Сущность туриндустрии. Сущность туризма и его государственное регулирование

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие -термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour- прогулка, поездка) - явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым толь­ко после Второй мировой войны, с другой - имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древней­ших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIX в. - элитарный туризм, зарождение спе­циализированных предприятий по производству турист­ских услуг;

2) XIX в. - Первая мировая война - революционные изме­нения в развитии транспорта, создание первых бюро путе­шествий;

3) период между двумя мировыми войнами - начало ста­новления массового туризма;

4) после Второй мировой войны - современный этап - мас­совый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и ус­луг для туризма.

Первый этап определяется как предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий явля­лись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

В средневековье усиливается религиозный характер путеше­ствий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман - в Мекку, христиан - в Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешест­венников. Странноприимные дома, как разновидность гости­ниц, содержались религиозными орденами.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным пребывани­ем в Париже), а затем - в Италию. Обратный их путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.

До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необ­ходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.

Второй этап в истории туризма характеризуется революци­онными изменениями в развитии транспорта. Изобретения па­рохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествую­щих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализи­ровавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятель­ности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потре­бителю. Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс ус­луг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Т. Кук создал (первона­чально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского спроса.

Первая мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится послевоенные десятилетия.

После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета рос­коши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со свои­ми институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массо­вым строительством средств размещения, объектов туристской Инфраструктуры: Особенностью современного туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предло­жении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на од­нородность потребностей и мотиваций туристов, то второй ха­рактеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к рын­ку покупателя.

Имея столь длительную историю, туризм до настоящего време­ни не получил однозначного определения. Как справедливо указывает российский ученый В.Г. Сапрунова, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологий туризма, является необходимым условием пони­мания явлений и процессов, характерных для туризма.

Существующие определения туризма можно объединить в три группы.

В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека),

систему и форму проведения свободного времени путем исполь­зования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают ак­тивный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму (приложение 1) последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представ­ляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с эле­ментами спорта. Подобные определения носят узкоспециаль­ный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.

Вторая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма (см. § 1.2).

И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообра­зия свойств и отношений (см. § 1.3).

Таким образом, существует много определений туризма, рас­крывающих его различные стороны. Отсутствие же единого под­хода к данному вопросу не только затрудняет изучение организации туризма как учебной дисциплины, но может иметь неблагоприят­ные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.

МИНСК 000 «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2003

УДК 338.48(075.8)

ББК 65.433я73

А.П. Дурович, доктор экономических наук, профессор - предисловие (совместно с Н.И. Кабушкиным), § 1.1, 1.2, 1.4-1.6, гл. 2, § 3.1, 3.3, 13.1-13.3 (совместно с Ч.К. Шульгой), 13.4; Н.И. Кабушкин, доктор эко­номических наук, профессор - предисловие (совместно с А.П. Дурови-чем), § 1.3, 4.4; Т.М. Сергеева - § 4.1, 4.3, 4.5-4.8, гл. 7, § 9.1 (совместно с B.C. Стаховским), 9.2-9.6, 10.1-10.2, 10.3 (совместно с А.В. Урупи-ным); H.1VL Бирицкая - гл. 5, 11; ГА, Боццаренко, кандидат экономичес­ких наук, доцент - § 3.4, 3.5, гл. 6; Н.И. Гришко, кандидат технических наук, доцент - § 4.2, 4.7; Н.В. Савина - гл. 8; B.C. Стаховский - § 9.1 (совместно с Т.М. Сергеевой); А.В. Урупин, кандидат экономических наук, доцент - § 10.3 (совместно с Т.М. Сергеевой); М.А. Челноков - гл. 12; Ч.К. Шульга - § 13.2-13.3 (совместно с А.П. Дуровичем).

Рецензенты: кафедра международного туризма Белорусского государственного

университета (зав. кафедрой - доцент Л.М." Гайдукевич);

главный специалист управления социально-культурной сферы Аппарата

Совета Министров Республики Беларусь, кандидат педагогических наук,

доцент В. И. Монашенка

Организация туризма: Учеб. пособие / А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И, Кабушкина и др. - Мн.: Новое знание, 2003. - 632 с.

ISBN 985-475-02I-3.

Комплексно освещены основные положения теории и практики организации туризма: организационно-правовые основы деятельнос­ти туристского предприятия, формирование, продвижение и реализа­ция туров, услуги размещения и питания, транспортное обеспечение, экскурсионное обслуживание, страхование, туристские формальнос­ти. Впервые значительное внимание уделено использованию совре­менных информационных технологий в туризме. Рассмотрение тео­ретических аспектов сопровождается примерами и практическими рекомендациями. Важное значение для понимания предмета имеют приложения, содержащие нормативные, справочные и методические материалы.



Предназначено для студентов, обучающихся по туристским спе­циальностям, практических работников туристской индустрии.

УДК 338.48(075.8) ББК 65.433я73

ПРЕДИСЛОВИЕ

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное пла­нетарное социально-экономическое и политическое явление, в значи­тельной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных ви­дов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобиле­строением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культу­ры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Разви­тие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подго­товки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизирован­ных учебных пособий по организации туризма явно недостаточно. Между тем дисциплина «Организация туризма» является базовой при подготов­ке специалистов экономико-управленческого профиля для туристской индустрии. Данное обстоятельство и побудило авторский коллектив под­готовить настоящую книгу, в которой комплексно отражены основные положения теории и практики организации туристской деятельности. Раскрытие теоретических аспектов организации туризма сопровождается примерами, практическими рекомендациями, иллюстрациями. Учебное пособие содержит большое количество приложений, включающих в себя нормативные, справочные и методические материалы, которые имеют важное значение для глубокого понимания сущности туризма, турист­ской терминологии, методов и приемов эффективной организации тури­стской деятельности.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образова­тельного стандарта и программы дисциплины «Организация туризма». Изучение данной дисциплины должно предусматривать постоянный учет изменений, происходящих (причем чрезвычайно динамично) в об­щей и специальной нормативно-правовой базе туризма, сущность и кон­кретное содержание которой в обязательном порядке подлежит деталь­ному освоению (с использованием актуальных первоисточников) в ходе учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Именно поэто­му вопросы регламентации туристской деятельности в законодательных и нормативных документах рассматриваются в книге с самых общих по­зиций.

Авторы выражают надежду, что данное издание окажется полезным не только студентам, но и практическим работникам сферы туризма, а также заранее благодарят за замечания и предложения, которые могут способствовать совершенствованию пособия.

Глава1

Сущность туризма и его основные социально-экономические категории

Характеристика сущности туризма

ПРЕДИСЛОВИЕ

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное пла­нетарное социально-экономическое и политическое явление, в значи­тельной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных ви­дов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобиле­строением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культу­ры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Разви­тие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подго­товки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизирован­ных учебных пособий по организации туризма явно недостаточно. Между тем дисциплина «Организация туризма» является базовой при подготов­ке специалистов экономико-управленческого профиля для туристской индустрии. Данное обстоятельство и побудило авторский коллектив под­готовить настоящую книгу, в которой комплексно отражены основные положения теории и практики организации туристской деятельности. Раскрытие теоретических аспектов организации туризма сопровождается примерами, практическими рекомендациями, иллюстрациями. Учебное пособие содержит большое количество приложений, включающих в себя нормативные, справочные и методические материалы, которые имеют важное значение для глубокого понимания сущности туризма, турист­ской терминологии, методов и приемов эффективной организации тури­стской деятельности.

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образова­тельного стандарта и программы дисциплины «Организация туризма». Изучение данной дисциплины должно предусматривать постоянный учет изменений, происходящих (причем чрезвычайно динамично) в об­щей и специальной нормативно-правовой базе туризма, сущность и кон­кретное содержание которой в обязательном порядке подлежит деталь­ному освоению (с использованием актуальных первоисточников) в ходе учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Именно поэто­му вопросы регламентации туристской деятельности в законодательных и нормативных документах рассматриваются в книге с самых общих по­зиций.

Авторы выражают надежду, что данное издание окажется полезным не только студентам, но и практическим работникам сферы туризма, а также заранее благодарят за замечания и предложения, которые могут способствовать совершенствованию пособия.

Глава1

Сущность туризма и его основные социально-экономические категории

Статистическое определение туризма

Туризм как социально-экономическая система

Факторы, влияющие на развитие туризма

Классификация туризма

Функции туризма

Характеристика сущности туризма

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие -термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour- прогулка, поездка) - явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым толь­ко после Второй мировой войны, с другой - имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древней­ших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIX в. - элитарный туризм, зарождение спе­циализированных предприятий по производству турист­ских услуг;

2) XIX в. - Первая мировая война - революционные изме­нения в развитии транспорта, создание первых бюро путе­шествий;

3) период между двумя мировыми войнами - начало ста­новления массового туризма;

4) после Второй мировой войны - современный этап - мас­совый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и ус­луг для туризма.

Первый этап определяется как предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий явля­лись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.

В средневековье усиливается религиозный характер путеше­ствий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман - в Мекку, христиан - в Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешест­венников. Странноприимные дома, как разновидность гости­ниц, содержались религиозными орденами.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным пребывани­ем в Париже), а затем - в Италию. Обратный их путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.

До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необ­ходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.

Второй этап в истории туризма характеризуется революци­онными изменениями в развитии транспорта. Изобретения па­рохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествую­щих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализи­ровавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятель­ности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потре­бителю. Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс ус­луг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Т. Кук создал (первона­чально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского спроса.

Первая мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится послевоенные десятилетия.

После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета рос­коши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со свои­ми институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массо­вым строительством средств размещения, объектов туристской Инфраструктуры: Особенностью современного туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предло­жении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на од­нородность потребностей и мотиваций туристов, то второй ха­рактеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к рын­ку покупателя.

Имея столь длительную историю, туризм до настоящего време­ни не получил однозначного определения. Как справедливо указывает российский ученый В.Г. Сапрунова, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологий туризма, является необходимым условием пони­мания явлений и процессов, характерных для туризма.

Существующие определения туризма можно объединить в три группы.

В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека),

систему и форму проведения свободного времени путем исполь­зования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают ак­тивный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму (приложение 1) последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представ­ляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с эле­ментами спорта. Подобные определения носят узкоспециаль­ный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.

Вторая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма (см. § 1.2).

И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообра­зия свойств и отношений (см. § 1.3).

Таким образом, существует много определений туризма, рас­крывающих его различные стороны. Отсутствие же единого под­хода к данному вопросу не только затрудняет изучение организации туризма как учебной дисциплины, но может иметь неблагоприят­ные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.


Похожая информация.


1.1. Сущность туризма

Особенности современного этапа развития туризма

В настоящее время общество переживает туристический бум, поток туристов все время растет. Особенно много путешествуют европейцы, их насчитывается до 55% от всех путешествующих, около 20% - жители Азиатско-Тихоокеанского региона, 16% американцев.

Несмотря на свою ярко выраженную тягу к перемене мест, европейцы не являются любителями дальних странствий: 89% туристов не покидают во время отпуска границы Старого света. Американцы в этом отношении куда активнее - они значительно чаще выезжают за пределы своего материка. Тем не менее, в силу своей относительной малочисленности, они не в состоянии изменить общую картину: из каждых 10 туристов на нашей планете восемь путешествуют по своему континенту. Отсюда и выбор транспортных средств - большинство поездок совершается на автомобилях или автобусах. Популярность воздушного транспорта тоже достаточно высока. А вот железные дороги играют в мировой индустрии путешествий лишь вспомогательную роль. Эксперты Всемирной туристической организации предсказывают дальнейшее устойчивое развитие отрасли - в 2020-м году из каждых 100 жителей нашей планеты 21 будет туристом. В середине XX века из каждой сотни путешествовал лишь один человек.

В настоящее время туризм превратился в систему отраслей мирового хозяйства, 10% экономически активного населения в мире занято в сфере туризма.

На долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% налоговых поступлений, 33% мировой торговли услугами.

Туризм оказывает влияние на следующие отрасли: транспорт, дорожное строительство, строительную индустрию, полиграфическую промышленность (выпуск буклетов, карт, путеводителей), производство товаров туристского назначения (палаток, снаряжения), сувенирную отрасль.

Туризм приобрел массовый характер вследствие ряда причин:

Появления свободного времени, увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска;
- роста жизненного уровня населения;
- роста уровня образования;
- роста урбанизации (в городах часты нервные перегрузки);
- развития транспорта и его инфраструктуры, массовой автомобилизации;
- интеграции государств (как следствие - упрощение перехода границ);
- разумной политики большинства государств, изменений в законодательной сфере;
- ухудшения экологической ситуации;
- демографических и социальных изменений. Происходит старение населения, люди 55-60 лет играют важную роль в международном туризме;
- увеличения числа работающих женщин;
- тенденции к поздним бракам;
- возрастания доли одиноких людей;
- роста числа бездетных семейных пар и др. .

Определения туризма

В современной научной литературе дается несколько точек зрения на понятие "туризм". Согласно одной из них, туризм рассматривается как путешествие в свободное время, предпринятое с определенной целью. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги. Также иногда туризм рассматривают как одну из форм миграции населения. Согласно Международной ассоциации научных экспертов в области туризма, туризм - совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного пребывания и работы.

Системный подход к характеристике сущности туризма сформировался во второй половине XX века. В основе системы туризма лежат две подсистемы:

1) Субъект туризма - турист, потребитель туристских услуг.
2) Объект туризма, включающий в себя в качестве основных элементов туристский регион и туристскую индустрию .

Эти две подсистемы будут подробно рассмотрены во второй и третьей главе.

Международный туризм - деятельность, связанная сосуществлением туризма жителями одной страны на территории другой страны - иностранными туристами . Таким образом, ключевая фигура в туризме - это турист.

Турист - лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды на срок не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте (международная конференция по статистике путешествий и туризма, Оттава, 1991 г.).

Экскурсант - временный посетитель, находящийся в данной местности в целях туризма не более 24 часов.

Таким образом, турист проводит вне своего постоянного места жительства более суток, а экскурсант - менее суток .

Классификации туризма

Классификаций туризма довольно много.

По типам туризма выделяют внутренний и международный туризм.

При внутреннем туризме туристы путешествуют по своей стране, не выезжая за ее пределы. Доходы от внутреннего туризма остаются в стране, туристы не соблюдают обременительных туристских формальностей. По приблизительным оценкам, на внутренний туризм приходится 80% всех турпоездок, а объем расходов в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Туризм международный делится на въездной и выездной.

Международный туризм связан с рядом условий:

Оформление заграничного паспорта,
- оформление и получение визы,
- обмен валюты,
- прохождение таможни,
- оформление медицинских справок и страховок (подробнее в 3 главе).

Ужесточение и упрощение формальностей оказывает прямое воздействие на туристские потоки.

Международный туризм имеет большое значение для экономики страны. В некоторых странах, например, в Испании и Италии доход от туризма огромен.

Международный туризм и внутренний туризм связаны между собой, внутренний туризм - это катализатор международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов, созданию туристской инфраструктуры оказывает содействие интеграционным процессам, формированию единого мирового туристского пространства Примером может быть Европейский Союз (где действуют единые консульские правила и порядок пересечения границ).

Классификация туризма по целям:

А) цель туристов - развлечение и отдых:

Оздоровительный,
- познавательный. Познавательный туризм присутствует в любом виде туризма,
- спортивный,
- религиозный,
- развлекательный,
- образовательный,
- космический,
- посещение родственников, знакомых.

Большинство туристов предпочитает купально-пляжный туризм и пассивный отдых. Хотя в последнее время повышается интерес к путешествиям с элементами риска.

Б) цель - работа.

Деловой туризм - путешествие со служебными целями без получения доходов по месту командировки. к деловым туристам относит стюардов, водителей, гидов - это туристы на работе.Выделяют три категории делового туризма:

Бизнес-поездки,
- конгрессно-выставочный туризм,
- интенсив-туризм (поощряющий, побудительный). Это награждение сотрудников фирм какими-либо поездками. Предполагает высококачественное размещение, индивидуальный тур с высокой стоимостью.

Доля всех деловых туристов составляет около 20% от всех туристов.

По числу туристов выделяют:

Индивидуальный туризм,
- групповой. Основывается на общности интересов (археологический, искусствоведческий и др.).

По источнику финансирования:

Коммерческий туризм (цель - извлечение прибыли). Этот вид туризма ориентируется на граждан с высоким и средним уровнем достатка и оплачивается из семейного бюджета.
- социальный туризм. Представляется для отдыха трудящихся с низким уровнем доходов, в финансировании участвует правительство страны. Этот вид туризма широко распространен в развитых странах, например, во Франции.

По уроню доходов:

Дешевый (массовый) туризм,
- дорогой (элитарный) туризм.

Большая часть путешествующих - массовые туристы. Понятие "массовый туризм" было введено как альтернатива аристократическому туризму в XIX в.

Элитарный туризм предполагает индивидуальные туры, этот вид дает импульс развитию всей туриндустрии.

По возрастному составу:

Туризм пожилых людей,
- туризм людей среднего возраста,
- молодежный туризм,
- детский.

По способу организации путешествий:

Организованный туризм (через турагентства),
- неорганизованный (самодеятельный туризм).

По степени активности:

Активный туризм,
- пассивный туризм.

В зависимости от средства и места путешествия туризм подразделяется на: пешеходный, водный, автомобильный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, горнолыжный (разновидность горного), горный, спелеотуризм, альпинизм, скалолазание, а также авиа- и автобусные туры, морские круизы и прочие виды. Считается, что в мире около 300 видов и подвидов туризма.

По продолжительности:

Краткосрочный туризм (до 7 ночевок),
- среднесрочный туризм (8-28 ночевок),
- долгосрочный (до 365 ночевок).

По дальности:

Ближний туризм - туристские походы, слеты и другие мероприятия, проводимые на территории, находящейся на расстоянии до 10-12 часов езды наземным или водным транспортом (например, автомобилем, автобусом, электричкой, теплоходом) от мест проживания туристов,
- дальний туризм.

По ритмичности потоков:

Сезонный туризм,
- круглогодичный туризм.

Таким образом, влияние туризма на жизнь общества бесспорно. Можно выделить положительные аспекты этого влияния:

Создание рабочих мест;
- увеличение доходов, повышение уровня жизни местного населения;
- ускорение процесса урбанизации, улучшение инфраструктуры;
- возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, ремесел;
- повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию, товары местного производства;
- охрана и восстановление местных памятников культуры;
- оживление местной жизни.

Но также есть ряд отрицательных моментов:

Коммерциализация интересов населения;
- возрастание доли неквалифицированного труда;
- рост алкоголизма, хулиганства, проституции;
- конфликты между местным населением и туристами (из-за разницы в материальном положении и др. причин) .

Особым для индустрии туризма является то, что ее основная продукция является "неуловимой". Она нематериальна, ее нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус, услышать, осмотреть, испытать как образец будущей покупки, как это делают, например, с холодильниками, одеждой, продуктами питания, радиоаппаратурой или парфюмерией.

Продукцией туризма является сервис, целый ряд разнообразных услуг, которые нельзя ни измерить, ни проверить заранее, до совершения покупки; увидеть, почувствовать и оценить можно лишь результат сервиса. Однако некоторые компоненты продукции туризма, такие, как жилье, питание, средства транспорта, является вполне материальными и осязаемыми, но это лишь элементы сервиса, своего рода дополнение к развлечениям, удовольствия, комфорта и т.п. то есть то, за что клиент платит деньги.

Следовательно, продукция туризма - это совокупность материальных (туристические товары) и нематериальных (услуги) потребительских стоимостей, создаваемых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристической поездки.

Продукция туризма выступает в форме туристического товара и туристических услуг.

Туристический продукт - это продукт труда, произведенный для продажи и предназначены преимущественно туристами: карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки, другое туристическое и спортивное снаряжение, а также туристическая сувенирная продукция: можно заказать буклеты, заказать изготовление значков , чашек и любой другой сувенирной продукции.

Продукция туризма имеет четыре особенности.

1. Как уже отмечалось, услуги нельзя проверить заранее, поэтому ни клиент, ни продавец не могут быть уверены в том, что рекомендуемый ли выбранный тип отдыха соответствовать задуманному; определенной степени клиент покупает услуги "на веру".

2. Успех путешествия (отдыха) во многом зависит от обслуживающего персонала (стюардесс, гидов, переводчиков, официантов, горничных), который обеспечивает различного рода сервис и в итоге создает полный продукт индустрии туризма. Оценка качества выполнения услуг может существенно изменяться в зависимости от того, каким образом они предоставляются: эффективно, любезно, услужливо или небрежно, равнодушно, рассеянно. Более того, эта оценка зависит от туристического опыта клиента, от его восприятия той или иной получаемой услуги, наконец, даже от его настроения или характера, поскольку очень часто производство и потребление услуги неразделимы и тот, кто получает услугу, принимает участие в этом процессе. Одним людям легко угодить, другим - очень трудно. Одни не обращают внимание на мелкие недоделки, в то время как другие, педантичны и требовательны, придираются к мелочам. Одни откровенно настроены на то, что ничто не сможет помешать им наслаждаться жизнью, другие так же убеждены в обратном.

3. Специфика продукции туризма заключается в том, что многие из услуг - элементов этой продукции являются такими, которые быстро портятся, - их нельзя сохранить или сложить для дальнейшего использования. Это касается, например, "непроданного" номера гостиницы или каюты на круизном корабле, места в самолете, автобусе или поезде. Непроданный туристический продукт пропадает. Поэтому значительные ценовые скидки и другие льготы могут быть предложены в последнюю минуту.

4. Продукция туризма является неэластичным в пределах непродолжительного периода времени. Например, количество номеров в гостиницах курортного городка нельзя существенно увеличить для удовлетворения неожиданно возросшего спроса в какой-то период отпускного сезона. Некоторые гостиницы и гостевые дома закрываются в межсезонье, и если вдруг спрос вырастет, быстро открыть их снова очень трудно.

Координация деятельности компонентов индустрии туризма

Услуги, которые предоставляют предприятия туриндустрии, можно разделить на три группы: услуги общественного сектора, услуги, контролируемые централизованной системой управления, и услуги, которые предоставляет частный сектор.

Услуги общественного сектора - это услуги организаций, например, морских портов и аэропортов, услуги по организации фестивалей.

Частный сектор представлен услугами гидов, услугами по туристическому страхованию, услугами, связанными с деньгами и кредитами, а также с предоставлением информации и т.п..

Несмотря функциональные различия компоненты туриндустрии взаимосвязаны и активно взаимодействуют. Например, если бы не было достопримечательностей, созданных людьми в местах назначения (тематические парки, спортивные комплексы и т.д.), то спрос на транспорт и гостиницы был бы значительно ниже. Вместе бы не было хорошо развитой транспортной системы и гостиничной сети, вряд ли можно было ожидать наплыва туристов в объектах. Иногда некоторые компоненты туриндустрии, работающих независимо друг от друга, при определенных обстоятельствах сочетаются.

Ни один бизнес не будет успешным, если предлагаемая им продукция (услуги) не будет иметь спроса, то есть не будет доступна тем, кто хочет и может за нее заплатить.

Пути, которыми продукция поступает от производителей к покупателям, называют каналами распределения. Таких каналов множество. Искусство руководителя предприятия состоит в том, чтобы найти и использовать наиболее эффективный и удобный среди них.

Согласно экономическим законам, продукция должна продаваться трижды. Традиционный канал распределения выглядит так:

Товары производят из промышленного сырья или сельскохозяйственной продукции. Производители продают свою продукцию оптовикам. Оптовики сами редко занимаются распределением продукции среди покупателей, они перепродают ее малыми партиями розничным торговцам (т.е. передают в торговую сеть). Розничные торговцы затем перепродают продукцию еще более мелкими партиями или единичными образцами непосредственно покупателям. Каналы, по которым товар поступает к потребителю, могут видоизменяться, поскольку производители могут продавать свою продукцию непосредственно потребителям через сеть розничной торговли или некоторые крупные розничные торговцы покупают продукцию непосредственно у производителей, минуя оптовиков.