Федеральная Резервная Система (ФРС). Федеральная Резервная Система США (ФРС)

Федеральная резервная система (ФРС) – независимое федеральное агентство, которое выполняет функцию Центрального банка США. ФРС имеет очень сложную структуру и является акционерным обществом с особым статусом. Собственниками ФРС являются частные лица, а руководящий состав назначает президент США после одобрения Сената.

История создания

Федеральная резервная система была создана 23 декабря 1913 года. ФРС была создана с целью контроля банковской системы страны. До создания федерального резерва, в США отсутствовал единый , с 1863 по 1913 года его функцию выполняли несколько банков, руководствуясь «законом о национальных банках».

Суть этого закона сводилась к тому, что эмиссию денежных средств могли проводить только несколько банков, получивших от Конгресса США чартер на выпуск банковских билетов. Необходимость принятия такого закона была связана с тем, что по действующему законодательству банки штатов имели право на эмиссию банкнот. При этом, банкноты выпускались в любых количествах, так как не требовалось обеспечение их ценности со стороны банка.

После принятия закона о национальных банках, правительство США с 1 августа 1866 года ввело 10% на выпуск денежных знаков банками штатов и платежи, которые осуществлялись этими банкнотами. Эти меры привели к тому, что банкноты выпущенные банками штатов постепенно выходили из обращения и больше не выпускались.

Но отсутствие централизованной банковской системы, едва не обернулось крахом для экономики Соединенных Штатов. В 1907 году произошел финансовый кризис известный под названием «банковская паника 1907 года». Начался этот кризис с неудачной попытки группы банков захватить контроль над акциями компании «United Copper Company». После этого из этих банков начался отток капиталов и вскоре по всей стране вкладчики начали снимать свои депозиты.

Предотвратить панику удалось финансисту Джону Пирпанту Моргану, который для укрепления банковской системы заложил крупные суммы собственных денежных средств и убедил это сделать других крупных финансистов Нью-Йорка. Можно сказать, что Морган выступил в роли Центробанка, повысив привлеченными им активами финансового рынка страны.

После предотвращения финансового кризиса, правительство США во главе с Теодором Рузвельтом всерьез задумалось о создании централизованного управления банками. Сенатор Нельсон Олдрич предложил перечень реформ направленных на реорганизацию банковского сектора, которые были реализованы следующим президентом США – Вудро Вильсоном и в итоге привели к созданию Федеральной резервной системы.

Структура ФРС

Федеральная резервная система является объединением 12 региональных федеральных резервных банков. Кроме этого в ее структуру входят более 6000 банков-членов ФРС. Управление структурой осуществляется с помощью совета управляющих ФРС. Помимо этого в Федеральную резервную систему входят Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.

Федеральные резервные банки

Федеральные резервные банки составляют основу Федеральной резервной системы. Они были созданы на основании закона о Федеральном резерве принятого Конгрессом в конце 1913 года. 12 Федеральных банков осуществляют свою деятельность в закрепленных за каждым из банков штатах. ФРБ имеют 25 представительств в различных деловых центрах США.

Федеральные резервные банки имеет одинаковые полномочия и поскольку деятельность каждого банка ограничена территориально, такая схема способствует некоторой децентрализации банковской системы. Но в то же время, благодаря наличию 12 аналогичных банков, деловые финансовые центры располагаются в разных частях страны, а не сосредоточены в одном городе. Банки имеют название города, в котором они расположены и за каждому из них присвоена латинская буква и порядковый номер, соответствующие закрепленным территориям:

  • ФРБ Бостона (№ территории 1, литера А);
  • ФРБ Нью-Йорка (№ территории 2, литера В);
  • ФРБ Филадельфии (№ территории 3, литера С);
  • ФРБ Кливленда (№ территории 4, литера D);
  • ФРБ Ричмонда (№ территории 5, литера Е);
  • ФРБ Атланты (№ территории 6, литера F);
  • ФРБ Чикаго (№ территории 7, литера G);
  • ФРБ Сент-Луиса (№ территории 8, литера Н);
  • ФРБ Миннеаполиса (№ территории 9, литера I);
  • ФРБ Канзас-Сити (№ территории 10, литера J);
  • ФРБ Далласа (№ территории 11, литера К);
  • ФРБ Сан-Франциско (№ территории 1, литера L);

ФРБ являются акционерными обществами, держателями акций которых выступают банки-члены ФРС этого округа. Этими банками делегируются 6 из 9 представителей в управляющий совет ФРБ. Первые 3 члена управляющего совета (класс А) выбираются банками-членами ФРС из числа собственных представителей, по одному от крупных, средних и мелких банков. По этой же схеме выбираются управленцы класса В. От каждой категории банков, делегируется представитель не связанный с банковской системой. Обычно они представляют крупные промышленные предприятия, активно использующие . Остальные 3 члена управляющего совета (Класс С) назначаются управляющим советом ФРС. Эти представители также не могут представлять учреждения банковской системы страны.

Основной задачей Федеральных резервных банков является не получение прибыли, а накопление стратегических денежных резервов. ФРБ занимаются кредитованием коммерческих банков и предоставляют финансовые услуги американскому правительству, осуществляют выпуск в обращение и прием наличных денег и ценных бумаг. Федеральные резервные банки являются контролирующим органом для экономических и финансовых учреждений находящихся на закрепленных за ними территориях.

Банки-члены ФРС

Банками-членами ФРС является примерно половина всех коммерческих банков страны. В их число входят наиболее крупные финансовые учреждения, на долю которых приходится более 70% депозитов всей кредитной системы США.

Банки-члены ФРС обязаны разместить в Федеральном резервном банке, за которым они закреплены, денежные средства в размере 6% от собственного капитала. Эти суммы являются основными активами ФРБ. Взамен банки-члены ФРС получают фиксированные годовые ФРБ в размере 6%. Преимущество членства в ФРС заключается в возможности получения займа на более выгодных условиях, практически без ограничений. А главный недостаток – необходимость держать часть своего капитала в виде бездоходного резерва.

Совет управляющих – является высшим руководящим органом ФРС. В его состав входят 7 постоянных членов, которые назначаются президентом США после одобрения Сенатом. Каждый член Совета управляющих назначается на 14 лет, но после того, как он отработал текущий двухлетний семестр, он может подать в отставку. Свое пребывание в должности, член Совета, может продлить за счет дополнительных семестров.

Возглавляет Совет управляющих ФРС председатель, назначаемый президентом на четырехлетний срок. На такой же срок, президентом назначается вице-председатель. Рекорд по количеству лет проведенных в кресле председателя Совета управляющих ФРС принадлежит Вильяму Мартину, который занимал эту должность с 1951 по 1970 годы. Он назначался президентами Трумэном, Эйзенхауэром, Кеннеди и Джонсоном и отработал полный срок – 14 лет и несколько дополнительных семестров.

Совет управляющих осуществляет контроль над деятельностью 12 Федеральных резервных банков. Каждый банк обязан согласовывать свой ежегодный бюджет с Советом. Кроме этого, Совет управляющих утверждает назначение президента и вице-президента каждого ФРБ. По отношению к банкам-членам ФРС Совет управляющих выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению их международной деятельности. Также Совет устанавливает ограничения на использование кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.

Каждую неделю Совет управляющих ФРС предоставляет Конгрессу доклад о своей деятельности. Кроме этого, 2 раза в год конгрессменам предоставляется отчет о состоянии экономики страны. Статистические данные касающиеся банковской системы США публикуются в специальном бюллетене ФРС.

Текущий состав Совета управляющих Федеральной резервной системы:

  • Джанет Йеллен – председатель;
  • Стэнли Фишер – вице-председатель;
  • Дэниел Тарулло;
  • Лайел Брейнар;
  • Джером Пауэлл.

Два места на сегодняшний день, остаются вакантными.

Федеральный комитет открытого рынка

В состав Федерального комитета по открытому рынку входят 12 голосующих участников:

  • 7 членов Совета управляющих ФРС;
  • Президент Нью-Йорского Федерального резервного банка;
  • 4 президента ФРБ. Они избираются в состав комитета ежегодно по принципу ротации.

Остальные президенты Федеральных резервных банков также присутствуют на заседаниях комитета и участвуют в обсуждении текущих вопросов, но право голоса не имеют.

Заседания Федерального комитета открытого рынка проводятся 8 раз в год. На каждом заседании вырабатывается текущая стратегия на открытом рынке ценных бумаг. После чего принятое решение доводится директивой до сведения управляющего Системой Текущих Операций на Открытом Рынке (System Open Market Account), который по совместительству является вице-президентом ФРБ Нью-Йорка. В соответствии с полученными указаниями Нью-Йоркский Федеральный проводит операции по продаже или покупке ценных бумаг Федерального правительства США. Кроме этого на заседаниях ФКОР обсуждаются вопросы связанные с монетарной политикой государства и перспективы экономического роста.

Федеральный консультационный совет является координирующим органом ФРС, который был создан с целью улучшения взаимодействия между всей банковской сферой США и Федеральной резервной системой.

Совет состоит из 12 участников, по одному представителю от каждого Федерального резервного банка. Совет собирается 1 раз в квартал для обсуждения текущей ситуации на финансовом рынке. Решения, принятые на заседании консультационного совета являются рекомендательными и поэтому Совет управляющих ФРС их выполнять не обязан.

Деятельность ФРС

Федеральная Резервная система США выполняет функции Центрального банка государства. Среди приоритетных задач этой финансовой структуры можно выделить следующие:

  • Эмиссия денежных средств;
  • Поддержание баланса между государственными интересами и интересами коммерческих банков;
  • Обеспечение финансовых государственных гарантий;
  • коммерческих банков и финансовых организаций;
  • Контроль над деятельностью банковских учреждений;
  • Оказание депозитарных услуг для правительства США и международных финансовых учреждений;
  • Регулировка и контроль финансовых рынков.

В качестве инструмента воздействия на валютный ФРС использует традиционные способы: управление процентной ставкой и операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Независимость Федеральной резервной системы

ФРС нередко называют «государство в государстве». Баланс Федеральной резервной системы составляет почти 4 трлн. долларов, а основная часть активов, около 85%, вложена в правительства США. При этом, акционерами ФРС являются представители частного капитала.

Контроль за деятельностью этого финансового института осуществляет палата представителей Конгресса и Банковский комитет Конгресса. Таким образом, ФРС является по сути рабочим органом Конгресса США, перед которым и отчитывается за свою работу. Конгрессмены очень ревностно охраняют свою власть над Федеральной резервной системой и зачастую опротестовывают решения исполнительной власти касающихся деятельности ФРС.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Федеральная резервная система (Federal Reserve System) – это специально уполномоченное государством независимое федеральное агентство, которое выполняет функции центрального банка, а также контроль деятельности коммерческих банков Соединённых Штатов Америки. В структуре ФРС работает 12 федеральных резервных банков, которые расположены в крупнейших городах Америки, примерно 3000 коммерческих банков, которые имеют статус «банков-членов», Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, а также консультационные советы. ФРС работает на основе Закона о Федеральном резерве, а значит, подконтрольна государству, но с другой стороны FRS – это акционерное общество частной формы собственности, акции которого имеют свой особый статус.

ФРС в структуре государственных органов США

С позиции управления, ФРС – это независимый орган, который работает в составе правительства Соединенных Штатов Америки и выполняет функции Центрального банка, пользуясь полномочиями, делегированными Конгрессом США. Независимость FRS обеспечивается тем, что ее решения, в том числе, в сфере кредитно-денежной политики (определение размера учетной ставки) не требуют одобрения Конгрессом и Президентом США. ФРС не финансируется Конгрессом, а срок полномочий любого из членов Совета управляющих ФРС охватывает сразу несколько сроков полномочий членов Конгресса и Президента. С другой стороны ФРС подконтрольна Конгрессу США, который анализирует деятельность ФРС, заслушивает отчеты Управляющего и может изменить функции ФРС путем принятия дополнений и изменений к Закону о Федеральном Резерве.

История ФРС начата еще в 1791 году, когда Александром Гамильтоном в 1791 был создан Первый банк Соединённых Штатов, на который были возложены функции Центрального Банка США. Полномочия указанного органа не были продлены в 1811 году и вместо него в 1816 году был образован Второй банк США, который просуществовал до 1836 года и был упразднен в связи с критикой президента Эндрю Джексона. В период с 1837 по 1862 гг. в США не существовало Центрального регулятора. Этот период времени называют «эрой свободных банков», которая просуществовала с 1862 до 1913 гг. однако после серии банковских паник, прошедших в 1873 г., 1893г. и 1907 г. опять возник вопрос о создании Центрального Банка, который бы регулировал банковскую систему США. Поэтому в 1913 году была создана Федеральная резервная система (изначально созданный регулятор получил название Третий Центральный Банка США). Закон о Федеральном резерве, который регламентирует функции и полномочия ФРС был принят Конгрессом в 1913 г.

Федеральная Резервная система в текущее время выполняет следующие функции, которые определены Законом о Федеральном Резерве:

  1. Выполнение функций Центрального Банка.
  2. Регулирование баланса между интересами частных банков и государства.
  3. Обеспечение надзора и регуляции банковских учреждений.
  4. Защита прав потребителей банковских услуг.
  5. Управление денежной эмиссией.
  6. Обеспечение стабильности работы финансовой системы США.
  7. Предоставление финансовых услуг для депозитариев (включая правительство США и иностранные официальные учреждения).
  8. Участие в системе международных платежей.
  9. Участие в системе внутренних платежей.
  10. Устранение проблем с ликвидностью.

Выполнение ФРС возложенных на нее полномочий осуществляется через следующую структуру субъектов, которые входят в ее состав:

  • 12 региональных федеральных резервных банков - предоставляют банковские услуги для федерального правительства и депозитных учреждений. Указанные банки обслуживают счета депозитарных институтов, обеспечивая: инкассацию чеков, электронные переводы, распределение и сбор наличных средств. Одновременно региональные резервные банки играют роль фискальных агентов, которые управляют денежными фондами государства (обслуживают счета государства, обеспечивают государственные расходы, хранят государственные резервы, управляют внешними и внутренними государственными долгами).

  • Банки-члены - это банки, которые подписаны на акции региональных федеральных резервных банков в объеме 6 процентов от их капитала. В соответствии с Законом, за эти акции банки-члены получают ежегодные дивиденды в размере 6% и имеют право принимать участие в выборе членов совета директоров региональных резервных банков.
  • Национальные банки - те банки, которыми получен чартер (разрешение на осуществление кредитно-финансовой деятельности) от федерального правительства. Указанные банки в соответствии с Законом о ФРС также входят в состав Федеральной Резервной системы и имеют право на осуществление деятельности на всей территории США.
  • Банки штатов - это банки, которые зарегистрированы властями штата США и ведут операции только в пределах указанного штата.
  • Совет управляющих ФРС - федеральный орган власти, который состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США с последующим утверждением Сенатом.
  • — Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС.

Состоит из:

  1. потребительского консультативного совета
  2. консультативного совета общества депозитарных институтов
  3. федерального консультационного совета
  • Совет управляющих ФРС — структура, которая руководит деятельностью всей Федеральной резервной системы. В состав Совета входит 7 членов, назначаемых Президентом США с последующим одобрением сената. Члены Совета осуществляют свои полномочия 14 лет без права их продления. Каждый новый член совета назначается каждые 2 года. Поэтому президент за один срок выполнения своих полномочий не может назначить более 2 членов Совета.

Совет управляющих возглавляет и заместитель, которые выбираются Президентом США из семи членов Совета каждые 4 года. При этом, Законом о ФРС предусмотрено право президента уволить любого из членов Совета.

Особенности ФРС как центрального банка

ФРС по своей сути – это государственный орган с частной формой капитала, который формируется за счет продажи акций региональных резервных банков в пользу банков-членов (коммерческие банки, которые не имеют права голоса, но имеют полномочия участвовать в процессе назначения на должность управляющих региональных резервных банков). В этом плане США существенно отличаются от регуляторов других стран, где капитал регулятора принадлежит государству полностью либо является акционерным, но с обязательной долей в нем государства.

Ценные бумаги федеральных резервных банков, которые получают банки-члены в обмен на резервный капитал невозможно продать и обменять. По указанным акциям выплачиваются фиксированные дивиденды - 6 % в год, которые не зависят от размера прибыли самого ФРС.

ФРС осуществляет эмиссию денег в США, которую в большинстве использует на покупку обязательств казначейства США. И, по сути, все обменные операции с американскими долларами – это операции, которые основаны на доверии к правительству США, а также финансовой системе Америки.

Кроме дохода по облигациям Госказначейства, ФРС получает доходы от депозитов, платежных операций и операций с ценными бумагами.

Правление и члены ФРС не являются государственными служащими, однако размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США. К примеру в 2008 году годовое жалование председателя Совета ФРС составляло 191 300 долларов, а остальных членов- 172 200 долларов.

При этом, после выплаты всех зарплат, фиксированных дивидендов по акциям, остаток прибыли ФРС перечисляет в Госказначейство, которое оприходует указанную сумму в качестве доходов бюджета.

К примеру, в 2010 году ФРС был получен доход в размере $81,689 млрд., из которого 1,583 млрд. было выплачено, как дивидендный доход банкам-членам, а в доходную часть американского бюджета направлено 79,268 млрд.

Самостоятельность ФРС

Широкая автономия ФРС в принятии решений балансирует между подотчётностью регулятора и проверяемостью его деятельности.

Закон о Федеральном резерве заставляет ФРС ежегодно отчитываться перед Конгрессом США о результатах своей деятельности. При этом, деятельность региональных банков ФРС ежегодно проходит аудит Счётной палаты, а также крупных независимых аудиторских фирм национального масштаба. В поле зрения аудита попадают также и операции ФРС на открытом рынке и ее международные транзакции.

Ну а теперь, в окончание изложения официальных данных о ФРС, хотелось бы обнародовать мнения большинства аналитиков и экспертов со всего мира, касающиеся Федеральной Резервной Системы и ее функционирования.

  • ФРС – частное предприятие. Как уже было сказано выше, ФРС не является государственным учреждением. Это Центральный Банк, который находится в частной собственности и принадлежит 12 банкам, которые входят в структуру ФРС. Кто в действительности управляет ФРС доподлинно не известно.
  • ФРС – вечный двигатель для создания госдолга. Согласно сложившейся практике, чем больше денег в бюджете США, тем больше внешний долг Штатов. При этом, если правительству Соединенных Штатов нужны средства, оно обращается в ФРС. Далее правительство выпускает трежерис, которые выкупает ФРС и получает взамен доллары. Откуда берутся деньги ФРС? Федеральная Резервная Система их печатает. Таким образом, американские доллары не является собственностью США – их выпускает частная корпорация для того, чтобы одолжить правительству США.
  • ФРС обесценивает доллар. После того, как Бен Бернанке стал во главе ФРС, ставка рефинансирования снизилась почти до нуля, а, начиная с 1900 г. доллар США потерял около 96% собственной стоимости. При этом, основные потери начались после того, как в 1913 г. была создана ФРС. Предложение денег постоянно растет, а уровень производства остается почти неизменным… Побочным эффектом непрекращающейся эмиссии является инфляция, которая постоянно «подтачивает» экономику США.

  • ФРС лично решает кого спасать, а кого нет. Во время финансовых кризисов ФРС помогает банкам. При этом самолично решает, кому помочь, а кому нет. Благодаря своей ограниченной подотчетности, одобренной самим Конгрессом, ФРС может выдавать займы, составляющие триллионы долларов, направо и налево.
  • ФРС создает идеальные условия для финансовых пузырей. Абсолютное большинство финансовых экспертов сходятся во мнении, что большинство финансовых кризисов, которые начинались в США, стали возможны исключительно благодаря монетарной политике ФРС. Это факт.

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве . В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .

С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке .

Подобно Бернанке, Йеллен имеет репутацию «голубя» среди экономистов. Это означает, что приоритетом для неё является создание новых рабочих мест, а не борьба с инфляцией.

Йеллен стала ведущим кандидатом на пост главы ФРС после того, как в сентябре бывший министр финансов Ларри Саммерс снял свою кандидатуру, столкнувшись с оппозицией со стороны либерального крыла в Демократической партии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Федеральная Резервная Система. 1 часть. Устройство ФРС

    ✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка?

    ✪ История Дома Ротшильдов и создания ФРС США

    ✪ Центробанк России и ФРС США. от А до Я. Человеческим языком

    Банковские тайны: Сталин против ФРС (Познавательное ТВ, Дмитрий Еньков)

    Субтитры

История ФРС

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 гг., - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящий из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .

Современная история ФРС

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .

Юридический статус ФРС

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

  • выполнение обязанностей центрального банка США
  • поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
  • обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
  • защита кредитных прав потребителей
  • управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
  • обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
  • предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне

Организационная структура

Структура ФРС

  1. Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
  2. (англ.) русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.) русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Федеральное правительство через президента США
назначение
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты
совет
Совет управляющих Федеральной резервной системы Банки-члены
управление акционеры
Советы управляющих Федеральных резервных банков

управление

12 региональных Федеральных резервных банков

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .

Член Совета

Вступил в должность

Окончание полномочий

Джанет Йеллен

(председатель)

1 февраля, 2014 31 января, 2024

(в качестве председателя)

Стэнли Фишер 28 мая 2014 31 января, 2020
Джером Пауэл 25 мая 2012 31 января, 2028
Дэниел Тарулло 28 января, 2009 31 января, 2022
Лайл Брейнард 16 июня, 2014 31 января, 2026

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Номер территории Буква Расположение центра Федеральный резервный банк Сайт
1 A Бостон (штат Массачусетс) Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
2 B Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) Федеральный резервный банк Нью-Йорка http://www.newyorkfed.org
3 C Филадельфия (штат Пенсильвания) Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. http://www.philadelphiafed.org
4 D Кливленд (штат Огайо) Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. http://www.clevelandfed.org
5 E Ричмонд (штат Виргиния) Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. http://www.richmondfed.org
6 F Атланта (штат Джорджия) Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. http://www.frbatlanta.org
7 G Чикаго (штат Иллинойс) Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. http://www.chicagofed.org
8 H Сент-Луис (штат Миссури) Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. http://www.stlouisfed.org
9 I Миннеаполис (штат Миннесота) Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
10 J Канзас-Сити (штат Миссури) Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. http://www.kansascityfed.org
11 K Даллас (штат Техас) Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. http://www.dallasfed.org
12 L Сан-Франциско (штат Калифорния) Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырех групп:
  1. Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
  2. Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
  3. Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
  4. Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
  • президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях, и участвуют в оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банка являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Особенности ФРС как центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Операционная прибыль

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office), или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.

Денежная масса в обращении

Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает так же динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчета показателей определяется ФРС :

Показатель Описание
M0 Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные.
M1 M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанные к дебетным пластиковым картам)).
M2 M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до $100,000.
M3 M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО .

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года, количество денег центрального банка было $750,5 миллиардов , в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона долларов.

Критика деятельности ФРС

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .

  • По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов»  (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов . Это значит, что хотя общая сумма кредитов и составила за эти годы несколько триллионов долларов, величина кредита в любой текущий момент составляла в среднем лишь несколько миллиардов. Программа PDCF была закрыта 1 февраля 2010 г., и все кредиты были полностью возвращены Федрезерву. В настоящий момент информация о получателях кредитов PDCF доступна на сайте совета управляющих ФРС (англ.) .)

Примечания

  1. Кто владеет Федеральным резервом? (англ.)
  2. Главой ФРС США впервые стала женщина (англ.)

Федеральная резервная система США – частная лавочка, создающая из воздуха доллары — появилась на свет в декабре 1913 года. Через несколько дней будет «отмечаться» юбилей – 100 лет, как банкиры подмяли под себя эмиссию мировых денег.

Но вся эта история имела важные события, как до 1913 года, так и после этой даты. Собственно говоря, «борьба за эмиссию» продолжается и сегодня.
Краткий курс истории ФРС опубликовала газета «Культура», использовав в качестве одного из источников информации мою книгу « » и задав мне несколько вопросов по телефону.

«Сто лет назад, 23 декабря 1913 года, в США была создана Федеральная Резервная система (ФРС) - «частный печатный станок» планетарного масштаба для производства денег в неограниченном количестве.

Английский прецедент

Испокон веков главным средством расчетов между людьми были драгметаллы, оформленные в виде дензнаков - монет или мерных слитков. Отсутствие золота и серебра всегда становилось причиной экономического упадка. Малая денежная масса диктовала соответствующий объем производства. Напротив, когда в экономику поступало большое количество драгметаллов, все расцветало. Открыли Америку, в Старый Свет поплыли галеоны с золотом и серебром - начался экономический бум.

Правда, не везде. В XVII веке Англия, в отличие от Испании, ещё не имела обширных колоний, поэтому госбюджет острова пребывал в перманентном дефиците. Между тем войны - прежде всего с Францией - требовали колоссальных денег.

На помощь властям пришли ростовщики. В 1694 году был создан Банк Англии. Его соучредителями стали, с одной стороны, частные финансисты, с другой, «корона». Декларировалось, что под золото и серебро, находящееся в его хранилищах, выпускаются дензнаки. И их можно в любой момент обменять на звонкий металл. Удобно. Кто проконтролирует, какое именно количество ресурсов лежит в закромах? То есть можно напечатать столько банкнот, сколько захочется.

«Англичане не скрывают статус своего эмиссионного центра, всю информацию о том, что он частный, можно найти на www.bankofengland.co.uk . А про то, как Великобритания, стоящая на пороге финансового кризиса, внезапно напечатала много денег, за счет чего выиграла войну с Францией и Испанией, можно прочитать в книгах основателя геополитики контр-адмирала Альфреда Мэхэна», - объясняет историк Николай Стариков.

Великобритания начала активно строить империю. Кубышка Банка Англии стала пополняться, необходимость выпускать обязательств больше, чем было резервов в наличии, отпала. Тем не менее возник прецедент, а вместе с ним во власть попали и финансисты. Барон Натан Ротшильд, Дизраэли, лорд Биконсфилд - как раз люди из банковской среды. Но патриархальное и весьма консервативное английское общество с его сильной влиятельной аристократией не давало возможности ростовщикам развернуться в полную силу.

Заветы основателей

А вот в США аристократии не было, бессословное общество сулило отличные шансы для установления власти денег. Отцы-основатели американского государства осознавали угрозу. «Банковские организации представляют большую опасность, чем вражеские армии. Если американский народ позволит частному центральному банку контролировать эмиссию своей валюты, то последний сначала с помощью инфляции, затем дефляции, банков и растущих вокруг них корпораций лишит людей всей их собственности. И может случиться так, что однажды их дети проснутся бездомными на земле, которую когда-то завоевали их отцы», - говорил третий президент США Томас Джефферсон. Вспомним ипотечный кризис 2007–2008, когда сотни тысяч домовладений в США отошли банкам.

Попытки создать частную «печатную машину» продолжались все XIX столетие. В этой тайной войне погибло минимум два президента. «Власть денег охотится за нашим народом во время мира и плетет против него заговоры. Она более деспотична, чем монархия, более нагла, чем автократия и более эгоистична, чем бюрократия», - заявил Авраам Линкольн. Вскоре после этого выступления его убили. Причем покушение до сих пор окутано тайной.

«Тот, кто контролирует денежную массу любой страны, является полным властелином её промышленности и торговли. А когда вы поймете, как просто вся экономическая система так или иначе контролируется несколькими влиятельными людьми, вам не понадобится объяснять, где причины депрессий и инфляций», - это слова президента Джеймса Гарфилда. Его застрелили ещё быстрее, через две недели после того, как он выступил против банкиров (2 июля 1881 года).

Американцам удавалось отбиваться. Консерватизм плюс вера в Бога - большинство населения США были истовыми протестантами, - стали непреодолимыми барьерами. И эти две «баррикады» начали разрушать.

Во-первых, пошел мощный наезд на церковь. Теория Чарльза Дарвина объявила предками человека обезьян, поставив под сомнение главные постулаты христианства. Во-вторых, людей начал будоражить Карл Маркс. Большую часть своей жизни этот человек прожил в финансовой столице мира, Лондоне, и оттуда идеолога разрушения капиталистического общества почему-то не гнали.

В США в начале ХХ века ситуация накалялась. Рабочие регулярно бастовали, росла преступность, влияние церкви уменьшалось. Оставалось лишь создать условия, напугать власть перспективами массовых волнений. И грянул финансовый кризис 1907 года.

Операция экспроприация

Индекс Dow Jones внезапно упал почти на 50 процентов, акции ведущих компаний обесценились. Ссуды подорожали до 1500–1800 процентов годовых, страну захлестнула безработица. Совершенно случайно и Банк Англии поднял вдвое учетную ставку. Американская экономика встала. Данное потрясение не зря связывают с именем Джона Пирпонта Моргана-старшего. Именно он в то время рулил огромной финансовой империей в Соединенных Штатах и Великобритании. «Через подконтрольные СМИ он организовал утечку информации о крупных проблемах в ряде ведущих банков. Немедленно возник кризис доверия, люди стали забирать вклады. Потом сам же Морган выступил «пожарным» - он гарантировал возврат средств населению. А пресса с его подачи начала кампанию за создание независимого эмиссионного центра», - говорит Стариков. Подобной демонстрации сил оказалось достаточно, и в 1913 году президент Вудро Вильсон подписал закон «О Федеральном резерве».

Тоже, между прочим, интересная личность. Первый раз он встал во главе Америки в 1901-м, когда застрелили Уильяма Мак-Кинли. И тут же политик пообещал не ограничивать деятельность монополий, которых его предшественник - ветеран Гражданской войны, защитник американских производителей и очень набожный человек, - регулярно ставил на место.

Вскоре после учреждения ФРС началась Первая мировая, итогом которой стало крушение двух валют, обеспеченных золотом - российского рубля и немецкой марки. Но в оппозиции к финансовым воротилам находилось множество американских бизнесменов, в том числе очень влиятельных. В 1929 году началась Великая депрессия.

Учетная ставка ФРС внезапно выросла, из экономики изъяли почти половину денежной массы, стоимость заемных ресурсов взлетела до небес. Сидящие на кредитной игле предприятия разорялись, простые люди, избалованные практически дармовыми потребительскими ссудами, - тоже. Ценные бумаги ничего не стоили, миллионы остались без работы. По оценкам отдельных историков, во время этих событий в США от недоедания умерло от семи до двенадцати миллионов человек. Голодомор по-американски...

В 32-м президентом США избран Франклин Делано Рузвельт. И начинается «борьба с кризисом». Гражданам США запрещают владеть драгметаллами, их полагается сдавать в уполномоченные банки, в противном случае «десять лет - не срок». На следующий день после того, как экспроприация закончилась, золото подорожало в разы. Параллельно шла скупка американской промышленности, её прибирали к рукам банковские кланы - владельцы ФРС. И не только американской.

Не все молчали, глядя на этот беспредел. Конгрессмен от Пенсильвании, банкир Луис Макфэдден выступал с разоблачением Великой депрессии: «Это не случайность, а тщательно спланированная акция против нас. Банкиры намеренно создали обстановку такого отчаяния, чтобы стать повелителями всех граждан». В 36-м политик в возрасте 50 лет внезапно умер - сердце прихватило...

Доллары Кеннеди

Вторая мировая окончательно делает США богатейшей страной мира. Инвестиции в строительство Третьего рейха увенчались успехом. «Среди американских покровителей Гитлера значатся имена Рокфеллера и Моргана. Летом 1929 года представители морганской финансово-промышленной группы на специальном совещании банкиров признали необходимость поддержки германского нацистского движения. Таким образом, Адольф Гитлер был поставлен во главе Германии Вашингтоном и Лондоном», - уверен декан социологического факультета МГУ профессор Владимир Добреньков.

1944 год. Еще не смолкли залпы орудий, а все государства подписывают Бреттон-Вудское соглашение - доллар становится единственной законной мировой резервной валютой. В этих зеленых бумажках, напечатанных частной лавочкой и ничем не обеспеченных, с 44-го полагалось проводить все расчеты и хранить золото-валютные резервы (ЗВР). Внезапно СССР отказывается ратифицировать документ, а в 1950 году рубль получает золотое обеспечение. На новую валюту готовы переходить и капстраны, но умирает Сталин, а Хрущев спешно ликвидирует проект конвертируемого рубля. Совпадение?

Советская валюта никому не нужна, в мире правит бал американский доллар. Но проблемы внезапно появляются в США. Молодой и успешный президент Джон Фицджеральд Кеннеди - представитель крупного ирландского клана, - начинает крестовый поход против ФРС. В своей речи о «секретных обществах» политик призвал к строительству альтернативной системы власти. И от слов перешел к делу. Правительство в соответствии с указом президента № 11110 начало эмиссию банкнот, обеспеченных запасами драгметаллов Министерства финансов. И на этих долларах было уже написано не «Federal Reserve Note», а «United States Note». То есть это обязательства не частной структуры, а государства. Причем обеспеченные. Через полгода Кеннеди не стало. Вскоре убили и его брата Роберта. Он слишком много знал... Мятеж был подавлен. Купюры изъяли, в настоящее время двух- и пятидолларовые бумажки 1963 года - редкость, бонисты их очень ценят.

«Джон Кеннеди действовал не в интересах какого-либо независимого американского крупного бизнеса, такового после Великой депрессии просто не осталось. Будучи президентом, он чувствовал себя марионеткой в руках ФРС, и ему это не нравилось. Таким образом, получается, что Кеннеди боролся за интересы всего американского народа, по сути, пытался произвести государственный переворот сверху», - уверен Николай Стариков.

Но «контрреволюцию» подавили. И к высказываниям главы ФРС - сегодня это Бен Шалом Бернанке, - прислушиваются больше, чем к словам из Белого дома. Как тут не вспомнить высказывание президента Вудро Вильсона: «Мы приобрели одно из самых неуправляемых и самых зависимых правительств в цивилизованном мире. Это больше не правительство свободы выражения мнений, не правительство, отражающее волю большинства, а правительство, навязывающее нам решения горстки сильных мира сего».

И эта воля сегодня навязывается не только Америке. Арабы хотят торговать нефтью за динары, немцы - продавать станки и машины за марки (упразднив евро), китайцы - получать полновесные юани. Но воевать из-за этого с США пока никто не готов. Хотя все понимают - Америка грабит мир, рисуя на счетах поставщиков вполне материальных ресурсов и товаров совершенно виртуальные цифры. Vae victis - горе побежденным. «США открыто заявляют о гегемонии в мире, о своей силовой единственности и безальтернативности как организующего начала», - говорит Добреньков.

Россия тоже пока что не в состоянии отвязать национальную валюту от доллара США. Будем надеяться -пока.»

Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

Money For Nothing - Liberty Street Films , 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):

Высшее руководство и Глава ФРС

Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.

С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.

Who owns the Federal Reserve?:

Банки Федеральной резервной системы ФРС США

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:

  • Бостон;
  • Нью-Йорк;
  • Филадельфия;
  • Кливленд;
  • Ричмонд;
  • Атланта;
  • Чикаго;
  • Сент-Луис;
  • Миннеаполис;
  • Канзас-Сити;
  • Даллас;
  • Сан-Франциско.

Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.

Основными функциями федеральных резервных банков являются:

  • Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
  • Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
  • Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.

Функции ФРС

Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:

  • Выполнение обязанностей США;
  • Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
  • Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
  • Защита кредитных прав потребителей;
  • Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
  • Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на