Отсрочка платежа по налогу ндс. Возможна ли отсрочка платежа по НДС на таможне при ввозе импортного производственного оборудования для обработки массива древесинына территорию России из Италии? Быстрое решение вопроса по предоставлению рассрочки

Возможна ли отсрочка платежа по НДС на таможне при ввозе импортного производственного оборудования для обработки массива древесинына территорию России из Италии?

Да, возможна, но только при определенных условиях, которые перечислены в статье 134 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Среди них:
– причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержки лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

– если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

– осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

– если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов
В соответствии с п. 2 ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются законодательством государства - члена Таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

В статье 133 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ установлено, что только при наличии оснований, установленных статьей 134 Закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки.

Обоснование

Из статей 133 – 135 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Статья 133. Общие условия изменения срока уплаты налогов

1. При наличии оснований, установленных статьей 134 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки или рассрочки их уплаты.

2. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

3. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов может быть отказано исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 135 настоящего Федерального закона.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

5. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов - причины такого решения.

Статья 134. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

5) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

2. Правительство Российской Федерации вправе определять федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. В случае принятия Правительством Российской Федерации решений об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных подтверждать наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, наличие таких подтверждений является обязательным при обращении лица с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Статья 135. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

1) возбуждено уголовное дело, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

2) возбуждена процедура банкротства.

2. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется таможенным органом в письменной форме в течение трех рабочих дней.

Чем Минфин аргументирует новую точку зрения. Что важно включить в договор при предоставлении отсрочки платежа. Как покупателю и продавцу отражать проценты в налоговом учете.

До недавнего времени Минфин России утверждал, что проценты за отсрочку платежа, которые продавец товара получил от покупателя, облагаются НДС (Письма от 31.10.2013 N 03-07-14/46530, от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 29.12.2011 N 03-07-11/356 и от 29.11.2010 N 03-07-11/457). Чиновники объясняли это тем, что получение процентов связано с оплатой реализованных товаров (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Ведь продавец предоставляет покупателю отсрочку не по самостоятельному договору, а в рамках договора купли-продажи товара.
Теперь ведомство считает, что проценты за отсрочку оплаты не включаются в базу по НДС (Письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-05/68784, от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). В мае 2015 г. чиновники выпустили еще одно Письмо с такими же выводами (Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303). Посмотрим, какие аргументы они приводят.

Подводя к выводу о неначислении НДС на сумму процентов за отсрочку платежа, ведомство ссылается на судебную практику

Все письма Минфина России с новой точкой зрения содержат одинаковые аргументы. Несколько писем совпадают буквально слово в слово (Письма Минфина России от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). Различается лишь описание ситуации. Но самое удивительное заключается в том, что чиновники обосновывают свои выводы ссылками не на НК РФ или другие акты законодательства, а на судебную практику. Причем не самую свежую.
Логическая цепочка начинается с Постановления ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.11.2012 N ВАС-14084/12). Из него взят вывод, что проценты, начисленные на сумму, в отношении которой продавец предоставил покупателю рассрочку, являются платой за коммерческий кредит (подробнее читайте во врезке на с. 82).

Читайте на e.rnk.ru. Суды всегда были против начисления НДС на проценты по коммерческому кредиту
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012, на которое ссылается Минфин России, не единственное по данному вопросу. Более того, в нем рассмотрена не очень распространенная ситуация. Речь идет о предоставлении рассрочки при покупке имущества, находящегося в муниципальной казне.
Непонятно, почему ведомство выбрало это судебное решение. Неясно и то, что подвигло чиновников перечитать Постановление почти трехлетней давности именно сейчас. Подробнее о более свежей арбитражной практике и аргументах судов читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Как сейчас налоговики и суды относятся к вопросу исчисления НДС с сумм, связанных с реализацией" // РНК, 2014, N 11.

Далее ведомство привело выдержку из совместных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. В них указано, что к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. К отношениям по коммерческому кредиту применяются нормы Гражданского кодекса о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Следовательно, проценты, взимаемые за предоставление коммерческого кредита, являются платой за пользование денежными средствами (п. 12 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998).
Проценты по займам освобождены от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому Минфин России пришел к выводу, что проценты, полученные продавцом от покупателя за предоставление отсрочки или рассрочки по оплате товаров, НДС не облагаются.

Минфин не объяснил, что он понимает под коммерческим кредитом

Чиновники уклонились от разъяснения термина "коммерческий кредит". Хотя сами его широко используют. Они указали, что разъяснение норм, терминов и понятий Гражданского кодекса не входит в их компетенцию (Письма Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303 и от 30.12.2014 N 03-07-05/68784).
Ранее ведомство указывало, что обязательства по коммерческому кредиту не образуют отдельного договора. Они входят в состав иных обязательств, составляющих соответствующий договор. То есть коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, в договор купли-продажи, аренды, подряда или перевозки может быть включено условие об отсрочке или рассрочке оплаты за реализованные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Только при наличии этого условия у сторон договора возникают кредитные обязательства (Письма Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180 и от 19.09.2012 N 02-11-04/3810).
Если в договоре имеется условие об оплате товара, работы или услуги через какое-то время после получения их покупателем, это не считается коммерческим кредитом. Предоставление кредита в форме отсрочки или рассрочки платежа должно быть прямо предусмотрено в договоре купли-продажи или возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Более того, стороны должны прописать все существенные условия:
- ставку процентов за пользование коммерческим кредитом. Если ставка не установлена, проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России на день уплаты суммы долга (п. 1 ст. 809 ГК РФ);
- сумму, на которую начисляются проценты;
- период, за который предусмотрено взимание процентов. Например, стороны могут договориться, что проценты уплачиваются начиная с 11-го дня с момента отгрузки товаров. Только с этого дня возникнут отношения по коммерческому кредиту. Начисление процентов прекращается со дня, следующего за днем окончательного расчета за приобретенный товар, работу или услугу.

Проценты за просрочку оплаты, взысканные продавцом с покупателя, являются санкцией и поэтому не облагаются НДС

Важно не спутать проценты за отсрочку или рассрочку платежа с начислением процентов за несвоевременную оплату по договору. Договор может предусматривать оба вида процентов. Ведь они уплачиваются по разным основаниям.
Взимание процентов за просрочку предусмотрено ст. 395 ГК РФ. Эти суммы представляют собой ответственность за неисполнение договорных обязательств. Сторона, нарушившая срок оплаты, уплачивает их независимо от того, предоставлялся коммерческий кредит или нет.
Минфин России считает, что штрафы, пени, неустойки или иные санкции за несвоевременную оплату не облагаются НДС (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). Ведь эти суммы не являются элементом ценообразования (подробнее об этом читайте во врезке ниже). Значит, продавец товара, работы или услуги, взыскавший с покупателя проценты за нарушение срока оплаты, не включает их в базу по НДС.

Читайте на e.rnk.ru. Как определить, является ли неустойка частью цены
Минфин России делит штрафные санкции за нарушение условий договоров на являющиеся элементом ценообразования и не являющиеся таковым (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). По мнению чиновников, если санкция представляет собой скрытую часть цены, получатель должен начислить на нее НДС. Ведь штрафная санкция напрямую связана с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Санкция не облагается НДС, только если она не является элементом ценообразования.
Ведомство не разъяснило, как на практике подразделять штрафы, пени, неустойки по этому признаку. Подробнее о возможных формулировках в договорах и налоговых последствиях читайте на сайте e.rnk.ru в статье "На какие штрафы по договорам Минфин разрешает не начислять НДС" // РНК, 2015, N 6.

Ранее чиновники требовали начислять НДС на любые штрафы, пени и санкции, которые продавец получил от покупателя (Письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-11/311, от 18.05.2012 N 03-07-11/146 и от 16.08.2010 N 03-07-11/356). Ссылались на то, что санкции связаны с оплатой товаров, работ или услуг. Такие суммы увеличивают базу по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Но и по этому вопросу Минфин России изменил свою точку зрения. Опять же из-за судебной практики.
Ведомству пришлось учесть выводы Президиума ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07). Судьи пришли к выводу, что штрафные санкции по договорам представляют собой ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поскольку эти суммы не связаны с оплатой товаров, работ или услуг, они не облагаются НДС. Минфин России признал этот факт (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).

Продавец включает проценты по коммерческому кредиту в налоговые доходы, даже если покупатель их не заплатил

Для продавца проценты, которые ему должен уплатить покупатель за отсрочку или рассрочку платежа, являются доходом. При расчете налога на прибыль всю сумму процентов по коммерческому кредиту продавец включает во внереализационные доходы (п. 6 ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 23.03.2010 N 03-03-06/1/169).
Доходы в виде процентов отражаются в налоговом учете на последнее число каждого месяца, за который их начислили (абз. 1 п. 6 ст. 271 и абз. 3 п. 4 ст. 328 НК РФ). Неважно, какой срок для уплаты установлен в договоре. Кроме того, для признания дохода не имеет значения, уплатил покупатель проценты или нет. С этим согласен Минфин России (Письма от 17.09.2012 N 03-03-06/2/108, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/345, от 20.12.2010 N 03-03-06/1/791 и от 16.08.2010 N 03-03-06/1/549).
Значит, безопаснее не включать в договоры условие о возможности предоставления коммерческого кредита, если стороны не планируют его использовать. Ведь при наличии такого гипотетического условия налоговики могут потребовать, чтобы продавец включил сумму процентов во внереализационные доходы. Даже если коммерческий кредит не предоставлялся и никакие проценты не начислялись и не уплачивались.
В месяце, в котором покупатель полностью рассчитался за приобретенные товары, работы или услуги, коммерческий кредит считается погашенным. Поэтому проценты за этот месяц продавец включает в доходы не на последнее число месяца, а на дату окончательного расчета по основному договору (абз. 3 п. 6 ст. 271 НК РФ).

С 2015 года покупатели признают расходы в виде процентов за отсрочку или рассрочку платежа
в полном размере, без нормирования

При расчете налога на прибыль проценты за пользование коммерческим кредитом покупатель включает во внереализационные расходы. Он отражает их по тем же правилам, что и проценты по другим видам долговых обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 265 и ст. 269 НК РФ).
С 1 января 2015 г. нормирование этих затрат отменили (подробнее читайте во врезке ниже). Значит, всю сумму процентов по коммерческому кредиту, которые начислены за месяц, покупатель включает в налоговые расходы (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). В том числе и по тем коммерческим кредитам, которые он получил еще до начала 2015 г. Это подтверждает Минфин России (Письма от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27735 и от 13.01.2015 N 03-03-06/1/69460).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
С 2015 г. практически заново переписали ст. 269 НК РФ, которая регламентирует налоговый учет расходов в виде процентов по займам и кредитам. Разъяснений контролеров по применению новых правил пока немного. Да и многие письма, выпущенные ими до 2015 г., сохраняют актуальность. Например, проценты по кредиту, израсходованному на приобретение основного средства, по-прежнему не включаются в его первоначальную стоимость (Письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24671 и от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757).
Как и раньше, рискованно признавать в налоговых расходах проценты по займам и кредитам, которые организация использовала для выдачи беспроцентного займа другой компании (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2005 N 20-12/12463). Но можно смело включать в расходы проценты по займам и кредитам, которые организация направила на возврат ранее полученного займа или погашение задолженности по налогам (Письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/125 и от 22.01.2007 N 03-03-06/1/19, ФНС России от 04.02.2010 N 3-2-09/15 и УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104054@).
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Какие разъяснения налоговиков по учету процентов по кредитам остаются актуальными и в 2015 году" // РНК, 2015, N 8.

Единственное исключение - проценты по коммерческому кредиту, признанному контролируемой сделкой. Эти проценты отражают в налоговом учете по особым правилам. Их по-прежнему учитывают в пределах норматива (абз. 3 п. 1, п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 269 НК РФ). Но коммерческие кредиты, являющиеся контролируемыми сделками, это редкое явление.
Покупатель признает расходы в виде процентов на те же даты, на которые продавец отражает их во внереализационных доходах. То есть на последнее число каждого месяца пользования коммерческим кредитом (абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ). Не имеет значения, перечислил покупатель эти проценты продавцу или еще нет.
Проценты за тот месяц, в котором покупатель погасил задолженность за приобретенные товары, работы или услуги, он включает во внереализационные расходы не на последнее число месяца, а на дату ее погашения (абз. 3 п. 8 ст. 272 НК РФ).

Расходы на страхование коммерческого кредита признавать в налоговом учете рискованно

Покупатель и продавец, договорившиеся о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате товара, вправе застраховать риски, связанные с этим. Прежде всего, риск невозврата коммерческого кредита. Особенно если его сумма значительна или отсрочка предоставлена на длительный срок.
Минфин России считает, что расходы на страхование коммерческого кредита нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо от 19.11.2008 N 03-03-06/1/639). Ведь этот вид страхования не является обязательным. Кроме того, он не упоминается в перечне видов добровольного страхования, расходы на которое можно признать в налоговом учете. Этот перечень является закрытым (п. 1 ст. 263 НК РФ).
Значит, взносы по договору добровольного страхования коммерческого кредита безопаснее не включать в налоговые расходы. Неважно, у кого они возникли - у покупателя (заемщика) или продавца (кредитора). Тем более что Налоговый кодекс содержит запрет на учет расходов на те виды добровольного страхования, которых нет в закрытом перечне (п. 6 ст. 270 НК РФ).

Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме - утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.

По всем налогам, пени, штрафам, которые фирма уплачивает по общей системе налогообложения и по специальным налоговым режимам, в т.ч. упрощенке и вмененке. Рассрочку или отсрочку нельзя оформить на те налоги, которые вы перечисляете в качестве налогового агента. Например, на уплату НДФЛ в бюджет с зарплат своих сотрудников. Также не изменяется срок уплаты налога на прибыль для тех организаций, которые уплачивают его по консолидированной группе налогоплательщиков.

Чем регулируется предоставление налоговых рассрочек?

  • глава 9 Налогового кодекса (статьи 61-68)
  • Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами ()

Когда можно просить налоговую рассрочку или отсрочку?

Главное основание для предоставления рассрочки / отсрочки — это ваше финансовое положение, из-за которого вы не можете заплатить налог вовремя, но сможете изыскать средства на погашение долга по налогу в течение срока действия рассрочки / отсрочки. Однако поводом для предоставления рассрочки будет не любая финансовая трудность, а только в определенных случаях:

  • вам причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы, в т.ч. стихийного бедствия, технологической катастрофы;
  • вы своевременно оказали услуги, выполнили работы, поставили товары для государственных или муниципальных нужд, но вам не перечислили или перечислили с задержкой оплату по контракту в объеме, достаточном для уплаты налога;
  • если вы уплатите налог единовременно, у вас возникнут признаки несостоятельности (банкротства). В этом случае наличие основания для отсрочки / рассрочки определяется после анализа финансового состояния по методике из приказа Минэкономразвития №175 от 18.04.2011;
  • если вы физическое лицо, и ваше имущественное положение не позволяет единовременно уплатить налог (имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание при этом не учитывается);
  • если ваше производство или продажа товаров, работ, услуг носят сезонный характер.

Дополнительные основания для предоставления отсрочек или рассрочек по региональным и местным налогам могут установить субъекты РФ или соответствующие муниципальные образования.

Когда в предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налога могут отказать?

  1. Если в отношении того, кто запрашивает рассрочку, возбуждено уголовное дело по поводу нарушения законов о налогах и сборах.
  2. Если в отношении налогоплательщика ведется производство по делу об административном или налоговом правонарушении в связи с уплатой налогов, сборов, таможенных платежей.
  3. Если есть достаточные основания полагать, что вы воспользуетесь переносом срока уплаты налога для сокрытия имущества или выедете на ПМЖ за пределы РФ.
  4. Если ранее вы уже обращались за налоговой отсрочкой, рассрочкой или инвестиционным налоговым кредитом, но нарушили их условия, в связи с чем в течение последних 3 лет налоговой службой было принято решение о прекращении действия вашей рассрочки / отсрочки / инвестиционного налогового кредита.

Куда обращаться за предоставлением налоговой рассрочки?

По федеральным налогам (НДС, НДФЛ для ИП за себя, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) вопросы рассрочек и отсрочек решает Федеральная налоговая служба. Пакет документов в ФНС передается через Управление ФНС по вашему субъекту федерации.

По региональным налогам (налог на имущество, игорный бизнес, транспортный налог) и по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физлиц, торговый сбор) нужно обращаться в Управление ФНС по вашему месту нахождения.

Физическим лицам без статуса ИП для оформления рассрочки по налогу надо обращаться в налоговую инспекцию по месту жительства. Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины рассматривает тот госорган, куда вы обрщаетесь за соответствующим действием (например, суд). По отсрочке на уплату таможенных платежей нужно обращаться в Федеральную таможенную службу .

Какой пакет документов нужен для налоговой рассрочки?

  1. (рекомендованная форма).
  2. Справки налоговой инспекции по месту учета:
    — о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;
    — о перечне всех открытых банковских счетов;
  3. Справки из банков:
    — о ежемесячных оборотах по счетам за последние 6 месяцев;
    — о наличии / отсутствии расчетных документов в картотеке;
    — об остатках денежных средств по всем счетам.
  4. Перечень контрагентов — дебиторов с указанием цен договоров / размеров обязательств и сроков исполнения + копии соответствующих договоров.
  5. (рекомендованная форма) + предполагаемый график погашения задолженности.
  6. В зависимости от основания, по которому запрашиваете рассрочку / отсрочку:
    — заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы + акт оценки причиненного ущерба от уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления, организации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
    — документ государственного, муниципального заказчика с данными о сумме не перечисленных или несвоевременно перечисленных денежных средсв по государственному / муниципальному контракту;
    — сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание);
    — справка о том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от сезонной деятельности составляет не менее 50% (составляет сам налогоплательщик с учетом перечня из постановления Правительства РФ №382 от 06.04.1999).
  7. По требованию налоговой — документы на имущество, которое может быть предметом залога, поручительство, банковская гарантия.
  8. По вашему желанию — ходатайство о временном приостановлении уплаты суммы задолженности на время принятия решения о предоставлении рассрочки / отсрочки.

На каких условиях предоставляется налоговая рассрочка или отсрочка?

  • отсрочка означает уплату долга по налогу по окончании срока ее действия, рассрочка — постепенную уплату налогов по графику;
  • сумма налоговой рассрочки или отсрочки не должна превышать стоимость чистых активов организации или стоимость имущества физического лица;
  • налоговые рассрочки и отсрочки даются на срок до 1 года, а по уплате федеральных налогов в той части, которая зачисляется в федеральный бюджет, рассрочку могут дать и на срок до 3 лет;
  • на сумму задолженности начисляются проценты по 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (если рассрочка дана в связи угрозой банкротства, недостаточностью имущества, сезонным характером производства). Если рассрочка дана по обстоятельствам непреодолимой силы или задержке оплаты по госконтракту, проценты на задолженность по налогу не начисляются;
  • в общую сумму задолженности по рассрочке / отсрочке включаются пени за период после установленного для уплаты налога срока по день вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке. Поэтому по возможности стоит запрашивать рассрочку заранее, пока не подошел срок уплаты налога;
  • иногда налоговый орган может потребовать, чтобы исполнение вашей отсрочки или рассрочки было обеспечено залогом имущества, поручительством или банковской гарантией;
  • при наличии желания и финансовой возможности вы можете досрочно погасить весь размер налоговой задолженности с причитающимися процентами.

Как быстро решается вопрос о налоговой рассрочке?

В течение 30 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. И еще в течение 3 дней с даты принятия решения о рассрочке решение направляется вам и в налоговую инспекцию по месту учета. Обратите внимание, что для вступления в силу решения о рассрочке / отсрочке под залог имущества необходимо будет заключить договор о залоге имущества. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки вы можете обжаловать в суде.