Перечислить прямые налоги. Налог на имущество прямой или косвенный

Которые начисляются конкретным юридическим или физическим лицам, при этом они уплачиваются непосредственно тем, кому начислены и не могут перекладываться на других лиц. Прямые налоги в РФ - это следующие на прибыль корпораций, подоходный налог, земельный налог, налог на операции с ценными бумагами, налог на наследство, налог на имущество и др. Прямые налоги - более ранняя историческая форма налоговых платежей.

Взимаются следующие прямые налоги с физических лиц (граждан) - поимущественный налог; подоходный налог; налог с имущества, полученного в результате дарения или наследования; транспортный налог.

Первостепенное место отводится подоходному налогу, поскольку он является главным налогом, начисляемым на личные доходы граждан. В комплексе с иными экономическими инструментами этот налог направлен на обеспечение справедливого перераспределения доходов, которые получены на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также средств, полученных из иных источни-ков или от индивидуальной трудовой деятельности. Объектом обложения служит который получен гражданином на протяжении календарного года не только в денежной форме, но и в натуральной. При начислении подоходного налога законодательством опреде-лен размер применяемого необлагаемого мини-мума, т.е. определенная часть полученного дохода не облагается налогом. Уплату подоходного нало-га не допускается производить за счет организаций, предприятий и учреждений. Гражданами в налоговые органы пред-ставляется отчет о доходах, которые они получили, т.е. заполняется декларация, в которой указываются все сведения за год о полученных до-ходах с указанием каждого источника выплат, а также с суммами начисленного налога и уже уп-лаченного с этих доходов.

Удерживаются п рямые налоги в РФ и с юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений и индивидуальных предпринимателей). К ним относятся следующие прямые налоги, виды - корпорационный налог (налог на прибыль), земельный налог и налог на имущество.

Подоходный налог на бизнес начисляется на доход частных индивидуальных предпринимателей и товариществ. При этом прямые налоги, виды налога, начисляемого на лич-ные доходы, оказывает воздействие на акционерные общества, т.к. все компании должны удерживать обозначенный процент от суммы заработка работников, занятых в них, и перечислять его государству.

Среди прямых налогов следующим по значимости стоит обозначить налог на прибыль, характеризующегося стабильным снижением своего удельного веса в общих Во многих странах для корпораций применяется специальная система налогов, выраженная в форме корпоративного налога. Он представляет собой денежные фиксированные отчисления в бюджет, производимые из балансовой прибыли. При этом оставшуюся ее часть облагают налогами на нераспределенную прибыль и дивиденды. К основным недостаткам налога на прибыль относится то, что в налогооблагаемую базу входит инфляция, при которой разница между первоначальной и текущей стоимостью фактически считается доходом организации и, соответственно, подлежит налогообложению.

К налогооблагаемой прибыли организаций относятся

1. внереализационные доходы;

2. доходы, полученные в результате реализации товаров (услуг, работ) и имущественных прав.

Налоговую базу определяют по каждому виду доходов отдельно, поскольку в их отношении установлены разные налоговые ставки.

К основным недостаткам российской системы налогообложения можно отнести нестабильность налогов, периодическое изменение количества, а также льгот. Все это без сомнения играет отрицательную роль. Нестабильность российской налоговой системы является главной проблемой налогообложения.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. - Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения;

Поимущественный налог с населения;

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

Налог на владельцев транспортных средств.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов:

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Ставка мин 12% мак 45%. Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций.

Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями.


4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Преимущества и недостатки косвенных налогов.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

Специальные режимы налогообложения.

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ.

При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривалась как специальный налоговый режим. В соответствии с Федеральным законом № 95ФЗ НК РФ не предусматривает специальных налоговых режимов для СЭЗ и ЗАТО.

Однако Федеральным законом № 116ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи, с чем специально для ОЭЗ в часть вторую НК РФ внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

Столь уж важна для налогов их классификация на косвенные и прямые? Да, поскольку это помогает четко понять порядок их начисления и способствует правильному определению той базы, на которую они начисляются.

Так, прямые налоги связаны с имуществом или с результатом деятельности предприятия, а косвенные – с процессами потребления. Но какие именно налоги из действующей системы считаются прямыми, а какие косвенными? Об этом данная статья.

Виды и характеристика налогов

Прежде всего, не стоит путать налоги со сборами и , как это очень часто делают:

  1. Сборы – это суммы, взимаемые только при выполнении действий, имеющих юридическую значимость. Например, госпошлины – они взимаются только, когда речь идет о , об участии в суде, и т.д.
  2. Страховые взносы – это суммы, базой для начисления которых служит ;
  3. Налоги – это платежи обязательного характера. Они связаны непосредственно с деятельностью предприятия: с реализацией товаров, с оказанием услуг, с продажей имущества и т.д.

О сущности налогов и сборов смотрите в следующем видеосюжете:

Именно налоги имеют деление на прямые и косвенные:

  1. Косвенными признаются те платежи, которые начисляются при наступлении факта потребления товара или услуги. Они включаются в стоимость реализации и подлежат компенсации конечным потребителем. Хотя фактическим плательщиком косвенного налога является продавец и (или) производитель. Очень часто косвенные налоги могут превышать по своей нагрузке цену производителя: пока товар не поступит к конечному потребителю, каждый из продавцов накрутит на него косвенный налог и свой процент . В итоге, чем меньше цепочка посредников между производителем и конечным потребителем, тем ниже цена товара;
  2. Прямыми налогами считаются те налоги, которые начисляются либо на извлеченный доход (или прибыль), либо на имущество. В первом случае, когда базой служит доход, налоги называются личными. А взимаемые с имущества – реальными.

Специфика личных налогов заключена в том, что они могут взиматься :

  • даже если налогоплательщик получил фактический убыток . Это касается, например, определяемого методом начисления: в этом случае прибыль составляют не реальные денежные потоки, а бухгалтерские записи, подтвержденные документами;
  • с меньшей величины налоговой базы , даже если налогоплательщик получил прибыли значительно больше. Например, патентная система, по которой за право заниматься предпринимательской деятельностью платится взнос, привязанный к нормативному, а не к фактическому показателю.

Более детально про классификацию налогов вы можете узнать из следующего видеоматериала:

Прямые налоги российской системы

Фактически налоговую систему РФ делят по многим критериям :

  1. на местные, региональные и федеральные налоги;
  2. на общий и специальные режимы налогового обложения;
  3. на налоги, взимаемые с предприятий, предпринимателей и граждан;
  4. на налоги, которые начисляются на имущество и доходы.

Внутри этой системы и находятся косвенные и прямые налоги, которые могут быть или федеральными, или относиться к специальным режимам, и т.д.

Прямыми налогами отечественной системы являются:

  1. Налог на прибыль. Прибыль определяется, положительным превышением доходов над расходами. Обратно явление влечет за собой убыток и полное отсутствие необходимости начислять налог. Сам налог взимается только с юридических лиц;
  2. или налог на доход физических лиц. В зависимости от вида совершенной операции различается своя налоговая база, принцип ее определения и расчета налога. В отдельных случаях налог может начисляться на полностью полученный доход, а в других – за расходов или законом установленных сумм и льгот. Налог этот платят и предприниматели со своих доходов, и обычные граждане – или сами, или за них это делает работодатель или источник дохода;
  3. – она заменяет собой сразу несколько налогов: на добавленную стоимость, на доход физического лица (исключая ту сумму, какая платится за работников), на имущество, на прибыль организаций. Данный налог исчисляется или с доходов, либо с положительной разницы доходов и расходов;
  4. Транспортный налог платят и организации, и предприниматели, и граждане, если являются собственниками транспортных средств, включая моторные лодки, суда, вертолеты, мотоциклы и т.д. Основа для начисления налога – мощность двигателя. Ставка дифференцирована исходя из мощности двигателя;
  5. Налог на землю платится всеми собственниками земельных участков. Ставка налога зависит от многих факторов, в частности, от качества земли, места ее нахождения, и иных критериев. Основа для начисления налога – кадастровая стоимость земли;
  6. Имущественный налог существует отдельно для организаций и для физических лиц. Серьезно разнятся ставки и порядок начисления и отчета по налогу. Общим является то, что основой для начисления налога является имущество, которое принадлежит налогоплательщику на праве собственности. Но облагается у организаций налогом только среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества. А у физических лиц – кадастровая оценка только недвижимости;
  7. НДПИ или налог на добычу полезных ископаемых платят те организации и предприниматели, которые являются пользователями недр. Налог начисляется либо на стоимость добычи, либо на ее объемы;
  8. ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог платят сельхозпроизводители – как организации, так и предприниматели. Налог начисляется на разницу, полученную в случае превышения доходов над расходами; заменяет собой такие налоги, как на имущество и на доход физических лиц (кроме тех сумм этого налога, какие должны уплачиваться работодателем), на прибыль организаций и добавленную стоимость;
  9. или единый налог на вмененный доход можно назвать условно прямым налогом, поскольку он уплачивается исходя из вмененного показателя дохода, а не реально полученного. Тоже самое можно сказать и про налог, взимаемый при патентной системе и с игорного бизнеса.

А вот система косвенных налогов не столь велика, но не менее значима.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Косвенные налоги отечественной налоговой системы

К косвенным налогам причисляют те налоги, которые начисляются на потребление, реализацию товаров или услуг, и фактически платятся потребителем.

К ним относятся:

  1. или налог на добавленную стоимость. Его платят как разницу между начисленной суммой налога покупателю и входной суммой налога от продавца. Начисляется налог по трем ставкам: 18%, 10%, 0%. Несмотря на то, что 0% многие не воспринимают, как ставку, это все-таки ставка и право ее применения необходимо подтвердить в налоговой структуре. Облагается НДС товар или услуга при реализации. Основанием для применения вычета по налогу, т.е. его уменьшения, служит счет-фактура. Этот документ выставляется поставщиком товаров, услуг;
  2. Акциз. Самыми распространенными объектами обложения этим налогом являются сигареты и алкоголь, хотя ими перечень облагаемых товаров не ограничивается. Ставки по акцизу разнятся по многим критериям, например, по виду алкогольной продукции, и т.д.

Платится и акциз, и НДС теми, кого закон к этому обязывает, т.е. организаций и предпринимателей, которые находятся на общем режиме налогообложения или же занимаются производством и реализацией подакцизной продукции.

Налоги эти служат существенной надбавкой к цене продукции или услуг.

Какую функцию выполняют налоги

Откровенно говоря, функция у налогов одна – пополнение бюджета . Строгой целевой направленности у налогов тоже нет. Например, ошибочно считать, что транспортный налог взимается с целью реконструкции дорог. Все налоги поступают в бюджет для покрытия его расходов, в которых на следующий год может быть предусмотрен ремонт дорог, а может и не быть предусмотрен.

Что касается регулирующей функции, которую часто приписывают налогам, то ее как таковой нет. Но если государство начинает усиливать налоговую нагрузку на бизнес, пытаясь его таким образом регулировать, то получает в итоге теневую экономику.

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

Налоги косвенные: что это такое?

Косвенными принято считать налоги, которые формально взимаются государством с предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица (чаще всего клиенты компаний, потребители товаров и услуг). К таковым сборам относятся НДС, акцизы, различного рода таможенные пошлины.

Как правило, косвенные налоги включаются в отпускную стоимость того или иного товара либо услуги. Продавец или субъект оказания услуги, получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или сервис, включающую НДС или иного рода сбор, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.

А что такое "прямой налог"?

Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов - налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).

Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться "оптимизированным" способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).

В свою очередь, НДС, пошлины и акцизы попадают в казну абсолютно в любом случае. Можно сказать, вне зависимости от прямого "волеизъявления" предпринимателя, зависимостей от объективного наличия или отсутствия расходов. И поэтому, как считают некоторые эксперты, НДС и тому подобные сборы - именно косвенные налоги. Они, можно сказать, существуют вне зоны контроля предпринимателя.

НДС

К косвенным налогам относится, как мы уже сказали выше, НДС. Что это за сбор? Какова его природа? Налог на добавленную стоимость, согласно общепринятой в среде российских экономистов трактовке, - сумма, подлежащая изъятию в пользу государственной казны, включенная в отпускную цену товаров или сервисов. Добавленная стоимость - это то, что приносит бизнесу выручку и прибыль. Государство облагает ее соответствующим налогом, и это норма для большинства стран мира.

НДС играет огромную роль с точки зрения формирования государственной казны. Аналогично - другие косвенные налоги. Но именно НДС дает российскому бюджету порядка 40% доходов (в федеральной части, в консолидированной - примерно 20%). Как таковые прямые налоги, если посмотреть отчеты Минфина, приносят в казну в несколько раз меньше выручки. Многие эксперты уверены: косвенные налоги - это стратегически важный компонент национальной экономики.

Основной критерий НДС - его уплачивает каждый субъект бизнеса, создающий добавленную стоимость. То есть, условно говоря, ИП Петров А.Б., владеющий оптовым складом, покупает у ИП Иванова В.Г., владеющего ткацкой фабрикой, наволочки. Государство на этой стадии возьмет НДС с производителя, то есть с ИП Иванова. В свою очередь, ИП Сидоров Д.Е., владеющий розничным магазином, покупает наволочки со склада ИП Петрова. На этой стадии государство возьмет НДС с ИП Петрова. Наконец, ИП Сидоров продает наволочки жителям своего города по розничной цене. На этой, в свою очередь, стадии, государство обложит НДС компанию Сидорова.

На каждом этапе "движения" наволочки какой-то бизнес формирует добавленную стоимость. Завод - ту, которая компенсирует издержки на изготовление и даст некоторую прибыль, оптовик - ту, которая даст рентабельность бизнесу за счет перепродажи наволочки. Розничный продавец - ту, что сможет компенсировать закупочную цену и даст прибыль, в свою очередь, магазину. На каждом этапе государство начисляет косвенный налог на товар, уплачиваемый каждым предпринимателем.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой - дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) - также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других - достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Кому не надо платить НДС

Есть, безусловно, виды бизнеса, где не платят косвенные налоги в рамках исчисленного НДС. Это, прежде всего, любые компании-экспортеры. Это фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. К таким субъектам относятся компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Это фирмы, оказывающие некоторые виды финансовых услуг. НДС не должны платить компании, реализующие продукцию собственного выпуска (в основном категории общепита). Данный вид налога не обязаны перечислять в казну образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации (получающие финансирование из государственного бюджета), учреждения культуры, медицинские организации.

Особенность применения НДС в России - в том, что перечень типов товаров (сервисов, работ), освобождаемых от уплаты данного вида налога, утверждается на общефедеральном уровне. В регионах и муниципалитетах нельзя применять свои правила, касающиеся этой сферы.

Акцизы

Какие еще виды косвенных налогов важны для государства? К таковым можно отнести акцизы. Это налоги, которые обязательно включаются в стоимость товаров, определяемых особым перечнем. Подобно тому, как это происходит с НДС, фактически плательщиком сборов в рамках акцизов является покупатель товара. Главная особенность данного типа косвенных налогов - он характерен только для производственной сферы. В некоторых случаях акцизы могут применяться и в отношении торговой деятельности (например, в тех случаях, когда подакцизный товар ввозится на территорию России с целью последующей продажи с наценкой).

Таможенные пошлины

Рассмотрим другой вид косвенных налогов - таможенные пошлины. Данного рода сборы взимаются специализированными государственными структурами на границе страны. Основание для исчисления таможенных пошлин - перемещение различных товаров из одного государства в другое. Ставки по таким сборам всегда зависят от конкретного типа товара, от страны, которая его произвела, и прочих условий, характеризующих экономическую политику властей (или межгосударственных политических структур - таких как, например, Таможенный Союз).

С какой целью страны вводят таможенные пошлины? Эксперты структурируют цели данного вида сборов в следующей совокупности:

  • поддержание баланса между экспортом и импортом в тех или иных производственных сферах;
  • создание среды для развития внутреннего производства;
  • стимулирование потребления товаров, произведенных в той или иной стране (или отечественными фабриками);
  • защита экономики государства от факторов мирового рынка.

Классифицируются таможенные пошлины следующим образом. Есть так называемые "адвалорные" сборы. Они начисляются в виде процентов к стоимости товаров (которая определяется таможенными структурами). Есть "специфические" пошлины. Их исчисление осуществляется на базе товарных единиц. Также существуют "комбинированные" таможенные пошлины (сочетающие в себе признаки двух предыдущих типов). В качестве дополнительного критерия классификации сборов может использоваться признак сезонности. То есть пошлины могут, к примеру, работать в летнее время и быть отменены зимой.

По целям таможенные сборы могут быть антидемпинговые или же компенсационные (оба вида призваны защищать национального производителя). Сборы первого типа вводятся, если компания-экспортер ввозит товар в Россию по цене ниже, чем при реализации на национальном рынке, вследствие чего отечественный производитель испытывает дискомфорт. Компенсационные пошлины призваны противодействовать активности бизнесов, которые выпустили свои товары с помощью субсидий (то есть имели заведомо более выгодное в сравнении с другими производителями положение).

Еще один критерий классификации пошлин - направление движения товаров относительно государственной границы. Есть, таким образом, сборы импортные (или ввозные). Это наиболее популярный вид пошлин (как в России, так и в мире). Менее встречаемый, но важный с точки зрения формирования государственной экономической стратегии вид сборов - экспортный. В России он применяется, в частности, при вывозе нефти и некоторых других видов сырья.

Импортные пошлины, используемые в рамках Таможенного Союза, уницифированы. Они регулируются посредством Единых тарифов. Это сделано с целью интеграции экономик государств, входящих в состав ТС.

Косвенные налоги в ТС

Как известно, российская экономика тесно интегрируется с казахстанской и белорусской. Очень многие нормы унифицируются, включая те, что регулируют косвенные налоги. Таможенный Союз - международная экономическая структура, которую образуют Россия, Беларусь и Казахстан, - требует стандартизации множества бизнес-процессов.

Изучив нормы, регулирующие сбор косвенных налогов в ТС, мы можем также получить представление о том, как регулируется работа с такого рода сборами в каждой из этих стран отдельно, в том числе и в РФ.

Косвенные налоги при экспорте

Абсолютно все экспортируемые в рамках ТС товары не облагаются НДС и акцизами (мы рассмотрели эти виды косвенных налогов выше). Правда, при одном условии - факт экспорта должен быть документально подтвержден. К такому соглашению страны ТС, однако, пришли не сразу.

К примеру, некоторые регулирующие документы, существовавшие ранее, содержали положения, по которым нулевая ставка на некоторые акцизы не распространялась на продукцию, косвенный налог при импорте которой равен нулю. Предположим, из Беларуси в РФ экспортировался кофе. Если бы ввозная пошлина на этот продукт в РФ была равна нулю, то белорусский предприниматель платил бы соответствующий сбор.

Косвенные налоги при импорте

Другой вопрос - какие косвенные налоги подразумевает импорт товаров в странах ТС? Согласно действующим соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном, функции их сбора лежат на структурах, зарегистрированных в государстве, куда товар ввозится. Касательно РФ, подробный перечень продукции, не подлежащей налогообложению при импорте, содержится в с 150-й статье НК.

Косвенные налоги для сервисов и работ

Рассмотрев особенности сбора косвенных налогов, характерных для товаров, перейдем к аспектам, касающимся работ и услуг. Главная особенность законодательного регулирования этого процесса в ТС в том, что функции по взиманию соответствующих сборов, так же, как и при импорте товаров, возложены на структуры того государства, где работы и услуги предоставляются. Законодательство государств ТС в этом отношении, как отмечают эксперты, в целом унифицировано. Выше мы перечислили основные виды услуг, которые не подлежат налогообложению в рамках НДС. В Белоруссии и Казахстане их перечень в преобладающей степени идентичен тому, что установлен для российских организаций.

Особенности косвенных налогов

Каковы ключевые особенности налогов, причисляемых к косвенным? Прежде всего это оперативность перечисления в казну. Как только предприниматель продал товар или оказал услугу, в скорейшие сроки положенная сумма налога оказывается на счетах ФНС. Если брать НДС, то в зависимости от размера выручки периодичность перечисления - один квартал или месяц.

В сопоставлении со сроками, в рамках которых переводятся в бюджет косвенные налоги, налог на прибыль перечисляется в казну, как правило, реже. Различаются также и сроки отчетности для каждого из типов сборов. Например, налоговая декларация по косвенным налогам некоторых типов (того же НДС) сдается раз в квартал. Аналогичный документ для УСН, к примеру - раз в год.

Хотя, как отмечают многие эксперты, этот фактор, по мере модернизации российского законодательства в последние годы, понемногу становится все менее значимым, так как фактические сроки уплаты всех типов сборов унифицируются. В определенных случаях тот же налог на прибыль бизнес обязан перечислять столь же часто, что и НДС, то есть раз в месяц.

Другая особенность НДС и любого другого сбора, который к косвенным налогам относится, - большая собираемость. Ввиду обязательности НДС и легкости мониторинга торговых операций практически всегда по факту реализации товара или оказания услуг, для которых установлена ставка НДС, данного вида сбор перечисляется в казну.

В свою очередь, суммы многих прямых налогов, исчисляемых бизнесами, часто занижаются (а то и вовсе сводятся к нулю). Многие бизнесы включают в базу издержек (которая во многом влияет на итоговый налог на прибыль) "косвенные" расходы. Они с точки зрения закона полностью попадают под критерии ФНС. Как результат, чистая прибыль бизнеса минимизируется. Получается, что прямой налог брать не с чего. В результате собираемость ниже, чем для НДС.

Косвенные налоги, как правило, взимаются с продаж товаров или оказания услуг массового характера. А именно: с реализации продуктов питания, электроники, парикмахерских сервисов, салонов и т.д. Бизнесы, ведущие работу в этих сферах, как правило, всегда имеют клиентов и финансовый оборот вне зависимости от экономической обстановки в стране и на мировых рынках. А это значит, что государство будет постоянно что-то получать в казну. Потому-то НДС и является одним из главных механизмов формирования доходов бюджета.

Многие экономисты считают, что косвенные налоги - один из самых эффективных каналов проведения государственной экономической политики. За счет каких признаков? Государство может в своих интересах влиять на спрос на тот или иной товар или услугу. В некоторых случаях власти могут быть, к примеру, заинтересованы в снижении покупательского интереса к импортной одежде (с целью стимулирования производства текстильной продукции внутри страны). Вследствие чего может быть установлена особого рода ввозная пошлина.

Регулирование экономики при помощи косвенных налогов, как полагают многие эксперты - процесс, в рамках которого есть минимальная вероятность навредить интересам бизнесов (как если бы вмешательство государства осуществлялось посредством корректировки ставок по прямым сборам). Некоторые экономисты отмечают: ставки НДС и акцизы - это - "чистые" косвенные налоги, не зависящие от бизнес-стратегии предпринимателя. Компании могут свободно работать над увеличением оборотов и снижением издержек, зная, что государство не вмешается в этот процесс.

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.