Либеральные реформы витте. Реформы С.Ю.Витте

Девятнадцатое столетие подарило России многих талантливых государственных деятелей. Одним из них был Сергей Витте - государственный деятель, работавший при Александре II, Александре III и Николае II. Витте успел побыть министром путей железнодорожного сообщения и министром финансов, председательствовал в Совете министров. Но ярче всего современникам и потомкам запомнились проведенные им реформы, которые фактически вывели Россию на новый уровень развития.

Коротко рассмотрим, какие именно изменения инициировал Витте за время своей активной работы.

Деятельность на посту министра финансов

За промежуток между 1892 и 1903 годом Витте было проведено несколько законопроектов, усиливших экономический потенциал страны.

  • В 1890 году министр установил несколько дополнительных косвенных налогов. Не повышая прямые денежные поборы с физических лиц, Витте вынудил торговцев выплачивать налоги на сахар, табак, керосин и ряд других товаров. Кроме того, теперь требовалось платить большие пошлины при оформлении документов в гос. инстанциях.
  • В 1891 году стартовала политика так называемого «протекционизма». Были повышены пошлины на ввоз зарубежных товаров, в результате более уверенно почувствовал себя отечественный производитель. Это укрепило российскую экономику.
  • В 1895 году государство объявило себя монополистом в сфере торговли алкогольной продукцией. Все средства от продажи спиртного пошли напрямую в казну - и это принесло бюджету почти 30% дополнительной прибыли.
  • И наконец, в 1897 году была завершена , в ходе которой бумажная валюта империи получила твердое золотое обеспечение. В результате рубль стал одной из самых прочных международных валют, уровень внутренней инфляции снизился, возрос поток зарубежных инвестиций в российские предприятия.

Эти реформы считаются главными достижениями Витте, однако он запомнился не только ими одними. До того, как занять пост министра финансов, Витте заведовал транспортным сообщением страны. На новой должности он продолжил уделять внимание, в частности, развитию железных дорог. При нем за год строилось свыше 2,5 тыс километров железной дороги. Это способствовало улучшению транспортного сообщения на территории всей страны. Прокладка железных дорог подстегивала рост торговли, налаженное сообщение очень пригодилось России в ходе Первой мировой и последующих войн.

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: 080507 «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине «История отечества»

Тема: «Реформы С. Ю. Витте»

Студента 1 курса

г. Пермь

2008 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3 с

    Реформы в налоговой системе ……………………………………………4 с

    Винная монополия………………………………………………………….6 с

    Железная дорога…………………………………………………………….7 с

    Денежная рефррма………………………………………………………….8 с

    Деятельность Витте в сфере аграрной экономики………………………..7 с

    Промышленность…….……………………………………………………..9 с

Заключение………………………………………………………………….12 с

Список литератры………………………………………………………13 с

Введение

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX века доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.

В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте стал его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.

  1. Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

поземельный налог

налог с недвижимости

налог на денежные капиталы

квартирный налог

промысловый налог

Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта — с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок — с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза — на 50%, патентного табачного сбора — на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

    Винная монополия

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли «пьяным бюджетом». Вопреки заверениям власти и обслуживавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное — появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

    Железная дорога

Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способссерествовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Действительных финансовых успехов кампания по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных проблем державы.

Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного капитала). Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном владении Наиболее интенсивно железнодорожная сеть развивалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX века железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Основновные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Установились единые тарифы грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей.

Железнодорожное строительство тесно связало Россию с Европой.

    Денежная реформа

В 1897 была проведена денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.

Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с - 7 руб. 50 коп.).

К Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).

29 августа был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в обмен денег на золото был прекращен.

5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики

Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте не раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление крестьян бросить надел.

Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено нарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%.

Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений. Призывая к свободному выделению крестьян из общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны правительства и общества. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в этом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлось отстранить от руководства работой Особого совещания. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Прошло всего полтора года и П. Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Витте предложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин «обокрал» его и не мог писать о нем без личной неприязни.

6. Промышленность

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отрослях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.

Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.

Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным производством.

Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами – северо-западный (Петербург-Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и др. – продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний восток, Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом отношении. Здесь было занято свыше половины промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито.

Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов. Правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Недостаточность отечественных капиталов вызвало интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы, возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительных отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области, отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки» .

Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством его несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Развитие промышленности в 90-е годы характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. 5 доменных заводов давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм — 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт — свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода — 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране

Заключение

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. Российское общество было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинный менталитет и наивный монархизм большинства населения мешали активному восприятию коренных перемен в экономике страны. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с преодолеваемой застойностью сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий, ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.

Несмотря на высокий темп развития капитализма во второй половине XIX века, модернизация России растянулась на довольно длительный срок и сохраняла догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.

Список литературы

1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте// Вопросы истории, №8, 1990.

2. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.- Т.1.,М., 1960, 194 с.

3. Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новое время. 1997 г.

4. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, М: «Высшая школа», 1992.

5. Корелин А. П. Витте-финансист, политик, дипломат , серия: « Портреты «. М., Терра.1998

6. Министерство Финансов 1802 — 1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб., 2002.

7. Юровский Л. На путях к денежной реформе», Москва, 1924 г.

8. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России6 Учебник. – 2-е изд.. перераб и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г. – 520 с.

Произошла в Российской империи в самом конце XIX века, в 1895 - 1897 годах.

Сам Сергей Юльевич Витте считал эту реформу одним из самых значимых событий тогдашней российской истории. Финансовая реформа тесно связана с развитием российской экономики на рубеже двух веков.

Предпосылки

К концу XIX столетия Россия вышла в число крупнейших экономических держав. В стране совершилась промышленная революция, рос её научно-технический потенциал. Однако денежная система была неустойчивой.

В империи действовали, по сути, две денежные единицы: серебряный рубль и кредитный билет (бумажный рубль), стоимость которого устанавливался банками. Со временем кредитных билетов выпускалось всё больше и больше, их производство едва удавалось контролировать. Следствием этого стало обесценивание бумажного рубля.

К моменту начала реформы стоимость одного серебряного равнялась полутора бумажным. Поэтому одной из главных задач реформы было объединение металлической и бумажной валюты, что позволит остановить процесс обесценивания.

Большинство европейских стран к концу столетия перешли на золотовалютную систему. В некоторых странах, таких как Франция, была установлена двойная - серебряно-золотая валютная система. В Англии золотая валюта фактически установилась и вовсе в конце XVIII века, а официально была закреплена в 1816 году.

Золотое обеспечение было введено даже в Греции, которая лишь недавно обрела независимость от Османской империи, «встала с колен» и преодолела культурную отсталость от передовых стран. Значит, пришла пора установить аналогичную систему и в России. Это понимали и предшественники Витте на посту министра финансов - Рейтерн, Бунге и Вышеградский. Они, по существу, и положили начало реформе, Витте лишь довёл её до закономерного конца.

Действовал Витте в более благоприятной финансовой обстановке, чем его предшественники, что и обеспечило ему успех. К началу его деятельности золотой запас в стране был внушительным и составлял более 645 миллионов рублей. В дальнейшем этот запас только ещё больше пополнялся.

Основные шаги реформы

Что же распорядился произвести Витте? Его денежная реформа предполагала следующие действия:

  • Всем отделениям Государственного банка было разрешено покупать золото, а некоторые конторы и отделения получили право также производить платежи золотой монетой.
  • Золотая монета была также разрешена к приёму всеми государственными учреждениями, в том числе на железнодорожном транспорте.
  • Был установлен единый курс кредитного билета: за золотой полуимпериал - пятирублёвую монету - необходимо было давать 7 рублей 40 копеек в бумажной валюте.
  • Едиными золотыми монетами были признаны 10-рублёвый империал и 5-рублёвый полуимпериал новой чеканки. Старые монеты также принимались, постепенно изымаясь из обращения.

Новые монеты имели несколько меньшее содержание золота, чем старые, чеканившиеся с 1885 года. В народе их иронично прозвали «матильдорами» (по имени жены Витте) и «виттекиндерами». Однако произведённая девальвация рубля не вызвала каких-либо серьёзных потрясений, хотя опасения на этот счёт были.

Существовавшие в России частные банки тоже стали принимать золотую монету. Витте изначально принял решение вводить в стране монометаллическую золотую систему, а не биметаллическую, как это было во Франции; этот вариант тоже рассматривался, но министра не удовлетворил.

В правительстве предложение Витте вызвало ожесточённые споры. Поняв, что при таком ходе дела реализация реформы затянется или вообще провалится, министр обратился напрямую к императору. заинтересовал проект Витте, и он отдал приказ начинать его проведение.

Результаты реформ

В целом реформа Витте оценивается положительно. Ведь за короткое время в России установилось прочное золотое обеспечение рубля, что существенно укрепило валюту. В 1897 году Государственный банк имел уже 1095 миллионов рублей золотом, что практически равнялось сумме ходивших в стране бумажных рублей.

Укрепление рубля привело к дальнейшему оживлению экономики, а также к притоку иностранных инвестиций. Однако с наступлением все золотые рубли, имевшие обращение в империи, были ликвидированы. Некоторые специалисты видели в этом провал реформы. Однако, судя по всему, это было следствием неэффективности мировой системы монометаллизма в новых условиях.

Царское правительство(Николай 2) пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX-XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте, который много сделал для превращения России в индустриальную страну.

При нем был осуществлен ряд важных мер:

· развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа;

· введение винной монополии;

· государственное регулирование внутренней и внешней торговли;

· расширение частного предпринимательства;

· стимулирование иностранных капиталовложений;

· гибкое налоговое законодательство;

· укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля и т. д.

Витте были внесены предложения о разрушении крестьянской общины, об улучшении положения рабочих, но они не нашли поддержки. В начале XX в. в стране наблюдалось обострение социально- экономических и политических противоречий.

В 1894 – 95 гг. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что не удавалось его предшественникам - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочный изделий.

На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль: в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он, как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов и железнодорожных обществ.


Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян.. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.