Защита и охрана государственной границы российской федерации. Управление в сфере охраны государственной границы. Государственная граница и ее охрана

2. Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации

Одним из существенных элементов суверенитета Российской Федерации, как и любого государства, является наличие государственной границы. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» определяет государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море — по внешнему пределу территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации, т. е. прибрежным морским водам шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материках, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплавателям»;
в) на судоходных реках — по середине главного фарватера, на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линиям и т. д.
Государственная граница на местности обозначается видимыми пограничными знаками.
Защита и охрана Государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»280 определяет содержание защиты и охраны Государственной границы.
Защита Государственной границы рассматривается как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации. Сущность ее заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпиди- миологических, экологических и иных мер.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.
Охрана Государственной границы есть составная часть ее защиты и осуществляется органами и войсками пограничной службы ФСБ России в пределах приграничной территории, Вооруженными силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) системы обеспечения безопасности.
Охрана Государственной границы означает введение в действие соответствующих правовых режимов. Законом «О Государственной границе Российской Федерации» установлены следующие режимы:
1) режим Государственной границы;
2) пограничный режим;
3) режим в пунктах пропуска через государственную границу.
Режим Государственной границы — совокупность общих правил, устанавливающих порядок ее содержания, пересечения гражданами и транспортными средствами; перемещения через границу товаров и животных; ведения на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением режима границы.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
— въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
— хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
— учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
— промысловой, исследовательской и иной деятельности. Пограничная зона — часть территории Российской Федерации, непосредственно прилегающая к Государственной границе на всем ее протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5 километров.
В соответствии с требованиями режима государственной границы ее пересечение осуществляется через пункты пропуска, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.
Порядок установления пунктов пропуска через государственную границу, их классификация по видам, порядок открытия, закрытия и проведения реконструкции установлен Положением о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60.
Пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы:
— по виду международного сообщения различают пункты: морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные;
— по характеру международного сообщения — пассажирские, грузовые, грузопассажирские;
— по режиму работы — постоянные, временные, сезонные.
Следует сказать, что решение об установлении пунктов пропуска через государственную границу принимается только Правительством РФ и только после комплексного завершения их строительства (реконструкции), обустройства, технического оснащения, создания транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры. Прием в эксплуатацию такого пункта осуществляется межведомственной комиссией с оформлением акта.
Режим в пунктах пропуска через государственную границу — это совокупность правил въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных. Этот режим необходим для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, ветеринарного и других видов контроля.
Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и других водоемах осуществляется органами и войсками пограничной службы ФСБ России; воздушного пространства — войсками противовоздушной обороны; участков границы в подводной среде — Военно-Морским Флотом.
Личный состав пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Комплектование этих органов и войск осуществляется в соответствии с законодательством:
1) военнослужащими — путем поступления граждан РФ на военную службу по контракту и путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу;
2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу. Поэтому сотрудникам выдаются служебные удостоверения, а военнослужащим — офицерам и прапорщикам — удостоверения личности офицера, солдатам и сержантам — военные билеты.
Основными задачами пограничной службы являются:
— защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения, а также обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через границу;
— охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных интересов Российской Федерации;
— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
— осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Пограничная служба в пределах своих полномочий:
— организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено к компетенции пограничных органов и войск;
— осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
— осуществляет войсковую, разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
— осуществляет сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
— применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федера- ции»;
— привлекает к выполнению возложенных на пограничные органы и войска задач на добровольных началах граждан РФ в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников и в иных формах в соответствии с «Порядком привлечения граждан к охране государственной границы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. и осуществляет другие полномочия. В частности, органы пограничной службы осуществляют руководство пограничными представителями, которые назначаются на определенные участки государственной границы в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Основное назначение пограничных представительств заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ, в принятии мер для недопущения нарушений порядка содержания государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для обеспечения выполнения международных договоров о Государственной границе РФ и ее режиме.
На пограничных представителей возложена разработка и осуществление мер по предупреждению и урегулированию пограничных инцидентов, а также проведение в одностороннем порядке или совместно с пограничными представителями сопредельных с Россией государств расследования пограничных инцидентов.
Непосредственную защиту и охрану Государственной границы РФ осуществляют пограничные войска. Они призваны обеспечивать всеми имеющими у них средствами недопущение противоправного изменения прохождения границы на местности; отражать вооруженные вторжения на территорию Российской Федерации; осуществлять контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Интересно отметить, что в целях реализации пограничной политики Российской Федерации Президент РФ Указом от 27 октября 2003 г. № 126 4 утвердил Положение о Государственной пограничной комиссии (далее: Комиссии), в котором определил, что данная Комиссия является координирующим органом, обеспечивающим целенаправленную совместную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при формировании и реализации пограничной политики Российской Федерации.
Основным направлением деятельности Комиссии является создание необходимых условий для формирования пограничной политики Российской Федерации и ее реализации при осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и иной деятельности государства.
Основными задачами Комиссии являются:
1) оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации;
2) определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере;
3) подготовка предложений для определения пограничной политики Российской Федерации в рамках проводимой ею внешней и внутренней политики, а также системы мер по их реализации;
4) определение приоритетов в реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации с учетом экономических, финансовых и иных возможностей государства;
5) координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации;
6) решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации;
7) рассмотрение проектов федеральных целевых программ и планов, направленных на совершенствование защиты и обустройства Государственной границы РФ;
8) подготовка предложений для определения основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и коллективной безопасности на внешних границах государств-уча- стников СНГ в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
9) инициирование и организация разработки проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, а также деятельности федеральных органов государственной власти в пограничной сфере, совершенствование нормативных правовых актов в этой области. Для решения своих основных задач Комиссия наделена широкими правами, в частности, принимать решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов пограничной политики Российской Федерации; заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и привлекаемых к реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации организаций, и другими правами.
Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом не реже одного раза в полугодие, а при необходимости безотлагательного решения вопросов — в срок, устанавливаемый руководителем Комиссии.
В состав Государственной пограничной комиссии по должностям включены: Председатель Правительства РФ (руководитель Комиссии), Директор ФСБ России (заместитель руководителя Комиссии), Заместитель Секретаря Совета Безопасности, Начальник Управления по кадровым вопросам и государственным наградам Администрации Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ по федеральным округам, некоторые главы администраций и губернаторы краев и областей Российской Федерации, министры: МВД, МИДа, Минобороны России, природных ресурсов, транспорта; руководитель Пограничной службы ФСБ России и его заместитель, другие лица.

Особое внимание будет уделено потребностям женщин в области здравоохранения, включая их доступ к услугам в области здравоохранения для женщин, в частности услуги в области репродуктивного здоровья, и адекватное консультирование жертв сексуальных и других злоупотреблений.

Каждый человек имеет право, везде, на признание его правосубъектности. Для осуществления этого права компетентные органы выдают внутренне перемещенным лицам все документы, необходимые для осуществления и осуществления их законных прав, таких как паспорта, документы, удостоверяющие личность, свидетельства о рождении и свидетельства о браке. В частности, власти содействуют выдаче новых документов или замене документов, утраченных во время поездки, без наложения иррациональных условий, таких как возвращение в место обычного проживания для получения необходимых документов.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 71, 83, 87, 89, 106, 114
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997. № 51 Ст. 5712
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»//Там же. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»//Рос. газета. 1993, 21 сент.
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»//СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1. Ст. 9; № 56. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 156; № 27. Ч. 1. Ст. 2700.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»//Там же. 1996. № 3. Ст. 141.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»//Там же. 1996. № 3. Ст. 143.
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57 «О государственной охране»//Там же. 1996. № 22. Ст. 2594.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»//Там же. 1997. № 30. Ст. 3588.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»//Там же. 1997. № 30. Ст. 3589.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»/^ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»//Там же. 2000. № 2. Ст. 150.
Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 «Об образовании Совета Безопасности РФ»//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992. № 24. Ст. 1323.
Положение о Службе безопасности Президента Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 586//СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1965.
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»//Там же. 1997. № 10. Ст. 1127.
Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, относящихся к государственной тайне»//Там же. 1998. № 5. Ст. 561.
Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949//Там же. 1999. № 32. Ст. 4041.
О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24//Там же. 2000. № 2. Ст. 170.
Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках). Утв. Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318//Там же. 2000. № 7. Ст. 797.
Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федера- ции»//Там же. 2000, № 37. Ст. 3701.
Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.
Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»//Там же. 2003. № 33. Ст. 3254.
Указ Президента РФ от 27 октября 2003 г. № 1264 «Об утверждении Положения о Государственной пограничной комиссии и ее состава по должностям»//Там же. 2003. № 44. Ст. 4293.
Доктрина информационной безопасности//Рос. газета. 2000. 28 сент.

Женщины и мужчины будут иметь одинаковые права на получение необходимых документов и выдачу документов от своего имени. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества или своего имущества. Имущество и имущество внутренне перемещенных лиц пользуются защитой при любых обстоятельствах, включая следующие действия.

Прямые или неизбирательные нападения или другие акты насилия. Использовать в качестве щита операций или военных объектов. Уничтожения или экспроприации в качестве формы коллективного наказания. Имущество и имущество, оставленные внутренне перемещенными лицами, должны быть защищены от уничтожения и произвольных и незаконных присвоений, занятий или использования.


Процесс обретения Россией государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы. Про тяженность Государственной границы Российской Федерации на суше, по воде - 58 тысяч километров. Большая часть этой линии - бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ - с бывшими союзными республиками.
Понятие государственной границы определяется тремя кри териями: фактическим, юридическим, техническим.
Фактический критерий - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государст венной территории Российской Федерации, т. е. пространст венный предел действия ее государственного суверенитета.
Юридическая граница России закрепляется международны ми договорами, законодательными актами Российской Федера-
ции и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной грани це Российской Федерации».
Технический критерий - это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее ох раны.
Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы - важное условие защиты политических, экономиче ских интересов и безопасности России. Ее эффективность за-висит от умелого использования юридического инструмента рия, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государ ствами, муниципальными службами.
Политическая охрана преследует цель не допустить незакон ное пересечение границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны - предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры.
Режим охраны границы состоит из следующих элементов:
режима границы;
пограничного режима;
режима в пунктах пропуска через границу;
особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.
Режим Государственной границы включает правила:
а) ее содержания, которыми регулируется порядок сохране ния и поддержания в исправном состоянии пограничных зна ков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания по граничных просек;
б) пересечения границы лицами и транспортными средства ми. На суше оно осуществляется на путях международного же лезнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных мес тах, определяемых международными договорами или решения ми Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через нее и в обратном направлении. Мир-
ный проход через территориальные воды Российской Федера ции иностранных невоенных судов и военных кораблей разре шен по установленным морским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют в глубь страны по специально выделенным воздушным коридорам пролета;
в) перемещения через Государственную границу грузов, то варов и животных;
г) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами преду сматриваются проверки законности пересечения (погранич ный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача раз решений на пересечение;
д) ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельно сти, которая не должна создавать помехи содержанию границы;
е) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режи ма государственной границы.
Лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нару шителями Государственной границы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на террито рии РФ, пересекающие границу с территории иностранного го сударства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к от ветственности. В случаях когда в отношении этих лиц отсутст вуют основания для возбуждения уголовных дел или производ ства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, погра ничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государст-венную границу.
Прибывшие в пункты пропуска через Государственную гра ницу граждане РФ, утратившие документы на право въезда в Российскую Федерацию в период пребывания за границей, ос тавляются в пунктах пропуска через Государственную границу на время, необходимое компетентным органам для установле ния их личности и уточнения обстоятельств утраты документов.
Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы Правительством РФ назна чаются пограничные представители Российской Федерации.

Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями или представителями Министерства оборо ны РФ, разрешаются по дипломатическим каналам.
Пограничный (приграничный) режим устанавливается в погра ничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе, в целях создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима принимаются высшими и центральными федеральными орга нами а также органами субъектов Федерации.
Пограничный режим включает правила:
а) определения пограничной зоны, которая является поло сой местности шириной до 5 километров вдоль границы на су ше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не входить территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учрежде ний (объектов) культуры, а также места массового отдыха, ак тивного водопользования. На въездах в пограничную зону уста навливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера от ношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках границы пограничная зона может не ус танавливаться;
б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие дейст-вия осуществляются по документам, удостоверяющим лич ность, индивидуальным или коллективным пропускам, выда ваемым пограничными войсками на основании личных заявле ний граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться места, время въезда (прохода), маршруты передвижения, про должительность и иные условия пребывания в пограничной зо не лиц и транспортных средств;
в) хозяйственной промысловой и иной деятельности, свя занной с пользованием землями, лесами, недрами, водами; проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные рабо ты, мероприятия проводятся с разрешения пограничных войск;
г) учета содержания и использования российских маломер ных судов и средств передвижения по льду. Эти средства, ис пользуемые в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и
иных водоемов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.
Под пунктом пропуска через Государственную границу по-нимается территория в пределах железнодорожного, автомо бильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (между народных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную гра ницу лиц, транспортных средств, товаров и животных.
Режим в пунктах пропуска регулируется транспортными ми нистерствами и ведомствами Российской Федерации, актами, согласованными с пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом РФ.
На основе ведомственного акта руководитель транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами пограничных войск, таможенного и других контрольных органов приказ (инструк цию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска че рез Государственную границу.
Таким образом, режим в пунктах пропуска регулируется ак тами трех уровней: федеральным законом, актами центральных органов исполнительной власти Российской Федерации и на-чальников станций, портов, аэродромов - администраций пункта пропуска.
Рассматриваемый режим включает правила:
а) устанавливающие порядок въезда (вывоза) товаров и жи вотных в пунктах пропуска. Такие действия осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропорта, транспортных пред приятий по согласованию с пограничными войсками;
б) регулирующие пребывание в пунктах пропуска через Го-сударственную границу лиц и транспортных средств. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспортных средств заграничного следования определяются администраци ей транспортных предприятий. Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следова ния в период осуществления пограничного и иных видов кон троля ограничивается, а в случаях необходимости - запрещает ся. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Россий скую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и
грузов производится с разрешения пограничных войск и тамо женных органов. Транспортные средства заграничного следова ния могут начинать движение для убытия с территории РФ или следования вглубь территории РФ, а равно менять место стоян ки только с разрешения пограничных войск и таможенных ор ганов;
в) определяющие порядок захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) Российской Федерации, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег, посещения су дов;
г) устанавливающие дополнительные ограничения в поме щениях, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.
Решающая роль в охране Государственной границы РФ при надлежит пограничным органам, которые:
а) контролируют соблюдение режима охраны границы и ве дут необходимые для этого регистрацию лиц и учет фактиче ских данных;
б) обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения Государственной границы на ме стности;
в) проводят пограничные поиски и операции, оперативно- розыскную, контрразведывательную и разведывательную дея тельность, осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных войск;
г) осуществляют производство по делам об административ ных правонарушениях, отнесенным к их ведению, рассматрива ют эти дела и исполняют постановления по ним.
В пределах пограничной зоны, российской части вод погра ничных рек, озер и иных водоемов, территориальных вод Рос сийской Федерации, где установлен пограничный режим, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также на территориях, прилегающих к ним административных районов и городов, пограничные органы вправе возводить необходимые инженерно-технические сооружения, сопровождать транспорт ные средства, проверять документы, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производить досмотр (ос мотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов, вре-менно ограничивать или запрещать движение транспорта, про изводство различных работ.
Пресекая нарушения режимных правил, пограничные орга ны вправе доставлять граждан в соответствующие помещения,
задерживать их, подвергать личному досмотру, а также досмат ривать и при необходимости изымать находящиеся при них ве щи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владе нии, и документы; осматривать не военные суда, допустившие нарушения, и доставлять (конвоировать) их в ближайший рос сийский порт для выяснения обстоятельств нарушения; приме нять оружие, боевую технику, специальные средства, физиче скую силу; использовать служебных собак.
Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и фитосанитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение за здоровьем людей, жи вотных, растений, пересекающих границу, проводят бактерио логические исследования. Они вправе вводить карантины, изо лировать больных граждан, уничтожать нездоровых животных, больные или несущие на себе инфекцию растения. По инициа тиве санитарных служб решаются вопросы о временном огра ничении или прекращении движения через границу.

Нельзя проводить различия между внутренне перемещенными лицами, независимо от того, живут они или нет в лагерях, исходя из их перемещения при осуществлении следующих прав. Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений, мнения и выражения. Право свободно искать возможности трудоустройства и участвовать в экономической деятельности.

Право на свободу ассоциации и равное участие в делах Сообщества. Право общаться на понятном им языке. Каждый человек имеет право на образование. Для осуществления этого права компетентные органы должны обеспечить, чтобы внутренне перемещенные лица, в частности дети с перемещенными детьми, получали бесплатное и обязательное образование на начальном уровне. Образование будет уважать их культурную самобытность, язык и религию.