Проблемный эргобанк ищет спасения у русской православной церкви.

Я ничего не понимаю в экономике и финансах. Наверное, если бы понимал, у меня не возникало бы то и дело ощущение, что в этих самых финансах в нашу кризисную пору происходит что-то глубоко неправильное. Наверное, тогда бы я сам объяснял другим, почему всё именно так и должно происходить. А пока не могу.

Например, банки. Все говорят в один голос, что именно действия финансистов и банкиров привели к этому кризису. И вместе с тем первая реакция правительства, и не только в нашей стране – накачать банки деньгами. По сути, заставить бедных в очередной раз платить за ошибки (и это еще мягко говоря) богатых. Да, без банковской системы никуда, понятно, что если бы банкиры обанкротились, это ударило бы по каждому из нас гораздо сильнее, чем закрытие заводов или забастовки учителей, ведь зарплаты и пенсии получает каждый человек. Но все-таки…

Или вот такая ситуация: человек с большим для себя трудом взял ипотечный кредит, купил недвижимость или землю под дачу. Теперь он потерял работу, платить по кредиту не может, а его недвижимость сильно упала в цене. В результате даже если он с трудом продаст ее, то все равно окажется должен банку немалую сумму. Да, конечно, кредиты необходимы, и все же…

А вот и третий пример: оказывается, цена на нефть, от которой зависит в нашей стране буквально всё, формируется вовсе не соотношением реального спроса и предложения, а игрой на бирже. В этой игре участвуют тысячи торговцев, ни один из которых не производит нефть и не нуждается в ней: они только покупают друг у друга обещания поставить эту самую нефть, которая им совершенно не нужна. А те, кто ее производят и те, кто потребляют, почему-то думают, что это и есть настоящая цена нефти. Конечно, сырьевые биржи в нашем мире необходимы, но неужели…

Наивные вопросы, не спорю. Но ведь и задавать их не перестают с тех самых пор, как люди вообще начали что-то покупать и продавать, или что-то одалживать друг другу. В патриархальном обществе всё было стабильно: меру зерна меняли на топор, а если один сосед одалживал другому эту самую меру, чтобы его семья не умерла с голоду, то требовать потом назад полторы меры было бы несправедливо. Вот почему еще Ветхий Завет предупреждает старух-процентщиц очень строго: «Кто в рост дает, и берет лихву, то будет ли он жив? Нет, он не будет жив» (Езекииль 18:13). При этом, что интересно, обыкновенная торговая прибыль не заслуживает в Библии никакого порицания, в евангельской притче от талантах приумножение богатства путем торговли даже служит образцом духовного роста.

Ведь в рост давали и дают далеко не только из-за жадности: если выйти за рамки патриархального хозяйства, то без процентов никак не обойтись. Допустим, кто-то одолжил у меня десять лет назад тысячу рублей, или даже долларов. Если он вернет эти деньги сегодня, я смогу купить на них гораздо меньше. В древности инфляция была куда более медленной, но она все равно существовала. На пороге нового времени бывали даже случаи обвальной инфляции: испанцы в XVI в. вывезли из Америки такое количество драгоценных металлов, что деньги в Европе обесценились.

То есть для нормального оборота капитала необходимы займы и кредиты, а они подразумевают прибыль, которую и обеспечивают проценты. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что эта система настраивает себя сама, но сегодня… впрочем, пусть это объяснит тот, кто разбирается в этом лучше меня. Механизм кризиса в общем и целом ясен, неясно только одно: как из всего это выбираться.

Одним из вариантов ответа, который кажется мне, неспециалисту, вполне убедительным, могла бы стать банковская система, основанная на библейских принципах. Утопия? Вовсе нет. Давно и в целом успешно существуют исламские банки, основанные на строгом соблюдений требований Корана. Коран, как и Библия, запрещает ростовщичество, но разрешает торговую прибыль. Разница только в том, что исламские банкиры, в отличие от «христианских», отнеслись к этому запрету очень серьезно и не стали его обходить.

Как же выглядят у них обычные кредиты и ссуды? Да очень просто. В случае обычного ипотечного кредита банк дает человеку деньги на недвижимость. Недвижимость становится собственностью человека, а банку он выплачивает кредит с процентами. Весь риск – на плечах человека, вся прибыль – в карман банку. А исламский банк покупает дом сам, это теперь его собственность, а человек, живущий в этом доме, платит арендную плату. После определенного уровня выплат дом переходит в его собственность. Точно так же выглядят и потребительские кредиты: банк покупает вещь у продавца и перепродает ее человеку, по более высокой цене, но с рассрочкой платежа. И никаких процентов!

А что насчет кредитов на развитие бизнеса? Исламский банк входит с предпринимателем в долю: вкладывает свои деньги, а потом делит с предпринимателем прибыль или, соответственно, убытки на заранее оговоренных условиях. Примерно так же выглядит и депозит: человек становится своего рода держателем маленького пакета акций, никаких гарантированных процентов, прибыль зависит от успеха или неуспеха банка в целом. Сравним это с обычным нашим кредитом или депозитом: что бы ни происходило, но процент всегда останется прежним… ну, то есть до тех пор, пока банк, следуя примечанию номер восемь на странице номер шестнадцать подписанного тобой договора, не сочтет нужным изменить процентную ставку, и, уж разумеется, не в твою пользу.

Да, и еще. Шариат запрещает азартные игры, то есть исламский банк может лишь инвестировать в долгосрочные проекты, но не может играть на бирже: сегодня купил, завтра продал, послезавтра опять купил… Ну и, разумеется, не может давать свои средства на производство свинины, алкоголя или порнографии, раз эти товары запрещены Кораном.

Вообще, такие банки – это очень неудобно, согласен. При такой системе никто не даст кредит просто так, каждого заемщика будут долго и пристально оценивать. Куда там великой ипотечной вольности недавних лет, когда в Штатах mortgages раздавались щедрой рукой направо и налево, без проверки кредитной истории, без первоначального взноса, вообще без ничего, в твердой уверенности, что недвижимость будет только расти в цене, ну прямо как нефть! И никто не будет навязывать покупателям что попало в кредит, кредит, кредит – лишь бы проценты капали, как это совсем недавно было у нас.

Но мне почему-то кажется, что это будет правильнее кредитного ажиотажа, череды лопающихся пузырей. Может быть, в самом деле, пора отказаться от скорости в пользу надежности? Говорят, исламские банки будут открывать свои отделения и в России, прежде всего, конечно, в Татарстане.

Впрочем, почему это «исламские»? В их принципах очень мало специфически исламского (ну разве что запрет на свинину и алкоголь), на самом деле они идут еще от Библии: поощряется предпринимательство, а не ростовщичество; требуется соучастие, а не проценты; ожидается ответственность, а не жадность. Так что тут у мусульман можно поучиться, главным образом, серьезному отношению к заповедям своей религии. И кажется мне, что настоящий православный банк должен быть основан именно на таком отношении, и не зазорно нам будет посмотреть на чужой опыт, не обязательно ведь каждый раз изобретать собственный велосипед.

Интересно, доведется мне когда-нибудь открыть в таком банке счет?

Временную администрацию в банке «Пересвет», основным акционером которого является Русская православная церковь (РПЦ). Это произошло вскоре после того, как финансовое учреждение ограничило выдачу вкладов на фоне новостей об исчезновении председателя правления банка Александра Швеца и выдаче займов аффилированым лицам.

«Пересвет» активно работал с корпоративными клиентами, на их счетах в общей сложности хранится 85 млрд рублей. Помимо прочего, РПЦ использовала банк для венчурных инвестиций: «Пересвет» сотрудничал с «Роснано» и вкладывал деньги в инновационные проекты..

Зачем РПЦ нужен банк

РПЦ через свои структуры владеет 49,7% банка «Пересвет»: 36,5% принадлежит финансово-хозяйственному управлению РПЦ, ещё 13,2% - принадлежащей церкви компании «Содействие», говорится на сайте ЦБ РФ. Ещё 24,4% банка принадлежит ЗАО «Экспоцентр», которое контролируется Торгово-промышленной палатой РФ, 12,7% через ООО «Согласие» владеет председатель правления «Пересвета» Александр Швец. Оставшиеся 13,2% кредитной организации делят между собой компания «Внуково-инвест» (1,7%) и различные физлица.

Чем грозят вкладчикам проблемы банка Русской православной церкви «Пересвет».

Банк «Пересвет», почти наполовину принадлежащий РПЦ, ограничил выдачу наличных. Кроме того, его облигации резко подешевели, а их доходность доходила до 130%, что, как правило, свидетельствует о полном разочаровании тех, кто в свое время решил вложить деньги в данную кредитную организацию. Этому предшествовали сообщения СМИ о том, что глава банка Александр Швец исчез и никто не знает о его местонахождении. Сам «Пересвет» винит в панике журналистов. Но, похоже, у банка действительно могут быть серьезные проблемы.

Денег нет, но они держатся?

18 октября, казалось, ничего не предвещало беды для «Пересвета». СМИ и раньше писали, что у банка могут быть дела не в порядке, но ничего особенного с ним не происходило. Пока журналисты не позвонили в кол-центр организации и не выяснили, что та ограничила выдачу наличных. Теперь клиент, желающий забрать свои деньги из «Пересвета», может получить максимум 100 тысяч рублей в сутки. То есть если кто-то, допустим, захотел забрать вклад в миллион, ему на это потребуется 10 дней. Позже в банке объяснились, что ограничения на выдачу денег ввели из-за повышенного спроса со стороны клиентов. При этом проблем с ликвидностью у «Пересвета» нет, сообщили в банке.

Параллельно рухнули облигации «Пересвета». В течение дня они дешевели на 36%, а доходность доходила до 130%. Для понимания: доходность - это индикатор доверия инвесторов к тем или иным эмитентам, которые выпустили долговые бумаги. Сравнение, пусть и не слишком корректное, зато показательное: доходность суверенных облигаций США колеблется в районе 1-2%. Американская экономика считается незыблемым столпом, который во веки веков будет аккуратно платить по своим долгам. Поэтому и заработать ни них можно совсем немного. Зато надежно. А тут 130%. Это значит, что почти никто не верит, что «Пересвет» продолжит обслуживать свои обязательства. «Мусорные» бумаги, если пользоваться языком биржевых трейдеров.

Не виноватые мы, они сами написали!

Итак, что происходит с «Пересветом»? С одной стороны идет бегство инвесторов, которые панически распродают облигации. А с другой, набег вкладчиков, которые судорожно пытаются забрать свои деньги из банка, пока тот не лопнул. Что делает кредитная организация в этой непростой ситуации? Она обвиняет во всем СМИ, которые публикуют недостоверную информацию. Ну, конечно, как еще-то? Это ведь журналисты, наверное, от имени банка навыдавали кредитов на миллиарды рублей компаниям, которые, возможно, не ведут реальной деятельности и являются однодневками... Это ведь журналисты от имени банка, вероятно, раздавали займы аффилированным с менеджентом «Пересвета» структурам… Впрочем, когда какой банк признает себя виновным в своих проблемах?

Между тем вышеперечисленные операции - это не выдумка СМИ. Все началось в начале октября, когда международное рейтинговое агентство «Фитч» опубликовало отчет о деятельности «Пересвета». И нельзя сказать, что аналитики хотели насолить «Пересвету». Они просто аудиторы. Изучив информацию, эксперты и сделали выводы, что у банка на 12 миллиардов рублей высокорискованных кредитов. На отчет аналитиков обратила внимание газета «Ведомости», после чего и началось падение облигаций «Пересвета». Но настоящая бомба разорвалась после сообщения телеканала «Дождь», который выяснил, что председатель правления банка Александр Швец куда-то исчез, и никто не знает его местонахождения. В «Пересвете» быстро отреагировали, заявив, что руководитель болен. Но никаких доказательств этому не предоставили.

Горе-пиарщики

Вообще, работа пресс-службы «Пересвета» заслуживает отдельной главы в книге о том, как не надо работать пиарщикам. Представители банка все эти дни довольно скупо комментировали публикации в СМИ, и в итоге только навредили своей организации. Момент истины настал после сообщения о пропажи главы банка. События последних лет показывают: обычно вслед за подобной информацией банкиры объявляются где-нибудь в Британии или другой благополучной стране, в то время как их банки лишаются лицензий. Казалось бы, если у банка все в порядке, то нужно приложить максимум усилий, чтобы это доказать.

В «Пересвете» же заявили, что глава организации заболел, но не посчитали нужным посвятить публику в детали. Например, показать фотографии топ-менеджера в больнице или уговорить его собрать силы и дать интервью какому-нибудь авторитетному изданию. Желательно видеоинтервью. Скупое сообщение лишь усилило панику. Банк может сколько угодно говорить, что он работает в штатном режиме и у него нет проблем. Но кто же ему поверит в ситуации, когда банки лопаются один за другим. Естественно, такое поведение и спровоцировало обвал бумаг и нашествие вкладчиков. А СМИ, как и аналитики «Фитч», просто качественно делали свою работу, не более того.

Жизнь повернулась неприятной стороной

Возможно, «Пересвет» делал ставку на то, что он не просто банк, а банк, принадлежащий Русской православной церкви. Все знают о высоких отношениях властей и церкви, а значит, наверное, подумали в кредитной организации, никто всерьез не воспримет то, что такая структура может лопнуть. Ан нет, ошиблись. Наверное, не учли несколько других фактов. В первую очередь тот, что у РПЦ последние годы много проблем именно с банковским бизнесом. Достаточно вспомнить банкротство другого банка, некогда обслуживавшего духовенство - «Софрино». А так же случаи, когда церковь потеряла десятки миллиардов рублей, застрявших в лишенных лицензий банках - «Эргобанке» и «Внешпромбанке».

Вкладчики и инвесторы, вообще, существа с повышенной чувствительностью. Известно, что последнее время «Пересвет» активно привлекал финансирование. Он выпустил облигации на 30 миллиардов рублей. Было сообщение, что 10 миллиардов для него собирался занять государственный «Россельхозбанк». Причем, занять у пенсионных фондов, то есть взять деньги будущих пенсионеров. Состоялась ли такая сделка или нет - не сообщалось. Но если НПФ действительно доверили банку РПЦ деньги и если сейчас он лопнет, то многим россиянам придется попрощаться с частью своих накоплений. Хотели заработать деньжат на старость, а в итоге могут провалиться в черную финансовую дыру.

Еще одно сообщение могло насторожить клиентов банка. «Пересвет» поднял ставки по депозитам. Это, заметим, в тот момент, когда банки ухудшают условия по вкладам. Все-таки у нас ЦБ смягчил денежную политику, а это естественным путем ведет к удешевлению денег. Ныне вкладчики люди умные и знают, что когда банк задирает ставки по депозитам, он таким образом может пытаться привлечь средства, чтобы закрыть кассовый разрыв. Ну или не закрыть, а взять у народа деньги и спрятать подальше. В том же Лондоне. И даже термин есть специальный для этого: «банк-пылесос».

Регулятор регулировал, регулировал...

По идее, в скором времени должен сказать свое веское слово Центробанк. Например, ввести временную администрацию в банк и отключить его от системы платежей (чтобы не вывели то, что еще не успели вывести). Или взять банк на санацию. Или лишить лицензии. А, может быть, наоборот, успокоить общественность и сообщить, что у «Пересвета» нет никаких проблем, что проверка доказала его надежность, в общем, прекратить панику. Но регулятор пока молчит. Это тоже автоматически рождает нехорошие мысли о том, что к «Пересвету» появилось много вопросов. Например, такой (переиначим классика): «Свет мой банковский, скажи, а где деньги клиентов?».

Конечно, хочется, чтобы все закончилось благополучно, и проблемы банка остались лишь фантазиями вкладчиков и инвесторов. В противном случае исход предрешен. В дело вступает государственное АСВ и расплачивается с пострадавшими государственными же средствами. Нехорошо, конечно. Дело даже не в деньгах, а в репутации. Вот тебе, бабушка, и банк православной церкви. Вот тебе, юноша, и духовная скрепа.

Церковники в последнее время все чаще говорят о создании некоего православного банка. В действительности удивительного тут ничего нет, поскольку уже есть православные банки (например, «Пересвет», «Софрино» и др.).

Однако на этот раз, как говорят церковники, будет разница. Т. е. нынешние церковные банки работают так же, как и прочие, а нынешний банк будет без ростовщичества. В общем, речь идет о принципиально новом банке, хотя тут есть свои нюансы.

Во-первых, совершенно очевидно, что руководство РПЦ скопило достаточно денег для того, чтобы реализовать подобный проект. Ведь есть банк Ватикана. Ну и РПЦ хочет чего-то подобного.

Суть заключается в том, чтобы отмывать деньги под предлогом того, что там принципиально якобы будут игнорироваться «хищнические проценты». Тут все как со свечками. Формально в церкви ничего не продается, и в это верит налоговая служба. Но фактически свечки продаются с наценкой иногда более 1500% . Видимо, то же будет и с банком. Налоговая будет считать, что в банке просто дают деньги в долг, а отдают им те же самые деньги без процента.

Чаплин сказал, что нынешняя банковская система:

«действует вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством»

Удивительно, но Чаплин забывает о том, что сегодня уже есть православные банки, которые игнорируют «христианские запреты на ростовщичество». К слову, сам Чаплин с ними никогда не конфликтовал.

Ну а теперь идея. Новый банк должен:

«решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии»

Т. е. речь идет о глобальном проекте! Но в действительности все выглядит несколько иначе.

Чаплин заявляет, что банк не будет выдавать кредиты и принимать вклады, но банк будет выступать как посредник в сделках т. н. православных инвесторов. В сущности, на этом все идеи и заканчиваются. Они просто скажут налоговой, что провернули все «без процентов», а с инвесторов возьмут определенную сумму за то, что помогли отмыть деньги. Да и на благое дело ведь! Наверняка на «строительство храмов».

Чаплин подчеркивает много раз, что в банке не будет никаких процентов. Однако он добавляет, что инвесторы будут «вознаграждать» попов. Само вознаграждение будет зависеть в первую очередь от доходности конкретного проекта. Т. е. если проект все же будет прибыльным, то попы за посредничество получать больше, чем какой-нибудь банк. На это и рассчитывают.

Активным сторонником проекта является также Дмитрий Любомудров (член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ):
«В православной финансовой системе есть сходство с исламскими банками, но это только сходство. И речь идет не о сходствах или различиях. Мы не можем опираться на западные системы ни в чем, ни на MasterCard с Visa, ни на SWIFT, ни на что-то ещё. Таких низкорисковых спецбанков, работающих по специальной технологии, должно быть много. Мы будем пытаться внедрить его и в других странах - русский мир не ограничивается Россией. Если говорить про христианские ценности, то такая система может и в Европе работать»

Система примитивная. Просто у них есть деньги «из воздуха» и они будут их вкладывать в некие странные проекты. Но за это не будут брать процент, а ждут всего лишь «вознаграждения». Ясно, что если речь идет о РПЦ, то система должна быть максимально закрыта, а у работников банка не должно быть ИНН. Да и в налоговую лучше не сдавать отчеты, заявляя, что все это бесовщина.

Ситуацию прокомментировал начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

«Любопытно, что среди запретных объектов финансирования упоминается производство и торговля табаком, тогда как РПЦ успешно беспошлинно импортировала табак и алкоголь в 1990-х. Кроме того, Московский патриархат является крупным акционером банка «Пересвет», зарабатывающего на ссудном проценте. А ведь в совет директоров банка «Пересвет» в свое время входил и нынешний патриарх Кирилл. Также Московский патриархат является соучредителем столичного банка «Банкхаус Эрбе» (до 2008 года Международный банк храма Христа Спасителя), который специализируется на обслуживании VIP-клиентов»

Поп Кураев не поддержал проект, поскольку примерно представляет, что из этого выйдет:

«Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году. Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить эту идею. Второе, если предлагают создать банк без процентов, то эта идея не нова - в СССР существовала касса взаимопомощи. К сожалению, история и современность не дают уверенности в том, что все православные руки намагничены так, что деньги не прилипают, а совсем наоборот, отскакивают. Поэтому глядя на наших чиновников, олигархов и других, любящих называть себя православными, не могу, глядя в их честные лица, сказать, что будут сохранены деньги, а не перейдут их детям. То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора?»

Кураев, конечно, идеализирует саму церковь, поскольку ростовщические конторы были и раньше. Обратимся к истории, когда речь идет о попах:

"всякими неправдами и лихоимством стараются скопить себе злато и серебро, морят крестьян своих тяжкими и непрестанными работами, отдают свои деньги в рост бедным и своим крестьянам и когда росты умножатся, истязуют этих бедняков, отнимают у них имущество, выгоняют их с семействами из их домов и даже из селениий" (Макарий. История Русской церкви, т. VII, стр. 206).

Или о монахах:

"имея всего вдоволь в общей монастырской казне на всякие свои потребы, держат еще в стяжаниях, ради сребролюбия продают и покупают, берут росты на росты и за свои рукоделия копят серебро и золото, то они должны подлежать строгому ответу перед богом и не избегнут страшных мук геенских" (Макарий. История Русской церкви, т. VII, стр. 362).

Макарий написал свою книгу в XIX веке, т. е. в период Российской империи. А это означает, что чем больше влияния и власть у церкви, тем активнее попы будут заниматься подобными делами. Иначе и быть не могло. Сложно поверить, что Кураев не читал книгу Макария. Да и он пользуется большим авторитетом (во многом формальным, т. к. Макарий часто критикует своих подельников, сомневается в «чудесах» и нетленности мощей).

Банки, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), далеко не всегда отличаются прозрачностью, а набожные собственники зачастую ведут вполне циничный бизнес. Татьяна Калинникова

Основной доход РПЦ «по старинке» складывается из пожертвований и благотворительных вливаний. «Однако, согласно действующему законодательству о религиозных организациях, нет никаких препятствий для того, чтобы церковные учреждения участвовали в создании тех или иных структур, в том числе и коммерческих банков, – отмечает представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Павел Шашкин. – Ведь почти все структуры РПЦ – монастыри и епархии на территории России – являются самостоятельными юрлицами».

РПЦ – успешный и разносторонний предприниматель: занимается издательским делом, имеет производство, а также бизнес, связанный с экспортом собственной продукции. Устав не запрещает церкви получать отчисления от прибыли предприятий, которые учреждены ею самостоятельно или совместно с партнерами. Первые «церковные банки» стали появляться в России еще в начале 90-х.

«Но церковь – довольно закрытая структура, особенно в том, что касается предпринимательской деятельности», – говорит председатель совета Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Некоторые участники рынка в беседе с «Ф.» отметили даже, что кредитные организации стараются не связываться с церковными финучреждениями, поскольку неизвестно, как это отразится на репутации.

Собственные средства в своих банках церковь, по всей видимости, не хранит, считает Алексей Мамонтов: «Для этих целей «церковные банки» невелики, их возможности ограничены. Так что деньги размещаются в нейтральных кредитных организациях». При этом единого счета у РПЦ нет. Устав разрешает церкви пополнять «запасы» за счет процентов по вкладам, правда при условии, что прибыль пойдет на богоугодные дела.

Банки-невидимки.

Среди кредитных организаций с церковным капиталом – Международный банк Храма Христа Спасителя (МБХХС). Благодаря обвиняемому в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова Алексею Френкелю, банку, прежде известному разве что пафосным названием, удалось «прославиться». «Он обналичивал деньги через счет некоего азербайджанского “АМИ-банка”», – написал опальный финансист в одном из писем. В период вступления кредитной организации в систему страхования вкладов, отмечает бывший глава Вип-банка, ЦБ направил официальный запрос в Национальный банк Азербайджана с просьбой предоставить информацию об «АМИ-банке». Банк Азербайджана ответил, что такого не существует. «Руководство ЦБ, получив ответ, приняло решение: считать, что банк, прокрутивший миллиарды рублей через несуществующий банк, ошибся в отчетности. Несмотря на заявление бывшего посла Азербайджана в России в отношении мошеннических действий руководства банка, Международный банк Храма Христа Спасителя вступил в систему страхования вкладов», – написал Алексей Френкель в своем послании.

МБХХС, созданный Московской патриархией совместно с несколькими другими организациями РПЦ, приоритетным направлением деятельности называет обеспечение состоятельным гражданам и членам их семей максимального комфорта в осуществлении финансовых операций. Другими словами, кредитная организация делает ставку на развитие private-банкинга. МБХХС называет себя банковским бутиком, где клиентов знают лично, а финансовые продукты предлагаются исходя из потребностей граждан и их долгосрочных целей. В списке клиентов банка церковные организации не фигурируют, информации о благотворительной деятельности финучреждения тоже нигде нет. Вот уже 16 лет главный и единственный офис расположен в центре Москвы, и, судя по всему, расширять сеть МБХХС не собирается: бутик не должен быть многофилиальным – в противном случае может потеряться «доверительная связь с клиентом».

А вот у другого банка с православными корнями – «Пересвета» – есть допофис Сергия Радонежского. В числе акционеров – отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская и Калужская епархии, а в совете директоров – епископ Марк (Сергей Анатольевич Головков), заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата. «”Пересвет” – корпоративный банк, который активно занимается благотворительностью», – так скромно и кратко характеризуют участники рынка, опрошенные «Ф.», деятельность кредитной организации. Тем не менее она входит в первую сотню: на 1 ноября прошлого года заняла в рейтинге «Ф.» по работающим активам (21,3 млрд рублей) 89-е место. Среди ключевых клиентов «Пересвета» – предприятия «Калугапутьмаш», «Трастгазинвест», «Сервиснефтегаз», «Моспромстройматериалы» (входит в корпорацию «Главстрой»), а также футбольный и хоккейный клубы «Динамо» (Москва).

Банк «Благовест», лишившийся в сентябре 2007-го лицензии за нарушения закона об отмывании, некоторые участники рынка также считали «близким к церкви». Согласно сообщению регулятора, кредитная организация проводила платежи некоторых клиентов в банки, вовлеченные в сомнительные операции с иностранцами. Объем подобных транзакций составил более 17 млрд рублей. Но, как сообщил «Ф.» заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников, несмотря на «соответствующее» название, никаких структур РПЦ, а также лиц, связанных с ней, в числе акционеров «Благовеста» не выявлено.

Наиболее «понятным» из всех «церковных банков», пожалуй, является кредитная организация под названием «Софрино» (бывший Олд-банк). Акционеры в 1999 году сняли помещение у Московской патриархии и завязали с ней прочные партнерские отношения. Финучреждение стало тесно сотрудничать с художественно-производственным предприятием по изготовлению церковной утвари «Софрино» (принадлежит РПЦ), а в 2005 году совет директоров банка возглавил директор предприятия Евгений Пархаев. «Софрино», благодаря распоряжению патриарха Алексия II, получило статус уполномоченной кредитной организации в рамках проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ.

Банк входит в группу, участниками которой являются страховщик «Софрино», компания «Финжилсервис», инвестирующая в недвижимость, «Софрино-инвест», а также яхт-клуб «Спартак», расположенный на севере Подмосковья. Что касается раскрытия структуры акционеров, то здесь банк «Софрино» особенной открытостью не отличается: на сайте указаны пять неизвестных ООО, владеющих по 19,99% акций. Вместе с тем сообщается: менее 0,04% принадлежит члену совета директоров Валентину Орлову. Он, к слову, в 1971 году был избран первым секретарем Вешкамайского райкома КПСС, а в 1975-м попал на работу в центральный аппарат КГБ СССР, где дослужился до звания генерал-майора.

В числе партнеров банка «Софрино» – Фонд единства православных народов, Союз писателей России, объединяющий художников православного слова, а также Управление делами Московской патриархии. По неофициальной информации, сегодня банк «Софрино» финансирует масштабное строительство торговых точек на церковных землях, которые затем будут сданы в аренду. Одноименное производственное предприятие, несомненно, получит там площади для реализации своей продукции.

В образе.

Кредитная организация может вести вполне «светский образ жизни» и не иметь церковных корней, зато ее акционеры – быть людьми верующими или, по крайней мере, иметь такой имидж. «В некоторых случаях это, возможно, помогает в делах – к примеру, позволяет привлекать на обслуживание «набожных» клиентов», – говорит Алексей Мамонтов. – Однако, на мой взгляд, близость собственников к РПЦ далеко не всегда является эффектным маркетинговым ходом: большей частью Россия все-таки атеистическая страна, и посещение церкви с соблюдением обрядов зачастую не глубоко и не истинно».

Бывшая сотрудница Промсвязьбанка с этим мнением не согласна: «Православный имидж помогает банку в работе, поскольку на него обращает внимание та аудитория, для которой это важно. Клиенты подсознательно уверены, что банк, которым управляют верующие люди, их не обманет, поскольку у него есть какие-то ценности».

Дмитрий и Алексей Ананьевы – совладельцы группы «Промсвязькапитал», в которую входит Промсвязьбанк, – одни из самых известных верующих бизнесменов. О приверженности к православию говорит даже внешний вид – к примеру, братья носят бороды «церковного фасона». В околобанковских кругах «Промсвязь» нередко величают «православным банком», хотя РПЦ никак не участвует в капитале фин­учреждения. Братья Ананьевы, отмечают в Промсвязьбанке, считают благотворительную помощь церкви сугубо личным делом, никак не связанным с кредитной организацией. «В основе ценностей банка –?поддержка национально-ориентированной экономики, – комментирует замдиректора департамента по работе с корпоративными клиентами Промсвязьбанка Василий Усенко. – Поэтому мы не работаем с организациями, которые, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на общество: не выдаем кредиты игорному, табачному и алкогольному бизнесам». В банке подчеркивают, что эти ограничения не являются признаком приверженности кредитной организации какой-то конфессии, а продиктованы общепринятыми этическими нормами.

«Религиозная ориентированность финансовой организации лежит на поверхности, – парирует бывшая сотрудница Промсвязьбанка. – На моей памяти даже сувенирная продукция, которую дарят клиентам и партнерам, обычно имела православную тематику». В преддверии только что прошедших новогодних праздников Промсвязьбанк дарил православные календари под названием «Ростов Великий. Колыбель русской святости». На первой странице – обращение патриарха Алексия II. Вместе с тем приверженность акционеров к православной церкви демонстрируется в банке не агрессивно и ненавязчиво.

Другой известный банкир, также имеющий ярко выраженный православный имидж, – Сергей Пугачев, основатель Международного промышленного банка. В 2002 году бизнесмен вышел из совета директоров кредитной организации и почти не живет в России. Однако, отмечают наблюдатели, Сергей Пугачев активно занимается благотворительной деятельностью, а также близко дружит с духовником Тихоном Шевкуновым и?Московской патриархией.

Попытка быть ближе к РПЦ даже на уровне имиджа по сути является спекуляцией, считает столичный бизнесмен Александр. «В погоне за клиентом я тоже могу активно жертвовать церкви и в придачу учредить фирму «Папа Римский», чтобы сделать ее владельцем банка. А о том, что «Папа Римский» на самом деле ООО, в открытых источниках не сообщать. Католики охотно понесут мне деньги, потому что верят: глава церкви их не обманет», – смеется предприниматель.

«Межпром» некогда упоминался в скандальном деле вокруг швейцарской компании «Мабетекс» и «кремлевских взяток» (фирма занималась ремонтом в Кремле, при этом сотрудники ­управления делами президента получили «вознаграждение» за помощь в получении подряда). На рынке ходили слухи, что «Мабетекс» выступал гарантом по картам, эмитированным банком Сергея Пугачева для членов семьи первого российского президента.

Безвозмездно.

«Церковные банки» активнее других на рынке оказывают адресную спонсорскую помощь различным организациям. Так, например, банк «Пересвет», согласно самому «свежему» отчету на сайте о благотворительной деятельности, в 2004 году пожерт­вовал различным структурам, в числе которых Православный молодежный фонд и Приход храма Иоанна Предтечи, 51,7 млн рублей при чистой прибыли в 261 млн. Интересно, что среди «получателей» помощи от кредитной организации – партия «Единая Россия». Годом ранее благотворительные средства от «Пересвета» поступали в ОВД Пресненского района ЦАО. Банк «Софрино» жертвует деньги храмам и православным фондам, в 2006 году спонсорская нагрузка составила 17 млн рублей при чистой прибыли в 27 млн рублей.

Благотворительная деятельность верующих банкиров остается закрытой. Скажем, Промсвязьбанк не готовит никаких публичных отчетов о таких проектах – владельцы, поясняют в кредитной организации, не желают, чтобы эта деятельность воспринималась как пиар-кампания. Однако известно, что в 2006 году банк совершил благотворительных отчислений на сумму 146 млн рублей.

Сергей Пугачев также старается поддерживать рублем начинания православных структур, причем выступает спонсором медиапроектов. В эфир выходит телепередача «Русский дом», выпускается одноименный журнал, при этом в редколлегию входит Тихон Шевкунов. А вот, к примеру, православное информационное телеагентство ПИТА закрылось довольно быстро, несмотря на поддержку основателя «Межпрома».

Истинно верующие люди могут действительно из благих побуждений жертвовать большие суммы, считает бизнесмен Александр. Но нередко, отмечает собеседник «Ф.», под видом «благотворительности» определенным госструктурам выплачиваются взятки. Схема проста: какой-нибудь банк отчисляет церкви крупное пожертвование, которое затем, через другое финучреждение, попадет на счет властной структуры. «Я не исключаю, что некоторые граждане могут спекулировать авторитетом церкви с­ целью укрепления своего материального положения и позиции в обществе, – комментирует Павел Шашкин. – Но зачастую приходится встречаться с по-настоящему принципиальными и нравственными людьми, которые при этом еще и успешны в бизнесе».

Земельный фронт.

В последнее время все чаще на прихрамовых территориях разворачивается масштабное строительство. Для того чтобы этот бизнес шел активнее, был создан Центр инвестиционных программ РПЦ. Участвуют в этих проектах, безусловно, и «религиозные» финансовые структуры.

Православные банкиры – также крупные землевладельцы. Скажем, у братьев Ананьевых есть компания «Промсвязьнедвижимость», реализующая девелоперские проекты в разных регионах (в том числе в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону). Принадлежащие ей земли в Московской области расположены, в частности, в Солнечногорском, Истринском и Наро-Фоминском районах. Объединенная промышленная корпорация, которая управляет рядом активов Межпромбанка, тоже является владельцем обширных земель в Подмосковье и вкладывает в строительство.

Некоторые из наделов верующих бизнесменов приобретались в ходе приватизации и реорганизации сельхоз­предприятий. В 1991–1992 годах крестьяне получили право на земельную и имущественную собственность. Люди становились владельцами земель и построек на них в рамках общей долевой собственности (участки на местности выделены не были). Чтобы стать совладельцами возникших из бывших совхозов предприятий, сельские жители вносили в уставный капитал «акционерок» свою имущественную долю.

Закон 2003 года об обороте земель сельхозназначения превратил наделы в ходовой товар, и к крестьянам потянулись рейдеры. «К нам пришли представители крупнейших банков, в том числе Промсвязьбанка и Межпромбанка, и предложили продать доли», – рассказывает председатель исполнительного комитета движения «Крестьянский фронт» Мария Журова. Рейдеры, по ее словам, увозили пьющих и малоимущих к нотариусу, где оформляли договор купли-продажи и подсовывали на подпись кипу бумаг. Среди них была и доверенность на право от лица собственника распоряжаться акциями общества. Таким образом «захватчики» получили голоса и возможность изменять устав «акционерок». «Правосудие оказалось не на нашей стороне, а рейдеры быстро «застолбили» «свои» участки и развернули на них строительство многоэтажек и частных домов», – сетует Мария Журова.

Бывает так, что собственники земельных долей – крестьянские и фермерские хозяйства – просто не могут эффективно использовать наделы, и в этом смысле переход земель к более успешному предпринимателю может быть полезным для экономики, рассуждает Павел Шашкин. Однако нужно принимать во внимание, каким образом заполучены те или иные активы. «Было бы хорошо, если бы люди, позиционирующие себя верующими, следовали в бизнесе православным принципам, – продолжает представитель Московской патриархии. – Ведь это не наносит ущерба делам, а даже наоборот, укрепляет позитивный имидж предпринимателя». Зачастую выходит совершенно наоборот, отмечает столичный банкир, пожелавший остаться неназванным: «”Неправедность“ прикрывается близостью к церкви. Тот, кто сегодня будет подставлять другую щеку и действительно вести дела по заповедям, просто не выживет. Бизнес циничен и требует жестких решений, которые часто совсем не богоугодны».

Епископ Марк, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, входит в совет директоров банка «Пересвет»

ИСТОРИЯ: Иордан по-башкирски

В некоторых финучреждениях существуют внутрикорпоративные православные традиции.

Одну из историй «Ф.» поведал управляющий активами столичной инвесткомпании Павел. Он после окончания учебы в вузе проходил практику в уфимском филиале Газпромбанка, где управляющий оказался глубоко религиозным человеком. «Топ-менеджер распорядился повесить лампадку у стойки администраторов, а операционисток попросил следить за тем, чтобы она постоянно горела», – рассказывает Павел. Однажды ему пришлось заменить одну из девушек на ресепшене. Из-за обилия работы о лампадке как-то забыли, и она, разумеется, погасла. Обнаружив такое «попустительство», вернувшийся с совещания управляющий посадил молодого человека в машину и отвез на реку. «Мне пришлось купаться в проруби, чтобы «искупить вину», – улыбается Павел. – А потом мы вернулись в банк, и я пообещал, что отныне лампадка будет гореть исправно».

По словам столичного банкира, близкого к Межпром­банку, в центральном офисе кредитной организации на стенах долгое время висели образа, а дети одного из высокопоставленных сотрудников нередко принимали участие в церковных службах.

«В “Промсвязи” при открытии нового офиса освящают каждый угол, – рассказывает бывший служащий кредитной организации. – А есть офисы, где в кассе можно оста­вить пожертвование на реконструкцию храма».

ПРАКТИКА: Благостный бизнес

Согласно Корану, Аллах проклял ростовщиков устами пророка Мухаммеда, поэтому мусульманские финучреждения не могут кредитовать клиентов под проценты или выплачивать их по вкладам.

Чтобы не нарушать религиозных запретов, кредиторы, например, могут давать займы при условии, что проценты по ссуде будут распределены среди малоимущего населения и выступят в качестве известного в мусульманском мире «налога в пользу бедных». На практике же финучреждения обычно получают часть прибыли кредитуемой организации, а вкладчикам выплачивают фиксированную долю от своих доходов.

Уважают в шариатских финучреждениях и чувства верующих: так Национальный банк Катара (QNB) изучил траты своих клиентов во время празднования священного месяца Рамадан и пришел к выводу, что расходы заемщиков в этот период превышают доходы. Поэтому перед началом праздника QNB объявил об отсрочке платежей по потребительским и автокредитам до окончания религиозных торжеств.

В России мусульманские банки не приживаются. В декабре 2006-го ЦБ отозвал лицензию за нарушения закона об отмывании «грязных» денег у Бадр-Форте банка (БФБ), вхожего в узкий круг кредитных организаций исламского мира. Небольшое финучреждение специализировалось на обслуживании компаний, работающих с партнерами из стран Азии и Африки. Бывшее руководство БФБ уверено: действия ЦБ в отношении кредитной организации являются не чем иным, как проявлением «исламофобии».