Порядок бюджетного учета материальных запасов. Материальные запасы в бюджетных учреждениях

Под понятие ТМЦ попадают все материальные ценности (имеющие стоимость), которые находятся на предприятии и предназначены для осуществления ее деятельности. Это может быть оборудование, инвентарь, продукты питания, медикаменты, расходные материалы.

ТМЦ поступает на предприятие, приходуется на баланс по закупочной стоимости и согласно налогового законодательства (имеется в виду ставка и вид обложения НДС). Далее действуют стандартные процессы

Сохранность

Определяются лица, несущие ответственность за физическую сохранность и документальную.

Соответствие фактических запасов требуемым.

В определенных организациях есть четкие нормативы, которые определяют количество единиц товара, которое должно быть на складе. Эта разница выявляется и устраняется.

Планы снабжения

Учитывается временной промежуток, на который хватит товара, с учетом его расхода (или износа), на основании этого составляется план закупок и поставок.

Затраты на хранение

Рассчитываются финансовые затраты, которые тратит предприятие на хранение материальных ценностей. В случае необоснованных затрат (если наличие не предусмотрено нормативами), затраты оптимизируются.

Соблюдение норм потребления

Отслеживается скорость потребления или износа ТМЦ, Проводится сравнение с нормативной документацией. В случае выявления несоответствий, проводится расследование и устранение несоответствий.

Выявление неиспользуемых материалов

Отслеживаются и изымаются с хранения неиспользуемые ТМЦ (если только их постоянное наличие не прописано в нормативной документации). Далее принимается решение. Или товар реализовывается или перемещается в другую организацию. Возможен вариант возврата поставщику.

Корректирование фактических остатков

Проведение инвентаризации. Фиксируются фактические остатки, сравниваются с документальными и составляется акт, в котором указываются выявленные недостачи (излишки).

В процессе хранения, происходит не мало движений ТМЦ. Все они должны быть оформлены по утвержденным формам. Например перемещение ТМЦ (как между складами организации, так и между организациями). Списание товаров (утилизация ТМЦ непригодных к дальнейшему хранению и использованию).

Поставки осуществляются только организациями и подотчетными лицами, с которыми заключены договора подтвержденных форм.

Источник: ideyaforbiznes-online.ru


Распоряжением правительства РФ (на период с 2013 по 2018гг) утвержден проект поэтапного усовершенствования системы нормирования по оплате труда для бюджетных работников....


Эффективной мерой, поддерживающей экономику, является оказание помощи государством субсидиями и субвенциями. В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных...


В трудовом кодексе Российской Федерации вся ответственность по обеспечению безопасности и охране труда лежит на работодателе. Работодатель обязан за свой счёт укомплектовать...


Учреждение, созданное органами государственной власти или местными органами самоуправления на основе действующего бюджетного законодательства РФ - называется бюджетным. Сфера...

Понятие, классификация и оценка материальных ценностей бюджетных учреждений

Категория «материалы» в широком смысле этого термина присуща как сфере материального производства, так и бюджетным учреждениям, основным продуктом деятельности которых является-услуги. Под материальными запасами бюджетных учреждений понимают различные вещественные элементы, используемые в процессе хозяйственной деятельности как предметы труда. Есть материальные запасы - это часть имущества,:

а) используется в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

б) предназначается для продажи непосредственно или после соответствующей обработки;

в) используется для управленческих нужд организации.

В отличие от производственной сферы, где все производственные запасы в процессе использования переносят свою стоимость на себестоимость изготовленной готовой продукции, стоимость потребленных материалов в бюджетных учреждениях основном относится на их фактические расходы.

Состав материальных ценностей бюджетных учреждений достаточно широк и разнообразен, поэтому для правильной организации их учета важное. Значение имеет научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В бюджетных учреждениях основным является группировка материалов по функциональному назначению, которое положено в основу организации учета материальных ценностей:

Материалы для учебных, научных и других целей;

Продукты питания;

Медикаменты и перевязочные средства;

Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;

Топливо, топливо и смазочные (смазочные) материалы;

Материалы в пути;

Корма и фураж;

Запасные части к машинам и оборудованию;

Строительные материалы;

Другие материалы;

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

Изделия производственных (учебных) мастерских;

Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств.

Отдельное учетную группу в составе производственных запасов бюджетных учреждений составляют животные на выращивании и откорме, которые по экономической классификации относятся к предметам труда.

Систематизированный перечень всех материальных ценностей, используемых в учреждениях, ч полным и точным наименованием и группировкой в ​​разрезе групп, подгрупп, субпидгруп, сортов (сортов, типоразмеров и т.п.) составляет единую номенклатуру ценностей учреждения. Каждому наименованию материалов в этом перечне предоставляется постоянный номенклатурный номер, определяется учетная единица измерения, иногда и учетная цена. В таком виде этот перечень (реестр) материальных ценностей приобретает значение номенклатуры-ценника. Он тиражируется в необходимом количестве экземпляров с таким расчетом, чтобы им могли пользоваться все отделы учреждения, службы, подразделения и материально ответственные лица.

В небольших бюджетных учреждениях для ограничения учетной номенклатуры материалов и упрощения их учета однородные и сходные по качественным признакам материалы могут объединяться под одним номенклатурным номером. Номенклатурный номер - это сокращенное постоянно действующее условное обозначение соответствующей группы или вида материалов, используемое для облегчения внутрихозяйственного учета. Номенклатурный номер проставляют на всех первичных документах по учету движения и расходования материальных ценностей.

Важным элементом организации учета материалов является их оценка, то есть денежное выражение их стоимости. В бюджетных учреждениях материалы всех видов, продукты питания, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в учете и отчетности отражаются по покупной цене. Транспортные расходы, суммы налога па добавленную стоимость за приобретенные ценности зачисляются прямо па фактические расходы учреждения и не влияют на оценку приобретенных ценностей. По учетную цену обычно берут фиксированные (постоянные) цены на год (прейскурантные, планово-расчетные или средневзвешенные). Отклонение фактической стоимости материалов от их учетной цены можно учитывать на отдельном аналитическом счете «Отклонения от учетных цен» в составе соответствующего субсчета учета материалов и периодически списывать на расходы учреждения пропорционально учетной стоимости израсходованных материалов, а при незначительных запасах материалов (в небольших учреждениях) - прямо списывать на фактические расходы учреждения при оприходовании материалов.

Материально-производственные запасы, изготовленные силами организации в собственной мастерской, подсобном хозяйстве и т.д., принимаются па учет Иа фактической себестоимости. Стоимость ценностей, полученных безвозмездно, определяется исходя из их рыночной цены на дату оприходования. Ценности, приобретенные за иностранную валюту, оценивают в национальной валюте Украины (гривнах) по курсу НБУ на дату осуществления операции приобретения. Материально-производственные запасы, принадлежащие другим юридическим или физическим лицам, но находятся на ответственном хранении в данном учреждении, учитываются на забалансовых счетах по ценам, предусмотренным договором.

Периодически, как правило в периоды инфляции, учреждения по решению Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства экономики могут проводить дооценку материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Последняя такая дооценка материальных ценностей была проведена по состоянию на конец 1997 Для этого в соответствии с утвержденной инструкции создавались специальные комиссии (по приказу руководителя учреждения). Для определения новой цены пользовались действующим ценам на дату переоценки. Результаты дооценки оформлялись актом произвольной формы и отображения в учете и отчетности как увеличение стоимости активов и финансирования из бюджета. В условиях стабильного экономического развития такие дооценки запасов проводить нецелесообразно.

Недавно фирма "1С" выпустила 2-е, дополненное издание популярной книги "Бухгалтерия для бюджетных организаций" в вопросах и ответах", в которой разработчики этой конфигурации ответили на наиболее часто возникающие у пользователей вопросы. Учитывая высокую методическую ценность этого издания, редакция "БУХ.1С" решила ознакомить читателей с некоторыми материалами из него. В этом номере речь пойдет о ряде актуальных вопросов учета материальных запасов. Напомним, что книгу можно приобрести у партнеров фирмы "1С" и в книжных магазинах.




Организация аналитического учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР

При оформлении поступления материалов в программе нигде не указывается статья функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов. Это приводит к тому, что невозможно в дальнейшем отслеживать статьи ФКР и ЭКР при движении материалов, а главное, при списании. Как решить эту проблему?

Оплата ТМЦ осуществляется с учетом кодов ЭКР. Оприходование материалов, если мы их сразу не списываем, происходит без учета кода ЭКР. Когда через некоторое время материал списывается, то надо проставить код ЭКР, но мы не помним, с какого кода ЭКР мы платили. Было бы комфортнее, если бы при оприходовании материала мы бы фиксировали код ЭКР, с которого была оплата.

Знаем, что в документе оприходования не предусмотрен код ЭКР. Как можно его ввести в базу?

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) бухгалтерский учет материальных запасов ведется по наименованиям материалов и материально-ответственным лицам. Первичные документы и регистры учета материальных запасов, разработанные Минфином России, не предусматривают реквизитов для указания статей функциональной (ФКР) и экономической (ЭКР) классификаций расходов, следовательно, и аналитический учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР указанной Инструкцией не предусмотрен. Поэтому в типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" по счетам учета материальных запасов установлены два разреза аналитического учета - по субконто 1 "Материалы" ("Оборудование", "Продукты питания") и субконто 2 "МОЛ".

Для организации оперативного учета материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР есть несколько вариантов.

Например, можно организовать партионный учет материальных запасов по статьям ФКР и ЭКР. То есть в справочниках "Материалы", "Продукты питания", "Оборудование" и т. п. на одну и ту же номенклатуру создается несколько позиций (элементов справочника) по статьям ФКР и ЭКР. Код статьи можно указать непосредственно в кратком наименовании МЗ. Можно также объединить материальные запасы в группы по видам ЭКР (ФКР). При такой организации справочника вы будете видеть, с какой позиции следует списывать материальные запасы.

Распределение элементов справочника по группам возможно не только при начале ведения учета, но и уже в заполненном справочнике.

Например, в справочнике "Материалы" первоначально введены только группы по видам материальных запасов, внутри которых введены элементы по номенклатуре.

Создадим внутри какой-либо группы новые группы по кодам ЭКР, по которым приобретались материальные запасы этого вида.

После создания иерархической структуры вложенных групп складывается ситуация, когда группы расположены отдельно от элементов справочника. В связи с этим потребуется элементы, ранее введенные общим списком, распределить по своим папкам.

Для реализации этой операции необходимо, чтобы в окне для просмотра справочника помимо таблицы было раскрыто дерево групп (щелчком мыши на папке с нужным кодом ЭКР) (рис. 1).

Рис. 1. Перенос элемента справочника в группу

Для переноса элемента или группы в другую группу справочника необходимо последовательно выполнить следующие действия:

  • в таблице справочника установить курсор на строку с тем элементом или группой, которую необходимо перенести в другую группу;
  • в дереве групп выбрать наименование той группы, куда предполагается перенести выбранный элемент;
  • в меню "Действия" выбрать команду "Перенести в другую группу" или нажать комбинацию клавиш Ctrl + F5.

Последовательно выполняя аналогичные действия с каждым элементом справочника, обеспечим их распределение по группам.

Следует отметить, что изменение кода или наименования объекта справочника (группы или элемента), изменение вложенности не потребуют исправления проводок или повторного проведения документов, использующих эти объекты. То есть объект остается тем же, несмотря на проведенные изменения.

Если код ЭКР (ФКР) указан непосредственно в наименовании материала, то в любых аналитических отчетах, сформированных по счетам учета материальных запасов, можно будет увидеть остатки по кодам ЭКР.

Если в справочнике материальные запасы объединены в группы по видам ЭКР (ФКР), то сформировав стандартный отчет "Оборотно-сальдовая ведомость по счету", в котором для субконто "Материалы" включена опция "Группы" (рис. 2), можно получить информацию о движении материальных запасов, сгруппированную по группам (рис. 3). Кроме того, к счетам учета материальных запасов можно создать субсчета второго порядка по статьям ЭКР или ФКР.

Рис. 2. Настройка группировки информации в отчете

Рис. 3. Вывод информации с группировкой по группам справочника

Разделение финансового и материального учета

При работе с сетевой версией "1С:Бухгалтерии", как правило, с одним и тем же документом последовательно работают несколько сотрудников. Например, при поступлении материальных ценностей сопроводительные документы сначала частично обрабатываются в финансовом отделе - вносятся данные о поставке в целом для оперативного получения информации о взаиморасчетах с контрагентами, и только потом в материальном отделе производится разноска МЦ по бухгалтерским счетам. Как организовать такой порядок в "Бухгалтерии для бюджетных организаций"?

Для разделения финансового и материального учета во все документы по поступлению материальных ценностей введен реквизит "Сумма документа", в котором следует указывать общую сумму поступивших материальных ценностей.

Если сопроводительные документы поступают в первую очередь в финансовый отдел, то при оформлении поступления в программе сотрудник финансового отдела может заполнить в приходном документе только данные о контрагенте, общую сумму документа (стоимость поступивших материальных ценностей), а также отнести всю сумму документа на одну позицию в спецификации документа, например, "Не отрегулировано". Для этого в справочнике материальных ценностей должен быть элемент с таким наименованием. Заполненный документ следует записать в журнал, а на сопроводительном документе указать номер соответствующего документа в программе.

При поступлении сопроводительных документов в отдел материального учета, следует по указанному номеру открыть их аналог в программе и дооформить документ, то есть заполнить его табличную часть - по номенклатуре поступивших материальных ценностей ввести данные о количестве и стоимости, указать счета бухгалтерского учета, МОЛ, а затем перепровести документ.

Возможно, на один сопроводительный документ придется ввести несколько документов в программе, например, когда по одному счету-фактуре получены основные средства и малоценные предметы. В этом случае новые документы можно ввести копированием документа, введенного в финансовом отделе. В документах следует откорректировать сумму, указанную в электронном документе, введенном в финансовом отделе, указав в одном общую стоимость, например, только основных средств, в другом - общую стоимость, например, только малоценных предметов.

Регистрация поступления материальных ценностей в документе "Авансовый отчет"

В новом релизе "Бухгалтерии для бюджетных организаций" при создании документа "Авансовый отчет" для оформления расчетов с подотчетными лицами в части оприходования на склад поступивших МЦ не формируется проводка. Она формируется через документ "Поступление МЗ". В предыдущем релизе авансовый отчет всегда формировал проводки. На какой методологический документ можно ссылаться, объясняя данное изменение формирования проводки?

Возможность ввода документа "Поступление МЗ" (поступление материальных запасов) из документа "Авансовый отчет" при выборе счета из группы 06 включена в конфигурацию по многочисленным просьбам пользователей программы.

Предложенная в программе технология оформления поступления через подотчетное лицо основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов - при выборе корреспондирующего счета из группы 01 или 07 вызывается соответствующий документ "Покупка ОС и НМА" или "Поступление МП" - понравилась пользователям: одновременно регистрируется авансовый отчет подотчетного лица и приходуются материальные ценности, при проведении документа "Авансовый отчет" проводится и документ поступления материальных ценностей.

Ввод документа "Поступление МЗ" из документа "Авансовый отчет" дает возможность, например, списать на расходы приобретенные через подотчетное лицо материалы сразу в момент оприходования. При проведении документа "Авансовый отчет" проводится и документ "Поступление МЗ". При отмене проведения документа "Авансовый отчет" отменяется проведение и документа "Поступление МЗ". Проводки по поступлению материалов (и списанию), сформированные документом "Поступление МЗ", отражаются в печатной форме документа "Авансовый отчет", а также на закладке "Шапка" документа "Авансовый отчет" при нажатии кнопки "Показать" и выборе пункта "Бухгалтерские записи". Перечень проводок, которые формируются при проведении документа "Авансовый отчет", отражается в расшифровке к авансовому отчету и в журнале проводок:

  • для формирования и печати расшифровки к авансовому отчету следует нажать кнопку "Проводки" в журнале "Авансовые отчеты";
  • чтобы просмотреть проводки, сформированные документом "Авансовый отчет", находясь в журнале "Авансовые отчеты", надо выделить курсором документ "Авансовый отчет" и нажать кнопку "ОK". Чтобы просмотреть проводки, сформированные документом "Поступление МЗ", находясь в журнале "Материальные запасы", надо выделить курсором документ "Поступление МЗ" и нажать кнопку "ОK".

Следует обратить внимание на ошибку некоторых пользователей, которые вводят в документ "Авансовый отчет" строки по каждому наименованию поступивших материалов. В строке документа "Авансовый отчет" следует указывать всю сумму по чеку на приобретение материалов, а в уже открывшемся документе "Поступление МЗ" производится расшифровка этой суммы по конкретным видам материалов.

Если в вашем учреждении подотчетное лицо сначала сдает материалы на склад, а потом приносит авансовый отчет в бухгалтерию, то можно проводить оформление следующим образом. Сначала на складе (на участке учета материальных запасов) МЗ приходуются документом "Поступление МЗ", в котором в качестве корреспондирующего счета указывается счет 178. При проведении документа по каждой номенклатурной единице формируются проводки:

Дебет 06 Кредит 178 - на сумму поступивших ценностей.

Затем в бухгалтерии (на участке расчетов с подотчетными лицами) вводится документ "Авансовый отчет", в котором делается одна запись:

Дебет 178 Кредит 160 - на сумму поступивших ценностей.

Учет безвозмездно полученных ценностей

Мы - медицинская организация, и к нам частенько приходят медикаменты по гуманитарной помощи, то есть без цены, и, следовательно, приходный документ получается без сумм. А такие документы в "Бухгалтерии для бюджетных организаций" не проводятся, и количественный учет в отчетах (оборотно-сальдовая ведомость и так далее) не показывается. Каким образом мы можем решить эту проблему?

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н) учет материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на балансовых счетах в количественном и суммовом выражении. Поэтому документы, с помощью которых в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" отражается движение материальных ценностей на балансовых счетах бухгалтерского учета, предполагают указание как стоимости, так и количества материальных ценностей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования (п. 1 ст. 11). Это же положение закреплено в пункте 47 Инструкции № 107н - "основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости", а также в пункте 26 (подп. "а") - "излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации".

Таким образом, на баланс учреждения не положено принимать ценности без указания их стоимости. Оприходование материальных ценностей, поступивших без цены, должно производиться по рыночной стоимости.

Рыночная стоимость определяется в порядке, изложенном в пункте 26 (подп. "а") Инструкции № 107н: "формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем".

Подтверждением рыночной цены могут быть данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе.

Если по какой-либо причине невозможно получить необходимую информацию о действующих ценах, то стоимость должна быть определена "экспертным путем" - следует созвать комиссию из работников учреждения, оценить поступившие ценности, хотя бы в условной оценке, оформить соответствующий акт в произвольной форме, в котором фиксируется, что безвозмездно переданные учреждению ценности ставятся на учет по "такой-то" цене. Акт заверяется подписями членов комиссии. В этой оценке следует принять ценности к учету, оформив поступление на баланс соответствующими документами программы.

Следует учесть, что установление текущей рыночной цены объектов основных средств организацией-получателем, не имеющей лицензии на оценку имущества, в частности, комиссией из работников учреждения, действующими нормативными документами не предусмотрено. В данном случае придется прибегнуть к услугам независимого эксперта.

В "Бухгалтерии для бюджетных организаций" безвозмездно поступившие малоценные предметы приходуются универсальным документом "Поступление МП", в котором выбирается источник поступления "Безвозмездно получено/передано". При выборе этого источника на основной закладке документа надо указать только поставщика ценностей.

В табличной части указывается субсчет 3 счета учета малоценных предметов с типом источника финансирования "ЦС и БП" (так как безвозмездное поступление в соответствии с Инструкцией № 107н должно учитываться как целевые средства) и поступившие ценности по цене, которую утвердила комиссия.

Дебет 07.3 Кредит 260.3.

Безвозмездно поступившие материальные запасы (МЗ) приходуются универсальным документом "Поступление МЗ", в котором на основной закладке "Шапка" указывается счет 270.3 "Средства от безвозмездных поступлений", выбирается вид поступления, например "Благотворительность" и источник финансирования "Безвозмездно получено/передано".

В табличной части указываются счета учета материальных запасов с субсчетами "3" ("ЦС и БП"), например 063.3, номенклатура МЗ по цене, которую утвердила комиссия.

При проведении документа будут сформированы проводки:

Дебет 06.3 Кредит 270.3.

Учет оборудования для НИОКР по договорам заказчика

Как оприходовать оборудование для научно-исследовательских работ по договорам заказчика на счет 044.2? Как сделать так, чтобы это оборудование попадало в реестр закупок?

Для регистрации движения оборудования для научно-исследовательских работ по договорам заказчика, учитываемого на счете 044.2, следует использовать документы раздела "Учет материальных запасов". В частности, для оприходования - документ "Поступление МЗ".

В табличной части документа выбирается счет 044 и номенклатура оборудования. Об оформлении документа "Поступление МЗ" читайте в описании документа и документации к программе. После проведения документа "Поступление МЗ" данные о закупке оборудования будут включены в реестр закупок.

При передаче оборудования со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору) следует оформить документ "МЗ списание" для списания оборудования с баланса.

При этом необходимо поставить оборудование на забалансовый учет - на счет А02 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Проводки по счету А02 следует вводить вручную.

В каждом бюджетном учреждение, в деятельности используются учет товарно-материальных запасов. Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов.

Бюджетные учреждения, на балансе которых есть материальные запасы, в том числе продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, это в первую очередь: больницы, школы, детские сады, детские дома.

Материальные запасы

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.)

Материальные запасы – это часть имущества, используемая: для управленческих нужд учреждения. Основными задачами учета материальных запасов в бюджетного учреждения являются:

  • контроль за сохранностью ценностей;
  • контроль за соответствием складских запасов нормативам;
  • контроль за выполнением планов снабжения материалами;
  • выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
  • контроль за соблюдением норм потребления;
  • своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
  • получение точных сведений об остатках, находящихся на складах.

Также важно указать значимость первичных документов в учете материалов в бюджетных организациях. Первичные документы по поступлению материальных запасов играют важную роль в организации учета материальных запасов в бюджете, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных запасов. Учет ТМЦ в бюджетных организациях требует, чтобы первичная документация оформлялась на основании типовых форм, которые имеют все необходимые реквизиты.

Материальные запасы в бюджетную организацию поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства материальные запасы – это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений. На поставку материалов бюджетная организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Операции по перемещению материальных запасов

Отражение в бюджетном учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов. См. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Для оформления и регистрации движения материальных запасов, продуктов питания, оборудования, требующего монтажа – на счетах группы 105.00 «Материальные запасы»:

  • 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  • 105.02 «Продукты питания»;
  • 105.03 «Горюче-смазочные материалы»;
  • 105.04 «Строительные материалы»;
  • 105.05 «Мягкий инвентарь»;
  • 105.06 «Прочие материальные запасы»;
  • 105.07 «Готовая продукция»;
  • 105.08 «Товары».

А также по счетам 107.х3 «Материалы в пути» применяются документы группы «Учет материальных запасов». См. Приказ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению».

На сегодняшний момент списание материальных запасов в бюджетных учреждениях производится на основании приказа по учреждению и указанию норм списания.

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Анастасия Карабанова

Бухгалтер - эксперт

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6

Деятельность бюджетного учреждения невозможна без использования канцелярских, хозяйственных товаров, запасных частей к оргтехнике и т.д. Поэтому нелишним будет напомнить об особенностях бюджетного учета материальных запасов.

Согласно п. 48 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), к материальным запасам относятся:

  • предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
  • предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (Общероссийский классификатор основных средств);
  • готовая продукция.

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Аналитический учет материальных запасов ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в ведомости производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

Операции по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляются в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании:

  • Требования-накладной (ф. 0315006);
  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании:

  • Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) для списания всех видов топлива;
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Учет поступления материальных запасов

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

В фактическую стоимость материальных запасов включаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, вознаграждения посреднической организации, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (доработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Примечание. Основные принципы определения рыночной цены прописаны в ст. 40 НК РФ:

  • рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;
  • рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами;
  • идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, а также страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не приниматься во внимание.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, учитываются в размере стоимости, предусмотренной в договоре (п. 53 Инструкции N 25н).

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте РФ путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету (п. 54 Инструкции N 25н).

Фактическая стоимость приобретенных материальных запасов формируется на соответствующих счетах аналитического учета, открываемых к счету 0 105 00 000 "Материальные запасы" в случаях, когда поставщиком является одно юридическое лицо. Например , если закупка материальных запасов производится на основании одного договора, объектом которого являются и покупка, и доставка товаров. В случае если поставщиками материальных запасов и затрат, связанных с их приобретением, является более чем одно юридическое лицо, расходы отражаются на счете 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Например , при закупке материалов заключены два отдельных договора: на покупку и доставку товара.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении хозяйственным способом и (или) безвозмездном получении формируется на счете 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)". При оприходовании таких материальных запасов оформляется запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 05 340, 0 105 06 340, 0 105 02 340, 0 105 03 340, 0 105 04 340) и кредиту счета 0 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных запасов, не включаются в их фактическую себестоимость, если они не только оплачиваются за счет средств от предпринимательской деятельности, но и используются при изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг, которые подлежат налогообложению. В остальных случаях, когда материальные запасы приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, не подлежащей обложению НДС, суммы данного налога включаются в фактическую стоимость приобретенных материальных запасов.

В состав расходов на приобретение материальных запасов включаются:

  • расходы по заготовке и доставке материальных ценностей;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского подразделения учреждения (если материалы приобретаются за счет средств от предпринимательской деятельности);
  • расходы на услуги транспорта по доставке материалов до места их использования, если они не включены в цену материалов, установленную договором.

При приобретении запасов для предпринимательской деятельности за счет заемных средств (по разрешению главного распорядителя) в фактическую стоимость материальных запасов включаются начисленные проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих материальных запасов.

В соответствии с п. 236 Инструкции N 25н материалы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с собственником этих материалов. Такие материалы подлежат использованию только в целях, определенных собственником. Если материалы передаются учреждению для выполнения работ за счет средств целевого назначения, они учитываются на балансовых счетах бюджетного учета и подлежат использованию в установленных целях. Учреждение должно обеспечить раздельный учет подобных материалов и материалов, используемых в основной деятельности.

В случае если имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004). При этом по дебету соответствующего счета учета материальных запасов отражают стоимость фактически поступивших материалов, разница (если производилась предварительная оплата) относится на счета учета расчетов.

Излишки материальных запасов, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости в дебет соответствующих счетов счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредит счета 0 401 01 180 "Прочие доходы".

Фактическая стоимость материалов, изготавливаемых собственными силами, формируется на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". При оприходовании этих материалов счет учета материалов по дебету корреспондируется со счетом 0 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Материалы, полученные от ликвидации основных средств, оцениваются по рыночной стоимости с учетом их фактического состояния. Например , материалы от разборки основных средств приходуются в качестве запасных частей для ремонта и учитываются по рыночной стоимости. Оприходование этих материальных запасов следует производить на соответствующие счета аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" на основании акта о списании объекта основных средств, в котором отражается поступление материальных ценностей от списания основных средств (Письмо Минфина России от 20.06.2007 N 02-14-10а/1535).

Учет выбытия материальных запасов

Материальные запасы списываются по фактической стоимости каждой единицы материалов или по средней фактической стоимости. Оценка по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) материалов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, которая складывается соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов за текущий месяц (п. 55 Инструкции N 25н). Бюджетному учреждению необходимо выбрать один из этих методов списания и регламентировать его в своей учетной политике.

Списание материальных запасов, израсходованных на нужды учреждения, отражается по дебету счета 0 401 01 272 "Расходование материальных запасов" и кредиту соответствующих счетов счета 0 105 00 000 "Материальные запасы", например списание стоимости израсходованных продуктов питания:

Дебет 0 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит 0 105 02 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания".

Аналогично в бюджетном учете списывается недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли. Убыль в размерах, превышающих указанные нормы, а также недостача материальных запасов списываются в дебет счета 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов". Одновременно производится запись на сумму по рыночной стоимости к возмещению за счет виновных лиц. При наличии оснований и документально оформленного решения органа, уполномоченного принимать решения о списании, производится списание таких материальных запасов за счет соответствующих источников учреждения. Такой же порядок применяется в отношении горюче-смазочных материалов, которые подлежат списанию на расходы только в пределах установленных норм.

Внутреннее перемещение

Внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету счета 0 105 00 340 "Материальные запасы" в аналитике соответствующих счетов и кредиту счета 0 105 00 340 "Материальные запасы" в аналитике соответствующих счетов. Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, их передаче в эксплуатацию ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. При внутреннем перемещении материальных запасов их стоимость не меняется.

Виды материальных запасов

На счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства" учитываются бюджетными учреждениями медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства и др. при их наличии или приобретении. Независимо от отраслевой принадлежности учреждения или структурного подразделения на этом счете учитываются спирт и дорогостоящие медикаменты (п. 61 Инструкции N 25н).

На счете 0 105 02 000 "Продукты питания" учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д. (п. 62 Инструкции N 25н).

Специфика бухгалтерского учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. Как правило, продукты питания передаются со склада (кладовой) в производство на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). При этом кредитуется счет 0 105 02 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания" и дебетуется счет 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

На счете 0 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы" учитываются все виды топлива, горюче-смазочных материалов (ГСМ): дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и пр. (п. 63 Инструкции N 25н).

В учреждениях, использующих различные виды ГСМ, должен быть организован их раздельный учет в зависимости от направлений использования (для нужд транспортного обеспечения, обеспечения работы машин и механизмов, отопления и т.п.).

На счете 0 105 04 000 "Строительные материалы" учитываются все виды строительных материалов. Перечень материалов, отнесенных к строительным, приведен в п. 64 Инструкции N 25н:

  • силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.);
  • металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т.п.));
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, а также другие материальные ценности, необходимые для строительства.

Поступление строительных материалов в бюджетных учреждениях отражается аналогично поступлению материалов общего назначения - по дебету счета 0 105 04 340 "Увеличение стоимости строительных материалов" и кредиту счетов учета расчетов и расходов.

При строительстве или реконструкции, осуществляемой хозяйственным способом, израсходованные материалы списываются непосредственно на счета учета капитальных вложений.

Согласно п. 65 Инструкции N 25н на счете 0 105 05 000 "Мягкий инвентарь" учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

  • белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
  • постельное белье и принадлежности;
  • одежда и обмундирование, включая спецодежду;
  • обувь, включая специальную;
  • спортивная одежда и обувь;
  • прочий мягкий инвентарь.

Предметы мягкого инвентаря при поступлении их в учреждение маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Мягкий инвентарь выдается в эксплуатацию по Требованию-накладной (ф. 0315006).

Пришедшие в негодность предметы мягкого инвентаря списываются с баланса учреждения с учетом сроков и норм износа по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Списанные предметы мягкого инвентаря после утверждения акта подлежат утилизации и оприходованию ветоши.

В соответствии с п. 66 Инструкции N 25н на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" учитываются материалы, не нашедшие отражения на других счетах, в том числе те, которые учитывались ранее на отдельных субсчетах, например:

  • хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);
  • посуда;
  • возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;
  • книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;
  • запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;
  • материалы специального назначения;
  • иные материальные запасы.

При организации и ведении бухгалтерского учета материалов для хозяйственных нужд следует иметь в виду, что выданные со склада в эксплуатацию канцелярские принадлежности, хозяйственные материалы по Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) списываются по бюджетному учету на расходы в дебет счетов 0 401 01 272 "Расходование материальных запасов", 0 106 04 340 (272) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)", при этом в бюджетном учреждении должны быть установлены внутренние нормы расходов материалов.

В составе прочих материальных запасов учитывается книжная и иная печатная продукция, которая согласно требованиям нормативных документов не подлежит учету в составе библиотечного фонда. Объекты библиотечного фонда учитываются в составе основных средств (Письмо Минфина России от 16.04.2007 N 02-14-10а/890).

В настоящее время порядок организации и ведения учета библиотечного фонда регулируется Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры России от 02.12.1998 N 590 "Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда".

В соответствии с п. 4.1 данной Инструкции объектами учета библиотечного фонда являются документы, поступающие в библиотеку и выбывающие из нее, независимо от вида документов и их материальной основы. Таким образом, по общему правилу не подлежат учету в составе библиотечного фонда книжные издания и прочая печатная продукция, поступающие в учреждения, в которых нет библиотеки.

Также не подлежат учету и не включаются в фонд библиотеки материалы служебного назначения (программные продукты, являющиеся рабочим инструментом библиотечных работников и программистов, и материалы, приобретаемые для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотечного фонда).

Пример 1 . Бюджетное учреждение за счет средств бюджета приобрело канцелярские товары:

  • карандаши, ручки, бумагу (срок полезного использования менее 12 месяцев) на сумму 1000 руб.;
  • калькулятор, дыроколы (срок полезного использования более 12 месяцев) на сумму 800 руб.

Стоимость доставки - 200 руб. Заключены два отдельных договора: на покупку и доставку товаров.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Отражена стоимость канцелярских

товаров, отнесенная к материальным

Отражена стоимость доставки

Оприходованы канцелярские товары

Оплачены материальные запасы

Оплачена доставка

Приняты к бухгалтерскому учету

канцелярские товары, отнесенные к

основным средствам

Оплачены канцтовары, отнесенные к

основным средствам

Списаны канцтовары, отнесенные к

основным средствам

Примечание. При оприходовании материальных запасов стоимость транспортной доставки пропорционально включена в стоимость материальных запасов и основных средств. Такой способ распределения транспортных затрат следует отразить в учетной политике учреждения.

Пример 2 . Подотчетным лицом приобретены товары за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, на сумму 2000 руб., в том числе НДС - 305,08 руб.

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете следующий:

О.Фурагина

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"