НДС: камеральная проверка по-новому. Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку. НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

  • единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;
  • систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;
  • имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.
Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:
  • налоговых агентов;
  • “освобожденцев”;
  • “упрощенцев” и “вмененщиков”.
Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

  • покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;
  • арендует муниципальное или государственное имущество.
НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету
налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого
условия налоговики?
Требует ли выполнения этого
условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
НДС удержан и перечислен в бюджет
Товары оплачены
Товары приняты к учету
Счет-фактура выписан и зарегистрирован
в книге покупок

Как проверяют “освобожденцев”

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на “упрощенке” и “вмененке”

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с “упрощенки” или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 “Расчеты с бюджетом” (субсчет “Расчеты по НДС”).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

  • выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;
  • по товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).
Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

  • проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);
  • на которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);
  • которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).
Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

  • отсутствует адрес поставщика;
  • нарушено контрольное число ИНН.
И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

  • консультационные услуги;
  • маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;
  • ремонтные работы.
В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

  • находятся в отдаленных регионах;
  • ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).
Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

  • расчеты векселями;
  • перевод долга;
  • списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Правила камеральных проверок декларации по НДС изменились. Данные этой отчетности будут обрабатываться в централизованном порядке. Специальная программа будет сопоставлять показатели деклараций разных налогоплательщиков. А именно: сумму вычета, которую заявляет покупатель по конкретному счету-фактуре, программа будет сравнивать с размером налога, который начислил продавец по этому документу.

Если вычет налога у покупателя меньше или равен начисленному НДС у поставщика, сложностей не будет. Если же вычет больше начисленного налога, инспекторы сначала направят покупателю уведомление с реестром ошибок (несоответствий). Для этого инспекторы планируют использовать типовой бланк запроса.

Тогда компания должна проверить данные в книге покупок. Если покупатель в пояснениях сообщит, что вычеты налога заявил правильно, то инспекторы запросят пояснения у поставщика. Ответ на запрос налоговиков, скорее всего, также нужно будет составлять по типовой форме.

При этом программа будет учитывать ситуации, когда поставщик и покупатель зарегистрировали счет-фактуру в разных кварталах. Так, начисление НДС по счету-фактуре должно предшествовать вычету у покупателя по этому документу. Если поставщик начислил НДС в одном квартале, а покупатель зарегистрировал счет-фактуру в следующем периоде, то инспекторы не должны предъявлять претензии к вычетам НДС.

Несоответствия данных в декларации поставщика и покупателя возможны из-за ошибок при вводе данных в книгу продаж или книгу покупок. Поэтому нужно оптимизировать этот процесс, чтобы минимизировать такие ошибки.

Для этого компания может обмениваться с контрагентами электронными счетами-фактурами. Данные из этих счетов-фактур будут автоматически загружаться в компьютерную программу. Это позволит избежать ошибок при вводе в книгу покупок и декларацию реквизитов входящих счетов-фактур.

Кроме того, советуем проверить данные о контрагентах в бухгалтерской программе. В счетах-фактурах также нужно проверять ИНН поставщика и покупателя. Именно по ИНН в декларациях инспекторы прежде всего будут идентифицировать контрагентов. Актуальные ИНН и КПП можно проверить на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы»>«Проверка корректности заполнения счетов-фактур».

Если в декларации указан неверный ИНН поставщика, инспекторы, возможно, не смогут проверить, начислен ли налог по этой отгрузке товаров. Тогда налоговики запросят пояснения у покупателя.

Кроме того, практически на любой проверке налоговики теперь могут потребовать счета-фактуры, первичные документы или провести осмотр помещений компании.

Запрос счетов-фактур и других документов. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если компания заявляла возмещение налога или использовала льготы, налоговики вправе были запросить подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же эти документы инспекторы будут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проверяющие могут запросить документы в следующих ситуациях. Первая – в декларации компании инспекторы выявили противоречия. Вторая – сведения в отчетности компании не соответствуют данным декларации контрагента или данным журнала учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Потребовать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно одних подозрений в занижении налога. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года. Новые права инспекторов при камеральных проверках действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы инспекторы смогут на камеральных проверках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация, это могут быть и периоды прошлых лет.

Кроме того, инспекторы по-прежнему вправе затребовать документы в некоторых других ситуациях, которые приведены в таблице ниже.

Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС
Ситуация Какие документы могут затребовать инспекторы
Налоговики выявили противоречия в отчетности. Либо данные декларации не соответствуют отчетности поставщика или другого контрагента Счета-фактуры, первичные и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога, через два года после срока сдачи первичной декларации Первичка и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Счета-фактуры, а также другие документы, обосновывающие право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Организация использует налоговые льготы Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые нужно сдать вместе с декларацией. Например, экспортеры должны передавать инспекторам документы, подтверждающие ставку 0 процентов (п. 7 ст. 88 НК РФ)

Квитанция о приеме требования налоговиков. С 1 января 2015 года компании, которые обязаны отчитываться по налогам по ТКС, должны обеспечить получение от инспекторов электронных документов. При этом у компании должна быть техническая возможность отправить электронную квитанцию, подтверждающую, что документ получен.

Квитанцию о приеме документов компания обязана отправить налоговикам в течение шести рабочих дней со дня отправки этих документов инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Таким образом, этот срок считают со дня, когда инспекторы отправили документ, а не когда его получила компания. Поэтому рекомендуем назначить ответственного сотрудника, который будет ежедневно проверять электронные документы ИФНС.

Если не отправить в срок квитанцию, инспекторы могут заблокировать счет. Но при условии, что инспекторы направили компании следующие документы:

1) требование о передаче документов;

2) требование о представлении пояснений;

3) уведомление о вызове в инспекцию представителя компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Если по этим электронным документам компания не отправит в ИФНС квитанцию о приеме документа, инспекторы вправе заблокировать расчетные счета. По другим документам, которые налоговики высылают в электронном виде, например решению инспекции о продлении сроков сдачи документов, задержка с квитанцией не критична.

Таким образом, если налоговики при проверке декларации по НДС затребуют пояснения, компания должна отправить квитанцию о получении этого документа. То же самое относится к ситуации, когда инспекторы запросили документы.

Налоговики могут принять решение о блокировке счета в течение 10 рабочих дней после того, как компания обязана была отправить квитанцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если налоговики заблокируют счет позже, компания может обжаловать решение инспекции и потребовать, чтобы ИФНС уплатила проценты с заблокированных сумм (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Добавим, что если налоговики заблокируют счет компании, то банк откажется открывать не только другой расчетный счет, но и депозит. Такие правила действуют с 5 декабря 2014 года.

ПРИМЕР 3

Инспекторы отправили компании требование о представлении счетов-фактур и первичных документов 10 февраля 2015 года. Значит, компания должна выслать квитанцию о приеме документов не позднее 18 февраля (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если не направить в этот срок квитанцию, то с 19 февраля по 5 марта 2015 года инспекторы смогут заблокировать расчетные счета компании.

Налоговики разблокируют счет только после того, как компания представит запрошенные документы, пояснения или представитель организации явится в инспекцию. Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

Налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки счета не позднее следующего рабочего дня после того, как компания направила квитанцию или выполнила требования инспекции. Затем не позднее следующего рабочего дня инспекторы должны отправить решение об отмене блокировки счета в банк.

Осмотр помещений компании. Теперь инспекторы также получили право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет налога. Поэтому, если налоговики требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе инспекторы могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете налога.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92 , п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Важные показатели декларации по НДС. Помимо сопоставления сумм налога в декларации поставщика и покупателя налоговики могут отслеживать высокую долю вычетов и другие показатели.

Основной показатель, который обычно контролируют налоговики, – это доля вычетов по отношению к исчисленному налогу.

Так вот, если доля вычетов составляет 89 процентов и более, контролеры посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС. Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый вариант – если налоговики запросят пояснения, доказывать, что такой показатель сложился объективно. При этом желательно сообщить контролерам, какие меры компания предпринимает, чтобы снизить долю вычетов. Можно также указать, в каком периоде нагрузка по НДС должна увеличиться, хотя это необязательно. Пример пояснений для налоговиков приведен ниже.

Второй вариант – снизить долю вычетов. Так, можно не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. Тогда компания заявит вычет, когда получит от поставщика товары. Еще один распространенный метод – это перенести вычеты налога на следующий период. Тем более что нередко сами инспекторы предлагают так поступить. С 1 января 2015 года право компании переносить вычеты на следующие кварталы прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 1.1 ст. 172).

А вот принимать НДС к вычету частично не советуем. Чиновники считают, что компания не вправе заявлять вычет по одному счету-фактуре частями (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408). Хотя судьи в этом вопросе обычно занимают сторону компании (постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2011 г. № КА-А40/1116-11).

Впрочем, есть ситуации, в которых частичный вычет можно заявить без спора с налоговиками. Они приведены в таблице ниже.

В каких случаях вычет НДС по одному счету-фактуре поставщика можно заявить частично
Ситуация Как заявлять вычет
При приемке товаров компания выявила недостачу или бракованную продукцию В книге покупок надо зарегистрировать счет-фактуру на стоимость товаров, фактически принятых на учет. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором поставщик уточнит количество товаров, регистрировать в книге продаж не нужно (письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-07-09/48)
Нормируемые расходы компания переносит на следующий квартал Допустим, представительские расходы за I квартал превысили лимит, установленный для налога на прибыль. В этом случае счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок пропорционально той части расходов, которая соответствует лимиту. Если по итогам II квартала расходы впишутся в норматив, то остальную сумму НДС по ним можно будет принять к вычету в этом периоде
Организация перечислила поставщику предоплату Чиновники считают, что вычет авансового НДС можно заявить частично (письмо Минфина России от 22 ноября 2011 г. № 03-07-11/321)
Компания ведет облагаемые и льготные операции. Или же совмещает общий режим и вмененку НДС по общехозяйственным и другим расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, нужно распределить пропорционально выручке. Таким образом компания определит часть входного НДС, которую можно заявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ , п. 13 правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137)

Добавим, что вместо того чтобы снижать сумму вычетов, можно увеличить налоговую базу по НДС. Это может быть более удобным, если компании нужно одновременно скрыть убыток в декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, инспекторы часто проверяют, правильно ли рассчитан НДС с авансов. Сначала рассмотрим тот авансовый НДС, который компания ставит к вычету после отгрузки товара. Продавцы отражают его в графе 3 строки 170 раздела 3 декларации. Инспекторы сравнивают этот показатель с суммой налога, начисленной с предоплаты (графа 5 строки 070 раздела 3). Если вычет авансового НДС окажется больше начисленного налога, то инспекторы могут запросить пояснения. Компания может пояснить различия в этих данных следующим образом. Возможно, компания отгружала товары в счет авансов, полученных еще в прошлом периоде. Тогда вычет НДС с предоплаты действительно может превысить начисленный налог, но нарушением это не является.

Кроме того, вычет авансового НДС у продавца контролеры сравнят с налогом, который был начислен с реализации (строки , раздела 3). Если вычет окажется больше, то, скорее всего, в учете допущена ошибка. Ведь принять к вычету НДС с авансов поставщик может только после того, как отгрузит товары покупателю (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так что вычеты по авансам, не закрытым поставкой, в книге покупок необходимо аннулировать.

Теперь об авансовом НДС, который компания заявляет к вычету как покупатель (строка 130 раздела 3). Налоговики проверят, не превышает ли этот вычет суммы восстановленного налога (строка 090 раздела 3).

Однако превышение вычета над восстановленным НДС может быть вполне обоснованным. К примеру, если поставщик в этом квартале не отгружал товары в счет предоплаты. Тогда компания не должна была восстанавливать налог с аванса.

Еще налоговики сравнивают данные отчетности по НДС и налогу на прибыль. А именно: доходы от реализации, указанные в декларации по налогу на прибыль, со стоимостью реализованных товаров, работ или услуг в отчетности по НДС.

Если доходы в декларации по прибыли превышают налоговую базу по НДС, инспекторы могут запросить пояснения. Так что это соотношение тоже лучше проверить. Действительно, выручка для целей НДС, как правило, должна быть не меньше той, которую компания отражает в налоговом учете. Но могут быть исключения. Например, если компания проводила операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ). Но в таком случае нужно заполнить раздел 7 декларации по НДС.

С каждым годом ФНС уменьшает количество выездных проверок. На смену им приходит тотальный камеральный контроль . О том, что подразумевает под собой сегодня понятие «камеральная проверка», и как она осуществляется, пойдет речь в этой статье.

Межведомственная инспекция по камеральному контролю

Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.

Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС - Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю , которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция - собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.

Как новая служба проводит проверку

К задачам нового подразделения ФНС относятся:

  • обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
  • выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
  • выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет .

Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает. А вот сделки, в которых в результате анализа , берутся «на карандаш» . Такие операции подлежат пристальному изучению специалистами ФНС: они должны определить, имеет ли место факт налогового злоупотребления.

Вне зависимости от наличия или отсутствия у владельца «подозрительной» декларации по НДС злого умысла, при обнаружении ошибок ему будет направлено требование о предоставлении пояснений . В некоторых случаях результатом несоответствия данных может стать визит представителя ФНС и выездная проверка.

Источники информации при камеральной проверке

Понятно, что данные декларации являются основополагающим, но далеко не единственно возможным источником информации при «камералке» по НДС. В соответствии с рекомендациями ФНС по проведению камеральных налоговых проверок, содержащихся в письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 , инспектора могут использовать множество разных источников:

  • всевозможные государственные реестры данных (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр ККТ, сведения о лицензиях, данные о доходах и налоговых вычетах физлиц, сведения о банковских счетах и другие), которых в общей сложности насчитывается порядка пятидесяти;
  • данные, полученные ранее от налогоплательщика и третьих лиц - заявления и сообщения, поданные ранее декларации, документы, полученные в ходе предыдущих налоговых и прочих проверок;
  • сведения из других ведомств, с которыми ФНС сотрудничает в рамках соглашений о предоставлении информации - внебюджетных фондов, органов охраны правопорядка и других.

Новое в законодательстве: расширение прав инспекторов

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в начале года, расширили перечень ситуаций, в которых специалисты ФНС могут затребовать у проверяемой компании к поданной декларации по НДС дополнительные документы. Согласно обновленному пункту 8.1 статьи 88 НК РФ, ФНС может обязать налогоплательщика предоставить счета-фактуры, иные первичные и прочие документы, которые относятся к указанным в декларации операциям. Однако сделать это можно лишь в случае, если выявленные в декларации несоответствия могут говорить о занижении суммы налога или о завышении НДС к возмещению.

При этом несоответствия могут обнаружиться как внутри собственной отчетности компании - например, не совпадают данные декларации и журнала учета счетов-фактур, так и при их сверке с соответствующими формами контрагента. Таким образом, при возникновении подозрений о налоговом нарушении, инспектор вправе затребовать практически любые документы, которые помогут пролить свет на вопрос: кто из участников сделки подал в инспекцию неверные сведения.

Еще одно изменение, обусловленное новой редакцией пункта 1 статьи 92 НК РФ, коснулось осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика . Раньше проводить его разрешалось лишь во время выездной проверки, теперь же инспекторы имеют право сделать это и в рамках камеральной. Отслеживается явная тенденция к сокращению числа выездных проверок и перекладыванию их задач на проверки камеральные.

Случаев, при которых инспектор может посетить с осмотром территорию налогоплательщика, два:

  1. лицо представило декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (другими словами, простой подачи декларации с суммой НДС к возмещению достаточно, чтобы ожидать возможного визита инспектора);
  2. выявлены ошибки и несоответствия в декларации (в том числе с данными других налогоплательщиков), которые могут свидетельствовать о занижении налога либо завышении НДС к возмещению.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям . Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию ;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки - сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям . Требование формируется в двух форматах - pdf и xml. Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 - выявленному расхождению. При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней . Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая - которые исправляет. Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором - измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию. Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных - предварительно сверяться с каждым контрагентом . Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит . Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации - это основные, но далеко не все возможности модуля. С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС - оперативно составить и отправить ответ.

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе или
непосредственно на сайте журнала www.berator.ru/pb

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

Оплачены;

Используются для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;

Оприходованы на баланс.

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

Единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;

Систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;

Имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:

Налоговых агентов;

«освобожденцев»;

«упрощенцев» и «вмененщиков».

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

Покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;

Арендует муниципальное или государственное имущество.

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Таблица. Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого условия налоговики?
Требует ли выполнения этого условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
да
да
НДС удержан и перечислен в бюджет
да
да
Товары оплачены
да
нет
Товары приняты к учету
да
нет
Счет-фактура выписан и зарегистрирован в книге покупок
да
нет

Как проверяют «освобожденцев»

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на «упрощенке» и «вмененке»

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с «упрощенки» или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 «Расчеты с бюджетом» (субсчет «Расчеты по НДС»).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

Выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;

По товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

Проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);

На которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);

Которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

Отсутствует адрес поставщика;

Нарушено контрольное число ИНН.

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

Консультационные услуги;

Маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;

Ремонтные работы.

В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

Находятся в отдаленных регионах;

Ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).

Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

Расчеты векселями;

Перевод долга;

Списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

Источник материала -