Территориальная структура современного мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства европы

Территориальная структура хозяйства - одно из ключевых понятий региональной экономики и экономической географии. Согласно Э. Б. Алаеву, территориальная структура хозяйства - это совокупность связей между такими элементами, где обязательное условие реализации связей - преодоление пространства (геопространства), а один из резервов оптимизации связей кроется в сокращении пространственных затрат энергии 1 .

Советский экономикогеограф Исаак Моисеевич Майергойз (1908-1975), во второй половине XX в. заложивший основы учения о территориальной структуре хозяйства, определял ее следующим образом.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом в процессе развития и функционирования народнохозяйственной системы .

ТСХ выступает основой территориальной организации хозяйства на всех ступенях пространственной иерархии - от локального до мирового. При этом на всех уровнях ТСХ представляет собой пространственную целостность. Территориальная структура - основа общей территориальной организации хозяйства региона.

Компонентами территориальной структуры служат территориальные структурные звенья - устойчивые экономико-географические образования, характеризующиеся размерностью, конфигурацией, плотностью и взаимным расположением внутренних структурных элементов. Этими элементами могут выступать экономические зоны, районы, подрайоны, хозяйственные узлы и элементарные составляющие ТСХ - экономические центры (например, город) и пункты (конкретное предприятие). Каждый компонент ТСХ региона выполняет определенные функции в развитии его территории.

В XX в. ТСХ мирового хозяйства, стран и регионов стала одним из ключевых объектов региональных исследований. Среди зарубежных, следует назвать, прежде всего, ставшие классическими труды В. Кристаллера, А. Лёша, А. Вебера. Одним из главных методов анализа ТСХ стало моделирование. Например, на основе математического моделирования, В. Кристаллером была сформулирована теория центральных мест (см. параграф 3.1).

Согласно теории В. Кристаллера, в рыночной среде существует выраженная пространственная закономерность расположения населенных пунктов (экономических центров) вокруг поселений более высокого иерархического уровня. Она объясняет, почему товары и услуги первой необходимости производятся в каждом населенном пункте, другие (одежда, ремонтные мастерские и др.) - в поселениях среднего уровня, а эксклюзивные товары, например, предметы роскоши - только в крупных центрах.

Наиболее наглядно теорию центральных мест можно на примере стран и регионов с относительно зрелой ТСХ. Зрелая ТСХ - значит сложная, полицентрическая (в отличие от менее зрелых и более простых - «одноядерных»), со сформировавшейся системой и иерархией населенных пунктов. В. Кристаллер выделял три, четыре и семь уровней иерархии.

А. Вебер заложил основы факторного анализа ТСХ. В 1909 г. была опубликована его работа «Чистая теория размещения промышленности», развивающая идеи штандортной теории размещения сельскохозяйственного производства И. фон Тюнена. Рассматривая размещение предприятия по отношению к основным факторам производства с целью минимизации издержек, А. Вебер ввел понятие «изодапана» - линия равных издержек отклонения от оптимального положения предприятия. В качестве факторов, влияющих на размещение предприятия, А. Вебер рассматривал стоимость топливных ресурсов, сырья, рабочей силы и транспортные издержки на их взаимоперемещение.

Модель А. Вебера была подвергнута критике А. Лёшем. Опираясь на модели В. Кристаллера, А. Лёш сформулировал теорию пространственного экономического равновесия, которая позволяет анализировать закономерности и находить пути оптимизации пространственной организации хозяйства на региональном уровне в зрелой рыночной среде.

Согласно А. Веберу, ТСХ более инертна, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Идеи А. Вебера и А. Лёша получили развитие в трудах отечественного эко- номикогеографа Бориса Николаевича Зимина (1929-1995), который считал, что на практике нет конфликта между идеями этими идеями и что они являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими 1 .

Инерционность ТСХ необходимо учитывать при формировании территориальной политики и организации управления хозяйством на региональном уровне, особенно в староосвоенных регионах .

Одним из главных факторов инерционности ТСХ региона выступает наличие в нем исторически сложившегося территориального каркаса, о котором писал еще в 1950-е гг. Н. Н. Баранский. Согласно Н. Н. Баранскому, территориальный каркас - это остов, на котором все держится, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию . Впоследствии концепцию территориального каркаса развил Г. М. Лаппо (рис. 7.2).

Территориальный каркас стран и регионов формируют, прежде всего, города и инфраструктура (транспортная, информационная и др.).

Рис. 7.2.

  • 1 - производственно-территориальная структура; 2 - инфраструктура;
  • 3 - территориальная структура непроизводственной сферы; 4 - территориальная структура природных ресурсов; 5 - расселение; 6 - опорный каркас

Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев выделили параметры, количественно описывающие ТСХ регионов:

  • степень хозяйственной освоенности территории;
  • территориальная концентрация производства и населения;
  • локализация производства или отдельных видов в регионе и др.

Различаются три основных вида размещения предприятий по территории региона:

  • дисперсное - отдельными объектами;
  • узловое - группами, причем взаимодействие между предприятиями из разных групп затруднено или невозможно;
  • линейное - предприятия располагаются вдоль естественных или искусственных преград (рек, автомагистралей и т.п.).

Возвращаясь к инерционности ТСХ, она отнюдь не означает, что это застывшая структура. Современные исследования рассматривают ТСХ как динамичную пространственно-временную систему. Интерес к изменениям в ТСХ России и регионов РФ особенно возрос в период общесистемных экономических рыночных трансформаций. Например, О. И. Корсак в исследовании, посвященном ТСХ Смоленской области, выделяет следующие типы внутрирегиональных трансформационных зон:

  • 1. «Зоны позитивной трансформации» («Смоленско-Московская зона» и «Рославльская зона»),
  • 2. «Зоны нейтральной трансформации» («Смоленско-Белорусская приграничная зона», «Вазузская зона» и «Угранская зона»).
  • 3. «Зоны негативной трансформации» («Демидовско-Новодугинская аграрная зона» и «Ельнинская аграрная зона»).

Экономическая и социальная оптимизация трансформационных процессов в ТСХ регионов - одна из функций государства и важных задач региональной политики и регионального управления. За 1990-2000-с гг. в России накоплен определенный опыт регулирования трансформаций ТСХ регионов, однако говорить о налаженной эффективной политике и управлении в этой сфере пока не приходится.

Под отраслевой структурой мирового хозяйства следует понимать состав и соотношение отраслей по всем странам мира. Структура экономики по группам стран разная, потому что государства неравномерно обеспечены природными и минеральными ресурсами.

Отраслевая структура мирового хозяйства

В мировом хозяйстве различают группу отраслей материальной сферы, производящие продукцию – промышленность, строительство, лесное и сельское хозяйство, и отрасли нематериальной непроизводственной сферы -наука и культура, управление и кредитно-финансовые слуги, здравоохранение и образование.

Под отраслевой структурой следует понимать соотношение разных отраслей в экономике отдельных государств и мира.

Государства в мире очень разные по уровню развития, одна группа стран называется развитыми, они занимают ключевые и ведущие позиции в экономике мира, вторую группу именуют развивающимися, они еще не достигли в своем развитии уровня развитых стран.

Рис.1 Развитые и развивающиеся страны мира.

Соотношение отраслей производственной и нематериальной сфер в группах стран разное. В странах с развитой экономикой доля аграрного сектора составляет от 6 до 10%, доля промышленности 25-30%, доля нематериальной сферы и услуг составляет от 60 % до 80%.

Рис. 2 Отрасли производственной сферы

В структуре хозяйства развитых стран идет процесс снижения доли отраслей производства, увеличения доли нематериальной сферы и услуг.

В развивающихся государствах до 55-60% составляют отрасли горнодобывающей промышленности и аграрного производства, отрасли первичной, традиционной с колониальных времен сферы ведения хозяйства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Структура мирового хозяйства дает общую картину деления экономики на сектора с учетом показателей всех стран. На диаграмме отраслей мирового хозяйства преобладают финансовый сектор (24%), промышленность (18%), небанковский сектор (12%) и малый бизнес (11%) .

Рис. 3. Отраслевая структура мировой экономики

Территориальная структура мирового хозяйства

Для сравнения экономики стран важна не только структура хозяйства, но и размещение производств по территории. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства складывается из показателей по всем странам мира. Выражение «территориальная структура хозяйства» (ТСХ) следует понимать как деление территории страны по регионам развития, экономическим районам, комплексам и центрам, промышленным узлам и группировкам.

ТСХ в развитых странах состоит из крупных промышленных центров и городских агломераций, транспортных магистралей и узлов, технопарков и регионов с высокоразвитым аграрным производством. В развивающихся государствах главную роль играет столица, часто крупный порт, и несколько районов добычи экспортного минерального сырья и плантации экспортных фруктов.

Что мы узнали?

Картина отраслевой структуры экономики мира показывает сочетание отраслей производственной и нематериальной сфер. В экономике развитых стран лидируют отрасли нематериальной сферы и услуги. В экономике развивающихся стран лидируют аграрное производство и отрасли горнодобывающей промышленности. В структуре мировой экономики лидируют финансовый сектор и промышленное производство.

Отрасли народного хозяйства концентрируются в отдельных центрах и узлах, имеющих определенный экономический потенциал (численность населения и трудящихся, мощности промышленных и других предприятий, научно-исследовательские учреждения и т.п.) и соединяющихся транспортными системами. Сочетание взаимосвязи и взаиморазмещение этих элементов, имеющих разномасштабный экономический потенциал, представляет собой территориальную структуру народного хозяйства (ТСНХ).

Вместе с тем ТСНХ обусловливается экономическим рельефом , который отражает различия между экономическими потенциалами отдельных территорий и хозяйственных объектов. Таким образом, она представляет собой сочетание взаимно расположенных и взаимосвязанных своеобразных "плоскогорий" и "нагорий" (обширных экономически развитых территорий), отдельных вершин (крупнейших экономических узлов), соединенных системой "хребтов" (экономических полос вдоль важнейших транспортных магистралей), а также "низменностей" и даже "впадин" (слабо освоенных и слаборазвитых территорий).

И. М. Маергойз видит в ТСНХ образование, состоящее из трех неразрывных форм.

Первая форма – интегрально-производственная структура, характеризующаяся взаимодействием определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных частей страны (зон, районов, подрайонов и вообще любых хозяйственно своеобразных относительно целостных территориальных единиц разного ранга).

Вторая форма – территориально-отраслевая структура, формирование которой диктуется размещением ключевых отраслей экономики, основного промышленного и научного потенциала страны.

Наконец, третья – линейно-сетеузловая структура охватывает прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением. Она играет важную системообразующую роль в народном хозяйстве, так как сочетает все его отрасли в едином целом, выполняя так называемую питательно-распределительную функцию (передачу и распределение сырья, энергии, готовой продукции, информации).

Как уже было отмечено ранее, сердцевиной ТСНХ является опорный каркас расселения . Его назначение – скреплять все составные части и формы ТСНХ стран и районов, обеспечивать разностороннее обслуживание территории и населения, способствовать углублению территориальной интеграции хозяйства. Г. М. Лаппо подчеркивает, что в обобщенном виде рисунок опорного каркаса, соразмерность и взаиморасположение его звеньев – центров экономической, культурной и политической жизни, главных трасс экономического взаимодействия – выражает основные географические особенности той или иной страны (района), особенности ее ЭГП, характера отраслевой и территориальной структур, уровня экономической зрелости.

Сопоставляя опорные каркасы отдельных стран, можно выделить самые существенные черты географии их хозяйства и расселения. Так, Франция благодаря главенствующему ядру – Парижскому району – даже заслужила название "Париж и его окрестности". Для такой страны, как Бразилия, характерен мощно выраженный "атлантический фронт" – придвинутость населения, городов, промышленности к океаническому побережью. В Австралии же города и индустрия разместились преимущественно по периметру континента в его южной и восточной частях. ТСНХ и расселение Канады отличаются высокой степенью концентрации городов и важнейших коммуникаций вдоль "урбанизированной оси", которая проходит в широтном направлении вблизи границы с США.

Много интересного и своеобразного выявляется при сравнении опорных каркасов крупных экономических районов. Например, для Поволжья основной меридиональной осью служит "главная улица России" – Волга, которую пересекают железнодорожные магистрали общегосударственного значения. В местах пересечения широтными магистралями образовались крупнейшие волжские города. Существенной чертой последних десятилетий стало формирование новых крупных центров в промежутках между исторически главными городами Поволжья.

Ученые подчеркивают важность развития опорного каркаса для нашей страны. Обусловлено это следующими географическими обстоятельствами. Во-первых, Россия – страна больших расстояний и больших городов. По этой причине особое место занимают транспортные магистрали и сверхмагистрали, задача которых – обеспечить эффективное, с наименьшими народно-хозяйственными издержками преодоление пространства. Во-вторых, ее территория отличается большой хозяйственной дифференциацией, связанной с природными, историческими, демографическими и другими условиями, а это требует системы мощных скрепляющих узлов и соединяющих их транспортных линий. В-третьих, она характеризуется многонациональностью населения, своеобразием хозяйственного и культурного развития каждой республики, области, края, что повышает роль больших городов, особенно столиц и административных центров, а также сети дорог, соединяющих их со всеми районами. В-четвертых, огромные масштабы народно-хозяйственного комплекса определяют создание крупных и очень крупных экономических центров, что, в свою очередь, диктует необходимость вовлечения в межрайонный обмен огромных масс разнообразной продукции и, следовательно, наличия высокопроизводительных транспортных систем.

Территориальные структуры и их типы

Лечебные свойства присущие микронутриентам – жира, белкам, углеводам. Усиленное белковое питание оказывает целебное действие при истощении организма, хронических заболеваниях, сопровождающихся потерей белка – туберкулезе, гнойных процессах, обширных ожогах.

В начале 80-х годов обнаружено свойство некоторых аминокислот повышать иммунитет организма. Группа исследователей санкт-петербургского института экспериментальной медицины установила, что аспарагиновая, глютаминовая кислота, цистеин, треопин, триптофан, аланин, ивалин стимулирует продукцию Т-лимфоцитов и антител.

Лечебная ценность жиров зависит не только от их состава, но исходного состояния организма. Жиры необходимо включать в пищу при истощении организма в результате заболеваний или тяжелой физической работы.

Лечебными свойствами обладают полиненасыщенные жирные кислоты, токоферолы и др. для людей, находящихся в экстремальных условиях (при стрессе, например) целебные фосфолипиды, содержащиеся в горохе, сметане, овсяной крупе и некоторых других продуктах.

Используются в лечебном питании противоокислительные свойства липидов.

Одним из активных антиоксидантов является Витами Е, представляющий собой смесь токоферолов, входящих в состав жиров. Витамин Е стабилизирует клеточные мембраны, гася перекисное окисление лицидов, обеспечивает устойчивость эритроцитов. При гипо- или авитаминозе Е эритроциты разрушаются, возникает гемолитическая анемия, что доказывало в прямых экспериментах на животных.

Высокими целебными свойствами обладает молоко. Белки молока, согласно экспериментальном и наблюдениям над людьми, имеют большую питательную ценность по сравнению с белками мяса и растений. Например, если для нормального роста крыс достаточно 6% молочных белков то компенсировать их могут 9% белков говядины, 10% белков пшеницы, 16-17% белков овса, 18% белков гороха.

Хорошо усваивается нашим организмом и молочный жир, находящийся эмульгированном состоянии.

В состав молока входят витамины, углеводы, микроэлементы, минеральные соли, соли кальция и др. Содержатся в молоке и органические кислоты, которые представлены главным образом цитратами, стабилизирующими молоко как дисперсную систему. Содержащиеся в молоке лактоглобулин и казеиноген. Стимулируют образование в организме человека белка. Способствует молоко усвоению железа, кальция, и др. минеральных веществ.

Белки молока, богатые лизином, повышают биологическую ценность хлеба, бедного аминокислотой. Благодаря присутствию кальция молока.

Территориальные структуры и их типы

Территориальное планирование базируется на выявлении и формировании различных типов территориальных структур (территориальной организации), которые наиболее полно соответствуют устойчивому развитию региона.

Термин «территориальная организация » утвердился в экономической и социальной географии. Понятие территориальной организации общества в широком смысле охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики. В узком - включает такие категории, как административно-территориальная организация государства, региональное управление производством, формирование территориальных организационно-хозяйственных образований, определение территориальных объектов управления, социально-экономическое районирование (Топчиев, 1996). По Б.С.Хореву, территориальная организация общества есть сочетание территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов. Э.Б.Алаев (1983) приводит два основных определения территориальной организации – «размещенческое» и «структурное». Территориальная организация общества – это 1) совокутность процессов или действий по размещению предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещению населения, природопользования, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости, осуществляемых в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественно-экономической формации экономических законов и их пространственных модификаций; 2) сочетание функционирующих территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления процессом общественного воспроизводства.

В настоящее время разработан ряд теоретических моделей рациональной территориальной организации хозяйства (техносферы), населения (социосферы), природной среды (ландшафтной сферы), природопользования (системы «природа-хозяйство») (Лаппо, 1978; Родоман, 1971 и др.). Основополагающим выступает принцип рациональной функциональной организации территориального пространства жизнедеятельности человека.

Основные элементы реальной природно-хозяйственной мозаики:

1) ареалы наибольшей концентрации населения, производства, инфраструктуры (территориальная концентрация хозяйства принимает пространственные формы промышленно-городских агломераций, урбанизированных районов, транспортных магистралей. Они образуют ядра, зоны и полосы максимальной хозяйственнй нагрузки на природную среду .) (площадные и линейные геотехсистемы);

2) биоцентры с биокоридорами природные охраняемые территории («природно-географические окна»), призванные сохранить естественную природу на уровне, необходимом для ее воспроизводства и саморазвития. И для индустриально-урбанизированных ареалов, и для природных окон жизненно необходимы соединительные «коридоры» (транспортно-коммуникационные ленты, соединяющие хозяйственные ядра, биокоридоры, соединяющие биоцентры)

Транспортные магистрали служат каналами техногенных геохимических миграций и распространения синантропных видов растений.Все линейные транспортные геосистемы играют роль мощных гидрологических, биогеохимических и экологических барьеров.

Средообразующие комплексы выступают как биоцентры , связанные между собой биокоридорами . Сеть биоцентров разных уровней и биокоридоров формирует каркас экологической стабильности территории (Low, 1982);

3) буферные полосы разделяют территориальные участки с разными несовместимыми функциями. Это охранные зоны (буферные территории, оконтуривающие заповедники с целью нейтрализации антропогенного и техногенного воздействия), санитарно-защитные зеленые зоны (в градостроительном проектировании зеленые зоны имеют установленные нормативы в зависимости от численности населения: а) в городах с населением менее 10 тыс. чел. на 1000 жителей выделяется 50 га лесной площади; б) в городах с населением более 500 тыс. чел. – 130 га на 1000 жителей. В среднем на каждого городского жителя должно приходиться 0,13 га зеленой зоны. Санитарная норма зеленой зоны установлена не менее 25 м 2 зеленых насаждений на одного городского жителя).



Важную роль играет пространственная конфигурация, сочетания (мозаика) на определенных территориях средообразующих и средопотребляющих (промышленных, сельскохозяйственных, селитебных и др.) комплексов, т.е. их территориальная организация .

В теоретических аспектах выделяется несколько типов структур рациональных с определенных точек зрения: плотности использования пространства, геоэкологической целесообразности организации территории (в плане ее устойчивого развития). Рассмотрим некоторых из них.

Закономерности размещения населенных пунктов . Оно подчиняется определенным закономерностям, связанным с законом минимальных усилий, эффектами агломерации (Кристаллер, Леш, Гарнер, Шулер и др.), геометрией ландшафта (см. рис.2.3). В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерация для извлечения выгод, которые обеспечивают экономичность укрупнения. Агломерация можно рассматривать как узлы экономического ландшафта, образующиеся благодаря центростремительным силам. Агломерационный эффект действует на разных уровнях: в регионе, внутри города и т.д. Многие виды деятельности оказываются эффективными только тогда, когда они сконцентрированы в дном месте.

Модель поляризованного ландшафта , предложенная Б.Б.Родоманом и детализированная А.Г.Топчиевым. Б.Б.Родоман (1971) разработал принципы построения идеального культурного ландшафта (рис.2.4). По его мнению, он является хорошим способом придать необходимым оздоровляющим воздействиям на среду системный характер - это представит их как построение идеального культурного ландшафта. Такой ландшафт будет весьма различным от места к месту, да и сам идеал полностью не достижим, поскольку он должен постоянно эволюционировать вместе с человеческим обществом.

Рис. 2.3. Модели систем расселения Кристаллера

Большой город и девственная природа - это как бы два полюса современной биосферы, необходимые человеку в равной мере. Чтобы естественный ландшафт не страдал от близости города и не мешал ему расти, надо отодвинуть их друг от друга как можно дальше, и в тоже время соединив их «амортизирующей прокладкой» из промежуточных функциональных зон так, чтобы плотность постоянного населения, степень хозяйственного использования и частота посещения разных мест людьми постоянно убывали от городского центра к пригородному резервату, как убывает плотность земной атмосферы. Эти зоны человек будет пересекать и посещать при маятниковых миграциях. Между естественными и искусственными «полюсами» географической среды разместятся функциональные зоны (см. рис.2.4):

1.Природные заповедники, доступные научным работникам для исследований и экспериментов, студентам для практики, а широкой публики только для кратко временных посещений.

2.Загородные парки для длительного отдыха и туризма, лесные и охотничьи хозяйства.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей промышленности, перемежающиеся с городскими парками и скверами повседневного пользования.

5. Городской центр или прицентральная зона общественного обслуживания.

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города, превращенное в мемориальный комплекс.

1.Природные заповедники

2.Загородные парки

3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей

5. Городской центр

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города

Рис. 2.4. Сетевой поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана

Границы этих функциональных зон не остаются неизменными: у городского полюса они будут подвижнее, а вблизи природных заповедников устойчивее.

Поляризация ландшафта как целостная территориальная система может существовать только благодаря маятниковым миграциям людей. Различная людность его функциональных зон в разные времена года, дни недели и часы суток превращают его в пульсирующее демографическое поле, по которому от полюса к полюсу бегут волны.

Описанная схема поляризованного ландшафта безразмерна и безмасштабна, она осуществима на любой территории. В этом смысле между большими и малыми районами разница заключается в том. что при небольшой длине спектра в качестве зон выступают однородные земельные угодья и участки, а при больших расстояниях - пестрые ареалы не сплошного, но преимущественного распространения того или иного типа земель. Переход от крупных фрагментов поляризованного ландшафта к мелким подобен дроблению магнита, в каждом куске которого сохраняются оба полюса.

Известно, что фактический размер города ограничивается в частности максимальным временем, которое его жители тратят на ежедневное передвижение к местам работы и обслуживания. Заменив множество посещаемых пунктов одним центром, в качестве модели получим моноцентрический ареал, ограниченный изохронной доступности центра, т.е. линией, у которой все точки одинаково отстоят от этого центра по времени, необходимому на его достижение. При достаточно густой сети путей, допускающем движение по всем направлениям с одинаковой скоростью, ареал должен быть круглым и сохранять эту простейшую форму при равномерном росте во все стороны. Если же выделяются радиальные пути, обладающие повышенной скоростью, то у ареалов вдоль этих путей вырастают характерные зубцы или лепестки, а изохорны и ограниченные ими концентрические зоны становятся вогнутыми.

Правильная решетка, показанная на рисунке 2.4а. предполагает однородную равнину без рек, транспортную сеть равномерной густоты без разветвлений, равновеликие поселения без иерархии и т.п., чего в действительности нигде не бывает. Ясно, что эта теоретическая схема - лишь одно из самых первых приближений к реальной действительности - должна быть затем трансформирована применительно к местным условиям. Функциональное зонирование, подобно вышеописанному, может охватывать не только сушу, но и море. На рисунке 2.4.б, показан прибрежный вариант поляризованного ландшафта. Новым доминирующим элементом, по сравнению со схемой. А, здесь стала береговая линия. Из-за ее прямолинейности сеть основных коммуникаций сделалась прямолинейной.

Структура поляризованной организационной агломерации поселений была также предложена Б.М. Эккелем.(рис.2.5). Она разработана так как и у Б.Б. Родомана на основе использования симметрично отраженного графа рационального жизненного цикла населения: отдых-жилье - санитарно-защитная зона-производство, где в качестве оси симметрии выступают «коридоры» инфраструктуры. Б.М. Эккель считал, что в целях улучшения условий жизни населения и организации рационального природопользования целесообразно располагать функциональные районы ежедневных жизненных циклов населения в виде ориентированных графов, где места жительства и основные места обслуживания размешались бы между местами работы и отдыха, причем должно быть предусмотрено сохранение подобной ориентации в процессе роста и развития систем взаимодействия природы, населения и техники. Это позволит оптимизировать городскую среду, улучшить экологическую ситуацию.

Рис. 2.5. Поляризованный ландшафт Б.Н.Эккеля

Предполагается непосредственный контакт мест жительства с рекреациями выходного дня, которые в полосе контакта станут местом повседневного отдыха. Ограничивается контакт рекреационных районов с производственными сооружениями и инфраструктурой.

Появляется реальная возможность управления рекреационными нагрузками на природные ландшафты, Это достигается за счет отделения рекреационных дорог от путей утилитарного назначения. Выделение рекреационных дорог позволяет строить их сеть и формировать потоки рекреантов исходя из определенной программы рекреационного природопользования. За счет сведения в жгуты линейных технических сооружений предотвращается излишнее дробления природных ландшафтов и ухудшение их качества.

Происходит перераспределение контактов производства и населения с природными ландшафтами в пригородной зоне в пользу населения: формируются «селитебные» секторы природных ландшафтов для непосредственного пользования населением, в то время как в производственных целях используются части природной среды, тяготеющие к магистральным путям сообщения.

Создаваемые большими городами интенсивные нагрузки на среду можно нейтрализовать лишь концентрацией функций и применением целенаправленных природоохранных мероприятий. Создание монофункциональных районов позволяет организовать действенную охрану природы.

В дальнейшем модель поляризованного ландшафта детализирована А.Г.Топчиевым. На рис.2.6 представлена моделей территориальной организации природопользования в системе «прирорда-общество».

Рис. 2.6. Теоретическая модель (картоид) рациональной территориальной организации природопользования (системы «природа-общество»)

Типы территориальных структур систем расселения. В зависимости от типа ландшафта и истории формирования хозяйства региона можно выделить некие идеальные модели территориальных структур (рис.2.7).

Рис. 2.7. Основные типы территориальных структур

Концентрический тип территориальной структуры региона складывается на равнинных территориях с явно выраженным доминантным центром (промышленным, административным). Вокруг него в радиально-концентрическом направлении формируются населенные пункты (см. рис.2.7а). Причем, как правило, вторая концентрическая зона имеет более развитые промышленные зоны. Основные транспортные нагрузки происходят как в радиальном направлении, так и по «кольцевым» направлениям.

Полицентрический квадратно-прямоугольный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7б) характерен так же для равнинных территорий с длительной историей развития. Основные экономические центры примерно равномерно распределены, а между ними формируются зоны экономического влияния. Основные магистрали соединяют центры экономического развития.

Линейный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7в) формируется благодаря природным условиям (вдоль русел рек, горных массивов). Система расселения в виде основных центров повторяет природный контур, а вокруг них могут формироваться второстепенные центры. Так, основные города Прикарпатского региона – Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, а так же их курортные и промышленные спутники, образуют одну мощную полосу расселения, которая усиливается соответствующими связями и магистралями.

Для приморских регионов характерный полицентрический приморско-фасадный тип региональной структуры (см. рис. 2.7г). Основные экономические центры – портовые и курортные города, расположенные вдоль морского побережья. Вокруг них формируются так называемые хинтерланды – зоны экономического влияния. Транспортные магистрали, идущие от портово-промышленных центров в глубь суши, отличаются значительными грузо- и пассажиропотоками. В то же время «продольные» магистрали, что соединяют приморские центры, как правило менее нагружены. Подобным образом организована территория в прибрежных регионах Одесской области.

Для регионов с развитием горнодобывающей промышленности характерный полицентрический центрально-бассейновый (или бассейновый звездный) тип территориальной структуры хозяйства (см. рис. 2.7д). Сочетание экономических центров и городских агломераций формируется в бассейнах бессистемно вокруг центров горнодобывающей промышленности. Как правило, возникают значительные антропогенные и экологические нагрузки в пределах таких центров. Такая ситуация характерна для Донбасса, Криворожского и Никопольского марганцеворудного бассейнов.

В видеоуроке «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства» рассмотрены основные черты и особенности составных частей мирового хозяйства. Благодаря данному уроку, вы познакомитесь с тремя типами структуры мирового хозяйства, узнаете, как воздействует НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства; учитель расскажет вам об основных моделях мирового хозяйства. В уроке подробно рассказано о географических структурных различиях мирового хозяйства.

Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Урок: Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

В своем развитии человеческое общество и его хозяйственная деятельность проходят три основные стадии развития: доиндустриальная (аграрная), индустриальная и постиндустриальная .

Доиндустриальное общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способами социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Такая структура сохранилась в следующих странах: Чад, Камерун, Сомали, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, ЦАР, Руанда.

Индустриальное общество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. В индустриальной структуре экономики преобладает промышленность. Такая структура характерна для следующих стран: Катар, Ирак, Саудовская Аравия, Габон, Алжир, Бруней, Ливия.

Рис. 1. Промышленность - главное направление в индустриальной структуре хозяйства

Постиндустриальное общество - это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.Главные отличительные черты постиндустриального общества от индустриального - очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями и венчурным бизнесом. И высокая стоимость и производительность высококачественного национального человеческого капитала, генерирующего избыток инноваций, вызывающих конкуренцию между собой. В постиндустриальной структуре преобладают сфера услуг, нематериальное производство. Такая структура характерна для следующих стран: США, Франция, Япония, Монако, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Сингапур. Значительное влияние на формирование постиндустриальной структуры оказала НТР.

Признаки постиндустриальной структуры хозяйства:

1. Переход от производства материальных товаров к производству услуг.

2. Преобладание работников умственного труда.

3. Развитие наукоемких производств.

4. Принятие решений на основе современных технологий.

5. Установление жесткого экологического контроля.

Некоторые авторы также выделяют четвертый этап развития общества - информационный, другие считают, что это информационная фаза развития в постиндустриальной структуре. В информационной структуре увеличивается роль информации, возрастает число людей, занятых информационными технологиями и работающих с информацией, нарастает информатизация общества и т.д.

НТР в целом оказала существенное воздействие на отраслевую структуру материального производства: выросла доля промышленности и сферы услуг, кроме того, произошли изменение техники производства, создание новых материалов, автоматизация и многое другое.

В эпоху НТР в отраслевой структуре промышленности выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают примерно 90% стоимости всей продукции. В составе этой группы выделяют отрасли так называемой авангардной тройки:

1. Машиностроение.

2. Электроэнергетика.

3. Химическая промышленность.

Кроме того, благодаря НТР в сельском хозяйстве также произошли изменения, например, возросло производство кормовых и технических культур.

Территориальная структура хозяйства - совокупность взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

В результате на территории может сложиться определенная структура (система) хозяйств.

Система экономических районов (характерна в основном для развитых стран):

1. Высокоразвитые районы.

2. Старопромышленные районы.

3. Аграрные районы.

4. Районы новых освоений.

Рис. 2. Северная Канада - район нового освоения

Колониальный тип структуры хозяйства, его отличительные черты:

1. Преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности.

2. Слабое развитие обрабатывающей промышленности.

3. Сильное отставание транспорта.

4. Ограничение непроизводственной сферы, преимущественно торговлей и услугами.

5. Высокая роль и значение столиц.

6. Для территориальной структуры хозяйства также характерны сохраняющиеся от колониального прошлого общая неразвитость и сильные диспропорции.

Для сглаживания контрастов в структуре хозяйства и его размещении проводится региональная политика - это система экономических, политических, административных мер, направленная на рациональное размещение производства и выравнивание уровня жизни людей.

В настоящее время региональная политика наиболее активно проводится в Индии, Китае, Бразилии, ЮАР, Австралии, Нигерии, Казахстане.

Домашнее задание

Тема 4, П. 3

1. Какие типы структуры экономики вам известны? В чем основные черты отличия между ними?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. - М.: ВШЭ, 2011.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.: «Юстицинформ», 2006.

4. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. - М.: КомКнига, 2006.

5. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.

6. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В. Иноземцева. - М.: Академия, 1999.

7. остина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4.

8. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 4. - Культурология.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

2. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. - 109 с.

4. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

5. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

7. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

10. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

11. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

12. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

13. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

14. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

15. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().