Регулирование аудиторской деятельности в российской федерации.


Государственное регулирование деятельности ауди-
торских организаций производится вступившим в силу
Федеральным законом «Об аудиторской деятельно-
сти» (далее Закон). Аудит осуществляется в соответ-
ствии с указанным Федеральным законом, который
является документом высшего регулирования.
В схему регулирования аудиторской деятельности
в России вводится уполномоченный федеральный
орган государственного регулирования аудиторской
деятельности - Министерство финансов РФ, функции
которого определяет «Положение о федеральном
органе».
В целях учета мнения профессиональных участни-
ков рынка аудиторской деятельности при уполномо-
ченном федеральном органе создан Совет по ауди-
торской деятельности, в состав которого включаются
представители федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих регулирование деятельно-
сти организаций, подлежащих аудиту. Представитель-
ство аккредитованных профессиональных аудитор-
ских объединений в Совете должны составлять не
менее 51 % общего состава Совета, что позволит пред-
ставителям профессии активно участвовать в подго-
товке и принятии решений.
Важным требованием развития профессии являет-
ся введение Законом института аккредитованных про-
фессиональных аудиторских объединений, которые
будут играть значительную роль в процессе регули-
рования аудиторской деятельности и более эффек-
тивного проведения контроля за качеством аудитор-
ских услуг («Аккредитованные профессиональные
аудиторские объединения»).
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской де-
ятельности».
Новой нормой регулирования аудиторской деятель-
ности является требование о страховании аудитор-
скими организациями риска ответственности за нару-
шение договора при проведении обязательного
аудита.
На уровне государственного регулирования аудита
для повышения его качества проведена стандарти-
зация аудиторской деятельности: разработаны
и утверждены Правительством РФ федеральные пра-
вила (стандарты) аудита, положениям которых долж-
ны следовать все представители этой профессии. Ос-
новное назначение правил состоит в закреплении
единых основополагающих принципов, определяющих
нормативные требования к проведению и оформле-
нию аудита.
Аудиторские организации и индивидуальные ауди-
торы вправе устанавливать собственные правила
(стандарты) аудиторской деятельности, которые не
могут противоречить федеральным стандартам ауди-
торской деятельности.
Законом предусмотрен жесткий контроль качества
работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21
посвящена ответственности за нарушение законода-
тельства РФ об аудите.
С принятием Федерального закона «Об аудиторской
деятельности» российские аудиторы получили уточ-
ненную правовую базу. Эффективная реализация За-
кона должна способствовать дальнейшему развитию
и укреплению аудита в России.
При проведении аудиторской проверки необходимо
также руководствоваться Федеральным законом
«О бухгалтерском учете», ГК РФ и иными нормативны-
ми правовыми актами по проведению аудиторской дея-
тельности, изданными в соответствии с Федераль-
ным законом «Об аудиторской деятельности».

  • Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельно- сти» (далее Закон).


  • Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу. Загрузка.
    Общественный контроль аудиторской деятельности , как и любой общественный контроль, реализуется на основе общественных институтов и...


  • регулирования аудиторской деятельности аудиторская деятельность государственного контроля за аудитор...


  • Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности : согласно первой концеп- ции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлага- ются функции государственного контроля за аудитор...


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу.


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу... подробнее ».


  • Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью , включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности ...


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу... подробнее ».


  • Определенная роль здесь от- водится государственным органам (Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ, Департамент орга- низации аудиторской деятельности в РФ и др...

Найдено похожих страниц:10


Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритании) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

Основные функции уполномоченного федерального органа:

    издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

    организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

    организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

    контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;

    ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;

    аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

Свет по аудиторской деятельности:

    принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

    разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

    рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;

    осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.

Из основных функций уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

Аудитору предоставлена возможность и право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в аудиторском заключении о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными профессиональными правилами, выработанными с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской деятельности.

Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.

Вопрос 2. Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Государственное регулирование аудиторской деятельности можно условно разделить на 4 уровня:

1. Федеральные законы - ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., ФЗ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» - определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

2. Подзаконные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) - устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др., устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФО) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) - определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти - принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д.

Негосударственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании следующих документов:

1. Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики - определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФПСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются саморегулируемыми организациями, обязательны для применения исключительно членами таких СРО.

2. Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД. Детализируют требования ФПСАД, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг. Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, применяются в соответствии с внутренними требованиями

Вопрос 6. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 18 307-ФЗ)

СРОА устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций - членов СРОА и аудиторов - членов СРОА

Требования к членству аудиторских организаций в СРОА:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО, ГУП, МУП;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее 3;

3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРОА.

Требования к членству аудиторов в СРОА:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРОА;

5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для индивидуального аудитора.

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной СРОА.

Вопрос 1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: субъекты регулирования, функции государственного регулирования, обеспечение общественных интересов в аудиторской деятельности 2

Вопрос 2. Законодательные и нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации 3

Вопрос 3. Стандарты аудиторской деятельности: виды, значение, порядок разработки и утверждения, условия применения 4

Вопрос 4. Совет по аудиторской деятельности: функции и полномочия, состав, рабочий орган Совета, сведения о деятельности Совета (ст. 16 307-ФЗ) 6

Вопрос 5. Саморегулируемая организация аудиторов: условия создания, органы управления, функции, права и обязанности (ст. 17 307-ФЗ) 7

Вопрос 6. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 18 307-ФЗ) 10

Вопрос 7. Квалификационный аттестат аудитора: порядок получения, основания и порядок аннулирования (ст. 11, 12 307-ФЗ) 11

Вопрос 8. Реестр аудиторов и аудиторских организаций: понятие, порядок ведения и опубликования, обязанность по изменению сведений об аудиторской организации и аудиторе в реестре (ст. 19) 12

Вопрос 9. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций: административная, гражданско-правовая и уголовная 13

Вопрос 10. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, осуществляемые саморегулируемыми организациями аудиторов и уполномоченным федеральным органом: перечень, порядок применения, правовые последствия для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ст. 20 307-ФЗ) 15

Вопрос 11. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов: предмет контроля, форма контроля, порядок проведения (ст. 22 307-ФЗ) 17

Вопрос 1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: субъекты регулирования, функции государственного регулирования, обеспечение общественных интересов в аудиторской деятельности

Субъекты регулирования аудиторской деятельности в РФ:

· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности);

· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору);

· совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

· саморегулируемые организации аудиторов (некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности).

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются (ст. 15 307-ФЗ):

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим ФЗ;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;

5) иные предусмотренные 307-ФЗ функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности (САД) (ст. 16 307-ФЗ).

САД осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов ФСАД правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

4) оценивает деятельность СРО аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет в соответствии с настоящим ФЗ и положением о САД иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

До принятия Временных правил аудиторская деятельность в России развивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Госбанк России, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим и ограничивалось государственное регулирование аудитом.

Организацию государственного регулирования аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов. Как видно из перечисленных выше основных направлений деятельности комиссии, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативными актами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации и лицензированию аудиторов. Правовое обеспечение деятельности комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента Российской Федерации, консультант которого является заместителем председателя комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом Российской Федерации. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Банка России, Государственной налоговой службы РФ, Росстехнадзора РФ, антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ.

Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна и целесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна быть изменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФ организации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля за деятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишают возможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую из профессиональных аудиторов, научных работников академических институтов и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки.

В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как это уже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного и ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить и сферу аудита, в том числе обязательного.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности, права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будут предусмотрены в законе об аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.