Основной закон экономической политики дж бьюкенена. Конституция экономической политики

    введение
    методологический индивидуализм
    homo economicus
    конституция экономической политики
    конституционализм и контракционизм
Джеймс Бьюкенен, Гордон Таллок
Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии

Предисловие

Часть I. Предпосылки анализа

Глава 1. Вводный раздел

Глава 2. Постулат индивидуализма

Глава 3. Взаимосвязь политики и экономики

    экономическая теория и экономический человек
    экономический и политический обмен
    объяснение парадокса
    экономическая мотивация и политическая власть
    демократия по Медисону и экономический подход
    экономическая мотивация и экономический детерминизм
    позитивная защита
Глава 4. Индивидуальная рациональность в общественном выборе
    индивидуальная и коллективная рациональность
    рациональность индивидов в процессе выбора на рынке
    рациональность индивида и коллективный выбор
    факторы, ограничивающие индивидуальную рациональность
Часть II. Сфера общественного выбора

Глава 5. Организация человеческой деятельности

    коллективные действия в ракурсе «издержек»
    минимальный уровень коллективной деятельности: определение прав человека и прав собственности
    сфера добровольной организации
    концептуальная классификация
    выводы
Глава 6. Общая экономическая теория конституций
    функция внешних издержек
    функция издержек принятия решений
    выбор оптимального правила принятия решений
    виды коллективной деятельности
    институциональные переменные и правила принятия решений
    некоторые условия
    выводы
Глава 7. Правило единогласия
    подход со стороны выгод
    минимизация издержек и правило единогласия
    роль компенсаций
    сравнение с новой экономической теорией благосостояния
    консенсус как норма
Глава 8. Издержки принятия решений
    Индивидуальные и коллективные решения
    границы сделок
    простая модель заключения сделки двумя индивидами
    процесс заключения сделки и конкурентные рынки
    процесс заключения сделки и «эффективные» решения
    процесс заключения многосторонней сделки
    процесс заключения многосторонней сделки в группе фиксированного размера
    издержки процесса заключения сделки, правила принятия решений и выявление предпочтений
    размер группы и издержки принятия решений
    оптимальный размер государственной деятельности
    децентрализация и альтернативы для выбора
    издержки принятия решений, внешние издержки и согласие о ценностях
Часть III. Анализ правил принятия решений

Глава 9. Структура моделей

    прямая демократия и представительное правительство
    временная последовательность коллективных решений
    совершенные и несовершенные рынки
    интенсивность индивидуальных предпочтений
    равная интенсивность и правило большинства
    равная интенсивность и случайные отклонения в предпочтениях
Глава 11. Голосование простым большинством и теория игр
    игра с тремя индивидами и постоянной суммой
    игра с пятью индивидами и постоянной суммой
    ограничение на компенсации
    использование компенсаций
    простой логроллинг и теория игр
    сложный логроллинг
    условие «рациональности индивидов»
    границы «общественного» убытка
    модель «всеобщие выгоды — особое налогообложение»
    модель «всеобщее налогообложение — всеобщие выгоды»
    выводы
Глава 14. Сфера и масштаб коллективных действий
    голосование по правилу большинства и внешние издержки
    критерий точки отсчета
    масштаб и размер коллективных действий
    коллективные действия и правила принятия решений
    институциональные переменные как аналог правил принятия решений
    компенсационные платежи и размер общественного сектора
    выбор правил
Часть IV. Экономика и этика демократии

Глава 20. Политика идеального общества

    логическая модель
    практическая модель
    несовершенный идеал
    политика идеального общества
Джеймс Бьюкенен
Границы свободы. Между анархией и Левиафаном

Предисловие

Глава 1. Вводный раздел

    утопия анархизма
    расчет согласия
    истоки собственности
    равное отношение к неравным
    quis custodiet ipsos custodes?
    бог, человек и идеальное общество
Глава 2. Основы свободы в обществе
    общедоступность благ и неэкономические взаимодействия
    права и договор
    «естественное распределение»
    возникновение собственности
    нарушения договора
    двухступенчатый договор
    от малого числа участников к большому
Глава 3. Постконституционный договор: теория общественных благ
    провал рынка и проблема «безбилетника»
    обмен и единогласие
    единогласие, добровольность и принцип исключения
    индивидуальные права в случае правил без единогласия
    размещение и распределение
Глава 4. Конституционный договор: теория права
    личное неравенство
    взаимодействие в условиях анархии
    разоружение и возникновение прав собственности
    завоевание, рабство и договор
    равновесие обмена и «примитивное производство»
    нарушение договоров и обеспечение их соблюдения
    «государство защищающее» и «государство производящее»
    правила как косвенные права
    конституционный «набор»
Глава 5. Действующий договор и status quo
    этика и экономика договорных обязательств
    договорные изменения status quo
    насаждаемые изменения конституционных прав
    status quo и предшествующие ему нарушения
    спецификация прав status quo
Глава 6. Парадокс «подчиненного»
    человек как творец правил
    «государство защищающее» в роли третейского судьи
    «государство производящее» как оно воплощено в постконституционном договоре
    эксперты и демократия
    индивидуальные функции убытков и процедурные нормы
    обеспечение соблюдения неявного договора
    вторжение агента, обеспечивающего соблюдение договоров, в сферу неявного договора
Глава 7. Закон как общественный капитал
    закон и общественные блага
    выгоды и издержки закона
    соглашение о конституционном изменении
    формализованный и неформализованный закон: роль этики
    производство «общественных антиблаг»
    правовая система как общественный капитал
    реформа закона и status quo
Глава 8. Дилемма наказания
    издержки наказания
    временной аспект наказания
    стратегический, или конституционный, аспект наказания
    всеобщность правил наказания
    общественный выбор наказания
    общественный выбор общих правил
Глава 9. Угроза Левиафана
    единогласие Викселля
    голосование большинством с учетом критерия издержек-выгод
    голосование большинством без учета критерия издержек-выгод
    политический доход, бюрократичеекая рента и право голоса
    демократия без «оков»
    за конституционными границами
Глава 10. За пределами прагматизма: перспективы конституционной революции
    институционально-конституционные перемены и реакция прагматической политики
    замешательство и вызов
    интеллектуальное банкротство
    возрождение контракционизма
    политическая и общественная философия
    индивидуальные права при демократии
    создание прав
    заключение
Библиография

Р.М.Нуреев
Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора

    немного истории
    предпосылки анализа
    общественный выбор в условиях прямой демократии
    общественный выбор в условиях представительной демократии
    угроза Левиафана
    фиаско государства и конституционная экономика
Примечания
Конституция экономической политики
Расчет согласия
Границы свободы

Библиография Дж.Бьюкенена

    книги
    монографии
    основные статьи в периодических изданиях
    статьи в сборниках
    другие работы
    список трудов Дж. Бьюкенена, издававшихся на русском языке
Указатели
Именной указатель
Предметный указатель

Как известно, институционализм как направление в экономической мысли сформировался в начале XX в. Его возникновение связывают с работами американского экономиста Т. Веблена, который выступил с критикой основных положений классической теории. И в своем дальнейшем развитии институционализм проявился как оппозиционное, критическое направление в западной экономической науке, представителей которого волнуют нечисто экономические вопросы, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми. Привычные для неоклассической школы категории (цена, прибыль, спрос) в концепциях институционалистов рассматриваются с учетом всей сложности общественных и главным образом социальных отношений.

Они обращают внимание на то, что институты определяют формы и границы деятельности людей. И потому институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в их «чистом» виде, но и анализ институтов, в определенном смысле внешних факторов экономического развития. Институционалисты считают (по крайней мере, представители старого институционализма), что концепции неоклассиков схематичны и оторваны отдействительности. Это обусловлено тем, что процесс ценообразования (центральная проблема неоклассической теории) давно уже не осуществляется в процессе свободной конкуренции, а находится под контролем тех, в чьих руках экономическая власть, т.е. властных структур. К тому же на экономическую ситуацию влияют не только цены, но и такие существенные факторы, как политика профсоюзов, политика союзов предпринимателей, политика государства и т.д.

36. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Основные положения теории общественного выбора

В качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50-60-х гг. ХХ века. Непосредственный импульс теория общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу «Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951), в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге «Исчисление согласия» (1962) проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу «услуга за услугу». Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы» (1975), легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений. В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека». Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности, в первую очередь, экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

Наконец, трактовка политики как процесса обмена легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена, получившего в 1986 г. Нобелевскую премию за исследования в области теории общественного выбора.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа теории общественного выбора являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.

Последователи теории общественного выбора, в частности, наглядно показали, что нельзя целиком полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений.

Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах К. Эрроу. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Парадокс голосования не только дает возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает, почему результат голосования поддаются манипулированию.

В то же время при представительной демократии возможно принятие решений в интересах узкой группы лиц, а не большинства населения.

Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона будут реализованы внутри группы. А издержки распределятся на все общество в целом. Концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное влияние групп с особыми интересами гораздо больше их доли голосов.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов экономической политики государства. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. Поэтому выборные органы и исполнительная власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности должна быть строго ограничена.

К данным выводам приводит также анализ системы логроллинга - практики взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами».

Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок) не считают всякую «торговлю голосами» отрицательным явлением. Иногда с помощью логроллинга удается добиться более эффективного распределения ресурсов. Однако не исключен и прямо противоположный эффект.

Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они в свою очередь - обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Таким образом, избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов.

Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, - это система организаций, удовлетворяющих как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает, прежде всего, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократию группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, считают исследователи-экономисты, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открыли бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь теплое местечко.

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Укрепление бюрократии увеличивает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата - людей, занятых поиском политической ренты.

Поиск политической ренты - это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальную выгоду за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществом организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии. Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду из государственных программ. По их мнению, демократичным является опосредованное преобразование рынком общественных товаров и услуг в экономические блага.

Логическим завершением теории общественного выбора является, поэтому постановка вопроса о «провалах» государства (правительства). Указанные провалы - это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

бьюкенен общественный выбор экономика

3. Взгляды Дж. Бьюкенена на теорию общественного выбора

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминается имя нобелевского лауреата по экономике (1986) Джеймса Мак-Джилла Бьюкенена. Этот экономист был в числе первых авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа - нерыночные решения. Первая его статья на эту тему "Чистая теория общественных финансов: предлагаемый подход" была опубликована еще полвека назад, в 1949 г. (хотя рождение теории общественного выбора связывают с публикацией годом раньше Д. Блэком двух статей о правлении большинства). Лишь в конце 60-х гг. за этим направлением закрепится собственное название - теория общественного выбора. С 1949 г. Бьюкененом опубликовано множество работ, только их полный перечень занимает более 20 страниц.

Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в США (г. Мерфисборо, штат Теннесси). Экономическое образование получил в знаменитом учебном заведении, являющемся безусловным лидером по числу нобелевских лауреатов в области экономики, - Чикагском университете. К проблеме общественного выбора Бьюкенен обратился уже после присвоения ему докторской степени по экономике в 1948 г. Как позже заметил он сам, "только в отпуске после защиты диссертации начинающий ученый может позволить себе читать все, что попадается под руку, и мой собственный опыт не является исключением". Если бы Бьюкенену не попалась под руку книга шведского экономиста К. Викселля "Исследование по теории финансов" (1896), то, возможно, этот раздел был бы посвящен не ему.

Другим известным экономистом, оказавшим влияние на Бьюкенена, был его университетский преподаватель Ф. Найт, один из основателей знаменитой чикагской школы экономики, всегда отстаивавшей достоинства рынка и конкуренции и выступавшей против экспансии государства. Этот дух чикагской школы явно присутствует во всех работах Бьюкенена.

Судьбе было угодно, чтобы дальнейшее исследование общественного выбора сосредоточилось в американском городе Шарлоттсвиле (штат Виргиния). В 1963 г. Бьюкенен и Таллок организовали там первую конференцию экономистов, выбравших политические решения и государственные институты объектом своего анализа.

Статьи и материалы конференций первоначально выходили под названием "Записки о принятии нерыночных отношений" ("Papers on non-market decision making"). А в 1969 г. Бьюкененом и Таллоком был создан Центр изучения общественного выбора, который вплоть до 1982 г. находился в Виргинском политехническом институте. В настоящее время это Центр изучения общественного выбора при Университете Дж. Мэсона (г. Фейрфакс, штат Виргиния).

Другая "судьбоносная" конференция прошла в Чикаго в 1967 г. На этой конференции было организовано Общество общественного выбора и было принято решение четвертый том "Записок" опубликовать с новым заголовком - "Общественный выбор" ("Public choice"), а в дальнейшем издавать журнал с таким же названием. Так появился известнейший журнал, который в 1993 г. (к его 25-летию) выписывали около 1000 библиотек во всем мире. Заметим, что своей популярностью журнал во многом обязан регулярным публикациям статей Бьюкенена.

Начиная с 1990 г. Центр стал издавать второй журнал - "Конституционная политическая экономия" ("Constitutional political economy").

Центр общественного выбора превратился в настоящее организационное ядро так называемой виргинской школы политической экономии. К ее наиболее известным представителям, кроме, естественно, неоднократно вышеупомянутых Бьюкенена и Таллока, также относятся такие известные американские экономисты, как Д. Мюллер, М. Олсон, Ч. Роули, Р. Толлисон. Все они принадлежат к "империалистическому" направлению современной экономической мысли, для которого характерно применение методов экономического анализа к нетрадиционным для экономиста сферам исследования.

Фактически одним из первых "империалистов" стал Бьюкенен, осуществивший экономический анализ политической жизни общества. Бьюкенен писал: "Общественный выбор - это взгляд на политику, который возникает вследствие распространения применения инструментов и методов экономиста на коллективные или нерыночные решения". В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название - новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух основных методологических постулатах. Первый состоит в том, что индивид преследует свои собственные интересы (т. е. является homo economicus); второй - это трактовка политического процесса, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы как разновидности обмена.

Однако постулату индивидуализма отводится главное место. "Первым и наиболее важным предположением, которое обеспечивает основание для любой истинной теории демократии, является то, которое помещает источники ценности исключительно в самих индивидов".

Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы.

Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный обмен. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые, подобно конкурентному рынку, позволят преследующим индивидуальные интересы одновременно обеспечивать и общественные интересы.

Заметим, что именно эти методологические основы экономического анализа политического процесса и содержались в работе Викселля. Как писал Бьюкенен, "Виксель заслуживает всеобщего признания как основоположник современной теории общественного выбора, поскольку в его диссертации 1896 г. присутствовали три важнейших элемента, на которых базируется эта теория: методологический индивидуализм, концепция "человека экономического" (homo economicus) и концепция политики как обмена".

Что является интересами индивидов в общественном выборе? Ответ Бьюкенена на этот вопрос во многом совпадает с традиционным: общественные блага и частные блага с внешними эффектами, поставки которых через рынок приводят к Парето-худшему результату, чем их поставки с помощью того или иного политического процесса. Однако Бьюкенен склонен рассматривать государство в первую очередь как средство реализации общественного согласия, выработки правил, которые обеспечивают социальное взаимодействие с выгодой для каждого, а не как простого поставщика общественных благ и корректировщика провалов рынка. В этом проявляется тот факт, что в отличие от многих коллег по изучению общественного выбора он уделяет больше внимания нормативному анализу государства.

Второй постулат (подход к политике как взаимовыгодному обмену) не означает отсутствия принципиальных отличий между политическим рынком и рынком частных благ. На последнем выгоды от обмена с ростом числа участников распределяются все с меньшими затратами на торговлю по поводу пропорций распределения этих выгод. Если в случае двусторонней монополии договорный процесс по разделу этих выгод отнимает много времени и сил, то на совершенно конкурентном рынке индивиды просто принимают цены рынка как данные. Второе важное свойство рынка частных благ заключается в том, что рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т. е. чем больше число его участников.

В отличие от рынков частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Так, политическое решение может быть Парето-эффективным, если против него никто не станет возражать. Ведь сделки на рынке частных благ всегда есть сугубо добровольное деяние, осуществляемое непременно при "единогласии" сторон. Это означает, что и политическое решение, если оно претендует на Парето-эффективный исход, должно приниматься единогласно.

Если же число участников сделок на политическом рынке увеличивается, то вероятность единодушия сокращается практически до нуля, так же как и возможность установления Парето-эффективного состояния. К этому же ведет и повышение мобильности населения, в то время как на рынках частных благ оно усиливает конкуренцию и приближает их к эффективному состоянию.

Бьюкенен подчеркивает и другие различия между политическим рынком и рынком частных благ. На первом люди меньше внимания уделяют "качеству" выбора. Это связано с тем, что при покупке продукта на частном рынке человек получает его наверняка, а при голосовании за кандидата, обещающего, допустим, строительство моста, мост не гарантирован даже в случае победы этого кандидата на выборах. Рынок частных благ имеет значительно более высокую способность к "точной настройке", - человек может выбирать между многочисленными разновидностями одного блага, покупать различные блага в самых разнообразных вариациях одновременно. Политический выбор же осуществляется из малого набора взаимоисключающих альтернатив.

Перечисленные преимущества рынка частных благ и недостатки политического рынка и определяют склонность Бьюкенена отдавать пальму первенства частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно, и требуются коллективные решения?

Бьюкенен предложил свое видение решения этой проблемы, получившей позже название "конституционной экономики".

Для того чтобы политический механизм стал по своей эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, и, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен ими единогласно. Этот контракт (общественный договор) и был определен как конституция.

Эта идея единогласия коллективного решения также присутствовала у Викселля. Поскольку Викселль понимал, что существуют издержки достижения единогласного решения, он предлагал принимать решения квалифицированным большинством, составляющим 90 % голосов. Однако, как только мы отходим от единогласия, сразу же возникают две проблемы. Во-первых, политическое решение заведомо будет Парето-неэффективным, так как некоторые члены сообщества будут вынуждены действовать вопреки своим интересам; во-вторых, возникает своего рода "бесконечная регрессия" (бесконечное возвращение в прежнее состояние) при определении правил голосования. По каким правилам устанавливать правила голосования? Кто, как и почему определяет, что, например, 90% голосов достаточно для утверждения решения?

В чем, по Бьюкенену, преимущества единогласия?

Во-первых, сразу же устраняется "бесконечная регрессия".

Во-вторых, права каждого отдельного индивида, безусловно соблюдаются. Если впоследствии индивид не будет соглашаться с решениями сообщества, принимаемыми в соответствии с конституцией, то он, по крайней мере, согласен с правилами, на основе которых принимаются эти решения.

В-третьих, на конституционной стадии каждый индивид пребывает в состоянии неопределенности относительно своей позиции в будущем и в силу этого такая конституция не будет исключать перераспределение доходов, так как состоятельный сегодня индивид не знает, что ждет его (или его детей) много лет спустя.

И наконец, в-четвертых, справедливость обеспечивает согласие всех индивидов следовать ее положениям и правилам на постконституционной стадии. Это согласие подкрепляется и ее договорной природой, - каждый индивид, добровольно заключивший конституционный договор, рассматривает содержащийся в ней набор правил как наилучший из возможных. Если же согласие в обществе относительно конституции рушится, то такому обществу грозит анархия. Страх перед ней тоже вносит свой вклад в решение индивида следовать конституционным правилам.

Бьюкенен проводит принципиальное различие между двумя стадиями политического процесса: выработкой правил и игрой по этим правилам, конституционной и постконституционной стадиями. В соответствии с двумя стадиями разделяются и роли государства. "Государство защищающее" обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами эти правила (действует подобно футбольному судье), "государство производящее" поставляет обществу нерыночные блага - блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе.

Идеальное общественное устройство, по Бьюкенену, строится на принципах контракционизма. Они включают в себя следующие.

1. Равный подход ко всем индивидам на конституционной стадии, при этом правило единогласия служит для защиты индивидуальных прав и тем самым гарантирует, что воплощаемые в конституции правила и институты также будут относиться к индивидам беспристрастно, как к равным.

2. Действия на второй стадии политического процесса эффективно ограничены правилами, выработанными на первой, конституционной стадии, и это справедливо не только для отдельных граждан, но и для выбранных представителей, бюрократии и юристов, отправляющих правосудие.

3. Принципиальное различие между действиями, предпринятыми в рамках конституционных правил, и изменениями самих этих правил. Последние имеют место только на конституционной стадии и в идеале построены на принципе единогласия.

По мнению Бьюкенена, в той степени, в какой страна соответствует этим трем критериям, она может считаться конституционной демократией, чьи институты обладают присущими контракционизму нормативными свойствами.

Как же Бьюкенен соотносит свою идеальную модель с существующей реальностью? Он полагает, что каждая демократическая страна имеет свое некое "конституционное статус кво" (будь это формальная конституция, как в США, или неформальная, как в Великобритании). Затем каждый индивид сравнивает этот статус кво с той идеальной конституцией, которую он может себе вообразить как продукт единогласного решения всех граждан в случае, если бы голосование состоялось сегодня. Если разрыв между реальной конституцией и идеальной не столь велик, то индивид найдет, что в его интересах соблюдать действующую конституцию. Согласно Бьюкенену, каждый гражданин должен спросить себя не просто о том, хороша существующая конституция или нет, а о том, может ли лучшая конституция быть получена с издержками меньшими, чем потенциальные выгоды от нее?

Позиция Бьюкенена может быть охарактеризована одновременно и как консервативная (защищающая существующий порядок) и как революционная. "Конституционная революция", согласно ему, может быть оправдана, если существующие правила настолько отдалятся от тех, которые могли бы быть выбраны сегодня обществом, что издержки принятия новой конституции меньше, чем издержки от продолжающегося следования устаревшим правилам.

В своих работах Бьюкенен отмечает необходимость такой "конституционной революции" в США. Понятно, что, исходя из реальных условий, предлагается не референдум по новой конституции на основе принципа единогласия, а поправки к действующей конституции в соответствии с существующим порядком. Среди ряда предлагаемых поправок особое внимание привлекает предложение конституционного закрепления сбалансированного (бездефицитного) государственного бюджета. Бьюкенен исходит из предпосылки, в соответствии с которой политик борется за голоса, предлагая избирателям пакеты мер "расходы-налоги". Допускается, что избиратели страдают так называемой фискальной иллюзией. В результате политики выигрывают голоса путем обещания увеличить расходы и снизить налоги, при этом нехватка средств в бюджете покрывается выпуском облигаций или денежной эмиссией. Потерянное "чувство фискальной ответственности" у политиков и предлагается компенсировать соответствующей поправкой к конституции. Кроме того, предлагается ввести конституционные ограничения и на полномочия властей в области денежной политики.

Бьюкенен - принципиальный противник политики, которая допускает бюджетный дефицит во имя поддержания деловой активности и занятости. Он полагает, что бюджет государства не должен ничем отличаться от бюджета домохозяйства, т. е. всегда оставаться сбалансированным.

В США предлагаемую Бьюкененом конституционную поправку о бездефицитном бюджете поддерживает республиканская партия. Несколько лет назад она начинала кампанию по внесению ее в конституцию страны, но в конгрессе ей не хватило для этого немногих голосов. Однако идеи бездефицитного бюджета настолько прочно завладели общественным мнением в США (не без влияния виргинской школы политэкономии), что демократическая администрация Клинтона реализовала бездефицитный бюджет на практике. Более того, на ближайшие 10 лет ожидается совокупное положительное сальдо федерального бюджета в 660 млрд. дол.

Бьюкенен много писал об угрозе неконтролируемого роста государства, экспроприации им прав индивидов, угрозе, которую в современной экономической литературе принято называть "угрозой Левиафана". Он показал, что "демократия без оков" ведет к расползанию государства. Государство производящее наращивает бюджеты. Здесь возникает своего рода кумулятивный эффект: больше бюджеты - больше работников государственных органов - больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ.

Государство защищающее, которое, по идее, должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, берет на себя все больше полномочий, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, изменяет сами конституционные нормы, т. е. изменяет базовую структуру прав без согласия на то граждан.

Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничить государство, поставить его в жесткие рамки, создать своего рода "клетку для Левиафана" и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.

Случаи, когда в кругу успешных, популярных и известных людей можно встретить полных тезок, редки. Но под именем Бьюкенен Джеймс известны несколько выдающихся людей, один из которых внес огромный вклад в развитие современной экономики. Обладателем такого же имени был еще и успешный американский бизнесмен, владеющий крупным табачным бизнесом, и президент США. В статье мы рассмотрим биографии всех выдающихся Джеймсов Бьюкененов, а также узнаем о заслугах, благодаря которым они стали столь известны.

От лауреата Нобелевской премии и XV президента США до вымышленного героя комиксов

На сегодняшний день известно несколько американцев, в чьих именах есть такое сочетание − Джеймс Бьюкенен. Это люди, которые никак не связаны между собой профессиональной деятельностью. Один из них - сильнейший мировой бизнесмен и промышленник XIX века, который сколотил миллиарды на табачной промышленности. Второй - лауреат Нобелевской премии, экономист Джеймс Бьюкенен, теория общественного выбора которого и сейчас используется экономистами и политологами во всем мире.

Такое же имя, как и два предыдущих героя нашей статьи, носил XV президент Соединенных Штатов. Увы, нельзя сказать, что в историю он вошел благодаря каким-то особенным заслугам, но этот Бьюкенен также кое-чем отличился - консенсус американских историков назвал его худшим президентом за всю долгую историю США.

В список известных обладателей этого имени можно отнести еще одного героя, правда, на этот раз вымышленного. Им стал персонаж одного из комиксов киновселенной Marvel − солдат по Бьюкенен (Баки Барнс). Казалось бы, что в XXI веке зритель мог видеть такое огромное количество киногероев, что его уже ничем нельзя удивить. Но с Баки Барнсом все вышло иначе. Поклонники «Марвела» известны своей преданностью комиксам этой компании и фанатической любовью к ее вымышленным героям. Вот и их Бьюкенен Джеймс, однажды став частью сюжета комикса, словно ожил и стал настоящим человеком. Персонаж вышел настолько реалистичным, что на просторах Интернета преданные фанаты кинокомпании размещают его биографию, посвящают ему стихи и комментируют все экранные действия этого героя.

В нашей статье мы рассмотрим краткие биографии всех известных Джеймсов Бьюкененов, а также укажем достижения, благодаря которым они вошли в историю. Выдуманную «Марвелом» биографию жизни Баки Барнса мы, ради справедливости и для его преданных фанатов, также кратко рассмотрим в конце нашей статьи.

Великий экономист и лауреат Нобелевской премии

Первым из Бьюкененов, биографию которых мы рассмотрим, станет человек, полное имя которого − Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший.

Он родился в 1919 году, в одном из американских штатов, под названием Теннесси. Свое первое образование будущий Нобелевский лауреат получил в местном педагогическом колледже. Высшее образование (степень магистра) молодой человек получил в университете Теннесси, успешно окончив его экономический факультет. После выпуска его практически сразу же призвали в армию. Пройдя основы военного обучение в морском училище, служил на Гуаме, а также в штабе флота на Перл-Харборе.

Свою докторскую степень по экономике Джеймс Макгилл Бьюкенен получил уже после войны, в 1948 году, на базе Чикагского университета. Долгое время он занимался успешной преподавательской карьерой, читая свои лекции в университете Виргинии, а также в самых престижных вузах Теннесси и Флориды.

В 1969 году он становится первым в истории директором Центра по изучению общественного выбора. Также он был президентом Западной и Южной экономических ассоциаций, занимал почетный пост вице-президента Американской экономической ассоциации. Научные работы, написанные Бьюкененом, содержали в себе материалы на темы государственных долгов, теории взаимных услуг, либертарианской теории, процесса голосования и макроэкономики.

Работа, принесшая признание в мировой политэкономии

Джеймс Бьюкенен - экономист, чьи работы взяты за основу современной политологии и экономики. Он стал основоположником Вирджинской школы политэкономики. Его работы стали своеобразными катализаторами к дальнейшим исследованиям, подтверждающим, что различные неэкономические силы и личные интересы отдельных политиков имеют непосредственное влияние на экономическую политику каждой страны.

Теория общественного выбора Джеймса Бьюкенена позволила ее автору стать лауреатом Нобелевской премии. Этот человек прожил достаточно долгую жизнь, его не стало в январе 2013 года. Сегодня его имя знакомо каждому политологу и экономисту, а десятки его научных работ активно используются в изучении теории и практики принятия политических и экономических решений.

Табачный магнат и отец современной сигареты

Полное имя человека, чью краткую биографию мы рассмотрим далее − Джеймс Бьюкенен Дьюк. Он появился на свет в в декабре 1856 года. Его называют отцом современной сигареты, и не зря.

В 1880-х годах он со своим братом стал управлять табачной кампанией, основателем которой был их отец - Вашингтон Дьюк. Вначале их фабрика была всего лишь небольшой нишей в сфере табачного бизнеса. Но через два года Джеймс увидел новые перспективы. Если раньше все сигареты скручивались работниками вручную, то теперь, с появлением машины по автоматическому производству сигарет, процесс можно было ускорить во много раз. И молодой Дьюк сделал все, чтобы эта машина у него появилась.

Он приобрел лицензию на первую в мире машину, автоматизировавшую процесс производства сигарет, изобретенную механиком Джеймсом Бонсаком. Производство фабрики достигло нового уровня. Машина аккуратно скручивала одну, бесконечную сигарету, а ножи, которые вращались на одинаковых расстояниях, разрезали ее на множество маленьких. Концы, которые раньше скручивались работниками вручную, для того чтобы табак не высыхал, теперь с той же целью пропитывались специальными химикатами. Также для улучшения вкуса новые сигареты промачивали в патоке, глицерине либо сахаре.

Количество произведенных сигарет увеличивалось с невероятной скоростью. Если раньше на фабрике Джеймса работники за смену могли изготовить максимум 200 сигарет, то теперь, машина за смену легко выдавала 120 тыс. единиц! Перед Джеймсом Бьюкененом Дьюком возникла новая проблема - сбыт. Объемы, которые вырабатывала его модернизированная фабрика, составляли 1/5 часть того, что выкуривала вся Америка того времени. И Дьюк занялся агрессивным маркетингом. Он был спонсором на всевозможных мероприятиях, раздавал бесплатно свои сигареты на различных конкурсах, а также придумал вкладывать в пачки коллекционные карточки. Он объединяется со своим главным американским конкурентом и создает свою монополию - American Tobacco Company.

Только лишь за один 1889 год он потратил на рекламу 800 тыс. долларов. Его сигареты нравились людям, говорили, что именно он приучил Америку курить Camel. Но огромные объемы производства продолжали требовать новых, огромных рынков сбыта.

Деление рынка сбыта для табачных изделий

В начале 1890-х годов он отчаянно пытается прорваться на британский рынок, но там его ждали опытные промышленники, которые не были намерены сдаваться. Под угрозой вторжения Дьюка в их пространство они консолидировались в единую корпорацию, которая через какое-то время попыталась сама вторгнуться на американский рынок Джеймса. Путем переговоров был достигнут компромисс, который устроил все стороны.

В этот нелегкий для Джеймса Бьюкенена период его деловые партнеры подавали на него бесконечные иски. В конце концов, в 1911 году монополия American Tobacco Company прекратила свое существование. Согласно решению суда, компанию разделили на несколько маленьких фирм, и под контролем Джеймса осталась только одна из них.

Достижения Джеймса в сфере энергетики

В начале ХХ века Бьюкенен Дьюк основывает несколько небольших энергетических компаний, которые в будущем стали основой для создании корпорации Duke Energy. Кроме того, что она обеспечивала электроэнергию для текстильных фабрик Дьюка (которыми он тоже занимался вполне успешно), эта корпорация обеспечила электрический свет многим городам в Южной и Северной Каролине. На территории последней в 1928 году было создано водохранилище, обеспечивающее весь округ электроэнергией. Со временем его назвали в честь Джеймса Бьюкенена Дьюка.

Не только строитель табачной империи, но и меценат университета

История помнит этого человека не только как отца современной сигареты. Имея миллиардные капиталы, в 1924 году Джеймс принял решение о создании своего трастового фонда с капиталом в 40 млн долларов.

Большую часть этих средств меценат отдал Даремскому университету, который теперь известен как университет Дьюка.

Джеймс Бьюкенен: биография, за которую не стыдно

Имя этого Бьюкенена забудется не скоро, ведь он сделал многое для того, чтобы светлая память о нем жила столетиями после его смерти. Большую часть своего наследства Дьюк завещал на благотворительность: поддержание и развитие а также таких образовательных учреждений, как университет Д. Смита, Дэвидсон-колледж и университет Фурмана. Кроме этого, часть денег он завещал ряду некоммерческих больниц и детских домов, расположенных в Северной и Южной Каролине.

Его известная всему миру дочь - Дорис Дьюк - унаследовала все оставшееся имущество и деньги отца. В память о нем на территории Duke Farmes она создала удивительный зимний сад, в котором была размещена шикарная коллекция скульптур. Дорис назвала всю эту красоту садами Дьюка.

Один из худших президентов в истории США

Еще один человек по имени Джеймс Бьюкенен оставил свой след в истории США − XV президент Америки. Его ценность на посту главы государства до сих пор считается весьма неоднозначной. Одни историки смело называют его самым худшим из всех президентов США, обвиняя в пассивности и нерешительности. Основным аргументом против Бьюкенена является то, что его правительство предшествовало разделению Штатов на Север и Юг и последующему наступлению тяжелой Гражданской войны.

Другие же считают, что мнение о правлении этого президента не должно быть столь категоричным. Не стоит забывать, что ему пришлось управлять страной в один из самых тяжелых ее периодов. Во второй половине XIX века проблема рабства стояла в Америке очень остро. Конфронтацию Юга и Севера было не остановить, и ход событий истории было уже не поменять, так что можно сказать, что Бьюкенен, даже будучи президентом, по большому счету, был бессилен.

Родился будущий XV президент Америки в апреле 1791 года в Пенсильвании, в достаточно бедной многодетной семье. Несмотря на это, юноша сумел получить юридическое образование. Свой первый профессиональный опыт он получил, работая адвокатом во время англо-американской войны.

В 1814-1816 гг. в своем родном он становится депутатом парламента. В 1831 году его назначают посланником в петербургский Дом. И там он вполне успешно подписывает первый торговый договор между Америкой и Россией. Далее он занимал должности сенатора и министра иностранных дел.

В 1856 году демократическая партия выдвинула на пост президента именно его кандидатуру. На то время в сложилась сложная ситуация - там функционировало два враждующих правительства (сторонники и противники рабства). Штат ждал нового президента и его решения относительно дальнейшей судьбы Канзаса. Не захотев обострять и без того сложную ситуацию, Джеймс Бьюкенен решил отнести Канзас к рабовладельческим штатам. Далее было восстание рабов, которое правительство США достаточно жестко подавило. И подавление этого мятежа вызвало еще больший раскол и конфронтацию между Севером и Югом.

Политологи и историки отмечают, что своему преемнику, А. Линкольну, президент Бьюкенен оставил страну в ужасном состоянии, на грани гражданской войны между двумя непримиримыми лагерями. Умер Бьюкенен в 1868 году, успев до своей смерти написать сочинение, оправдывающее его политику. Но особо оно ему ничем не помогло, потому что в истории он так и остался худшим президентом США.

Очередной персонаж «Марвела» по имени Джеймс

И последний известный Бьюкенен Джеймс, чью биографию мы рассмотрим в нашей статье, на первый взгляд, совсем не подходит компании предыдущих героев. Он является просто чья биография была удачно придумана сценаристами «Марвел». Но стоит отметить, что была она придумана настолько успешно, что фанаты комиксов во всем мире ищут эту биографию и реально интересуются подробностями жизни этого вымышленного героя. Этого персонажа зрители впервые увидели в 2010 году, когда на широкий экран вышел «Первый мститель».

Итак, согласно легенде «Марвел», Джеймс Бьюкенен Барнс (актер, воплотивший в жизнь его образ на экране - Себастиан Стэн) появился на свет в далеком 1917 году. Он показывал хорошие результаты в различных спортивных сферах, был лидером в своем классе. Однажды Джеймс заметил, как хулиганы избивали слабого мальчика, и заступился за него. Этим мальчиком оказался Стив Роджерс, ставший впоследствии легендарным Капитаном Америкой. После инцидента ребята очень подружились. С началом Второй мировой Джеймс Бьюкенен (Баки) Барнс был призван в армию, прошел зимнюю подготовку в лагере МакКой и был отправлен на Итальянский фронт.

Зимний Солдат по фамилии Бьюкенен

Далее он был захвачен отрядом "Гидры" и попал в плен, где перенес множество издевательств, пыток и долгое время пребывал в изоляции. Об этом плене узнает его друг детства, уже успевший стать во время войны Капитаном Америкой. Он бросается спасать Джеймса и таки освобождает его из плена. Джеймс Бьюкенен (Баки) присоединяется к команде освободившего его друга, и их общей целью становится желание стереть "Гидру" с лица земли. Во время одной из потасовок Джеймс Бьюкенен Барнс выпал из поезда, его тело не было найдено, и все решили, что он мертв.

На самом деле, тело Бьюкенена было найдено одним из подразделений "Гидры". Ему полностью стерли память, и долгое время над телом Джеймса проводились всевозможные опыты. В течение нескольких лет его погружали в искусственный сон, изредка давая пробудиться, когда нужно было выполнить распоряжение об убийстве какого либо влиятельного лидера.

Согласно одному из указов "Гидры", Бьюкенен должен был убить Капитана Америку, и для него это не стало совершенно никакой проблемой, ведь его память, хранившая воспоминания о детской дружбе, давно была стерта. При выполнении этого задания, в момент непосредственного противостояния между Капитаном Америкой и его другом, к Джеймсу вспышками стала возвращаться его память, и оба друга остались живы. Но Джеймс Бьюкенен, которого теперь все называли Зимним Солдатом, после этого опять исчез.

Американский экономист Джеймс Бьюкенеи (нобелевский лауре­ат 1986 г., вирджинская школа) исследует проблему, лежащую на стыке политической экономии и теории государственного управле­ния. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйствен­ном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы – как добиться, чтобы принятие законов, установле­ние налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не от­дельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основ­ных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирате­лей и государственной власти.

1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» тре­буется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налого­обложения. Это – «конституция экономической политики».

2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на поли­тический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общест­венные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентиро­вать этот обмен.

Короткое резюме.

В условиях российской действительности потребуется немало вре­мени, чтобы оптимизировать взаимосвязь населения и властных структур, усовершенствовать политический механизм.

Необходимо ограничить манипулирование общественным созна­нием с помощью отработанных технологий; приучить людей к отсеи­ванию псевдоинформации, которую постоянно вырабатывает и внед­ряет в сознание и подсознание политический рынок. Важно, чтобы у россиян сформировался своего рода иммунитет к манипуляциям по­литиков и средств массовой информации.

Ответственность должна носить двусторонний характер: со сторо­ны политиков и со стороны избирателей, которые ответственны за то, что их оценками и мнениями манипулируют «аналитики» и имидж­мейкеры.

Литература

Бьюкенен Дж. Избранные труды. – М.: Альфа пресс, 1997.

Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // Вопросы эконо­мики, 1990. № 12.

Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл. 5-7.


Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – Гл. 13.

Эклунд К. Эффективная экономика. – М.: 1991. – Гл. 8.

72. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.

Термин «техноструктура» предложен Джоном Гэлбрейтом (р. 1908, США). Это управляющие, специалисты, ученые, техноло­ги, конструкторы, фактически обеспечивающие функционирование крупных корпораций. Подлинная экономическая власть принадле­жит им, а не собственникам, не акционерам. Реальную силу в круп­ных фирмах представляет группа высококвалифицированных, об­ладающих необходимой информацией и знаниями менеджеров-тех­нологов.

С возрастанием размеров корпораций и усилением власти инфра­структуры модифицируются цели экономической деятельности. Цели техноструктуры вступают в противоречие с общественными целями. Хозяевами на рынках становятся технократы. Монополистический рынок имеет мало общего со свободной конкуренцией. Отсюда необ­ходимость контроля со стороны государства, активное вмешательство органов управления в экономическую жизнь.

В работе Гэлбрейта «Новое индустриальное общество» с разных сторон анализируются изменения, происходящие в обществе. На пер­вый план выдвигаются проблемы экономической власти, управления экономикой, эволюции социально-экономических систем.

Литература

Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институцио­нально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1976.

Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. – М.: Прогресс, 1986.

Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. – М.: Прогресс, 1988.

История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Вла­димирский, А.А. Оводенко и др. – СПб.: СПб. ГААП, 1996.

Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. -Тема 17.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 30.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. II.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

По дисциплине: История экономических учений

На тему: «Роль Дж. Бьюкенена в развитии экономической теории»

  • Введение
  • 1. Теоретические основы и предпосылки теории общественного выбора
    • 1.2 Предпосылки возникновения теории общественного выбора
  • 2. Вклад Дж. Бьюкенена в теорию общественного выбора
    • 2.2 Исследования Бьюкенена в области теории общественного выбора
  • Заключение
  • Список литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. По аналогии с рынком совершенной конкуренции она начинает свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору. Теорию общественного выбора называют иногда новой политической экономией, так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно развивая принципы классического либерализма и используя методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов и социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма». Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
  • Признанным лидером этого направления экономической теории является Джеймс Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Поэтому именно по его работам целесообразно исследование основ теории общественного выбора.

1. Теоретические основы и предпосылки теории общественного выбора

1.1 Содержание понятия общественного выбора

Все действия, которые осуществляет государство в хозяйстве, связаны с выбором одной из имеющихся альтернатив (так же как и действия фирмы или потребителя).

Во-первых, это выбор бюджета. Все источники дохода являются взаимозаменяемыми (например, можно получить дополнительные 100 млн. руб. за счет налога на прибыль, а можно за счет акциза на алкоголь). В то же время все статьи расходов конкурируют между собой, так как увеличение одной статьи означает уменьшение других (например, для увеличения расходов на армию нужно сократить расходы на ремонт дорог, и наоборот). Таким образом, нужно решить, откуда взять деньги и куда их тратить.

Во-вторых, «правила игры» в хозяйстве и обществе тоже могут быть разными, и, следовательно, их тоже надо выбрать (например, создать правила увольнения рабочих фирмами).

Поскольку создание общественных благ и «правил игры» необходимо для всего общества, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Именно поэтому говорят об общественном выборе - принятии решений по поводу бюджета и других функций государства.

Теория общественного выбора - один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Эта теория опирается на базовую идею о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

1.2 Предпосылки возникновения теории общес твенного выбора

Истоки теории общественного выбора можно найти в работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж.А. Кондорсе, Т. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэрролла). Их работы получили известность благодаря исследованиям Д. Блэка. Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки эта теория сформировалась только в 1950-1960-х гг. Важную роль в формировании теории общественного выбора сыграли работы по политической философии Т. Гоббса, Б. Спинозы, а также политологические исследования Дж. Медисона и А. де Токвиля. Непосредственный импульс развитию теории общественного выбора дали дискуссии 1930-1940-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон).

В 1960-х годах, до возникновения теории общественного выбора, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью ее участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в 1964 г. в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society). Основателями Общества считаются экономисты Г. Таллок и Дж. Бьюкенен.

Сегодня Общество «общественного выбора» - это международная научная организация, объединяющая ученых экономистов, социологов и политологов. Общество издает журнал «Public Choice». Общество проводит ежегодные собрания в Новом Орлеане (штат Луизиана).

общественный выбор бьюкенен

2. Вклад Дж. Бьюкенена в теорию общественного выбора

2.1 Дж. Бьюкенен и его работы

Теория общественного выбора в качестве самостоятельного направления экономической науки сформировалась в 1950-1960-х гг. Однако в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бькенена «Границы свободы» (1975 г.).

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в г. Марфрисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Бьюкенен повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Бьюкенена изучать право в Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Марфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики, английской литературы и общественных наук, Бьюкенен получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Бьюкенен был призван на военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во время войны Бьюкенен служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме.

После войны Бьюкенен продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние Франка X. Найта - одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Бьюкенен приехал в Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное воздействие на последующую работу Бьюкенен оказала диссертация Кнута Викселля по налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на разработку Бьюкенен теорий общественного выбора и конституциональной экономики.

В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Бьюкенен поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Бьюкенен провел учебный 1955/56 г. в Риме и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими структурами и экономической политикой.

Возвратившись в США, Бьюкенен получил должность профессора и декана экономического факультета в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Бьюкенен, они стремились учредить «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Бьюкенен выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Бьюкенен и Гордон Таллок, который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного выбора.

После окончания учебного 1968/69 года, когда Бьюкенен работал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения общественного выбора, генеральным директором которого стал Бьюкенен Новый Центр был создан с целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических процессов. Когда в 1983 г. Бьюкенен был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат Виргиния).

2.2 Исследования Бьюкенена в области теории общественного выбора

В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Согласно позиции Бьюкенена теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена. Представители теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным, где государство также представляет собой рынок, на котором избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению ресурсов и мест на иерархической лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко бывает далека от идеальной.

Изучая политический обмен, Бьюкенен выделяет два концептуально разных уровня общественного выбора - начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Как показал Бьюкенен, использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных процессов. Подобно тому, как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики и процессов.

Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в монографии «Исчисление согласия» («The Calculus of Consent», 1962), написанной Бьюкенен совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс сложного взаимовыгодного обмена, Бьюкенен и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или правительственной политики? Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Бьюкенен исследовал различные применения этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» («Public Finance in Democratic Process», 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» («Demand and Supply of Public Goods», 1968).

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» («The Limits to Liberty: Between Anarchy and Leviathan», 1975) Бьюкенен провел разграничение между защитительным государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса.

С точки зрения Бьюкенена, в идеале производительное государство стимулирует постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это обусловливает угрозу Левиафана - знаменитого политического символа Томаса Гоббса, которым он обозначал автократическое государство. Для Бьюкенен выход состоит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально заинтересованное политическое поведение.

В своих более поздних работах Бьюкенен проанализировал и развил далее необходимость конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» («Democracy in Deficit, 1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» («The Power to Tax», 1980), написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, стремящийся к максимизации прибыли. Бьюкенен поддерживал прямо и косвенно различные предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.

Бьюкенен была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

В 1945 г. Бьюкенен женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в юго-западной Виргинии. Бьюкенен на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков.

Кроме Нобелевской премии, Бьюкенен был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента (1984...1986) Общества Ледериновых гор.

Заключение

Американский экономист Джеймс Бьюкенен (нобелевский лауреат 1986 г., вирджинская школа) исследует проблему, лежащую на стыке политической экономии и теории государственного управления. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы - как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения - это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти.

1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это - «конституция экономической политики».

2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на политический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общественные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен.

Таким образом, на основании изученной теории можно сделать заключение о том, что в условиях российской действительности потребуется немало времени, чтобы оптимизировать взаимосвязь населения и властных структур, усовершенствовать политический механизм.

Необходимо ограничить манипулирование общественным сознанием с помощью отработанных технологий; приучить людей к отсеиванию псевдоинформации, которую постоянно вырабатывает и внедряет в сознание и подсознание политический рынок. Важно, чтобы у россиян сформировался своего рода иммунитет к манипуляциям политиков и средств массовой информации.

Ответственность должна носить двусторонний характер: со стороны политиков и со стороны избирателей, которые ответственны за то, что их оценками и мнениями манипулируют «аналитики» и имиджмейкеры.

Список литературы

1. Бьюкенен Дж. Границы свободы // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

3. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной экономики // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

4. Кокорев В. Концепции конституционного выбора: между мечтаниями Платона и анархо-синдикализмом // Вопросы экономики. 1997. №. 5. - С. 52-64.

5. Мильчакова Н. Игра по правилам: «Общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики 1994. № 6. С. 114 - 121.

6. Нуреев Р.М. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. // Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М.: «Таурс Альфа», 1997.

7. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005

8. Теория общественного выбора. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / Р.М. Нуреев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 531 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ теории общественного выбора выдающегося американского экономиста и политического философа Джеймса Бьюкенена, предпосылки и история ее создания. Идейный фундамент теории. Поведение рационального избирателя, политического деятеля и бюрократии.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    Рассмотрение взглядов Бьюкенена. Теория общественного выбора как яркое направление неоинституционализма, знакомство с известными представителями. Анализ особенностей методологического индивидуализма. Характеристика конституции экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Понятие экономической теории, предмет ее исследования, истоки возникновения и современные аспекты развития. Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории. Кризис экономической науки. Влияние экономической теории на современную экономику России.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Анализ теорий экономики общественного сектора до XX века - английской экономической теории и континентальной экономической теории. Теория налогов и квотирование. Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона. Теории общественного благосостояния.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Изучение понятия и предпосылок возникновения теории общественного выбора как одной из ветвей экономического империализма. Ознакомление с содержанием и основными положениями концепций политической ренты и делового цикла. Сущность экономики бюрократии.

    реферат , добавлен 24.09.2013

    Возникновение и развитие экономической теории. Экономические школы: меркантилизм, физиократия, марксизм. Классическая политическая экономия. Неоклассическое направление. Предмет экономической теории. Методы исследования. Функции экономической теории.

    контрольная работа , добавлен 06.06.2008

    Дж.М. Бьюкенен-младший как американский экономист, лауреат Нобелевской премии "за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений". Теория общественного выбора, ее содержание и принципы, вклад ученого.

    презентация , добавлен 16.04.2015

    Изучение теоретических аспектов истории возникновения экономической теории. Содержание предмета, этапы становления, основные функции и методы исследования экономической теории. Изучение ее современного состояния и определение перспектив развития.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Этапы развития экономической теории. Методология научного исследования в экономической теории. Заслуга меркантилистов как первой школы экономического анализа. Сущность трудовой теории стоимости А. Смита. Положения кейнсианской экономической теории.

    презентация , добавлен 22.03.2014

    Экономика. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Предмет экономической теории. Метод экономической теории. Экономическая теория выполняет такие функции: познавательную, методологическую, практическую.