Какие виды налогов существуют в рф. Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

C точки зрения формирования налоговой базы различают прямые и . Прямые налоги напрямую зависят от доходов и имущества налогоплательщика. Это, например, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги не связаны с доходами компании. Они устанавливаются как надбавка к цене товаров и незаметны для плательщика. Этот налог закладывается предприятием в отпускную цену и уплачивается в пользу государства. В числе косвенных налогов, например, НДС или акцизы.

Федеративное устройство РФ обуславливает выделение видов налогов по территориальному признаку. Разделяются федеральные налоги, которые подлежат к уплате на всей территории РФ; налоги субъектов РФ, зачисляемые в региональный бюджет; муниципальные налоги, которые остаются в бюджете муниципальных образований.

В зависимости от категории налогоплательщика разделяют налоги и юридических лиц (компаний и ИП). Некоторые взимаются исключительно с физических лиц (налог на наследство), другие - с юридических (налог на прибыль). Некоторые налоги действуют в отношении двух групп - например, земельный налог.

Налоги для физических лиц

В России физлица платят налоги на доходы (НДФЛ), налоги при покупке или продаже имущества, налог на имущество, охоту, рыболовство, скважину, на подакцизные товары, личный транспорт, земельный доход.

Самым распространенным является налог на доходы или НДФЛ. Налоговой базой в данном случае выступают совокупные доходы, которые получены в отчетном периоды. Это может быть заработная плата, доходы от сдачи имущества, от репетиторства, доходы от продажи транспортного средства и пр.

Если речь идет о зарплате, то работодатель в большинстве случаев выступает в качестве налогового агента и переводит НДФЛ в бюджет самостоятельно. Зарплатные доходы облагаются по стандартной ставке 13% для резидентов (граждан России) и 30% - для нерезидентов.

Стоит отметить, что ИП, которые применяют ОСНО также платят НДФЛ на полученную прибыль от предпринимательской деятельности.

На некоторые доходы установлена повышенная ставка налога 35%. Это актуально для доходов по вкладам со ставкой, превышающей на 5% ставку рефинансирования ЦБ РФ.

Также налог в размере 9% необходимо заплатить от полученных дивидендов.

Налоги для юридических лиц

Налоги, которые платят организации и ИП зависят от применяемого ими налогового режима. Так, компании на ОСНО обязаны уплачивать все действующие в РФ налоги - НДС, налоги на прибыль и на имущество организаций. Базовая ставка налога на прибыль - 20%, в некоторых регионах установлены сниженные ставки. НДС закладывается в цену товара и уплачиваются по ставкам 18%, 10%, 0%. Налог на имущество относится к числу региональных и платится по ставке не более 2.2%.

В ИП и компаниях на ОСНО указанные налоги заменены на один - единый налог с базовыми ставками 6 с доходов или 15% с прибыли.

Также некоторые обязаны уплачивать акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоги на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог.

Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. За это время существовали разные формы налогов, например дань, барщина, полюдие, оброк, церковная десятина.

Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов.

Налоги - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 « Понятие налога и сбора »Налогового Кодекса РФ).

При этом налоги следует отличать от сборов / пошлин (понятие сборов дано в п 2. Ст. 8 «Понятие налога и сбора» Налогового Кодекса РФ) взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Современные интернет - энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов известных людей:

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».

Бу Свенссон: «Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».

А. А. Исаев (1887): «Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Почему надо платить налоги?

Их платить надо потому, что:

Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?». Представьте такую ситуацию - я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги. Что тогда будет? В таком случае у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций, таких как защита странны, борьба с преступностью, обеспечение граждан бесплатной медициной, образованием и т.д. Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

Виды налогов

Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

  • Прямые;
  • Косвенные.

Прямые - это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор, а уплата его по сути перекладывается продавцом на покупателя.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Остальные виды налогов рассматривать столь подробно не имеет смысла. Потому просто назовем их. Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:

По субъекту налогообложения:

  • Налоги с физических лиц;
  • Налоги с юридических лиц;
  • По способу изъятия:
  • Прямые налоги;
  • Косвенные налоги;

По источнику уплаты:

  • Зарплата;
  • Выручка;
  • Доход или прибыль;
  • Себестоимость;
  • Стоимость имущества и др.

По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные;

По объекту налогообложения:

  • Имущественные;
  • Налоги на потребление;
  • Налоги на доходы;
  • Ресурсные (рентные);

По способу налогообложения:

  • Кадастровые;
  • У источника;
  • По декларации;

По назначению:

  • Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
  • Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;

По методу исчисления:

  • Пропорциональные;
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Твердые (установленные в абсолютных суммах);
  • Линейные;
  • Ступенчатые.

О том, что такое налог, обязательно рассказывают и в курсе школьной программы, и в университете, особенно студентам, проходящим образование по программе экономической направленности. Впрочем, с налогами сталкивается каждый современный человек, поэтому знать, что это такое, в чем суть явления, какова польза и откуда вообще эта беда свалилась на нашу голову, будет полезно и интересно.

Современность и современные явления

Конечно, нельзя сказать, что оплата налогов существует только в наше время. Само это явление довольно старое, но столь массовый интерес в давние времена оно не привлекало, воспринимаясь чем-то более очевидным, нежели это кажется современному человеку. Наши соотечественники (как и жители любой другой страны) ежедневно сталкиваются с необходимостью уплаты установленных пошлин, но далеко не всякий может четко и внятно объяснить, что под термином «налог» следует понимать, зачем он нужен и какую пользу приносит - кроме, конечно, шуток об утекающих из казны деньгах.

Налог в официальном понимании этого слова - такой платеж, выраженный в денежном эквиваленте и установленный госвластью, который подлежит уплате. В равной степени Федеральная служба налогов ждет перечислений и от юрлиц, и от простых граждан страны. В настоящее время под рассматриваемым термином принято понимать такую безвозмездную уплату, которая не связана с обязательствами страны перед гражданами по оказанию услуг. Специальные законы регламентируют, какие именно налоги должны платить ООО, ИП и другие предприятия. Всякий человек, решивший начать свое дело, будет рассчитываться с государством, в котором он зарегистрирован и ведет свою деятельность, будь это хоть маленькая компания, состоящая из одного человека, хоть огромный холдинг, действующий на территории нескольких держав. Расчеты ведутся из общего числа полученной фирмой выручки, положенные суммы перечисляются четыре раза в год.

Функциональная нагрузка экономического явления

Суть налогов - в трех функциях:

  • фискальная;
  • регулирование;
  • контроль.

А если поподробнее?

Рассматривая, что такое налог, особенное внимание следует уделить фискальной функции этого явления. Под термином принято понимать финобеспечение державы. Это позволяет власти исполнять возложенные на нее функции, обеспечивая население медициной, услугами образовательной системы. На отчисления по налоговой системе содержат армию и иные образования, благодаря которым защищена целостность державы, оказывают помощь нуждающимся в этом социальным группам. Фискальная налоговая функция дает возможность пополнения бюджета. Одновременно с этим юрлица, граждане лишаются некоторого процента своих доходов - он используется для поддержания работоспособности государственного аппарата.

Суть налогов - в регулировании госзадач, связанных с экономической политикой и финансовыми аспектами. Для этого применяют наиболее эффективные налоговые механизмы. Одновременно с этим система налогообложения позволяет на федеральном уровне контролировать деятельность отдельных лиц, предприятий, сообществ, учреждений. В любой момент властвующие структуры могут получить информацию о том, откуда приходят финансы некоторому лицу, куда они расходуются. В идеале это должно поддерживать экономическую стабильность, помогать соблюдать установленные законами правовые нормы.

Дополнительная функциональность

Рассматривая, что такое налог, для общего понимания ситуации необходимо уделить внимание и дополнительной функциональности системы пошлин на государственном уровне. С одной стороны, через налогообложение стимулируется деятельность всех лиц в пределах страны, а также осуществляется распределение финансовых масс. Налоги имеют функцию воспроизведения денежных масс и некоторые более мелкие, локальные.

В настоящее время можно узнать налоги, положенные к уплате, в ответственном за это отделении госинстанции, а также на сайте специальной службы. В разных странах введены различные системы налогообложения и методы расчета величин, которые необходимо заплатить. Были изобретены различные формы, есть принципиальные отличия в применении правил налогообложения к разным группам лиц. Общий объем правил, требований, условий формирует собой налоговую федеральную систему.

Законы и правила

Базовая терминология, устанавливающая в пределах нашей державы, что такое налог, представлена в соответствующем кодексе, а именно в восьмой статье. Именно тут указано, что принято понимать под термином: такой платеж, который обязателен к перечислению, строго индивидуален. При этом некоторые финансовые массы отчуждаются в пользу державы у лиц, которым они принадлежат в соответствии с собственническими правами или на основании хозведения, оперативного управления.

Налоги расходуются на обеспечение жизнеспособности муниципальных учреждений. Кроме того, деятельность государства финансируется именно из этого источника. Сбор довольно своеобразный, уплата его показывает, что налогоплательщик выполнил возложенные на него обязательства относительно учреждений, управленческих структур, иных инстанций. Дополнительно система налогообложения включает льготы по налогам, лицензионные оформления и предоставление прав от собственника в адрес федералов.

Действительные в нашей державе сборы

Все взыскания, которые включены в рассматриваемую систему, перечислены в НК. В настоящее время справедливы:

  • взимаемая таможней пошлина;
  • сборы, обусловленные пользованием объектами, принадлежащими к животному миру, иным природным ресурсам;
  • федеральные, региональные, местные сборы, связанные с оформлениями лицензий.

Почему это важно?

Казалось бы, зачем платить, к примеру, подоходный налог? Экономисты, аналитики сходятся во мнении, что система налогообложения - действительно важный элемент жизни любого современного государства, так как ее посредством можно контролировать всех экономических агентов. Это помогает держать деятельность предприятий в пределах страны в фокусе внимания, быть в курсе того, какие именно особенности позволяют вести предпринимательство активнее, а что, наоборот, препятствует предприятиям, частным лицам.

У любого государства в силу самой сути этого формирования есть право принуждения по уплате, на основании чего возникает задолженность по налогам, если некий гражданин или юрлицо не желает исполнять предусмотренные для него финансовые обязательства по официальным таксам. В такой ситуации у властей есть право забрать положенное в свой адрес через специальную процедуру изъятия, предполагающую задействование возможностей правоохранительной системы. Таким образом власть получает в свое распоряжение довольно крупные суммы, ведь кроме непосредственно налогообложения должникам придется столкнуться еще и со штрафными санкциями, пени.

Понятие шире, чем кажется

Как следует из действующего законодательства, налогообложение позволяет государству получать суммы на постоянной основе за счет возможностей принуждать тех, кто находится во власти соответствующей организационной структуры, территориального объединения. За то, какой налог в какой величине взимается с подвластных лиц, отвечают специальные органы. Они имеют соответствующие полномочия, декларированные законодательством. В нормативных документах также прописано, на какие потребности можно направлять полученные таким образом средства.

Как видно из законодательства, налог - это не только такой платеж, у которого соответствующее слово присутствует в наименовании, но и любой другой, который взимается в пользу казны. В частности, таможенные пошлины не имеют в своем наименовании слова «налог», тем не менее принадлежат к этой же категории, равно как и суммы, которые уплачивают запрашивающие лицензию на некоторую деятельность лица. Все те суммы, которые регулярно поступают во внебюджетные фонды, если таковые находятся во владении державы, также входят в систему налогообложения наравне с более привычными нам налогами на имущество, землю и прочими.

Налоги: влияние на общество

Как известно, при нехватке денег в бюджете первое, что может сделать власть - поднять налоги. Например, не так давно в нашей стране общественность столкнулась с увеличением земельного налога. Метод, конечно, хорош, но не универсален, зачастую не подходит. Дело в том, что налоги оказывают очень сильное влияние на сообщество. Чем они выше, тем меньше мотивации заниматься выбранным направлением деятельности у каждого отдельного участника системы. Более того, излишнее бремя пошлин провоцирует избегать уплаты положенного по закону. Конечно, нарушать закон мало кому нравится, но иные просто не видят альтернативного пути, как можно выжить в сложной обстановке.

Фактически в такой ситуации экономический агент или перебирается в «тень», или старается переложить с себя обязательства на кого-нибудь еще, используя лазейки в законе. Иные, кстати говоря, не находя таких путей для себя, систематически нарушают сроки налогов. Конечно, это приводит к штрафам, но и их уплату затягивают до невозможности, надеясь, что «само пройдет». Многие задействованные в области реализации товаров, услуг, активно повышают стоимость продукции, тем самым перекладывая обязательства налогообложения на покупателей. В любом из вариантов неразумное изменение налоговых ставок государством приводит к категорически негативным процессам: ослабеванию экономики, уменьшению предприятий, несоблюдению законов, сокращению покупательской способности населения.

Последствия: к чему быть готовым?

Если государство проводит не самую эффективную и разумную налоговую политику, есть вероятность столкнуться с разнообразными сложностями в сфере экономической жизни общества. К примеру, многие предприятия, оказавшись в тяжелых условиях, снижают производительность, что сокращает не только их прибыль, но и поступления в бюджет. При повышении такс у компании нет заинтересованности в сохранении прежних объемов, так как затраты при этом будут неоправданно большими. Особенно понижается объем товаров при введении акцизов и других программ, применимых к каждой отдельной позиции. Одновременно растет цена на изделие. В то же время налог на прибыль не позволяет предприятию оказаться слишком уж в плюсе. Возложение его на покупателя путем повышения розничной цены тоже не приводит к хорошему результату: люди приобретают позиции из этой категории в намного меньшем количестве, чем раньше, если это не товары первой необходимости.

Государство может пойти другим путем: например, увеличить ставки налогообложения, применимые к заработной плате. В такой ситуации многие работники не предлагают свой труд предприятиям, а сохраняют время свободным для себя. В иной ситуации повышения получаемых на руки сумм добиваются, увеличивая длительности смен. Словом, общественность, столкнувшись с ужесточением налогового бремени, активно ищет пути выхода из ситуации с минимальными потерями для своих интересов, а не государственных.

Другие варианты

Если ввести повышение налога применительно к капиталу, как результат можно вскоре наблюдать отток финансовых сумм из этой области. Обусловлено это понижением эффективности вращения денежных масс - инвесторы ищут другие, более результативные, продуктивные, выгодные для себя пути. Если ввести дополнительный налог применительно к какому-либо рынку, это может спровоцировать экономический перекос, чаще всего негативный, приводящий к существенным потерям инвестированных в эту область денег. Ну и, конечно, в условиях, когда нововведение оказалось сильным ударом для предприятий, государству не стоит ждать, что будут соблюдены сроки налогов: вынужденные уплачивать положенные по закону суммы лица будут тщательно избегать исполнения обязательств и откладывать их на будущее, пока это возможно.

В редких случаях изменение политики налогообложения может спровоцировать положительную корректировку экономической ситуации на федеральном уровне. Например, некоторые виды предпринимательской активности могут спровоцировать отрицательные факторы, влияющие на экономику или общественность. Налогообложение такого рода деятельности приводит к стабилизации ситуации.

Классификация: объекты

Налоги бывают косвенными и прямыми. Первые введены на разнообразные ресурсы, разновидности предпринимательской активности, оказание услуг, товары. К этой группе принадлежат акцизы, пошлины, НДС, уплачиваемый за продажи взнос и ряд других. Прямые - положенные напрямую к уплате гражданами, юрлицами. Классический пример - на прибыль, подоходный, имущественный налоги.

В норме косвенные, прямые таксы должны уравновешивать друг друга. Косвенные - это фискальные, прямые призваны регулировать экономические отношения в обществе. Фискальная составляющая помогает наполнять бюджет державы, регулирующая делает возможным применение механизма налогообложения с целью регулировки воспроизведения, накопления финкапитала.

Некоторые особенности вопроса

Влияние прямых налогов наиболее ощутимо при анализе ставок, льгот, связанных с этой сферой взимания пошлин. Чтобы корректно регулировать область налогообложения, государство должно четко представлять, каковы корпоративные интересы, общегосударственные, уметь находить баланс между ними.

Налогообложение позволяет сформировать подходящие условия для активного роста конкретной целевой области. Именно так стимулируются инновационные разработки, инвестиционная деятельность или число мест, предоставляемых работодателями для населения. Правильный подход помогает скорректировать структуру спроса и предложения, сделать более эффективным производственный процесс на уровне державы. Налог помогает скорректировать соотношение производственных издержек и цены на продукт.

Классификация: субъекты

Выделяют налоги:

  • местные;
  • центральные.

В нашей стране введена на практике система из трех уровней:

  • федеральное налогообложение, устанавливаемое федправительством (суммы перечисляются в федбюджет);
  • региональное, регулируемое на уровне субъектов;
  • местное, устанавливаемое самоуправленцами.

Особенности использования

Принято делить налоги на две крупные категории:

  • немаркированные;
  • маркированные.

Под маркировкой принято понимать такой процесс связывания направления, куда деньги расходуются, и налогообложения. Маркировка всегда предполагает четкое формулирование цели, соответствие поступлений и трат. К категории маркированных принадлежат суммы, направленные в ПФ РФ, дорожный фонд и иные сходные образования. Прочее налогообложение, не удовлетворяющее описанным параметрам, считается немаркированным. Его основное преимущество - гибкость, позволяющая правительству реализовывать политику, соответствующую наблюдаемым в текущий момент экономическим условиям в стране. Финансовые накопления можно направлять на те или иные задачи, признанные госорганами приоритетными в настоящий момент времени.

Классификация: какие еще деления есть?

Современная экономика рассматривает все виды налогов как принадлежащие к одной из трех категорий:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные.

Классический представитель первой группы - подоходная такса, которая увеличивается, если растет прибыль. Введена прогрессивная шкала, по которой производится расчет положенных к уплате в адрес бюджета сумм. Регрессивный - это такой вид платежа, который в большей степени доминирует среди прибыли небогатых слоев, а в качестве расчета берут единицы продукта. Чем меньше доход, тем большие отчисления придется передать в бюджет (в процентах от общей суммы) в виде положенных к уплате пошлин.

Существуют различные виды налогов, которые оплачивают и физлица, и компании, и ИП. Какие нужно оплачивать, их сроки, особенности уплаты? В нашей статье мы разберем основные особенности и рассмотрим все нюансы всех видов налогов.

Сущность и функции налогов

Простыми словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

К основным их функциям относят:

  • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
  • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

  • Косвенного и прямого характера.
  • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
  • Только для физлиц.
  • Толька для юрлиц.
  • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

Какие налоги взимаются с физических лиц?

Давайте максимально подробно рассмотрим виды налогов, которые оплачивают только физические лица.

НДФЛ

Все отчисления, взимаемые с частных лиц, попадают в Федеральный бюджет. Такой сбор можно смело назвать основным, поскольку его нужно отчислять с любых видов полученных доходов. Так, например, заработную плату сотрудник компании получает уже за минусом НДФЛ – обязанности по выплате налога ложатся на работодателей. Если частное лицо в течение отчетного года выполняло иные трудовые отношения, он должен сам обратится в налоговую, составить декларацию и оплатить налог.

Плательщики НДФЛ: граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Если в течение 183 и более дней человек проживал на территории РФ, ему необходимо оплатить сбор с любых источников своего дохода, если менее – то только из дохода, который был получен на территории России.

Объект налогообложения – сумма дохода, полученная человеком в течение года, при этом выраженная не только в денежной, но и натуральной форме.

Вносятся авансовые платежи по НДФЛ не позднее 15 чисел в мае, августе и ноябре – не более 75 % от общей суммы дохода. Доплату за прошедший календарный год нужно внести не позднее 30 дней с момента получения извещения от налоговой службы.

Налог на имущество

Его относят к местным сборам. Объектом налогообложения считаются:

  • Квартира, дом или иное жилье.
  • Постройки.
  • Транспортные средства кроме авто, мотоциклов (например, моторные лодки, самолеты).

Оплату по налогу проводят раз в год в соответствии с данными бюро, которое проводит техническую инвентаризацию. Начисляется сбор по следующей формуле: инвентаризационная стоимость * 0,1 %. Если же не проводилась оценка имущества, то для расчетов нужно использовать сумму госстраховки. Оплачивается до 15 сентября и ноября в равных долях.

Транспортный налог

Его плательщиками являются владельцы транспорта (не только авто и мотоциклы, но и любой транспорт «обутый» в шины). Оплачивают налог каждый год перед прохождением ТО, для расчета нужно знать мощность автомобиля и МРОТ в отношении единицы мощности.

Налоги на дарение

Если вам подарили имущество или вы его унаследовали, нужно оплатить налог на дарение. Правда, лишь в том случае, если стоимость наследуемого объекта составила более 850 МРОТ, и более 80 МРОТ при подаренном имуществе. Обязанность по уплате сбора и ответственность за неуплату лежат на частном лице.

Земельный налог

К объектам налогообложения относят сельскохозяйстенные угодья или участок, который получило частное лицо для заведения подсобного хозяйства, строительства жилья. На сумму влияет ставка и площадь участка:

  • 0,1 – 2 % для земель под сельскохозяйственные угодья.
  • 3 % для земли, где будет строится жилье (минимум – 60 рублей за квадратный метр).

Можно внести всю сумму одним платежом или разделить ее на два раза, оплатив 15 сентября и ноября.

Какие налоги платит ИП?

Индивидуальные предприниматели могут оплачивать несколько видов налогов, к которым относят УСН, ПСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН. Наиболее популярны ЕНВД и УСН, поскольку с их помощью намного проще вести бухгалтерский учет. Но и у других систем есть преимущества. Для выбора стоит более подробно изучить особенности налогообложения, сроков оплаты, формы отчетности и т.д.

УСН

Чтобы работать по УСН, ИП должен соблюдать ограничения по численности занятых лиц. Кроме того, есть требования по остаточной стоимости ОС и величине дохода. В качестве объектов может использоваться либо доход (налоговая ставка составляет 6 %), разница между расходами и доходами (ставка составляет 15 %). Если вы попадаете под указанные требования, то на УСН можно перейти с 1 января следующего года. Нужно подать заявление в течение месяца.

ЕНВД

В данном случае расчет отталкивается не от реальных доходов ИП, а от предполагаемых. В НК РФ есть полный список типов деятельности, когда предприниматель может работать по ЕНВД. В случае, если бизнесмен занимается несколькими видами бизнеса, то ему нужно вести раздельный учет по обязательства и имуществу.

ОСНО

Если у ИП большой оборот, то ему следует работать по ОСНО. Большая часть предпринимателей, которые работают по данной системе, должны дополнительно уплачивать НДС, страховые взносы.

ПСН

В случае, если ИП занимаются теми видами деятельности, которые попадают под патентную систему налогообложения, могут либо перейти на нее, либо использовать параллельно. Налоговая ставка равна 6 % от дохода.

Кроме того, ИП должен оплачивать страховые взносы. В случае, если доход за год составил менее 300 тысяч рублей, то применяется следующая форма расчета:

ПФР = МРОТ * КМ * СТ, где:

Уплата в ФФОМС высчитывается по следующей формуле:

ФФОМС = МРОТ * КМ * СТ (ставка составляет 5,1 %).

Сумма общего взноса (ОФВ) рассчитывается по формуле: ПФР + ФФОМС при доходе менее 300 тысяч рублей. Если сумма дохода превышает этот показатель, то кроме ОФВ плательщику нужно оплатить взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила доход в 300 тысяч рублей.

Виды налогов для ООО

Основные налоговые режимы для обществ с ограниченной ответственностью это ЕВНД, ЕСХН, ОСНО и УСН. Вообще, общая система предполагает для ООО следующее оплату:

  • 20 % на прибыль.
  • Налог на имущество компании.
  • Выплата налогов и сборов с заработной платы.

Но в некоторых случаях ООО могут перейти на другие системы. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЕНВД

Данный вид сбора имеет некоторые преимущества, поскольку позволяет освободить организацию от некоторых допсборов. Правда, при расчете нужно учитывать предполагаемый, а не реальный доход, который устанавливается для определенного вида деятельности. Оплачивать сбор нужно в конце квартала, при этом обязанности по оплате всех сборов с заработной платы не снимается с компании.

УСН

Такой налоговый «режим» относится к организациям, занятым в малом бизнесе. Данный вид сборов имеет ряд важных преимуществ:

  • Нет нужды оплачивать налог на прибыль.
  • Налоги на имущество.
  • Уменьшена отчетность.
  • Есть возможность воспользоваться льготами.

Чтобы перейти на данный режим, вам необходимо подать соответствующее заявление до 31 декабря.

ЕСХН

Чтобы перейти на данный режим, вам нужно подать заявление с 20 октября по 20 декабря. Главное, чтобы доход компании, которая занимается сельхоздеятельностью при использовании собственных сил, должен составлять минимум 70 %. Для расчета суммы налога используется формула:

ЕСХН = (разница между доходов и расходом) * 6 %. Авансовые платежи оплачиваются до 25 июля, а окончательный расчет до конца марта следующего года за отчетным.

Иные сборы с ООО

Кроме вышеперечисленных налогов необходимо уплачивать и другие. Это и экологические сборы, лицензия.

Прежде всего, к экологическим налогам относят средства за пользования водными ресурсами, землей. Любые организации, использующие воду, должны оплачивать сборы. Вносятся средства раз в квартал, а вот налоговая ставка зависит от нахождения водного ресурса, экономического региона РФ.

Если речь идет о налоге на землю, то объектом является земельный участок, который относится к составной частью муниципального образования. Налоговая база – кадастровая цена участка, оплата проводится один раз в год. Размеры налоговых ставок варьируются в размере от 0,3 до 1,5 %.

Вконтакте