Банки и банковские системы. Влияние рынка ценных бумаг на банковскую систему

Раздел 1. Функции Еврокомиссии.

Раздел 2. Состав Европейской комиссии .

Раздел 3. Берлемон.

Европейская комиссия — это высший орган исполнительной власти Евро союза. Отвечает за выполнение решений союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Евросоюза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств.

Европейская комиссия (ЕК) - это ведущий институт Европейских сообществ и Евро союза .

В её состав входят 27 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно союз. Все предложения Европейский союз должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах Евросоюз.

Европейская комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской комиссии входили по два представителя государств Евро союз с большим населением и по одному представителю от остальных государств . Однако Ниццкий ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Евросоюз.

Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов Европейский союз, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами.


Функции Еврокомиссии

Задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран Евро союз, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов Европейский союз, наблюдение за соблюдением всеми 27 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам Евросоюз в каждом из правительств 27 стран-членов. Повседневное администрирование Евро союз осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология — это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений Европейский союз.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции Евросоюз за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия имеет производные законодательные полномочия. Председатель Европейской комиссии также участвует во встречах большой восьмёрки, так как в неё входят некоторые страны-члены Евро союз.


Если Европейский Совет и Совет призваны при осуществлении задач и целей европейской интеграции стоять на страже учета и согласования национальных интересов, то Европейская комиссия, как, впрочем, и Европейский парламент , и Суд Европейский союз, призваны отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Евросоюз и союза со стороны государств-членов. Об этом, в частности, говорят и учредительные договоры, согласно которым Комиссия выполняет функции стража европейской законности, добиваясь неуклонного осуществления постановлений как первичного, так и вторичного права.

Характеризуя правовой статус Комиссии, ее нередко сравнивают с правительством в суверенных государствах. Это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, Комиссия играет решающую роль в управлении делами Сообществ и в определенной мере союза. Под ее началом работает разветвленный административный аппарат. Комиссия обладает собственной распорядительной властью. Она является распорядителем займов по бюджету. Комиссия играет весьма важную роль в осуществлении законодательного процесса. Все это, безусловно, сближает Комиссию с таким институтом, как правительство в суверенных государствах. Вместе с тем ни по способу формирования, ни по характеру осуществления своих полномочий Комиссия не представляет собой аналога национальному правительству. Это подчеркивается и тем фактом, что Комиссия нигде в официальных документах не именуется носителем исполнительной власти , а ее полномочия по исполнению решений осуществляются преимущественно на основе делегирования со стороны Совета.

Порядок формирования Комиссии претерпел существенные изменения с созданием Евросоюза. Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами Евро союза. Встречающееся иногда утверждение, что назначение производится Советом, неправильно. Конечно, организационные структуры Совета могут быть использованы при решении данного вопроса, но, тем не менее, формально решение выносит не Совет. Назначение производится на основе договора между государствами-членами и только при условии достижения консенсуса. Кандидатуры на замещение мест в Комиссии предлагаются государствами-членами. Всего по состоянию на конец 1999 г. в Комиссию входило 20 членов. Пять государств - , Германия, Италия и - имели по два места, а остальные 10 - по одному месту. В названное число членов Комиссии входит и ее Председатель. В соответствии с Договором о Евро союзе формированию всего состава Комиссии должно предшествовать достижение договоренности по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика подтверждает, что даже возражение одного из государств-членов союза против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения (так было, например, в 1994 в отношении кандидатуры бельгийского премьер-министра Деана). Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту . Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Выдвинутые таким образом кандидаты совместно с Председателем уже в качестве коллегиального органа представляются Парламенту, который должен вынести свое суждение. В случае одобрения со стороны представительного органа правительства государств-членов с их общего согласия производят официальное назначение Комиссии, и она приступает к исполнению своих обязанностей.

Ныне действующая Комиссия сформирована в июле 1999 г., и ее состав утвержден в сентябре. Возглавил Комиссию бывший глава итальянского правительства Романо Проди.

Европейская комиссия (European Commission) - это

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, все они должны состоять в гражданстве Евросоюза. Каждое государство-член союза должно быть представлено не менее чем одним, и не более чем двумя своими гражданами. Эти последние должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и союза. В этих целях при подборе кандидатов в состав Комиссии особое внимание придается подтверждению независимости этих кандидатов, которые не могут и не должны получать указаний от своего правительства или действовать в соответствии с инструкциями своего правительства. Конечно, на практике такая абсолютная и полная независимость членов Комиссии недостижима, тем более что возможность нового назначения по истечении срока полномочий зависит, прежде всего, от национального правительства. Тем не менее, во всей своей деятельности члены Комиссии обязаны руководствоваться интересами интеграционных объединений предприятий и обеспечивать достижение тех целей и задач, которые сформулированы в учредительных договорах. Члены Комиссии, или, как они зачастую именуются, комиссары, должны воздерживаться от совершения каких бы то ни было актов и действий, противоречащих характеру исполняемых ими обязанностей. Внутренний регламент Комиссии делает особый упор на добропорядочное и скромное поведение и подтверждает несовместимость этого поста с другими оплачиваемыми или даже неоплачиваемыми должностями. Честность и добропорядочность вменяется в обязанность членам Комиссии не только в период официального исполнения ими должностных обязанностей, но и по уходу в отставку. Нарушение этих обязательств, констатируемое Судом Евро союз, к которому могут обратиться Совет или Комиссия, может влечь за собой принудительную отставку члена Комиссии или лишение его права на пенсию или на иные льготы и привилегии, связанные с осуществлением этой должности (речь идет, в частности, о некоторой разновидности судебного иммунитета).


Подтверждением высокого профессионализма чаще всего на практике служит предшествующая карьера назначаемого члена Комиссии. По общему правилу места в Комиссии занимают бывшие главы национальных правительств и бывшие министры, имеющие значительный опыт политического руководства и административного управления. Увы, конечно, далеко не всегда соответствующий опыт является гарантией должной квалификации либо соблюдения правил добропорядочного управления. Политический , разразившийся в марте 1999 г. и связанный с целой серией скандальных разоблачений деятельности отдельных членов Комиссии, вызвавший, в конечном счете, ее коллективную отставку, показал, что соответствующие обязательства выполняются отнюдь не всеми членами Комиссии в полном соответствии с требованиями учредительных актов. Достаточно напомнить, что, например, Эдит Крессон, являвшаяся комиссаром, ответственным за людские ресурсы, и занимавшая в прошлом пост премьер-министра Франции, была обвинена в финансовый злоупотреблениях (что впрочем, не было подтверждено официально) и неоправданном фаворитизме (ее личный дантист был назначен советником комиссара, хотя ни по своей квалификации, ни по роду деятельности никаким опытом в сфере управления людскими ресурсами не обладал, зато он регулярно получал более чем высокую заработную плату из казны Европейских сообществ.)

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности вплоть до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК. Вакансия может иметь место в случае болезни или смерти члена Комиссии, при добровольной отставке и сложении полномочий, а также в результате принудительной отставки. Решение о принудительной отставке, связанное с нарушением обязанностей члена Комиссии, принимается Судом Европейский союз, действующим по предложению Совета или Комиссии. Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению. Однако такого рода назначения не должны противоречить ни критериям профессиональной квалификации, ни требованиям морали.

Уходящий в отставку член Комиссии может быть назначен повторно. В истории Евросоюз примеров этого довольно много. Известны также и случаи, когда прежний Председатель по завершении своих полномочий становился членом Комиссии. Преемственность состава - обычное правило функционирования Комиссии. Однако после кризиса 1999 г. только четверо из прежнего состава Европейской комиссии были назначены на новый срок.

Одно из важных положений учредительных договоров, определяющих статус Комиссии и сближающих последнюю со статусом национальных правительств, состоит в установлении института парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в Бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. Подобный срок, весьма, впрочем, распространенный во всех демократических государствах, предоставляется обычно для проведения необходимых консультаций заинтересованными сторонами, а равно для обсуждения, если это предусмотрено Внутренним регламентом, в комиссиях и комитетах Парламента.

Европейская комиссия (European Commission) - это

При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2/3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов. Впервые реальная угроза применения этой процедуры возникла в 1999 г. в связи с обвинениями, выдвинутыми в адрес ряда членов Комиссии, в недобросовестном управлении и финансовых злоупотреблениях. Конкретно такое обвинение выдвигалось против отдельных членов, а не Комиссии в целом. Однако политическая ответственность Комиссии носит солидарный характер, и соответственно на голосование может быть поставлен вопрос лишь об отказе в доверии всей Комиссии в целом. Правда, в марте 1999 г. дело до официального голосования в Парламенте не дошло. Поддержка проекта резолюции порицания со стороны ведущих парламентских комитетов привела к тому, что Комиссия приняла решение о коллективной отставке, не дожидаясь самого акта голосования в Парламенте.

Хотя формально принятие резолюции порицания не состоялось, можно, однако, считать, что в данном случае имело место впервые в истории Европейских сообществ и союза непосредственное применение института парламентской ответственности, повлекшее за собой отставку и замену Комиссии. Этот факт сам по себе может быть оценен двояко. С одной стороны, он свидетельствует о том, что далеко не все благополучно в функционировании одного из ведущих институтов Сообществ и союза и в управлении их делами. Не случайно в ходе имевшей место дискуссии обращалось, в частности, внимание на то, что Комиссия осуществляет недостаточный за деятельностью аппарата, за профессиональным чиновничеством, действия которого не всегда должным образом направляются и контролируются комиссарами. С другой стороны, происшедшее событие рассматривается как определенный шаг на пути демократизации Сообщества и союза, нашедший свое выражение в возрастании роли Парламента и его контроля за деятельностью Комиссии. В какой-то мере должно восполнить тот " власти народа", о котором весьма настойчиво пишут и говорят критики евробюрократи, обращающие внимание на чрезмерную бюрократизацию аппарата Сообществ и союза, отсутствие должного контроля и недостаточную активность в этой области представительного органа. Подобное усиление парламентского контроля за деятельностью Комиссии, наряду с использованием других форм контроля за деятельностью Комиссии и его аппарата, например финансового или со стороны омбудсмена, представляется особенно важным и необходимым, поскольку именно Комиссия осуществляет наиболее важные и значительные полномочия в деле управления делами Сообществ, а создание Евро союза привело к тому, что Комиссия все больше принимает участие в осуществлении определенных полномочий в рамках второй и третьей опор союза.

Статья 155 (н.н. ст. 211) концессии о Евро союз выделяет четыре главных полномочия Европейской комиссии. Во-первых, она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных , принятых институтами Европейский союз во исполнение и применение последних. Во-вторых, она высказывает рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров. В-третьих, Комиссия обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом. В-четвертых, Комиссия обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

В тех случаях, когда Комиссия призвана обеспечить реализацию учредительных договоров, нормативно-правовых актов (НПА) и иных решений, принятых на их основе, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. Под ее непосредственным началом находится разветвленный административный аппарат, включающий почти 16,5 тыс. профессиональных чиновников, находящихся в штате Европейской публичной службы. Она ведает материальными ресурсами Сообществ и союза, является распорядителем ссуд по бюджету, а, следовательно, обладает всеми необходимыми материальными ресурсами, которые используются для достижения целей и решения задач, стоящих перед Сообществами и Союзом. С другой стороны, Комиссия выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. В этой связи Комиссия наделена исключительно важным правомочием обращать внимание и указывать государствам-членам на неисполнение или недостаточно полное исполнение ими обязательств, установленных учредительными договорами или нормами вторичного права.

На практике, однако, изданию мотивированного заключения, содержащего подобные замечания, предшествуют неформальные консультации, позволяющие заинтересованным сторонам прийти к соглашению по спорному вопросу, не прибегая к формализованным процедурам. Если согласие не достигнуто Комиссия может обратиться с иском о неисполнении обязательства в Суд Евросоюз. Одновременно в своем исковом заявлении она может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда подлежит обязательному исполнению.

Андрис Пиебалгс (Латвия) — энергетика


Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет эконометрики, статистики, информатики, финансов и права

Право ЕС.

Тема: Европейская комиссия

Выполнил

Студент группы

Царь Сергей

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел
Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и
Суд.

Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал
Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского
Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того,
Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции.

Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием
Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из
Центральной и Восточной Европы.

Хронология расширения Сообщества

Европейское Сообщество развивалось поэтапно. Важным критерием членства в Сообществе является наличие в стране демократического правительства, деятельность которого построена на принципе плюрализма.

1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе
(ЕЭС) и Евратоме вступают в действие.

Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном членстве.

Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией.

Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.

Январь 1981 г.: Вступление Греции.

Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с
Кипром и Мальтой.

Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве
(ЕЭП) вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на страны ЕАСТ.

Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за подписавшими их государствами право стать полноправными членами
Союза, как только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам ЕС.

Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении.

Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к
Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, EС довел число своих членов до 15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994 г.

Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и
Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.

Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале
1998 года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза.
Двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5 крупных стран- членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга,
Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. С января 2000 г. Председателем Европейской Комиссии является Романо Проди.


Директорат). На данный момент их 26.



Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Все официальные документы переводятся и публикуются на 11 европейских языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.
Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб- квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.

Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:

Инициировать выработку политики

Выполнять решения

Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.

Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС.

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии,
Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран
- Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии,
Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом. С января 1995 г. Председателем
Европейской Комиссии является Жак Сантер.

Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности
ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.

Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского
Союза, в частности программой Тасис.

Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском.

Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

ЖАК САНТЕР

Председатель Европейской Комиссии (1995 - 2000 гг.)

Члены Комиссии (1995-2000)

Жак Сантер, председатель: Генеральный секретариат; Объединение перспективных исследований; Генеральная инспекция; Правовая служба; вопросы валютной политики (совместно с г-ном де Силги); Пресс-служба; Объединенная служба устных переводов и подготовки конференций, служба безопасности, общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном ван ден
Бруком); организационные вопросы.

Мануэль Марин, заместитель председателя: внешние сношения со
Средиземноморьем (южным), Ближним и Средним Востоком, Латинской Америкой и
Азией (кроме Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга, Макао, Тайваня).

Сэр Леон Бриттэн, заместитель председателя: внешние сношения с
Северной Америкой, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Китаем, Южной
Кореей, Гонконгом, Макао, Тайванем; общая торговая политика; отношения с
ВТО (Всемирная организация торговли) и ОЭСР.

Мартин Бангеманн: промышленность, информационные технологии и елекоммуникации.

Карел ван Миерт: политика в области конкуренции.

Ханс ван ден Брук: внешние сношения со странами Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) и странами бывшего Советского Союза, Турцией,
Кипром, Мальтой и другими европейскими странами; общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном Сантером), зарубежные представительства Европейской Комиссии.

Жуан ди Деуш Пиньеру: внешние сношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Южной Африкой; Ломейская конвенция.

Патрик Флинн: вопросы социальной политики и занятости; связи с
Экономическим и социальным комитетом.

Марселино Орьеха: отношения с Европейским Парламентом; связи с государствами-членами по вопросам гласности, коммуникации и информации; культура и аудиовизуальные средства; Служба официальных публикаций.

Эдит Крессон: наука, исследования и развитие; Центр совместных исследований; людские ресурсы, образование, профессиональное обучение и молодежь.

Ритт Бьеррегор: охрана окружающей среды и проблема ядерной безопасности.

Моника Вольф-Матис: региональная политика; отношения с Комитетом регионов; управление Фондом сплочения (совместно с г-ном Кинноком и г-жой
Бьеррегор).

Нил Киннок: транспорт (включая трансевропейские железнодорожные сети).

Марио Монти: внутренний рынок, финансовые службы; таможенная политика и косвенное налогообложение, прямое налогообложение.

Эмма Бонино: политика в области потребления; Управление гуманитарной помощи Европейского Союза; рыболовство.

Ив-Тибо де Силги: экономические и финансовые вопросы; вопросы валютной политики (совместно с г-ном Сантером); кредиты и инвестиции; управление статистики.

Кристос Папуцис: энергетика и агентство по поставкам ядерного сырья в государства-члены Евратома; мелкие и средние предприятия; туризм.

Анита Градин: вопросы иммиграции, внутренних дел и юстиции; отношения с омбудсманом; финансовый контроль; борьба с мошенничеством и финансовыми злоупотреблениями.

Франц Фишлер: сельское хозяйство и развитие сельских районов.

Эркки Лииканен: бюджет, кадровые вопросы и администрация; служба письменного перевода и информатики.

Роль Представительства

Представительства Европейской Комиссии работают в 128 странах мира и при 5 международных организациях (таких как ООН, ВТО, ОЭСР и др.)
Они аккредитованы как дипломатические миссии, представляющие Европейскую
Комиссию - исполнительный орган Европейского Союза.
Таким образом, главная задача Представительства Европейской Комиссии в
России – представлять Европейскую Комиссию в Российской Федерации.
Представительство отслеживает и анализирует ход российской политики и следит за двусторонними отношениями в политической, экономической, торговой и финансовой областях, а также в сфере технического сотрудничества. В то же время Представительство ведет переговоры от имени ЕС в соответствии с утвержденными полномочиями.
Главным образом это относится к единой торговой политике ЕС, а также политике в области сельского хозяйства, рыболовства, защиты окружающей среды, транспорта, энергетики, науки и технологии. Определенная работа ведется в таких областях, как правосудие и внутренние дела, в которых
Европейская Комиссия не имеет исключительных полномочий.
Представительство играет все возрастающую роль в проведении Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ), регулярно представляя
Европейской Комиссии анализ политических и внешнеполитических событий, а также проводя их оценку совместно с посольствами стран-членов ЕС.
Представительство вносит свой вклад в процесс выработки политического курса
ЕС.
Проводя мониторинг и анализ происходящего в России, Представительство следует политической линии ЕС во всех секторах.
С 1 февраля 2002 года Представительство несет ответственность за руководство программами технического сотрудничества ЕС, включая оперативное управление, заключение контрактов и финансовые вопросы (программа Тасис,
Европейская инициатива в области демократии и прав человека).
Представительство обеспечивает руководство проектами и программами через механизм децентрализации в рамках текущей реформы управления программ внешнего содействия. Недавно в Санкт-Петербурге был открыт офис
Представительства, который содействует подготовке и реализации проектов сотрудничества на северо-западе России.
Представительство Европейской Комиссии также оказывает содействие другим институтам ЕС, включая Верховного Представителя ЕС по ОВПБ/Генерального
Секретаря Совета ЕС, Европейский Парламент и другие органы Европейского
Союза, которые могут рассчитывать на организационно-техническую поддержку
Представительства. Представительство работает в тесном сотрудничестве с посольством страны-председателя ЕС, который сменяется каждые полгода. Оно участвует в демаршах Тройки ЕС и иными способами содействует стране- председателю.
Во всех этих сферах Представительство выполняет важную информационную функцию, предоставляя Правительству РФ, федеральным и региональным органам власти, СМИ, деловым и академическим кругам, а также гражданскому обществу общие сведения и последние новости о процессе европейской интеграции, политике ЕС, а также программе технического сотрудничества с Россией.
Все должностные лица Представительства являются сотрудниками Генерального
Директората по внешним связям Европейской Комиссии и, как правило, работают в Москве четыре года.

Европейский Союз сегодня

В ЕС входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной
Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.

Список литературы:

-«Европейский союз – ваш сосед» Брюссель-Люксембург. 1995 г.

Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва.

Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.

Арах Метка «Европейский Союз: видение политического объединения». -

Москва. 1998 г.

Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»-

Москва.1992г.

Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия»

МЭМО №9 М. 1998 г.

Куранов А. «Новички спешат в Евросоюз» Новое время. Приложение

Поздняков Э. Ганжа С. «Новые страны на пороге Европейского союза»

МНИМО М. 3 1999

Http://www.ced.bsu.by/eu/eu_ec.asp


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чтобы быть в курсе происходящих в мире событий и понимать политические процессы, следует разбираться в структуре существующих органов власти ближайшего и дальнего зарубежья. Одним из наиболее масштабных объединений является Европейский Союз, в особенностях устройства которого можно разобраться в первую очередь.

Что такое Европейская комиссия?

Любое государство или объединение государств нуждается в управлении. Контроль деятельности в пределах Европейского Союза осуществляет комиссия, являющаяся не только высшим но и владеющая правом законодательной инициативы. Целями существования данного органа власти является контроль за соблюдением договоров и правовых актов, выполнение решений Европарламента и разработка новых законопроектов.

Принципы работы

Комиссия состоит из двадцати восьми членов, которых также называют комиссарами. Каждый из них представляет отдельную страну-участницу объединения, в которой был избран в национальном правительстве.

Однако на время работы, продолжающейся в течение пяти лет, члены становятся абсолютно независимыми от страны и действуют исключительно в интересах Европейского Союза. Существует контроль над выбором комиссаров. Его осуществляет Европейский парламент, в котором утверждается каждая предложенная кандидатура, выдвинутая советом министров. Члены комиссии ответственны за разные направления деятельности объединения, к примеру, связанным с вопросом отношения с третьими странами. Каждый из них является главой определенного подразделения с названием Генеральный Директорат.

Деятельность Европейской комиссии

Работа данного органа власти является неотъемлемой частью работы ЕС. Законы, которые разрабатывает Европейская комиссия, рассматриваются в Совете, который осуществляет дальнейший контроль процесса. Кроме того, орган осуществляет контроль за выполнением разнообразных правовых актов и при выявлении нарушений может применять разнообразные санкции. Иногда итогом становится обращение в Самостоятельные решения Европейская комиссия может принимать в сферах сельского хозяйства, транспорта, работы внутреннего рынка, конкуренции и Также она занимается управлением фондами, контролем бюджета и созданием сети представительств за границами ЕС для выполнения дипломатических функций. Для работы комиссия еженедельно проводит собрания в брюссельской штаб-квартире. Языками ее работы официально являются английский, французский и немецкий.

Возникновение организации

Или НАТО появляются в международных новостях ежедневно. Тем не менее, совсем недавно многих из этих организаций не существовало. Так, первым вариантом высшего руководящего органа в Европе стала комиссия, созданная в 1951 году. Ее члены представляли страны Европейского объединения угля и стали, а председателем учреждения был Жан Моне. Официально комиссия приступила к работе десятого августа 1952 года. Тогда штаб-квартира располагалась в Люксембурге. В 1958-м, в результате Римских соглашений, возникли новые сообщества. Европейская экономическая комиссия нового варианта контролировала цены на зерно и участвовала в переговорах по тарифам и торговле. С каждым новым этапом в истории развития ЕС менялись и принципы работы его высших органов, а политика и структура организаций нередко определялась главой правления.

Вклад Жозе Баррозу

Европейская комиссия входит в структуру правления ЕС с самого начала его существования, но современный формат ее работы появился всего несколько лет назад. В 2004 году председателем стал Жозе Мануэл Баррозу, работа которого стала решающей для развития органа. Он столкнулся с определенными проблемами при формировании состава новых членов из-за протестов оппозиции. В результате Европейская комиссия была ограничена по количеству комиссаров - ранее крупные государства могли направлять сразу несколько представителей, а изменения повлекли установление равноправия между всеми странами союза. По разработанному под контролем Баррозу, количество членов зафиксировали на постоянной цифре в двадцать шесть представителей: по одному от каждого государства плюс один представитель в союз по иностранным делам и политике безопасности от державы, не получившей места. Впоследствии размеры ЕС изменились, что повлекло поправки до современного числа в двадцать восемь человек.

Где проходят заседания?

Европейская комиссия работает в здании, расположенном в самом центре Брюсселя. Оно было спроектировано специально для организации и построено на земле, ранее принадлежавшей монахиням, жившим в монастыре Берлемон. Автором проекта стал Де Весте, которому помогали такие архитекторы, как Жан Жильсон и Андре Полак. В плане постройки использован неправильный крест, делающий здание одним из самых оригинальных для своего времени. Для создания «Берлемона» использовались материалы с содержанием асбеста. Позднее учеными были выявлены канцерогенные свойства таких составов, и Европейская комиссия на время покинула штаб-квартиру. С 1991 по 2004 год происходила реконструкция и удаление асбестосодержащих веществ, после чего здание стало шире и глубже. В октябре 2004 г. сотрудники снова приступили к работе в «Берлемоне». Другим заметным событием стал пожар 2009 года, произошедший из-за возникновения проблем в системе электропроводки, но не потребовавший долгой эвакуации или прекращения работы в здании.

(European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов. Чтобы лучше понять роль Комиссии, достаточно обратить внимание на растущую связь между этим органом и Советом министров (Council of Ministers). Обычно говорят: "Комиссия предлагает, а Совет располагает". В соответствии с Римским договором (Treaty of Rome), Совет (представляющий правительства государств-членов) превращает законодательные инициативы Европейского Союза в законы, но сделать это он может только по предложению Комиссии. На практике работа Комиссии и Совета настолько взаимосвязана, что зачастую разница между ними практически исчезает. Прежде всего следует отметить, что Комиссия в составе двадцати четырех человек назначается правительствами государств – членов ЕС на 4-летний возобновляемый срок. Существует неформальная система квот, согласно которой пять наиболее крупных государств имеют по два члена, а остальные – по одному. Председатель Комиссии назначается на 2-летний возобновляемый срок и утверждается Советом. Он может в определенной степени формировать свою "команду" и влиять на распределение ключевых постов по двадцати трем "генеральным директоратам" (чем-то похожим на министерские управления), в т.ч. таким, как генеральные директораты сельского хозяйства, промышленности, конкуренции и внешних сношений. Однако желание государств продвинуть своих представителей на ключевые посты выливается в сложные политические игры. Члены Комиссии обязаны отстаивать интересы Союза в целом, а не правительств, которые их делегировали. До сих пор это правило работало сравнительно хорошо, а члены Комиссии и чиновники ЕС, откомандированные национальными правительствами, "приживались" в Брюсселе, где располагается штаб-квартира Комиссии. Государства-члены относятся с известной долей скептицизма, а часто и с подозрением к предложениям передать ЕС некоторые полномочия, традиционно относящиеся к национальной "компетенции" или юрисдикции. Если законы ЕС противоречат национальным, признается главенство первых. Отсюда возникает необходимость предварительных переговоров с национальными правительствами, которые осуществляются через их представителей в Комитете постоянных представителей (COREPER), расположенном в Брюсселе. Также проводятся консультации с чиновниками национальных министерств, с секретариатом Совета, Европейским парламентом, с представителями групп интересов национального уровня Европы в целом и крупными корпорациями, чьи интересы затрагиваются выдвигаемыми предложениями. Они могут циркулировать в брюссельской бюрократической машине довольно долго, прежде чем удастся достичь согласованного мнения и можно будет надеяться на положительное решение Совета. Многие предложения так и остаются непринятыми или забытыми на долгие годы – до возникновения благоприятных условий. Бывает и так, что предложения, особенно ценные для определенного состава Комиссии, передаются в Совет, не получив открытой поддержки. В таком случае Комиссия пытается их лоббировать и мобилизует соответствующие силы поддержки. Европейский парламент может отклонить бюджет, предложенный Комиссией и утвержденный Советом. И наконец, Комиссия наблюдает за ходом исполнения или применения законов, но, поскольку брюссельские штаты весьма ограничены, применение законов обычно возлагается на национальные министерства, за которыми наблюдает Брюссель и которых, в случае необходимости, подстегивает Европейский Суд (European Court of Justice). Возможности Комиссии по успешному "проталкиванию" своих решений по всем инстанциям зависят от многих факторов, в т.ч. от преобладающего среди европейской общественности взгляда на интеграцию в рамках ЕС, от экономической конъюнктуры, оперативности членов комиссии (в особенности ее председателя), позиции правящих партий ведущих государств, уровня консенсуса среди национальных правительств и, конечно же, от прав, предоставленных ей различными договорами. Прерогативы Комиссии в этом отношении со временем увеличивались, однако дорога была негладкой, а движение по ней не всегда приводило к цели. Примерно до 1964 г. Комиссия на удивление успешно способствовала процессу интеграции и даже ускоряла его, опираясь на мощную поддержку Европейского Суда. Потом Комиссии бросило вызов французское правительство, и тогдашнее Европейское сообщество превратилось в нечто подобное "Европе в составе отдельных государств". Такое положение существовало от первого увеличения численности состава (1973) и до начала 1980-х гг., когда члены ЕС ощутили потребность в преодолении общих экономических трудностей и деблокировании механизма принятия решений. В итоге был принят Единый европейский закон (Single European Act). Он лишь немного расширил полномочия Комиссии, но набранный темп привел к Маастрихту (Maastricht), который еще больше укрепил ее позиции. С течением времени Комиссия набирала силу, число политических решений, принимаемых ЕС, увеличивалось, а он сам постепенно превращался в наднациональную организацию. В постмаастрихтский период ЕС занимается в основном проблемами единой валюты и полного экономического и валютного альянса, усиливаемого интеграцией внешней и оборонной политики. Важную роль в этом сыграл председатель Жак Делор, но сейчас, похоже, начался период национальной интроспекции. Совет все еще испытывает трудности в получении согласий национальных правительств, и пока неясно, какова будет политическая поддержка долговременной программы работы Комиссии со стороны некоторых государств-членов.

Несмотря на то что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:

  • хранилище денег;
  • учреждение, организация;
  • орган экономического управления;
  • агент биржи;
  • кредитное предприятие.

В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк — это:

  • система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);
  • кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее: «Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:

во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т.е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;

во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;

в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;

в-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной системы.

Банки как финансовые посредники, принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.

Таким образом, можно выделить следующие функции банка:

  • аккумуляции денежных средств;
  • трансформации ресурсов;
  • регулирования денежного оборота.

Целыо банков при обслуживании заемщиков и вкладчиков является получение прибыли, и в этом качестве они схожи с любой коммерческой организацией. Чем больше денег банки могут ссудить, тем больше прибыли они получат. Однако банк не может ссужать все средства, получаемые по вкладам, так как он обязан удерживать достаточно средств в ликвидной форме, чтобы иметь возможность выполнять требования вкладчиков по выплатам. Именно здесь кроется дилемма банкира: чем более ликвидна форма, в которой хранятся средства, тем меньше норма дохода. Хранение наличных денег, например, т.е. самая ликвидная форма активов, не приносит банку прибыли.

Следовательно, банк должен соблюдать определенные пропорции в балансе между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, при котором можно безопасно работать. До некоторой степени эту задачу облегчают официальные органы контроля, и тем не менее у банков остаются достаточные возможности для работы. Конфликт требований прибыльности и ликвидности может рассматриваться как прямой результат столкновения интересов двух групп, даюших банку его финансовые ресурсы: акционеров и вкладчиков. Акционеры совместно владеют банковским имуществом и заинтересованы в получении дохода на вложенный капитал. Вкладчики обеспечивают основную массу фондов, используемых банком, и требуют безопасности и возможности снятия своих денег с вкладных счетов без уведомления. Хороший банк должен уметь примирять интересы этих групп, в противном случае он потеряет либо вкладчиков, либо акционеров.

Роль банков состоит в обеспечении концентрации свободных капиталов и ресурсов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства, в упорядочении и рационализации денежного обращения.

Виды и формы банков

Банковская система как единство постоянно развивающихся и взаимодействующих финансово-кредитных институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом:

  • по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция), иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария);
  • по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответствен ностью;
  • по функциональному назначению — эмиссионные (выпуск денег в обращение), депозитные банки — прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством;
  • по характеру выполняемых операций банки делятся на уни версальные и специализированные. Если универсальные банки больше характерны для Европы (снижение риска), то для США — специализированные, так как считается, что специализация повышает уровень обслуживания клиентов, снижает себестоимость банковских операций;
  • по числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные;
  • по сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,
  • по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.

Отдельно выделяются банки специального назначения , которые выполняют операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, финансируют государственные программы.

К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков.

Банки являются центром финансовой системы.

Банк — особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и в платежах. В результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий процент.

Работая в сфере обмена, банк осуществляет регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах.

Основные функции банков:

  • привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;
  • стимулирование накоплений в народном хозяйстве;
  • посредничество в кредите;
  • посредничество в платежах;
  • создание кредитных средств обращения;
  • посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);
  • предоставление консультационных, информационных и др. услуг.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

Стимулирующая политика предполагает:

  • установление привлекательных процентных ставок по вкладам;
  • высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;
  • достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;
  • разнообразие депозитных услуг.

Посредничество в кредите — важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции является главным источником доходов банка.

Посредничество в платежах — изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора .

Понимание этого процесса требует наличия представления об основных видах банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные, что находит отражение в балансе банка.

По пассиву банки отражают привлечение средств — образование депозитов, а по активу — их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования, например, в ценные бумаги.

Все средства, мобилизованные банками на финансовом рынке представляют собой его ресурсы, та их часть, которая может быть использована для проведения активных операций называется свободный резерв (или кредитный ресурс).

Таким образом, деятельность банков имеет чрезвычайно важное общественное значение. Банки организуют денежно — кредитный процесс и эмитируют денежные знаки.

Конкретным результатом банковской деятельности является банковский продукт.

Банковский продукт — это особые услуги, оказываемые банком клиентам, и эмитируемые им наличные и безналичные платежные средства. Специфика банковского продукта состоит в его нематериальном содержании и ограниченности сферой денежного обращения.

Типы банков

Следует выделить следующие основные типы банков: эмиссионные банки, коммерческие банки (специализированные банки, учетные и депозитные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, кооперативные банки, коммунальные банки). В подавляющем большинстве стран эмиссионный банк — это центральный банк страны.

В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков:

К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие «коммерческие банки». Главным их отличием от центральных являются права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа: универсальные и специальные банки.

Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т. п.

Специальный банк , напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И, наоборот, в странах с доминированием специальных банков, особенно в последние годы, все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и с оговоркой Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США — это банковские холдинги . Аналогичные примеры существуют и в других странах. Например, банковская система в Гонконге имеет три уровня, которые состоят из трех типов банковских учреждений, а именно: лицензированные банки, банки с ограниченной лицензией и изымающие вклады компании , которые уполномочены принимать вклады от населения.

Третий тип банковских учреждений по изъятию вкладов функционирует с различными ограничениями. Только лицензированные банки и банки с ограниченной лицензией могут называться банками.