо (или сокращать дефицит бюджета) в период подъема. Действие системы подобных стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

1) Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. В случае увеличения данного объема (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится прогрессивная шкала налогообложения. В результате ее действия в бюджет начинают более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление. Вследствие этого относительно сокращаются потребительские расходы домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Во время же спада налоговые поступления автоматически резко сокращаются (значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не платятся, а те, кто остался «на плаву», перечисляют в бюджет меньший процент своих доходов). Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у населения и фирм. А это открывает в определенный момент дополнительные возможности сбережений, инвестиций, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентного изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (а иногда отношением их абсолютных показателей).Эмпирическим исследованием было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение)

национального дохода на 1\% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5\%.

Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог - поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо поднять роль подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства.

Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: скупка правительством излишков сельскохозяйственной продукции при падении цен на нее и угрозе перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция

«выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается последним.

2) Повышение уровня цен при отсутствии индексации ставок налоговых налогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство старается противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная

часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

3) Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку создает дополнительные финансовые условия для сбережений и инвестиций домохозяйств и фирм держателей государственных облигаций. Поэтому формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Качествами встроенных стабилизаторов обладают также сбережения корпораций и личные сбережения. Если повышаются доходы корпораций или домохозяйств, то это вовсе не означает незамедлительного роста выплат по дивидендам или потребительских расходов. Сказывается весьма замедленная реакция их на повышение доходов, что стабилизирует экономику в условиях экономического подъема. Следовательно, не только государство, но и частные субъекты экономической системы имеют свои встроенные стабилизаторы.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. Поэтому их оправданно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Встроенные стабилизаторы экономики

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Встроенные стабилизаторы представляют собой вид инструментария, созданного с целью упредить "перегрев" экономической системы при неконтролируемом росте показателей. Кроме того, этот экономический механизм позволяет избежать или снизить отрицательные последствия во время спада, не требуя при этом каких-либо активных действий со стороны политического или экономического управления. Зачастую рассматриваются на примере фискальной политики, но могут включать в себя и инструментарий другого рода. При определенной поддержке со стороны государства и действиях на упреждение позволяют избежать ситуации, в рамках которой действителен профицит бюджета, но экономические показатели сокращаются.

Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о "длинных волнах" Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

Где в этой схеме тот самый "рычаг"

Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления "перегрева" и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная "обратная связь" между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

Корреляция показателей

То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики "закручивания гаек", поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

Бюджетная политика в качестве "стандартного" ответа

Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

Вопрос налогов

Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: "Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?". Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

Виды и различия внутренних стабилизаторов

Существует не менее трех основных категорий рычагов торможения экономики, а именно:

  • Налогообложение. Сложная формулировка "недискреционная фискальная политика" означает лишь то, что уже было нами изложено: выше налоги во время подъема, а ниже - при падении. Сюда же следует добавить варианты стяжения, зависящие от продаж, а также прибыли физических лиц и корпораций.
  • Пособие по безработице. Имеет множество вариантов. Вернувшись к вопросу о том, что такое профицит бюджета простым языком, можно сказать, что это нежелание безработных работать. Во время подъема такие дотации сокращают, включая ограничивание потребительского потенциала и спрос при "перегреве", а при падении увеличивают. Люди получают от государства больше, тратят чаще, что в итоге способствует продуктивности контрагентов, а цели фискальной политики выполнены.
  • Бюджетные правила. Имеет смысл только в том случае, если коррумпированность государственного аппарата находится на низком уровне. Такие правила созданы для перераспределения бюджета во время различных фаз цикла колебания экономики. Например, перед пиковым состоянием часть средств отправляется в резервный фонд, который обеспечит "мягкую подушку" при падении. Это возможно, если капитал не осядет в частном секторе до той самой рецессии.

Встроенные стабилизаторы экономики созданы для привнесения порядка в хаос любой модели, которая больше, чем маленькое домохозяйство. Но если аппарат не использует такой инструментарий в полную силу, то появляются нецелесообразные траты при экономическом подъеме, воровство капитала, создание льготных налогов для ключевых корпораций, которые должны платить больше.

Суть антицикличной политики государства

В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

Преимущества поддержки такого механизма

Бюджетная политика государства становится более эффективной и своевременной - вот ключевое преимущество поддержки внутренних стабилизаторов. Вместо простоя деньги возвращаются в экономику и приносят прибыль, а модель начинает работать лучше. Остальные плюсы "тормозов" можно описать таким образом:

  • Оперативность. Пока законопроект проходит несколько чтений и корректировок, прогрессивная ставка налогообложения уже работает. Аппарат только анализирует положение ключевых "китов" на рынке, а бюджет уже пополняется за счет более высокого стяжения с "пополневших" корпораций.
  • Широкий охват. Стабилизатор поправляет ситуацию в целом. При эффективной работе бедные в условиях экономического падения не оказываются в еще более плачевном состоянии, а тратят средства резервного фонда, собранного за счет избытка капитала несколько лет назад.
  • Отсутствие отрицательных последствий. В отличие от обоюдоострой политики "закручивания гаек", стабилизаторы позволяют поправить ситуацию без критических последствий. Да, корпорации станут платить больше, но за счет роста спроса со стороны потребителей, получивших дотации, прибыль станет значительно выше (в долгосрочной перспективе).

Как видим, при эффективной модели построения политики государственного аппарата стабилизаторы позволяют продлить подъем и сократить стагнацию, что практически всегда приводит к удовлетворительному результату.

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП.  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  

Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

В данном случае основным встроенным стабилизатором являет-  

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса , но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат , а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса , и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Встроенные стабилизаторы 10, 54, 342 Вторичный профицит бюджета 294 Входные величины 54 Входы и выходы системы (элемента  

Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов , широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования . В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания , не прибегая к частым изменениям экономической политики).  

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы , а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налого-  

Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики . Поэтому даже при  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла . Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.  

Американские кейнсианцы не довольствовались предложениями Кейнса. Они выдвинули в качестве основного фактора достижения устойчивости экономики регулирование государственных расходов. Главная роль при этом отводится государственному бюджету , регулированию ставок налогов и амортизационных отчислений , выплатам по социальному страхованию . Использование этих факторов они объявили встроенными стабилизаторами, которые призваны автоматически поддерживать необходимые размеры эффективного спроса.  

Жизнь показала слабую эффективность и этих мероприятий. Изменение государственных расходов , так же как и регулирование процента и изменение налоговых ставок, не смогло привести к ликвидации кризисов и безработицы. Буржуазные экономисты вынуждены признать ограниченность встроенных стабилизаторов. Об этом, в частности, пишет американский экономист П. Самуэльсон Существуют трудности в планировании общественных работ, в точном определении, когда нужно дать газ, а когда - затормозить. Кроме того, частные собственники могут сократить или вовсе отказаться от капиталовложений.  

Серьезным препятствием является и то, что встроенные стабилизаторы действуют со значительным лагом (отставанием). По мнению некоторых экономистов, такой лаг может достигать 11 месяцев. За указанное время вполне возможен переход от одной фазы цикла к другой. Это означает что, вместо того чтобы, допустим, стимулировать деловую активность на новой фазе цикла , стабилизаторы будут действовать в сторону ее понижения.  

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ - своего рода "фильтры" в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры.  

Направление, состав конкретных мероприятий и конечная эффективность финансовой политики в большой мере может зависеть от доктрин, принятых S данной стране в качестве теоретической основы экономического развития . Во 2-й половине 20 в. в мировой экономической науке развернулась борьба между двумя